Kievuz

Биологическая и психологическая подструктура личности

2 Биологическая и психологическая подструктуры личности

Биологическая и психологическая подструктура личности

Вопросы:

1.Человек, индивид, индивидуальность,личность.

2.Биологическая подструктура личности.

3.Психологическая подструктура личности.

1. Человек, индивид, индивидуальность, личность

Вповседневном и научном языке оченьчасто встречаются термины: «человек»,«индивид», «индивидуальность», «личность».Чаще всего эти слова употребляются каксинонимы, но если строго подходить копределению этих понятий, то можнообнаружить существенные смысловыеоттенки. Человек– понятие самое общее, родовое.

Индивид(лат. individ – неделимый, конечный) –отдельный конкретный человек какединичный представитель человеческогорода.

Индивидуальность– это совокупность черт, отличающиходного индивида от другого, причемразличия проводятся на самых разныхуровнях – биохимическом, нейрофизиологическом,психологическом, социальном и др.

Всовременной психологии нет единогопонимания личности. Однако большинствоисследователей считает, что личностьесть прижизненно формирующаяся ииндивидуально своеобразная совокупностьчерт, определяющих образ (стиль) мышленияданного человека, строй ее чувств иповедения. В широком плане личность –интегральная целостность биогенных,социогенных и психогенных элементов.

Согласноконцепции К. К. Платонова, существует 4уровня структурыличности:

1. биологическиобусловленная подструктура, в которуювходят возрастные, половые свойствапсихики, врожденные свойства типанервной системы и темперамента.

2.индивидуальные особенности психическихпроцессов человека, т.е. индивидуальныепроявления памяти, восприятия, ощущений,мышления, способностей, зависящих какот врожденных факторов, так и оттренировки, развития, совершенствованияэтих качеств.

3. индивидуальный социальныйопыт,в который входят приобретенные человекомзнания, навыки, умения и привычки. Этаподструктура формируется преимущественнов процессе обучения, имеет социальныйхарактер.

4.высший уровень – направленность.Включает влечения, желания, интересы,склонности, идеалы, взгляды, убеждениячеловека, его мировоззрение, особенностихарактера, самооценки. Подструктуранаправленности личности наиболеесоциально обусловлена, формируется подвлиянием воспитания в обществе, наиболееполно отражает идеологию общности, вкоторую человек включен.

2. Биологическая подструктура личности

Кбиологически обусловленным подструктурамличности относятся половые и возрастныесвойства психики, особенности работыголовного мозга и нервной системы, атакже темперамент.

Личностьвыступает как совокупность внутреннихусловий, через которые преломляютсявсе внешние воздействия.

Наблюдаетсязависимость специфики психики ипсихических процессов от полачеловека.Так, психологические исследованияпоказали, что девочки превосходятмальчиков в вербальных способностях;мальчики отличаются математическимии визуально-пространственнымиспособностями.

Геодакянв гендерной теории межполушарнойасимметрии анализирует некоторыеразличия в строении мозга мужчин иженщин. Например, недавно выяснили, чтоу женщин в некоторых участках мозолистоготела (важной части мозга) больше нервныхволокон, чем у мужчин.

Этоможет означать, что межполушарные связиу женщин более многочисленны и поэтомуу них лучше происходит синтез информации,имеющейся в обоих полушариях. Данныйфакт может объяснить некоторые половыеразличия в психике и поведении, в томчисле и знаменитую женскую «интуицию».

Женскоеначало (в рамках человеческой популяции)призвано обеспечивать неизменностьпотомства от поколения к поколению,т.е. оно ориентировано на сохранениеуже имеющихся признаков.

Отсюда большаяпсихическая устойчивость женщин иусредненные параметры их психики.Мужское начало связано с необходимостьюадаптации к совершенно новым условиям,что объясняет большую психологическуюиндивидуализированность мужчин.

Срединих чаще встречаются не только талантливые,но  и представители  с весьмаскромными способностями.

Исследованияпоказали, что уровень общих способностейсредней женщины выше, чем у среднегомужчины, но среди мужчин чаще встречаютсяпоказатели, значительно превышающиесредний уровень и намного ниже него.

Следовательно,можно предполагать, что особенностикак мужской, так и женской психикиопределяются эволюционно-генетическойцелесообразностью.

Женщинылегко приспосабливаются на индивидуальномуровне к внешнему миру, но они болееподвержены действию популяционных ивидовых закономерностей, их поведениев большей степени биологическидетерминировано.

Специфика мужскойпсихики предполагает большее разнообразиетипов мужской психики при значительноменьшей способности к выживанию внеблагоприятных условиях.

Поэтомупризнаки вырождения в любой популяцииобнаруживаются, прежде всего, у мужскихособей.

Проявленияличности во многом зависит от возрастачеловека.Моментом зарождения личности являетсяосознание ребенком своего “Я”, активнопротивостоящего “не-Я”, котороепроявляется в использовании местоимений“я сам”, “мой”.

В общении, сотрудничествес взрослыми происходит развитиесамосознания ребенка, быстрое и в то жевремя неравномерное развитие различныхпсихических функций, появляется интереск людям, общительность, подражание,начинают формироваться нравственноеповедение и самооценка.

Адекватностьоценочных суждений определяетсяоценочной деятельностью родителей,воспитателей в различных видахдеятельности.

Дошкольныйвозраст является начальным этапомстановления личности. Формируются какобщие, так и специальные способности кизобразительной, вокальной, хореографическойи другим видам деятельности. Развиваютсяличностные свойства, которые проявляютсяв общении, познании, деятельности,формируется готовность к школе.

Школьныйонтогенез охватывает периоды: младшийшкольный возраст – 6–10 лет, младшийподростковый – 11–13 лет, старшийподростковый – 14–15 лет, юношеский –16–18 лет. Каждый из них имеет своиособенности.

Младшийшкольный возраст – это возраст, когдаребенок легко воспринимает жизнь,доверчив, ровен с родителями, уравновешен,мало заботится о своей внешности. К 11годам меняется поведение, ребенокстановится импульсивным, наблюдаетсячастая смена настроения.

Идет развитиеволевой сферы. Авторитарность со стороныродителей, взрослых порождает замкнутость,неискренность, агрессивность.

В то жевремя, доверительные отношения междуродителями и подростком развивают унего самоуважение, чувства достоинства,эмоционального комфорта.

В12–13 лет импульсивность у подростковчастично сглаживается. Он становитсяболее инициативным, начинает заботитьсяо своей внешности. Бурно развиваетсясознание и самосознание, растет интереск себе, появляется самокритичность,меняется отношение к родителям.

Продолжениеполового созревания вызывает колебаниянастроения. Дисгармония физического ипсихического облика в этот периодпроецируется молодым человеком наокружающий мир, который воспринимаетсякак напряженный и конфликтный.

Подростковыйкризис – один из самых сложных кризисовразвития личности. Вообще кризисыопределяются изменением системы мотивов– их сдвигом на новые цели, изменениемих иерархии, рождением новых.

Дляподростка перестройка на системы мотивовпроявляется в ориентации на мнениесверстников, а не родителей, на самооценку,склонность сопоставлять себя с другими.

Для15–летнего возраста характерен максимализмсамостоятельности. Очень важны ситуации,связанные с напряжением и риском.

особенность юношеского возраста –осознание индивидуальности, неповторимости.Усиливается потребность в общении иодновременно повышается избирательность.Огромную роль в формировании личностив этот период играет дружба. Важнымфактором формирования личности являетсянеобходимость самоопределения, когдаформируется жизненная смелость инезависимость, ответственность за себяи других.

Итак,каждый возрастной период играетопределенную роль в формировании ипроявлении личности. По мере становленияличности растет целостность, интегративностьее психической организации, усиливаетсявзаимосвязь различных свойств ихарактеристик, накапливаются новыепотенции развития.

Кбиопсихологической подструктуреличности К.К. Платонов относит такжесвойстванервной системы:скорость, уравновешенность, силу нервныхпроцессов. Сила нервной системыопределяется способностью выдерживатьбольшие и сильные нагрузки.

Слабаянервная система таких нагрузок невыдерживает. Уравновешенность нервнойсистемы – это баланс нервных процессоввозбуждения и торможения. Скорость –временный показатель смены нервныхпроцессов (возбуждения и торможения инаоборот).

Сочетание свойств нервнойсистемы дает различные типы высшейнервной деятельности (ВНД). И.П. Павловвыделил около 24 типов, но наиболее частовстречаются четыре типа: сильный –неуравновешенный; сильный – уравновешенный– подвижный; сильный – уравновешенный– инертный, слабый.

При этом существуетпрямая связь между типом ВНД итемпераментом.

Такимобразом, биологическая подструктураличности является одним из условий,факторов и механизмов формирования ипроявления личности.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6828597/page:5/

Структура личности – психология

Биологическая и психологическая подструктура личности

Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности.

Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры.

Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Характер является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

Темперамент – это проявление динамических свойств психических процессов человека.

Способности – это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией.

Мотивация человека есть совокупностью мотивов, которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Психологическая структура личности

Личностная структура в психологии характеризуется через определенные психологические свойства, не затрагивая особым образом ее отношений с социумом и всем окружающим миром.

Структура личности в психологии кратко. В психологии личности выделяются несколько компонентов.

Первый компонент структуры — это направленность. Структура направленности охватывает установки, потребности, интересы. Какой-то один компонент направленности определяет деятельность человека, то есть выполняет ведущую роль, а все другие компоненты на него опираются, подстраиваются. Например, человек может иметь потребность в чем-то, но интереса к определенному предмету у него, по сути, нет.

Второй компонент структуры — это способности. Они дают человеку возможность реализоваться в определенной деятельности, добиваться в ней успехов и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер, как проявление поведения личности есть третьей составляющей структуры.

Характер есть таким свойством, которое легче всего наблюдается, поэтому человека иногда судят просто по ее характеру, не беря во внимание, способности, мотивацию и другие качества.

Характер является сложной системой, включающей в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, волевые качества, моральные качества, определяющие главным образом поступки.

Еще одним компонентом есть система саморегуляции. Самоконтроль человека обеспечивает правильное планирование поведение, коррекцию действий.

Психические процессы тоже входят в структуру личности, они отражают уровень психической деятельности, которая выражается в активности.

Социальная структура личности

При определении личности в социологии, ее не должны сводить исключительно к субъективной стороне, главным в структуре является социальное качество. Поэтому, у человека должны определятся объективные и субъективные социальные свойства, которые формируют его функциональность в деятельности, зависящей от влияния общества.

Структура личности в социологии кратко. Она составляет систему свойств индивида, которые формируются на базе его разнообразной деятельности, которая находится под воздействием общества и тех социальных институтов, в которые включен индивид.

Личностная структура в социологии имеет три подхода к обозначению.

В рамках первого подхода личность имеет такие подструктуры: деятельность – целеустремленные поступки человека по касательству к какому-то предмету или человеку; культура – социальные нормы и правила, которыми человек руководится в своих поступках; память – совокупность всех знаний, приобретенных ею в жизненном опыте.

Второй подход раскрывает личностную структуру в таких компонентах: ценностные ориентации, культура, социальные статусы и роли.

Если объединить эти подходы, то, можно сказать, что личность в социологии отображает определенные свойства характера, которые она приобретает в процессе взаимодействия с социумом.

Структура личности по Фрейду

Структура личности в психологии Фрейда имеет три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго.

Первый компонент Оно – это самая старая, бессознательная субстанция, которая несет энергию человека, отвечающая за инстинкты, желания и либидо.

Это примитивный аспект, действующий по принципам биологического влечения и удовольствия, когда разряжается напряжение выдержанного желания, оно осуществляется через фантазии или рефлекторные действия.

Оно не знает границ, поэтому его желания могут стать проблемой в социальной жизни человека.

Эго – это сознание, контролирующее Оно. Эго удовлетворяет желания Оно, но только после анализа обстоятельств и условий, так чтобы эти желания, высвободившись, не противоречили правилам общества.

Супер Эго – это вместилище морально-этических принципов, правил и табу человека, которыми он руководится в поведении.

Они формируются в детском возрасте, примерно, в 3 – 5 лет, когда родители наиболее активно занимаются воспитанием ребенка.

Определенные правила закрепились в идеологической направленности ребенка, и он дополняет ее уже собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Для гармоничного развития важны все три компоненты: Оно, Эго и Супер Эго должны равносильно взаимодействовать. Если какая-то из субстанций будет слишком активной, тогда нарушится баланс, что может привести к психологическим отклонениям.

Благодаря взаимодействию трех составляющих вырабатываются защитные механизмы. Основные из них: отрицание, проекция, замещение, рационализация, формирование реакций.

Отрицание подавляет внутренние импульсы личности.

Проекция – приписывание другим собственных пороков.

Замещение значит замену недоступного, но желаемого объекта на другой, более допустимый.

С помощью рационализации личность может дать разумное объяснение своих поступков. Формирование реакции – это применяемое личностью действие, благодаря которому она делает действие, противоположное своим запретным импульсам.

Фрейд выделял в структуре личности два комплекса: Эдипа и Электры. Согласно им, дети рассматривают своих родителей, как половых партнеров и ревнуют другого родителя. Девочки воспринимают мать, как угрозу, потому что она много времени проводит с ее папой, а мальчики ревнуют свою мать до отца.

Структура личности по Рубинштейну

По Рубинштейну личность имеет три составляющих. Первый компонент – это направленность. Структура направленности состоит из потребностей, убеждений, интересов, мотивов, поведения и мировоззрения. Направленность человека выражает его я-концепцию и социальную сущность, ориентирует деятельность и активность человека независимо от конкретных условий окружающей среды.

Второй компонент составляют знание, умение и навыки, основные средства деятельности, которые человек приобретает в процессе познавательной и предметной деятельности.

Наличие знаний помогает человеку хорошо ориентироваться во внешнем мире, умения обеспечивают исполнение определенной деятельности.

Навыки помогают достигать результатов в новых сферах предметной деятельности, они могут преобразоваться в умения.

Индивидуально — типологические свойства составляют третий компонент личности, они проявляют себя в характере, темпераменте и способностях, которые обеспечивают своеобразность человека, уникальность его личности и определяют поведение.

Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье.

Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. Жизненный уровень – в него входят опыт прожитой жизни, нравственные нормы, мировоззрение. Личностный уровень составляют индивидуально-характерологические особенности. Психический уровень составляют психические процессы и их активность и специфичность.

У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения.

Структура личности по Юнгу

Юнг выделяет три компоненты: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное. В свою очередь, сознание имеет две подструктуры: персона, которая выражает человеческое «Я» для других и собственно я, какой есть – эго.

В структуре сознания персона является самым поверхностным уровнем (архетип конформности). Этот компонент структуры личности включает социальные роли и статусы, через которые человек социализируется в обществе. Это своего рода маска, которую человек надевает при взаимодействии с людьми.

С помощью персоны люди обращают на себя внимание и производят впечатление на других. За внешними признаками, символами прикрытия себя одеждой, аксессуарами, человек может утаить истинные свои мысли, он прячется за внешними свойствами. Важное место также имеют символы подтверждения социального статуса, например, автомобиль, дорогая одежда, дом.

Такие знаки могут появляться в символических снах беспокоящегося за свой статус человека, когда ему снится, например, тот предмет, что он боится потерять в реальной жизни, он теряет его во сне.

С одной стороны, такие сны способствуют возрастанию тревожности, страха, но с другой стороны, они действуют таким образом, что человек начинает мыслить иначе, он начинает более серьезно относиться к потерянной во сне вещи, чтобы в жизни ее сохранить.

Эго является ядром личности в ее структуре и совмещает в себе всю известную человеку информацию, его мысли и переживания, и осознает сейчас себя, все свои поступки и решения.

Эго обеспечивает ощущение связности, целесности происходящего, стойкость психической деятельности и непрерывность течения чувств и мыслей.

Эго является продуктом бессознательного, но является самым сознательным компонентом, поскольку действует исходя из личного опыта и опираясь на полученные знания.

Индивидуальным бессознательным являются мысли, переживания, убеждения, желания, которые ранее были очень актуальными, но пережив их, человек стирает их из своего сознания.

Таким образом, они отошли на второй план и остались в принципе забытыми, но их невозможно просто вытеснить, поэтому бессознательное есть хранилищем для всех переживаний, ненужных знаний и трансформирует их в воспоминания, которые иногда будут выходить наружу.

Индивидуальное бессознательное имеет несколько составляющих архетипов: тень, анима и анимус, самость.

Тень – это темный нехороший двойник личности, в нем заключены все порочные желания, злобные чувства и аморальные идеи, которые личность считает очень низкими и пытается поменьше глядеть на свою тень, чтобы не сталкиваться со своими пороками в открытую.

Хоть тень является центральным элементом индивидуального бессознательного, Юнг говорит о том, что тень не вытесняется, а является другим человеческим я.

Личность не должна игнорировать тень, она должна принять свою темную сторону и уметь оценить свои хорошие черты в соответствии до тех негативных, скрывающихся в тени.

Архетипы представляющие начала женщины и мужчин – это анима, которая представлена у мужчин, анимус – у женщин.

Анимус наделяет женщин мужскими чертами, например, твердей волей, рациональностью, сильным характером, анима позволяет мужчинам иногда проявлять слабости, нетвердость характера, иррациональность.

Эта идея построена на том, что в организмах обоих полов имеются гормоны противоположных полов. Наличие таких архетипов позволяет мужчинам и женщинам легче находить общий язык и понимать друг друга.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-1084.html

ovdmitjb

Add comment