Kievuz

АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Содержание

Основные формы подростковой девиации

АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить пьянство, наркоманию, проституцию и т.д.

Возрастание отклоняющегося поведения в том или ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе ценностных оснований этого общества, конфликте между личностными и общественными интересами.

Девиантное поведение – это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

Не всегда подростки выберут правильный жизненный путь. Тех, кто отклоняется от социальных норм и правил называют трудновоспитуемыми, или же подростками с отклоняющимся, девиантным поведением.

Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:

Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения подростков

Подростковый алкоголизм является сегодня одной из серьезнейших социально-педагогических проблем.

Особенность алкоголизма как формы отклоняющегося поведения состоит в том, что это явление предопределяет взаимосвязанные с ним другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

  • -большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состоянии. Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления;
  • – многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения;
  • – пьянство способствует созданию криминальной ситуации;
  • – пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Выделим основные причины алкоголизации подростков.

  • 1. Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности.
  • 2. Алкоголь как реклама. Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах.
  • 3. Алкоголь как времяпрепровождение. В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцам и т. д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.
  • 4. Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности.
  • 5. Алкоголь как иллюзорная реальность. Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний.

Известно, что наркомания — это пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории. Эти вещества различны как по составу, так и по действию на организм человека. Злоупотребление ими наносит вред, как индивиду, так и обществу в целом.

По статистическим данным в России число наркоманов перешло 7% и составляет более 10 млн. человек. В России уже нет людей не сталкивавшихся с наркотиками: либо они пробовали их сами, либо их друзья, знакомые, родственники, либо им предлагали наркотики.

Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом.

Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних, страдающих наркоманией, обращается за помощью самостоятельно, в то время как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотиков.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, которая характеризуется:

  • – массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику очень долго остается психическим;
  • – «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13-14 лет;
  • – переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности;
  • – изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если еще лет пять тому назад это были дети из неблагополучных семей, где ведущими были такие асоциальные факторы, как пьянство или криминальность родителей, жестокие внутрисемейные отношения, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком.

Подростковая наркомания обладает целым рядом специфических особенностей, а также тенденций к злокачественному течению. Подростковые наркомании сложны для диагностики, лечения, социальной реабилитации. Они требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по реконструкции личности подростка, восстановлению утраченных социальных связей.

Page 3

Проституция (вступление в половую связь за плату) — это одна из разновидностей половой деморализации, другими проявлениями которой считаются вступление в половую связь лиц, не достигших половой зрелости, вступление в случайные половые связи, беспорядочная половая жизнь.

Различные виды деморализации в сфере полового поведения несовершеннолетних особенно распространены среди девочек, о чем свидетельствует количество дефлорированных девочек 12-13 летнего возраста, число обращений несовершеннолетних по поводу производства аборта, распространение среди них венерических заболеваний.

Говоря о детской и подростковой проституции, все немногочисленные научные отечественные источники рассматривают в качестве основного объекта сексуальной деятельности девочку-проститутку, замалчивая, что в обществе существует и другой вид детской проституции — гомосексуальная проституция.

При этом мальчики могут оказывать платные сексуальные услуги в качестве «профессионалов», для которых это занятие является постоянным и основным источником заработка; «мальчиков по вызову», подрабатывающих таким образом; «мальчиков на подхвате», которые время от времени получают доход от оказанных ими услуг.

Таким образом, на сегодняшний день подростковую проституцию необходимо рассматривать, прежде всего, как острейшую социальную проблему, как один из видов социальной патологии, который выделяется по следующим признакам: отдача себя многим лицам; отдача себя за вознаграждение; полное равнодушие к личности получающего сексуальные услуги.

Page 4

Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен, прежде всего, для развитых капиталистических стран.

К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи западные специалисты относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом.

Мотивы совершения преступлений. Тяжелое материальное положение сокращает возможности подростков для удовлетворения своих интересов и желаний, что часто толкает несовершеннолетних на совершение преступлений. Недостаток средств для приобретения каких-либо вещей они восполняют противоправным способом.

Для несовершеннолетних осужденных характерны такие преступления, как изнасилования, кражи, грабежи, разбои, убийства, телесные повреждения, нарушения правил безопасности движения, вымогательство, угон автотранспортных средств.

Мотивами совершения корыстных преступлений являются следующие побуждения: желание завладеть ценной вещью, потребность иметь собственные деньги для приобретения вещей, радиоаппаратуры, мотоцикла и т. д.

В основе этих преступлений лежит желание не отстать от моды, иметь то же, что и сверстники, хотя и добытое преступным путем. Наиболее распространенные мотивы совершения насильственных преступлений: жажда мщения, проявление «мужских» качеств, «закалка воли», «рисковать и ничего не бояться», «не быть белой вороной».

В числе мотивов рецидивов (повторных преступлений) встречаются такие, как «пострадавшие не оказывали сопротивления», «появилось чувство уверенности», «хороший сбыт похищенного», «руководство опытного вожака».

Часть подростков, совершая преступление, расценивает это как озорное действие. Они не видят грани, где нарушение переходит в преступление. Подавляющая часть из последней категории правонарушителей расценивают свое нарушение как проявление отваги, силы и смелости.

Page 5

Очевиден тот факт, что агрессия и противоправное поведение взаимосвязаны. Действительно, противозаконные действия по большей части сопровождаются агрессивными действиями. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т.е.

служит достижению каких-либо целей (убийство для получения жилплощади, физическое насилие при ограблении, угрозы с целью вымогательства денег). В случае других, насильственных, преступлений непосредственно проявляется враждебное поведение.

Насилие в целом как наиболее опасная форма агрессивного поведения запрещается законом и контролируется государством.

Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение.

Они во многом напоминают маленьких детей, чьи импульсы подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие подростки действуют практически во вред себе, потому что в результате своих действий еще более лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения.

Тем не менее, в условиях жестко регламентированного внешнего контроля (заключения) они нередко чувствуют себя комфортно, порой даже более чем на свободе.

Page 6

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Суицидальное поведение – осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Самоубийства подростков встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе — шантажа.

Зачастую лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% — это крик о помощи. В группе подростков возрастает роль психических расстройств, например депрессии.

К признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями.

Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения в СМИ в 1999 г.

о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернешнл», несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек и у юношей. В подростковом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как группа, молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы.

Таким образом все эти данные помогают более глубоко и детально разобраться в причинах отклоняющего поведения у подростков и разработать наиболее эффективные методы работы с ними.

Источник: https://studwood.ru/2065789/pedagogika/osnovnye_formy_podrostkovoy_deviatsii

Алкоголизм – как форма проявления дивиатного поведения детей. Социальная педагогическая деятельность с подростками склонных к алкоголизм

АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

                                      Министерство образования и науки РФ                                                                            

                       Пензенский государственный педагогический университет 

                                                    имени В.Г. Белинского

                      Факультет начального и специального образования

             Кафедра  педагогического и психологического начального образования

                                                       Контрольная работа

                                                      по педагогике на тему

       «Алкоголизм – как форма проявления дивиатного поведения детей.

   Социальная педагогическая деятельность с подростками склонных к алкоголизму »

                                                                                                 Выполнила:

                                                                                               студентка группы ЛП 21

                                                                                                А.С. Кавкаева

                                                                                               Проверила:

                                                                                                к.п.н., доцент

                                                                                              Л.Н. Корчагина

         2012

Оглавление

Введение

Глава 1. Алкоголизм – социально-педагогическая проблема

1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков

1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка

1.3 Причины и уровни вовлеченности подростков в употребление спиртных напитков

1.4 Освещение в социально-педагогической литературе проблемы профилактики подросткового алкоголизма

Глава 2. Организация деятельности социального педагога по профилактики алкоголизма в подростковой среде

2.1 деятельности социального педагога по профилактике алкоголизма в ОСШ №20 г. Барановичи

Заключение

Список использованных источников

Введение

Алкоголизм и пьянство, по данным ВОЗ, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, влияют на национальное развитие, алкоголизм и пьянство – это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями.

Алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение и связанные с ними проблемы, стоят сейчас в одном ряду с такими распространенными заболеваниями, как сердечнососудистые и онкологические, а по экономическому и социальному ущербу даже превосходят их.

Проблема алкоголизма, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.

В настоящее время резко снижается возраст первого знакомства детей с алкоголем. По данным наркологических служб 12 % начинают употреблять спиртные напитки в 8-12 лет, а к 14-15 уже наблюдается систематическое употребление алкоголя .

Начало злоупотребления алкоголя теснейшим образом связано с психологическими особенностями подростка, c отклоняющимся поведением.

При анализе алкоголизации несовершеннолетних употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм нарушения поведения.

Актуальность исследования и его практическая значимость определила цель данной контрольной работы.

Цель контрольной работы – изучить содержание работы социального педагога по профилактики подросткового алкоголизма.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

осуществить анализ социально-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

определить сущность понятия подросткового алкоголизма;

изучить отношение подростков к употреблению алкогольных напитков.

Объектом исследования является подростковый алкоголизм.

Целенаправленная профилактическая работа социального педагога будет способствовать не только снижению алкоголизма и вредных привычек в подростковой среде, но и снижению правонарушений и преступности среди подростков.

1.1 Понятие и характеристика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков

Детский алкоголизм является сегодня одной из серьёзнейших социально-педагогических проблем.

Подростковый возраст и рискованное поведение – это почти синонимы. В этом возрасте становятся актуальными потребности в признании, общении, самоутверждении, новых ощущениях. Подросток живёт ими, они составляют основной смысл его жизни и заставляют действовать.

Нередко самым простым и быстрым способом удовлетворения этих потребностей подростку представляется употребление алкоголя.

И действительно, некоторым это даёт возможность на какое-то время почувствовать уверенность в себе, лёгкость в общении, отвлечься от своих проблем.

Проблема алкоголизма имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни, знание и учет которых способствует принятию эффективных мер по ее преодолению.

На Руси употребление спиртных напитков, началось с момента создания Киевского государства и, было развито среди всех слоев населения: князей, бояр, духовенства, простого люда, но приготовление и продажа спиртных напитков находились в руках князей и высших сословий.

социальный педагог подростковый алкоголизм

Слово “алкоголь” имеет арабское происхождение и в буквальном смысле означает “нечто эфирное”. Напитки, содержащие спирт называются алкогольными. Чем выше показатель крепости алкогольного напитка, тем сильнее его опьяняющее действие.

В терминологическом плане следует различать понятия “алкоголизм”, как болезнь, и “пьянство”, как употребление спиртных напитков, приводящие к алкоголизму. Разграничение этих понятий, необходимо хотя бы уже потому, что при профилактике и лечении алкоголизма применяются преимущественно меры медицинского характера, а при борьбе с пьянством – педагогического и общественного воздействия.

Понятие “алкоголизм” включает себя два основных критерия: медицинский и социальный.

С медицинской точки зрения, алкоголизм рассматривается как – заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях – стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией.

С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.

Социальный критерий алкоголизма определяет тот духовный, материальный и биологический вред, который приносит неумеренное употребление алкоголя, как самим больным, так и всему обществу.

Злоупотребление алкоголем разрушает общество, потому что ведет к росту правонарушений, преступности, к распаду семей, увеличению смертности от дорожно-транспортных происшествий, снижению производительности труда, ухудшению состояния экономики.

Пьянство – не заболевание. Этим оно отличается от алкоголизма, хотя социальные критерии пьянства и алкоголизма совпадают. Пьянство – антиобщественная форма поведения, проявляющаяся преимущественно в злоупотреблении алкоголем. В то же время пьянство служит благодатной почвой для развития алкоголизма .

В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношества. Многие подростки рассматривают алкоголь как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства – как проявление мужественности и независимости .

Особенность пьянства и алкоголизма как формы девиантного поведения состоит в том, что эти явления предопределяют взаимосвязанные с ними другие социальные отклонения: преступность, правонарушения, социальный паразитизм, аморальное поведение, самоубийства.

Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что в настоящее время алкоголизм принято рассматривать как прогрессирующий болезненный процесс, что позволяет выделить три стадии его развития.

Первая стадия алкоголизма постепенно формируется из пьянства. Для неё характерны такие признаки как: психическая зависимость от алкоголя, возрастающая стойкость к нему, частичные нарушения памяти на период опьянения, переход от эпизодического пьянства к систематическому.

В результате систематического пьянства постепенно снижается чувствительность организма к алкоголю. Подросток начинает употреблять спиртное в 2-3 раза больше, чем прежде. Изменяется и характер опьянения. Вместо эйфории, приподнятости настроения появляются несвойственные им ранее грубость, подозрительность, злобность, агрессивность.

Почти постоянным становится выпадение из памяти некоторых эпизодов, относящихся к состоянию опьянения.

Для подростков в начальной стадии алкоголизма (вне состоянии опьянения) характерны: повышенная раздражительность, несдержанность, гнев.

Им трудно сосредоточить внимание, что влечёт за собой повышенную отвлекаемость, плохое запоминание, следовательно – неудачи в учёбе. Их выводят из себя обычные раздражители: ход часов, шорох бумаги.

Сон обычно нарушен, и сопровождается кошмарными сновидениями .

Во второй стадии патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер. Полностью утрачивается контроль над количеством выпитого. Ранний признак этой стадии – формирование абстинентного синдрома.

Наличие абстинентного синдрома, неодолимый характер влечения, высокая стойкость к алкоголю – всё это делает подростка зависимым от алкоголя не только в психическом, но и в физическом отношении.

На данной стадии заболевания тяга больного к алкоголизмом к спиртному определяется не только желанием достигнуть душевного комфорта, но и стремлением облегчить своё физическое состояние, пьянство становится практически ежедневным и сопровождается потреблением больших доз алкоголя.

Запои могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и прекращаются на неопределённый промежуток времени только в связи с внешними обстоятельствами (отсутствие денег и прочее).

Таким образом, на второй стадии наблюдаются следующие признаки: патологическое влечение к алкоголю приобретает неодолимый характер, утрачивается не только количественный, но и ситуационный самоконтроль, формируется синдром похмелье и всё более заметными становятся признаки изменения личности.

Третья стадия характеризуется уменьшением стойкости к алкоголю, усилением физической зависимости от алкоголя, углубляющейся деградации личности.

У части подростков наблюдаются судорожные припадки. Происходит процесс слабоумия, только уже необратимый. Для подростков характерны: апатия, выраженный эгоизм, психическая, физическая слабость. Аппетит и половое влечение отсутствуют или резко снижены .

Такова картина алкоголизма, которую как нельзя точно охарактеризовал еще в прошлом веке великий русский писатель Л.Н. Толстой: “Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи, и что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство”.

Таким образом, последствия злоупотребления алкоголем для здоровья и социального статуса человека свидетельствуют, что оно представляет серьезную социальную опасность. Злоупотребление алкоголем разрушает общество, потому что ведет к росту правонарушений, преступности, к распаду семей.

1.2 Особенности детского и подросткового алкоголизма его влияние на организм подростка

Подростковый возраст – это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма. В этом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в 2 раза, возрастает объём крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение.

В самом начале периода отрочества завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения. В этот период происходит дальнейшее совершенствование функциональной деятельности центральной нервной системы.

Развитие психики в этот период знаменует собой переход индивидуального сознания в общественное сознание.

В подростковый период начинают формироваться высшие этические и нравственные категории, эстетические понятия. Также характерны специфические психологические черты и реакции, такие, как группирование со сверстниками.

Анализ социально-педагогической литературы по исследуемой проблеме показал, что к настоящему времени накопился достаточный фактический материал, свидетельствующий о том, что характер пьянства и клиническая картина алкогольного опьянения у детей и подростков по сравнению с таковыми у взрослых имеют свои особенности.

В процессе формирования алкоголизма у подростков большую роль играют механизмы подражания: очень часто они начинают пить не столько ради вызываемого алкоголем чувства опьянения, сколько ради любопытства, подражая взрослым.

Немаловажное значение при этом имеют такие психологические особенности, как повышенное стремление к самостоятельности. Сам процесс пьянства у подростков носит характер противопоставления себя окружающим, а поэтому с самого начала подростки могут употреблять большие дозы крепких напитков, что приводит к тяжелому опьянению.

М.А. Галагузова в качестве основных характерных особенностей подросткового алкоголизма выделяет:

Источник: http://myunivercity.ru/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%90%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC__%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/49084_1283693_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Девиантное поведение – причины, формы, виды, коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков

АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Девиантное поведение (от англ. deviation — отклонение) — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Девиантное поведение — это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

Связь между этими видами девиантного поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение.

В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы.

Девиантное поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков.

Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой.

Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.

К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).

Причины девиантного поведения

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.

Биологические факторы

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию.

Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:

– генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.

Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;

– психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;

– физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.

Психологические факторы

Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции.

Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.

Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.

В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.

Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение.

Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

В случае несформированности системы нравственных ценностей человека, сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность.

Для таких людей характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.

Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

Виды девиантного поведения

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.

1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в форме:

а) поступка (ударить человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:

– преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.

– пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.

– самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека.

Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д.

Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности.

И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики.

Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным, т.к. слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.

Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.

) Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.

ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений. Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.

Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении “идеального и реального”; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.

Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.

Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений.

Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней.

Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях.

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4732

Алкоголизм как форма девиантного поведения

АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Определение 1

Девиантное поведение – это нарушение социальных норм.

Оно обрело в последнее время массовый характер, что сделало данную проблему предметом исследования социологов, социальных психологов, медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов.

Девиантное поведение имеет общие причины для всех:

  • социальное неравенство;
  • морально-этический фактор, выражающийся в низком морально-нравственном уровне, бездуховности общества;
  • окружающая среда с нейтрально-благосклонным отношением к девиантному поведению;
  • неблагоприятные условия воспитания в семье.

Алкоголизм

Человечеству опьяняющие напитки известны с давних пор. Они изготавливались из растений. Употребление этих напитков было частью религиозных ритуалов, сопровождающих празднества. Относительно дешевый способ изготовления крепких напитков был освоен в $XVI$ веке.

Негативные перемены наметились после открытия промышленного способа выработки этилового спирта. Данное открытие породило массовое потребление алкоголя, и в $XVIII$ веке пьянство приобрело широкий размах в Европе. В этот же период времени в России входит в употребление такой напиток, как водка.

В $XX$ веке значительно усугубляется такая сложная проблема для человеческой цивилизации – алкоголизм.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Алкоголь стал элементом определенных социальных ритуалов. При этом такая социокультурная ситуация достаточно дорого обходится нашему обществу. Статистические данные – яркое подтверждение этому: в состоянии опьянения совершается 90% хулиганских действий, $90\%$ изнасилований, примерно $40\%$ иных преступлений.

Мотивами для употребления алкоголя чаще всего становятся: развлечение, воздействие окружающих людей, соблюдение традиций, праздники, семейные неурядицы, а также неприятности на работе.

Изучение аспектов потребления алкоголя и последствий его употребления является достаточно сложным. Об алкогольном положении и его динамике судят по трем группам социологических показателей:

  • уровень потребления алкоголя на душу населения, структура потребления;
  • характеристики массового поведения, которое является следствием потребления спиртного;
  • ущерб, причиненный пьянством экономике и обществу.

Уровень потребления алкоголя можно рассматривать только наряду с данными о структуре потребления. Также необходимо учитывать регулярность и длительность потребления, взаимосвязь с приемом пищи.

Замечание 1

Важно учитывать специфику распределения общего объема потребленного алкоголя:

  • численность и состав групп пьющих, непьющих и пьющих умеренно;
  • распределение потребления алкоголя между мужчинами и женщинами;
  • распределение потребления алкоголя по возрастным группам;
  • другие социально-демографические признаки.

Поведение в социокультурных и этнических группах при одинаковой степени опьянения и его оценка существенно различаются. Данные характеристики составляют понятие модели алкогольного потребления.

Формирование девиантного поведения

Алкогольная зависимость формируется на протяжении определенного времени и определяется сложными изменениями, проходящими в организме пьющего человека.

Влечение к употреблению спиртного проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к принятию алкоголя, «потирание рук», приподнятый эмоциональный фон.

Чем дольше человек употребляет алкоголь, тем меньше удовольствия он получает от его употребления.

На формирование алкогольной зависимости влияет несколько факторов: наследственность, особенности характера, специфические свойства личности и окружающая среда. К факторам способствующим алкоголизации относятся также низкий уровень материального благосостояния и образование.

Развитие алкоголизма у подростков провоцирует раннее приобщение к употреблению алкоголя и формирование «алкогольного мышления». При наличии у человека олегофрении и врожденных физических или психических заболеваний, алкоголь играет роль компенсирующего фактора, позволяющего «сгладить» дефекты личности.

У молодежи алкоголь выступает средством раскрепощения и преодоления застенчивости.

Замечание 2

Алкоголизм – заболевание поступательное, которое начинается с бытового пьянства и заканчивается в наркологической клинике. Для алкоголика доза спиртного для получения удовольствия увеличивается в два-три раза по сравнению с начальной нормой.

Далее влечение к алкоголю становится физиологической зависимостью, переносимость алкоголя достигает максимума, а страсть к алкоголю обретает патологический характер. Постепенно в организме человека запускается необратимый процесс, спирт становится необходим для обменных процессов.

На последней стадии алкогольной зависимости порог толерантности снижается на столько, что человеку достаточно кружки пива для хмеля. Спиртное становится основным жизненным приоритетом.

Социальный контроль над девиантным поведением

К сожалению, наша исправительно-трудовая система не исправляет, а карает человека. Именно в таких учреждениях завершается формирование девиантного поведения вызванного алкоголем.

Вначале девиантное поведение, вызванное алкоголем, носит немотивированный характер. Человек хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий и неумения правильно определить свою социальную роль, он не может этого сделать.

Основным средством социального контроля является удовлетворение различных потребностей и интересов людей, склонных к алкоголизму и девиантному поведению.

Борьба общества с алкоголизмом ведется в двух направлениях.

Одно из них – воспрепятствование доступности алкогольных напитков, сокращение уровня их производства и продажи, повышение цен на спиртные напитки, ужесточение наказаний за нарушение ограничений, запретов.

Второе направление – уменьшение потребности в алкоголе, улучшение социально-экономических условий жизни, рост в обществе культуры и духовности, распространение информации о вреде алкоголя и формирование у граждан безалкогольного стереотипа поведения.

Проблема преодоления пьянства и алкоголизма включает в себя множество аспектов разной направленности: экономический, культурный, психологический, социальный, демографический, юридический и медицинский. Только с учетом всех аспектов возможно успешное решение данной проблемы.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/alkogolizm_kak_forma_deviantnogo_povedeniya/

ovdmitjb

Add comment