Kievuz

Анна ФРЕЙД ПСИХОЛОГИЯ Я И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Проекция, отрицание и другие защитные механизмы по Анне Фрейд в анимированном видео

Анна ФРЕЙД ПСИХОЛОГИЯ Я И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Кто из нас хоть раз не находился в процессе отрицания, вытеснения, проекции, рационализации или интеллектуализации событий, регрессируя в детство, замещая свой гнев или сбегая в фантазии? Многим эти термины хорошо знакомы.

Своим местом в культуре по большому счёту они обязаны психоаналитику Анне Фрейд, которая каталогизировала эти и другие защитные механизмы в своей книге «Эго и механизмы защиты» (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936).

Она объяснила, как мы иногда впадаем в неприятное и даже смущающее поведение, чтобы защитить своё Эго – предпочтительную версию самих себя.

Дочь Зигмунда Фрейда внесла значительный вклад в психоаналитическую науку. Многие термины, введённые Зигмундом Фрейдом, – Эдипов комплекс, Ид (Оно), Эго и Супер Эго – остаются в современном лексиконе. Определения, которые дочь «отца психоанализа» дала механизмам защиты, находят ещё большее применение.

О ключевых механизмах с разъяснениями и примерами можно узнать всего за 6 минут из видео, опубликованного -каналом The School of Life.

с русскими субтитрами, ниже стенограмма:

Анна Фрейд была дочерью основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Она родилась в Вене в 1895 году, когда радикальные теории её отца о сексе и психике начали набирать популярность в Европе.

Она стала школьным учителем и затем – психоаналитиком и пионером в психоаналитическом лечении детей, открывая клиники и детские сады для детей, травмированных войной, выживших в холокосте или имеющих другие сложности в жизни.

Для нас, возможно, наиболее важно то, что Анна – проводник по теме защитных механизмов, которые она прекрасно описала в своей книге 1936 года «Эго и механизмы защиты». В книге впервые изложена идея, что мы инстинктивно пытаемся защитить своё Эго (наше представление о том, кем мы являемся) с помощью различных защит.

Сложность состоит в том, что, защищая себя от гипотетической боли, мы наносим вред нашей возможности построения долгосрочных отношений с реальностью и, как следствие, своему дальнейшему развитию и созреванию.

Анна Фрейд выделила 10 защитных механизмов:

1. Отрицание

Отрицание, это когда мы не признаём существование проблемы, и думаем примерно таким образом: мне нравится выпивать, иногда у меня бывает тяжёлое похмелье, но я могу с этим справиться! Если другие люди пытаются указать нам на нашу проблему, нам свойственно реагировать на это очень плохо.

Механизм немедленного выживания – это краткосрочный инстинкт, чтобы оставаться о себе хорошего мнения – означает отказ признавать нашу потребность в изменениях.

2. Проекция

При Проекции вы приписываете негативное ощущение, которое у вас возникает, кому-то другому. Например, у вас может возникнуть ощущение, что ваш партнёр будет крайне критичным, если вы не заработаете в этом году больше денег, чем в прошлом.

Но в реальности он может быть вполне понимающим и сопереживающим. Жестокие, суровые мысли не в вашем партнёре, они внутри вас – и они принимают форму, которую, скажем, ваша мама использовала при общении с вами…

Но вы приписываете эти негативные ощущения, которые вы не хотите признавать в себе, кому-то другому. Это – проекция.

3. Обращение против себя

Это когда мы думаем плохо о себе, избегая таким образом ещё более ужасных мыслей: что кто-то, на чью любовь мы надеемся, на самом деле нас не любит.

Анна Фрейд обнаружила, что дети делают это постоянно. Ребёнок, подвергшийся насилию со стороны родителя, как правило, будет искать спасения в такой мысли, которая хоть и мрачна, но мене ужасна, чем альтернативы. Он или она будут думать: я, должно быть, никчемный, раз мой родитель так со мной поступает. Так что на самом деле ход мыслей таков: у меня всё ещё есть хороший родитель.

Конечно, больно думать, что мы плохие и никчемные, но для особо хрупкой детской психики это переживается менее катастрофично, чем альтернатива: думать о том, что мы в руках родителя, которому всё равно.

4. Сублимация

Мы сублимируем, когда направляем запретные чувства или мысли – часто о сексе или насилии – на более «высокие» и тонкие материи. Многие художники и особенно музыканты использовали сублимацию для переключения с негативного жизненного опыта, например, наркотическая зависимость, социальные беды, проблемы с семьёй и так далее на популярные и вызывающие резонанс продукты творчества.

Сублимация – всё ещё защитный механизм, но один из самых лучших.

5. Регрессия

Анна Фрейд верила, что когда с нами случается что-то неприятное, то мы часто регрессируем к способу поведения, который использовали когда были младше. В частности, мы делаем то, что обычно делают дети, которые хотят избежать ответственности. Для ребёнка всегда виноват кто-то другой, чаще всего – родитель – и он должен исправить ситуацию.

В регрессии мы переживаем инфантильное чувство собственной чистоты и невинности. Во всём виноват весь остальной мир. Все остальные должны разобраться в проблемах. По Анне Фрейд, это нормально для большинства здоровых в других отношениях взрослых – регрессировать под давлением обстоятельств. Это становится проблемой лишь в том случае, если продолжается слишком долго.

6. Рационализация

Рационализация – это разумное оправдание для наших действий (или того, что с нами случилось). Но оно тщательно адаптировано для получения тех выводов, в которых мы нуждаемся: что мы невинные, милые, достойные люди.

Например, после того, как нас не взяли на работу, рационализирующая защита сказала бы: это была «скучная компания» или «в любом случае я не очень-то хочу там работать».

Такие люди могут очень нуждаться в работе, но очень унизительно и глубоко мучительно признавать это на уровне Эго.

7. Интеллектуализация

Интеллектуализация похожа. Скребущее чувство утраты, вины, предательства и гнева при расставании с партнёром могут быть нейтрализованы с помощью размышления об истории поздней Римской Империи или планах правительства о повышении налоговых ставок.

Многие интеллектуалы не просто много думают, они также виновны в «интеллектуализации», это означает, что им свойственно держать наготове набор наиболее волнительных тем, вызывающих напряжение.

8. Реактивная формация

Реактивная формация побуждает к противоположным, чем наши изначальные неприемлемые чувства. Например, кто-то, испытывающий повышенный интерес к подростковой сексуальности, может уйти в религию, делая особый акцент на воздержании среди молодёжи.

В детстве мы часто грешим реактивной формацией. Когда мы смущаемся из-за интереса к однокласснику, то можем быть злыми или агрессивными по отношению к нему, вместо признания того, что он нам нравится.

9. Замещение

Замещение – это перенаправление (чаще агрессивного) желания на другого получателя, обычно менее угрожающего или того, кого проще обвинить.

Это классический случай, когда кто-то, почувствовав угрозы своего босса, придя домой, начинает срываться на своём партнёре.

10. Фантазирование

Фантазирование – избегание проблем путём фантазии, изолируя себя от реальности: от мечтаний наяву до чтения литературы и просмотра порно. Мы его используем для переноса себя из угрожающего нам мира, чтобы найти комфорт в другом месте.

Превью: Зигмунд Фрейд в своем офисе в Вене с дочерью Анной, 1937 год. Фотография сделана принцессой Евгенией Греческой, дочерью Мари Бонапарт.

Источник: https://cameralabs.org/12142-proektsiya-otritsanie-i-drugie-zashchitnye-mekhanizmy-po-anne-frejd-v-animirovannom-video

Анна Фрейд. Эго и защитные механизмы

Анна ФРЕЙД ПСИХОЛОГИЯ Я И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Конечно, Анна Фрейд не первая заговорила о защитных механизмах – до нее это сделал ее знаменитый отец в работе «Защитные нейропсихозы» (1894). Но именно Анне Фрейд принадлежит заслуга глубокой разработки, систематизации, анализа практического применения теории защитных механизмов применительно к детской психологии.

Разрабатывая базовые положения психоаналитической теории, основанной на выделении «Я», «Сверх-Я» и «Оно» в психике человека, автор говорит о сложности разграничения этих компонентов, когда они находятся в состоянии гармонии. Но если «Сверх-Я» или «Оно» находятся в диссонансе по отношению к «Я», тогда «Я» и проявляется. И начинается тот процесс, который приносит дискомфорт и (в лучшем случае) побуждает человека обратиться к психотерапии.

Когда «Оно» пытается оказывать влияние на «Я», происходит столкновение с психологическими защитами. И первый этап психотерапии всегда направлен на различение характера этих влияний.

«От Я требуют молчания, а Оно предлагают говорить, и обещают ему, что его производные не встретятся с обычными трудностями, если они появятся в сознании» [1].

И это довольно непросто – разрешить импульсивным порывам проявиться и при этом держать их под контролем, не позволяя им полностью завладеть личностью. Но лишь в этом случае вообще возможен терапевтический процесс.

Глубинные причины защит

В числе мотивов различных видов защит психолог разделяет защиты против инстинктов, против аффектов, а также постоянную защиту (она может выражаться в устойчивых паттернах поведения в виде не сходящей с лица улыбки или склонности постоянно острить, или стремления поставить себя выше другого и т. п.). Комплекс мотивов защиты от инстинктов включает в себя несколько возможных направлений. Во-первых, это случаи, когда уже взрослый человек характеризуется повышенной тревожностью из-за своего страха перед «Сверх-Я», строгих интроецированных родителей или значимых в детстве фигур. Во-вторых, это боязнь той интенсивности, с которой обычно проявляются инстинкты, и тогда формируется защита от аффекта. В-третьих, есть объективно существующая и оправданная детская тревожность, возникшая вследствие ощущения реальной угрозы, поступающей от внешнего мира.

Виды защит

Одной из мощных защит «Я» выступает перенос. Он предполагает развитие отношений с другим исходя не из настоящего момента актуальных отношений, но из травматического опыта прошлого. Сегодня проблема переноса – одна из наиболее актуальных и обсуждаемых, особенно в зарубежной психологической науке.

Есть точка зрения, что без переноса вообще невозможны никакие межличностные отношения.

Анна Фрейд рассматривает случаи бессознательного переноса из собственной практики и выделяет различные разновидности переноса: либидозных импульсов (когда инстинктивные побуждения приписываются другому), перенос защиты (другому приписывается защитный механизм), действия в переносе (активность, обусловленная приписываемыми другому свойствами).

Одна из защит, которую выдвигает «Я», – это отрицание. Сегодня в психологии этот термин применяется практически повсеместно и подразумевает уход в вымышленную реальность в качестве спасения от реалий внешней среды (пример из книги А.

Фрейд: ребенку дают горькое лекарство, а он убеждает себя в том, что любит его). И эта разновидность защиты относится отнюдь не только к сфере детской психологии – многие взрослые бессознательно применяют ее.

Реалии окружающего мира слишком больно ранят, и тогда происходит подмена реального мира иллюзией. Здесь очень сложно удержать баланс между уходом от реальности (что грозит серьезными психическими расстройствами, вплоть до шизофрении) и адаптацией к реальности.

Ведь, как отмечает А. Фрейд, если попытка защиты признана неудавшейся, возникает внутренний конфликт, перерастающий затем в невроз.

Вытеснение – защита, заключающаяся в том, чтобы обеспечить спокойствие «Я» за счет того, чтобы «не помнить», исключить из сознательного опыта нежелательный фактор, угрожающий целостному представлению о себе. Вытесненными могут быть и аффекты, желания, побуждения. С начала жизни принцип избегания неудовольствия оказывается определяющим в формировании защит и влияет на взрослую жизнь.

Торможение и ограничение «Я» – еще одна разновидность защит – возникает при существующем опыте фрустрации: в первом случае инстинктивное желание намеренно тормозится, снижается его интенсивность по причине того, что в опыте уже зафиксировано поражение при проявлении желания, во втором – происходит отказ от любимых (значимых) занятий или любой формы проявления личности из-за травматического опыта прошлого.

Идентификация с агрессором – вид защиты, которая «включается» при существующем страхе наказания, это форма совладания со страхом перед карающим поведением другого.

Здесь срабатывают сразу интроекция (усвоение чужого агрессивного поведения) и проекция (когда человек начинает действовать, как предполагаемый другой).

Иллюстрировать этот процесс может помочь принцип «лучшая защита – нападение», когда провинившийся с порога начинает обвинять других.

Альтруистическое подчинение своих интересов интересам других в качестве разновидности защиты можно сопоставить с синдромом Сирано де Бержерака (это сравнение приводится Анной Фрейд). Самопожертвование вплоть до самоуничижения, отказ от своего счастья и благополучия вплоть до аскетизма ради других может иметь глубинной причиной защиту целостности «Я» от импульсов, поступающих из сферы «Оно».

Получается, что психика человека, согласно теории психоанализа, характеризуется постоянным напряжением от взаимодействия «Я» с «Оно» и «Я» со «Сверх-Я».

Если «Я» не удалось отстоять свои границы – возникает невроз, если защита оказалась успешной – «Я» сохраняется, но цена этого сохранения довольно высока.

Задача психотерапевта и самого человека – найти баланс во взаимодействии всех структур психики.

Литература:

  1. Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы. М., 1993.
  1. Фрейд А. Детский психоанализ.
  1. Мак-Вильямс, Нэнси. Защитные механизмы // Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. — Москва: Класс, 1998. — 480 с.

Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/zigmund-frejd/346-anna-frejd-ego-i-zashchitnye-mekhanizmy

ovdmitjb

Add comment