прокурорский надзор за законностью органов дознания и предварительного следствия рк
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
Прокурорский надзор за законностью органов дознания и предварительного следствия рк
Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.
Тема 8
Прокурор устанавливает действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона.
Он безотлагательно рассматривает постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
Признав эти решения незаконными или необоснованными, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене этих решений.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью предварительного следствия и дознания
В отношении несовершеннолетнего арест в качестве меры пресечения, а также задержание могут применяться лишь в исключительных случаях при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Срок содержания несовершеннолетнего под стражей может быть продлен на срок не более, чем до 6-ти месяцев.
Рекомендуем прочесть: Выплата материальной помощи при увольнении
Тема 7
6) региональные транспортные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением органами следствия и дознания законности при расследовании преступлений, совершенных на транспорте, а также должностных преступлений, совершенных сотрудниками органов финансовой полиции на транспорте и таможни на транспорте, работниками учреждений и предприятий железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта и организаций, осуществляющих строительство транспортной инфраструктуры;
Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Реализация данного выделения, несомненно, имеет положительные моменты, особенно в свете реформы и преобразований, и, возможно, поставит точку в дискуссии по вопросу, к какой ветви власти необходимо отнести прокуратуру.
Однако хотелось бы, чтобы в принятом законопроекте более обстоятельно была изложена структура деятельности прокуратуры, так как сегодня не совсем понятно, как принятый законопроект «О Верховном суде РФ и прокуратуре РФ» скажется на самой деятельности прокуратуры.
Приведет ли это к ее усилению или ослаблению, будут ли приняты и внесены в дальнейшем какие-то еще поправки. Этот вопрос остается на сегодняшний день открытым.
Надзор прокурора за деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия
Уголовное преследование имеет властно—распорядительный характер и непосредственно связанно с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, применения мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства.
В Конституции закреплено, что человек, его прав и свободы — это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита является обязанностью государства.
Этим объясняется то обстоятельство, что прокурор не только наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование, но и обязан обеспечить действенный надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Глава 2
— передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за некоторым исключением) в соответствии с правилами, установленными ст.
151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
Прокурорский надзор за органами дознания
Под прокурорским надзором понимается осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов государственными и общественными образованиями путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности.
Сборник материалов международной научно-практической конференции
4) в течение 12 часов уведомить родственников или близких лиц или предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому или обвиняемому, посольство, консульство или иное представительство, если задержанный является гражданином другого государства (в исключительных случаях, с целью обеспечения тайны следствия, с санкции прокурора, его заместителя уведомление указанных лиц может не производиться в течение 72 часов с момента задержания);
Будь умным
Получив ходатайство следователя (дознавателя), прокурор проверяет основания и мотивы избрания данной меры, обстоятельства, которые характеризуют личность обвиняемого, сведения о его здоровье, социальном положении, месте жительства, роде занятий. Особое внимание должно уделяться при избрании меры пресечения в отношении престарелых и несовершеннолетних.
Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования
Надзор за исполнением законов в процессе применения мер пресечения всегда был и остается приоритетным направлением в деятельности прокуроров. Никакие изменения в государственной политике по усилению борьбы с преступностью не могут и не должны оказывать влияние на позицию прокурора в требовании строжайшего и единообразного исполнения уголовно-процессуального закона.
Источник: https://russianjurist.ru/nasledstvo/prokurorskij-nadzor-za-zakonnostyu-organov-doznaniya-i-predvaritelnogo-sledstviya-rk
Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.
Согласно ст.
29 ФЗ “О прокуратуре РФ” предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является соблюдение
-
- прав и свобод человека и гражданина;
- установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
- установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
- законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Предварительное расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.).
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам:
- прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.
Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследование.
При осуществлении досудебного производства по уголовным делам необходимо соблюдать основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Например, ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ч. 1 ст. 13 УПК РФ).
Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
Установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях
Является одним из элементов предмета прокурорского надзора. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 в ходе досудебного производства по уголовным делам прокурор уполномочен проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Статья 145 УПК РФ предусматривает принятие решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.
Сообщения о преступлениях могут быть выражены в различных формах:
-
- устные и письменные заявления;
- явки с повинной, сделанные как в устном, так и в письменном виде;
- сообщениях о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отказов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на порядок приема и регистрации сообщений.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственности за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.
Соблюдение предписанных законом процедур расследования способствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумпции невиновности.
Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным законом.
При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституционные нормы:
-
- решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.
46);
- каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст.
48);
- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49);
- при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст.
50);
- никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст. 51);
- права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).
- решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.
В уголовно-процессуальном законодательстве реализуются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предварительного расследования (неприкосновенность личности; неприкосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия.
При этом прокурору следует обращать внимание на следующие обстоятельства:
-
- компетенцию лица, осуществляющего процессуальные действия (например, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в соответствии с п. 2 ч. 2 ст.
40 УПК РФ орган дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, может выполнить лишь неотложные следственные действия);
- соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показаний на месте, обыск, выемка и т.д.
);
- наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, основанием производства обыска является наличие достаточных оснований полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела);
- наличие условий для проведения следственного и иного процессуального действия (например, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях);
- соблюдение правил собирания доказательств (например, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлагательства; в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания должен быть составлен протокол следственного действия и т.д.).
- компетенцию лица, осуществляющего процессуальные действия (например, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в соответствии с п. 2 ч. 2 ст.
Особого внимания прокурора заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений
-
- о возбуждении уголовного дела,
- об отказе в возбуждении дела,
- о передаче сообщения по подследственности.
К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие (в основном, ограничивающие права и свободы человека и гражданина):
-
- о задержании подозреваемого;
- об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения;
- о привлечении в качестве обвиняемого;
- о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля;
- о временном отстранении обвиняемого от должности;
- о розыске обвиняемого;
- о производстве выемки;
- о производстве обыска;
- о наложении ареста на имущество;
- о назначении экспертизы;
- о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств; о продлении срока следствия, содержания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.
Прокурорской проверке подлежат и такие важные решения, принимаемые на завершающем этапе предварительного расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.
Надзор за законностью решений, принимаемых в досудебном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных решений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.
Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве в общем случае решает две задачи:
-
- служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан;
- осуществляет надзор за соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование (так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения).
Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизводства.
К ним относятся:
-
- принятие мер, направленных на исполнение органами дознания и органами предварительного следствия требований закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
- принятие мер к обеспечению защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничении ее прав и свобод;
- контроль исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
- контроль соблюдения установленного законом порядка возбуждения уголовных дел;
- контроль соблюдения предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления;
- контроль соответствия требованиям закона решений, принимаемых в процессе досудебного производства по уголовным делам;
- контроль соблюдения условий и порядка проведения следственных и иных процессуальных действий, а в предусмотренных законом случаях — оснований для их проведения;
- контроль соблюдения прав потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/predmet-i-zadachi-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-organami-doznaniya-i-predvaritelnogo-sledstviya
Add comment