Kievuz

Древнерусская архитектура

Содержание

Архитектура Древней Руси — коротко о главном

Древнерусская архитектура

5.firepic.org

Период истории с IX до XVII вв. считается русским Средневековьем. Живописные формы и архитектура древних славян складывались в то время, когда христианство утвердилось главной религией на Руси. Попав под влияние Константинополя, русское зодчество и архитектура древней Руси  вобрали в себя частицу богатой культуры — одной из самых цивилизованных на то время.

На Руси впервые появляются большие строения и храмы в Х веке. Несмотря на заимствование византийских техник, древнерусские зодчие постоянно их интерпретировали сообразно умениям и мироощущению: кладка стен производилась по другому принципу, для постройки сводов и куполов широко применялись новые приемы, постройки дополняются колоннами и сводами.

Это повлияло на выделение и складывание новой системы постройки храмов. К XIV веку древнерусское зодчество уже имеет свои характерные черты. В культуру Древней Руси впитывались вековые традиции, как восточных славян, так и угро-финнов.

На рубеже 1-тысячелетия сложившееся государство Киевская Русь сразу стало центром объединения племен и народов, проживающих на огромной территории.

Церковь, храм – это те места, где Господь присутствует благодатным образом. И в строительстве храмов заложена многовековая символика: для верующих пребывать в церкви значит ощущать невидимое и божественное, что возможно ощутить только в Царстве Небесном.

Испокон веков храмы строили из дерева. Ведь оно являлось для русских мастеров основным материалом при строительстве, а топор являлся основным их орудием. Только с конца X века для строительства начинают применять глиняные кирпичи. Поэтому именно дерево при закладке основ древнерусского зодчества сыграло важную роль.

Попав в ареал Византийской художественной системы, деревянная архитектура древней Руси сменилась более долговечной каменной. Деревянные элементы (башни, клети, сени, терема, многоглавие) перенеслись также на каменное строительство.

Характерные черты

5.firepic.org

Отвечая на вопрос, какие черты характерны для древнерусской архитектуры, необходимо сказать, что храмы строятся просторные, масштабные. Имеют пластичные четкие формы. А постройка идеально вписывается в окружающий ландшафт.

Повсеместно используется крестово-купольная система возведения церквей. Лишь в XVI столетии здания возводят с использованием другой схемы – так называемые, шатровые храмы-башни. Декором церкви становится мозаика, фрески.

Часто встречается резьба по дереву.

Уникальная архитектура древнерусского государства вписала в храмовое строительство того времени блестящие страницы. В древних храмах ощущается необыкновенное вселенское спокойствие, масштабы которого превосходят понимание человека.

Строители, работающие при воздвижении храмов с мастерами из Константинополя, не только перенимали их приемы. Для них архитектура древнерусского государства имела сакральное значение.

А традиции строительства из деревянных конструкций позволяли подстраивать символику храма под мировосприятие древних славян.

Наличие галерей в храме, пирамидальная постройка, угловые башни – это наследие строительства церквей из дерева. В XI веке в городах строятся многокупольные толстостенные сооружения с крошечными окошками, богатым убранством и интерьером.

Так подчеркивалась сила и величие державы, а храмовое зодчество отражало «дух эпохи», идею общерусского могущества, укрепляющую в христианах веру в силу государства и правителя. В ХII веке церкви строятся внутри княжеского двора. Так возник придворно-княжеский стиль.

Для него характерны небольшие размеры сооружений, поскольку они рассчитаны на семью князя и его челядь.

Первое каменное сооружение

5.firepic.org

Знаменитая церковь, на закладку которой князь выделил десятину от своих доходов, Десятинная, представляет собой первое каменное сооружение на Руси.

Церковь в Киеве стала и центром храмового строительства, и символом проводимой церковной политики князя. Церковь возведена строителями из Константинополя.

Их работы отличаются такими характерными особенностями, как утопленные ряды, мозаичные полы, греческие клейма на кирпичах.

Можно долго «перечислять важнейшие архитектурные сооружения древней Руси », но не ясно, о каких строениях необходимо вести речь, ведь, например, Успенский собор Киево-Печерской Лавры является на сегодня новоделом, который, несмотря на научную реконструкцию, многого не сохранил из своего древнего деревянного облика. Это относится и к церкви Богоматери Пирогощей.

Потому среди важнейших сооружений, таких как Софийский собор, Золотые ворота, Успенский собор, Спасо-Преображенский собор, Пятницкая церковь, Собор Рождества Иоанна Предтечи, Собор Бориса и Глеба и многих других отсутствуют полностью исчезнувшие деревянные строения.

А ведь при Иване Калите в Москве случилось 4 пожара, в 1337 году огнем было полностью уничтожено 18 церквей, в 1343 году – 28.Список, где указаны важнейшие архитектурные сооружения древней Руси, состоит из тех церквей, которые строились еще до вторжения монголо-татарской орды.

Строения уцелели вплоть до XIX века. Часть храмов перестраивалась.

Школы храмового зодчества

5.firepic.org

С XII – XIII веков появляются архитектурные школы древней Руси. Все школы не владеют исключительно собственными приемами. Они дополняются архитектурными приемами и стилями друг друга.

Отнесение храма к определенной архитектурной школе является чаще условным, поскольку предшествующий стиль не исчезает полностью и не устаревает, а обогащает храмовое строительство, внося в него неповторимость и уникальность. В первых школах храмового зодчества трудятся мастера из Киева, Переяславля.

Церкви, которые сооружались в новообразованных политических центрах, объединяет техника каменной кладки и методы ведения строительства.

Школы складывались на землях, названия которых они и унаследовали:

  1. Киевская школа выступала хранителем древних традиций храмового зодчества Киевской Руси, потому ее последователи в основном совершенствовали унаследованные пластичные решения.
  2. Владимиро-Суздальская школа не просто копировала византийские и южнорусские способы и техники при строительстве церквей, но и вносила в них западноевропейские элементы и идеи. Применялась плоская деревянная резьба. Храмам присущ скромный декор, узкие оконца, применение скифского «звериного стиля» для украшения. Белокаменными храмы были из-за использования известняка.
  3. Новгородская школа отличается от остальных тяжеловесностью и простотой линий. Отличительной чертой храмов этой школы есть декор, который характеризуется пятиглавием, кубовидностью, большим количеством арок и треугольников.
  4.  Псковская школа, строения которой при сильном сходстве со строениями Новгорода, несут в себе и самобытные техники.
  5.  Московская школа. Белокаменные храмы, возведенные зодчими из Москвы, характеризуются изяществом форм и красотой отделки.
  6. Черниговская школа: для сооружений характерна торжественность и статичность.
  7. Галицко-Волынская. Зодчие школы умело сочетали объемно-планировочные формы Древней Руси с западноевропейскими конструкциями.
  8. Полоцкая школа: появились плоские боковые апсиды.
  9. Рязанская школа: храмы имеют оригинальную планировку, при которой у церкви отсутствуют столпы, а сами храмы отличаются максимальной центричностью.

Каждая школа использовала свою технику, при этом ее мастера постоянно искали неизвестные ранее пластические решения.

Живопись и искусство

Живописное ремесло отражало неповторимую самобытность и мастерство славян, а архитектура и живопись древней Руси, обогатившись приемами из Византии, постепенно теряла ту сказочную простоту и свежесть, которые присущи древнеславянскому искусству. В ювелирных изделиях, таких как кольца, ожерелья, браслеты, серьги, которые покрывались тонким узором черни, было заложено новое великое монументальное искусство Византии.

Древние зодчие в поиске новых форм, создавали пластичные решения, которые воссоздавали в сооружениях идею устремленности всего строения вверх, к небесному своду.

Католическая готика отражает такую же идею отражения духовности, потому храмовое строительство на Руси не существовало обособленно от европейской христианской культуры, а было одной из ее составляющих.

Но сходство с традициями архитектуры Запада не явилось основополагающим при закладке церквей. Архитектура середины XII-начала XIII века воссоздает непревзойденный и яркий стиль, который называется древнерусским.

К одному из видов искусства так же можно отнести создание оберегов

Источник: https://perstni.com/magazine/history/arhitektura-drevney-rusi-korotko-o-glavnom.html

Архитектура Древней Руси

Древнерусская архитектура

В эпоху Древней Руси (X-XII века) до принятия христианства здания возводились из дерева. Дерево служило материалом для строения жилья и крепостных стен.

Поскольку дерево характеризуется своей относительной недолговечностью, то и дома Древней Руси, а также их декоративные элементы не сохранились.

Изучение русской архитектуры домонгольских времен происходит по каменно-кирпичным зданиям, начало возведения которых приходится на период принятия христианства с конца X века, а именно 988 год. Христианство стало для Руси источником более высокой культуры, более совершенного зодчества.

Памятники архитектуры Древней Руси

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996) — самый ранний памятник каменной архитектуры. Церковь стала именоваться Богородицей Десятинной после того, как князь Владимир Святославович даровал ей десятую часть своих доходов.

Церкви не стало во время вторжения в Киев монголов в 1240 году. Однозначно решить вопрос реконструкции церкви так и не удалось. В этой связи было предложено несколько вариантов планов реконструкции, но вопрос остался на уровне дискуссий.

Несколько основных плановых характеристик здания церкви представляется возможным установить.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Известно, что Десятинная церковь представляла собой трехнефный храм с темя парами столбов и тремя апсидами, или шестистолпный крестово-купольный храм, характерная для византийской архитектуры. Сооружение было построено способом кладки со скрытым рядом из плоских кирпичей византийского типа (плинфы). Данные подробности стали известны при проведении раскопок Десятинной церкви.

Тридцатые годы XI века знаменуют собой начало следующего этапа монументального строительства на Руси. Страна в этот период была разделена на две части между сыновьями князя Владимира.

Так в Чернигове (около 1036), стольном городе, принадлежащем Мстиславу, был заложен Спасо-Преображенский собор (Рис. 1). Примечательно то, что собор сохранился до наших дней практически целиком.

В плане Спасо-Преображенский собор близок к Десятинной церкви, но в отличие от последней, обладал в восточной части здания перед апсидами характерным для константинопольской архитектуры дополнительным членением (вима).

Рисунок 1. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В 1037 году возводится Софийский собор в Киеве. Тот факт, что при возведении собора использовалась строительная техника, позволяет утверждать, что строителями были люди из Константинополя, которые привнесли элементы византийской столичной архитектуры.

Софийский собор — пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов, имеющий с трех сторон галереи, а с восточной стороны — пять апсид. Собор имеет тринадцать глав, в число которых не входят завершения башен.

Величественный вид и цельность восприятия придает храму четко выраженная пирамидальная композиция.

Для византийской традиции не характерно многоглавие, которым славился Софийский собор. Множество глав Софийского собора было одновременно использовано зодчими и как художественный замысел, придавая композиции собора торжественность и пышность, и решало функциональную задачу — необходимость расширить западную часть храма с целью размещения в ней крещален.

В настоящее время наружное оформление Софийский собор выполнено в стиле украинского барокко, лишь в нескольких местах, где специально снята штукатурка, можно увидеть древнюю поверхность стен.

Замечание 1

Создание Софийского собора было призвано укрепить влияние государственной власти и новой религии, показать величие и мощь вновь созданного государства. Софийский собор является центральным памятником зодчества Киевской Руси.

Как только закончилось возведение Софийского собора в Киеве, строители начинают возводить Софийские соборы в Полоцке (50-е г. XI века) и Нижнем Новгороде (1045-1050 гг).

Рисунок 2. Софийский собор в Полоцке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Многие детали, а также близость типологий, строительные и технические приемы, сходство пропорций является свидетельством того, что соборы были возведены одной артелью киевских мастеров. Строители были опытны и не повторяли старые решения, а исходя из других условий заказа, делали многое по-новому.

Например, чтобы удешевить и ускорить процесс строительства, мастера использовали в работе местный строительный материал — известняковую плиту. Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах схожи с киевской Софией, но выполнены в более упрощенном варианте.

Все они — пятинефные храмы, но к собору в Киеве примыкают два ряда галерей, в Новгороде — один ряд, в Полоцке галереи отсутствуют. У киевского собора две лестничные башни и пять апсид, у новгородского и полоцкого- по одной башне и по три апсиды.

Киевская София обладает тринадцатью главами, Новгородская — пятью, Полоцкая — семью.

В 40-50 годы в Киеве осуществлялось строительство еще нескольких зданий: церквей Ирины и Георгия, Золотых ворот.

Архитектурные особенности Древней Руси

По мнению историков архитектуры, в связи с тем, что памятники Киева в древности возводились греческими мастерами, архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Такое мнение бытовало до тех времен, пока не были в достаточной степени изучены памятники русской архитектуры и византийской.

Замечание 2

Позже, обладая нужной информацией, появился однозначный вывод, что памятники Киевской Руси не имеют сходства с византийскими, а киевские храмы не имеют аналогов в Византии.

Византийские строители имели за плечами огромный опыт в возведении культовых зданий — церквей. Строительство на Руси вызвало необходимость решать новые задачи: возведение храмов с очень большими хорами, что не было характерной особенностью византийских церквей.

В стране, недавно принявшей христианство, большую роль играли помещения крещален, что вело к необходимости византийских мастеров принимать новую плановую схему сооружений. Также зодчие столкнулись с новыми, непривычными для них строительными материалами.

Кроме того, строители должны были считаться со вкусами заказчиков, которые были воспитаны в традициях и эстетике деревянного строительства.

Архитектура Древней Руси сложилась и развивалась на базе византийской архитектуры, но уже во второй половине XI века стало обладать собственными традициями со своим особым характером и древнерусским путем развития.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/epohi_arhitektury/arhitektura_drevney_rusi/

Древнерусская архитектура фото и история

Древнерусская архитектура

Первые подробные исторические сведения о жизни наших предков, восточных славян, относятся к IX — X вв. Есть и более древние свидетельства, но они такие смутные, что ученые до сих пор спорят, говорится о славянах или о каких-то других народах. Конечно, это не означает, что в IX в. наши предки не имели своей истории.

Просто природные и общественные условия, в которых они жили, не способствовали сохранению информации. Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Здесь не очень много камня, но много древесины. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево.

Каменные постройки появились на Руси только с принятием христианства, в конце X в. Именно с этого момента надлежит начинать рассказ о восточнославянской архитектуре.

Конечно, есть все основания полагать, что и до крещения славянские строительные мастера возводили великолепные сооружения, но дерево — очень непрочный материал, и об архитектуре дохристианской Руси мы не имеем почти никаких сведений.

Реконструкция Софии Киевской

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Десятинная церковь в Киеве. 989-996 гг Попытка реконструкции Ю. С. Асеева

Первой известным нам каменным зданием на Руси стала так называемая Десятинная церковь, возведенная в 989 — 996 гг по приказу князя Владимира Святого в Киеве.

К сожалению, она не сохранилась, и сейчас мы можем видеть только линии ее фундамента и сделанные учеными реконструкции.

Церковь была создана византийскими строителями и почти полностью повторяла классическую византийскую крестовокупольную схему.

Древнейший русский христианский храм, сохранившийся до наших дней, — это знаменитая София Киевская, возведенная в 1037 — 1054 годах по приказу Ярослава Мудрого. Образцом для нее также служили византийские церкви, но здесь уже проявляются своеобразные национальные черты, учитывается окружающий пейзаж.

За века, прошедшие со времен княжения Ярослава, София несколько раз перестраивалась, и ее первоначальный вид был изменен. Подробнее мы расскажем о ней в статье, специально посвященной архитектурным памятникам Украины.

Одним из старейших памятников архитектуры Киевской Руси является также Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный князем Мстиславом Владимировичем.

Спасо — реображенский собор в Чернигове

Следующий этап в развитии архитектуры Руси больше связан не с Киевом, а с Новгородом, крупным торговым городом на северо — западной границе славянских земель. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София.

Основы ее конструкции похожи на византийские прототипы, но внешний вид и общее впечатление, которое производит храм, далекие от этих прототипов. Главный объем здания своей форме приближается к кубу, но каждый из пяти нефов имеет свое собственное скругленные перекрытия.

Церковь венчают шесть куполов, сначала имели шлемовидную форму, а затем были заменены на лукообразную. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре. Позже возникли шатровые и лукообразный купола.

Массивные стены Софии Новгородской лишены любых украшений и лишь в немногих местах прорезаны узкими окнами. Храм является воплощением строгой и мужественной красоты и находится в удивительной гармонии с северным пейзажем.

Читайте так же:  Архитектура Китая фото исторические данные

Апсида Спасо — Преображенского собора в Чepнiговi

Церковь Николы на Июле близ Новгорода. 1292р.

В XII в. в Новгороде была установлена ​​республиканская форма правления. Это политическое событие нашло свое отражение в развитии архитектурного стиля. Вместо больших монументальных соборов начинают строить сравнительно небольшие церкви. В это время возникает тип одноглавой церкви, которая становится впоследствии классической.

Типичным образцом такого архитектурного сооружения является церковь Спаса — Нередицы, построенная близ Новгорода в конце XII в.

Она представляет собой простой кубический объем, увенчанный единственным куполом на восьмигранном барабане. Такие церкви строят в Новгороде и в XIV в.

Очень похожей на новгородскую является архитектура соседнего Псковского княжества, хотя ее памятники более массивные.

София Новгородская

Новгород. Георгиевский собор Юрьевского монастыря

Псков. Собор Ивановского монастыря. Первая половина XII в.

Все это время на Руси продолжают строить не только из камня, но и из дерева. На это указывает хотя бы то, что в развитии стилей каменной архитектуры очевидно заметное влияние архитектуры деревянной. Однако большая часть деревянных памятников, доживших до нашего времени, была построена позже, и о них будет сказано отдельно.

После упадка Киева в XII в. каменное строительство активно развивалось также во Владимир-Суздальском княжестве. В правление князя Андрея Боголюбского, который сделал город Владимир своей столицей, в нем было возведено много замечательных памятников. Владимирские соборы служили образцами итальянским мастерам, когда в XV в. возводили соборы московского Кремля.

Церковь Покрова на Нерли. Владимир — Суздальское княжество

Церковь Федора Стратилата на ручье в Новгороде (1360-61 гг)

Архитектура Владимир-Суздальского княжества не была такой суровой, как северная русская архитектура. Фасад здесь могли украшать тонкие полуколонки, соединенные небольшими арочками, и сложные орнаменты. Наиболее нарядным храмом стиля считается Дмитриевский собор во Владимире. Среди его украшений мы видим и стилизованные листья, и даже фантастических животных, грифонов.

Читайте так же:  Финикийские Города и архитектура

Московский Кремль и его знаменитые соборы

Владимир. Золотые ворота

В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Из провинциальной крепости Москва превращается в столицу огромного государства, а князь начинает называться царем. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство.

Именно в это время был возведен тот Кремль, стены и башни которого знакомы нам всем с детства по многочисленным рисунками и фотографиями. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля.

Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Вводились и новые мотивы. Да, именно в этот период начали строить колокольни, стоящие отдельно от основного церковного сооружения. В первой половине XVI в. приобрели популярность каменные церкви с шатровым покрытием, т. е.

увенчанные куполом, который имеет форму вытянутой вверх пирамиды. До сих пор такое покрытие было характерно только для деревянной архитектуры или светского строительства.

Первой каменной шатровой церковью стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, ее поставил царь Василий III в честь рождения своего сына, будущего царя Ивана Грозного. Сейчас этот памятник находится в черте города.

Дмитриевский собор во Владимире

Москва. Колокольня Иван Великий. 1505-1508 гг

Успенский собор московского Кремля

1475- 1479рр. Зодчий Аристотель Фиораванти

Особое место среди архитектурных памятников Московской Руси занимает построенный в XVI в., Но уже во времена царствования Ивана Грозного, Покровский собор, более известный под названием собор Василия Блаженного.

Он расположен на Красной площади в Москве, и все видели хотя бы его изображения. Собор представляет собой девять столбов, которые поднимаются из цокольного этажа, окруженные единой галереей. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие.

Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. Яркий храм производит впечатление разрисованной узорчатой ​​игрушки, но одновременно кажется величественным.

Ведь собор Василия Блаженного был возведен в честь великой военной победы Московского государства — взятия столицы Казанского ханства.

Успенский собор московского Кремля. 1475-79 гг План и анализ пропорций

Благовещенский собор московского Кремля. 1484-1489 гг

Церковь Вознесения в Коломенском

В течение XVI в. Московское государство вело постоянную вооруженную борьбу с соседним Великим княжеством Литовским. Кроме того, с севера ей угрожали шведы, а с юга крымские татары.

Поэтому в этот период возводится много укреплений. Часто роль военных крепостей брали на себя монастыри, расположенные в стратегически важных районах страны.

К таким монастырям — крепостям принадлежат Троицкий монастырь под Москвой,

Читайте так же:  Семь чудес света древнего мира

Собор Василия Блаженного

Кирилло — Белозерский монастырь в Вологодской области, Соловецкий монастырь на Белом море.

Москва. Церковь Троицы в Никитниках (1631-1634 гг.) Общий вид и план

XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. Поэтому большое строительство в настоящее время не ведется. Зато возводятся небольшие строения, скромные размеры которых компенсируются большим количеством украшений.

Для их отделки изготавливают специальный фигурный кирпич, из которого выкладывают декоративные детали. Мелкие выступающие части окрашивают в белый цвет, и они ярко выделяются на фоне красного кирпича. Сооружение со всех сторон окружают небольшими фронтончиками, громоздящимися друг над другом.

Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым». К таким памятникам относятся церковь Рождества Богородицы в Путинках и церковь Троицы в Останкино. Во второй половине XVII в. вышел указ московского патриарха Никона о борьбе со слишком мирским украшением храмов.

В этом указе, между прочим, было запрещено шатровое покрытие культовых сооружений, как заимствованное из мирской архитектуры. По представлению патриарха православные церкви надлежало увенчать традиционными лукообразными куполами. После приказа шатровые храмы исчезают в столице, но их продолжают строить в провинциальных городах и особенно в деревнях.

Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом.

Ярославль. Ансамбль в Коровниках

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. План

Кафельное панно вокруг окна среднего алтаря (конец XVII в.)

Но искусственно введенная строгость этот раз надолго не удержалась в архитектуре Московского государства. Новым толчком для развития нарядного яркого стиля стало присоединение Украины, где уже было распространено западноевропейское барокко и рождался самобытный национальный вариант этого стиля. Через Украину барокко пришло и к русским.

Собор на территории ростовского Кремля

Источник: https://arxipedia.ru/istoriya-arxitektury/drevnerusskaya-arxitektura-foto-i-istoriya.html

Архитектура Древней Руси: история, особенности, стили и развитие

Древнерусская архитектура

Архитектура – это душа народа, воплощенная в камне.

Древнерусская архитектура, начиная с Х века и до конца XVII века, была тесно связана с церковью и православием. Первые христианские храмы начали появились на Руси еще в X в., а первым русским городом, который принял крещение, стал Киев.

Русь имела традиционный материал – дерево. Сначала практически все постройки были деревянными. Однако из-за многочисленных пожаров, сгорали тысячи деревянных зданий, возведенных русскими.

В это время так же начинает закладываться каменное строительство.

Таким образом, монументальная архитектура – это наиболее сохранившийся вид Древнерусского искусства, объектами которого были различные дворцы, оборонительные сооружения и, конечно же, церкви.

История архитектуры Древней Руси с X по XII века

В первый период, который проходил в X – XII вв. зодчество на Руси за основу взяло архитектурный стиль Византии, в связи с эти самые древние русские постройки напоминали византийские храмы. Первые храмы на территории Древней Руси были построены специально приглашенными, византийскими архитекторами.

Архитектуру Древней Руси наиболее ярко представляют такие архитектурные постройки, как Десятинная Церковь (не сохранилась до нашего времени, так как была разрушена во время нашествия татаро-монгол) и Киевский Собор Святой Софии, Борисоглебский Собор в Чернигове, Софийский Собор в Великом Новгороде, и другие.

Сразу после крещения Руси князь Владимир пригласил византийских мастеров для создания 25 – главой церкви Успения Богородицы (Десятинную). До постройки Софийского собора она являлась главным храмом Киева.

https://www.youtube.com/watch?v=kOvSx8umWD0

Собор Святой Софии в Киеве — знаменитый храм древней Руси, построенный в 1037 г. В своей конструкции собор имеет 5 продольных проходов (не­фов) и 12 крестообразных столбов, на которые опираются своды.

Своды киевской Софии увенчаны 13 главами, которые ритмично возвышаются к небу. В плане здания они образуют фигуру креста, в центре которого возвышается большой купол. Такая конструкция храмов получила название крестово-купольной.

Она была перенята у Византии.

Практически все сооружения не смогли дойти до нас в первозданном виде из-за многочисленных татаро-монгольских нашествий. То, что мы сейчас можем наблюдать – это лишь современные реконструкции.

Второй период (вторая половина XII в. – начало XIII в.)

Со второй половины XII в. и до начала XIII в. выделяют «золотой век» древнерусского зодчества. Большинство храмов и соборов начинают возводить из нового особого материала — белого камня.

Этот камень заменил плинфу — это обожженный кирпич, который начали использовать в Византии. До сих пор неизвестно, что заставило зодчих этого периода заменить плинфу на новый материал.

Белый камень стали широко использовать в строительстве, из него были построены Владимирский Успенский Собор и Церковь Покрова на Нерли.

Особенности архитектуры древней Руси в этот период:

  • Одноглавые кубические храмы.
  • Строгое декоративное оформление.
  • В основе лежит крестово-купольный храм.

Владимирский успенский собор был построен при Юрии Долгоруком около 1150 года в Галиче.

Всем известная церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского около 1165 г., считается высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.

К сожалению, из-за того, что многие постройки были разрушены, точно сказать о том, какой характер носили внецерковные постройки практически невозможно. Однако и исторически верно восстановленные Золотые Ворота в Киеве, и Владимирские Золотые Ворота показывают то, что тенденции светской архитектуры полностью совпадали с развитием церковного зодчества.

Третий период (вторая половина XIII в. – начало XV в.)

Этот период характеризуют многочисленные нашествия со всех сторон. Это «темный век» в истории древнерусского государства. Монументальное строительство было практически прекращено. С конца XIII века в избежавшей разорения на Руси вновь возрождается каменное зодчество, прежде всего, военное.

Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на мысах или на островах. Так же в этот период появляется храм нового образца – восьмискатный храм. Ярким представителем этого типа является Новгородская церковь Спаса на Ильине.

Со временем Москва постепенно превращалась в крупный политический центр. Это привело к развитию архитектуры Московского княжества. Московская школа сформировалась к концу XVI века.

Подъем зодчества в Москве приходится на период правления Ивана III — конец XV века. В 1475 – 1479 годах был построен Московский Успенский собор, архитектором которого стал итальянский зодчий Аристотель Фиораванти.

В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424 в Андрониковой монастыре – Спасский собор. Внешне эти церкви сильно различаются, но, несмотря на это, в церквях Московского княжества есть нечто общее – им свойственны четкость и пропорциональность, стройность, динамичность. Многие зодчие делали упор на пирамидальную композицию храма.

Стиль архитектуры

За несколько столетий выработался общий стиль архитектуры древней Руси:

  • Пирамидальность конструкции.
  • Вертикальность форм.
  • Особый национальный тип купола, напоминающая форму лука.
  • Купол покрывался золотом.
  • Многоглавие (традиционно закрепилось пятиглавие).
  • Белый цвет храма.

Архитектурные школы

На протяжении истории Древней Руси создавались различные архитектурные школы такие как Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская и Московская архитектурные школы.

Византия, мир христианства сильно повлияли на развитие архитектуры Древней Руси. Под этим влиянием на Русь пришел строительный опыт, который помог сформировать свои традиции. Русь переняла множество архитектурных традиций, однако в скором времени выработала собственный стиль, который ярко проявился в самых знаменитых памятниках древнерусской архитектуры.

https://www.youtube.com/watch?v=FRRbCoISP70

Первые постройки из камня были заложены в период правления князя Владимира Великого. Нигде в Европе в это время искусство не было столь развито, как в Византии, поэтому она имела огромное влияние на искусство всего мира и, конечно же, Древней Руси.

Заключение

Однако в полной мере понять и насладиться архитектурой Древней Руси нам не удастся, так как из-за многочисленных набегов монголо-татар и других многочисленных войн большинство архитектурных памятников было разрушено. Так что сейчас мы сможем увидеть лишь реконструкции.

Источник: https://FB.ru/article/53539/arhitektura-drevney-rusi-v-muzee-kiji

Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба

Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой.

Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим.

А начинался он с деревянной избы.

Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе. Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.

Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец.

Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб.

Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.

Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!

Рубка углов «в обло» имеет и другое название — «в чашу». «Облый» в древности означало «круглый». Это соединение бревен считается самым древним. Основу врубки составляла вырубленная в бревне округлая чаша. Это углубление было направлено вверх. В него и вкладывалось поперечное бревно. Вариант рубки углов, когда бревна стесываются прямо с концов (без остатка), называется «в лапу».

Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы. Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей.

В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома. Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем.

Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!

В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.

Устройство древнерусского храма

Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом. Все было бы хорошо, только постоянно приходилось опасаться пожаров. Помните историю о княгине Ольге, которая послала непокорным древлянам голубей? К лапке каждого из них была привязана зажженная пакля. От поселения несчастных вмиг не осталось и следа!

С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве. Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в. Новгород

https://www.youtube.com/watch?v=MfwZj2jd52k

Над церковным зданием сооружали главный купол. Рядом с ним могли соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Количество их не было случайным: все зависело от того, кому или чему посвящена церковь.

Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога. Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.

Как число, так и форма куполов имеют символическое значение. Форма луковицы означала символ пламени свечи, заставляющий прихожан вспомнить слова Христа: «Вы — свет миру». Распространенной была шлемовидная форма, напоминающая о воинстве, о духовном сражении, которую ведет церковь с силами зла и тьмы

Центральную главу храма поддерживал барабан со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Все это было заимствовано из византийской архитектуры.

Главный и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Там, где находился алтарь, церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Спасский собор Андроникова монастыря

Вход в церковь был в западной части храма. Над ним русские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, его семья и приближенные.

Древнерусские храмы привлекают своим каменным убранством. Популярными элементами декора были закомары и кокошники. Закомарами называли полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, похожее своими очертаниями на прилегающий к ней внутренний свод. А ложная закомара, которая не повторяла внутренней формы свода, называлась кокошником

Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории

Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.

Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси. Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.

В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль. В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.

Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.

Золотые Ворота. XII в. Владимир

Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей.

Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений.

Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.

Церковь Покрова на Нерли. XII в. Боголюбово

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.

Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности.

Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города.

А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель

Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли.

Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде.

Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.

В это же время в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых стала Грановитая палата. Свое название она получила из-за одного из фасадов, отделанного граненым «бриллиантовым» рустом. Такую отделку можно встретить в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.

Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.

Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в память о взятии Казани.

Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев.

Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного). XVI в. Москва

От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/arhitektura/arhitektura_drevnej_rusi.html

ovdmitjb

Add comment