Kievuz

Древний Египет Наука

Наука в Древем Египте

Древний Египет Наука

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство пообразованию

Государственное образовательноеучреждение высшего профессиональногообразования

«Омский государственныйтехнический университет»

Кафедра физики

Реферат

Наука в ДревнемЕгипте

по дисциплине «Концепциисовременного естествознания»

Выполнила:

Студенткагр. ПИ-119

ЧижоваО.С.

Проверила:

Преподаватель

СидороваЕ.А.

Омск2009

2

Введение 3

Астрономия 4

Математика 8

Медицина 10

Заключение. 18

Список литературы: 20

Введение

Египет – одна из древнейшихцивилизаций. Все современные достижения, уходят своими корнями, в том числе и вкультуру Египта.

Наука является органическойчастью любой культуры. Без научныхзнаний невозможно нормальноефункционирование хозяйства, строительства,военное дело, управление страной. Наукасовременной цивилизации развиваласьстолетия, а наука Египта тысячелетия.2500 лет до н.э. египтяне уже обладалиширокими познаниями в геометрии, медицинеи астрономии.

Специфика развития наукив Древнем мире заключается в том, чтознания, их накопление, систематизациии анализ находились в руках жречества.Об уникальности положения ученых-жрецовв Египте говорит следующий факт. В 1906году в местечке Телль Фараин ученымибыла обнаружена статуя египетскогоастронома Хархеби, жившего в III века дон. э..

На этой статуе высечена надпись:« наследный принц и князь, единственныйспутник царя, посвященный в тайныеписания».

Недоступность знаний основноймассе населения и, безусловно, господстворелигиозного мировоззрения в какой-тостепени сдерживали, но не могли полностьюостановить развитие научных знаний.Особенно большого успеха египтянедостигли в математике, астрономии имедицине, то есть в максимальноориентированных на практику науках,которые используются множеством людейизо дня в день.

Астрономия

О глубоких познаниях египтян вастрономии говорят многочисленныенадписи на стенах храмов и дошедшие донас египетские карты звездного неба.

Иероглифические тексты, несущиеинформацию об астрономических достижениях древних  египтян встречаются в Дайрэль-Бахри на потолках заупокойногохрама царицы Хатшепсут, возведенногов XVI веке до н. э.

Изображения созвездийи планет, духов и небесных Богов вырезанына стенах поминального комплекса РамсесаII, построенного в XIII веке до н. э. в Фивах.

Там же в эпоху Нового царства быливозведены гробницы фараонов, на потолкахкоторых мастерски прорисованы картыночного звездного неба.

Уникальным источником являетсяпапирус Карлсберг I, в котором встречаетсяописание звездного неба. Этот папирустакже включал в себя справочник и сборниккомментариев к небесным картам,изображенным на потолках храмов.Карлсберг Iсостоит из 13 разделов, содержащихинформацию о пространстве, течениивремени, движении солнца и закономерностяхВселенной.

В «Книге описания движениязвезд» говорилось о том, что место богаРа на ночном горизонте занимает Осирис-Ях.Среди мириад звезд особое местопринадлежало Сириусу, отождествляемомус Богиней Исидой и Богиней Сехмет.Считалось, что Богиня Сехмет, имеющаяльвиную голову, каждый год возвращаласьв Египет после долгого путешествия инаполняла воды Нила.

Плодородные земли(Та Кемет) в благодарность за милостьбогини одаривали египетский народхорошим урожаем. На потолках погребальныхпирамид, возведенных в эпоху V – VI династий,бог Осирис изображается плывущим владье. Его лик обращен назад к ладьямСириуса-Исиды и плывущей за ним звездыСепед. Звезда Сепед в древнем Египтеолицетворяла Хора — Бога с соколинойголовой.

Египтяне верили в то, что звездызарождаются в озере и возносятся нанебеса. Уже в эпоху Среднего царстваегиптяне окружили особым почитаниемпять планет солнечной системы: Юпитер,Сатурн, Марс, Меркурий и Венеру. Сатурн,называемый «Хор — Бык небес», «Восточнаязвезда, пересекающая небо» или СебаИабти Джа Пет, представлялся египтянами,как человек с головой быка.

В руке ондержал скипетр уас, являвшийся символомверховной власти.

Такое внимание к звездному небуобъясняется тем, что с древнейших временлюди стали замечать связь между событиямина земле с событиями на небе.

Многовековыенаблюдения позволили египетским жрецамсвязать периодичность ежегодных разливоввеликой реки, наступавших сразу же послелетнего солнцестояния (ныне – 21-22 июня),с появлением в лучах утренней зарисияющей “звезды Нила”, то есть стак называемым гелиакическим восходомСириуса из созвездия Большого Псавпервые после 70-суточного периода егоневидимости. Поэтому год египетскогокалендаря стал годом Солнца, Сириуса иНила. В Древнем Египте Сириус имел дванаименования: Сотис (то есть “Лучезарная”или “Блистательная”) и Анибус (тоесть “Звезда Пса”). Предутреннеепоявление Сириуса совпадало с наступлениемсамого жаркого времени года. Тогдапрекращались работы, приостанавливаласьторговля, наступал период отдыха.

Величественное, потрясающеедушу впечатление на древних египтянпроизводило совпадение трёх великихявлений природы: наступления летнегосолнцестояния, первого предутреннегопоявления сияющего Сириуса и началаплодоносящего разлива многоводногоНила.

И начиная с третьего тысячелетиядо нашей эры – это нашло иероглифическоезапечатление на стенах древних египетскиххрамов: “Сотис великая блистает нанебе, и Нил выходит из берегов своих”.На основании вычислений гелиакическихвосходов Сириуса древние звездочётынаучились предсказывать наступлениенильских разливов.

Именно с этого моментав Египте начинался новый хозяйственныйгод.

Год делился на трисезона по четыре месяца каждый. Месяцсостоял из трех декад по 10 дней. В годубыло 36 декад, посвященных созвездиям,названным в честь божеств. Сутки делилина 24 часа, хотя величина часа была непостоянной, как сейчас, а колебалась взависимости от времени года (летомдневные часы были длинными, ночные –короткими, зимой наоборот).

Продолжительностьгода, то есть по существу период временимежду двумя летними солнцестояниями,первоначально была установлена в 360, азатем и в 365 суток. Дополнительные пятьдней солнечного года не были прибавленыни к одному из 12 календарных месяцев по30 дней.

Они праздновались в конце циклакак дни рождения детей от союза богаземли Геба и богини неба Нут: Осириса,Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, – которыетоже почитались за богов.

Египтяне хорошо изучиливидимое простым глазом звездное небо,они различали неподвижные звезды иблуждающие планеты.

Звезды были объединеныв созвездия и получили имена тех животных,контуры которых, по мнению жрецов, онинапоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам»,«крокодил» и т.д.). Были составленыдовольно точные каталоги звезд, картызвездного неба.

Одной из наиболее точныхи подробных карт звездного неба помещенана потолке гробницы Сенмута, фаворитацарицы Хатшепсут.

Научным и техническимдостижением было изобретение водяныхи солнечных часов. Самые древниеегипетские водяные часы (клепсидры)обнаружены в Карнаке и датируются эпохойАменхотепа III (XIV в. до н. э.). Водяные часыприменялись главным образом ночью взакрытых помещениях храмов, где нельзябыло вести наблюдения звезд.

Они имелиразличную форму (перевернутый усеченныйконус, призматическую, цилиндрическуюи др.) и измеряли объем вытекшей иливтекающей воды. Инструменты первоготипа перед началом измерений наполняливодой до предельного уровня, а второготипа, напротив, полностью освобождалиот воды.

Клепсидры оказали влияние наразвитие солнечных, или теневых, часов,применявшихся днем. Самый древнийэкземпляр солнечных часов, найденныйв Египте, датируется эпохой Тутмоса III(XV в. до н. э.). Эти часы (рис.

8) состоят из горизонтального основания,на котором с краю и перпендикулярно кнему установлена горизонтальная жепластина, отбрасывающая тень на основание.В первой половине дня устанавливаютсячасы пластиной на восток, во второй —на запад.

Горизонтальное основаниеразделено рисками на четыре неравныечасти, что позволяет в течение дняизмерять 8 часовых интервалов. Уменьшенныекопии водяных и солнечных часовиспользовались в египетских храмах длявотивных (т. е. приносимых по обету)жертвоприношений. Так, на одном изображениив храме в Луксоре царь Аменхотеп IIIпреподносит богине истины Маат предмет,напоминающий модель водяных часов.

При раскопках гробниц фараоновРамсесов VI, VII и IX, построенных в периодНового царства, исследователями былиобнаружены изображения уникальных«звездных часов», состоящих из полумесячныхинтервалов. Они имели не 12, как раньше,а 24 деления.

Каждое изображениесопровождалось текстом, объясняющим,каким образом можно определять времяв темноте ночи. Рисунок представлялсобой таблицу из девяти вертикальныхи тринадцати горизонтальных линий,которые означали ночные часы. Рядом стаблицей было помещено изображениесидящего жреца.

Следуя описаннымобъяснениям, два жреца в ночные часысадились на вершине храма с севера наюг лицом друг к другу. Один из них смотрелна лицо другого через отверстие вспециальном приспособлении и отмечална карте положение нужной звезды (улевого глаза, у правого глаза, напротивсердца и т. д.

) Таким образом, с помощьютаблицы и описания жрецы довольно точномогли определять ночное время.

В результате египетскимиастрономами был создан фундамент длябудущего развития этой наукой арабами,а потом и европейцами с Средние века.

Математика

Наше знание древнеегипетскойматематики основано главным образомна двух папирусах, датируемых примерно1700 до н.э. Излагаемые в этих папирусахматематические сведения восходят к ещеболее раннему периоду – ок. 3500 до н.э.

Египтяне использовали математику, чтобывычислять вес тел, площади посевов иобъемы зернохранилищ, размеры податейи количество камней, требуемое длявозведения тех или иных сооружений.

Впапирусах можно найти также задачи,связанные с определением количествазерна, необходимого для приготовлениязаданного числа кружек пива, а такжеболее сложные задачи, связанные сразличием в сортах зерна; для этихслучаев вычислялись переводныекоэффициенты.

Но главной областью примененияматематики была астрономия, точнеерасчеты, связанные с календарем. Календарьиспользовался для определения датрелигиозных праздников и предсказанияежегодных разливов Нила. Однако уровеньразвития астрономии в Древнем Египтенамного уступал уровню ее развития вВавилоне.

Древнеегипетская письменностьосновывалась на иероглифах. Системасчисления того периода также уступалававилонской.

Египтяне пользовалисьнепозиционной десятичной системой, вкоторой числа от 1 до 9 обозначалисьсоответствующим числом вертикальныхчерточек, а для последовательных степенейчисла 10 вводились индивидуальныесимволы. Последовательно комбинируяэти символы, можно было записать любоечисло.

С появлением папируса возниклотак называемое иератическоеписьмо-скоропись, способствовавшее, всвою очередь, появлению новой числовойсистемы. Для каждого из чисел от 1 до 9 идля каждого из первых девяти кратныхчисел 10, 100 и т.д. использовался специальныйопознавательный символ.

Дроби записывалисьв виде суммы дробей с числителем, равнымединице. С такими дробями египтянепроизводили все четыре арифметическиеоперации, но процедура таких вычисленийоставалась очень громоздкой.

Геометрия у египтян сводиласьк вычислениям площадей прямоугольников,треугольников, трапеций, круга, а такжеформулам вычисления объемов некоторыхтел. Надо сказать, что математика, которуюегиптяне использовали при строительствепирамид, была простой и примитивной.

Задачи и решения, приведенные впапирусах, сформулированы чисторецептурно, без каких бы то ни былообъяснений.

Египтяне имели дело толькос простейшими типами квадратных уравненийи арифметической и геометрическойпрогрессиями, а потому и те общие правила,которые они смогли вывести, были такжесамого простейшего вида.

Ни вавилонская,ни египетская математики не располагалиобщими методами; весь свод математическихзнаний представлял собой скоплениеэмпирических формул и правил.

Развитие математики в Египтебыло обусловлено необходимостьюпостоянных разметок земельных участковпосле разливов Нила, а также всеусложнявшейся архитектурой храмов,гробниц и дворцов, строительство которыхтребовало точных расчетов.

Источник: https://works.doklad.ru/view/gAa04xbOlKc.html

Возникновение науки и письменности в древнем египте

Древний Египет Наука

Тысячелетний труд крестьян и рабов преобразил долину Нила.

Во II тысячелетии до н. э. в долине Нила не было больше ни болот – рассадников лихорадки, ни зарослей кустарников – убежища хищников. На их месте расстилались поля, изрезанные каналами, зрели на огородах овощи, зеленели сады и виноградники.

К юго-западу от Мемфиса находилась обширная болотистая равнина. Во время разливов Нила её заливала вода. Египтяне огородили равнину плотиной в 30 километров длиной. Когда вода разлива заполняла равнину, ворота в плотине закрывали.

Так было создано искусственное озеро. Его называли Меридовым озером.  Оно было такое огромное, что с одного его берега не был виден противоположный берег.

Воду из озера расходовали на орошение полей, а это позволяло собирать с них два урожая в год.

Египет был густо заселён. Круглый год вверх и вниз по Нилу плыли лодки и барки с зерном, деревом и другими товарами. Египтяне прорыли канал, соединивший Нил с Красным морем.

2. Успехи в ремесле

Значительных успехов во II тысячелетии до н. э. достигли египтяне также в ремесле.

Ремесленники, добавляя к меди немного олова, получали сплав, называющийся бронзой. Из бронзы они делали орудия труда и оружие, которые были твёрже и прочнее медных. Однако бронзовые вещи были очень дороги и почти недоступны для бедняков.

Широкое распространение получило в Египте производство стекла. Египетские изделия из разноцветного стекла вывозились и в соседние страны.

3. Возникновение математики

Развитие сельского хозяйства, ремёсел, строительного дела привело к возникновению науки.

Крестьянин, собрав урожай, подсчитывал, сколько зерна необходимо на посев, сколько можно расходовать на еду, чтобы хватило до следующего урожая.

Ремесленники должны были очень точно высчитать, сколько нужно взять долей меди и олова, чтобы получить твёрдую бронзу. При постройке плотин и зданий приходилось высчитывать, сколько понадобится времени, материалов и рабочей силы.

Так в труде возникла у египтян арифметика. Они знали дроби и все четыре арифметических действия.

При рытье каналов, при делении поля на участки, при постройке зданий приходилось измерять площади и углы. Так зародилась наука, которую мы называем геометрией. По-русски это значит «измерение земли».

4.Возникновение астрономии

Египетским земледельцам было необходимо заранее знать, когда наступит разлив реки, чтобы вовремя приготовиться к нему.

Наблюдая разливы в течение многих лет, земледельцы заметили, что перед разливом Нила звёзды занимают одно и то же положение. Египтяне стали внимательно наблюдать за движением планет и звёзд и даже составили карту звёздного неба. Так из наблюдений земледельцев над небесными светилами зародилась астрономия – наука, изучающая планеты и звёзды.

Египтяне составили календарь. Они установили, что в году 365 дней, и делили.их на 12 месяцев.

5. Письменность египтян

Уже в IV тысячелетии до н. э. у египтян накопилось знаний больше, чем человек мог удерживать в своей памяти и устно передавать другим. Египтяне начали делать записи.

Знаками для письма служили в Египте рисунки. (Вспомните, как посредством рисунков рассказывалось о важных событиях, происходивших в Египте в IV тысячелетии до н. э., рис. 25.) Сначала каждый знак обозначал отдельное слово.

Чтобы написать «вода», рисовали волны, чтобы обозначить миллион, рисовали человечка, поднявшего руки от удивления перед таким большим числом Затем стали обозначать знаками не только целые слова, но и отдельные слоги и звуки. Знаки-рисунки называются иероглифами.

В египетской письменности было несколько тысяч иероглифов, но употреблялось около 750.

Материалом для письма обычно служил папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и склеивали их друг с другом в листки, похожие на бумагу. К одному листку приклеивали следующие. Так получались ленты папируса, достигавшие иногда десятков метров длины.

На папирусах записаны древнеегипетские повести и песни, научные сочинения, летописи. Найдены даже письменные работы учеников с ошибками, исправленными учителем. Но чаще ученики писали на черепках от разбитой глиняной посуды, так как папирус был дорог.

Письменность и наука возникли из трудовой деятельности человека и имели огромное значение в жизни древних людей.  Наука способствовала развитию сельского хозяйства и ремёсел. Письменность помогала сохранению знаний, передаче. их от старших младшим и от одних народов другим народам.

Древнеегипетская повесть о синухёте

Синухет был вельможей в Египте. После смерти фараона, боясь беспорядков в столице и гнева нового фараона, он бежал в Азию. В пустыне Синухет едва не погиб от жажды. Он рассказывал: «… задыхался я, горло моё горело, и сказал я: «Это вкус смерти». Только встреча со скотоводами, перегонявшими через пустыни свои стада, спасла его.

В Азии Синухет поступил на службу к одному князю. Он получил много земель, стал начальником войска.

Синухет так рассказывал о своих военных походах: «Любая страна, против которой я делал набег, бывала изгнана с пастбищ и колодцев, и угонял я стада и уводил жителей её, отнимал я пищу их, убивал я людей её».

Сину-хета окружали богатство и почёт, но он боялся, что когда он умрёт, то в Азии из его тела не сделают мумии.

Получив разрешение фараона, Синухет вернулся в Египет. Во дворце он лёг перед фараоном вниз лицом и лежал до тех пор, пока его не подняли по повелению фараона. Фараон приказал построить для Синухета дом и гробницу, в которой его погребли после смерти.

Песня носильщиков зерна

  • Должны мы день целый
  • Таскать белую пшеницу.
  • Полны ведь уже амбары.
  • Кучи зерна текут выше краёв.
  • Полны корабли,
  • И зерно ползёт наружу.
  • А нас всё заставляют таскать.
  • Воистину из меди наши сердца.

Источник: http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/297-vozniknovenie-nauki-i-pismennosti-v-drevnem-egipte.html

Наука древнего Египта: медицина, письменность, математика

Древний Египет Наука

Насколько развитой была наука древнего Египта можно только догадываться по тем обрывистым и порой противоречивым сведениям, дошедшим до наших дней. О существовании высокой цивилизации на берегах Нила говорит хотя бы тот факт, что некоторыми её творениями современные люди пользуются до сих пор, а некоторые даже остаются непонятными для нынешней науки.

Развитая медицина, передовые технологии изготовления стекла и фаянса, строительство кораблей, математические расчёты, календарь и астрономические наблюдения… иногда даже не верится в то, что всё это было известно человечеству ещё 5 тысячелетий назад. Что интересно, большинство достижений древнеегипетской цивилизации были известны ещё в начале династического периода, а часть и в додинастический период.

Письменность

Так, ещё в период Раннего царства, 3000 лет до нашей эры, египтяне уже имели письменность. Отдельный иероглиф мог обозначать слово или звук и в зависимости от контекста иметь разное значение.

Письмо в Древнем Египте было двух видов: одно для официальных текстов, росписи гробниц или высечения на монументах и обелисках (иероглифическое), другое — для ежедневных записей, ведения учёта, скорописное (иератическое).

Древнейшие записи, которые сохранились до наших дней, были найдены в гробницах — благодаря чрезвычайно высокому вниманию древних людей к загробной жизни в тогдашних мавзолеях было законсервировано всё или почти всё, что окружало фараона при жизни. На табличках и папирусах в гробницах перечислялось то, что было положено вместе с захоронением — тогдашние египтяне были добросовестными бухгалтерами.

Более поздние тексты включают в себя сказки, стихи, поучения, биографии фараонов и знати, а также описания природных катаклизмов и социальных потрясений (папирус Ипувера). Были у древних египтян и рассказы о приключениях благородных людей и купцов.

Встречались также летописи, в которых рассказывалось о божественных и удивительных вещах — такие истории содержит Весткарский папирус.

В нём пишется в частности о волшебнике, который предвидел будущее и даже мог приставить отрубленную голову существа назад к его телу и оживить его.

Медицина Древнего Египта

Врачебное дело в Древнем Египте делилось на многие специальности: одни были стоматологами, другие лечили болезни глаз, третьи — пищеварительной системы, четвертые — головы.

Люди того времени считали, что каждый человек состоит из своего тела, тени, души, жизненной силы и имени. Древние египтяне чувствовали, что орган, в котором появляются их мысли — это сердце.

Обучение медиков проводилось в «Домах Жизни».

С одной стороны медицинские трактаты того времени показывают, что древние египтяне обладали эмпирическими знаниями анатомии, травм, и что у них был разработан комплекс практических процедур. С другой — широко распространённой была практика использования заклинаний и заговоров в лечении болезней. Развивалась фармацевтика.

Чтобы раны затягивались быстрее, древнеегипетские врачи прикладывали к ним сырое мясо, умели делать перевязки льняной тканью, накладывать швы. Для обработки раны и для того, чтобы в неё не попала инфекция, использовался мёд. Опиум облегчал больным боль. Чеснок и лук присутствовали в повседневном рационе для укрепления организма и облегчения симптомов астмы.

Древнеегипетские врачи умели также ампутировать больные конечности и фиксировать переломы. Но некоторые ранения они относили к таким серьёзным, что свою задачу видели в том, чтобы облегчить боль пациенту, пока тот не скончается.

Несмотря на то, что знать и фараоны на стенах гробниц изображаются стройными, в реальности они имели лишний вес. Поскольку они могли позволить себе есть сладости, у них были ещё и проблемы с зубами. У простых людей такие проблемы также были, но преимущественно из-за того, что в пищу им попадал песок, из-за которого стирались зубы.

Очень развитая наука бальзамирования тела играла важную роль при захоронении.

В то время как бедные египтяне хоронили своих родственников в пустыне, где их тела мумифицировались естественным образом, состоятельные люди прибегали к искусственному бальзамированию.

При такой процедуре через нос удалялся мозг, а тело высушивалось в смеси солей. Затем его обворачивали льняной материей и укладывали в саркофаг такой формы, которая напоминала очертания человека. Вся процедура длилась около 70 дней.

Наука в Древнем Египте

Древний Египет Наука

Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян.

В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м.

Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла.

Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение.

В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы – 1/8, плодов шед – 1/8, охры – 1/32, воды – 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью и пить четыре дня. Прием некоторых лекарств сопровождался магическими обрядами в виде заклинаний и заговоров.

       В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы.

По-видимому, египтяне первыми ввели в употребление парик, который надевали на коротко остриженные волосы. Парик состоял из большого числа туго переплетенных косичек. Он заменял головной убор и косвенно способствовал борьбе со вшивостью.

Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э.

, Геродот свидетельствует: “Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей…

ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо иной скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса.

Моются они два раза в день и два раза в ночь”. По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями “предупредительной” медицины.

Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте ирали военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях.

В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные.

Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: “Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить”.

 В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: “Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: “Это болезнь, которую я буду лечить”. После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее.

Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится”.
       При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях.

Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов.

Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами.

Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.

        Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств.

По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.

В папирусе Эберса есть и гинекологический раздел, который содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также “женщины, могущей и не могущей родить”. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка.

Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница – родится девочка, если ячмень – мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности.

Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.

            Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей, что говорит об эффективности работы египетских медиков.

Геродот приводит такое свидетельство: “Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему “лучшего в целом Египте” глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь.

Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни”.       

      Геродот пишет о Египте V в. до н. э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории.

Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе.

Родина Геродота Древняя Эллада только вступала на путь исторического расцвета.

Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания.

В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов.

Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.

 Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов.

Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли “знающий вещи”. Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать “знающего по знанию его”.
       Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам.

Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов.

Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.

 

Заключение

          Египетская  наука, не смотря на сильные сдерживающие факторы, достигла высокого уровня развития, и превосходила по накопленным знаниям многие другие древние цивилизации.

Об истинной ценности египетской науки говорит тот факт, что спустя тысячелетия после написание египтянами математических, медицинских, астрономических трактатов, греки, персы, римляне обращались к ним как к сокровищнице мудрости. Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель – величайшие умы Греции, учились у египетских жрецов, и в своих трудах иногда просто воспроизводили древние египетские знания.

К сожалению, из-за того, что знания в Египте были достоянием лишь жречества, с течением времени наука в Египте приходила в упадок, отдавая пальму первенства Греции. В пожарах и грабежах храмов во времена переходных периодов (2180 – 2120 гг. до н.э. и 1700 – 1580 гг. до н.э.) погибло большое количество научных текстов египтян, восстановить которые, жречеству, по-видимому, не удалось.

Часть знаний Египта была потеряна в средние века, когда многие рукописи были уничтожены в ходе арабских завоеваний, и просто сожжены как языческие тексты. Но даже по тем обрывкам, которые дошли до нас, мы можем с уверенностью говорить о том, что наука Египта стала фундаментом греческой науки, а через нее и средневековой европейской.

Нужно отметить, что научные достижения Египта повлияли и на современников египтян из других стран. Уже отмечалось, что египетские врачи приглашались в другие страны, как бы сейчас сказали, для обмена опытом. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме).

          Сокровища египетской мысли – научной, практической и мистической – оказались притягательным источником для многих видных ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим  знаниям и сделать их достоянием своей культуры.

 

   Список литературы:

1. Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.А.Радугина.-  Москва: Издательство «Центр» 2003г.

2. Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Марковой. – Москва: «Культура и спорт» Издательское объединение «Юнити».1995г.

3. О.Н.Дубровская, Древние религии мира. – Москва: Издательский дом «Рипол» 2003г.

4. Л.С. Васильев, История религий Востока. – Москва, Издательство «Университет», 2001 г.

5. История Древнего Востока: Учебное издание. Под ред. В.И.Кузищина, Москва: Издательство «Высшая школа» 1988г.

6. И. Α.Климишин, Календарь и хронология.— Москва: Наука. 1985г.

7. Μ. Α.Коростовцев, Наука древнего Египта. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. — Москва: Наука 1982г.

8. В.П.Шереметевский, Очерки по истории математики. Издательство: Едиториа УРСС, 2004 г.
9.В.М. Тарасов, Символы медицины, как отражение врачевания древних народов. Издательство «Медицина» 1985г.

10. Аббас Шалаби, Весь Египет. Издательство «Бонеки» Флоренция Италия . Редакция: Welcom Books, Москва.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/nauka-v-drevnem-egipte/

ovdmitjb

Add comment