Kievuz

Авиация Первой Мировой войны

Авиация Первой мировой: как Россия воевала в воздухе

Авиация Первой Мировой войны

Алексей Ильин Русская служба Би-би-си, Москва

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Самолет “Илья Муромец” задумывался как пассажирский, но был переоборудован в бомбардировщик

23 декабря 1914 года император Николай II утвердил постановление военного совета о создании первой в мире эскадры бомбардировщиков. На тот момент Российская империя обладала одним из крупнейших авиационных флотов.

Однако готовность российских самолетов к боевым действиям в начале войны оставляла желать лучшего. Уже через несколько месяцев боевых действий многие эскадрильи оказались в критическом положении из-за изношенности аэропланов и моторов.

Как отмечает историк авиации Вадим Михеев, одной из причин кризиса стал так называемый “моторный голод”, так как производство двигателей для самолетов в Российской империи явно не соответствовало потребностям самолетостроения.

Хотя в стране активно строились заводы по производству авиационных двигателей, к началу войны их еще не успели ввести в строй, и двигатели приходилось закупать за границей.

Кроме того, к началу Первой мировой назрел и кадровый кризис в авиационной отрасли: на 263 самолета имелось лишь 129 квалифицированных летчиков.

Все это привело к тому, что зимой 1914-1915 года военному руководству страны пришлось спешно перевооружать авиаотряды и увеличивать выпуск летчиков в воздухоплавательных школах. Однако и после этого Россия продолжала отставать в области авиации от своего главного противника – Германской империи.

“В то время как немцы летают над нами, как птицы, и забрасывают нас бомбами, мы бессильны с ними бороться…” – писал председатель российской Госдумы Михаил Родзянко в июне 1916 года.

“Воздушные богатыри”

Самой оригинальной и передовой разработкой российских авиастроителей на момент начала войны был четырехмоторный биплан “Илья Муромец”. Именно из этих самолетов и была составлена первая в мире эскадра бомбардировщиков.

Самолет создавался под руководством российского авиаконструктора Игоря Сикорского, к тому времени прославившегося созданием первого в мире четырехдвигательного самолета “Русский витязь”.

Изначально “Илья Муромец” создавался как пассажирский самолет. В нем был оборудован комфортабельный салон, ванная комната с туалетом и даже прогулочная палуба, на которую, как предполагалось, пассажиры могли выходить во время полета, поскольку самолет летел на очень низкой скорости.

С началом войны было решено переоборудовать флагман российского авиафлота в тяжелый бомбардировщик. Самолеты покрыли стальной броней, снабдили орудием для стрельбы по германским “цеппелинам” и другим вооружением.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption После Октябрьской революции самолет “Илья Муромец” использовался в Красной Армии

Однако тяжелая броня и массивные бортовые оружия значительно увеличивали вес воздушного судна и делали его более уязвимым в боевой обстановке. Да и у пилотов, привыкших к легким и маневренным самолетам, огромный “Илья Муромец” не вызывал особого восторга.

Кроме того, не было полной ясности по поводу того, какие боевые задачи следует доверять “воздушным богатырям”.

Участник Первой мировой войны, историк авиации Константин Финне вспоминает случай 1915 года, когда начальник штаба одной из армий предложил командиру одного из бипланов капитану Горшкову совершить налет на германский аэродром в городе Санники, рассеять врага пулеметным огнем и сжечь вражеские самолеты и ангары.

“Капитан Горшков ответил на это предложение с юмором, что совершит эту боевую миссию только если он будет награжден Георгиевским крестом и что кто-то должен доставить эту награду на германский аэродром заранее, чтобы Горшков мог ее там подобрать”, – пишет Финне.

Подвиги полинезийца

В то же время экипажам самолетов “Илья Муромец” в ходе войны удавалось успешно проводить как разведывательные миссии, так и боевые операции, и отношение армейского командования к этим громоздким машинам постепенно менялось в лучшую сторону.

Например, в марте 1915 года одному из экипажей удалось разбомбить железнодорожную станцию в Восточной Пруссии и посеять панику среди немецких военных. Германская пресса писала о том, что у русских имеются аэропланы, которые вызвали большой ущерб и оказались неуязвимыми для артиллерии.

Некоторые авиаторы и стрелки российских “воздушных богатырей” были награждены высшими армейскими наградами. Среди них были командир одного из экипажей Иосиф Башко и моторист-стрелок полинезийского происхождения Марсель Пля, награжденный Георгиевскими крестами III и IV степени.

В то время как немцы летают над нами, как птицы, и забрасывают нас бомбами, мы бессильны с ними бороться…Михаил Родзянко, председатель Госдумы России (1911-1917)

В апреле 1916 года Пля участвовал в авианалете на укрепленную зенитными орудиями станцию Даудзевас на территории современной Латвии и сумел во время полета отремонтировать поврежденные двигатели, за что был повышен в звании.

В ноябре того же года полинезиец проявил себя еще в одном воздушном бою. К тому моменту он уже зарекомендовал себя как меткий стрелок, и ему удалось подбить два из трех немецких истребителей, севших на хвост “Илье Муромцу”.

“Первый истребитель, имея превышение в 150 метров, начал атаку с удаления в 300 метров. Он в пикировании открыл огонь. Почти одновременно ему ответил Пля. Заговорил и верхний пулемет. Немец дернулся в сторону, перевернулся и стал беспорядочно падать.

Тут пошел в атаку второй. Пля не дал ему прицелиться и первый открыл огонь. Истребитель, не меняя угла пикирования, проскочил мимо “Муромца” и устремился к земле.

Третий немного походил кругами, развернулся и отбыл восвояси”, – так описан подвиг полинезийца в книге “Крылья Сикорского”.

После этого Марсель Пля высказал несколько рекомендаций и замечаний по поводу конструкции “Ильи Муромца”, которые были учтены Игорем Сикорским.

Первые русские асы

Боевые способности российской авиации к началу войны были весьма ограниченными.

В отличие от “Ильи Муромца”, легкие самолеты не были вооружены пулеметами и были рассчитаны в первую очередь на разведывательную работу.

Поэтому единственным эффективным способом сбить вражеский самолет было протаранить его. Первым человеком в мире, кто смог это сделать, стал русский военный летчик Петр Нестеров.

До начала войны Нестеров прославился как основоположник высшего пилотажа: в сентябре 1913 года ему удалось впервые выполнить на самолете “Ньюпор-4” знаменитую “мертвую петлю”, которая позже стала известна как “петля Нестерова”.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Российский летчик Петр Нестеров впервые в истории авиации применил таран

Нестеров предполагал, что можно сбить вражеский самолет ударами колес своего воздушного судна и при этом благополучно приземлиться после окончания тарана, однако мало кто воспринимал эту идею всерьез: коллеги и соратники авиатора называли этот план самоубийственным.

Нестеров придумывал и другие варианты тарана: к примеру, он разработал специальный нож на задней конечности фюзеляжа для разрезания обшивки неприятельского дирижабля. Он также предлагал привязать к хвосту самолета длинный трос с грузом, которым можно было опутывать пропеллер вражеской машины.

В сентябре 1914 года Нестерову удалось реализовать идею тарана на практике. В небе над Галицией русский пилот атаковал на своем самолете австрийский аэроплан-разведчик системы “Альбатрос”, однако закончилось это для него трагически.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Нестерову удалось протаранить австрийский самолет, однако сам авиатор после этого погиб

“Самолет Нестерова, круто планируя, устремился на австрийца и пересек его путь; штабс-капитан как бы протаранил вражеский аэроплан, – мне показалось, что я отчетливо видел, как столкнулись самолеты.

Австриец внезапно остановился, застыл в воздухе и тотчас же как-то странно закачался; крылья его двигались то вверх, то вниз.

И вдруг, кувыркаясь и переворачиваясь, неприятельский самолет стремительно полетел вниз, и я готов был поклясться, что заметил, как он распался в воздухе”, – описывает этот бой генерал-квартирмейстер штаба 3-й армии Михаил Бонч-Бруевич.

В результате опасного маневра самолет Нестерова получил сильные повреждения, сам 27-летний авиатор выпал из машины и разбился насмерть.

В марте 1915 года другому выдающемуся российскому летчику, Александру Казакову, удалось во второй раз протаранить вражеский “Альбатрос” и после этого благополучно приземлиться. За это подвиг Казаков был награжден Георгиевским оружием. Правда, после Казакова до самого конца Первой мировой войны ни один из пилотов не отваживался применить этот опасный прием.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2014/12/141218_ww1_history_russian_aviation

Самолеты Первой мировой войны

Авиация Первой Мировой войны

Во время Первой мировой войны нашли применение многие технические разработки прошлого века. Именно в это время сформировались новые виды оружия, которые до этого на войне никогда не использовались.

В частности, таким вооружением стали самолеты Первой мировой войны. В начале XX века никто и не задумывался о том, что летательные аппараты будут использоваться в качестве оружия.

Однако менее, чем спустя 5 лет начали поступать первые заказы на строительство авиалайнеров для армии.

На момент середины 1914 года в вооруженных силах стран Европы находилось более 700 летательных аппаратов. В РФ в то время было около 250 авиалайнеров. Во Франции – более 200, а в Германии – около 300.

Изначально воздушные судна использовали на войне в разведывательных целях. Впервые для нанесения ударов по противнику авиалайнер был применен итальянцами во время войны с Турцией.

В то время это были примитивные бомбы, которые сбрасывали из кабины пилоты вручную.

Несмотря на начало применения авиалайнеров для бомбардировки, к началу войны еще практически никто не знал о реальном значении авиалайнеров на фронте.

Еще в начале военных действий основными задачами таких летательных аппаратов была поддержка связи и разведка. В это время стали очевидны преимущества воздушной разведки по сравнению с обычной кавалерийской. Главное преимущество заключалось в высокой скорости воздушного судна. Конный отряд тратил на 100-километровый рейд несколько дней.

Воздушному судну для этого достаточно было несколько часов. Для поддержки связи и быстрой передачи информации пилоты бросали на землю записки с сообщениями. Для разведки стали применять аэросъемку. Такие фото предназначались для более детального исследования территорий. РФ опережала другие страны в этом деле.

Тут применяли полупленочные фотокамеры, в то время как все остальные государства использовали кассетные.

Если в начале XX века не было и речи о серьезном применении летательных аппаратов в качестве оружия, то со временем к этой идее, конечно, пришли. Уже после нескольких экспериментов стало понятно, что установка вооружения на авиалайнеры не малоэффективна, как это казалось ранее.

В арсенале аэропланов появились пулеметы, бомбы, металлические стрелы. Бомбодержателя в авиалайнерах того времени не было. Вооружение размещалось непосредственно в кабине пилота. Самолеты в это время не различались по боевому назначению. Были либо исключительно разведывательные авиалайнеры, либо легкие бомбардировщики.

Также отдельную категорию составляли учебные летательные аппараты.

Самолет Fokker DR1 Triplane

Разнообразие самолетов

В авиации в годы Первой мировой войны присутствовали различные самолеты. В военных действиях применяли все авиалайнеры, которыми располагала та или иная страна.

В Германии даже частные немецкие самолеты были отданы для военных целей. В частности, в военных действиях использовали моноплан Таубе. В те времена это был очень известный летательный аппарат.

С этого аэроплана были сброшены первые бомбы в столице Франции.

Относительно несложный процесс разработки и создания летательных аппаратов, который существовал еще в начале XX века, позволил создать огромное количество разнообразных авиалайнеров.

Разработчики быстро поняли, что специфика конструкции воздушного судна сильно влияет на его боевые способности. В 1913 году был сконструирован первый в мире летательный аппарат, который предназначался именно для вооруженных сил. Его отличием была нестандартная конструкция.

Крыло располагалось над фюзеляжем. За счет этого обеспечивался хороший обзор для экипажа.

Россия

В РФ авиалайнеров, разработанных местными специалистами, в то время было очень мало. Из фронтовых стоит упомянуть русские самолеты Первой мировой войны, которые назывались «Лебедь».

Этот авиалайнер был сконструирован подобно летательным аппаратам «Альбатрос», которые использовали в разведке. Также в РФ применяли самолеты, которые были спроектированы в Одессе. Их было несколько сотен. Кроме этого, было создано несколько сотен аэропланов Лебедь.

В то время в России уже насчитывалось несколько сотен французских авиалайнеров, которые составляли основу российской авиации.

Франция

В начале войны из знаменитых авиалайнеров Вуазен и Фарман во Франции создали целое подразделение бомбардировщиков. На борт эти воздушные суда могли брать с собой более 200 кг бомб. Некоторые модификации бомбардировщиков оснащались пушками.

Однако такое оружие в те годы применялось в самолетах крайне редко. Эти авиалайнеры отличались конструктивно от преобладающего большинства самолетов того времени. Главным его отличием было заднее расположение двигателя.

В таких самолетах воздушный винт был толкающего, а не тянущего типа.

Источник: http://samoleting.ru/raznoe/aviatsiya-pervoj-mirovoj-vojny.html

Авиационное вооружение Первой мировой войны

Авиация Первой Мировой войны

«Авиационное вооружение Первой мировой войны – пулеметы, авиапушки и бомбы первой мировой войны»

Подпись к рисунку совершенная верна — вместо бомбометания, в начале Первой мировой войны больше применялось бомбобросание

Хотя на момент начала Первой Мировой войны авиация уже была принята на вооружение большинства противоборствующих государств, была она практически «голой».

То есть все понимали, что самолет — отличное средство для аэроразведки, что с него можно достаточно точно швырять небольшие бомбы, и даже (при большой везении) стрелять по врагу из револьвера.

Но серьезно «воевать» самолеты не могли хотя бы от того, что для них не было разработано никакого авиационного вооружения.

Авиация 1914 года — револьверы и карабины

Да, как уже говорилось, револьвер пилота был подчас единственным наступательным и оборонительным средством авиации первого года мировой войны. Естественно палящие друг в друга из револьвера усатые летчики в белых шарфах это очень красиво, но совершенно не эффективно.

Главным «тяжелым» вооружением самолетов того периода был обычный укороченный карабин — им запросто мог пользоваться наблюдатель или второй члены экипажа, однако почти с той же эффективностью, что и револьвером.

Соблазн прихватить вместо карабина пулемет был велик, но громоздкий и тяжелый механизм в тесной кабине самолета со слабым мотором, был бы скорее камнем на шее, чем реальной помощью в бою.

https://www.youtube.com/watch?v=f6KZ0AS07X0

С бомбами дела обстояли проще — приспособить под них довольно легко удалось обычные артиллерийские снаряды небольших калибров, снабженные стабилизаторами. Однако британские RNAS уже в 1914 году приобрели бомбы Холла калибра от 10 до 56 кг, т.е. фактически первые «заводские» авиационные бомбы.

Это не бомба, это т.н. «флешетта» — маленькая стальная стрела или дротик

Если изначально предполагалось, что бомбы загружаются в кабину пилота и сбрасываются вручную (предварительно с них снимают предохранитель), то осенью того же 1914 г., англичане и французы стали подвешивать их под фюзеляжем и крылом. Сброс осуществлялся механическим способом.

…если не знать, что сброшенная даже со стометровой высоты флешетта насквозь пробивает кусок дерева в 30 см. толщиной. настоящий ливень смерти обрушивался на колонны пехоты проходящие внизу

Авиация 1915 год — вооружен и уже опасен

В 1915 году на разведывательные самолеты стали потихоньку монтировать неподвижные пулеметные установки на крыльях, наведение которых осуществлялось «всем самолетом», а на двухместных самолетах появились и поворотные шкворневые установки (пулемет на шарнире) в задней кабине.

Обе эти схемы имели крупные недостатки — при первой пилот практически стрелял наугад, не имея возможности прицелиться, а при втором — серьезно сужался сектор обстрела. Попытка добавить стрелка с пулеметом ещё и спереди самолета (как на французском SPAD I) была интересной, но также неэффективной.

К концу 1915 года появились и первые «специальные» авиационные турели, достаточно компактные, и, что самое главное, обеспечивающие практически круговой обстрел.

Все они имели кольцо, на котором и вращалась рама. На подвижной раме устанавливались от одного до трех пулеметов.

Наведение пулеметов осуществлялось и с помощью плечевых упоров, боепитание было в основном магазинное, хотя встречалось и ленточное.

А вот и шкворневая пулеметная установка в кабине самолета. Попасть в кого-то сложно, но страху нагнать можно легко

Естественно пробовали и самый простой вариант — стрельба через диск винта. Пулемет ставили над капотом двигателя, а на винт — стальные пластины отсекатели, французское изобретение.

Точность стрельбы таких пулеметов резко повысилась, как и потери противника.

Удручало только то, что «рассеивалось» от ударов об винт до 1/5 пуль, да и риск «отстрелить» себе винт, был совершенно обыденной реальностью.

Появились первые кассетные бомбы (в России, затем Англии и Франции), а также особые пороховые ракеты для атаки на дирижабли.

Стартовали они с направляющих под крыльями (почти как знаменитые реактивные снаряды РС-82), однако популярностью в войсках не пользовались.

Малая дистанция боя и высокий риск поджечь не вражеский дирижабль, а свой самолет — были главными «противниками» первых авиационных НУРС.

Французы изобрели и использовали зажигательные фосфорные бомбы, а также зажигательные бомбы со специальными смесями типа СО и DV. Кроме того, для поражения наземных целей использовались контейнеры со стальными коваными стрелами.

Вес бомб был уже весьма впечатляющим и доходил до 200 килограмм.

А вот и авиационные ракеты Первой мировой войны под крылом истребителя «Фарман». Прообразы наших «РС»

Авиация 1916 года — его величество синхронизатор

Синхронизатор винта — вот изобретение, поднявшее эффективность боевой авиации на новый уровень. Простенькое устройство задерживающее выстрел пулемета в тот момент, когда перед стволом проходит лопасть винта, совершило революцию в воздушной войне. Синхронные пулеметы преимущественно оснащались уже лентами боекомплекта.

Развитие двигателей тоже не стояло на месте — самолеты стали куда мощнее и грузоподъемнее, а значит бомб и пулеметов на борту можно было разместить больше. Под конец года опять удивили французы — им удалось установить на самолеты «Вуазен» легкую автоматическую 37-мм пушку «Гочкис»!

Трёхсот килограммовые бомбы стали реальностью, так же как атаки истребителей на бомбардировщики и стрельба зенитной («противоаэростатной») артиллерии.

Бомбардировщики спасаясь от этих напастей стали забираться всё выше в небо, а это продиктовало появление ещё одного новшества — бомбового прицела, позволяющего учесть высоту и скорость полета, скорость ветра.

Впервые они были установлены всё на тех же бомбардировщиках С-22 «Илья Муромец».

С-22 «Илья Муромец» -первый русский стратегический бомбардировщик

Авиация 1917 года — настоящая война

К 1917 году боевая авиация, её основные типы и вооружение уже практически полностью оформились.

Итальянцы установили 20-мм пушку «Ривелли» на бомбардировщики «Капрони» и 47-мм морскую пушку на летающие лодки М.8. Во Франции на истребитель SPAD S.XII Cal впервые в мире установили 37-мм пушку «Патэ», стреляющую через ось винта.

На тяжелых бомбардировщиках С-22 «Илья Муромец» появились опускные площадки, с которых можно вести огонь в нижней полусфере.

Бомба под брюхом этого немецкого бомбовоза имеет вес 100 кг. Вполне прилично и по меркам Второй мировой войны

Фирма «Виккерс» спроектировала специально для самолетов синхронный и турельный варианты своего пулемета. Это оружие получило распространение в основном уже после войны.

Турельные и шкворневые пулеметы в конце войны оборудовались емкостями для сбора гильз, так как при интенсивном ведении огня гильзы забивались под тросы управления (при внутренней проводке), затрудняя управление.

При выбросе гильз за борт при полете плотным строем они попадали в летящий следом самолет, повреждая обшивку и винт.

Активно начали применяться системы электрического сброса бомб, а сброс из кассет мог осуществляться как залпом, так и по одной бомбе.

Под конец Первой Мировой войны, в воздушных сражениях участвовали уже десятки аэропланов одновременно. Война в воздухе теперь не уступала по накалу битвам на суше и в море

Источник: http://armedman.ru/stati/aviatsionnoe-vooruzhenie-pervoy-mirovoy-voynyi.html

Оружие авиаторов Первой мировой войны

Авиация Первой Мировой войны
Сегодня у канала «Основной аэродром» маленький юбилей — опубликована 100-я статья. Мне показалось правильным посвятить её Первой мировой войне, 100 лет с момента окончания которой отмечают в этом году.

Автор

До начала Первой мировой войны военные рассматривали авиацию исключительно в роли разведчиков и корректировщиков артиллерийского огня. Но с началом активных боевых действий стало очевидно, что самолёты уже переросли эти функции.

Открывалась новая эра в истории авиации и военного дела — эра воздушных сражений и бомбардировок с воздуха. И здесь отдельно стоит отметить авиационное вооружение, среди которого встречались и весьма необычные экземпляры.

Пистолеты

Первые аэропланы не отличались высокой скоростью полёта. Можно было сблизиться и достаточно легко лететь рядом с противником. Ещё до принятия на вооружение специализированных авиационных огневых средств лётчики использовали в воздушных боях своё личное оружие — пистолеты.

Немецкий лётчик, вооружённый пистолетом P08 Luger Artillery Model с прикладом. americanrifleman.org

Никаких серийных доработок не производилось. Если пистолет позволял, то к нему крепили стандартный приклад для повышения устойчивости при стрельбе.

Старались использовать магазины максимального объёма — в условиях боя в самолёте весьма трудно выполнить перезарядку.

Пилоты аэропланов с толкающим винтом иногда дополняли свои пистолеты гильзоуловителем, чтобы пустые гильзы не отскакивали от пропеллера обратно в пилота.

Пистолет Colt M1911 с удлинённой магазином и гильзоуловителем. americanrifleman.org

«Кошка»

Всего 11 лет прошло с момента первого полёта братьев Райт до начала войны. Авиация делала свои первые шаги, находясь в постоянном поиске новых конструкций для устойчивого полёта. Самолёты того времени состояли из деревянных реек, обтянутых полотном, и сложной конструкции расчалок и распорок. Повреждение любого поддерживающего элемента конструкции чаще всего заканчивалось аварией.

Типичный представитель авиации начала войны – французский биплан Voisin III. IWM

С учётом вышесказанного, лётчик Российского Императорского воздушного флота Александр Казаков в 1914 году предложил атаковать неприятеля с помощью специальной «кошки».

На стальной трос крепился четырёхлапый якорь и гиря. Пролетая над вражеским самолётом следовало зацепить его «кошкой» и порвать полотно крыла или расчалки. Вторым вариантом был якорь с закреплённой на нём пирокселиновой шашкой. После зацепа она должна была взорваться и повредить самолёт противника.

Дальше испытаний эти идеи не пошли.

Александр Казаков на своём Morane-Saulnier Type G атакует немецкий самолёт. Современный рисунок-реконструкция. Piter Hill

Флешетты

Французские инженеры предложили очень необычное решение для бомбардировок вражеской пехоты, сидящей в окопах. Флешетты — специальные заострённые стрелы-дротики — рассыпались из ящиков над позициями противника с самолёта, летящего на бреющем полёте.

В век мощной артиллерии и стрелкового оружия использовать дротики? Представляю, как удивилось высшее военное начальство Франции. А зря! Очень простая идея оказалась эффективной и получила широкое распространение в армиях кайзеровской Германии и Российской империи.

Флешетты и их метание с самолёта. Public domain

Бомбы

Идея закидать противника бомбами с воздуха не нова. Ещё в 1849 году австрийские войска произвели первое бомбометание в истории, сбросив с аэростатов бомбы на Венецию. Но именно в Первую мировую бомбардировочная авиация сформировалась как отдельный род авиации, заложив основу для всех последующих операций в будущих военных конфликтах.

Бомбардировка Венеции.

книга “Les Merveilles de la Science: Aerostats”, 1865 год, Getty Images

До изобретения надёжных бомбодержателей пилотам или стрелкам-наблюдателям приходилось производить бомбометание с дирижаблей или аэропланов вручную. Впрочем, эта практика сохранялась до самого конца войны. Разница была лишь в том, что в качестве бомб на головы неприятельских солдат летели обычные гранаты.

Британский авитор сбрасывает бомбу из гондолы дирижабля класса Sea Scout Zero. nzhistory.govt.nzОружейник готовит немецкий истребитель-бомбардировщик Halberstadt CL.II к вылету. bloodandmud.org

Подвесные и внутренние держатели перевели бомбардировочную авиацию на новый уровень.

Самолёты и дирижабли теперь могли взять на борт больше смертоносного груза, лётчики не отвлекались от управления летательными аппаратами.

Особенно в бомбардировках преуспела Германия, которая сначала на дирижаблях, а потом и на тяжёлых бомбардировщиках Gotha наносила удары в дальнем тылу, по столице Великобритании – Лондону.

Подвеска бомб на внешние держатели немецкого бомбардировщика Gotha G.V. historynet.com

Ракеты

Ракетному вооружению самолётов мы тоже обязаны Первой мировой. Правда тогда ракеты больше напоминали китайские фейерверки и задумывались как средство борьбы с наблюдательными аэростатами.

В 1916 году лейтенант французского флота Пьер Гастон Ле-Прие впервые предложил установить на самолёты ракеты. По замыслу инженера ракета должна легко прожечь оболочку дирижабля и воспламенить водород внутри.

Запуск осуществлялся лётчиком с помощью электрического запала после прицеливания «на глазок». Для защиты самолёта от реактивных струй тканевую обшивку заменяли на тонкие алюминиевые листы.

Французский лётчик осматривает ракеты, подвешенные под крылом Nieuport Baby. thefewgoodmen.

com

Это изобретение оказалось весьма успешным — в 1916-17 годах ракетами были уничтожены десятки аэростатов и небольших дирижаблей с каждой из воюющих сторон.

Сначала они применялись исключительно авиацией Франции, Англии и России. Но в руки к немцам попал Nieuport с пусковой установкой и они скопировали систему на свои самолёты, установив тем самым паритет.

Пушки

Первая мировая «подарила» миру и авиационные пушки. Тогда это было очень смелым решением. Конструкция самолётов того времени не отличалась прочностью, а при стрельбе возникала солидная отдача.

Возможно, именно поэтому пушки чаще устанавливали на летающие лодки — их корпус был всё же покрепче, чем у сухопутных аэропланов.

Первыми пушку установили французы на свой биплан Voisin в 1916 году.

37-миллиметровая пушка в носовой части биплана Voisin. Provincial Archives of Alberta

Классическую же компоновку авиационная пушка приобрела в 1917 году. На истребитель SPAD S.XII Cal была установлена пушка конструкции Патэ. 37-миллиметровое орудие разместили в блоке цилиндров двигателя Hispano-Suiza — теперь можно было стрелять через ось винта. Но все равно особого распространения пушечное вооружение на самолётах в те годы не получило.

Пушка Патэ, установленная в блоке цилиндров двигателя Hispano-Suiza. ibiblio.org

Таран

Воздушный таран впервые совершил 8 сентября 1914 года штабс-капитан Пётр Нестеров. К сожалению, этот подвиг стал последним для лётчика Российского Императорского Воздушного флота.

И хотя правильнее отнести таран всё же к тактике ведения воздушного боя, а не к оружию, но не отметить его нельзя.

В первые годы войны именно он стал одним из самых эффективных способов борьбы с вражескими аэропланами, ведь пулемётное вооружение ещё не получило большого распространения. С разной степенью успеха таран применяли пилоты всех воюющих стран.

Авиационный таран штабс-капитана П.Н.Нестерова. Современная иллюстрация. Сергей Трошин

Пулемёты

И в завершении нашего рассказа поговорим о наиболее распространённом типе авиационного вооружения — пулемётах. Всё началось с того, что пулемёты устанавливали на двухместные аэропланы. Наблюдатели превратились в стрелков-наблюдателей. Чаще всего они располагались в собственной кабине позади лётчика, но встречалось и переднее размещение.

Стрелок-наблюдатель в кабине позади пилота / впереди пилота. forgottenweapons.com / Public domain

Такое решение было хорошо для разведывательных самолётов или бомбардировщиков.

Истребители же, пилотируемые одним лётчиком, требовали другого подхода. Главной проблемой при оснащении истребителей курсовым пулемётом был вращающийся винт.

Пули легко могли прострелить деревянные лопасти и самолёт с большой долей вероятности потерпел бы крушение.

Было предложено возможное решение — укрепить нижние части лопастей металлическими пластинами.

Широкого распространения эта идея не получила — пули иногда все равно попадали в дерево, а при попадании в металлическую защиту порой отскакивали, грозя нанести ранение пилоту. К тому же повышался расход боезапаса.

В итоге сошлись на единственно возможном варианте — установить пулемёт над крылом, выше плоскости вращения винта.

Пулемёт Lewis, установленный на верхнем крыле Nieuport 11. IWM

Все эти неудобные решения канули в прошлое в 1915 году. Антон Фоккер изобретает синхронизатор для авиационного пулемёта. При прохождении винта мимо дульного среза синхронизатор блокировал затвор и не позволял стрелять.

Впервые синхронизированный пулемёт установили на истребителе Fokker E.I. Это дало немецкой авиации колоссальное преимущество перед всеми существовавшими тогда истребителями противника.

Период с лета 1915 по весну 1916 года, когда в небе доминировала германская авиация, вошёл в историю как «бич Фоккера».

Fokker E.I с курсовым пулемётом. history.sandiego.edu

Обычно стрелки-наблюдатели вооружались одним стандартным пулемётом. Но были и попытки установить спаренные пулемёты, чтобы увеличить огневую мощность. Встречались и совсем странные решения. Австро-венгерские инженеры не придумали ничего лучше, как установить вместо пулемёта батарею из 10 пистолетов Mauser C96. Понятное дело, что серийно такой вариант не производился.

Стрелок-наблюдатель Hansa-Brandenburg C.I и его 10 пистолетов Mauser C96. Public domain

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a27e90a48c85ebe6d85da60/5b266d7f9e70d200a876cc37

ovdmitjb

Add comment