Kievuz

Архитектура Древней Индии

Содержание

Архитектура Древней Индии

Архитектура Древней Индии

Для любого представителя европейской цивилизации далекая Индия и по сей день остается некоей сказочной страной, знакомой нам по интересным религиозно-философским направлениям, увлекательным сказкам и оригинальной мифологии. Вся культурная оболочка индийского общества представляет собой сплав традиций разных народов, взаимодействующих и переплетающихся на протяжении тысячелетий.

Неудивительно, что и в архитектуре Индии присутствуют в той или иной форме десятки стилей, подчас совершенно разнонаправленных, сочетания которых не найдешь ни в одной другой стране мира.

Наиболее древние памятники

Представители обитавшей еще в период XXIII-XX вв. до н. э. в долине великой реки Инд цивилизации сумели достичь высокого мастерства в строительстве крупных городов. Их творения ничуть не уступали величественным памятникам архитектуры Древнего Египта и Месопотамии.

Археологи и сегодня продолжают восхищаться и заново открывать всему миру осколки, оставшиеся от древнего государства Харрапа. Его строители достигли значительных высот в прокладывании основных городских коммуникаций , без которых человечество не может обойтись и сегодня.

Еще в первом тысячелетии нашей эры на территории древней Индии можно было наблюдать несколько типов храмов. В южных районах это были образцы дравидийской архитектуры, отличавшиеся:

  • Колоннами со сложной резьбой, изображавшей сражения воинов, богов, замысловатые движения танцовщиц и деяния царей;
  • Пирамидальными башнями большой высоты;
  • Стенами, богато декорированными рельефами и скульптурами.

Для северных районов страны были характерны религиозные сооружения, выполненные в стиле Нагара. Башни данных построек имели форму ульев.

Влияние на архитектуру буддийской философии

Распространение буддийской религии по территории полуострова Индостан оставило свой след и на архитектурных сооружениях. К ним относятся ступы или хранилища святынь, монастыри и храмовые постройки.

Известным свидетельством высокого культурного развития служат буддийские реликвии, возникшие во время правления царя Ашоки. Религиозные сооружения периода 3 века до н. э.

содержат большое количество колонн, увенчанных фигурами слонов, львов, коров и других почитаемых в Индии животных.

Всемирную известность имеют произведения резной архитектуры. В частности, храм Кайласанатха в Эллоре, посвященный богу Шиве, представляет собой настоящий многоэтажный комплекс. Все его колонны, залы и барельефы вырубались в толще скалы древнеиндийскими мастерами на протяжении более сотни лет.

Не избежала древнеиндийская архитектура и исламского влияния. Своеобразным сплавом этих традиций и настоящими памятниками, имеющими мировое значение, являются такие сокровища, как Красный Форт, Тадж-Махал, Фатехпур-Сикри и прочие сооружения. Данный стиль оказал свое влияние и на архитектуру 19 века, воплотившись в произведениях такого известного направления, как индо-готика.

Особенности архитектуры

Культура Древней Индии развивалась в соответствии с законами Вед, которые подчеркивают важность единства жизни во всех ее проявлениях.

Данная идея насквозь пронизывает не только философию Древней Индии, но и ее искусство, что нашло своё отражение в синтезе архитектуры и скульптуры, которые были неотделимы друг от друга.

Так, скульптурные произведения, достигавшие порой гигантских размеров, использовались для оформления стен храмов.

Одной из главных проблем понимания скульптуры и архитектуры Индии является признание уникальности и многообразия этой древней культуры, что очень сильно повлияло на формирование современного мира и становление его характера. Поэтому в каждом архитектурном и скульптурном произведении Древней Индии прослеживается религиозная символика, прежде всего барельеф.

Особенность архитектуры Индии заключается в гармоничном единении с природой, поэтому многие древние индийские храмы строились в пещерах. Большинство древнеиндийских архитектурных и скульптурных памятников изготавливались из дерева, поэтому до наших дней они не сохранились.

Наидревнейшие образцы архитектуры и скульптуры Древней Индии, которые мы можем лицезреть сегодня это джайнитские, индуистские и буддийские храмы.

Помимо храмов и дворцов, зодчие Индии возводили тщательно спланированные города. Так, самыми главными архитектурными свидетельствами древности стали развалины городов Мохенджо-даро и Хараппа .

К середине I тыс. н.э. стал формироваться характерный стиль храмовой архитектуры Индии, в котором особое место занимали монументальные произведения зодчества. В этот период при строительстве начал применяться камень, что позволило архитекторам и скульпторам того времени создавать более надежные каменные сооружения.

Скульптура Древней Индии органично сочетает в себе одухотворенную древнегреческую пластику и полнокровную чувственность индийских богов. Так, прототипами для скульптур Будды стали древнегреческие скульптуры, закутанные в мантию, а поучения, жесты и поза Будды были взяты из местного обихода.

Особое место в древнеиндийской скульптуре занимали мастерски обработанные камни, ставшие культурной ценностью Древней Индии стамбхи. Они представляли собой столбы, на вершине которых зачастую устанавливали капитель с изображением льва.

Современная Индия очень почтительно относится к своему культурному наследию, особенно к древним традициям. Поэтому сегодня мы можем любоваться самыми яркими памятниками древнеиндийской архитектуры и скульптуры, которые поражают мастерством исполнения.

 

Особенно значимым периодом в культуре Древней Индии была классическая эпоха. Начало этого периода совпадает с расцветом империи Гуптов , объединившей Северную и большую часть Центральной Индии.

Высокая башня, символизирующая великую гору Меру, стала обязательной частью любого индуистского храма. Часто такая башня,словно реальная гора,складываетсяиз множествауступов.

Во многом, вид индуистского храма повторяет священную повозку, на которой во время праздников возили по городу статую божества. Большие каменные колеса здесь символизируют Солнце и бесконечные круги перевоплощений,в которых вращаются все живые существа.

Основным помещением храма считается небольшое жилище божества в глубине башни. Оно часто прихотливо украшалось даже снаружи.

Единственные памятники, дающие нам представление о дворцовой индийской архитектуре, датируются временем после XV в. н. э. Дворец представляет собой либо большой приемный зал, либо комплекс помещений, расположенных вокруг двора с портиками наподобие келий в монастыре.

Иногда здание имеет много этажей, фасад, украшенный балконами, декорированными изразцами, и увенчанный башнями . В общем, стиль этих строений мало чем отличается от стиля храмов.

Подлинная индийская архитектура культовая, и она хранит следы всех превратностей, перенесенных религиями Индии.

Индийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. В более позднее время место для культовых сооружений тщательно выбиралось.

Древнее культовое буддистское сооружение в виде полусферы, воздвигнутое во II в. н.э. – так называемая ступа. Утверждение буддизма повлекло за собой широкое строительство храмов и мемориальных сооружений, посвященных Будде. Ранние ступы служили для хранения останков Будды.

Существует легенда о том, что Будду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Тогда он постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний.

Отсюда родилась полусферическая форма буддийских храмов, символизировавшая небо и бесконечность.

В органичной простоте ступы в Санчи заключен глубокий символический смысл. Полусферический купол символизирует небесный свод, надстройка с квадратным основанием в форме балкончика на вершине купола священную гору Меру.

Возвышающийся над куполом стержень с навершием в виде священного трехъярусного каменного зонта уподоблялся мировой оси, а три яруса зонта означают три неба. В ступе, как считается, хранятся священные реликвии Будды. Двойная лестница в южной части ступы ведет с нижнего уровня наверх, к круговому обходу.

Здесь, на возвышении, верующие могли лучше ощутить божественную красоту природы и ее связь с высшими силами.

Завоевание Индии мусульманами способствовали проникновению в Индию новой религии ислама, ставшего вскоре государственной религией и оказавшего значительное воздействие на все виды искусства. На севере Индии в XIII в.

началось широкое строительство новых культовых сооружений минаретов, мечетей и мавзолеев. Изменения в строительной технике позволили возводить широкие арки и купола. Ислам запрещал изображать людей в культовых зданиях.

Это внесло существенные перемены в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. В храмах четкий геометрический и растительный орнамент заменил скульптуру.

Вместе с тем новые архитектурные традиции приобрели и свои местные особенности: применение сочетаний разных сортов камня, возведение храмов на платформе, украшение по углам шлемовидными куполами.

Излюбленным материалом становится белый мрамор. Из него был возведен один из самых значительных мавзолеев Тадж-Махал. Архитектурный ансамбль с садом окружен высокой стеной из красного песчаника. Лучший вид на него открывается через арку монументальных южных ворот, от

которых тянется главный канал, обрамленный дорожками из красного песчаника. В центре пересечения главного и боковых каналов находится водоем с фонтанами, рыбами и цветущими лотосами.

Величественное и пропорциональное здание Тадж-Махала квадратное в плане, с четырьмя минаретами по углам и большим куполом, точное и строгое и вместе с тем исключительно гармоничное по композиции и деталям богато и изысканно украшено инкрустацией самоцветами по белому мрамору. Декоративное убранство дополняет каллиграфически точно выполненный орнамент из черного мрамора.

Источники: www.letopis.info, vifsaida.com, ppt4web.ru, arx.novosibdom.ru, studopedia.ru

Результаты коллективизация в СССР

Первые попытки проведения коллективизации были предприняты Советской властью сразу после революции. Однако в тот период существовало немало более …

Собственный бизнес – с чего начать

Люди делятся на два типа: те, кто работают в найме, и те, кто ищут себя в предпринимательстве …

Сын Посейдона

Как правило, мифы Древней Греции мы читаем только в детстве, и в столь нежном возрасте нам преподносят очень …

Биография Льва Толстого

Лев Толстой – великий русский писатель и мыслитель, почетный член Императорской АН и академик изящной словесности. Толстой …

Лунар орбитер-1

В 1960-х годах НАСА приступило к программе разработки крупного космического аппарата «Аполлон», способного доставить человека на …

Книга Еноха о тайне исполинов – ангелы падшие с Небес

Книга Еноха повествует о событиях произошедших вскоре после грехопадения человека и проливает свет на происхождение таинственных исполинов, …

Ветряные элетростанции и ветропарки

Ветроэлектростанция состоит из комплекса ветрогенераторов мощностью 10кВт каждый, а также контроллеров для преобразования напряжения и заряда аккумуляторов. Каждый ветроегенратор …

Источник: http://objective-news.ru/tayni_drevnih_tsivilizatsiy/arhitektura-drevnej-indii.html

Индо-буддийская архитектура

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В этот период было возведено несколько буддистских архитектурных сооружений, в т. ч. и монументальная Большая ступа в Санчи (индийское поселение).

В это время в индийской культуре появляется учение, схожее с китайским Фэн-Шуй, называлось оно Васту-шастра и очень сильно повлияло на планирование индийских городов и их архитектуру. Историки до сих пор спорят, какое учение появилось раньше, так как оба они очень похожи, но большую известность в мире получило учение Фэн-Шуй.

Согласно обоим этим учениям, необходимо гармонизировать поток энергии (жизненной силы) в жилище, но при этом Васту-шастра в отличие от Фэн-Шуй не учитывает необходимость определенного расположения предметов в домах, как это принято у китайцев.

Наиболее впечатляющими строениями буддийского периода, которые сохранившиеся до наших времен, – являются храмы Аджанты и Карли. Во всей Индии было построено более тысячи храмовых пещер, при которых часто размещались монахи и их кельи.

Замечание 1

Аджанты и Карли – индийские культовые сооружение, высеченные в скалах.

Рисунок 2. Храмовые пещеры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

До сих пор не полностью изучена – Шильпашастра, индийское произведение, в котором описаны основные правила строительства зданий и сооружений. Шильпашастра – древний трактат, единая система канонов строительного и прикладного искусства, которая длительное время письменно не фиксировалась.

Индо-исламская архитектура

Для этого периода характерно проявление исламского влияния, которое пришло с Запада, архитектура Индии развивается согласно новым традициям – Фатехпур-Сикри, Тадж-Махал, Кутб-Минар до сих пор эти древние памятники воспринимаются во всем мире как символы Индии.

В период британского господства в Индии проявляются такие архитектурные стили, как индо-сарацинский и неоготический. Мемориал Виктории и Вокзал Чхатрапати Шиваджи – являются самыми яркими тому примерами.

В конце VI века брахманские идеалы снова становятся влиятельными и переплетаются с буддизмом, в это время появляется новый вид храмов – пагоды, в виде дома в несколько этажей, этим храмам древние архитекторы придавали особое религиозное значение и символический смысл.

В связи с распространением буддизма в Восточной Азии, там начинает проявляться индийская архитектура – храмовые вершины, насыпи и башни становятся главными символами культуры Азиатских стран.

Индийская архитектура также получила свое распространение на Шри-Ланке (Цейлон) и в Камбодже.

Главные особенности архитектуры Древней Индии

Самая важная особенность всей древней архитектуры Индии это полная гармония монументальных построек с окружающим миром. Древние архитекторы много внимания уделяли украшениям сооружений, украшали стены, крыши и даже потолки, которые напоминают монументальной кружево.

Еще одна важная особенность древней архитектуры Индии это её сакральный смысл, который был заложен в каждую деталь постройки. Величественные храмовые здания строили только по одному единственному плану, который был заимствован из религиозных текстов, на барельефах наравне с правителями часто изображали богов.

Архитектура Древней Индии, в основном, храмовая тесно связана со скульптурой из камня. Ей украшали стены великих храмов, были скульптуры очень больших размеров.

В разных городах древней Индии здания строили из разных материалов, так в Северной части в основном использовали дерево, кирпич и камни, а на юге саманные блоки, со временем распространенным материалом становится известняк и горные породы, было время, когда храмы вырубали из скал.

Древние индийские храмы были воплощением религиозных традиций разных эпох, верования сменяли друг друга на протяжении веков, все это отразилось в храмах, воплотивших в себе многоликий образ индийской цивилизации.

Самые древние памятники архитектуры

  1. Мохенджо-Даро, или «Холм Мертвецов» – древнейший город на территории Пакистана, до сих пор он представляет огромную ценность для историков и археологов.

  2. Хараппа, сегодня это древние развалины, а когда-то мегаполис в долине Инда, с точки зрения архитектуры он представляется очень интересным для изучения, внутри города располагались цитадели, а сам город занимал территорию размером в один квадратный километр.

  3. Храм Вирупакши в Хампи – являлся главной достопримечательностью города Хараппа, и еще один грандиозный индийский храм с богатой историей. О нем сложено много легенд, часть из которых говорит о том, что его построили на развалинах других древнейших построек.

С VII по XIII века Индия переживает время раздробленности, в это время господствует культ природы, сооружения это периода украшены фигурами людей и животных. Особенно великолепны образы животных:

  • слоны со слонятами,
  • львы ,
  • антилопы,
  • птицы,
  • обезьяны.

Архитектура Древней Индии сохранила преемственность на протяжении всей своей истории и представляет собой очень ценное наследие для всей мировой культуры.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/arhitektura_drevney_indii/

Удивительная архитектура Индии

Архитектура Древней Индии

В каждой стране есть дворцы, ратуши, соборы, поражающие воображение красотой и изяществом форм. Они построены в разных архитектурных стилях.

По стилю можно определить век строительства, уровень цивилизации, обычаи народа, населяющего эту страну, его культуру, национальные традиции.

Богатая архитектура Индии отражает все многообразие исторических и культурных традиций многотысячной истории древнего государства.

Развитие архитектуры в Индии

Индийская цивилизация зародилась в древние времена. На протяжении нескольких тысячелетий культура Индии переживала различные периоды. С древних времен народы этой уникальной страны выражали в искусстве свои представления о Вселенной.

В индийском искусстве архитектура всегда соседствует со скульптурой. Стены храмов покрыты искусно выполненными каменными скульптурами и барельефами. В каждом архитектурном произведении первое место занимает религиозная символика.

В зависимости от религии, господствующей в стране, архитектура древней Индии, переживала три периода:• древнебрахманский, продолжавшийся примерно до 250 года до н. э., и почти не оставивший архитектурных памятников;• буддийский, длившийся следующие 1 тыс. лет и закончившийся примерно в 750 году н. э.

;• новобрахманский, продолжавшийся до завоевания Индии мусульманами (начало XIII века).

В древности большинство зданий строилось из дерева, поэтому до наших времен они не сохранились.

В начале нашей эры в строительстве стал применяться камень, что оказало влияние на индийскую религиозную архитектуру. Начали появляться пещерные комплексы, храмы, а также ступы – сооружения из камня, в которых хранились священные реликвии.

Древние буддийские храмы

Наиболее впечатляющие пещерные комплексы, сохранившиеся до наших времен, – храмы Аджанты и Карли. Вокруг буддийских храмов часто размещались кельи монахов. В Индии насчитывается не менее тысячи храмовых пещер.

Чайтья в Карли – индийские культовые сооружение, высеченные в скалах. Первые чайтьи появились в III веке до н. э. во время царствования Ашоки Маурьи. Они представляли собой храм для молитв, вырубленный в скальном массиве в виде продолговатого зала. Внутри этого зала располагалось два ряда каменных колонн, в самом конце помещалась ступа или статуя Будды.

Позднее, начиная с V века н. э., чайтьи начали строить в виде отдельных зданий, но до нашего времени сохранились только некоторые пещерные сооружения.Комплекс древних индийских скальных пещер Чайтья в Карли возводился в период от II в. до н. э. до V в. н. э. Karla построена на скалистом склоне холма. В скале вырублено большое подковообразное окно для освещения интерьера пещеры.

Внутреннее убранство Чайтьи в Карли немного напоминает базилику. Основная пещера представляет собой огромный зал 45 м в длину и 14 м в высоту, с колоннами, украшенными резными скульптурами женщин, мужчин, львов, слонов, и ступой в дальнем конце зала. В молельном зале сводчатый потолок, вход выполнен в виде арки.

К V в. н. э. относится храм со ступой в Санчи.

Индуистская ступа – сооружение, очень интересное в архитектурном плане. С тех времен, когда индусы стали поклоняться Будде, возникла потребность в хранилищах для реликвий. Сначала строились простые холмообразные надгробья, вокруг которых сооружались ограждения. В ограждении с четырех сторон устраивались ворота, ориентированные на стороны света.

Мемориальные ступы возводились в честь почитаемых буддистских святых.

Постепенно ступа приобрела вид монументального кирпичного или каменного памятника. Она выполнялась в форме полусферы, как символа перевернутой вверх дном миски Будды, служащей святому для сбора милостыни. Сверху ступу венчал маленький павильон.

Драгоценные реликвии помещались в специальную полость, доступ к которой был только сверху. Постепенно простая конструкция усложняется, появляются скульптурные и архитектурные украшения.

Ступа в Санчи – одно из самых древних подобных сооружений. Она относится к III веку до н. э.

Ее высота 23,6 м, диаметр у основания 36,6 м. Культовый памятник архитектуры выполнен из кирпича, сверху облицован красным песчаником. Он размещается на площадке, к которой ведут ступени. Вызывает интерес также каменная ограда и резные ворота.

Надземная часть ступы в Санчи построена в VII веке, а основание, на котором она стоит, древнее ее на тысячу лет.

Новобрахманский период

Примерно в конце VI века брахманские идеи вновь начинают приобретать влияние, смешиваясь с буддийскими верованиями.

В этот период небольшие пещерные храмы постепенно превращаются в огромные надземные башнеобразные сооружения.

Получил распространение новый тип храмов – пагода, которая может иметь вид двухэтажного или многоэтажного дома. Индийским храмам архитекторы придавали религиозно-символический смысл.

Зодчие в своей работе опирались на мистические теории, придуманными жрецами. Так, прообразом культового здания было мифическое сооружение на горе Кайлас в потустороннем мире. Считалось, что архитектурную форму высшее божество открывает лишь избранным смертным – архитекторам, жрецам.

Индусы верили, что архитектор во сне посещает небо, вдохновляется прекрасными храмами, которые служат ему прообразами, а божественные силы используют его как орудие для осуществления своих замыслов.К переходным формам – от пещерной к башенной архитектуре, относят Кайлас в Эллуре.

Вытесанное в массиве скалы культовое сооружение имеет не только внутреннее пространство, но и наружный объем. Композиционно храм в Эллуре представляет собой уменьшающиеся по направлению вверх расположенные горизонтально платформы со множеством отдельных элементов и скульптурных изображений.

Архитекторы новобрахманского периода для возведения башнеобразных храмов редко использовали кирпич, предпочитая камень. Основным сооружением храма этого периода является высокая башня и несколько вплотную примыкающих к ней более низких. Внутренне пространство храма небольшое, пещерного вида, унаследованного от буддийской чайтьи, зато наружное поражает колоссальными размерами.

Снаружи храм похож на большой, искусственно вылепленный холм, в котором почти отсутствуют окна. В то же время на фоне расплывающейся массы тяжелого храма вверх тянутся башни, в архитектурных формах выражающие силу роста.В башнях, состоящих из закругленных лепных массивов, почти нет четких прямых линий.

Создается впечатление, что сама башня и каждая ее составляющая круглятся изнутри, развиваясь наружу, и здание в целом ассоциируется с растением, имеющим внутреннюю точку роста. Башни вырастают, как диковинные цветы.Наружная масса сооружения образует архитектурную композицию, в которой представлены две группы.

К первой группе относятся элементы, только дополняющие композицию, и непонятные при отделении от нее. Другого рода элементы не только дополняют, но и сами по себе представляют композиционное единство.Архитектура новобрахманского периода характеризуется многочисленным повторением форм и частей, но в разных масштабах, к примеру, башен и башенок или горизонтальных складок.

Благодаря такому повторению архитектурных форм, больших и малых, создается визуальный эффект единства материи.

Храмы Индии новобрахманского периода находятся в таких населенных пунктах:• Кайлас (Эллур);• Сирпур;• Ганеша Рата (Мамаллапурам);• Айхол;• Потгацакал;• Канчипурам;• Сиддешвара (Баникур);• Бхубанешвар;• Кхаджурахо;• Райарани (Бхубанешвар);• Бодхгая;• Конарак;• Танджор;• Халебид;• Мадур;• Гуджарат.

Один из великолепных образцов новобрахманской архитектуры – храм в Кхаджурахо, представляющий собой единую композицию из нескольких башен, возвышающуюся на каменном постаменте геометрической формы. Второстепенные башни постепенно увеличиваются по высоте в направлении к основной башне. Эта центральная башня, похожая на растение, состоит из трех главных элементов, объединенных общей формой. Создается впечатление, что из лепестков складывается цветок.

Мусульманская архитектура

В период распространения исламской религии в Индии в разных концах страны, особенно в северной части, стали строиться архитектурные сооружения мусульманского направления, с присутствием порталов, куполов, высоких минаретов. Расцвет в Индии мусульманской архитектуры приходится на XVI–XVII вв.– время создания на территории страны государства Великих Моголов. В этот период стали массово возводятся крепости, мавзолеи, мечети и дворцы.

Особенный след в истории оставило правление Акбара. Тогда было построено множество архитектурных ансамблей, среди которых такие как дворец Акбара, крепость в Агре, Лал-Кила в Дели. В тот период в Индии здания строились из камня-песчаника красного оттенка, реже темно-желтого.

Вместо скульптуры, запрещенной в исламе, в декоре использовался орнамент, резьба по камню.

В XVII веке, когда Индией правил Шах-Джахан, в архитектурных сооружениях стали применять мрамор и инкрустирование дорогими породами камня.

Знаменитый сказочной красоты дворец, Тадж-Махал, был построен этим правителем как мавзолей для жены.

Архитектура древней Индии, особенно новобрахманского периода, получила широкое распространение в соседних странах – Камбодже, Сиаме, на островах Ява и Цейлон.

Однако культовые сооружения в этих странах очень отличаются от индийских. В них прослеживается влияние индийской архитектуры, но в гораздо менее выраженной форме.

Они не показывают этапы развития, как в индийском зодчестве, а являются только вариациями на определенного тему.

Источник: http://new-treveler.ru/udivitelnaya-arhitektura-indii/

Архитектура Древней Индии. Особенности архитектуры Древней Индии. Храмы Индии

Архитектура Древней Индии

Индия считается одной из немногих стран, которая сохранила традиции не только в отношении одежды, разных видов искусства, но и в архитектуре. Традиции Древней Индии здесь сохранены практически во всём. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой город в этой стране.

Совершенные линии будто парящих в воздухе кружевных зданий – такое нельзя встретить в любой другой культуре. Архитектура Древней Индии, безусловно, отличается от той, что можно лицезреть в современных городах.

Но, тем не менее, именно она легла в основу каждой постройки, будь то современный отель или храм.

Архитектура Индии как часть культуры страны

Древние индусы представляли Вселенную как нечто невообразимо большое и грандиозное. Именно это повлияло на искусство в целом и на архитектуру в частности. Древние памятники Индии, несмотря на значительные повреждения, удивляют своими масштабами и красочностью.

Неразрывное сплетение философского мировоззрения с музыкой, которая как будто застыла в камне, – это именно то, что считается типичной индийской архитектурой.

Согласитесь, что невозможно представить себе Древнюю Индию без храмов и дворцовых комплексов, украшенных скульптурами, росписью, высокими куполами и шпилями, покрытыми золотом.

Архитектура Древней Индии так же неразрывно связана с религиозными течениями этого государства. Рельефы, покрывающие большую часть стен старинных зданий, могут поведать многое о мировоззрении индийцев, а также открыть тайны их прошлого.

Отличительные черты индийской архитектуры

Чем же отличается от других архитектура Древней Индии? Кратко описать её особенности можно следующими словами: форма, цвет и полная гармония построек с окружающим пространством и их монументальность.

Большое внимание архитекторы уделяли мельчайшим деталям отделки: украшениям на стенах, потолке и даже на крыше. Благодаря этому сооружения, сохранившиеся до наших дней, напоминают кружево, несмотря на свои размеры.

Особенно это заметно, если смотреть на храмы и города издалека или с воздуха.

Особенности архитектуры Древней Индии заключаются также в сакральном смысле, заложенном в каждой детали постройки. Величественные храмы строились по единому плану, описанному в религиозной литературе.

Но даже несмотря на это, каждое строение наполнено индивидуальностью.

Где-то внешние внутренние поверхности стен содержат чувственные барельефные изображения, а где-то основным мотивом становится своеобразный рассказ о повседневной жизни крестьян, царей или даже богов.

Из чего строили в Индии?

Строительные материалы, из которых в Древней Индии возводили здания, разнились в зависимости от района. Для северных округов характерным было применение камня, кирпича и дерева, а для южных – дерева и саманных блоков.

Чуть позже основным строительным материалом для их возведения стали известняк и другие горные породы. Также нередким явлением были пещерные храмы, которые вырубались в монолитной скале.

На сегодняшний день архитектура Древней Индии представлена храмовыми комплексами из камня, так как деревянные и кирпичные сооружения не сохранились в своём первозданном виде.

Древние индийские города

В полной мере понять, какой была архитектура Древней Индии, позволяют обнаруженные останки городов Дхолавира, Лотхал, Калибанган и Рахилвари. Типичная древнеиндийская планировка этих поселений, состоящая из 3-х частей (цитадели или крепости, нижней и верхней части города) до сих пор используется достаточно широко, но в несколько иных масштабах.

Исследуя места древнейших городов Индии, археологи могли ещё раз убедиться, что в этом государстве на протяжении многих тысячелетий существовало расслоение общества по принципу принадлежности к той или иной касте.

Так, ближайшие к цитадели дома принадлежали знатным людям и были отделены от нижнего города, где проживали ремесленники и бедняки, двойным земляным валом.

Абсолютно отличными от других городов чертами обладал Лотхал – один из самых значимых торговых городов на побережье Индии.

Цитадель там была расположена не в центре города, а на максимальном удалении от береговой линии, а граница между верхним и нижним городом проходила по прямой широкой улице.

Чтобы избежать подтопления жилых домов, стоящих в непосредственной близости от воды, их возводили на высоких платформах из необожжённого кирпича.

Храмы Индии

Бытует мнение, что тем, кто хочет познакомиться с таким явлением, как архитектура Древней Индии, стоит совершить паломничество в храмы, находящиеся в этой стране. И это действительно так.

Их стиль и планировка не претерпели изменений даже спустя 8 тысячелетий с начала своего формирования. В чём же состоит их особенность? Во-первых, это их планировка.

Независимо от своего местоположения и размера, все храмы Индии состоят из следующих помещений:

  • святилище (гарбхабриха) – низкое помещение без окон с единственным низким проходом, в котором размещается статуя главного храмового божества;
  • вимана – башня куполообразной или шпилевидной формы, возвышающаяся над святилищем;
  • проход вокруг святилища – прадакшинапатха, по которому посетители храма передвигаются, чтобы совершить обход главной святыни храма;
  • мукхамандапа – небольшой коридор, соединяющий святилище храма с его основной залой, используется в качестве места для хранения религиозных и культовых предметов, жертвоприношений;
  • мандапа – зал, расположенный между главным входом в храм и святилищем, именно в нём прихожане храма совершают религиозные действия;
  • перед входом в храмы располагаются флагштоки и статуи ездовых животных тех богов, которым здесь поклоняются (у бога Вишну – Гаруда, у Шивы – бык Нандин и т. д.);
  • во дворе храма на одной линии с главными воротами и святилищем располагается алтарь для жертвоприношений;
  • окружающая храм стена с башнями, в основании которых обычно расположены дополнительные ворота или святыни богов-спутников (Лакшми, Ханумана, Субраманьи и др.).

По сей день все эти каноны возведения строго соблюдаются, и это придаёт индийским храмам ту самую изюминку.

Самые яркие памятники архитектуры Индии

Архитектурная самобытность индийских храмовых комплексов в последнее время завоёвывает миллионы поклонников. Для того чтобы в полной мере впитать дух Древней Индии, дремлющий в гигантских постройках, стоит посетить несколько уникальных мест.

К ним можно отнести комплекс из трёх храмов в Кхаджурахо, которые отличаются от других обилием больших и маленьких статуй женщин (апсарами и сура-сундари), которые будто замерли на мгновение, но совсем скоро снова закружатся в танце.

Соперничать с этим храмовым комплексом может разве что белоснежный мраморный Ранакпур, парящий на 1444 колоннах.

Самый красивый и богато отделанный древнеиндийский храм расположен на западном берегу Ганга. Это единственный «золотой храм» в Индии, ведь на его отделку ушла едва ли не тонна чистейшего драгоценного металла.

Но самым необычным и величавым храмом по праву считается Кайласанатха – высеченный в скале храм бога Шивы.

Несмотря на то что при его возведении строители пользовались примитивными инструментами, отделка и оформление колонн и скульптур поражает своей тонкостью, точностью и воздушностью.

Источник: https://FB.ru/article/168828/arhitektura-drevney-indii-osobennosti-arhitekturyi-drevney-indii-hramyi-indii

Архитектура Индии

Архитектура Древней Индии

Развитие искусства Индии происходит в полном соответствии с законами, описанными в древних ведических рукописях. В середине II тысячелетия до нашей эры в индийские земли проникают племена ариев, которые приносят собственные культурные традиции. Таким образом, арийская культура оказывает влияние на развитие индийского искусства, письменности и архитектуры.

Особенную популярность в Индии приобретает искусство скульптуры. Гигантские скульптурные композиции украшают стены храмов. В каждом архитектурном творении тех времен проявляется религиозная символика, которая преподносится в виде рельефных изображений и скульптур. В индийском искусстве рельеф играет главную роль.

С течением времени появляются постройки, характеризующиеся сложной планировкой. Огромные скульптуры, мастерски вытесанные из природного камня, отражают жизнь во всех ее проявлениях.

Появление первых памятников индийской архитектуры датируется II тысячелетием, но ученые предполагают, что самые давние сооружения были построены еще раньше.

Еще в доисторические времена здесь появляются правильно спланированные города, состоящие из домов, построенных из обожженного кирпича.  Улицы городов были широкими, вымощенными камнем.

Уникальной находкой исследователей можно считать открытие древнейшей канализации, устроенной в индийских городах.

Об этом свидетельствуют раскопки, в результате которых в городах Харрапа и Мохенджо — Дар была обнаружена регулярная планировка построек и тщательно продуманная система удаления отходов. Эти города очень похожи между собой, хотя расстояние между ними составляет около 600 км. Оба они были основаны в первой половине III тысячелетия до нашей эры.

В этот же период начинается сооружение первых буддийских храмов, построенных из прочных и долговечных материалов. До этого подавляющее большинство древних построек было выполнено из древесины.

Также в этот период популярными строительными материалами были глина и природный камень, а также бамбук, из которого строили типичные для архитектуры Индии постройки круглого плана. В дальнейшем эта форма экстерьера зданий стала традиционной.

В последние несколько веков перед началом новой эры на индийскую культуру огромное влияние оказывает уже достаточно развитое искусство Ирана.

Структура индийского храма

Традиционный индийский храм состоит из обширных, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, которые были окружены массивными воротами — торана, выходящие на все четыре стороны света.

По центру было расположено главное святилище храма, увенчанное крышей пирамидальной формы, а рядом со стенами, окружающими весь комплекс аккуратно размещались постройки, имеющие второстепенное значение.

Подобная композиция построек в комплексе храма вполне соответствовало представлениям индусов о мировом устройстве. По их верованиям земля была окружена океаном — и всю территорию храма окружала целая система бассейнов.

Стены, ограждающие и защищающие территорию храма, символизировали горы, а само святилище являлось вершиной всего мира, имеющей прямую связь с космосом.

По своим размерам, значению для людей и разнообразию хозяйственной жизни, храмовый комплекс походил на город. Здесь постоянно жили священники и монахи, а также служащие при храме, музыканты, танцовщицы.

В храм часто приходили торговцы, и не стеснялись предлагать свой товар. Огромное количество странствующих паломников и верующих каждый день посещало храмовый комплекс. Ученые выяснили что при наиболее крупных храмах работало около 20 тысяч людей различных профессий.

Руины буддийского монастыря в Пахарпуре

Чайтья и вихара

Кроме храмовых сооружений в эти же времена индийские мастера создают вырубленные в скалах монастыри — вихара и святилища — чайтья.  Кстати, последние датируются более ранним периодом.

Чайтья имеют арку на фасаде, а также колонны с округлыми луковичными базами и капителями в форме колокола. Появление первых монументальных памятников буддийской архитектуры — чайтья — датируется III столетием до нашей эры. Это был период правления Ашоки Маурьи.

Чайтьи в Боробудуре

В структуру вихары обычно входит обширный зал квадратной планировки, из которого можно пройти в монашеские кельи. Вход в такой скальный монастырь имел вид портика, украшенного большим количеством колонн.

Вихара

Однако с течением времени оба типа сооружений претерпели значительные видоизменения. Оформление колонн стало более разнообразным, а капители стали украшать скульптурами и целыми рельефными композициями. На фасаде появились высокие фризы, а все стены были декорированы росписями. Таким образом, простые и аскетичные поначалу святилища преобразуются в роскошные сооружения с пышным убранством.

С точки зрения особенностей архитектуры наибольший научный интерес представляют скальные храмы, имеющие несколько нефов. Они были созданы в период со II века до нашей эры по VII столетие нашей эры. То есть, у данной архитектурной традиции был достаточно длительный период существования и развития.

Индийские ступы

Еще одним необычным и уникальным образцом древней архитектуры Индии являются так называемые ступы — отдельно стоящие массивные каменные или кирпичные сооружения. Изначально это были самые простые постройки в форме перевернутой » миски Будды» для сбора подаяний. Они лишены всяческого декора. Каждая ступа имела ограду с воротами по четырем сторонам света.

Ступа в Санчи

Со временем ступы начинают украшать архитектурными элементами и скульптурами. Самым ярким образцом можно считать ступу в Санчи — наиболее древнее сооружение, датируемое III веком до нашей эры. Заслуживает внимание также ступа в Бхархуте.

Большая ступа в Санчи

В дальнейшем на развитие архитектурной традиции Индии огромное влияние оказала архитектура ислама, которая значительно обогатила ее новыми формами мавзолея и дворцовых комплексов.

Мавзолей Тадж — Махал в Агре ( Индия).

Источник: http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/arxitektura-indii.html

ovdmitjb

Add comment