Kievuz

Экологический мониторинг

Экологический мониторинг (стр. 1 из 3)

Экологический мониторинг

В различных видах научной и практической деятельности человека издавна применяется метод наблюдения — способ познания, основанный на относительно длительном целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности.

Блестящие образцы организации наблюдений за природной средой описаны еще в первом веке нашей эры в “Естественной истории” Гая Секунда Плиния (старшего).

Тридцать семь томов, содержавших сведения по астрономии, физике, географии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, истории, служили наиболее полной энциклопедией знаний до эпохи средневековья.

Много позднее, уже в XX веке, в науке возник термин мониторинг для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и времени.

В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды.

Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы.

Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу.

В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологический мониторинг информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов [1].

Рис.1. Блок-схема системы мониторинга [1]

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

  • о состоянии окружающей среды;
  • о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия);
  • о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
  • о существующих резервах биосферы.

Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.

Государственный доклад “О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.

” [2] определяет экологический мониторинг в РФ как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.

В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями мониторинг включает три основных направления деятельности:

  • наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
  • оценку фактического состояния среды;
  • прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.

Термин контроль, нередко употребляющийся в русскоязычной литературе для описания аналитического определения тех или иных параметров (например, контроль состава атмосферного воздуха, контроль качества воды водоемов), следует использовать только в отношении деятельности, предполагающей принятие активных регулирующих мер.

“Толковый словарь по охране природы” определяет экологический контроль следующим образом:

Контроль экологический деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль [3].

Законодательные основы экологического контроля регулируются Законом РФ “Об охране окружающей природной среды” [4]

Статья 68. Задачи экологического контроля.

1.

Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

2. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.

Таким образом, в природоохранительном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического контроля.

Классификация экологического мониторинга

Существуют различные подходы к классификации мониторинга (по характеру решаемых задач, по уровням организации, по природным сре-дам, за которыми ведутся наблюдения). Отраженная на рис.

2 классификация охватывает весь блок экологического мониторинга, наблюдения за меняющейся абиотической составляющей биосферы и ответной реакцией экосистем на эти изменения.

Таким образом, экологический мониторинг включает как геофизические, так и биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуществлении.

Рис.2. Классификация экологического мониторинга [1]

Глобальная система мониторинга окружающей среды

Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар.

Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества (основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу).

Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия.

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

  • импактном (изучение сильных воздействий локальном масштабе в— И);
  • региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона — Р);
  • фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность — Ф).

Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности, принятая в системе ГСМОС [1]

Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение сбросов или выбросов конкретного предприятия.

Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона.

Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы “Человек и биосфера”, имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.

Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе ГСМОС, приведены в таблице 1.

Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов.

Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы.

В Приложении 1 приведены сведения об источниках и характерных факторах возможных воздействий.

Источник: https://mirznanii.com/a/326904/ekologicheskiy-monitoring

Экологический мониторинг

Экологический мониторинг

Функционирование экосистем — процесс, протекающий веками и тысячелетиями, поэтому необходим постоянный экологический мониторинг.

Экологический мониторинг — это отслеживание параметров окружающей среды, определяющих состояние компонентов геосферы и степень их загрязнения.

Службы этого мониторинга созданы в крупных городах России. Организован систематический контроль состояния городской среды обитания

Геофизический мониторинг объединяет геодезическое наблюдение, оценку водных и сейсмических режимов на городских территориях. В задачи геодезического мониторинга входит наблюдение за подвижками земной коры и деформациями дневной поверхности. На базе такого наблюден ия строят карты динамики поверхности во времени. В результате создается возможность прогнозирования негативных процессов.

Мониторинг оползней и образования оврагов — это важный процесс информационного обеспечения градостроительной деятельности. Задачи такого мониторинга заключаются в слежении за подвижками геологических пород, содержанием удерживающих сооружений и зеленых покровов, укрепляющих склоны.

Следят за динамикой и режимами подземных водных горизонтов, движением дождевых потоков, поскольку вода является катализатором оползневых и оврагообразующих процессов. Определяют границы участков, пораженных оползнями, что важно для безопасного градостроительного использования территорий.

Мониторинг водных режимов необходим не только для указанных выше целей. В практике эксплуатации городской застройки имеют место случаи деформации зданий из-за изменения режимов грунтовых под, а от незыблемости конструкций зависит безопасность проживания в доме.

Изменение уровней водоносных пластов и скоростей движения воды часто приводит к появлению карстовых пустот из-за увлажнения доломитов и гипсов

 Такие пустоты могут вызвать карстовые провалы, что опасно для людей. Аналогичное явление наблюдают при изменении скоростей движения воды в наносных породах, сложенных из мелких частиц. Повышение скоростей водных потоков приводит к вымыванию частиц породы — суффозии. В результате теряется прочность грунтов, что также небезопасно.

Как правило, информацию, получаемую в результате системного мониторинга, закладывают в ЭВМ-банк данных. Эту информацию регулярно анализируют, что позволяет разрабатывать достаточно обоснованные рекомендации по противооползневым и противокарстовым мероприятиям.

В результате сейсмического мониторинга получают характеристики колебаний земной коры от различных источников естественного и техногенного происхождения.

Путем установки и слежения за показаниями высокочувствительных датчиков непрерывно получают информацию о координатах эпицентров и глубине землетрясений, а также скоростях и энергии сейсмических волн и микрофона. В результате создают банк данных.

Их обрабатывают по специальным ЭВМ-про- граммам. Это позволяет с определенной погрешностью прогнозировать возможность чрезвычайных обстоятельств.

Используя системы сейсмического мониторинга в городах, расположенных вне зон активных землетрясений, можно получить данные о иибрациях техногенного происхождения, установить причины помех, поделив их на природные и искусственные, и принять меры, микширующие вибрации.

Системы сейсмического мониторинга, оснащенные высокоэффективными приборами новых поколений, применяют для исследования тектонической структуры местности.

С их помощью выявляют неоднородность геологических пород и микроразломы в тектонических плитах, что помогает е проектировании новых градостроительных объектов и уменьшает риск чрезвычайных обстоятельств на вновь освоенных городских территориях.

Информацию, полученную в результате мониторинга, фиксируют на картах города. Постоянно вносят коррективы в графическую информацию типа показанной на рис. 5.4.

Геохимический мониторинг — это систематические наблюдения за состоянием и загрязнением природных компонентов геосферы городов. Он объединяет семь подсистем: “Атмосферный воздух', “Атмосферные осадки”, “Почвы  ' Грунтовые воды”, “Поверхностные воды и донные отложения , “Радиационная обстановка” и “Растительный и животный мир'.

Информацию для этих подсистем собирают и анализируют по аналогии с получением сведений для экологических блоков региональных и районных систем расселения. Однако эту информацию используют не единовременно, как в случае разработки проектной документации градостроительного планирования, а перманентно — в процессе эксплуатации и развития городов.

Особенностью мониторинга повсеместной городской деятельности является экологический контроль работы городских служб и экологически проблемных предприятий.

Для этого в городах созданы специальные управленческие подразделения типа “Горкомэкологитг и Тор- гидромета”, государственной инспекции безопасности движения (ГИБДД), административно-техническом инспекции (АТИ), инспекции санитзрно-зпидемического надзора (СЭС).

Комитеты городской экологической службы осуществляют контроль токсичности гео-, гидро-, лито- и биосфер в пределах города. В их обязанность зходит экологический мониторинг городских предприятий, контроль работы служб охраны среды в промышленности, коммунальном хозяйстве и на транспорте.

Городские службы Росгидромета осуществляют еаиитарн о-токси ч е- ский мониторинг. Для этого устанавливают посты наблюдения, где регистрируют оперативную информацию о концентрации вредных веществ. Данные закладывают в ЭВМ-банк и потом анализируют, разрабатывая соответствующие рекомендации.

Территориапьные СЭС следят за санитарно-гигиеническим состоянием городской среды. Изучают динамику заболеваемости, обусловленную параметрами этой среды. В зависимости от сложившихся обстоятельств СЭС дают оперативные рекомендации по предотвращению заболеваемости и инфекций.

Территориальные ГИБДД, являясь контролером безопасности движения, опосредованно следят за экологией на городских улицах. Инспекции проверяют экологичность двигателей транспортных средств.

ГИБДД, регулируя движение транспортных потоков, сокращают засорение воздушного бассейна выбросами продуктов сгорания (двигатели стоящих на перекрестках и в пробках автомашин выделяют значительно больше газов, чем при движении).

АТИ осуществляют контроль содержания объектов строительства и реконструкции. Их подразделения на местах следят за состоянием улич- но-дорожной сети и чистотой на улицах, площадях и межмагистральных территориях.

Поскольку зеленые насаждения и водоемы являются элементами внешнего благоустройства, АТИ контролируют работу городских служб зеленого строительства.

Они следят за содержанием набережных и водоемов, водообменом, замутнением и цветением воды.

Сведения, получаемые в результате постоянного наблюдения за состоянием экосистем, являются исходной информацией, необходимой для корректировки алгоритмов управления. В современном мире постоянно растет спрос на потребительские услуги, поэтому очень важно сохранять равновесие между ними и экологическими благами, получаемыми от природы.

Баланс потребительских и экологических благ — основное условие устойчивого развития природно-градостроительных систем. Достижение такого баланса является основной целью управления охраной природы.

Рис. 5.5. Схема взаимодействия между потребительскими и экологическими

Д – отклонение от равновесного состояния; П – объем потребления; А., – экологические блага; А„ – потребительские блага

Постоянный рост производства потребительских благ, с одной стороны, создает комфортные условия в среде обитания. Это укрепляет здоровье человечества. С другой — приводит к дестабилизации экосистемы, а ухудшение состояния окружающей среды влечет за собой отрицательные социальные последствия.

Соотношение благ, потребляемых человечеством, показано на рис. 5.5. Кривая функций взаимосвязей разделяет потребление на две зоны. Первая (Аэ) — это социальная ситуация, при которой предпочтение отдается экологическим благам, вторая (Ап) — ситуация, когда общество отдает предпочтение искусственным потребительским благам.

Рассматривая схему, можно выделить зону А где искусственные блага минимальны. Естественно, что общество отдает предпочтение этим благам, тем более, что экосистема в целом находится в равновесии.

Однако, начиная с Д\, люди начинают проявлять экологическую озабоченность, поскольку существует зависимость: по мере насыщения товарами и услугами социумы все больше внимания уделяют охране среды обитания.

Люди стремятся все больше потреблять естественные ресурсы.

Однако инерция потребления движет общество к порогу когда давление на природу настолько велико, что экологическая ситуация становится недостаточно стабильной. Антропогенные воздействия на геосистему начинают в значительной степени изменять ее параметры. Экологический риск возрастает. Растет и вероятность потери живучести, а за пределами Дг наступает кризисная ситуация.

Из сказанного следует, что долгосрочная стратегия управления охраной среды должна исходить из приоритетности экологических благ.

Потребление экономических благ следует ограничивать. Их производство ориентировать на минимизацию расходов природных ресурсов, хотя ограничения должны иметь разумные пределы. Требуется рациональное сочетание антропогенных и естественных процессов создания благ.

В условиях перехода к рынку с его социально нейтральным механизмом саморегулирования экономических процессов необходима ограничивающая сила. Ею могут быть государственные системы. Одна из них — экономическая система корректировки при помощи налогов, субсидий и распределения прав на потребление ресурсов.

Действенны политические системы — законы и подзаконные акты, регламентирующие такое потребление и загрязнение окружающей среды. Существует и третья система — воспитательного характера. Ее целью является формирование в обществе экологического мировоззрения.

Управление изменениями в системе управленческих решений экологических проблем связано с получением информации о воздействиях, получаемых в процессе реализации концепции охраны среды. Источники таких воздействий делят на внешние и внутренние.

К внешним источникам относится все, что находится вне рамок территориального планирования. Например, политика, к которой причисляют международные и внутригосударственные отношения. Последние — это деятельность органов федеральной и региональной властей, муниципалитетов и общин. Обычно она выражает социально-экономическую природу общества.

Внутренние формируются в среде участников природоохранной деятельности. Во взаимоотношениях между ними в процессе реализации проекта возникают противоречия. Инициировать в той или иной степени изменения в методах управления могут инвестор, заказчик, проектировщик, подрядчик, а в последнее время и общественность, включающая потребителей услуг и природных ресурсов.

Отклонения от намеченных в стратегии результатов природоохранных действий вызывают:

  • изменение сроков выполнения намеченных мероприятий; нарушения технологических методов выполнения работ; применение не отвечающих исходным условиям очистных сооружений, устройств и установок;
  • выявление в процессе осуществления работ ошибок в проектировании;
  • внесение корректив, необходимых в результате обнаруженных дополнительных данных.

Под управлением изменениями подразумевают процесс поэтапной, выполняемой последовательно корректировки управленческих решений.

В ходе этого процесса вначале проводят анализ ситуации, требующей внесения изменений. Потом оценивают последствия их внесения в процесс управления.

Далее разрабатывают методы выполнения в натуре скорректированного проекта. При этом осуществляют технологический контроль работ и их результатов.

:

Добавить статью в закладки

Источник: http://PortalEco.ru/ekologija-goroda/ekologicheskij-monitoring.html

ovdmitjb

Add comment