Kievuz

Экономический механизм охраны окружающей среды

Экономические механизмы природопользования (стр. 1 из 4)

Экономический механизм охраны окружающей среды

Экономический механизм охраны окружающей среды. Плата за загрязнение окружающей природной среды

Экономический механизм охраны окружающей среды

В Российской Федерации утвержден и успешно действует экономический механизм охраны окружающей среды, направленный на взаимодействие с экономикой государства. В статье рассмотрим, какие методы применяет такая система, и как происходит контроль над уровнем загрязнения естественной окружающей среды.

Связь экономики и охраны природы

С начала 21-го века в России понятие экономического механизма охраны окружающей среды, а также его структура были изменены. Сейчас система включает как ранее введенные нормы (кадастры природных ресурсов, материально-техническое обеспечение), так и разработанные современные экономические стимулы (создание фондов, сбор платы за пользование ресурсами, введение экологического страхования).

Структура экономического воздействующего механизма в сфере охраны природы, которую предлагает В. В. Петров, включает элементы, представленные на иллюстрации ниже.

Каждое современное предприятие, которое пользуется природными ресурсами, обязано следовать экологическим требованиям при оценке эффективности хозяйственных решений. Так, в основе охраны природы лежат в основном экологические платежи, а меньшую долю занимают экономические санкции или штрафы за нарушения в сфере экологического законодательства.

Основной задачей экономического механизма в сфере использования естественных ресурсов является создание условий для выполнения целей экологической политики с помощью экономических мер. Для этого вводятся нормативно-правовые и законодательные акты соответствующего направления.

Роль Росприроднадзора

Росприроднадзор – это представитель исполнительной власти, что функционирует на федеральном уровне и выполняет функции надзорного контроля в области пользования природными ресурсами.

Центральный аппарат Росприроднадзора включает восемь Департаментов. Для эффективности контроля и выполнения своих функций в каждом регионе создано Управление Росприроднадзора, которое отвечает за природопользование отдельной территорией.

На федеральном уровне служба выполняет такие функции:

  • Осуществляет экологический надзор.
  • Организует государственный надзор за строго охраняемыми природными объектами федерального значения, обеспечивает лесной надзор.
  • Осуществляет контроль над изучениями в сфере геологии, а также охраны и использования недр земли.

Среди обязанностей управления Росприроднадзора можно выделить:

  • Рассмотрение и принятие нормативов и лимитов по отходам.
  • Проведение экологической экспертизы на государственном уровне.
  • Определение нормативов относительно загрязняющих выбросов в атмосферу. Исключением являются радиоактивные компоненты.
  • Выдача лицензий на осуществление сбора, использования, утилизации и размещения отходов классов опасности I-IV.
  • Рассмотрение и выдача разрешений на произведение выбросов, загрязняющих атмосферу. Исключением являются радиоактивные выбросы.
  • Рассмотрение и выдача разрешений на осуществление выбросов веществ и микроорганизмов в объекты водной среды.

Органы контроля природопользования в округах

В каждом федеральном округе создан Департамент природопользования и охраны окружающей среды, подконтрольный Росприроднадзору.

Такие образования отвечают за:

  • охрану окружающей человека среды;
  • расчетливое и бережное использование естественных ресурсов;
  • экологическую безопасность региона;
  • разработку экологических программ региона;
  • разработку нормативных документов для улучшения природной среды;
  • просвещение региона в части экологии.

Департамент оказывает такие услуги:

  • Выдача разрешения на индивидуальное жилищное строительство.
  • Выдача охранных обязательств или дополнительного соглашения к ним, которые обеспечивают сохранность и бережное использование природной территории, которая охраняется.
  • Аннулирование и выдача охотничьего билета.
  • Выдача разрешений на сброс микроорганизмов или вредных веществ в водную среду или атмосферу.
  • Выдача лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома любых металлов.
  • Проведение экологической экспертизы.
  • Оформление разрешений на пересадку зеленых насаждений.

Методы экономического механизма

Механизм экономического регулирования использования естественных ресурсов прописан Законом РФ “Об охране окружающей среды” номер 7-ФЗ от 10.01.2002 года.

Его методы включают:

  • Разработку прогнозов социального и экономического развития государства согласно экологическим прогнозам.
  • Разработку программ экономического развития, которые применяются на федеральном уровне, а также целевых программ для отдельных субъектов государства.
  • Разработку планов мероприятий и их проведение с целью разъяснения необходимости принятия мер, обеспечивающих охрану природы.
  • Взимание платы за пользование природными ресурсами и нанесенный вред природе.
  • Расчет лимитов на выбросы загрязняющих элементов и размещение производственных отходов.
  • Проведение и выдачу заключения об экономической оценке объектов природы, включая созданных с помощью человека.
  • Проведение оценки воздействия деятельности предприятий на окружающую атмосферу и природную среду.
  • Предоставление льгот, в том числе и налоговых, в случае внедрения предприятием новаторских технологий, альтернативных источников энергии, использования вторсырья, переработки отходов.
  • Поддержку инновационной деятельности предприятий в сфере охраны природы.

Разработка мероприятий и эффективное планирование действий по защите окружающей природы производится на основании прогнозов государства по социально-экономическому развитию. Также учитываются федеральные и целевые программы регионов.

Каждый субъект хозяйствования обязан проводить осуществление производственного экологического контроля. Такой комплекс процедур обеспечивает выполнимость требований экологического законодательства, проведение определенных действий, обеспечивающих охрану природы и расчетливо-рациональное использование ее богатств.

Плата за загрязнение и выбросы в окружающую среду

Экономический механизм охраны окружающей среды подразумевает уплату налога за негативное влияние на нее согласно Порядку № 632 от 28.08.1992 г.

Законодательно установлены такие виды отрицательного воздействия на природу:

  • Выбросы в окружающую атмосферу вредных веществ.
  • Сбрасывание веществ и микроорганизмов в водную среду региона.
  • Загрязнение почвы.
  • Размещение, захоронение отходов, как производственных, так и после потребления.
  • Шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и иное физическое загрязнение окружающего природного пространства.

Определение размера платежей зависит от объема сбрасываемых загрязняющих веществ и отходов. Для некоторых регионов могут быть установлены коэффициенты в дополнение к базовым ставкам, которые учитывают экологические особенности такой местности.

Оплата за негативное воздействие на природу зачисляется в федеральный бюджет РФ. Предприятия обязаны оплачивать налог один раз в год по месту регистрации источника загрязнения.

Если предприятие не уплатило сбор в срок, то к нему применяется штраф за загрязнение окружающей среды. Пеня рассчитывается как 1/300 ключевой ставки банка РФ, которая зафиксирована на день ее уплаты.

Пеня начисляется ежедневно за каждый день просрочки уплаты налога.

Источник: https://FB.ru/article/382079/ekonomicheskiy-mehanizm-ohranyi-okrujayuschey-sredyi-plata-za-zagryaznenie-okrujayuschey-prirodnoy-sredyi

ovdmitjb

Add comment