Kievuz

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни

Содержание

Вопросы для подготовки к экзамену или зачету

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни

  1. Проблема человека в системе современного научного знания.

  2. Природа, сущность человека.

  3. Многозначность понимания личности в современной психологии.

  4. Понятие потребности, классификация, виды.

  5. Мотивация и мотивы, направленность личности.

  6. Индивид как биосоциальная целостность, его свойства.

  7. Возрастно-половые и индивидуально-типические классы индивидных свойств.

  8. Учение И.П. Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента

  9. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

  10. Соотношение типов конструкций (строение тела) и темперамента (Э.Кречмер, В.Шелдон).

  11. Современные представления о типах и свойствах ВНД человека (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин и др.).

  12. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.

  13. Требования к психологической теории, критерии оценки теории личности.

  14. Влечение как элемент анализа строения личности. (З.Фрейд, К.Г.Юнг).

  15. Черта как элемент анализа строения личности. Факторный поход к структуре личности (Р.Кеттел, Н.Айзенк, Дж.Гилфорд).

  16. Личностный конструкт как элемент структуры личности (Л.Келли).

  17. Отношение как элемент строения личности (В.Н.Мясищев).

  18. Способности личности. Понятие. Теории способностей. Классификация (В.Н.Дружинин, М.А.Холодная).

  19. Самосознание личности. Механизмы. Этапы развития. Структура и функции самосознания.

  20. Характер и личность. Акцентуации характера.

  21. Поиск смысла жизни и самосозидание как движущие силы развития личности (В.Франкл, К.Роджерс).

  22. Личность и индивидуальность. Жизненный путь личности. (Б.Г.Ананьев).

  23. Тенденция к самоактуализации как движущая сила развития личности (А.Маслоу).

  24. Деятельность как элемент анализа строения личности (А.Н. Леонтьев).

  25. Проблема воли в психологии.

  26. Психологическая защита и совладание в поведении личности.

Тема 1. Проблема человека в системе современного научного знания

Дляправильного понимания личности человеканеобходимо рассмотреть более широкийконтекст в пространстве которого онасуществует. Этим контекстом являетсяпроблема человека.

Б.Г.Ананьев, анализируя особенности развитиясовременной науки, еще в 60-е годыпрогнозировал резкое возрастаниеинтереса к проблеме человека. По егомнению, первая из этих особенностейзаключается в превращении проблемычеловека в общую проблему всей науки вцелом.

Вторая особенность заключаетсяво все возрастающей дифференциациинаучного изучения человека, углубленнойспециализации отдельных дисциплин.Третья же особенность развития наукихарактеризуется тенденцией к объединениюразличных наук, аспектов и методовизучения человека.

Несколькопозднее к аналогичным выводам приходити Б.Ф. Ломов, подчеркивавший, что общейтенденцией развития научного знаниястало возрастание роли проблемы человекаи его развития.

Иззарубежных исследователей, предсказавшимнаступление эры наук о человеке, в первуюочередь, следует сказать о Тейяре деШардене.

В своем знаменитом труде –«Феномен человека», написанном еще в1938-1940 годах, а опубликованном толькопосле его смерти в 1955 году, он писал,«что если мы идем к человеческой эренауки, то эта эра будет в высшей степениэрой науки о человеке – познающийчеловек заметит, наконец, что человеккак «предмет познания» – это ключ ковсей науке о природе»…, поскольку «вчеловеке резюмируется все, что мыпознаем…» Расшифровывая человека,продолжает он, наука тем самым попытаетсяузнать, «как образовался мир и как ондолжен продолжать образовываться».

В1941 году в книге, выдержавшей впоследствии25 изданий, – «Бегство от свободы» –Эрих Фромм провозглашает приматпсихологического изучения человека,поскольку понять динамику общественногоразвития можно только на основе пониманиядинамики психических процессов.

Итак,прогноз очевиден: наступает век Человека!Наступает время, когда Человек станетцентральной проблемой научного знания,независимо от его родовой принадлежности.Тем не менее, остается чувство некоторойнезавершенности. И дело даже не в том,оправданные эти прогнозы или нет. Делов научных основаниях прогнозов.

Почемусейчас, на рубеже веков, так стремительновырос интерес науки к проблеме человека?Вряд ли это можно объяснить толькосубъективным интересом самих ученых!Скорее этот интерес обусловлен какими-тозакономерностями, объективно действующимив процессе развития научного знания.

Итолько провидческая мудрость некоторыхученых позволила им по слабо уловимымпроявлениям заметить действие этихзакономерностей. Что это за закономерности?

Делов том, что развитие научного знания,т.е. системы наук в целом, осуществляетсяв рамках так называемой общенаучнойпарадигмы. В широком смысле парадигма(от греч.

paradeigma – пример, образец) –исходная концептуальная схема, модельпостановки проблем и их решения,господствующая в течение определенногоисторического периода в научномсообществе. Понятие «парадигма», былоиспользовано Т. Куном для объяснениясмены научных революций.

С его точкизрения кризис господствующей парадигмыпредполагает «отказ научного сообществаот той или иной освященной веками научнойтеории в пользу другой теории, несовместимойс прежней».

Если это действительно так,то тогда «превращение проблемы человекав общую проблему всей науки в целом», окоторой писал Б.Г. Ананьев и другиеученые, можно объяснить сменой общенаучныхпарадигм.

Анализсмены общенаучных парадигм от античностидо наших дней, проведенный Ю.В. Яковцом,позволил ему констатировать кризиспока еще действующей индустриальнойпарадигмы. «Взрывы глобальных кризисоввсех сторон жизни общества в последнейчетверти нашего столетия поставилиточку в судьбе индустриальной парадигмы»– говорит автор.

В то же время нельзяне признать, что развитие мировогообщества по законам индустриальнойпарадигмы привело определенную егочасть к высотам технотронной цивилизации.Вместе с тем такой ход развития утвердилпримат техники над самим обществом, егокультурой и человеком. И общество, ичеловек стали, по выражению немецкогоисследователя П. Козловски, «техноморфными».

Воистину высоты цивилизации оказались«зияющими». Дальнейшее развитие в рамкахиндустриальной парадигмы лишь стимулирует«взрывы глобальных кризисов», о которыхговорит Ю.В. Яковец. Именно поэтомузаключает автор «пробил час длястановления очередной, постиндустриальнойпарадигмы».

На необратимость процессаперехода от техногенной цивилизации кантропогенной указывают и другиеисследователи, в частности Н.Н. Моисееви А.В. Толстых.

Опринципиальном изменении характераобщенаучной парадигмы говорят изарубежные авторы. Например, ужеупоминавшийся мною П.

Козловски пишето необходимости смены концепциитехнологического детерминизма концепциейкультурного детерминизма, а американецП.Ф.

Дракер полагает, что сегодня ключевымиресурсами общества становится не труд,капитал или сырье, но знание, носителемкоторого является человек, определяющеевоенную и экономическую силу нации.

Такимобразом, пропасть между гуманитарнойи естественнонаучной цивилизациями, окоторой в свое время говорил знаменитыйанглийский ученый и писатель ЧарльзПитер Сноу, может быть преодолена врамках новой постиндустриальнойпарадигмы, переживающей сейчас фазустановления.

Краеугольным камнем этойпарадигмы, по мнению Ю.В. Яковца, является«примат человека, его сознания в системеисточников саморазвития общества».

Иными словами, в гуманистическомпостиндустриальном обществе на переднийплан выступает проблема человека, авслед за нею и науки, его изучающие.

Переориентацияобщенаучной парадигмы с целей техническогоили технотронного развития обществана цели культурного (антропогенного)развития не отрицает значимостинаучно-технических достижений в жизнисамого общества. Речь при этом идет обизменении места человека в процессеразвития.

Из средства (инструмента)развития он превращается в саму цельего, что придает самому человеку недекларативную, но сущностную ценность.Техника, наука, по словам Н.Н. Моисеева,«окажутся всего лишь материальной базойдля решения гуманитарных проблем,проблем будущности человека».

Итак, вцентре постинсдустриальной парадигмыоказывается человек и идеалы его развития– психического, нравственного, духовного.

Однакосам человек связан с окружающим егомиром системой многообразных отношенийи связей. Дифференциация научныхдисциплин изучающих человека, о которойговорил Б.Г. Ананьев, – это ответ научногознания на многообразие связей человекас этим миром, т.е. природой, обществом,техникой, культурой.

В системе этихсвязей человек изучается и как естественныйиндивид с присущей ему программойразвития и определенным диапазономизменчивости, и как субъект и объектисторического развития – личность, икак основная производительная силаобщества – субъект труда, познания иобщения, что подчеркивает его целостнуюприроду. Вместе с тем, по мнению Б.

Г.Ананьева, человек предстает еще и какиндивидуальность. При этом он отмечалотносительность разделения человеческихсвойств на индивидные, личностные исубъектные.

Конечно, человек жив, покаон предстает как целостное образованиеи любое нарушение его приводит кпатологии, крайняя степень которой –смерть, как полное и окончательноеразрушение целостности. В то же времяодним из ведущих методов научногопознания является разложение целогона части. Весьма определенно по этомуповоду высказывался еще И.М.

Сеченов:наука «должна расчленить цельное явлениедо возможных пределов, свести сложныеотношения на более простые». Именнотаким путем, по его мнению должна идтии психология. В художественной формеэту мысль очень точно выразил И. Гете:

«Ктохочет что-нибудь живое изучить,

Сперваего он убивает, потом на части разлагает

Носвязи жизненной ему там не найти».

Такимобразом, если мы хотим понять человека,его облик и поведение как целостное ицельное образование мы должны изучатьего и как индивида, и как субъекта, и какличность, и, наконец, как индивидуальность.Следовательно, всякое противопоставление,а тем более игнорирование либопреувеличение одного из этих параметровчеловека недопустимо.

Недопустимопостольку, поскольку в противном случаебудет деформировано представление опсихологии человека как целостногообразования. Это замечание чрезвычайноважно для всякого, приступающего кнаучному изучению человека.

Каждоеотдельно взятое знание (об индивиде,субъекте или личности) будет недостаточнои об этом должен помнить исследователь,как бы ни было соблазнительно придатьвсеобщее значение частным выводам. Кактут не вспомнить предостережениеамериканского философа науки ПоляФейерабенда: «Наука, говорил он, – однаиз многих форм мышления, развитыхчеловеком, и не обязательно лучшаяформа.

Это видная, шумная и нахальнаяформа мышления, но ее внутреннеепревосходство существует только длятех, кто уже сделал выбор в пользуопределенной идеологии, и кто принялее без какого-либо анализа ее преимуществи границ».

Итак,приступая к изучению психологии личности,мы всегда должны помнить, что эта проблемалишь одна из ипостасей, в которойпредстает перед нами человек какцелостное образование.

В то же времяестественен и вопрос о том, почемуисторически в психологии именно проблемаличности, а не индивида или субъектавышла на передний план, нередко олицетворяясобой психологическое изучение человека?Что это – отражение обыденного, житейскоговзгляда на человека, распространенногосреди людей, либо в понятии личностьболее чем в каком ином выражаютсясущностные специфически человеческиекачества? Ответ на это может быть полученв процессе выяснения природы человекаи понимания личности не только впсихологии, но и смежных науках ееизучающих.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3297205/page:13/

Тема 1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни
Влияния индивидных свойств человека на эффективность трудовой деятельности

В настоящее время число специальностей стало чрезвычайно обширным и многообразным, происходит стремительная перестройка профессиональной деятельности в пределах отдельных специальностей…

Изучение влияния символдраматических сеансов на психическое состояние психосоматических пациентов

1.3. Шесть этапов развития ребёнка в зеркале символдрамы

ЭТАП ПЕРВЫЙ: Фаза шизоидности Психика ребенка развивается ритмически. Стремление к единению с матерью сменяется стремлением к разъединению (рис.1). С ростом физических свобод, обусловленных развитием ребенка…

Концепция личности З. Фрейда

3. Структура личности в зеркале психоанализа Фрейда

Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, “кипящий” пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем…

Личность и темперамент. Требования различных профессий к свойствам темперамента (на примере cоциально-культурного сервиса и туризма)

f2.2. Особенности и требования темперамента в системе человек-человек

Давайте немного поговорим о системе человек-человек, чтобы лучше понять и узнать какой темперамент наиболее подходит к данной системе. К профессиям типа «человек-человек», по определению Е.А. Климова, относятся профессии…

Наиболее известный человек с диагнозом “множественная личность” в истории психиатрии – Уильям Стэнли Миллиган

Уильям Стэнли Миллиган (14 февраля 1955, Майами-Бич) – один из наиболее известных людей с диагнозом “множественная личность” в истории психиатрии. В конце 1970-х годов проходил по получившему широкую известность судебному делу в штате Огайо, США…

Основы психологии и педагогики

fТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА КАК НАУКИ О БЫТИИ И СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Предмет, об’єкт і завдання психології управління. Особистість та її структура. Основні концепції стилів керівництва

fТема 3. Стиль та соціально-психологічні проблеми керівництва

Фундаментальна енергія, що необхідна для координації дій виконавців – це лідерство, процес внутрішньої соціально-психологічної організації і управління спілкуванням та діяльністю членів колективу…

Проблемы биологической и социальной природы в психике

Структура природы человека

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная. Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет…

Психологическое влияние компьютерных игр на школьников

f1.1 Компьютерные игры в зеркале общественного мнения

С начала 80-х гг. компьютерные игры становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков…

Психотравмирующий стресс и его последствия

2.2.1 Тема смерти

Смерть предстает перед человеком в двояком виде. Он становится свидетелем смерти других людей (знакомых, незнакомых, родных, близких) или оказывается перед лицом своей возможной смерти…

Социальный интеллект как фактор успеха

fГЛАВА 1: Теоретический анализ исследований социального интеллекта как фактора успеха в профессиях «человек-человек» и «человек-техника»: гендерный аспект

социальный интеллект…

Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

1.3.2 Ранние воспоминания и их связь со стилем жизни в индивидуальной психологии А.Адлера

Альфред Адлер также считал ранние воспоминания крайне важными. Он соглашался с Фрейдом в том, что неважно, соответствуют ли они реальным фактам или нет. Однако Адлер фокусировался на анализе тем или сюжетов…

Сущность и содержание индивидуальной психологии Альфреда Адлера

f3. Стиль жизни в индивидуальной психологии А. Адлера

Характер в структуре индивидуальности

3. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры

Проблема духовности привлекла внимание многих крупных российских психологов, были напечатаны интересные книги и статьи [3], [14], [19], [21], [25], [26]…

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

2.3 Единство человека и природы

Лекарства для лечения болезней человек стал применять еще в глубокой древности, когда, подражая животным, отыскивал целебные растения и использовал их. К древним временам относятся и попытки систематизировать лекарственные вещества…

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/34245

ovdmitjb

Add comment