Kievuz

Акты применения права

Акты применения права: понятие, виды

Акты применения права

Правоприменительный акт – один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия – они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

    1. имеют индивидуально-определенный характер, т.е.

      относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);

    2. являются властными и обязательными для исполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
    3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение – не создавать, а применять нормы права;
    4. выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
    5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
    6. обеспечиваются государственным принуждением, так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные “казенные бумаги” выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

    • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
    • иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных актов

1) по отраслевому признаку:

    • уголовно-правовые,
    • гражданско-правовые,
    • административно-правовые,
    • финансовые и др.

2) по субъектам их издания:

    • акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных;
    • органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления;
    • акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

3) по юридической природе:

    • правоохранительные,
    • правоисполнительные,
    • правовосстановительные,
    • правообеспечительные.

4) по последствиям:

    • правообразующие,
    • правопрекращающие,
    • правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5) по форме выражения:

    • письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте);
    • акты-документы и акты-действия.

6) по названию:

    • указ,
    • постановление,
    • приказ,
    • распоряжение,
    • протокол,
    • резолюция,
    • разрешение,
    • приговор,
    • акт о наложении штрафа,
    • указание и т.д.

Следует отметить, что среди правовых актов есть такие, которые содержат в себе как признаки индивидуальной определенности, так и черты нормативности, в силу чего их трудно отнести только к тем или другим.

Например, приказ министра обороны о призыве на воинскую службу очередных новобранцев, равно как и приказ о демобилизации отслуживших свой срок военнослужащих, является, с одной стороны, правоприменительным актом, поскольку он применяет в данных случаях соответствующие нормы Конституции РФ и Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г., а с другой стороны, такой приказ относится к сотням и тысячам субъектов индивидуальных и коллективных (военкоматов всех уровней) и тем самым регулирует довольно обширный пласт общественных отношений. А это уже – свойства нормативного акта.

Так что деление правовых актов на нормативные и ненормативные, в частности акты применения норм права, в какой-то мере условно, не абсолютно. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при определении юридической природы того или иного правового документа. Тем не менее указанные выше разграничительные признаки между нормативными и правоприменительными актами остаются в силе.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/akti-primeneniya-prava-ponyatie-vidi

Акты применения права: понятие и виды

Акты применения права

Результаты правоприменительной деятельности закрепляются в особых официальных формах – актах применения права. Они отражают решения уполномоченных структур по конкретным юридическим делам. Рассмотрим далее особенности и примеры актов применения права.

Отличительные черты

Существует ряд признаков актов применения права, по которым они отличаются от иных официальных форм.

  • Во-первых, они представляют собой решения по конкретным делам, утвержденные компетентным органом, уполномоченным на реализацию функций в определенной сфере общественных отношений.
  • Во-вторых, в акте применения права содержится государственно-властное веление. Оно обязательно для исполнения всеми субъектами, которым адресовано. Соблюдение его положений обеспечивается властью государства.
  • В-третьих, актом применения права является документ, имеющий определенную форму, закрепленную в законодательстве. Несоблюдение ее может повлечь отмену или изменение документа. Наиболее распространенными формами актов считаются приказы, постановления, распоряжения и пр.
  • В-четвертых, содержание документа направлено на индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений. В акте применения права персонифицируются юридические обязанности и субъективные права определенных лиц, действующих в определенной ситуации. Такой документ регламентирует не разновидность общественных правоотношений, а конкретное взаимодействие в определенной сфере.

Принимая во внимание приведенные выше признаки, можно сформулировать понятие акта применения права.

Им следует считать официальное решение, принятое компетентной структурой по определенному юридическому вопросу, содержащее властное веление, которое выражается в определенной форме и направлено на индивидуальное регулирование конкретных общественных отношений.

Отличие от нормативно-правовых документов

Акт применения права обладает индивидуальным характером, регламентирует определенные правоотношения, адресуется к конкретным субъектам. Такой документ действует в строго определенных случаях.

Нормативно-правовой акт, в свою очередь, обладает общим характером. Он регламентирует вид правоотношений и адресуется многим субъектам.

Его действие распространяется на определенную сферу до того момента, пока он не будет отменен.

Нормативно-правовым актом устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы. Правоприменительный акт не обладает такими свойствами. С его помощью осуществляется претворение в жизнь, реализация общих предписаний нормативного акта. Его следует считать средством их перевода в сферу определенных публичных отношений применительно к конкретным субъектам.

Правоприменительные документы должны:

  • Строго соответствовать положениям нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми они приняты.
  • Издаваться в рамках компетенции уполномоченного органа или конкретного служащего.
  • Содержать всестороннюю характеристику определенного юридического дела.
  • Иметь необходимые реквизиты, придающие официальный характер. В их числе, в частности, наименование документа, место, время принятия, название органа, в котором акт издан. Неотъемлемым элементом является печать структуры и подпись уполномоченного лица.

Нюансы

Акты применения не выступают в качестве правовых источников. В них отсутствуют общие правила поведения. Они только отражают правовые нормы, применяемые к конкретным правоотношениям или субъектам.

Такие документы принимаются почти во всех государственных органах в разных сферах публичной жизни. Этим обусловлено их разнообразие.

Субъектный состав

По этому критерию можно выделить несколько видов актов применения норм права. Документы могут принимать:

  • Госорганы и общественные организации.
  • Президент.
  • Федеральные органы управления.
  • Региональные структуры госвласти.
  • Судебные инстанции.
  • Органы прокуратуры.
  • Контрольно-надзорные структуры.
  • Коллегиальные и единоличные органы.

Предмет регулирования

Этот критерий позволяет разделить акты применения права на виды в зависимости от конкретной юридической отрасли. К примеру, они могут приниматься в уголовно- или конституционно-правовой сфере.

Кроме того, достаточно распространены акты применения в административном праве. В их числе, в частности, многочисленные постановления, распоряжения исполнительных органов власти.

Существуют также акты применения процессуального и материального права.

Форма деятельности

По этому критерию акты разделяются на:

  • Исполнительные. Они связаны с реализацией диспозиций норм, имеющих дозволяющее содержание. Такие документы обеспечивают максимально эффективное регулирование различных проявлений правомерного поведения.
  • Правоохранительные. Такие акты связаны с применением санкций в случае нарушения предписаний, а также осуществлением мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений.

Функциональный признак

Он определяет позицию акта в структуре механизма нормативного регулирования. По этому критерию выделяют:

  • Регламентирующие акты. Они определяют круг субъектов определенного правоотношения, указывают объем их обязанностей и прав, устанавливают момент возникновения правоотношений, условия их развития и прекращения.
  • Правообеспечительные акты. Они выступают в качестве гарантии реализации правоотношений на основе полномочий компетентных структур. Такие акты обеспечивают достижение целей нормативного регулирования.

Внешнее выражение

По этому критерию различают акты документы и действия.

Первые представляют собой решения компетентных органов, оформленных надлежащим образом в письменном виде. Такие акты используются в случаях, когда нужна строгая конкретика при фиксации. К примеру, в документах отражаются фактические обстоятельства дела при расследовании, вид меры принуждения и пр.

Акты-документы различаются по структуре. Это связано с положением того или иного уполномоченного органа и значением рассматриваемого вопроса, юридической силой решения, особенностями процедуры принятия.

Акты-действия бывают словесными и конклюдентными. К числу первых, к примеру, можно отнести устное распоряжение начальника госоргана, отданное подчиненным. Конклюдентными считаются такие действия, которые наглядно и явно выражают решение, принятое субъектом права. К примеру, это может быть жест сотрудника ГИБДД, регулирующего движение на дороге.

Акты-действия, как и письменные правоприменительные документы, наделяются властной силой. Реализация их положений влечет определенные юридические последствия. В случае отказа от исполнения к субъекту могут применяться уголовные, административные, дисциплинарные и иные принудительные меры, закрепленные в законодательстве.

Структура документа

Акт может включать 4 составных части: вводную, описательную, мотивировочную, резолютивную. Такая структура характера, например, для судебных решений.

В акте может присутствовать только 3 части – вводная, описательная и резолютивная. Такую структуру имеют административные и следственные протоколы.

В акте может быть 2 части – вводная и резолютивная. Такие документы представляют собой разрешения на совершение конкретных действий.

Документы могут содержать только резолютивную часть.

Характеристика структурных элементов

В вводной части содержится наименование акта – приговор, постановление, решение, приказ и пр. В этой же части указывается дата и место принятия, название структуры, вынесшей акт, или сведения о служащем, его принявшем, а также указание на правовую коллизию, которую разрешает документ.

В описательной части присутствует характеристика фактов, относящихся к коллизии.

В мотивировочной части приводится краткий анализ доказательств, подтверждающих описанные факты, их правовую квалификацию. В этом же разделе разъясняется смысл правовой нормы, которую использовал правоприменитель.

В резолютивной части отражается решение. Оно обязательно для участников дела.

Правовое значение актов

В зависимости от своей роли в юридической системе, акты разделяются на основные и вспомогательные.

К числу первых относят завершенные решения по определенному юридическому делу. К примеру, это может быть решение или приговор судебной инстанции.

Вспомогательными являются акты, содержащие предписания, подготавливающие утверждение основных актов. Они могут быть процедурно-процессуальными, контрольно-надзорными и пр.

Время действия

По этому критерию акты можно разделить на:

  1. Длящиеся.
  2. Однократного применения.

К последним можно отнести постановления о вменении штрафа. В число длящихся актов входят решения о регистрации брака, назначении пенсии и пр.

Заключение

Правовые нормы создаются для того, чтобы субъекты своим поведением их реализовывали. Без претворения в жизнь предписания теряют свое значение.

Правоприменение необходимо в тех случаях, когда правоотношение ввиду его сложности и важности может и должно создаваться исключительно по решению уполномоченного органа власти либо государству необходимо его проконтролировать. Так, расторжение брака, награждение почетным знаком, назначение на должность допускается только при наличии соответствующего решения.

Без правоприменительных актов нельзя обеспечить защиту норм от нарушений, нельзя наказать нарушителей, ликвидировать негативные последствия несоблюдения предписаний.

Правоприменение направлено на удовлетворение потребностей всего общества. Поскольку интересы социума постоянно изменяются в связи с изменчивостью условий жизни, то и правоприменители должны учитывать разные факторы для обеспечения эффективного регулирования правоотношений в разных сферах.

Источник: https://FB.ru/article/360162/aktyi-primeneniya-prava-ponyatie-i-vidyi

ovdmitjb

Add comment