Kievuz

Что такое культурный артефакт?

Понятие слова артефакт, его суть в медицине и литературе

Что такое культурный артефакт?

Большинство современных людей понимают смысл слова «артефакт» через призму игрового мира. То есть значение воспринимается, как удивительная и мистическая находка человечества, которая имеет небывалую силу или некоторый символизм. А люди постарше и вовсе толком не могут идентифицировать его. Только и задаются вопросом: артефакт, что это?

  • Артефакт: значение слова
  • Путь слова сквозь время, культурный артефакт
  • Понятие артефакта в других сферах
  • Артефакт в литературе

Артефакт: значение слова

Впервые слово произнесли на латинском языке. Установлено: это сложное слиянием двух основ «арт» и «факт», и в дословном переводе обозначает «искусственно сделанный». Место, где впервые начали использовать термин, назвать невозможно.

Из-за того, что в каждой этнической группе в древние времена было свое обозначение, которое соответствовало рассматриваемому слову. Есть небольшие предположения о том, что на Ближнем Востоке впервые произнесли термин, отдаленно напоминающее по звучанию «артефакт».

Определение, к большому сожалению, вывести нереально так, чтобы угодить всем ветвям цивилизации.

Немного позже, с развитием цивилизации, слово начало обретать иные значения. Из-за простоты запоминания и легкости высказывания практически в каждой сфере деятельности человека используется это слово. Сюда входит не только компьютерная сфера:

  • Культура.
  • Археология.
  • История.
  • Медицина.
  • Программирование.

Путь слова сквозь время, культурный артефакт

Слово прекрасно звучит, и легко придает эпичности предложению. Стоит признать это. В современной культуре достаточно легко отыскать все значения слова артефакт. Википедия предлагает небольшие объяснения, касающиеся разных витков развития человечества.

Все культурологи твердят, что изначально это слово определяет любой материальный продукт, созданный человеком. Почему? Известно, что слово «факт» в древности обозначало точность в нематериальном мире.

То есть фактами называли сказанные слова с уст человека, которые подтвердились и признались истинными. Нечто подобное произошло и с использованием выбранного нами слова.

Принято считать, что в культуре присутствует разделение всего на две ветви:

  • Материальный мир (все, что можно увидеть пощупать).
  • Духовный мир (осязаемое только разумом или через душу).

Однако большинство культурологов выделяют и совершенно новую ветвь – человеческие отношения. Это все ведется к тому, что абсолютно любая информация, которая присутствует в нашем мире, не имеет конкретики, и приводит к созданию явления символизма.

Подобный процесс произошел и с «артефактом». Значение вышло за рамки своей ветви, и смогло впитать некоторые иные знания в себя. Да, все это выглядит достаточно наивно.

Однако никаких опровержимых доказательств таковой теории никто до сих пор не предоставил, включая и культуру.

Понятие артефакта в других сферах

Археологическим артефактом называют определенный материальный объект, который был найден вследствие раскопок и предоставляется, как достояние человечества, причем в единственном экземпляре.

Программирование, как наука появилась сравнительно недавно, и имеет довольно узкую специализацию, поэтому перенасыщенная терминами. И среди них отголосок смогло отыскать и слово «артефакт».

Им обозначают неких созданные элемент программированного конечного продукта, которые может функционировать за счет действенности этого элемента.

Так сказать, недостающий пазл для осязания целостности всей картины.

В исследованиях лабораторного типа тоже присутствует слово артефакт в общем словаре терминов.

Чаще всего артефактами называют определенную реакцию, получившаяся вследствие намеренного вмешательства в естественность пролегающих процессов, или же случайная реакция, которая получилась из-за незапланированных действий.

Иногда оно сопутствует синонимами «чудо» или «неужели». Чаще всего это происходит в биологических и физико-математических научных центрах.

Возвратимся немного к началу статьи и вновь окунемся в игровой и кинематографический мир. Помимо того, что уже сказано, следует додать несколько предложений.

В мире игр, слово «артефакт» всегда ассоциировалось с таинственным могущественным предметом, обладающим невероятной силой. Отличительными чертами были сложные препятствия и квесты для его получения, глубокая история и обязательное воздействие на внешний мир и на человека, завладевшего ним.

Легко вспомнить известную игру начала третьего тысячелетия, WarCraft. В ней наглядно можно рассмотреть любой артефакт. Суть «геймерского» артефакта состоит в том, что он чаще всего, является материальным сосудом для нематериальной силы. Так сказать, является объединяющим звеном двух основных ветвей культуры.

Однако все это «геймерское» порождение артефактов имели начало из кинематографа. Впервые люди начали использовать слово артефакт в активной лексике благодаря кино. Именно оно дало развитие этого термина в компьютерном мире. Все особенности, озвучены выше, так или иначе, относятся и к кинематографу.

Артефакт в литературе

Сложно представить себе хорошую фантастическую книгу без отлично прописанного мира, сильного и запоминающегося протагониста, не менее харизматичного злодея и важного артефакта, из-за которого, в общем-то, и происходят дальнейшие действия.

Кто решил впервые использовать это слово, как термин для значения некого предмета, обладающего мощью и силой, установить вряд ли получится. В наше время в мире ежедневно пишут тысячи разных книг, где непосредственно несколько раз получится встретить это слово.

Странное то, что многие писатели, да и современные люди прекрасно понимают значение слова, объяснить его на должном уровне неспособные.

Достаточно просто взять одну известную кингу прошлого века «Властелин колец» Толкиена.

Казалось бы, что по всем канонам в книге присутствует только один таинственный предмет – Кольцо Всевластие, однако, в повествовании нам попадаются и иные предметы – посох магов, меч короля Гондора, мифрилл и так далее.

Казалось бы, что они не соответствуют некоторым критериям «акртфактности», но все равно считаются таковыми. Термин артефакт, определение которого достаточно размыто, меняется.

Для младшего контингента читателей приведем пример на книгах о Гарри Поттере. В ней нет главного артефакта.

Но присутствуют много второстепенных артефактов, которые необходимы лишь для раскрытия персонажей и временного ими использования для достижения цели.

Мантия невидимка, волшебная палочка, камень души и так далее. Опять же, конкретизировать этот термин, не выходя за грани литературы практически невозможно.

Источник: https://devochki.guru/slovarik/ponyatie-slova-artefakt-ego-sut-v-meditsine-i-literature.html

Культурные артефакты: это какие?

Что такое культурный артефакт?

Культурный артефакт — это что такое? Под ним понимают все то, что создано человеком и может передавать информацию о культуре своего создателя, а также ее пользователей. Он имеет свои разновидности. Подробнее о том, что это — культурный артефакт, читайте в статье.

Словарное толкование

Чтобы разобраться в том, что это — культурный артефакт, следует усвоить значение входящего в него существительного. Его толкование является многозначным.

Термин «артефакт» может обозначать, например:

  1. Предмет, явление, процесс, свойства, присущие предмету или процессу, когда их появление в естественных наблюдаемых условиях маловероятно или невозможно.
  2. То, что создано человеком или другим разумным существом, в том числе и порожденное разумом (человеческим или другим).
  3. В археологии – это творение рук человека, такое как орудие труда, сооружение, жилище, произведение искусства, сосуд, другой объект.
  4. В науке – это эффект или феномен, который исследователь привносит в эксперимент.
  5. В гистологии так называют искусственные структуры, которые обнаруживаются при микроскопии в тканях в результате неправильных действий с тканью.
  6. В компьютерных играх – те предметы, что изменяют характеристики персонажа.

Среди приведенных определений в сферу сегодняшнего рассмотрения входят лишь первые два, так как только они касаются термина «культурный артефакт».

Этимология

Слово «артефакт» пришло в русский язык из латинского, где оно выглядит, как artefactum и состоит из двух частей. Первая из них arte, обозначает «искусственно». Она образована от существительного ars, которое раньше писалось, как artis, и обозначает занятие, ремесло, искусство, науку. Восходит к праиндоевропейскому существительному arti, в тех же значениях.

Вторая часть factum, обозначает «действие», «деяние», «поступок», «сделанное». Это существительное происходит от глагола facere, значение которого «делать», «производить». Восходит к праиндоевропейскому глаголу dhe, обозначающему «делать», «девать».

Таким образом, дословно «артефакт» обозначает предмет, который сделан искусственно. То есть это объект, являющийся продуктом человеческой деятельности.

Культурный артефакт

Это нечто, что создается людьми и передает информацию о культуре, присущей ее создателям, а также пользователям. Им может быть любой объект, созданный искусственным путем, который характеризуется и определенными физическими параметрами, и символическим, знаковым содержанием. Термин используют в социальных науках, например, в таких как антропология, социология, этнология.

Рассматриваемый термин является обобщающим относительно двух других понятий. Первое из них – это социальный, а второе – археологический артефакт. Подробнее о них будет сказано ниже.

Значение

В культурные артефакты могут быть включены объекты, которые найдены во время раскопок или же те, что относятся к предметам современности или недавнего прошлого. К примеру, для антропологов такие предметы, как кусок фаянса, токарный станок XVIII века, телевизор, представляют собой богатый источник информации о том времени, когда их произвели и использовали.

Древние или нынешние культурные артефакты имеют значение, так как, кроме всего прочего, они могут дать представление о социальной культуре, экономическом развитии, технологических процессах.

Существует высказывание о том, что для эволюции культуры они являются тем же, чем гены для эволюции биологической.

Другое из высказываний говорит о том, что экономическое развитие можно рассматривать как эволюцию человеческих артефактов.

Классификация

Существует следующая классификация изучаемого термина.

  1. Первичные артефакты – те, что используются в производстве, среди них можно назвать вилку, молоток, камеру, лампу.
  2. Вторичные – те, что являются производными от первичных, таковым может быть инструкция для пользователей камеры.
  3. Третичные – те, что рассматриваются как представление вторичных, например, артефакт, имеющий вид скульптуры инструкции для камеры.

В отличие от археологических артефактов, социальные не всегда имеют физическую форму, бывают и виртуальные артефакты, касающиеся компьютерных технологий. А также необязательно они обладают исторической ценностью. Это могут быть предметы, созданные несколько секунд назад. Их также могут квалифицировать как социальные артефакты.

В археологии

В данной области артефакт – это объект, который в прошлом был подвергнут направленному механическому воздействию. Он обнаруживает результаты археологических раскопок, проводимых целенаправленно. Иногда его находят в процессе единичных, случайных действий или событий. Примерами являются:

  • инструменты из камня;
  • оружие;
  • ювелирные изделия;
  • керамика;
  • кости со следами человеческого воздействия;
  • разного рода постройки древних городов, их детали;
  • угли древних костров.

После того как найдены археологические памятники, их изучают, проводят исследования, а затем публикуют их с приложением фотографий артефактов. По ним восстанавливается историческое прошлое всего человечества. Те из них, что, с точки зрения искусства или науки, являются наиболее ценными, демонстрируют на выставках и в музеях.

Терминология

В русскоязычной литературе термин «артефакт» применяется относительно недавно, будучи заимствованным из английского. В археологию и социальные науки он пришел из медицины и биологии. Параллельно с ним в русскоязычной литературе используют следующие синонимичные термины:

  1. «Вещественные источники» – когда речь идет об артефактах, не содержащих надписей. В противном случае это – «письменные источники».
  2. «Предметы материальной культуры». Под культурой здесь понимается совокупность памятников, относящихся к одной эпохе, территории, имеющих общие черты.
  3. «Археологические памятники» – употребляется в более широком значении, обозначая крупные объекты и особо ценные артефакты.
  4. «Археологические находки», среди которых выделяются массовые и индивидуальные.

Источник: https://FB.ru/article/457782/kulturnyie-artefaktyi-eto-kakie

Артефакт в культурологии

Что такое культурный артефакт?

Главным признаком артефакта в культурологическом смысле является его способность нести осмысленные или не рефлексивные, особым образом зафиксированные в структуре объекта следы, которые дают возможность идентифицировать такой объект с неким узнаваемым конструктом, содержащим значимую для человека социокультурную информацию. Артефакты являются клеточками единой системы культуры. Толчки и изменения, происходящие в одной клеточке системы, передаются и оставляют след на всей системе. Поэтому по одной клеточке системы можно узнать нечто о культуре в целом. Любой, порой незначительный артефакт, может нести богатейшую информацию о своем времени и его культуре. Артефакт содержит информацию о себе и своем ближайшем окружении, но как аккумулятор информации не полон и не может дать исчерпывающей картины культур.

Артефакт как культурное явление есть духовно-смысловая реальность. Каждый материальный артефакт содержит в себе идеальный момент. Проявляясь в качестве факта культуры как текст, он должен быть оживотворен идеальным содержанием.

При этом одни артефакты тяготеют к информационному аспекту (артефакты науки и техники), другие — к ценностному. Искусство, в частности, есть выход за пределы системно-информационного знания в сферу эстетического и художественного.

Эти артефакты существуют в особом времени — времени смыслов.

Встреча человека с артефактом — это общение с творцом, создателем текста. В ситуации диалога и общения очерчиваются смысловые границы текста. В этом проявляется творческий характер памяти как движущихся текстов и общающихся субъектов. Смысловые связи между разными артефактами имеют диалогический характер.

Артефакт — объективированная структура, опираясь не которую, человек вспоминает нечто личностно или культурно значимое. Вещь, текст становятся фактом культуры, а также и фактом памяти лишь в акте восприятия человеком. В результате встречи человека с артефактом происходит расширение поля (пространства) памяти.

Проблема культурной памяти оказывается гораздо сложнее, чем просто процесс наследования информации, если рассматривать культуру в качестве объективированной «призмы» человеческого бытия.

Это связано с вопросами о том, как может существовать и развивать себя некая историческая эпоха и каждый отдельный ее человек с его страстями и мыслями; что происходит с культурой (и ее единицами) после ее физической смерти; способны ли жить ее собственные смыслы, неповторимые и уникальные, в диалоге с иной (новой) культурой? В таком аспекте проблема культурной памяти это одновременно и проблема творчества, бытия и жизни культуры

В целом, подводя итог сказанному, можно так определить понятие «артефакт»: это элементарная клеточка искусственного, определенная модель, конструкт, выступающий продуктом деятельности, обладающий типичной для данной культуры и воспроизводимой в ее рамках структурой, организующий пространство человеческого бытия и обусловливающий процессы социального наследования и памяти.

Реди-мейд (англ. ready-made «готовое изделие») — направление в искусстве, предполагающее внедрение в процессе творчества готовых предметов в изобразительном искусстве либо текстов в литературе и их конкретное включение в качестве частей либо модулей в художественное произведение, которое в данном контексте понимается как конструкция.

Идея и цель реди-мейдов

Впервые термин реди-мейд был применен Марселем Дюшаном в 1913 году. Этим понятием он охарактеризовал свои произведения «готовые объекты» — расческу, сушилку для бутылок, велосипедное колесо, установленное на табурете.

Рис. 1. Велосипедное колесо. 1913 г.

Идея реди-мейда заключается в изменении восприятия объекта и отношения к нему при смене окружения. Обычная вещь, вырванная из обыденной реальности и помещенная в непривычные условия, например на подиум, превращается в арт-объект.

Его созерцание вызывает новые ассоциации, мысли, идеи несвойственные ни традиционному искусству, ни жизни, утилитарный предмет открывается с новой и неожиданной стороны. Авторской признается не только творческая работа созидания, но и умение подбора вещей, несущих глубокую смысловую нагрузку.

Выставляя свои скандальные работы на обозрение широкой публики, Дюшан дадаист эпатирует общественность.

Миметический принцип характерный для искусства прошлого века доведен им до абсурда. Дюшан пытается показать, что никакое произведение искусства, будь то картина, на которой изображено яблоко или его скульптура, не может показать и раскрыть сущность предмета, лучше, чем сам предмет, выставленный в оригинале.

Такой подход приводит к разрушению границ между искусством и действительностью, Дюшан на практике воплощает идею дадаизма — искусством может быть все. Пересматриваются традиционные принципы классического искусства.

Объектом реди-мейда может стать любая вещь, не обладающая, какими либо выдающимися характеристиками и эстетическими качествами и выбранная произвольно на усмотрение художника, увидевшего в предмете определенный смысл.

Рис. 2. «R. Mutt» Фонтан. 1917 г.

Защищая свою работу «Фонтан» (1917) — простой писсуар, приобретенный накануне в магазине и выставленный под псевдонимом «R. Mutt» («дурак») от нападок критики, Дюшан заявил, что «не имеет значение, сам ли мистер Матт сделал его или нет… Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так что в новой обстановке исчезло его привычное значение».

Page 3

Дадаизм (франц. dadaisme, от dada — деревянная лошадка; в переносном смысле — бессвязный детский лепет) очень быстро стал популярным (особенно в Нью-Йорке, где его возглавил Марсель Дюшан), но как сформировавшееся течение просуществовал недолго.

Основоположниками нового течения в американском искусстве стали Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс. Раушенберг создает так называемые «комбинированные картины», сочетая вещественные вставки с живописью в манере абстрактного экспрессионизма.

Дадаизм оказал значительное влияние на другие течения, в частности на сюрреализм (прежде всего в его приверженности к абсурду и фантастике), абстрактный экспрессионизм и концептуальное искусство.

Дадаизм как международное направление стал выражением морального, социального и политического протеста европейского искусства против безумия первой мировой войны. Оно зародилось в Цюрихе в среде анархиствующей интеллигенции, воспринявшей 1-ю мировую войну 1914-18 как развязывание в человеке извечных звериных инстинктов, а разум, мораль, эстетику — как их лицемерную маскировку.

Новшества Дюшана перевернули представления кубистов об истинном предназначении предметов и дали толчок стремительному развитию нового художественного направления. Через 50 лет подобная ситуация привела к рождению поп-арта.

Рис. 3. Конструкция для пожилых фрау. Курт Швиттерс, 1919 г.

Подражая поведению цивилизованных государств в ходе кровавой бойни, дадаисты избрали своим оружием нигилизм. В целом сторонники движения пропагандировали альтернативное представление о сущности искусства.

Многие художники порвали с кубизмом и дружно принялись населять свои работы всевозможными механизмами.

Некоторые вообще оставили кисти и полностью переключились на новые художественные формы — конструкции, коллажи и фотомонтажи — или посвятили себя театру или кино.

В 2002 году в Нью-Йорке на аукционе Phillips были проданы последние реди-мейды Дюшана, остававшиеся в частных руках. Работы эпатажного художника оценили в: «Фонтан» — 1185000 долларов, «Велосипедное колесо» — 1762500 долларов, «Воздух Парижа» — 167500 долларов, «Расческа» -123500 долларов.

Page 4

В ходе проделанной работы я попытался донести до слушателей понятие, сущность и природу артефактов и идеи зарождения, целей и плодов реди-мейдов.

Мною была рассмотрена природа культурного артефакта, к каковым относятся способы продуктивной деятельности людей, их произведения и деяния и цели, задачи и знаменитые реди-мейды на примере реди-мейдов М. Дюшана.

Что касается моего опроса, то по завершению своей работы, я пояснил опрошенным мною людям, что же такое артефакты и реди-мейды, как они связаны с различными проявлениями культуры и искусства.

И если понятие «артефакт» и их примеры не вызывали у опрошенных каких-то необыкновенных реакций, то понятие «реди-мейд», а вернее примеры реди-мейдов, в особенности «Фонтан», и их стоимости на аукционах, вызывали бурю эмоций, негодований и просто жесткой критики в сторону искусства, да и вообще отрицание реди-мейдов как искусства в целом. Так или иначе, М. Дюшану удалось открыть новую сторону искусства и одно ясно точно, что у этой медали две стороны. Положительная заключается в том что М. Дюшан произвёл попытку высмеять невежественность при оценки произведений искусств. Высмеять стадные инстинкты общества.

Отрицательная сторона заключается в том, что Марсель Дюшан (даже не смотря на то что сам он не считает свои ready-made работы произведениями искусства), промолчал, не ткнув громко общество в их недостатки.

Этим самым он размыл границы между прекрасным и безобразным. А если нет границ, то, следовательно, произведениями искусства являются любые окружающие нас предметы.

А если всё это произведения искусства, то произведений искусства нет вовсе.

Page 5

Перейти к загрузке файла

  • 1. Энциклопедия «Постмодернизм». Сост.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко.
  • 2. «Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века». Под ред.: В.В. Бычкова. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2003 г., 607 стр.
  • 3. http://bibliofond.ru
  • 4. http://anysite.ru/publication/redy
  • 5. https://unotices.com
  • 6. http://artuzel.com/content/redi-meyd-ready-made

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/2385659/kulturologiya/artefakt_kulturologii

ovdmitjb

Add comment