Kievuz

Архитектура города Пскова

Содержание

Крест Спегальского

Архитектура города Пскова

Культура

Псков, за который боролся Юрий Павлович Спегальский, уступает место Пскову, который его убил

«Исследуя архитектуру, я постоянно убеждаюсь, что именно архитектура – наиболее объективное и точное зеркало, отражающее жизнь такой, какая она есть, а не такой, какой она представляется нам сквозь очки нашего самодовольства.

Думая над проектом заповедников, я переоценивал современных псковичей, идеализировал их, считал, что они поймут и оценят то, о чем они оказались совершенно неспособными судить…»
Юрий Павлович Спегальский, 1958 г.

Год столетия со дня рождения Юрия Павловича Спегальского (3 июня 1909 года), архитектора, реставратора и художника, автора проекта планировки охранных зон, или архитектурных заповедников (1946-1947), создателя и первого руководителя первой в истории Пскова проектно-реставрационной мастерской (1946), автора единственного в своем роде «Перспективного плана реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова» (1968-1969), начался с 40-летней годовщины его кончины (17 января 1969 года)

Юрий Спегальский. 1950-е гг. Фонд квартиры-музея Ю. П. Спегальского в Пскове.

Соседство этих дат глубоко символично и отражает весь трагизм судьбы Юрия Спегальского – единственного человека, создавшего план комплексной реставрации памятников истории и культуры Пскова.

План, воплощение которого в жизнь могло сделать Псков едва ли не единственным городом в России, в котором дошедшее до ХХ века историческое архитектурное наследие было бы спасено, сохранено и воссоздано.

Именно это (и только это!) могло сделать Псков одной из культурных столиц Европы.

Неисполненное завещание

Уроженец Пскова, житель блокадного Ленинграда, один из спасителей главных доминант его архитектуры от разрушения во время войны (это – отдельная героическая страница его биографии), Юрий Спегальский, чудом выживший в 1941-1942 годах, уже к 1943 году приходит к своей главной идее – как можно и нужно восстанавливать его родной Псков.

Наверно, мысли о Пскове в блокадном Ленинграде во многом спасли его от смерти: «Думая о Пскове, о его восстановлении, которое должно было наступить после войны, думая об этом еще в 1941-1942 гг.

и прикидывая всяческие варианты и возможности, я самостоятельно пришел не к идее, а к так сказать, псковскому варианту идеи сохранения остатков старины в современном городе путем создания архитектурных заповедников»*.

Уже в 1943 году, когда Псков еще находился в оккупации, Спегальский написал письмо академику И. Э. Грабарю с просьбой – после освобождения Пскова направить его на восстановление псковских памятников.

В 1944 году он возвращается на руины родного города и 5 ноября его назначают начальником Псковской областной инспекции охраны памятников.

Тогда, после Великой Отечественной войны, осознание места и роли Пскова в русской культуре было несопоставимо точнее, чем сейчас, в начале XXI века. 1 ноября 1945 года Псков был включен в число 15 старейших русских городов, которые подлежали первоочередному восстановлению.

Титанические труды Юрия Спегальского увенчались созданием в 1946 году первой в истории города проектно-реставрационной мастерской, которую возглавил сам Юрий Павлович. Первых рабочих для мастерской он искал, обходя псковские дворы, подвалы и землянки.

Первый коллектив проектно-реставрационной мастерской прошел весь город – шаг за шагом, обследовал и описал памятники архитектуры, создал проекты их реставрации.

На ватманских листах засияли в своей подлинной красе памятники европейского значения, стены которых пощадила война.

В голодное время, когда мысль о хлебе насущном владела не только большинством рядовых людей, но и властями, Спегальский смог добиться невероятных решений.

29 декабря 1945 года (эту дату Пскову надо бы отмечать) было принято постановление Псковского областного Совета депутатов трудящихся о проекте генеральной планировки Пскова.

Уже тогда, в год окончания войны, в «Основных положениях генплана города Пскова» было сказано, что «город Псков восстанавливается как административно-политический, хозяйственно-культурный и промышленный центр Псковской области и как центр уникальных памятников древнерусского зодчества» (выделено нами. – Ред.).

Надгробный крест на могиле А. А. Ахматовой. Ленинградская обл., пос. Комарово, 1967 г. Авторы – В. П. Смирнов, В. С. Васильковский.

В том же постановлении в разделе «Строительное зонирование» специально указывалось, что необходимо «центральную часть города, в которой сосредоточено подавляющее количество памятников древнерусской архитектуры, рассматривать как зону особого режима застройки.

Застройку или снос зданий производить только по согласованию с органами охраны памятников архитектуры.

Микрорайоны города, застроенные зданиями, представляющими особую историко-художественную ценность… считать особыми зонами с созданием в них соответствующего режима застройки и благоустройства».

Спегальский добился тогда сохранения в генплане восстанавливаемого города древних градостроительных участков с фрагментами планировки – улицами, площадями, памятниками архитектуры.

Он писал: «Мы должны не только восстановить памятники Пскова… но и возродить красоту Пскова, чтобы он был именно Псковом, чтобы не померкла именно его красота, ему одному присущая… Можно ли восстанавливать Псков, создавать его новую архитектуру, не учитывая его замечательного прошлого? Это было бы непростительной ошибкой… Без выявления характерных черт города, выявления его памятников и включения их в композицию всего города невозможно решить планировку и застройку Пскова с наибольшим архитектурно-художественным эффектом».

Ленинградские архитекторы во главе с Н. В. Барановым, разрабатывавшие генплан Пскова, согласились с Ю. П. Спегальским. Первоначально предложенный ими вариант генплана был полностью переработан с непосредственным участием Спегальского.

В течение двух лет после 1945 года, в 1946-47 гг., Юрий Спегальский разработал практически первый в российской истории проект планировки охранных зон, или архитектурных заповедников.

Впервые были даны формулировки строительных режимов зон охраны памятников и впервые разработаны охранные мероприятия. Написанная им «Пояснительная записка к проекту планировки архитектурных заповедников в г. Пскове. 1946-1947 гг.

» стала модельным проектом сохранения и музеефикации памятников истории и культуры в живом организме современного города.

«Пояснительная записка» была направлена в Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР.

Рецензировали его профессор Д. П. Сухов и главный архитектор сектора фиксации и методики реставрации памятников архитектуры Академии архитектуры СССР П. Н.

Максимов, который отметил: «…Полагаю, что в связи с объявлением архитектурными заповедниками ряда территорий в наших городах будет своевременным выработать твердое правило как застройки этих территорий, так и их режимов и содержания, что не менее важно, чем проекты их осуществления».

Надгробный крест на могиле Ю. П. Спегальского. Автор В. П. Смирнов, 1969 г. Город Псков, Мироносицкое кладбище. 17 января 2009 г. Лев Шлосберг

25 ноября 1947 года из Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР в Псков пришел ответ: «Главное управление охраны памятников, рассмотрев представленные эскизы планировки заповедников г. Пскова Ю. П. Спегальского, считает необходимым… всемерно форсировать работу по проектированию заповедника».

Уже в 1947 году Спегальский приступил к воплощению своих проектов.

Но его деятельность, требующая бережного и чуткого обращения с архитектурным наследием Пскова, быстро вступила в противоречие с мнением многих местных руководителей. Дело дошло до обвинений Спегальского в том, что он вообще не хочет восстановления и реконструкции города. Началась газетная травля.

В заказных статьях писалось о том, что Спегальский намерен застроить Псков деревянными рублеными избами. Чудовищно извращенный образ Спегальского попал даже на страницы романа влиятельного партийного писателя.

В самом конце 1947 года Спегальский не только ушел из созданной им Псковской реставрационной мастерской, но и вынужден был уехать из Пскова.

Это был роковой и для города, и для ученого день.

Но именно борьба Спегальского в 1945-1947 гг. за архитектурных облик Пскова спасла большинство дошедших уже до XXI века памятников его истории и архитектуры. Реальной альтернативой проекту Спегальского были безумные планы «оставить в Пскове две-три церкви, остальные разобрать за ненадобностью» и т. д.

Эти варварские намерения высказывались совершенно открыто и нет сомнения, что, если бы не было сопротивления Спегальского и созданного им проекта охранных зон, в значительной части вошедшего в генплан города 1945 года, они были бы осуществлены – так, как это произошло в значительной части исторических городов России.

Спегальский лично спас Псков от второго в середине ХХ века разрушения, которое могло стать полностью фатальным.

Его проект охранных зон, его концепция подхода к реставрации памятников архитектуры словно создали вокруг исторического Пскова еще одну крепостную стену, даже пробив которую затем во многих местах, варвары от архитектуры и строительства не смогли полностью уничтожить великий город.

Но и работая после 1948 года в Ленинграде, Новгороде, Старой Ладоге, Торопце Юрий Павлович жил Псковом, только Псковом.

Псков не отпускал Спегальского ни на день, ни на час. В январе 1953 года Спегальский сделал доклад в Ленинградском отделении Союза советских архитекторов на тему «По вопросу о состоянии дела охраны и реставрации памятников архитектуры в г. Пскове». Он бывал в Пскове ежегодно, ходил по городу, отмечал все трагические изменения в его архитектурном облике.

В 1963 году, заключая книгу «Псков», он писал: «Произведения искусства и архитектуры древнего Пскова были созданы народом.

В них находили выражение его творческие силы, его изобретательность, художественное чутье и строгое понимание прекрасного… То, что досталось нам от художественных сокровищ, созданных в течение ряда веков талантливыми тружениками древнего Пскова, имеет для нас огромную ценность.

Проникновенно и целеустремленно изучая памятники, мы можем многое почерпнуть из этого богатейшего источника. Они обогатят наше понимание подлинной красоты и помогут в создании новых художественных произведений… Вот почему эти памятники для нас бесконечно дороги».

…Мучительное и вынужденное расставание Спегальского с Псковом продлилось 20 лет.

В 1968 году появилась возможность вернуться к работе в Псковской реставрационной мастерской. Осенью Спегальский буквально бросает все в Ленинграде, меняет свою ленинградскую квартиру на квартиру в Пскове и спешно переезжает.

В какой-то момент ему показалось, что задуманное еще может быть воплощено, хотя в письме супруге, Ольге Константиновне Аршакуни, с которой свела его в свое время ленинградская блокада, он писал, что поедет в Псков умирать.

Спегальский покидал Псков сорокалетним и еще полным сил, а возвращался шестидесятилетним и больным, хотя это было совершенно незаметно внешне.

Все свои последние месяцы он посвятил проекту комплексной реставрации памятников архитектуры Пскова. Он практически завершил этот труд: «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова» стал его завещанием – как современникам, так и потомкам.

Неисполненным завещанием.

…17 января 1969 года Спегальский оторвался от рукописи и вышел на улицу из квартиры 74 в доме номер 14 по Октябрьскому проспекту, ему захотелось свежего воздуха. На улице его и настиг третий инфаркт.

На рабочем столе у отложенных в сторону очков осталась недописанной страница, каждое слово на которой, сейчас, из 2009 года, воспринимается как неуслышанный крик о помощи, как подлинная трагедия псковской архитектуры и культуры в целом: «В настоящее время далекая псковская старина как бы приближается к нам.

Труд археологов, исследователей архитектуры и искусствоведов возвращает нам и делает все более и более понятным многое из того, что, казалось, было уже бесследно утрачено и забыто.

Псковским памятникам суждено теперь не разрушаться и не исчезать с лица земли, а возрождаться к жизни, с тем, чтобы послужить еще многим людям… Народ… не может относиться безразлично к культурным ценностям, созданным в прошлом наиболее одаренными его представителями, сумевшими… с удивительной полнотой выразить в своем творчестве взгляды народа на искусство и архитектуру, на отношение искусства и жизни, художественных форм и приемов архитектуры с ее технической и практической стороной, бытом и гигиеническими требованиями. Эти вопросы народ разрешал в…»

На этом рукопись обрывается.

Непростительная ошибка

Прямых правопреемников Псковских реставрационных мастерских, созданных в свое время Юрием Спегальским, в Пскове сейчас нет. Ни организационно, ни сущностно.

Есть строительная организация – ЗАО «Реставрационная мастерская», повторяющая в своем названии ключевые слова названия организации, созданной Спегальским, можно сказать, намекающая своим названием на наследование традициям псковской реставрации. У «Реставрационной мастерской» есть лицензия на ведение реставрационных работ. И, конечно, лицензия на строительные работы. Именно они, что вполне понятно, приносят этой организации основной доход.

Вид на площадь Героев-десантников с моста имени 50-летия Октября. Кадр ГТРК «Псков», программа «Вести», 15 января 2009 года.

ЗАО «Реставрационная мастерская» стало широко известно в Пскове после яростного лоббирования строительства и возведения в зоне регулируемой застройки на площади Героев-десантников, в 180 метрах от Покровской башни, крупнейшей крепостной башни Европы XV-XVIII веков, непосредственно в исторической панораме реки Великой, где высота строений не может превышать 17 метров (5 этажей), 35-метрового 10-этажного здания.

Слава оказалась громкой. Очень громкой. Ни один строительный проект за все постсоветское время не вызывал в Пскове таких общественных дискуссий и таких категорических и мотивированных возражений.

Но, несмотря на все протесты и очевидную незаконность стройки, она была разрешена управлением строительства и архитектуры Пскова и реализована.

Формальное запоздалое признание прокуратурой области стройки незаконной ничего уже не изменило.

Псковское областное телевидение (ГТРК «Псков») при подготовке сюжета, посвященного году Спегальского и состоянию псковской реставрации сегодня, попросило директора «Реставрационной мастерской» Евгения Макарова

Источник: http://gubernia.media/number_423/04.php

Самые старые здания Пскова

Архитектура города Пскова

Пост посвящён самым старым зданиям Пскова. С XV-XVI веков сохранились в основном церкви; первые жилые постройки, дошедшие до наших дней, относятся уже к XVII веку.

Псков, как один из древнейших городов России, даёт нам уникальный шанс посмотреть на средневековую архитектуру Руси и то, как она менялась с течением времени.

Начать, безусловно, нужно с Псковской крепости — одного из лучших оборонительных сооружений своего времени.

Псковская крепость

Псковский Кром

Кремль

Псковский Кром состоит из Довмонтова города (VIII—XVII век), оборонительных стен и башен (XIV-XVII век), Приказных палат (XVII век) и Троицкого собора (XVII век). Но известно, что ещё в X веке здесь были поселения.

Довмонтов город

Кремль

Довмонтов город — это комплекс не сохранившихся сооружений XIII века. Комплекс расширил территорию Кремля и служил дополнительным укреплением. Сейчас от города остались лишь основания зданий: храмов, жилых домов и архива. К слову, обнаружены они были лишь в 1956 году.

Последняя фотография с сайта http://pleskov60.ru/pskov4.jpg

Стены крепости

Стена Среднего города была построена в XIV веке вокруг Кремля и Довмонтова города.

Окольный город занимал уже большую территорию, чем Средний. Его стены были построены в XVI веке для обороны и действительно выдерживали нападения на город в XVI-XVII веках.

Голубым обозначены стены Довмонтова города, зелёным — Среднего города, жёлтым — стена Окольного города и Запсковья. Схема и информация с сайта https://ru.wikivoyage.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2

XII век

Собор Мирожского монастыря

Мирожская наб., 2

Собор Мирожского монастыря был построен в 1165 году. Это одно из старейших сохранившихся зданий Пскова, а также одно из первых каменных строений в городе. Впрочем, когда монастырь был только построен, он находился в отдалении от самого города. Интерьер собора расписан фресками, являющимися старейшими в России.

Последняя фотография с сайта http://inpskov.ru/marshruty/mirozhskij_monastyr

Собор Иоанна Предтечи

ул. Максима Горького, 1

Собор Иоанна Предтечи сильно перестраивался, но в целом по нынешнему собору можно судить о его первоначальном облике. Предполагается, что он был построен в XII веке.

XIV век

Церковь Михаила Архангела с Городца

ул. Советская, 18

Церковь упоминалась ещё в XIV веке, дата постройки нынешнего здания неизвестна.

XV век

Церковь Варлаама Хутынского

ул. Леона Поземского, 53

Построен в XV веке в районе Запсковье, что на другом от Кремля берегу реки Псков.

Церковь Николы со Усохи

ул. Советская, 19

Этот храм XV века был построен у высохшей речки — отсюда его название.

Церковь Климента Папы Римского

Ольгинская наб., 16

Церковь предположительно находится на месте бывшего монастыря и построена в XV, либо в XVI веке. Считается, что храм сохранился в первозданном виде. Один из примеров расцвета псковской архитектуры.

Церковь Георгия со Взвоза

ул. Георгиевская, 1

Храм XV века. Со Взвоза — то есть на подъёме. Считается, что сейчас храм находится в своём первозданном виде.

Церковь Богоявления с Запсковья

ул. Герцена, 7

Храм построен в XV веке в Запсковье на месте деревянной церкви. Имеет сложную архитектурную композицию. К храму примыкает четырёхпролётная звонница.

Церковь Старое Вознесение

ул. Советская, 64

Церковь построена в 1467 году на месте деревянной.

XVI век

Церковь Одигитрии

ул. Профсоюзная, 1

Предположительно церковь была построена в XVI веке и перестроена после пожара в XVII веке. Поистине необычная церковь, которая изначально имела девять глав.

Первая фотография с сайта https://fotki.yandex.ru/next/users/boris-vinnikov/album/120403/view/383311

Церковь Сергия с Залужья

ул. Свердлова, 42

Храм конца XVI века. Рядом с церковью находилось болото, «лужище», вследствие чего она и получила своё название. Храм сильно пострадал в войну и был отреставрирован в 2015 году.

Церковь Василия на горке

Октябрьский пр., 5

Церковь построена ориентировочно в XVI веке на месте деревянной церкви. Когда-то церковь стояла у стены Среднего города. Рядом с ней была башня и звонница. Совершенство пропорций и качество строительства подтвержают, что церковь была построена в период расцвета псковской архитектуры.

Церковь Образская с Жабьей лавицы

ул. Первомайская, 27

Ещё один храм в Запсковье XVI века. Название происходит от болота неподалёку, которое называлось Жабьей лавицей. Как и почти все церкви того периода построена из известняковой плиты, которая была затем обмазана и обелена.

Церковь Петра и Павла с Буя

ул. Карла Маркса, 2

Построен в 1540 году. Храм посещал Пётр I во время Северной войны.

Церковь Покрова от Торга

ул. Карла Маркса, 36

Церковь была построена в 1522 году.

Церковь Успения у Парома

Рижский пр., 3

В XVI веке храм был перестроен в нынешнем виде, упоминания же о нём встречаются ещё раньше.

Церковь Иоакима и Анны на Полонище

ул. Калинина, 26

Храм также был перестроен в XVI веке, также и упоминания о нём встречаются и раньше.

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе

ул. Аллейная, 14

Храм XVI века, при котором и сейчас находится старинное кладбище.

XVII век

Приказные палаты

Кремль

Построены в 1692—1693 годах. Палаты являлись административным зданием. Сейчас здесь музей.

Поганкины палаты

ул. Некрасова, 7

Построены в 1670-х годах. Названы в честь первого владельца — Сергея Ивановича Поганкина. До наших дней палаты дошли практически неизменными.

Дом Печенко

ул. Гоголя, 43

Были построены в XVII веке, к сожалению на данный момент от здания сохранилось немногое. Сейчас производится реконструкция.

Солодежня

ул. Гоголя, 42

Некогда богатый жилой дом XVII века сейчас находится не в лучшем состоянии и стоит заброшенный. Как и Поганкины палаты позволяет нам судить о псковской средневековой архитектуре.

Дом Батова

Рижский пр., 2

Ориентировочно дом был построен в XVII веке на главной в те времена магистрали Пскова. О доме сохранилось не так много информации, а своё название он получил по фамилии последнего владельца. Сейчас здание находится в аварийном состоянии.

Палаты Русиновых

ул. Карла Маркса, 10

Палаты представляют собой комплекс зданий одной из первых зажиточных семей в Пскове. У них останавливался и Пётр I. Сейчас дома сильно отличаются от своего первозданного вида.

Большинство церквей Пскова были закрыты во время антицерковной кампании 20-30-х годов и реабилитированы в 90-е. В Троицком соборе находился музей атеизма с маятником Фуко. К тому же в эти годы было потеряно много церковного/исторического наследия. Подробнее об этой теме было написано на стенде в Приказных палатах.

Многие старинные здания и церкви Пскова были отреставрированы в XX веке и в последние десятилетия. Другие же стоят в аварийном состоянии и могут быть утеряны. В любом случае, это уникальное для России наследие, которое нужно посмотреть своими глазами.

Полезные ссылки по теме:

Древнейшие памятники Пскова — XII век

Расцвет псковской архитектуры — XV-XVI век

Исторический портал о Пскове

Карта с местами, о которых рассказывалось в посте.

Вступайте в группу и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Похожие посты

Предыдущий пост Следующий пост

Тэги:

  • архитектура
  • подборка
  • псков
  • россия
  • церковь

Источник: https://annawwts.com/oldest-in-pskov/

Архитектура

Архитектура города Пскова

Древний Псков разговаривает с нами на языке своего зодчества, не всегда понятном современному человеку. Но стоит лишь обратить внимание на создания наших предков, как они становятся ближе и вызывают воспоминания, дремлющие в генах каждого русского человека.

Оборонное зодчество 

Самым важным для поколений псковичей была надежда на защиту своего дома и своей земли от чужих посягательств.

В образах церквей, крепостных сооружений и жилищ, созданных своими руками, древние псковичи выразили свое понимание мира, жажду жизни и продолжения рода.

Географическое расположение Псковских земель и самого города на рубежах Руси, постоянная готовность к войнам и смерти, вырастили чувство национального самосознания, духовной и политической зрелости.

Все древние сооружения Пскова, независимо от их назначения, построены из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборске и Порхове. Эти слоистые плиты разных размеров слегка обтесывались и составляли основной массив каменной кладки, скрепленной известковым раствором.

Там, где толщина стен превышала 2 метра, между слоями лицевой кладки засыпалась плита с булыжными камнями, пролитая раствором и таким образом создавалось монолитное тело стены. Все здания и сооружения обязательно обмазывались известковым раствором и белились.

Особенностью обмазки было то, что она подчеркивала неровности кладки, так как псковичи никогда не стремились к имитации геометрически ровных стен.

Другая особенность древней архитектуры Пскова – ее видимая сила и мощь. Впечатление устойчивости и долговечности зданий создается за счет большого запаса прочности, толщины стен, несущих груз сводов и арок.

Псковским зодчим были известны системы различных сводчатых конструкций, но их исполнение в местном материале, без расчетов, требовало большой наблюдательности, опыта и таланта.

Трудом зодчих возведены свободные, как дыхание, своды жилых палат, ими очерчены точные линии ступенчатых арок и светлых окон в храмах, они расставляли боевые башни, направляя бойницы в сторону вражеского приступа. И здесь мастерство становилось высоким искусством, сочетающим мысль, материал и форму в бессмертные произведения архитектуры древнего Пскова.

В Пскове сохранилась линия каменных крепостных стен и башен Большого Окольного города длиной в 9 км.(XVI в.), восстановлены стены и башни Кремля и Довмонтова Города (XIV-XVII вв.). В Пскове и ближайших пригородах как прежде возвышаются 38 храмов (XV-XVI вв.), во многих отправляются службы.

Возрождены два древнейших монастыря – Мирожский и Снетогорский. 14 крупных комплексов гражданских зданий XVII века расположены во всех районах исторического центра Пскова. Многие из них еще не изучены в должной мере, но уже более ста лет оцениваются как великое достояние русского народа.

Псковская школа зодчества прослеживается не только в Пскове, но и по всей области. Во многих древних городах-форпостах сохранились крепостные стены, хранящие память о трудном героическом прошлом.

Культовая архитектура 

Псков наполнен древними церквами.

Их беленые стены воспринимает все оттенки природных красок: из утренних туманов храмы выступают плотными угловатыми объемами, которые в вечерних сумерках кажутся невесомыми, а днем – четким контрастным рисунком света и тени останавливают взгляд среди примелькавшихся жилых домов. Всегда необычно это слившееся с природой и временами года, драгоценное наследие псковичей.

Строительство первых храмов, деревянных и каменных, велось по греко-византийским образцам новгородскими мастерами, у которых обучались псковичи. Техника их возведения и архитектурные формы характерны для Русской земли – местный тесаный камень-известняк перемежался с рядами крупного кирпича – плинфы на известковом растворе, смешанном с мелкой керамической крошкой.

Кубический объем храма – четверик, был завершен плавными очертаниями сводов, над которыми высился барабан, увенчанным шлемовидной главой с крестом.

Древнейшие соборы Пскова XII – начала XIV столетий: Спасо-Преображенский в Мирожском монастыре, Иоанно-Предтеченский в Ивановском монастыре и Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре донесли эту архитектуру до нашего времени.

Самостоятельная школа псковского церковного зодчества сложилась к концу XIV века, когда Псков почувствовал свою экономическую свободу, политическую мощь и снискал уважение “старшего брата” Новгорода, а также многих западных врагов.

Из псковских летописей известно, что за короткий период на небольшой территории Среднего города, защищенной крепостными стенами, было построено более 38 церквей и основано 27 монастырей, часть из них находилась за городскими стенами.

Храмы этого времени не сохранились в первозданном виде, но известно, что некоторые были расписаны фресками, и это положило начало псковскому иконописанию.

Непрерывный труд и архитектурные эксперименты последующих двух столетий принесли псковским мастерам опыт храмостроения и известность за пределами своей земли.

В XV столетии они славились как лучшие строители Руси и наряду с итальянскими зодчими были приглашены в Москву для возведения великокняжеских храмов Кремля – Благовещенского собора, Ризоположенской церкви и позднее – знаменитого храма Василия Блаженного.

Торжественные, царские традиции московского белокаменного зодчества и псковской школы, сложившейся в суровых условиях жизни порубежного города, отражены в лучших образцах городских и монастырских храмов.

Псков стремился сохранить свою духовную чистоту, честь и достоинство созданием множества храмов.

На иконах XVII века (Псковский музей-заповедник) выписан образ города-предстоятеля, всеми своими церквами утверждающего божественное покровительство над псковичами.

Каждый псковский храм – это символ совершенства мира и возможности самосовершенствования человека в этом мире. Поэтому так чисты архитектурные формы внутри храмов – мощные стены и столбы поднимаются арками и сводами к центру освещенного барабана.

Естественная неровность поверхности стен, обработанных штукатурной лопаткой, и кремовый, желтоватый или слегка розоватый естественный цвет штукатурки, покрытой известковой побелкой, — великолепно использовались в их натуральном виде. И, нужно отметить, что старая псковская штукатурка была не только наиболее легко исполнимой и дешевой, — одновременно она была и наиболее красивой штукатуркой.

Декоративное убранство храмов скромное. Наиболее характерными деталями являются: поребрик, бегунец – на апсидах и барабанах, бровки – над оконными проемами, валики и другие.

Устойчивость мироздания, отраженная зодчими, отзывается в душе человека чувством защиты. Свет из алтаря, мерцание свечей перед иконами, охватывают теплом и покоем.

Фасады храмов строги и скупы на украшения: резной крест над луковичной главой, треугольные скаты кровель, белые стены четверика, прорезанные узкими окнами, священный пояс-оберег из треугольных впадинок – только на барабане и алтарных апсидах, арки киотов, иногда – вкладные каменные кресты в стенах – вот основные черты псковского храма. К его стенам пристраивали маленькие зимние приделы, повторявшие форму главного храма и своими галереями охватившие его.

Особое сооружение – звонницу для подвески колоколов, выносили на стену или ставили над главным входом в церковь. При церквах Богоявления, Успения от Парома, Козьмы и Дамиана с Примостья звонницы – мощные ярусные постройки, со сводчатыми палатами и поставленными на них, как на постамент, арочными аркадами с колоколами.

Церкви такого типа, всегда разные по композиции, строились в дальних монастырях и укрепленных пригородах, как знак принадлежности к Псковской земле.

В стенах храмов получали благословение воины перед походами, здесь давали присягу верности – “крестное целование” политические деятели средневековья, именем дома Святой Троицы, дома Святого Николы в Изборске и Порхове вставали на защиту городов их граждане.

Уже в XVII столетии псковская школа церковного зодчества постепенно вливалась в рамки общерусских традиций. Развитие города продолжалось освоением внутренних территорий в границах существующих крепостных стен Большого Окольного города, который был насыщен храмами.

Новых церковных зданий в Пскове почти не возводили (к немногим исключениям относится храм Александра Невского), обновляли лишь старые, увеличивая их приделами и притворами. Устойчивая атмосфера древнерусского средневекового города, поддержанная многими храмами, сохраняется в Пскове до наших дней.

Замечательными образцами являются церкви Николы со Усохи и Богоявления с Запсковья.

Подробную информацию о Псковской архитектуре читайте здесь 

Источник: http://www.pskov.ru/region/kultura/arhitektura

Псков – общие впечатления

Архитектура города Пскова
arch_heritagevmulder
Привет всем. Только что вернулся с Пскова, хотел бы рассказать вам общие впечатления об этом замечательном, небольшом, но по настоящему многомерном городе.
Фото 1.

Псков – город небольшой, в нём живёт всего 208 тыс человек, но его история насчитывает более 1100 лет, но самая интересная его особенность – его истинная многомерность, здесь есть и теневая сторона и перекрёстки миров и времён, в общем, не город, а просто сказка. Здесь можно увидеть самое настоящее русское средневековье, пусть по большей части реставрированное.

Фото 2. А ещё город этот связан с кровавой графиней Елизаветой Батори, чей брат Стефан Батори штурмовал Псков во время Ливонской войны. Фото 3. Средневековые руины древней башни. Фото 4. Типовой проект тамошних церквей разительно отличается от Центрального черноземья и других регионов страны.

Здесь церкви строили на века, с толстыми стенами, так что они смогли дожить до наших дней. Фото 5. Звоница отдельно, не в виде колокольни, а вот так. Фото 6. Ещё один вариант проекта посковской церкви. Псковские церкви служили судя по всему и для того, чтобы в них укрываться во время осады. Излишеств в архитектуре здесь особых не делалиФото 7.

Единственная церковь, что в центре кремля разительно отличается ото всех. Вообще, в Пскове очень много было церквей, ну куда столько? Логику тамошних людей понять невозможно. С одной стороны здесь была практически одна из первых республик и демократий на территории России, с другой, все средства вбухивали в строительство церквей. Фото 8. Старинные палатыФото 9.

Есть целые, например ПоганкиныФото 10. А есть заброшенные – палаты Турбининых, можно полазить. Фото 11. А от Романовских вообще мало чего осталось. Вот так старина бывает совсем в разных видах. Фото 12. Зловещая старинная гремячья башня. Фото 13. Фото 14. И это то же Псков, только здесь он похож на Петербург немного, немного на Москву. Фото 15. Фото 16. Фото 17. Фото 18.

Фото 19. А вот Псков Советский. Фото 20. Фото 21. Фото 22. Фото 23. Фото 24. Вот так советские руины сочетаются со средневековыми стенами. Фото 25. Развалины ТЭЦ. Фото 26. А вот такие шедевры архитектуры можно найти на улицах Пскова. Фото 27. Деревянный дом с наличниками. Фото 28. Фото 29. А вот и те самые Овсищи из игры “Братва и Кольцо” от Гоблина. Фото 30.

Немного эстетики ебеней. Это тоже многомерный Псков. Фото 31. Фото 32. Фото 33. Вот такой вот интересный и многомерный город, приятный и тихий, город, который мне лично очень понравился, настолько, что хотелось бы даже жить в таком.

А почему? Здесь нет тупорылого гламура, навязчивой рекламы, помпезности, пафоса, “города лидеров”, слащавой ауры успеха и богатства, ужасных торгово-развлекательных центров и других высоток в исторической части. Здесь люди не смердят духами за версту, при этом город очень и очень чистый.

Много парков, зелёных зон, город очень тихий, посреди города на всю катушку не орёт шансон, однако люди гуляют там до поздна, автобусы некоторые ходят даже после полуночи, на дорогах нет мусора, речки чистейшие, в них можно купаться, ловить рыбу.

Люди здесь вместо того, чтобы ходить в гламурные клубы занимаются спортом, катаются на велике на роликах, летают на парапланах и воздушных шарах прямо над городом. Несмотря на свои небольшие размеры в городе развит Ночной дозор и Энкаунтер, да и загадок тут и без игр достаточно, учитывая многолетнюю историю. Вот такой милый городок.

Жаль только, что нету трамвая, но учитывая, что город не большой, он не нужен. Фото 34.

Все материалы, представленные в блоге, авторские, если не указан другой источник.. При желании могу поделиться фотографиями в большом разрешении, для этого вы можете связаться со мной . Фотографии можно купить для использования в коммерческих целях. Но я не жадный, потому при использовании материалов в некоммерческих целях готов поделиться, но обязательно укажите авторство и источник с активной ссылкой на мой блог.

Готов к любому сотрудничеству со СМИ, компаниями, проектами, отдельными людьми и др. Готов принять участие в блог-турах и других мероприятиях. Всегда открыт к диалогу.

Оформлено с помощью «Обрамлятора»

arch_heritagemoykariver

По прочтении заметок Архнадзора о прошедшем в Иваново XV съезде руководящих работников государственных органов охраны культурного наследия меня стали терзать смутные сомнения: – А не слишком ли у нас, так сказать, обюрокрачена охрана памятников культуры? Нет ли опасности утонуть самим и дело утопить в бумагах?

Взять к примеру заключения государственных историко-культурных экспертиз, вокруг которых столько шума и критики в последнее время. А почему? Нетрудно догадаться из следующего примера. Для чистоты сравнения взяты две экспертизы проектной документации работ по приспособлению объектов культурного наследия к современному использованию.

Одна экспертиза московская, объекта федерального значения на улице Пятницкой дом 13, на 10 страницах, сделана за 10 дней тремя уважаемыми экспертами.

Другая экспертиза питерская, выявленного объекта культурного наследия на улице Красина дом 4-10, на 134 страницах, сделана за 182 дня также тремя уважаемыми экспертами, аттестованными Минкультуры.

Понятно, что когда 134 страницы – тут всегда можно отдельные недостатки отыскать и придраться. А когда 10 страниц – тут недостатков уже в 13 раз меньше. Понимаете к чему я клоню? Эксперты у нас для того и аттестуются Минкультурой, чтобы им доверяли.

А какое к эксперту может быть доверие, если он сам себе не доверяет? О чём говорят эти 134 питерские страницы протоколов, фотофиксации, договоров, справок, расписок? Да о том, что эксперт терзается сомнениями, нет у него готового мнения. Иначе ему бы и 10 страниц было бы много. И в этом смысле москвичи конечно ушли далеко вперёд.Но ещё недостаточно.

Есть ещё резервы для сокращения бумаготворчества. Тогда и потребность в общественном обсуждении экспертиз отпадёт, поскольку обсуждать станет нечего.

В самом деле, не обсуждать же фамилии экспертов и даты начала и окончания экспертизы? А всё остальное можно вполне уместить на 1-2 страницах: перечислить подробно законы, на основании которых проводится экспертиза (против чего возражать никто не станет), обязательно дать клятву в соблюдении принципов проведения экспертизы и отсутствии долговых и имущественных обязательств перед заказчиком экспертизы (это не проверяемо) и кратко сформулировать её основной вывод. Если после этого найдуться желающие покритиковать, то в сводке всегда можно указать, что замечания ничем не обоснованы. Поскольку обосновать их будет действительно нечем.См. также в зеркало.

Page 3

|

arch_heritagelipilin2010
Часовня Николая Чудотворца находится в селе Вершинино в Архангельской области. (GPS Координаты: 62.077498, 38.198755)01 Точный возраст часовни неизвестен, но она существовала задолго до 1846 г.02 В конце XIX в. часовня была перестроена.03 В начале ХХ века у часовни еще не было колоколенки.04 Её пристроили чуть позже, но в стиле местных часовен.05 А к 1980-м годам часовня почти разрушалась.06 Реставрацию Никольской часовни после образования Кенозерского национального парка провели совместно российские и норвежские реставраторы, проработав два сезона – 1996 и 1997 гг. 07 В 1997 году в обновленную часовню вставили на свое место отреставрированные в Архангельском филиале ВХНРЦ им. И.Грабаря “небеса”.08 В 1998 году часовню освятил Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон.09 10 С холма открывается завораживающий вид на Кенозеро и деревню.11121314151617181920
21 Очень красивое и настоящее туристическое место. Здесь есть  мобильная связь,  музеи,  гостиницы, чистейшее озеро, лодки. Что еще нужно для великолепного отдыха на природе? Только хорошую дорогу, чтобы доехать!

Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/2590801.html

Памятники древней архитектуры Пскова по районам средневекового города (сборник ссылок)

Архитектура города Пскова
nathalie_zhЗдесь будут собраны ссылки на мои публикации, посвященные памятникам древней псковской архитектуры

ПСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Кром, Троицкий собор, Колокольня, Довмонтов город, Приказные палаты

СРЕДНИЙ ГОРОД

Церковь Михаила Архангела

Церковь Василия на Горке (+ ноябрь 2005; февраль 2007; июль 2007; апрель 2010; июнь 2014; сентябрь 2016;  )

Церковь Николы на Усохе – (+ апрель 2006; март 2007; июль 2007; )
Церковь Одигитрии на Печерском подворье (+ март 2007; декабрь 2012; октябрь 2016; )
Двор Русиновых (+ март 2007)Церковь Петра и Павла

ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД

Двор Ямского

Палаты Гурьева – (+ август 2007; )

Солодежня (+ февраль 2006, март 2007; август 2009; январь 2015; март 2016; )
Дом Печенко (+ февраль 2006, март 2007; май 2007; август 2009; апрель 2010; март 2013; март 2014; июль 2014; январь 2015; март 2016; май 2017; июль 2017; январь 2018; )
Церковь Николы от Торга (+март 2007)
Церковь Покрова от Торга (+ март 2007)
Церковь Анастасии Римлянки (+ март 2007)
Церковь Нововознесенская (май 2015)
Палаты Поганкиных (XVII в.)(ул.Некрасова, 7)
Палаты Подзноева (2003-2013; )Палаты у Сокольей башни

Палаты Меншиковых – апрель 2006; март 2009; ЖЗД февраль 2018;

Палаты на Романовой горе (“Дворец Марины Мнишек) – (+ июль 2007; )
Дом Предводителя дворянства на Романовой горке – (+ июль 2007; май 2009; июль 2016; )
Церковь Сергия с Залужья (ул.Свердлова, 42) в июле 2014 и в октябре 2015
Церковь Старовознесенская (XVII в.) (ул.Советская, 62-64) (+ август 2007; )
Церковь Преполовения Пятидесятницы (сентябрь 2017)(ул.Детская, 3)
Церковь Георгия со Взвоза (XV в.) (ул.Георгиевская, 1) в сентябре 2006,
Церковь Иоакима и Анны (XVI в.) (май 2007) (улица Калинина, 18)
Покровский угол: церковь Рождества и Покрова Богородицы, Покровская башня – в сентябре 2006, январь 2010; октябрь 2016;

ЗАПСКОВЬЕ

Церковь Козьмы и Демьяна с Примостья – апрель 2006; июль 2006;
Церковь Ильи Мокрого – ноябрь 2005; сентябрь 2006;
Церковь Нерукотворного Образа (+ февраль 2006; сентябрь 2006; март 2007; май 2007; )
Двор Трубинских (+ август 2007; апрель 2015; )
Двор Постниковых – (+ август 2007; март 2015; январь 2018; )
Церковь Воскресения со Стадища – сентябрь 2006;
Варлаамовский угол (Варлаамовская башня) – (; январь 2018; )
Церковь Варлаама Хутынского – сентябрь 2006;
Церковь Богоявления с Запсковья – ( + февраль 2006; май 2007; август 2009; апрель 2014; )Палаты в Волчьих Ямах и остатки кожевенного завода

Гремячая гора: Гремячая башня и церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы – февраль 2006; май 2007; сентябрь 2007; февраль 2009;

ЗАВЕЛИЧЬЕ

Мирожский монастырь: Церковь Стефана, Спасо-Преображенский собор и его фрески – (+ август 2007; сентябрь 2007; В.Д.Сарабьянов о фресках; )
Двор Батова (+ май-август 2007;  )Церковь КлиментаЦерковь Николы у Каменной ограды

Церковь Успения у Парома в феврале 2006, в сентябре 2006; август 2008;

Церковь Жен-Мироносиц (+ март 2007)
Ивановский собор (+ в сентябре 2006, март 2007)

БЛИЖАЙШИЕ ОКРЕСТНОСТИ ПСКОВА

Снетогорский монастырь: Рождественский собор и его фрески (В.Д.Сарабьянов о фресках; )
Церковь Иоанна Богослова на Мишариной Горке (+ май 2007)
Церковь Константина и Елены (+ март 2007; июль 2007; )
Церковь Дмитрия с Поля (+ март 2007)
Церковь Варвары в бывшем Петровском посаде (+ март 2007)
Церковь Алексея с Поля (+ март 2007; )

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

церковь Успения с Полонища (XIX в.)

|

nathalie_zhВот случилась у меня на днях интересная находка. Открыла книгу, которую не держала в руках много лет, а оттуда выскочила закладка в виде обертки от шоколадки с изображением башен Псковского Кремля и надписью “Пскову 1100 лет”. Я сначала было сильно удивилась, а потом вспомнила, что такой шоколад действительно был в продаже в 2003 году, когда широко праздновался большой юбилей нашего города. Так что сохраню ее здесь как “исторический артефакт”… :-))

А стоила такая плитка пористого молочного шоколада с тертым фундуком, выпущенная московской кондитерской фабрикой “Русский шоколад” 17 рублей 50 копеек, что следует из наклейки на обороте…

Источник: https://nathalie-zh.livejournal.com/174529.html

ovdmitjb

Add comment