Kievuz

ДРЕВНЕРУССКИЙ РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

Древнерусский риторический идеал

ДРЕВНЕРУССКИЙ РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

СЕВЕРНЫЙ (г.ПЕТРОЗАВОДСК) ФИЛИАЛ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ ПО РИТОРИКЕ

Древнерусский риторический идеал

студента 2курса (на базе СОО, СПО, ВПО)

очное отделение

Дигуева

Даниа Руслановича

г.Петрозаводск

2013 г.

Риторический идеал. Его сущность и корни………………………………………………………………………….. 3

Древнерусские традиции……………………………………………………………………………………………………….. 6

Риторический идеал. Его сущность и корни

Риторика взяла на себя задачу всесторонне описать характер взаимосвязи между «миром вещей» и «миром слов», показать, как происходит «трансформация» предмета в слово.

В этом смысле риторика возложила на себя контроль за всеми стадиями процесса трансформации предмета в слово.

За начало этого процесса отвечал первый раздел классической риторики инвенция – раздел, в котором педантично рассматривалась процедура отбора материала для будущего сообщения.

Речь шла не о «языковом материале», а о предметах реальной действительности, часть которых предлагалось выбрать из всего предметного многообразия мира, а выбрав, отграничить от прочих, чтобы в дальнейшем перейти к их изучению как целого: во-первых, по отношению к «другим предметам», оставшимся в стороне после отбора, и, во-вторых, изнутри.

Инвенция предлагала говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставив их с наличными на сегодняшний день знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в будущем сообщении.

Второй раздел классической риторикидиспозиция, получив в свое распоряжение уже «готовый к употреблению» предмет, превращала его в понятие и помещала в систему других понятий. Понятия становились объектом логических и аналогических процедур.

Диспозиция призвана была гарантировать чистоту использующихся говорящим понятий и соблюдение правил оперирования ими. Разного рода злоупотребления в этой связи регулировались многочисленными законами и правилами, нарушения которых могли привести к логическим ошибкам – от них тоже страховала диспозиция.

Диспозиция предлагала модели расположения понятий в составе единого речевого целого и следила за тем, чтобы от начала до конца сообщения понятия корректно перемещались из одной части целого в другую.

Третий раздел классической риторики –элокуция давала говорящему возможность широко воспользоваться самыми разнообразными возможностями фигурального выражения – в дополнение к тем прямым, которые предлагала диспозиция. Элокуция открывала перед говорящим область паралогики. Законы паралогики создавали смысловые эффекты необыкновенной силы.

Эти эффекты были каталогизированы в виде многочисленных тропов и фигур. Используя богатейшие возможности естественного языка, паралогика существенно расширяла логическую практику и сильно обогащала её. Не случайно элокуцию принято считать античным учением о стиле: на практике были четко противопоставлены сообщения, построенные по «естественным» и по «искусственным» законам.

Сообщение, строящееся по «искусственным» законам, предполагало присутствие личности «преобразователя» языка, полно реализующего заложенные в языке возможности. Соответствующая функция языка получила в работах уже современных нам исследователей название «риторической», или «поэтической».

Стало быть, тем, вокруг чего строилась элокуция, и что естественным образом завершало преобразование исходного предмета, было слово: отныне слово начинало жить самостоятельной жизнью как один из элементов вербального мира.

Однако здесь риторика не останавливалась: два следующие ее раздела предполагали обучение тому, как представить речевое целое слушателям и как сохранить его в памяти.

Акция, четвертый раздел риторики, отвечала за пластическое решение произносимой речи. Оратор должен был производить благоприятное впечатление на публику как манерой речевого поведения, так и внешним своим видом.

Акция была призвана обеспечить необходимые удобства в освоении предлагаемого говорящим материала. Поэтому речь его должна быть мерной, продуманной с точки зрения силы звучности, высоты тона, количества и длительности пауз.

Мемория (тренировка памяти) представляла собой пятый раздел риторики, притом что слова «четвертый» и «пятый» употребляются здесь в количественном, а не ранговом значении: акция и мемория (в отличие от первых трех разделов) легко могли меняться местами.

Этот раздел должен был служить разработке определенной мнемотехники, которая давала возможность полагаться не только на оперативную память говорящего и присущий ему энциклопедический набор знаний, но и на особые приемы запоминания материала, гарантирующие оратору возможность контролировать всю структуру произносимой им речи и при необходимости (в порядке импровизации) подключать сведения из известных ему областей знания, не разрушая целого.

Таким образом, одним из наиболее ценных в научном отношении качеств риторики была ее цельность.

Наивно было бы полагать, будто вся риторическая система с одинаковым успехом может обслуживать любых общающихся людей, будто она, подобно языковой системе, существует вне идеологии, нравственности, политики.

В риторике, в ее теории и практике, могут быть выделены три неравные части: первая из них действительно универсальна, может использоваться в самых разнообразных ситуациях. Универсальны каноны риторики: учение о теме, ее выборе, о построении речи, типах речи, выражении мысли и языковых формах, о культуре речи – языковых нормах, дикции, интонации и т.п.

Вторая часть обращена к национальным, языковым основам риторического действия: это неоценимое богатство, которое использует говорящий, этнические традиции, культура и литература, привлекаемая в общении, исторические факты.

Нетрудно заметить, что эта область уже не вполне универсальна, ибо может в отдельных случаях допустить какие – либо льготы национальным предпочтениям, например, процитировать строки произведения, в котором без должного уважения говориться о том или ином субъекте.

Третья часть выражает позицию отдельных лиц или каких – либо общностей людей. В этой общности формируется устойчивая система точек зрения и правил; это этническая система общения, речи. В этой сфере формируется феномен, называемый риторическим идеалом.

Нельзя забывать, что вся социальная жизнь людей постоянно оформляется в речи – устной, письменной, а также мысленной; без речевого оформления жизнь просто невозможна, и необходимы нормы общения, человеческих отношений внутри общности или между ними.

Внешняя речь всегда обращена к людям, чаще всего – конкретным личностям; обычно, говорящий знает своих собеседников. Он должен решить и постоянно решать вновь: говорит ли он правду или неправду, поверят ему или нет, будет ли он вежлив, доброжелателен или нет, должен прогнозировать, какова будет реакция собеседников на его высказывание.

Возьмем для примера современную рекламу. На кого она рассчитана? Чаще всего на людей, которые прекрасно понимают, какой процент лжи скрывается в ней, какие используются уловки, чтобы опорочить конкурентов. Но эта ложь подана так красиво и оформлена музыкально.

Идеал рекламы как раз в том, чтобы привлечь внимание слушателя, зрителя. Он не верит? Ну и что же? Многократное повторение – и он просто запомнит то, что нужно автору рекламы. И цель его достигнута.

Видимо для рекламных роликов важно остроумие, зрелищность, хорошая актерская игра – и тогда успех обеспечен, слушатель (зритель) покорен.

Успех же деятельности христианских проповедников в незыблемости их идеалов, которые не могут не вызывать уважения.

В научных спорах чаще всего побеждает железная логика.

А как часто одерживает победу не только тонкая, но даже самая грубая лесть!

Вероятно, можно говорить как об идеале о манере русских юродивых из народа, кто их слушал, ценил и понимал: это неистовость, безбоязненная правда, пророчество, обличение сильных мира сего, это афористическая и аллегорическая речь, артистическое умение войти в аффективное состояние вплоть до самоистязаний. И их слово обладало огромной силой воздействия.

Наконец, «идеал» преступного мира в России, создавшего свою манеру общения, свой язык – «блатную музыку», привлекший внимание даже такого корифея лингвистической науки, каким был И.А. Бодуэн де Куртенэ.

Четкой выраженностью и неповторимостью отличается и древнерусский ораторский и проповеднический идеал в «Словах» Кирилла Туровского, в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, в «Житии» протопопа Аввакума.

Своеобразно было общение в семьях русского крестьянства XIX в., в среде военнослужащих. А.К. Михальская в книге «Русский Сократ» (М., 1996) приводит интереснейший материал о языке власти в условиях тоталитарных режимов. Все эти наблюдения позволяют говорить о риторическом идеале как о реалии, феномене, заслуживающем изучения.

По каким же признакам характеризуется риторический идеал, и каковы его критерии?

Во-первых, современная риторика использует такую схему анализа любых высказываний:

1) кто говорит?

2) Кому говорит?

3) При каких обстоятельствах?

4) Что говорит?

5) Зачем?

6) Как выражает свою мысль?

7) Каков результат?

По-видимому, для анализа неплохо было бы иметь ответы на эти 7 вопросов.

Во-вторых, всегда важен облик говорящего лица: что в нем главное – эмоции или логика, правильность речи или оригинальность до беспредела, высокая компетентность или шумные эффекты? Есть ли у говорящего убеждения, если да, то каковы они?

В-третьих, важна позиция говорящего или целого социального или этнического коллектива по дилемме «истина – ложь».

Правда и ложь – сложнейшие категории, о них много спорят, много написано; в характеристике риторического идеала это, возможно, самый важный критерий.

Наконец, в понимании и оценке риторического идеала учитывается этика речи – у одной общности как врожденная, глубинная, у другой – внешняя, показная, только для достижения цели говорящего.

Немало значат и такие «мелочи», как скорость речи, жестикуляция – обычно у южан, например у итальянцев; молчаливость, немногословие – у многих народов севера; артистизм или сдержанность в артистических приемах; строгое соблюдение нормы литературного произношения, нормативное построение фразы или подчеркнутое несоблюдение этих требований. Все сказанное может быть отнесено не только к общности людей, но и к отдельным лицам, однако в последнем случае термин риторический идеал обычно не применяется.

Древнерусские традиции

Современная наука располагает небольшим, но достаточным количеством источников для изучения древнерусского риторического идеала, в основном памятники XI-XII вв. и начала XIII в.

В понимании его своеобразия исследователи опираются и на фольклорные материалы, и на произведения художественной литературы, в первую очередь – на «Слово о полку Игореве», наконец, на летописи.

Эти образцы позволяют говорить об устойчивости традиций.

1. Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием народа: церковный деятель, князь, воевода. Нередко он как бы уходит в тень, остается безымянным. Эмоции оратора управляются верой, убеждениями, Компетенция, знание ценятся превыше всего, как и язык – яркий, цветистый, «украшенный», не лишенный оригинальности.

2. Оратор всегда выражает твердую позицию – это преимущественно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах почти всегда содержится поучение или призыв, нравственные установки, преобладает положительный пример; критика вводится в виде сожаления или даже плача.

3. Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; споры, полемика встречается нечасто.

4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью. По мнению народа, оратор должен высоко нести свое слово, не обращаться с речью к любому, а лишь к авторитетной аудитории.

Само обращение с речью выражает уважение говорящего к слушателям. Судя по дошедшим до нас текстам, оратор уважает мнение адресата.

В свою очередь, народ выражает уважение не только к личности оратора, но и к самому слову, мудрому и красивому.

Оратор добивается взаимного понимания, мыслит в духе соборности как полного единства всех слушателей и народа в целом.

5. Оратор тщательно готовится к выступлению: сам факт сохранения речей, их многократного копирования свидетельствует об их ценности.

6. Композиция речей, посланий, поучений отличается четкостью, ясностью, щедро украшена обращениями, восклицаниями, антитезами, параллелизмами и другими фигурами. Она богата иносказаниями, аллегорична.

Мысль ясна, ничего лишнего, высоко чувство меры. По мысли оратора, единение произойдет не только через силу государства, но и через язык, через христианское мировоззрение.

Так прославлялась прекрасная земля русская.

7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого и прекрасного слова, в силу и действенность красноречия, отмечается высокое уважение к книжной мудрости, учению, образованию.

Высоко оценивается и жанровое разнообразие этих выступлений: ораторские речи, обращение князя к воинам, жития святых, поучения, письма, исторические повествования.

Ораторские произведения Древней Руси очень тесно связаны с фольклором и литературой. Они как бы вырастают из одного источника. «Слово о полку Игореве» создавалось для устного исполнения.

Список используемой литературы:

1. Антология русской риторики. – М., 1995

2. Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. – М., 1996

3. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика: Пер. с фр. – Благовещенск, 1999

4. Кузнецов И.Н. Современная риторика. – М., 2003

5. Клюев Е.В. Риторика. – М., 2005

6. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М., 2002

Источник: http://kursak.net/drevnerusskij-ritoricheskij-ideal/

Риторические идеалы: от античности и до наших дней. Основные черты и национальные особенности

ДРЕВНЕРУССКИЙ РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ

Риторика имеет огромное значение в обществе. Овладев искусством красиво говорить, человек может достичь больших высот во взаимодействии с другими людьми. Эта наука появилась еще в античные времена, но на каждом этапе своего развития она имела отличительные черты и дарила миру выдающихся ораторов. И у каждого периода и культуры были свои риторические идеалы.

Что это такое

Что включает в себя понятие риторического идеала? Это система общих требований к речи, ее эталон, которые являются отражением культуры народа. Также риторический идеал является важным критерием оценки художественных произведений. Он обладает важными свойствами:

  • историческая изменчивость – представления об идеале меняются с течением времени;
  • культурная специфичность – ораторское искусство обладает национальными особенностями;
  • социальными особенностями – отражает развитие общества в определенную историческую эпоху.

Первые понятия об эталоне красивой речи появились еще в Древней Греции, в эпоху которой было множество выдающихся ораторов, внесших большой вклад в развитие этой науки.

Причины появления риторики

Первые упоминания о риторике появляются около 5 века до н. э. Возникновение ораторского искусства связано со становлением демократии в Афинах. Какие еще факторы повлияли на развитие умения красиво говорить?

  1. Риторика в Древней Греции считалась высшей ступенью в образовании. Поэтому в Элладе были даже специальные школы, где обучали ораторскому мастерству.
  2. Древние греки уделяли большое внимание нравственному воспитанию. Поэтому тот, кто выступал публично, должен был быть добрым и обладать другими доблестными качествами. Речи оратора преследовали и нравственные цели.
  3. В Древней Греции ораторы часто выступали с панегириками – это хвалебные или торжественные речи.

Классическая риторика в античную эпоху включала в себя сведения о различных науках: философии, логике, литературе, грамматике, психологии и других. В ней были отражены культура и быт древних греков. В античный период ораторское искусство обладало следующими свойствами:

  • фразы были построены симметрично (в предложениях были одинаковые окончания);
  • использовали метафоры и сравнения;
  • ритмическое деление фраз и предложений, использование рифмы.

Риторический идеал античности позволял соединить греческую и латинскую культуры, создавая единое культурное пространство.

Школа софистов

Софистами в Древней Греции звали платных учителей риторики, которые являлись представителями одноименной школы. Последователи этого учения могли за деталями скрыть основную информацию, потому что так было выгодно для них. Основные черты риторического идеала софистов были следующими:

  • речь носила манипулирующий характер и была представлена в виде монолога;
  • умелое манипулирование деталями могло принести победу в словесных состязаниях;
  • целью ораторского искусства являлось не установление истины, а достижение победы;
  • важнее внешнее речевое оформление, нежели его внутреннее содержание;
  • софисты считали, что нет определенной истины, а существуют различные мнения, и важно доказать правоту именно своих рассуждений.

Основной целью софисткой риторики было достижение победы, материальных благ и умелое манипулирование чувствами толпы. Софисты пользовались большой популярностью среди жителей Древней Греции.

Рассуждения представителей этой школы называют софизмами, они отличаются логичностью, но при этом могут и не соответствовать истине. Поэтому многие считают софистику негативным явлением.

Ярыми противниками риторического идеала софистов были Сократ и Платон.

Эти ученые мужи были одними из величайших философов античной эпохи, оказавшими сильное влияние на развитие философии, ораторского искусства и культуры в Древней Греции.

Сократ был учителем Платона, поэтому их представления о риторике похожи.

Особенностью его учений было то, что после него не осталось ни одно письменного документа, все свои размышления он излагал в беседах со своими учениками.

Риторический идеал Сократа:

  1. Умение кратко сформулировать проблему или вопрос, выслушать версии оппонентов и во время беседы давать лаконичные ответы.
  2. Побуждение собеседника вступить в диалог, а не манипулирование его мнением.
  3. Основной целью беседы является не достижение чьей-то победы в споре, а достижение общей цели в разговоре всеми участниками.
  4. Во время беседы все участники должны стремиться к установлению истины.

Представления об ораторском искусстве Сократа и Платона отличались от представлений софистов. Для них красивая речь была не способом достижения материальных благ или другой выгоды, а возможностью определить истину в разговоре путем объединения всех усилий участников беседы.

Представления Аристотеля о риторике

Вклад Аристотеля в развитие науки был огромным. Именно им был создан первый учебник по ораторскому искусству – “Риторика”, который дошел и до наших дней. Этот труд состоит из трех частей. Аристотель сформулировал основные законы риторики:

  1. Речь обеспечивает государство и его цели.
  2. Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса.
  3. Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени.

Именно им были составлены особые правила построения речи, которые известны также как риторический канон. Он уделял особое внимание внешнему оформлению речи, выступая противником смешения различных стилей.

Представления о риторическом идеале Аристотеля были схожи с представлениями Сократа и Платона.

Речь должна быть максимально ориентирована на побуждение человека ко вступлению в диалог, достижение максимальной информативности беседы.

Ораторское искусство в Древнем Риме

Древние римляне с успехом перенимали культуру эллинов. В том числе и искусство красиво говорить. Несмотря на то что красноречие имело и свои национальные особенности, умение это во многом сформировалось под воздействием греческой культуры. Первоначально риторике обучались в школе греческих риторов, но потом были изданы два указа, которые запрещали деятельность греческих ораторов.

Но на замену им пришли уже латинские риторы, которые наравне с греческими преподавали риторику. Они успешно обработали особенности греческого ораторского мастерства, адаптировав их для римлян. Их уроки были доступнее, поэтому правительство запретило деятельность таких учителей. Но молодые люди отправлялись в Грецию, чтобы изучать искусство красноречия.

Ораторы Древнего Рима уделяли больше внимания, нежели греки, стилистическому оформлению речи. Иногда даже в ущерб логичности и смысловому построению текста. Красноречие влияло на все разновидности словесности, особенно на развитие такого жанра, как роман, который является вершиной развития античной культуры.

Вклад Цицерона в развитие риторики

Одним из самых известных представителей классического латинского ораторского искусства был Цицерон. Он был автором многих известных трудов, посвященных красноречию и развитию словесности, например: “Об ораторе”, “Оратор”. В них он пытается сформулировать свои представления о развитии искусства красноречия.

Риторический идеал оратора в Древнем Риме – это всесторонне образованный человек, воспитанный, внимательный слушатель, который всегда исследует различные проявления жизни для получения нового опыта, коим он должен быть готов поделиться с окружающими. Цицерон считал, что ритор должен был уметь:

  • расположить к себе слушателей;
  • правильно изложить суть дела;
  • поставить спорный вопрос;
  • утвердить свое положение;
  • найти правильные аргументы против противника;
  • красиво оформить речь и ослабить позицию противника.

Цицерон считал, что публичное выступление должно быть оформлено в едином стиле, не допускалась небрежность в построении предложений и подборе слов. Римский оратор считал, что риторика и философия едины, потому что люди познают мир через речь, и красноречие связано с преподаванием других дисциплин.

Развитие красноречия в Древней Руси

Риторика развивалась в Древней Руси неравномерно. В 11-12 веках красноречие занимало одно из важных мест в обществе. Развивалось не только церковное, но и светское ораторское мастерство. Древнерусское красноречие носило практический характер, поэтому произведения, созданные в тот период, называли поучениями и беседами.

Первым древнерусским поучением является “Поучение к братии”, написанное новогородским епископом Лукой Жидятой. В нем описан перечень правил поведения, которых должен придерживаться христианин. Но, конечно, одним из величайших трудов 12 века является сборник “Поучения Владимира Мономаха”. Этот труд состоит из трех частей, связанных одной политической идеей – объединением русских земель.

Владимир Мономах сформировал этические правила. Им были выписаны цитаты из Священного Писания. Но правитель более всего хотел, чтобы русские земли были объединены.

Также одним из выдающихся литературных трудов Древней Руси можно назвать “Задонщину”, в которой описывалась борьба русского народа с татаро-монгольскими племенами.

Русский риторический идеал от других отличала высокая степень уважения к мудрым речам, красноречию. Речи носили поучительный характер, в них содержался призыв к совершению добрых поступков. Для русского человека умение говорить – это большая благодать. Ораторы должны были быть скромными и смиренными во время своих выступлений.

Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской риторики

М. В. Ломоносов создал первый учебник по риторике на русском языке в 1743 году, а в 1748 году вышло дополненное второе издание. Известный ученый назвал свой труд “Краткое искусство к красноречию”. Именно этот труд повлиял на дальнейшее развитие ораторского мастерства в России.

Большое значение М. В. Ломоносов уделял “адресности” речи. Он считал, что для того чтобы выступление было успешным, необходимо было учитывать возраст, пол и воспитание аудитории. Только при учете всех этих нюансов оратор мог быть уверен, что его речь достигнет цели. М. В. Ломоносов считал, что в искусстве красноречия необходимо постоянно упражняться, чтобы совершенствовать свое умение.

Риторика в России в 19-20 веках

Во второй половине 19 века интерес к ораторскому искусству стал постепенно угасать. Это было связано с тем, что интеллигентное общество поменяло свои эстетические взгляды, его представителям уже были неинтересны возвышенные речи.

В послереволюционный период в России риторика была исключена из системы народного образования. Политический режим в стране требовал стандартизированного языка, лишенного индивидуальности. Поэтому власти закрыли все учебные заведения и факультеты, в которых делался упор на преподавание риторики.

Что такое неориторика

Современный риторический идеал изучается неориторикой. Она появилась в середине 20 века. Ее быстрое развитие связано с появлением новых языковедческих дисциплин. Современный риторический идеал определяется следующими факторами:

  • “Европеизация” и “американизация” общества.
  • Распространение западных методик, посвященных маркетингу, рекламе.
  • Развитие бизнес-риторики.
  • Влияние СМИ на риторику.

Национальный риторический идеал у каждой культуры свой. Но развитие ораторского мастерства происходит под влиянием наиболее развитой культуры красноречия (например, развитие латинского ораторского мастерства на основе греческого). Риторика оказывает большое влияние на развитие общества и социальное взаимодействие между людьми.

Источник: https://FB.ru/article/381426/ritoricheskie-idealyi-ot-antichnosti-i-do-nashih-dney-osnovnyie-chertyi-i-natsionalnyie-osobennosti

ovdmitjb

Add comment