Kievuz

Бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство РФ: понятие, элементы

Бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения ее звеньев, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств.

В соответствии с Разделом I БК РФ к элементам бюджетного устройства Российской Федерации относятся:

  1. Бюджетная система Российской Федерации;
  2. Бюджетная классификация Российской Федерации;
  3. Принципы бюджетной системы Российской Федерации.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Некоторые авторы (см., напр., Комягин Д. Л., Хрешкова В.В. Бюджетное право России: Альбом схем: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина. — М., 2011.) не включают Бюджетную классификацию РФ в бюджетное устройство РФ, что мне представляется не совсем верным.

Бюджетная система РФ

Ст. 6 БК РФ определяет, что бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Схемы организации бюджетной системы в зависимости от государственного устройства:

  1. в государствах с унитарной формой правления – из двух звеньев (уровней):
    • центрального бюджета и
    • местных бюджетов;
  2. в государствах с федеративной формой правления – из трех звеньев (уровней):
    • федерального бюджета,
    • бюджетов субъектов Федерации и
    • местных бюджетов.

В соответствии со ст.  10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  1. первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  2. второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. третий уровень – местные бюджеты, в том числе:
    • бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • бюджеты городских и сельских поселений.

Все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации являются автономными и самостоятельными (каждый бюджет имеет свои источники доходов и расходов). Однако при необходимости в Бюджетном кодексе РФ предусмотрено составление консолидированного бюджета.

Подробнее о консолидированном бюджете

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст. 6 БК РФ).

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме:

  • федеральных законов – Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • законов субъектов РФ – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований – местные бюджеты.

Особое внимание следует обратить на такой элемент бюджетной системы, как бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов. В качестве таковых законодатель относит их к первому и второму уровням бюджетной системы соответственно.

Однако фактически бюджеты внебюджетных фондов не входят в состав бюджетной системы Российской Федерации, так как:

  • бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются отдельными федеральными законами на федеральном уровне и законами субъектов РФ в отношении территориальных внебюджетных фондов (ст. 184.2 БК РФ);
  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов также имеют форму закона – закона субъекта Российской Федерации.

Часть 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” относит утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Федерации не допускается.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Бюджетная классификация РФ

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ осуществляются Министерством финансов РФ.

Состав бюджетной классификации РФ

Бюджетная классификация РФ включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее – классификация операций сектора государственного управления).

Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетная система РФ основана на принципах:

  • единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • прозрачности (открытости);
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • подведомственности расходов бюджетов;
  • единства кассы.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/biudzhetnoe-ustroystvo-rf-ponyatie-elementi

Бюджетное устройство Российской Федерации

Бюджетное устройство РФ

В БК РФ нет как такового определения бюджетного устройства в нашей стране.

Раздел I «Бюджетное устройство Российской Федерации» в своем составе имеет несколько глав, относящихся к этому вопросу/

Бюджетное устройство РФ может определяться устройством государства, что закрепляет Конституция РФ. В единых унитарных государствах бюджетное устройство всегда отличается от состава бюджета федеративных стран.

Замечание 1

Бюджетное устройство России — более широкое понятие, чем ее бюджетная система. Это обусловлено тем, что оно способно определять организацию, отношения между элементами бюджетной системы, правовые основы работы бюджетов, их структуру, составные части, проблемы формирования и использования.

По статье 6 бюджетная система России базируется на экономических отношениях и устройстве государства. Она состоит из совокупности федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджета государственных внебюджетных фондов, которые регулируются законодательством РФ.

Состав бюджета Российской Федерации

Ст. 10 БК РФ устанавливает, что в состав бюджета РФ включены:

  • федеральный бюджет и внебюджетные фонды государства со своими бюджетами;
  • бюджеты субъектов государства и территориальные внебюджетные фонды с собственными бюджетами;
  • местный бюджет, включая бюджет муниципалитетов, городов, внутригородских муниципальных образований (города федерального значения);
  • бюджет городов и сельских поселений.

роль бюджетной системы состоит в создании финансовой базы для работы государственных органов и органов местного самоуправления.

В качестве формы перераспределения общественных финансов бюджетная система может являться финансовой базой для функционирования любого уровня государственной власти и местного самоуправления РФ, источником финансирования работы муниципальных и государственных органов, основной функцией которых считается реализация в жизнь основных положений Конституции РФ.

Статья 11 БК РФ гласит, что правовую форму бюджетов можно отнести к составляющим элементам бюджетного устройства. Разработка и утверждение любых типов бюджетов происходит в виде федеральных законов, бюджетов различных уровней, местных бюджетов в виде муниципальных правовых актов представительного органа муниципальных образований.

Замечание 2

Основным элементом бюджетного устройства считается финансовый год, соответствующий календарному году (в соответствии со статьей 12 он длится с 1 января по 31 декабря).

Принципы бюджетного устройства

Построение бюджетной системы происходит в соответствии с определенными принципами, которые представляют собой основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие работу бюджетной системы и правоотношений, связанных с ней.

Принципы бюджетной системы закрепляет статья 28 БК РФ, они включают:

  • единый характер;
  • разграничение, полное отражение источников, доходной и расходной части финансирования дефицита между бюджетами;
  • самостоятельность каждого бюджета;
  • равенство в бюджетных правах как субъектов, так и муниципальных образований РФ;
  • сбалансированность;
  • единство кассы;
  • эффективность и результативность в процессе использования средств бюджета;
  • общее (совокупное) покрытие расходной части бюджетов;
  • прозрачность (открытость), высокая степень достоверности;
  • целевой и адресный характер средств бюджета;
  • подведомственность расходной части.

Бюджетная классификация группирует доходную, расходную часть бюджета, источники финансирования дефицита. Она применяется в ходе создания и исполнения самих бюджетов, формирования бюджетной отчетности, предназначенной для сопоставления элементов бюджета (статья 18).

Структура кодов бюджетной классификации, принципы назначения, присвоение кодов составным элементам бюджетной классификации, — едины для всех бюджетов страны, их определяет Минфин России.

Бюджетная классификация состоит из:

  • классификации доходной, расходной части бюджетов;
  • источников финансирования бюджетного дефицита;
  • операций публичных правовых образований.

Приказом Минфина России от 21.12.11 г. № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения классификации бюджетов РФ» были сформированы правила  использования бюджетной классификации всеми субъектами бюджетного процесса любого уровня, включая правила использования классификации операций сектора управления государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями РФ.

Вывод

Элементы бюджетного устройства РФ включают бюджетную систему, принципы системы бюджетов, бюджетную классификацию, правовые формы бюджетов, категорию финансовый год.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/finansovoe-pravo/bjudzhetnoe-ustrojstvo-rf/

ovdmitjb

Add comment