Kievuz

Деяния апостолов и послания

Толкование Библии, Деяния Святых Апостолов

Деяния апостолов и послания

В ряду новозаветных Писаний книга Деяния Святых Апостолов занимает совершенно особое место. Она создает необходимый “фон” для большинства посланий апостола Павла. В ней представлено логически последовательное описание апостольской деятельности Павла.

Насколько “беднее” оказались бы мы без книги Деяния Апостолов! Ведь и при наличии ее мы сталкиваемся с известными трудностями при чтении Павловых посланий; насколько же больше было бы их, если бы не эта книга.

Сегодня христианство черпает в ней главные сведения, касающиеся жизни ранней Церкви.

Книга Деяния Святых Апостолов не перестает вдохновлять христиан всех времен. Отраженные в ней ревностность, вера, радость, верность и послушание первых святых служат примером всем верующим. Последователям Иисуса Христа совершенно необходимо по мере сил изучать эту книгу и вникать в нее.

В книге мы находим много удивительных параллелей в описании того, что совершалось апостолами Петром и Павлом.

Чудеса, совершенные апостолами Петром и Павлом:

Петр

  • 3:1-11 Исцеление хромого от рождения
  • 5:15-16 Осененные тенью Петра исцеляются
  • 5:17 Зависть со стороны иудеев
  • 8:9-24 История с Симоном-волхвом
  • 9:33-35 Исцеление Енея
  • 9:36-41 Воскрешение Тавифы

Павел

  • 14:8-18 Исцеление хромого от рождения
  • 19:11-12 Целительная сила платков и фартуков Павла
  • 13:45 Зависть со стороны иудеев
  • 13:6-11 История с Елимой-волхвом
  • 20:9-12 Воскрешение Евтиха

Возможно, Лука защищал таким образом подлинность апостольства Павла; по духовной силе своей и данной ему власти Павел, конечно, не уступал Петру. В этой же, вероятно, связи Лука трижды возвращается к истории Павлова обращения (главы 9,22,26). Однако, несмотря на наличие поразительных параллелей в описании служения Петра и Павла, “оправдание” апостольства последнего едва ли составляло главную цель книги. Слишком много в ней и такого материала, который с этой целью не увязывается. К примеру, назначение Семи в 6-ой главе или подробное описание кораблекрушения в главе 27.

Большинство богословов признает, что в книге Деяний Апостолов отражен универсальный характер христианства.

Но было ли главной целью писавшего ее доказать это? Лука показывает нам, как Благая Весть достигает самарян, ефиопского евнуха, Корнилия, язычников в Антиохии, бедных и богатых, образованных и необразованных людей, женщин и мужчин и занимавших высокое положение так же, как тех, кто стояли на низших ступенях общества.

Может быть, именно с целью подчеркнуть универсальный характер христианства особое место отводится в книге описанию Иерусалимского собора (глава 15). Но в рамки этого объяснения опять-таки не укладывается целый ряд вещей – к примеру, избрание Матфия в главе 1 и уже упомянутое избрание Семи в главе 6.

Так в чем же все-таки состояла главная цель Книги Деяния Святых Апостолов? Ф. Брюс, стоящий на “апологетической” точке зрения, утверждает: “Лука в сущности является одним из первых апологетов христианства. В частности, эта апологетика адресована светским властям, с целью убедить их в законопослушности христианства, и тут Лука несомненно является пионером”.

В самом деле, многое в книге Луки подтверждает ту мысль, что написана она была с целью защитить христиан перед римскими властями. Следует подчеркнуть, что гонения на христиан, описанные в Деяниях Апостолов, за исключением двух случаев (имевших место в Филиппах -16 гл.) и в Ефесе (19 гл.) – всегда религиозного происхождения, и инициаторы их – иудеи.

И все-таки апологетическая концепция может быть оспорена. Очевидна преемственность между книгой Деяния Апостолов и Евангелием от Луки. Это как бы две части одной книги. Стоит хотя бы прочесть первый стих книги Деяний Апостолов, чтобы убедиться в этом. Но ведь Евангелие от Луки в литературу апологетическую никак не вписывается.

Пожалуй все-таки автор книги Деяний Апостолов ставил перед собой задачу преимущественно историческую, и такая точка зрения имеет на сегодня наибольшее число сторонников. Целью Луки было показать “продвижение” Благой Вести от Иерусалима до Иудеи и Самарии “и даже до края земли” (1-8).

Вильям Барклай, одни из исследователей книги Деяний Апостолов, пишет: “Задача Луки состояла в том, чтобы показать распространение христианства, показать, как эта религия, возникшая в глухом уголке Палестины, достигла менее чем за 30 лет Рима”. Это так, и именно в этом “секрет” перехода от иудейского к неиудейскому характеру христианского служения, перехода от Петра к Павлу.

При таком подходе становится, кроме того, понятно, почему лаконичный исторический пролог в Деян. 1:1 перекликается с Лук. 1:1-4. Ведь первые стихи Евангелия от Луки звучат как вступление, написанное историком. Также как у Геродота, Фукидида или Полибия. Поэтому, обе книги Луки носят исторический характер.

Но был ли Лука только историографом? Нет, поскольку книга Деяний Апостолов несомненно является и богословской работой, в которой особенно ясно слышится эсхатологический мотив.

Она открывается вопросом эсхатологического характера (1:16), а, завершая ее, Лука опять прибегает к эсхатологической терминологии (“Царствие Божие” в 28:31).

(“Эсхатология” – учение о конечных судьбах мира и человека. – Ред.)

В Деяниях Апостолов подчеркнуто проводится идея Божиего всемогущества: несмотря на многообразные формы упорного сопротивления, Слово Божие распространяется по земле, и люди откликаются на него.

Христианство набирает силу, и ничто не в состоянии воспрепятствовать этому.

Так что цель второй книги Луки может быть определена следующим образом: объяснить, совместно с первой его книгой, последовательно и свыше направляемый процесс распространения вести о Царстве от евреев к язычникам, от Иерусалима к Риму.

Если корни христианства следует искать в Ветхом Завете и в иудаизме, то каким образом эта религия обрела вселенский характер? Ответ на этот вопрос мы находим в Евангелии от Луки. В том же духе, отвечая на тот же вопрос, развивается и повествование в книге Деяния Святых Апостолов.

В обеих этих книгах “красной нитью” проходит упомянутая эсхатологическая тема.

Выражение “Царство Божие”, исполненное мистико-пророческого смысла, встречается в Евангелии от Луки 32 раза, а в Деяниях – 7 раз, не считая косвенного указания на Царство в 1:6 (1:3; 8:12; 14:22; 19:8; 20:25; 28:23,31).

Образы, ссылки и намеки эсхатологического характера во множестве “рассыпаны” по книге Деяний Апостолов (1:11; 2:19-21,34-35; 3:19-25; 6:14; 10:42; 13:23-26, 32-33; 15:15-18; 17:3,7,31; 20:24-25,32; 21:28; 23:6; 24:15-17,21,25; 26:6-8,18; 28:20).

Предложенное понимание не исключает и ряда замечаний и предположений, высказанных выше. Да, Петр и Павел – главные исторические персонажи книги Деяния Святых Апостолов; Петр, служивший обрезанным, и Павел, служивший необрезанным. Да, универсальность Благовестия подчеркивается Лукой в обеих его книгах.

Об источниках, к которым, возможно, прибегал Лука. Под водительством Святого Духа Лука, вероятно, пользовался разными источниками. И первым из них, конечно, его личный опыт. Это видно из местоимений “мы, нас”, неоднократно встречающихся в 16:10-17 и в 20:5 – 28:31.

Вторым “источником” был для Луки Павел, в обществе которого он провел много времени. Несомненно, апостол много рассказывал своему “доброму доктору” и о своем обращении и обо всех трудностях своего служения.

Наконец, какие-то сведения Лука несомненно почерпнул у других свидетелей, с которыми имел случай общаться (20:4-5; 21:15-19).

В Деян. 21:18-19. упоминается Иаков, как один из тех, с кем встречался Лука. И от него он мог узнать достоверную информацию, которая легла в основу первых глав книги Деяния Апостолов. Заметим, что эти главы выдают свое “арамейское происхождение”.

Далее, пока Павел два года находился в заключении в Кесарии (24:27), Лука имел достаточно времени, чтобы заняться тщательной исследовательской работой в Палестине (Лук. 1:2-3). Так была создана Лукой, водимым Духом Святым, книга Деяний Апостолов.

Время написания

По всей видимости, книга была написана до разрушения в 70 году Иерусалимского храма. В противном случае столь значительное событие нашло бы отражение на ее страницах. Особенно в одной из ее главных тем: Бог, отвращая Свое лицо от иудеев, отвергнувших Иисуса Христа, обращает его к язычникам.

Едва ли Лука не упомянул бы о смерти Павла, которую по традиции относят к 66-68 гг. по Р. Х., если бы книга не была написана до этого.

Заметим, что и о гонениях на христиан при Нероне, начавшихся после римского пожара в 64 г, по Р. Х., в книге Деяния Апостолов не упоминается.

Итак, богословы обычно принимают как дату написания книги Деяния Святых Апостолов 60-62 гг. по Р. Х. Местом ее написания они считают Рим, либо Рим и Кесарию. Писалась книга в канун освобождения Павла или сразу после него.

Предлагаемый ниже План комментариев на эту книгу составлен на основании двух ключевых текстов моментов в ней. Первой – это ключевой стих в Деян. 1:8 “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли”.

Вторым ключевым моментом можно считать разбросанные по всей книге сообщения Луки о росте и укреплении Церкви (2:47; 6:7; 9:31; 12:24; 16:5; 19:20; 28:30-31). Из-за того, что Лука не всегда уточняет, где именно “рост” имел место (2:41; 4:31; 5:42; 8:25,40 и т. д.), богословы высказывают на этот счет различные предположения.

На четко прослеженной взаимозависимости упомянутых двух факторов – ключевого стиха (Деян. 1:8) и семи четко локализованных сообщений о росте Церкви – и строится предлагаемый ниже План.

План книги Деяния Святых Апостолов:

I. Свидетель в Иерусалиме (1:1 – 6:7)

А. Избранные в ожидании (главы 1-2)

1. Вступление (1:1-5)

2. Апостолы ожидают в Иерусалиме (1:6-26)

3. Начало Церкви (глава 2)

Первое сообщение об успехе: “Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви” (2:47)

Б. Рост церкви в Иерусалиме (3:1 – 6:7)

1. Оппозиция церкви (3:1 – 4:31)

2. Наказание, совершившееся в церкви (4:32 – 5:11)

3. Преуспевание церкви (5:12-42)

4. Решение административных вопросов (6:1-7)

Второе сообщение об успехе: “И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме” (6:7)

II. Свидетельство во всей Иудее и Самарии (6:8 – 9:31)

А. Мученическая кончина Стефана (6:8 – 8:1а)

1. Арест Стефана (6:8 – 7:1)

2. Речь Стефана в синедрионе (7:2-53)

3. “Атака” на Стефана (7:54 – 8:1а)

Б. Служение Филиппа (8:1б-40)

1. В Самария (8:1б-25)

2. Служение Филиппа евнуху-ефиоплянину (8:26-40)

В. Миссия Савла (9:1-31)

1. Обращение Савла (9:1-19а)

2. Начало конфликтов с иудеями (9:19б-31)

Третье сообщение об успехе: “Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии… на-зидаясь и ходя в страхе Господнем… при утешении от Святого Духа, умножались” (9:31)

III. Свидетельство “до предела земли” (9:32 – 28:31)

А. Достижение Церковью Антиохии (9:32 – 12:24)

1. Петр готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (9:32 – 10:48)

2. Апостолы готовится к повсеместному провозглашению Благовестия (11:1-18)

3. Подготовка янтиохийской церкви к возвещению Евангелия “всему миру” (11:19-30)

4. Преследование церкви в Иерусалиме (12:1-24)

Четвертое сообщение об успехе: “Слово же Божие росло и распространялось” (12:24)

Б. Возникновение церквей в Малой Азии (12:25 – 16:5)

1. Самоотверженное служение Варнавы в Савла (12:25 – 13:3)

(Первое миссионерское путешествие, главы 13-14)

2. Миссионерский обход Малой Азия (13:4 – 14:28)

3. Собор в Иерусалиме (15:1-35)

4. Утверждение церквей в Малой Азии (15:36 – 16:5)

(Второе миссионерское путешествие, 15:36 – 18:22)

Пятое сообщение об успехе: “И церкви утверждались” верою и ежедневно увеличивались числом (16:5)

В. Возникновение церквей на побережья Эгейского мора (16:6 – 19:20)

1. Побуждение идти в Македонию (16:6-10)

2. Конфликтные ситуации в Македонии (16:11 – 17:15)

3. Миссионерская кампания в Ахайе (17:16 – 18:18)

4. Завершение второго миссионерского путешествия (18:19-22)

5. “Завоевание” миссионерами Ефеса (18:23 – 19:20)

(Третье миссионерское путешествие, 18:23 – 21:16)

Шестое сообщение об успехе: “С такою силою возрастало и возмогало слово Господне” (19:20)

Г. Павел стремится в Рим (19:21 – 28:31)

1. Завершение третьего миссионерского путешествия (19:21 – 21:16)

2. Заточение Павла в Иерусалиме (21:17 – 23:32)

3. Заточение Павла в Кесарии (23:33 – 26:32)

4. Заточение Павла в Риме (главы 27-28)

Седьмое сообщение об успехе: “Павел… принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе” (28:30-31).

Источник: http://otveti.org/tolkovanie-biblii/deyanie/

Деяния святых апостолов

Деяния апостолов и послания

[греч. Πράξεις [τῶν ἁγίων] ἀποστόλων; лат. Acta apostolorum], одна из канонических книг Свящ. Писания НЗ, к-рая, согласно святоотеческому преданию и по мнению большинства совр. исследователей, была написана св. ап. и евангелистом Лукой.

Название книги

встречается впервые в лат. переводе соч. сщмч. Иринея Лионского «Против ересей» («ex actibus apostolorum» – Iren. Adv. haer. III 12. 11; в III 13. 3 Ириней, возможно, называет это же произведение «свидетельством Луки об апостолах» (Lucae de apostolis testificatio)). Т. н. Канон Муратори (на лат.

языке), в к-ром говорится о «Деяниях всех апостолов» (Acta omnium apostolorum), и сохранившийся на греч. и лат. языках антимаркионитский пролог к Евангелию от Луки, в к-ром соответственно упоминаются Πράξεις ἀποστόλων и Actus apostolorum, имеют сложную текстологию и в последние десятилетия рядом исследователей датируются IV, а не кон. II в.

, что делает их свидетельства менее авторитетными.

Деяние св. апостолов. Икона. 1698 г. Псков (частное собрание)
Деяние св. апостолов. Икона. 1698 г. Псков (частное собрание)

Тертуллиан использует такие названия, как Acta (Tertull. De bapt. 7; De resurr. 23; Adv. gnost. 15; Adv. Prax. 17), Acta apostolorum (Tertull. De bapt. 10; Adv. gnost. 15; De carn. Chr. 15; De resurr. 39; Adv. Prax. 28; De praescript.

haer. 22-23; Adv. Marcion. 5. 2), Commentarius Lucae (Tertull. De ieiun. 10. 3). Климент Александрийский и Ориген говорят о Πράξεις ἀποστόλων (Clem. Alex. Strom. 5. 12. 82; Orig. Contr. Cels. 3. 46). Свт. Кирилл Иерусалимский называет Д. с. а. «Деяния 12 апостолов» (Πράξεις τῶν δώδεκα ἀποστόλων – Cyr. Hieros. Catech. 4. 36; такое же наименование сохр. в сир. пер.

«Учения Аддая»), свт. Григорий Назианзин – «Деяния мудрых апостолов» (Πράξεις τῶν σοφῶν ἀποστόλων – Greg. Nazianz. Carm. dogm. 12. 34 // PG. 37. Col. 474), свт. Амфилохий Иконийский – «Кафолические (соборные) деяния апостолов» (τῶν καθολικῶν Πράξεων ἀποστόλων) (Amphil. Iambi ad Seleucum // PG. 39. Col. 296-297). Блж. Иероним соединяет греч. и лат.

название – Apostolicorum Πράξεων (Hieron. De vir. illustr. 7). В IV-V вв. название Πράξεις ἀποστόλων закрепляется в рукописной традиции (Синайский и Ватиканский кодексы, Кодекс Безы). В греч. минускульных рукописях начиная с XIII в. апостолы в заглавии часто обозначаются как святые (Πράξεις τῶν ἁγίων ἀποστόλων).

В рукописях Италы и Вульгаты название дается в форме Actus (а не Acta) apostolorum.

Греч. слово Πράξεις в приложении к лит. произведениям является синонимом лат. Res gestae и в античности начиная с IV в. до Р. Х. означало сочинения исторического (ср.: Polyb. Hist. 1. 1. 1) и историко-биографического характера (напр., «Деяния Александра» Каллисфена, сочинения Анаксимена из Лампсака, Сосила и проч.; ср.: Diog. Laert. 2. 3; Strabo. Geogr. 17. 1. 43).

Слово «апостолы» в заглавии относится не только к 12 или 70 (72) ближайшим ученикам Христовым, избранным Им Самим во время земного служения, но и к ап. Павлу (ср.: Деян 14. 4), а возможно, и шире – к одному из чинов ранней Церкви (ср.: 1 Кор 12.

28), хотя фактически описывается служение лишь некоторых из тех, кто проповедовали в пределах Римской империи (вообще из 79 случаев использования этого слова в книгах НЗ 28 приходится на Д. с. а.

, 5 – на Евангелие от Луки, 35 – на Павловы Послания, остальные – на проч. книги НЗ).

Свт. Иоанн Златоуст указывает, что в надписании книги заложен особый смысл: она повествует не только о чудесах, совершенных апостолами, источником которых является божественная благодать, но и о тех трудах (деяниях), которые они понесли добровольно, подвизаясь во всех добродетелях (Ioan. Chrysost. In princip. Act. 2. 2).

Авторство

В ранних рукописях текст Д. с. а. приводится без указания автора. Имя его – Лука – появляется сначала в рукописях 3-го Евангелия (¸75, ок. 200), в заглавии же Д. с. а. указывается только в послеиконоборческих минускулах (начиная с IX в.). Тем не менее святоотеческая традиция со 2-й пол. II в. (Iren.

Adv. haer. III 13. 3; 14. 1) единодушно называет автором Д. с. а. ап. Луку, о к-ром ап. Павел неск. раз упоминает в Посланиях как о своем спутнике-помощнике (Флм 24; 2 Тим 4. 10), враче (Кол 4. 14) и евангелисте (если 2 Кор 8. 18 относится к Луке) (ср.: Iren. Adv. haer. III 14. 1; Hieron. De vir. illustr. 7).

По мнению одних толкователей, он принадлежал к числу 70 (72) апостолов (Adamant. De recta in deum fide), но ушел от Господа после беседы о хлебе жизни (Ин 6. 66; по дороге в Эммаус Воскресшего Христа встретили Нафанаил и Клеопа – Epiph. Adv. haer. 23. 6), а потом вновь вернулся в Церковь после проповеди ап.

Павла (Epiph. Adv. haer. 51. 11). Др. экзегеты отмечают, что он не видел Спасителя во время Его земного служения (Hieron. De vir. illustr. 7; Can. Murat. 6-7). В антимаркионитском прологе у блж. Иеронима и Евсевия Кесарийского указывается происхождение ап. Луки из Антиохии (Сирия) (Euseb. Hist. eccl. III 4.

6).

Ап. Лука. Икона. Ок. 1360 г. (мон-рь Хиландар на Афоне)
Ап. Лука. Икона. Ок. 1360 г. (мон-рь Хиландар на Афоне)

В научно-критической библеистике с XIX в. авторство Д. с. а. и достоверность преданий о жизни дееписателя неоднократно ставились под сомнение. Прежде всего отмечалось отсутствие каких бы то ни было сведений о евангелисте Луке у Папия Иерапольского (60-130).

Еретик Маркион, отвергнувший все Евангелия, кроме Евангелия от Луки, и включивший его в свой канон, тем не менее оставил его анонимным (Tertull. Adv. Marcion. 4. 2. 3). Поскольку со II в.

считается, что канонические книги должны быть написаны близкими учениками Господа или апостолов, предания о происхождении, медицинском образовании и служении евангелиста могли основываться не на независимом свидетельстве, а на новозаветных текстах. В частности, вывод о происхождении Луки из Антиохии, помимо того внимания, какое уделяется этому центру христианства в Д. с. а.

, может быть сделан из Деян 13. 1, где упоминается Луций Киринеянин (кроме того, в «западном типе» текста повествования от 1-го лица (т. н. мы-пассажи) включают и Деян 11. 28, где повествуется об Антиохийской Церкви).

В отношении авторства Д. с. а. рус. библейская наука занимает вполне определенную позицию, доказывая, во-первых, единство автора (в противовес гипотезам о механической компиляции из разных источников), во-вторых, его личное участие в описываемых событиях как спутника ап. Павла и, наконец, то, что этим автором был никто иной, как евангелист Лука (Глубоковский. 1932).

Вопрос о том, был ли автор Д. с. а. врачом, приобрел особую остроту после работ У. К. Хобарта (Hobart. 1882), позицию к-рого поддержал А. фон Гарнак (Harnack. 1906). По мнению Хобарта, в Евангелии от Луки и Д. с. а.

встречается большое количество медицинской лексики, использовать к-рую мог только профессиональный врач, в частности такие термины, как «расслабленный» (παραλελυμένος – в Лк 5. 24; Деян 8. 7 (в греч. тексте – 8. 8); 9. 33), «постель» (κλινίδιον – в Лк 5. 19, 24; κλινάριον – в Деян 5. 15), «горячка» (в греч. тексте Деян 28. 8 стоит во мн. числе πυρετοῖς) и проч.

Особенно интересны параллели с сочинениями греч. медика Диоскорида Педиана из Тарса. Однако Г. Кэдбери поставил под сомнение выводы Хобарта (Cadbury.

1920, 1926), поскольку, по его мнению, для эпохи античности вообще сложно говорить о существовании медицинской терминологии как таковой и все предполагаемые термины в равной мере употребляли не только профессиональные врачи, но и просто образованные люди при рассказе о болезнях (в частности, Кэдбери ссылается на Иосифа Флавия, про к-рого точно известно, что он не был знаком с медицинской наукой). До кон. XX в. большинство ученых принимали выводы Кэдбери. Однако в ряде совр. работ было показано, что медицинское образование евангелиста и дееписателя проявляется не в лексике, а в том, как именно он описывает симптомы, течение и продолжительность болезней (Лк 9. 39; Деян 13. 11; 14. 8), методы и время исцеления (Деян 3. 7 (особенно сл. παραχρῆμα – вдруг); Деян 9. 18; 14. 10) (Weissenrieder. 2003).

Единство с Евангелием от Луки

К 140 г. Евангелие от Луки и Д. с. а. были известны как 2 отдельных сочинения, поскольку Маркион включил в свой канон только Евангелие. За исключением предания о едином авторстве и объединяющих оба произведения прологов, никаких внешних свидетельств в пользу изначально более тесного единства этих произведений нет. В наст.

время не известно ни одной рукописи, где Евангелие от Луки и Д. с. а. были бы помещены друг за другом (известен папирус, в котором Д. с. а. соседствуют с Евангелием от Матфея,- ¸53, III в.). По мнению папирологов, объем текста обоих произведений настолько велик, что предполагает изначальное использование 2 разных свитков папируса (ср.

деление книг на тома в античной лит-ре – Diodor. Sic. Bibliotheca. 1. 29. 6; 1. 41. 10; Ios. Flav. Contr. Ap. 1. 35. 320; правда, ранний переход христ. авторов к использованию кодексов делает данный аргумент менее весомым). В церковной традиции, как на Западе, так и на Востоке, Евангелие от луки и Д. с. а.

всегда, за исключением небольшого числа полных рукописных кодексов НЗ, содержались в разных книгах – Евангелии и Апостоле.

В совр. библеистике считается, что решение вопроса может быть основано лишь на внутренней критике текстов: анализе языка, стиля, жанрового своеобразия, композиционных приемов, единства повествования, целей, основных тем и богословского содержания обоих произведений.

Существует неск. теорий о соотношении Евангелия от Луки и Д. с. а. Широко распространена т. зр., согласно к-рой Д. с. а. являются запланированным продолжением Евангелия от Луки (Х. Маршалл), написанным сразу или спустя какое-то, может быть очень продолжительное, время (Г. Шнайдер). По мнению М.

Парсонса и Р. Перво, хотя Д. с. а. и служат продолжением Евангелия от Луки, оба произведения являются законченными и композиционно независимыми друг от друга, т. е. Д. с. а.- отдельная книга, а не 2-й т. Евангелия от Луки, прежде всего потому, что написаны они в разных жанрах (Parsons, Pervo. 1993).

Кэдбери попытался доказать, что Евангелие от Луки и Д. с. а. изначально представляли собой единое произведение, к-рое было разделено на 2 части только в процессе канонизации книг НЗ (Cadbury. 1927). Для обозначения начального варианта он ввел особый термин Luke-Acts, к-рый в наст. время часто используется, когда речь идет не столько о лит.

, сколько о богословском единстве 2 произведений, представляющих одно из направлений в раннем христианстве. Гипотеза лит. единства, хотя и разделяется мн. учеными, основывается на теории интерполяций и гипотетических реконструкциях «прототекстов», к-рые не имеют твердой опоры в рукописной традиции (Ч. Уильямс, Р. Кох, П. Паркер). Из маргинальных теорий можно упомянуть гипотезу приоритета Д.

с. а. как содержащих более простое богословие (Х. Г. Рассел, Г. Боуманн) и гипотезу, согласно к-рой Евангелие от Луки и Д. с. а. являются частями трилогии, последняя книга к-рой либо не сохранилась, либо не была написана (Дж. Винанди; по мнению Ж. Д. Кестли, этой книгой могли быть Пастырские послания; обзор теорий см.: Delobel J. The Text of Luke-Acts // The Unity of Luke-Acts / Ed. J.

Verheyden. Leuven, 1999. P. 83-107. (BETL; 142)).

Источник: http://www.pravenc.ru/text/171799.html

Читать Деяния святых апостолов онлайн

Деяния апостолов и послания

Деяния апостолов — пятая книга Нового Завета, повествующая о событиях, которые произошли после воскрешения Христа. Считается, что автором Книги Деяний является Лука – автор третьего канонического Евангелия.

Книга «Деяния апостолов» носит характер исторической хроники. В ней огромное количество действующих лиц.

Читать Деяния Апостолов

Книга Деяний святых Апостолов состоит из 28 глав.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28

Толкование на Деяния Апостолов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28

Автор книги Деяний. Из первых строк мы понимаем, что Деяния являются логическим продолжением Евангелия от Луки.

Тот факт, что Деяния апостолов написаны автором Евангелия от Луки подтверждает также общий стиль и характерные литературные особенности обеих книг.

Некоторые исследователи подвергают сомнению авторство Луки, однако не факт того, что вышеупомянутые тексты принадлежат одному автору.

Деяния апостолов написаны евангелистом Лукой. Эта книга значительно отличается как от четырех Евангелий, так и от Посланий, особенно же от Откровения Иоанна Богослова.

В Деяниях говорится о подвижничестве первых христиан, но не столько о пастырской деятельности, сколько о становлении их общин в I в. н. э. Этой идее соответствует и название книги — «Деяния апостолов».

Особого внимания заслуживают два факта: во-первых, судя по предисловию к своему первому сочинению (Лк. 1:1—4), автор склонен считать себя историком.

Конечно, можно спорить об этом притязании, но несомненно одно — он написал исторический труд, по своему значению вставший в один ряд с произведениями известных историков древности — Фукидида и Ливия. В этом смысле сочинение Луки не является религиозно-нравоучительным, а направлено главным образом на укрепление веры (Лк. 1:4).

Вера во Христа имеет глубокие исторические корни — вот тезис, который неоднократно отражен в Деяниях апостолов.
Во-вторых, Евангелие от Луки и Деяния апостолов — единый писательский труд, принадлежащий одному автору. Неизвестно, планировалось ли создание третьей книги и была ли она написана.

В любом случае, Лука прослеживает непрерывную линию божественной истории от Иоанна Крестителя через Иисуса Христа к устроению Церкви. Тем не менее этот текст сообщает нам нечто важное помимо сведений о раннем периоде церковной истории. Здесь встает вопрос о назначении книги.

Цель написания Деяний апостолов

Какова была цель написания Деяний апостолов? Кому адресовано это произведение?
Обе части сочинения обращены к некоему Феофилу, который уже был христианином или по крайней мере имел представление об основах христианской веры, что могло побудить его распространять данное вероучение.

Вероятно, Феофил обладал необходимыми средствами для этой цели, будучи человеком обеспеченным и влиятельным. Некоторые детали, содержащиеся в тексте, позволяют сделать вывод, что описываемое христианское сообщество, и в первую очередь апостол Павел, вынуждено было противостоять нападкам со стороны противников.

Это означает, что Деяния написаны в период жестоких преследований христианства, т. е. события, изложенные в гл. 28 (Павел ожидает в Риме суда), соответствуют реальности того времени.

Если это предположение верно, то появление данного труда было продиктовано жизненной необходимостью, а не потребностью в литературном самовыражении.

Историческая достоверность написанного является еще одним доводом в пользу изучения книги Деяний. Кроме того, мотивация создания этого произведения станет яснее, если предположить, что Феофилу предстояло, используя свои связи, передать это сочинение тем людям при императорском дворе, которые занимались «делом Павла из Тарса».

Время написания Деяний апостолов.
Таким образом, мы подошли к вопросу о времени написания Деяний апостолов. Новейшие исследования допускают, что первая часть труда, Евангелие от Луки, была закончена не позднее 60 г. н. э.

Книга Деяний могла появиться во время первого римского заключения Павла (описанием которою она и заканчивается), т. е. примерно в 1—62 гг. К тому времени Павла могли уже освободить из тюрьмы.

Напомним, что он мученически погиб в Риме несколько лет спустя, не позднее 68 г. н. э.

Время создания. Время написания Деяний вызывает множество споров. Традиционно написание текста относят к 60-м годам. В пользу данной версии говорят следующие факты:

  • Внезапный обрыв повествования (видимо, автор довел изложение до современного ему момента). Нам известно, что заключение Павла в Риме было в 61—63 годах;
  • Отсутствуют упоминания о разрушении Иерусалима в 70 году;
  • Поднимаются вопросы, актуальные для Церкви 50—60-х годов.
  • Отношения римских властей в Книге Деяний описывается как справедливое и беспристрастное – это свидетельствует о написании текста до правления Нерона, когда начались массовые жестокие гонения на христиан.

Источники написания Деяний святых апостолов.

Источник: http://bibliya-online.ru/chitat-deyaniya-svyatykh-apostolov-onlay/

Деяния святых апостолов – древо

Деяния апостолов и послания

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Деяния святых Апостолов (греч. praxeis ton agion apostolon; лат. Actus apostolorum), пятая книга Нового Завета, которая, согласно святоотеческому преданию и по мнению большинства современных исследователей, была написана св. ап. и евангелистом Лукой.

Главы:   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28

Название

Название книги встречается впервые в латинском переводе сочинения сщмч. Иринея Лионского «Против ересей» [1]. Т. н. Канон Муратори (на лат.

языке), в котором говорится о «Деяниях всех апостолов» (Acta omnium apostolorum), и сохранившийся на греческом и латинском языках антимаркионитский пролог к Евангелию от Луки, в котором соответственно упоминаются и praxeis ton agion apostolon и Actus apostolorum, имеют сложную текстологию и в последние десятилетия рядом исследователей датируются IV, а не кон. II в., что делает их свидетельства менее авторитетными.

Тертуллиан использует такие названия, как Acta [2], Acta apostolorum [3], Commentarius Lucae [4]. Климент Александрийский и Ориген говорят praxeis apostolon [5]. Свт. Кирилл Иерусалимский называет Деяния святых апостолов «Деяния 12 апостолов» (praxeis ton dodeka apostolon [6]; такое же наименование сохр. в сир. пер.

«Учения Аддая»), свт. Григорий Назианзин — «Деяния мудрых апостолов» (praxeis ton sophon apostolon [7]), свт. Амфилохий Иконийский — «Кафолические (соборные) Деяния апостолов» (ton katholicon praxeon apostolon) [8]. Блж. Иероним Стридонский соединяет греч. и лат. название — Apostolicorum Praxeon [9]. В IV–V вв.

название praxeis apostolon закрепляется в рукописной традиции (Синайский и Ватиканский кодексы, Кодекс Безы). В греч. минускульных рукописях начиная с XIII в. апостолы в заглавии часто обозначаются как святые (praxeis ton agion apostolon).

В рукописях Италы и Вульгаты название дается в форме Actus (а не Acta) apostolorum.

Греч. слово Praxeis в приложении к лит. произведениям является синонимом латинского Res gestae и в античности начиная с IV в. до н.э. означало сочинения исторического [10] и историко-биографического характера (напр., «Деяния Александра» Каллисфена, сочинения Анаксимена из Лампсака, Сосила и проч. [11]).

Слово «апостолы» в заглавии относится не только к 12 или 70 (72) ближайшим ученикам Христовым, избранным Им Самим во время земного служения, но и к ап. Павлу (ср.: Деян 14, 4), а возможно, и шире — к одному из чинов ранней Церкви (ср.

: 1 Кор 12, 28), хотя фактически описывается служение лишь некоторых из тех, кто проповедовали в пределах Римской империи (вообще из 79 случаев использования этого слова в книгах Нового Завета 28 приходится на Деяния святых апостолов, 5 — на Евангелие от Луки, 35 — на Павловы Послания, остальные — на проч. книги Нового Завета).

Свт. Иоанн Златоуст указывает, что в надписании книги заложен особый смысл: она повествует не только о чудесах, совершенных апостолами, источником которых является божественная благодать, но и о тех трудах (деяниях), которые они понесли добровольно, подвизаясь во всех добродетелях [12].

Время написания

Эрик Нюстрем: “Полагают, что эта книга написана около 64 г. по Р.Х.” [27].

Источник: https://drevo-info.ru/articles/6870.html

ovdmitjb

Add comment