Kievuz

Авиационная промышленность России

Авиастроение в России: обзор, история, перспективы и интересные факты

Авиационная промышленность России

Авиастроение в России имеет долгую и славную историю. Отрасль переживала моменты триумфа и глубочайшие кризисы.

Однако во все времена, невзирая на трудности и экономическую обстановку, отечественные авиастроители и конструкторы умели удивлять мир, создавая качественные и передовые летательные аппараты. Сегодня сотни тысяч людей вовлечены в авиастроение в России.

Города, в которых находятся заводы, производящие вертолеты и самолеты, порою строятся вокруг этих предприятий и процветают за счет них.

Авиастроительная промышленность постепенно восстанавливается после лихих 90-х и наращивает производственные мощности, занимая на данный момент третье место по количеству выпускаемой авиатехники после США и ЕС. В очередной раз российское авиастроение вынуждено наверстывать отставание от конкурентов. Впервые это случилось более века назад.

Царская Россия

История авиастроения в России началась в 1910 – 1912 годах, когда появились первые авиационные заводы. Отрасль бурно развивалась, к 1917 году в стране насчитывалось уже 15 заводов, на которых трудились около 10 000 человек.

Самолеты строились в основном по зарубежным лицензиям и с иностранными двигателями, но были и отечественные очень удачные аппараты, например, самолет –разведчик «Анаде»; летающая лодка М-9 конструктора Григоровича; знаменитый бомбардировщик Сикорского «Илья Муромец».

К началу Мировой войны в российской армии было 244 самолета – больше, чем у других участников войны.

Грянула революция, а за ней следом гражданская война. В государстве началось глобальное переустройство. В 1918 году по указу Советской власти были национализированы все авиационные предприятия.

Но производство самолетов и без того практически прекратилось из-за ужасной экономической обстановки и политической неопределенности.

Новой власти пришлось налаживать авиастроение в России практически с нуля.

Причем восстанавливали отрасль в суровых условиях: война, разруха, нехватка средств, ресурсов и кадров, ведь многие российские авиастроители иммигрировали, многие погибли в гражданскую или были репрессированы.

Очень помогли немцы, которым после Версальского договора запрещалось иметь полноценную армию и производить оружие.

В сотрудничестве с Россией немецкие специалисты получали возможность строить и конструировать новые самолеты, а советские инженеры приобретали бесценный опыт и знания.

Уже в 1924 году в небо поднялся первый цельнометаллический самолет АНТ-2, сконструированный легендарным Андреем Туполевым. Спустя всего год советские авиастроители создали передовой для своего времени самолет-моноплан АНТ-4. Двигатели бомбардировщика расположили вдоль крыла, такая схема стала классической для всех будущих тяжелых бомбардировщиков во время следующей мировой войны.

В 30-х годах бесповоротно закончилась эра дирижаблей, произошел качественный скачок в авиастроении в России.

Заводы, выпускающие самолеты и двигатели, металлургические предприятия и конструкторские бюро появлялись десятками. В 1938 году производство самолетов увеличилось в 5.5 раз по сравнению с показателями 1933 года.

В довоенные годы в отрасли разработали и выпустили такие известные самолеты, как АНТ-6, АНТ-40, И-15 и И-16.

ВОВ

Несмотря на внушительные достижения и производительную мощь советской авиапромышленности, в конце 30-х годов обозначилось техническое отставание от немецких авиастроителей.

Лучшие отечественные истребители И-16 и И-15, которые активно использовались во время гражданской войны в Испании, поначалу показывали себя прекрасно, но ближе к концу конфликта стали заметно уступать немецким машинам.

Катастрофа первых дней Великой Отечественной, когда сотни советских самолетов были уничтожены на земле, еще более усугубила преимущество немецких летчиков. Немцы безраздельно владели небом, чем во многом объясняются их успехи в первые месяцы войны. Без воздушной поддержки Красная Армия была не в силах остановить танковые клинья вермахта, которые охватывали целые армии.

Вновь авиационная отрасль оказалась в критической ситуации: все вокруг рушилось, государству грозило уничтожение, а руководство требовало не просто увеличивать производство самолетов, но и конструировать новые, более совершенные модификации. Поставленные задачи были с блеском выполнены. Советский авиапром внес внушительный вклад в будущую победу. Напрягая всю волю и силу, советские авиастроители совершили невозможное, как это часто случалось в России.

Центры авиастроения были оперативно эвакуированы на восток страны, все конструкторские бюро работали сутками, трудились на заводах женщины и дети.

Итогом этих усилий стало создание таких выдающих самолетов, как простой и живучий истребитель Ла-5, внесший значительный вклад в Сталинградскую битву; универсальный Як-9, который использовался как истребитель вражеских самолетов, бомбардировщик, разведчик, эскорт; бомбардировщик Пе-2; наводивший на немцев ужас штурмовик Ил-2.

Без этих самолетов не были бы возможны перелом в войне, а затем и великая Победа. Однако она была добыта не только техническим усовершенствованием летательных аппаратов, но и удивительным ростом производственных мощностей.

Советский авиапром в 1941 году дал армии примерно 7 900 самолетов, а в 1944 году эта цифра превысила 40 000 штук.

Всего за годы войны было в СССР произвели свыше 150 000 самолетов, в Германии же около 120 000, хотя на нее работала вся европейская промышленность.

Период рассвета

Поставленная на военные рельсы авиастроительная отрасль после войны не сбавила оборотов, до самого распада СССР она продолжала исправно выпускать и совершенствовать авиатехнику.

В пик своего развития советский авиапром производил в год около 400 вертолетов и 600 самолетов военного назначения, а также порядка 300 вертолетов и 150 самолетов гражданского назначения.

В отрасль входило 242 предприятия, 114 заводов, 72 конструкторских бюро, 28 НИИ. Перед развалом Союза в авиапроме работало больше двух миллионов человек.

В послевоенный период СССР не собирался допускать техническое отставание от западных держав. Началась эра реактивных самолетов. Уже в начале 50-х годов в воздух поднялись околозвуковые и сверхзвуковые МиГ-15 и Миг-19, в 1955 году прошел испытание истребитель Су-7, а в 1958 налажен серийный выпуск Миг-21, который надолго превратился в символ и главную мощь истребительной авиации СССР.

В Советский период авиастроение в России и Союзных республиках представляло собой единый механизм, который безостановочно создавал великолепные вертолеты и самолеты, опережавшие свое время. Причем Союз производил авиатехнику не только для собственных нужд, он был крупнейшим ее экспортером вместе с США и обеспечивал почти 40 % мировых авиапарков союзных государств.

Лучшими советскими самолетами для армии стали: истребители МиГ-27, Миг-29, Миг-31, Як-38; штурмовики Су-25 и Су-27; бомбардировщики Ту-95 и Ту-160.

Для гражданской авиации создавались такие качественные самолеты, как Ту-104, сверхзвуковой Ту-144, Ту-154; Ил-62, Ил-86; Як-40; Ан-24.

Не отставали отечественные вертолетостроители, давшие армии и гражданской авиации самый массовый на планете вертолет Ми-8, самый большой – Ми-26, вертолет-гибрид Ми-24, уникальный вертолет Ка-31, ударную военную всепогодную машину Ка-50.

Затяжное падение: 90-е годы

За распадом СССР закономерно последовал распад советского авиапрома. Рвались налаженные отраслевые связи между предприятиями, которые в одночасье оказались в новоявленных независимых государствах. Отрасль стремительно приватизировалась, лишь 3% авиапредприятий остались под контролем государства. Аэрофлот рассыпался на множество частных авиакомпаний.

Объемы заказов оборонного ведомства катастрофически упали, а гражданское авиастроение в России было на грани уничтожения.

Авиаперевозчики предпочитали заменять устаревающие советские самолеты иностранными подержанными воздушными суднами, а не заказывать их у отечественного производителя.

Весьма красноречивы цифры 1999 года, в течение которого российский авиапром произвел 21 военных и 9 гражданских самолетов.

Время надежд: 2000 годы

В начало третьего тысячелетия Россия вошла с новыми людьми у власти и новыми надеждами. Страна оправлялась от десятилетнего передела собственности, смутных времен приватизации и дефолтов.

Цены на нефть росли, экономика крепла, увеличивалось финансирование важнейших отраслей, в том числе и авиапрома.

Для его эффективного развития власти объединили авиапредприятия, создав холдинг «Вертолеты России», отвечающий за производство вертолетной техники, и «Объединенную авиастроительную корпорацию».

Военное авиастроение в России восстанавливалось быстрее гражданского за счет растущих отечественных и экспортных заказов. Иностранные государства с удовольствием закупали Миг-29, Су-30, Су-27. В гражданской авиации ситуация кардинально не изменилась: в 2000-х годах было закуплено более 250 зарубежных самолетов.

На пути к былой мощи: 2010 годы

С 2010 года и по сегодняшний день взятый курс на восстановление отрасли сохраняется, несмотря на последствия экономического глобального кризиса 2008 года и санкции, наложенные на РФ западными странами.

Благодаря возросшим закупкам минобороны России, заводы работают на полную мощность, доведя уровень производства до сотен военных самолетов в год.

Налажен серийный выпуск истребителей Су-30М и Су-35, транспортного военного самолета Ил-76МД, проходят летные испытания заправщик Ил-78М и новейший истребитель Су-57.

Возрождается и гражданский авиапром. Налажен серийный выпуск нового российского самолета “Суперджет 100”, ведутся собственные и совместные с Китаем разработки магистральных пассажиров самолетов.

Лучшей иллюстрацией положительных тенденций становится статистика.

В 2010 году произведено свыше 100 военных воздушных судов разных типов, в 2011 году отечественные авиастроители выпустили более 260 вертолетов, в 2014 году построили 37 гражданских и 124 военных самолета.

Фундамент отрасли

Возрождение авиапромышленного комплекса произошло на фундаменте заводов и конструкторских бюро, которые были созданы еще в СССР.

Советские власти прекрасно понимали, что для эффективной работы и развития отрасли нужно учитывать такие важнейшие факторы размещения авиастроения в России и республиках, как наличие квалифицированного персонала и удобных транспортных связей между предприятиями и ОКБ.

Поэтому конструкторские бюро обустраивались в столице или в Подмосковье, а заводы строились в крупных городах, обладающих развитой транспортной инфраструктурой.

В настоящее время это положение дел не меняется.

Прославленные ОКБ Яковлева, Сухого, Миля, Туполева, Илюшина, Камова продолжают успешно разрабатывать новые типы авиационной техники, а их головные офисы находятся в Москве или рядом с ней.

Крупнейшие предприятия, занимающиеся производством вертолетов, самолетов и двигателей к ним, расположены в Москве, Смоленске, Казани, Улан-Удэ, Новосибирске, Иркутске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Саратове и других городах.

Перспективы авиастроения в России

Если власти продолжат принятую программу развития авиапрома и оставят финансирование на прежнем уровне, то перспективы отечественного авиастроения довольно оптимистичные.

В 2017 году в РФ было произведено 33 лайнера SSJ100, 214 военных вертолетов и 139 военных самолетов. В 2018 году должен начаться серийный выпуск вертолета Ми-38 и пассажирского лайнера МС-21.

Планируется возобновить производство дальнемагистрального пассажирского лайнера Ил-96 – 400М, начать выпуск вертолета Ка-62, наладить модернизацию самолета Ту-160М.

Источник: https://FB.ru/article/397306/aviastroenie-v-rossii-obzor-istoriya-perspektivyi-i-interesnyie-faktyi

Авиационная промышленность

Авиационная промышленность России

История развития авиационной промышленности началась в начале XX века. В годы Первой мировой войны она развивалась как самая крупная отрасль промышленности. Большего роста авиационная промышленность получила в период 1939-1945 гг. Она является наиболее концентрированной отраслью современной индустрии. Входит в состав военно-промышленного комплекса (ВПК).

Определение 1

Авиационная промышленность – это отрасль, в которой проводятся исследования, научные разработки, строительство и испытания опытных образцов, серийный выпуск летательных аппаратов и их элементов (двигатели и другое оборудование).

Научно-технический и производственный потенциал авиационной промышленности является основой для развития других отраслей: металлургической, радиотехнической, электротехнической и др.

Замечание 1

Авиационная промышленность имеет большое общеэкономическое и оборонное значение для государства. Современное авиастроение – это одно из наиболее перспективных направлений развития экономики развитых стран.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В ВПК авиационная индустрия представлена 220 предприятиями и 150 научными организациями. Большая часть их расположена в районе Поволжья и на Урале. На крупных промышленных базах собираются готовые изделия из поставляемых деталей и узлов. Ключевыми факторами размещения производственных комбинатов являются наличие квалифицированных специалистов и транспортная инфраструктура.

Разработки и проектирование осуществляется в конструкторских бюро Москвы и Московской области. Кроме строительства самолетов-амфибий. Они разрабатываются в Таганроге.

Помимо этого немало важными факторами размещения авиастроительных предприятий считаются отдаленность от границ с другими государствами, обеспечение полной безопасности для населения, а также наличие дешевых ресурсов (электроэнергия, алюминий и др.).

Мировая авиационная промышленность

Мировая авиация зародилась и стала бурно развиваться в начале прошлого века. Основным мотивом ее развития является военная промышленность.

Поэтому изначально авиационная промышленность формировалась как отрасль военного характера, а позже стала выпускать самолеты для гражданских целей.

Развитие данной сферы промышленности определяется количеством постоянных военных госзаказов и возможностью экспорта техники в другие государства.

Мировая авиационная промышленность включается в себя следующие направления: разработка; производство; испытание; ремонт, утилизация летательных аппаратов; расследование катастроф.

Замечание 2

Авиационная промышленность обладает высокой степенью капиталоемкости, что определяет ее высокую монополизацию отрасли. В ведущих государствах представлено 3-4 компании по авиастроению. Жесткая конкуренция способствует слиянию и объединению даже крупных предприятий в рамках одной страны. Основная цель интеграции – это усиление мощности и противостояние другим государствам

Лидерами гражданского самолётостроения являются наиболее известные на сегодняшний день компании. Американская фирма «Boeing» (Боинг) – это один из лидеров по выпуску больших гражданских самолётов для дальних перелётов. Ее основным конкурентом считается европейская организация «Airbus». И Россия составляет немалую конкуренцию американским и европейским летательным аппаратам.

Для военных целей главными разработчиками самолетов и вертолетов являются США и Россия. Но встречаются и удачные разработки и у других государств. В частности лидеров в сфере производства беспилотных самолетов (БПЛА) считается Израиль. Также Америка приняла на вооружение французский самолет Хариер.

В структуре мировой авиационной промышленности представлено:

  • производство различных типов самолетов и вертолетов;
  • изготовление двигателей;
  • разработка и производство авионики (электронного оборудования).

Важнейшими отраслями авиационной промышленности являются самолето- и вертолетостроение. Эти сферы представлены более, чем в 20 стран мира. Крупные авиалайнеры выпускаются в США, В западной Европе и в некоторых странах СНГ и России. Самолеты до 100 пассажиров для внутриконтинентальных рейсов производят в Бразилии, КНР и Канаде.

Большое значение в последнее время имеет производство и реализация легких гражданских самолетов для обеспечения охраны и безопасности, поиска людей и объектов, а также для спортивных, медицинских и деловых целей.

Место и роль авиационной промышленности в экономике России

В СССР авиационная промышленность получила свое развитие после декрета Советского правительства о национализации авиазаводов в 1918 году. В это время в стране было 15 небольших авиационных заводов с численностью работников в 10 тысяч, а также один аэрогидродинамический институт. Пик своего роста советская авиаиндустрия получила во время Второй мировой войны.

Замечание 3

В настоящее время авиационная промышленность РФ занимает лидирующие позиции в мире по объемам выпуска гражданской и военной авиатехники. Это одна из наиболее высокотехнологичных областей промышленности с большим количеством высококвалифицированных работников.

На территории Росси представлено более 20 крупных предприятий серийного производства, четыре компании опытного и экспериментального авиастроения, авиационные заводы по ремонту техники и по изготовлению различных агрегатов. Самыми крупными заводами считаются Иркутский авиазавод (ИАЗ) и Нижегородский завод «Сокол».

Структура и размещения основных отраслей российской авиационной промышленности:

  • предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск);
  • авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск);
  • строительство вертолетов (Москва, Казань, Ростов).

На территории РФ функционируют объединенная авиастроительная корпорация, в состав которой входят крупнейшие предприятия по производству самолетов, а также Оборонпром (крупные компании по строительству вертолетов и двигателей).

Несмотря на бурное развитие отрасли, авиационная промышленность сталкивается с рядом проблем:

  1. недостаток финансирования;
  2. ослабление кадрового потенциала;
  3. рост накопленной задолженности;
  4. невозмещение затрат на незавершенное производство в рамках государственных оборонных заказов.

Для решения поставленных проблем необходимо государственное вмешательство.

Правительство для обеспечения обороны старается вкладывать значительные средства в разработку и производства военной авиатехники и развитие гражданской авиации.

Создаются инновационные научно-производственные, испытательные и другие базы. Модели российских летательных аппаратов не уступают иностранным, а даже и превосходят по некоторым критериям.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/vidy_i_formy_promyshlennosti/aviacionnaya_promyshlennost/

Авиационная промышленность России

Авиационная промышленность России

Авиационная промышленность России — крупная отрасль российского машиностроения.

В сфере самолётостроения Россия выпускает, в частности, истребители, бомбардировщики, учебно-боевые, военно-транспортные, пассажирские самолёты, в сфере вертолётостроения — транспортные и боевые вертолёты.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире (более 100 самолётов за 2010 год[1]), вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).[1]

Основными производителями авиационной техники в России являются «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Вертолёты России».

Российская империя[ | ]

К изготовлению дирижаблей в Российской империи приступили в 1908 году. Позже возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов.

Развитие авиации в 1911—1913 гг. шло медленно. В 1913 году в Российской империи насчитывалось 4 небольших завода и 2 мастерские по производству и сборке самолётов, и лишь в мае 1914 года военное министерство разместило на них заказ на производство 292 самолётов[2].

Развитие авиации сдерживала слабость материальной части и необходимость поставок из-за рубежа авиационных компонентов, особенно авиамоторов (производство авиационных моторов до начала Первой мировой войны в 1914 году в России отсутствовало, если не считать отделения французского завода Гнома в Москве, дававшего не более 5 авиадвигателей в месяц)[3]

Авиационная промышленность была развита слабо, в период до октября 1917 года в стране насчитывалось 15 самолётостроительных и 6 моторостроительных предприятий, которые в основном производили самолёты, спроектированные за рубежом.

В общей сложности, в период до октября 1917 года в стране было выпущено 5600 самолётов[4].

СССР[ | ]

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160

Основная статья: Авиационная промышленность СССР

Построены различные авизаводы, созданы КБ.[5]

В СССР были созданы первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт (Ту-144), самый грузоподъёмный в мире серийный грузовой самолёт (Ан-124), крупнейший в мире серийный транспортный вертолёт (Ми-26).

Российская Федерация[ | ]

1990-е

В конце 1980-х годов промышленность СССР оказалась под ударом политических изменений. Уменьшение международной напряженности привело к сокращению гособоронзаказа, а перестройка экономического уклада нарушила традиционные схемы работы предприятий.

В 1991 году распался СССР, запустив процесс разрушения производственных цепочек и усложнив сбыт продукции на традиционных рынках. Хаотическая приватизация начала 1990-х и отмена системы госзакупок по заявкам авиапредприятий закончили процесс отключения отрасли от государственного финансирования.

Таким образом, гражданские авиакомпании практически отказались от закупок новой техники в связи с коллапсом спроса на авиаперевозки, государственное финансирование оборонных нужд было минимально в связи с отсутствием денег в бюджете, а экспорт новых вооружений резко сократился из-за переизбытка предложения б/у вооружений советских образцов и неумения разрозненных производителей продвигать и поддерживать свою продукцию за рубежом. Производство всех видов авиатехники рухнуло в несколько раз.[6]

Отказ государства от таможенного регулирования импорта иностранной б/у авиатехники и отсутствие дешевых кредитов усугубил коллапс гражданского авиастроения России.

Авиакомпаниям было выгоднее взять в длительный лизинг иностранный борт чем покупать отечественный.

К концу 1990-х стало ясно что производители авиатехники не имеют средств для разработки конкурентоспособных моделей, восстановления производственных цепочек и возобновления серийного производства самолетов.

2000-е

К концу 90-х годов государство озаботилось катастрофическим состоянием отрасли. Было ограничено иностранное участие в капитале и управлении ключевыми предприятиями. Начались попытки создать характерные для успешных капиталистических экономик инструменты финансирования отрасли. Например, возникла лизинговая компания Ильюшин Финанс Ко.

Для продвижения военной продукции создан Рособоронэкспорт. Государство начало консолидацию авиастроительных активов, создав Объединённую авиастроительную корпорацию и Вертолёты России. В 2005 году была принята Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года[7]. С 2004 по 2009 год объём государственного финансирования авиапрома России увеличился в 20 раз.

[8] В 2008 году указом Президента РФ в Жуковском создан (НЦА).

В 2007 году рост объёма производства в авиационной промышленности составил 16,6 % в реальном исчислении, из них в гражданском авиастроении — 10,2 %, в военном — на 19,7 %. За этот год объём производства в авиационной промышленности России составил 230 млрд руб, из которых на экспорт пришлось около 30 %.[9]

2010-е

В 2010 году было выпущено более 100 военных самолётов; объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31 % — доля самолётостроения, 18 % — вертолётостроения, 24 % — двигателестроения, 8 % — агрегатостроения, 11 % — приборостроения, 8 % — производства спецтехники.[1] В 2011 году было выпущено 267 вертолётов.[10] В 2014 году «Объединённая авиастроительная корпорация» поставила заказчикам 161 самолёт (124 военных и 37 гражданских)[11]; «Вертолёты России» — 271 вертолёт[12].

Начато серийное производство нескольких самолетов, например новых Sukhoi Superjet 100, Як-130, Су-34, перенесено производство и обновлён Ил-76, совместно с Украиной Ан-148. Серийно выпускается несколько модельных линеек гражданских и боевых вертолётов, в том числе новые Ансат.

В 2014 году происходит cмена власти на Украине, предприятия которой были глубоко интегрированы в авиационную промышленность России. В первую очередь это касалось вертолетных и авиадвигателей двигателей «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич».

Новые власти Украины отказались от военно-технического сотрудничества и взяли курс на сворачивание производственной кооперации с предприятиями России. В связи с этими проблемами был интенсифицирован процесс импортозамещения украинских комплектующих.

Под угрозой находятся совместные проекты, в частности Ан-148 и возобновление производства Ан-124.

В том же году США и ряд других стран вводят мораторий на кредитование резидентов России и санкции против отдельных промышленных предприятий.

25 декабря 2015 года совершил первый полёт учебный самолёт СР-10. 30 декабря 2015 года был сертифицирован новый вертолёт Ми-38. 29 сентября 2016 года состоялся первый полёт учебного самолёта Як-152.

25 мая 2017 года состоялся первый полёт среднего вертолёта Ка-62. 28 мая 2017 года совершил первый полёт пассажирский самолёт МС-21. В августе 2017 года был сертифицирован модернизированный средний вертолёт Ми-171А2.

18 ноября 2017 года совершил первый полёт новый самолёт ДРЛО А-100.

21 декабря 2016 года Постановлением № 1408 Правительства РФ создана Авиационная коллегия при Правительстве России.

Главной компетенцией которой является координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций авиационной промышленности и воздушного транспорта в области разработки, производства, эксплуатации и продвижения на рынках отечественной гражданской авиационной техники.

ГодСамолеты («ОАК»[13])Вертолеты («Вертолеты России»[14])
2017 101 военных32 гражданских 213[15]
2016 104 военных37 гражданских 189
2015 124 военных32 гражданских 212
2014 124 военных33 гражданских 271
2013 80 военных32 гражданских 275
2012 80 военных23 гражданских 290
2011 88 военных7 гражданских 262
2010 214

Выпускаемая и проектируемая авиатехника[ | ]

НазваниеФотоТипСтатусПервый полётРазработчикиПроизводителиПроизведеноПримечанияСамолёты
Су-30СМ Тяжёлый истребитель Серийное производство 21.09.2012 ОКБ Сухого ИАЗ >100 Эксплуатанты: Россия, Белоруссия, Казахстан.
Су-30М2 Тяжёлый истребитель Серийное производство КнААЗ >10
Су-30МК Тяжёлый истребитель Серийное производство ОКБ Сухого КнААЗ Основные эксплуатанты: Индия, Китай, Алжир, Вьетнам, Венесуэла, Малайзия.
Су-35 Тяжёлый истребитель Серийное производство 19.02.2008 ОКБ Сухого КнААЗ >70 Эксплуатанты: Россия, Китай.
Су-57 Тяжёлый истребитель Лётные испытания

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Авиастроение в России: как сегодня развивается отрасль

Авиационная промышленность России

Отрасль авиастроения является одной из самых важных в России. Особенно на фоне того, что некоторое время она была в некотором загоне – на нее просто не обращали внимание, заменив приобретенными зарубежными лайнерами.

Однако жизнь не стоит на месте и требует развития, в том числе и отечественного. Ведь в таких отраслях, как например, военная сфера, надежнее иметь свои лайнеры. Гражданская авиация также демонстрирует некоторые успехи.

В результате, авиастроение в России начало сдвигаться с места и уже может представить ощутимые результаты.

Конкурентоспособность авиаотрасли по сути своей является свидетельством экономического и технического развития государства и его растущего потенциала. Авиапромышленность задействует большое количество предприятий. Так, например, для подготовки и разработки одного самолета требуется взаимодействие разных корпораций и предприятий:

  • Научно-исследовательских институтов
  • Производственных предприятий
  • Компаний-партнеров и т.д.

Все их усилия вместе позволяют создавать конкурентоспособный товар и не краснеть на международных рынках.

Как развивалась отрасль в Союзе

Активную свою фазу становления и развития авиаотрасль получила в СССР. Она стартовала в 20-х годах после того, как вышел документ, регламентирующий национализацию заводов. Тогда вся промышленность а авиасфере имела лишь 15 небольших авиазаводов, разбросанных по стране. На них работали 10 тысяч человек.

Активный толчок к своему развитию авиаотрасль в стране получила, как ни странно, во времена Великой Отечественной войны и период до нее – с 1939 по 1945 гг. После она уже развивалась достаточно активно и передала свои традиции российской авиаотрасли.

Российские показатели

Эксперты утверждают, что современная авиационная промышленность в России является лидирующей в мире по числу техники, производимой на заводах, и комплектующих. В оборонной среде авиапромышленность является ведущей.

Центры авиастроения в России находятся в разных городах и показывают качественные результаты. Сегодня в производствах этого рода работают:

  • 20 довольно крупных предприятий по профилю авиации, занятых производством целых серий лайнеров
  • 4 компании, занятых в сфере опытного строительства и экспериментальных разработок и наработок
  • заводы по ремонту
  • заводы по строительству и подготовке комплектующих и расходников

На сегодняшний день перспективными названы два авиапредприятия: Иркутский авиазавод и Нижегородский завод «Сокол».

Сделано в Сибири

Иркутский авиазавод начал свою деятельность с 1934 года, чуть позже он считался одним из самых знаменитых в Союзе. Здесь появился крупный авиазавод, который интенсивно развивается и по сегодняшний день. Специалисты называют данное предприятие одной из самых наукоемких и высокотехнологичных структур в стране.

На предприятии в Сибири активно работают на экспорт. Лайнеры, вышедшие отсюда, продаются в почти 40 стран мира:

  • Китай
  • Египет
  • Вьетнам
  • Индию и т.д.

Специалисты предприятия способны осуществить полный комплекс работ:

  • Проектирование
  • Строительство
  • Испытание произведенных лайнеров
  • Послепродажное обслуживание

За все годы своего существования Иркутский авиазавод выпустил более 6700 лайнеров. Сегодня специалисты предприятия специализируются на создании таких моделей, как:

  • Су-30
  • Як-130
  • МС-21
  • Як-152

Причем все они крайне популярны у конечных пользователей. Сейчас завод динамично развивается и активно продает свою продукцию, а также повышает ее рентабельность и конкурентоспособность.

Нижегородские достижения

Авиационный завод «Сокол» построен в 1932 году и за все годы своего существования заработал звание значимого предприятия в авиаиндустрии страны.

Здесь планировалось поначалу сосредоточиться на разработке таких самолетов, как истребители, варианты разведывательного характера, пассажирские модели. Здесь было основано известное конструкторское бюро, которое возглавил Лавочкин.

Под его руководством создавались, а после усовершенствованы такие легендарные лайнеры, как:

На фронта во время ВОВ было поставлено почти 2 десятка тысяч таких летательных аппаратов. А это, по статистике того времени, каждая 4-я авиамашина.

Какие самолеты сегодня являются российскими

На сегодняшний день в стране действует несколько крупных и популярных фирм:

  • Туполев
  • Ильюшин
  • Сухой
  • Бериев
  • Камов
  • Миль

Все они специализируются на производстве разного типа судов – от гражданских до военных и транспортных. В числе новейшей техники, которая сегодня предложена миру, такие лайнеры, как:

  • Сухой Суперджет 100 – самолет ближнемагистральный и соответствующий всем современным стандартам
  • Иркут-21 – лайнер нового поколения
  • Ил-96 – самолет, рассчитанный на использование у средних и крупных авиалиний
  • Ту-204/214 – подходит для полетов по средней длины магистралям

Военной авиаотрасли также есть, чем похвастаться. Современные военные списки пополнились такими вариантами, как:

Есть и истребители, относящиеся к новому поколению. В их числе Т-50, ИмН-29, 31, 35, а также Су-34. Транспортники достойно представлены на рынке Илом-76 и Бе-200.

Отдельные достижения отмечаются и в отрасли вертолетостроения.

Сегодня Россия уделяет особое внимание развитию одной из своих важнейших экономических отраслей. Это помогает выполнять масштабные объемы работ по исследовательскому профилю, проводить работы по проектированию на высшем уровне.

Направление авиапромышленности также требует решения проблем по современному производству и по эксплуатации летательных аппаратов. Ведь каждый из них олицетворяет страну и должен отвечать всем требованиям мировых стандартов.

Источник: https://VPolete.online/interesnoe/aviastroenie-v-rossii.html

Авиационная промышленность в СССР

Довоенные пятилетки породили авиапромышленность. Оригинальные конструкции создавались выдающимися советскими конструкторами: Поликарповым, Туполевым, Ильюшиным, Лавочкиным — это далеко не весь список.

По своим техническим особенностям и характеристикам они создавали мощную конкуренцию зарубежным аналогам. В Великую Отечественную войну было развёрнуто массовое производство, и к 1945 г.

численность техники достигала 40 000 единиц.

После войны в СССР стали появляться реактивные самолёты, РЛС, затем стали активно производить вертолёты. В послевоенное время стала развиваться реактивная авиация. Параллельно технологии стали применяться и в гражданской авиации, появились и были поставлены на поток турбовинтовые, реактивные самолёты для пассажирских перевозок.

В 1970-1980 гг. Количество авиа- и моторостроительных предприятий увеличилось до нескольких десятков. Появились сотни заводов, которые поставляли комплектующие. Проектирование осуществлялось в московском конструкторском бюро, а самолёты-амфибии проектируются и изготавливаются в Таганроге.

После распада СССР из-под влияния Российской Федерации ушли крупнейшие заводы в Киеве, Харькове, Ташкенте, Тбилиси. Россия лишилась возможностей создания военно-транспортной авиации, т. к. конструкторская база осталась на Украине. Компенсировать потери было крайне затруднительно.

Отделение Белоруссии — единственный пример, когда отношения в области самолётостроения не были проблемными, Украина и Таджикистан — наиболее проблемные государства в отношении строительства самолётов. Рост начал наблюдаться только в 1998 году, когда военная продукция стала производиться активнее.

По гражданскому авиастроению был ещё больший удар.

Существенные преобразования начались в 2000-х годах. Гражданские самолёты стали производиться активнее, в 2009 году количество единиц техники достигло числа 124.

Ситуация стала улучшаться, когда была принята государственная программа — проект из трёх этапов. Первый этап проведён до 2013 года, на нём усилилась интеграция второстепенных отраслей. Также определены позиции, сформирован и утверждён перечень заказов.

Второй этап (2013-2018 гг.) предполагает повышение рентабельности в отрасли авиастроения. На третьем этапе предполагается усиление позиций при экспорте новейшей продукции за рубеж.

Нам остаётся следить за состоянием авиапрома и довольствоваться последними разработками крупных заводов.

В РФ существует специальный Департамент, занимающийся вопросами развития авиации. Директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга России в 2018 г. — Равиль Хакимов.

Основные задачи связаны с разработкой стратегий, и проектов, реализация мер, связанных с государственной поддержкой авиапромышленности. Работа тесно связана с правительством РФ, куда направляются предложения, в т. ч.

связанные с непосредственной деятельностью самого Департамента.

Предприятия

Предлагаю рассмотреть наиболее крупные предприятия авиационной промышленности России. Среди них выделяются:

  • Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Основан в 1934 году, сейчас развёрнуто производство самолётов марки «Су» (Су-30, многофункциональный истребитель Су-35). Также здесь выпускаются Т-50, Sukhoi Superjet 100.
  • Иркутский авиационный завод. Здесь выпускаются самолёты военного назначения (Су-30, Як-130, учебно-тренировочные машины (Як-152). Также предприятие выпускает гражданские самолёты МС-21.
  • Новосибирский авиационный завод. Производится современная продукция: бомбардировщик Су-34, также предприятие участвует в создании боевого авиакомплекса 5-го поколения. Отсюда поставляются элементы фюзеляжа для региональных самолётов.
  • Авиастар-СП. Организован выпуск Ил-76 и Ту-204, также компания занимается обслуживанием транспортных и пассажирских самолётов.
  • Казанский авиационный завод. Выпускает до 3 самолётов в год (Ту-214). Отдельно изготавливаются Ту-160, их выпуск восстановлен недавно.
  • Воронежское акционерное самолётостроительное общество. Изготавливает машины Ан-148, Ил-96.
  • Таганрогский авиационный научно-технический комплекс. Здесь производятся самолёты-амфибии Бе-200.
  • Нижегородский завод «Сокол». В основном создаются истребители МиГ и Як. Также возобновлён выпуск Ил-114, производятся легкие пассажирские самолёты (Гжель), детали для Airbus.

Итак, города центры авиационной промышленности России— Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж и Казань.

Следующие предприятия занимаются выпуском вертолётов:

  • Роствертол;
  • Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»
  • Казанский вертолётный завод;
  • Улан-Удэнский авиазавод;
  • Кумертауское авиационное производственное предприятие.

Выпускаемые самолеты

Перечень основных машин российского авиапрома я представлял выше, разберём ключевые позиции подробнее. Весь мир знает следующие имена: «Сухой», «Миль», «Туполев», «Ильюшин», «Камов», «Яковлев». Авиационная промышленность России в 2017 году развивалась, на сегодняшний день новейшими разработками являются:

  • «Сухой Суперджет 100» — это ближнемагистральный самолёт;
  • «Иркут-21» — новый лайнер, серийный выпуск которого был в планах на 2017 год.

Также нужно отдать должное гражданским (пассажирским) самолётам, проверенным в действии:

  • Ил-96 — рассчитан на средние/большие авиалинии.
  • Ту-204, Ту-214 — предназначен для авиалиний средней протяжённости.

Среди военных авиамашин известными являются МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35. Также популярны Су-27, Су-30, Су-33, Су-34. Что касается вертолётов — «Ка», «Ми», «Ансант».

Министр авиационной промышленности России и его подчинённые регулярно следят за исполнением программы по стратегическому развитию авиапромышленности. Если ранее средств совсем не хватало, в производство могло завершиться просто из-за невозможности возместить затраты — ситуация сегодня улучшилась.

Источник: http://surzhyk.info/aviatsionnaya-promyshlennost-rossii/

ovdmitjb

Add comment