Kievuz

Экономика как социальный институт

Экономика как социальный институт

Экономика как социальный институт

Экономика является важным социальным институтом общества, благодаря которому удовлетворяются материальные потребности людей. Ежедневно каждый из нас сталкивается с решением экономических проблем, отправляясь в магазин за покупками.

Всякий раз мы оказываемся перед выбором, что купить, как быть, если нужного товара нет или его цена превышает имеющуюся у вас сумму денег.

Актом приобретения или отказа от покупки определенного товара вы влияете на экономику, заставляете ее производить нужный вам товар.

Термин «экономика» ввел в обиход греческий поэт Гесиод (VI в. до н.э.). Он состоит из двух греческих слов: «oikos» (что означает дом, домашнее хозяйство) и «nomos» (правила, закон).

Следовательно, экономика в переводе с древнегреческого означает свод правил по управлению домашним хозяйством. Однако со временем первоначальный смысл термина изменился, а современного понимание очень широко.

В данном реферате мы рассмотрим особенности экономики как социального института.

1. Понятие и сущность социального института

Социология придает исключительно большое внимание изучению социальных институтов общества. Понятию социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни.

Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы.

В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни.

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство.

Со времени он приобрел два значения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.

В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН – это конкретное учреждение, а наука – это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии, не существует единства взглядов. В социологии имеется не одно, а множество определений социального института.

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор.

Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, которые по своей природе не отличаются от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями.

Иначе понимал институты Р. Миллс, а именно как общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Р. Миллс классифицировал институты по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образующим институциональный порядок.

Известный американский социолог П. Бергер называет институтом обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А.

 Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных.

Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными.

По мнению Л. Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт составляют взаимодействующие индивиды.

Социальный институт – культурно санкционированный способ выполнения работы или совокупности работ. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов. Дж. Бернард и Л. Томпсон определяют институт как совокупность норм и образцов поведения.

Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

Причем, поскольку институты – это нормы или правила поведения, имеющие отношение только к людям, индивиды – это институциональные учреждения (организации) или ассоциации, исполняющие определенные функции и сосредоточенные в материальном окружении – зданиях, заводах и т.п.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С.С.

Фролову, «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». По мнению М.С.

Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.». В.Ф.

Анурин определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов». Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

  • ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
  • совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • формальную и неформальную организацию;
  • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
  • обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

2. Экономическая организация общества и ее исторические типы

Что такое экономика, или «экономическая система общества», экономика как социальный институт? По словам известного американского экономиста П. Самуэльсона, экономическая система общества (он называет ее экономической организацией) призвана решать три взаимосвязанные проблемы:

1. Что должно производить, какие товары и услуги из громадного множества их различных вариаций и в каком количестве;

2. Как эти товары следует производить, какими группами людей, с помощью каких ресурсов и на основе какой технологии;

3. Для кого предназначаются эти товары и услуги, как они распределяются в обществе между различными группами людей.

Социологический анализ экономики как социального института имеет ряд характерных особенностей. По словам Н. Смелзера, социолог рассматривает экономическое поведение как конкретный случай общего социального поведения, изучает экономическое поведение как комплекс ролей и социальных организаций.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования.

Можно выделить три основных типа экономической организации: примитивную, аграрную, индустриальную.

Примитивная экономическая организация присуще первобытному обществу, она отличалась коллективной формой собственности на землю, орудия и средства производства.

В аграрном типе экономической организации главная роль принадлежит сельскохозяйственному труду, а владение землей является источником власти, богатства, престижа.

Индустриальная экономическая система радикально отличается от предшествующих. Для нее характерны углубленное разделение общественного труда, развитая материально-техническая база, наличие класса наемных рабочих, юридически свободных и получающих за свой труд заработную плату, размер которой зависит от качества и количества произведенного продукта.

Экономика конкретного общества представляет собой совокупность различных видов хозяйственной деятельности, направленных на удовлетворение разнообразных материальных потребностей. Хозяйственная деятельность обладает рядом отличительных признаков.

Во-первых, хозяйственная (экономическая) деятельность – это целесообразное поведение производителя и потребителя, поскольку основана на известном расчете, соотнесении затрат энергии, ресурсов и получаемых выгод. Во-вторых, хозяйственная деятельность существует для удовлетворения потребностей людей.

В-третьих, потребности имеют свойство постоянно расти, а ресурсы для их удовлетворения всегда ограничены. Следовательно, хозяйственную деятельность можно представить как взаимосвязь трех элементов: ресурсов, производства и потребления.

Наиболее важным компонентом хозяйственной деятельности является ее направленность на удовлетворение материальных потребностей исходя из имеющихся ресурсов. Для того чтобы выжить, человек должен удовлетворять свои основные потребности. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо, необходимом для поддержания собственной жизнедеятельности.

Потребности человека достаточно разнообразны: в пище, безопасности, достижении цели, реализации талантов, любви, сексе, общении и т.д. Однако наиболее значимыми для поддержания нормальных условий жизнедеятельности человека являются:

    • материальные блага, которые выступают в качестве осязаемых предметов, необходимых человеку: одежда, жилище, автомобиль, телефон и т.д.;
    • услуги, которые, напротив, невещественны и представляют собой усилия, выраженные в сообщении нужной информации, обучении кого-либо, консультировании, лечении и т.д.

По своей значимости товары и услуги могут подразделяться на предметы первой необходимости, без которых человек не может обойтись, например продуктов питания, жилья, одежды и т.д. Напротив, без предметов роскоши (например, драгоценностей) человек вполне может прожить.

Наряду с этим, одни блага и услуги можно свободно получить в любом количестве, как, например, воздух, которым дышим, море, на берегу которого мы отдыхаем, и т.д. Такие блага называются свободными, или неэкономическими, поскольку являются бесплатными. Однако существуют редкие или ограниченные блага, за которые необходимо платить.

Если в произведенном продукте – предмете или услуге существует потребность, то он превращается в товар, т.е. продукт, предназначенный для купли и продажи.

Процесс удовлетворения определенной потребности в товаре посредством его использования называется потреблением, а человек, приобретший товар, – потребителем. В рыночной экономике удовлетворяется лишь платежеспособная потребность, т.е.

такая, которая обеспечена деньгами и измеряется экономической выгодностью и полезностью.

В зависимости от характера использования материальные блага и услуги подразделяются на предметы личного потребления, направленные на удовлетворение потребностей отдельного человека, и предметы производственного потребления, используемые в процессе производства: сырье, материалы, станки, машины, информация.

Наши потребности всегда обгоняют наши возможности. Кроме того, абсолютное большинство благ и услуг являются редкими и не существуют в готовом виде, следовательно, необходимо заниматься их производством.

Производство представляет собой процесс воздействия человека на природу с целью создания благ из имеющихся ресурсов. Все ресурсы, необходимые для осуществления производства, делятся на три вида: природные, людские и инвестиционные.

Это ресурсы называются факторами производства.

Природные ресурсы – это полезные ископаемые, леса, источники воды, воздух, земля, т.е. дарованные природой блага, которые используются человеком в процессе создания продукта. Экономисты именуют этот фактор производства термином «земля».

Людские ресурсы – это физические и умственные усилия, используемые в процессе создания материальных благ и услуг. Данный фактор производства обозначается термином «труд».

Инвестиционные ресурсы, их еще называют «капитал», – это средства производства.

Их обычно делят на две группы: орудия труда (станки, машины, оборудование) и предметы труда (сырье, полуфабрикаты, из которых изготавливается конечный продукт).

Сюда включаются и деньги, но только в том случае, если они использованы для закупки машин, поскольку сами деньги ничего не производят и фактором производства не выступают.

Все три фактора могут взаимодействовать при наличии еще одного специфического ресурса – предпринимательских способностей менеджеров, организаторов и управленцев, которые соединяют труд, капитал и землю в производственном процессе.

Экономика как социальный институт выполняет целый ряд функций. Функции экономики направлены на обеспечение, развитие, функционирование производства, распределения, обмена и потребления.

Можно выделить несколько функций экономики как социального института (рис. 1).

Источник: http://referat911.ru/Sociologiya/jekonomika-kak-socialnyj-institut/547860-3293685-place1.html

Социальный институт в экономической сфере

Экономика как социальный институт

Экономический институт рассматривается авторами и исследователями в качестве одной из разновидностей социальных институтов. Это закономерный процесс, так как экономический институт также характеризуется как система соответствующих норм:

  • Социальных,
  • Правовых,
  • Морально-этических,
  • Религиозных.

Определение 1

Социальный институт экономики – это относительно устойчивая совокупность взаимоотношений, а также стереотипов, которые регулируют процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Нормативную структуру экономических институтов в данной сфере составляет система норм, которые отражают отношения собственности, наличие основных форм обмена, способов распределения и дальнейшего потребления произведенных товаров и услуг.

Число социальных институтов в экономической сфере достаточно большое.

Сюда входят институт собственности, система торговли и распределения, сложная финансовая система, система страхования бизнеса, клиентов, производителей.

Таким образом, социальные институты экономики удовлетворяют социальную потребность человека или более широких социальных групп в материальном обеспечении, которое необходимо для успешного существования общества.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Уровни экономики как социального института

Социальный институт экономической сферы обладает многоаспектностью. В нем выделяют несколько основных уровней. Во-первых, ядром экономики как социального института является работа.

Определение 2

Работа – это процесс решения важных и актуальных стратегических и профессиональных задач, которые связаны с применением своих способностей, а также с затратой умственных и физических усилий. цель работы заключается в производстве необходимых обществу благ и услуг, которые будут удовлетворять потребности человека.

Многие авторы классической социально-экономической науки (например, Э. Гидденс) выделили шесть ключевых характеристик работы, которые является ее главные аспектами:

  • Деньги – заработная плата, а также наличие должностного оклада и дополнительный поощрений (премии, стипендии и прочее). Целью многих людей при трудоустройстве является решение именно материальных проблем, а также удовлетворение потребности в деньгах;
  • Деятельностный уровень предполагает, что профессиональная деятельность является ключевой в жизни человека. В ней он реализует свои творческие и умственные навыки и умения, применяет необходимые знания, а также приобретает новые возможности, знакомства и связи;
  • Разнообразие. Занятость в экономической и трудовой деятельности предполагает доступ к ситуациям, которые выходят за рамки повседневного, бытового окружения человека. В рабочей обстановке, во время решения множества трудовых задач человек отвлекается от однообразной, «рутинной» работы. Также индивид может удовлетворять свои потребности даже во время однообразной работы и выполнения рутинных задач, так как в них все равно реализовывается энергия конкретного человека, когда он выполняет обязанности, не похожие на его ежедневные, бытовые задачи;
  • Структурирование времени. Человек, устраиваясь на рабочее место, принимает условия труда, в том числе и новый распорядок дня. Сюда входит режим работы, перерыв, свободное время, выходные. Рабочее время может организовываться посменно или вахтовым методом, где также существуют особенности структурирования и организации своего жизненного ритма. Стоит отметить, что ритм не всегда может устраивать человека, и иногда оказывает на него угнетающее воздействие, дает ощущение ненаправленности и хаотичности в своих повседневных делах и заботах.

Замечание 1

Помимо вышеуказанных уровней и компонентов авторы выделяют также следующие. Во-первых, это наличие социальных контактов, которые организуются в процессе экономической и трудовой деятельности.

Рабочие отношения между людьми часто выходят а рамки формальных, и могут переродиться в дружбу, а также в участие в совместной деятельности с другими людьми. Во-вторых, личностная идентичность.

Занимаясь в трудовой и экономической деятельности, человек начинают отчетливо осознавать свою роль и место в организации, а также оценивает свои способности и уровень ответственности.

Функции экономики как социального института

В группу экономики как социального института входят следующие элементы: рынок, деньги, производство, распределение, обмен и потребление, банки, финансовая система. Основными функциями института экономики являются следующие:

  • Согласование интересов потребителя с возможностями производителя, что является основой процессов производства, распределения, потребления и обмена;
  • Удовлетворение потребностей личности или более широких социальных групп, среди которых субъекты, производители и потребители;
  • Укрепление социальных связей, которые основаны именно на экономических принципах. Помимо этого, важны не только внутренние связи, но и отношения с внешними социальными организациями и другими институтами (образования, семьи, управления, государства, религии);
  • Поддержание порядка и контроль за конкуренцией между ключевыми хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, потребления и обмена.

Ключевая цель социального института в экономической сфере – достижение максимальной точки стабильности и поддержание ее на протяжении долгого промежутка времени. Этот аспект приобретает особую актуальность в связи с постоянным развитием общества, его глобализацией и модернизацией. Устойчивость экономики также обуславливается рядом условий.

Среди них такие, например, как территориальные и климатические условия, экология, наличие неограниченных ресурсов, в том числе и человеческих.

Уровень развития материального производства и состояние реального сектора экономики оказывают не меньшее воздействие, потому что они основываются непосредственно на экономических отношениях и существуют в их условиях.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnye_instituty/socialnyy_institut_v_ekonomicheskoy_sfere/

Понятиеэкономической культуры общества

Центральноеместо в анализе экономической системыотводится анализуэкономической культуры, т.е. совокупностиценностей, значений, норм морали, обычаев,посредством которых регулируется инаправляется экономическоеповедение людей.

Всамом общем виде экономическую культуруможно определить каксовокупность социальных норм и ценностей,являющихся регулятором экономическогоповедения и выполняющих роль социальнойпамяти экономическогоразвития, способствующих (или мешающих)трансляции, отборуи обновлению ценностей, норм и потребностей,функционирующих всфере экономики и ориентирующих еесубъектов иные формы экономическойактивности. Авторы этого определенияизвестные специалистыв области экономической социологииТ.И. Заславская и Р.В. Рывкинаподчеркивают, что экономическую культурунельзя рассматривать вкачестве отдельной, самостоятельнойчасти культуры, поскольку она представляетсобой проекцию культуры в ее широкомсмысле на сферу социально-экономическихотношений.

Вэкономической культуре можно выделитьнесколько взаимосвязанныхуровней, в различной степени воздействующихна экономическоеповедение:

1)    ценностии мораль (трудовая этика);

2) научноеи инструментальное знание(профессиональное,
специализированное);

3) нормыи нормативная регуляция поведения.

Средиценностных стандартов экономическойкультуры ведущее местопринадлежит ценности труда и тесносвязанной с ней трудовой этике.Под трудовой этикой принято пониматьотношение людей к труду, запечатленноев нормах и ценностях господствующей вобществе морали ивоплощенное в категориях и образцахкультуры, которые реализуются в сферетрудовой деятельности.

Какубедительно показал еще М. Вебер, мировыерелигии по-разному определяютзначение хозяйственной деятельности,но трудовая мораль занимаетважное место в системе религиозныхценностей.

Согласно его точкизрения, протестантская этика, возникшаяв ряде стран Западной Европыв XVI-XVIIвеках, в период после Реформации,подчеркивающая значение добросовестноготруда, рачительного, бережного отношенияк хозяйственнойдеятельности, явилась моральным стимуломдля возникновения«рационального духа капитализма».

Вгоды социалистического строительствав СССР отношения официальныхвластей и идеологии к ценностям трудовойдеятельности было двойственным:с одной стороны, официальная пропагандапреподносила трудкак «дело чести и славы», а с другой -насаждалась система принудительноготруда как в промышленности, так и всельском хозяйстве. Отчуждениетрудящихся от средств производства,монополизация этих средствпартийно-государственной бюрократиейпривели к утрате истинной экономическоймотивации, отлыниванию от работы,возникновению иждивенческихнастроений среди масс.

Кризистоталитарного общества, его морали икультуры теснейшим образомпереплетается с кризисом трудовойэтики.

Основные проблемы современнойэкономической культуры на уровнеценностей – это отсутствие массовойбазы рыночной идеологии, способнойсоединить общество вокруг идейэкономической эффективности, свободыи частной собственности.

Это означает,что рыночная экономика эффективнозаработает лишь тогда, когда указанныеценности станут общеразделяемыми, т.е.будут приняты и усвоеныбольшинством населения, что позволитсоздать новую экономическуюмотивацию для трудовой деятельности.

Всистеме экономической культуры важнуюроль выполняют и другие ценности,воздействующие на экономическоеповедение. Среди них ведущуюроль играет такая ценность, как частнаясобственность.

ВРоссии традиционно, особенно в концеХIХ-началеXXвеков, укорениласьмысль о «порочности», «пагубности»богатства. Принцип «святости»частной собственности не привился всознании русского обществе.

Радикальная русская интеллигенциявесьма способствовала укоренениюв народе мысли о том, что буржуазияявляется его основным, главнымврагом.

Люди гуманитарных профессий,«пролетарии умственного труда»были выходцами преимущественно изнизших слоев общества и составлялиядро русской радикальной интеллигенции,они явились «духовнымилидерами русской революции».

Так,историк С.С. Ольденберг приводит рядубедительных высказываний,подтверждающих, что русское обществоимеет сильное предубеждениепротив предпринимательской деятельностии соответственно,частной собственности. Историк пишет,что честнее быть агрономомна службе земства, чем землевладельцем,статистиком у промышленника,буржуазным, чем промышленником. Помнению С.Л.

Франка,в России создалась ситуация, когда самисобственники не имели «собственническогомировоззрения», бескорыстной и сверхличнойверы в святостьпринципа собственности. В то же времясам русский народ, по мнениюН.А. Бердяева, никогда не был буржуазным,не имел буржуазных черт в психологии ине исповедовал буржуазные нормы идобродетели. В результате,по мнению П.П.

Рябушинского, частноепредпринимательство, благодарякоторому расцвела экономическая жизньРоссии к 1913 году, в моменткризиса ассоциировалась у народа сбандой спекулянтов, наживающихсяна народном горе. Отсутствие традицииуважительного отношенияк частной собственности сделалоневозможным защиту институтапредпринимательства после 1917 года.

Малочисленная буржуазия позволиласебя ликвидировать как класс.

Второйсоставной частью экономической культурыявляется совокупностьинструментальных и научно-теоретическихзнаний. Важность этого компонента вценностно-нормативной регуляцииэкономического поведения обусловленатем, что он относится к рациональномутипу социального действия.

Уровеньэкономической культуры, связанный снормативным регулированиемэкономической деятельности, такжеотличается рядом особенностей.Институционализированныйценностно-нормативный комплекс,регулирующий статусно-ролевое поведениеразличных социально-профессиональныхгрупп, состоит из трехвзаимосвязанных сфер:

1)     профессиональныенормы и профессиональная этика;

2) ролевыепредписания, относящиеся к различнымтипам
экономическогоповедения (бизнес, банковское дело,реклама и т. д.)

рыночныймеханизм.

Функцииэкономической системы общества

Основнаяфункция экономической системы -способствовать адаптациии выживанию общества в условияхизменяющейся среды. Эта функцияконкретизируется в деятельностиэкономической системы по производствуразличных товаров и услуг, которыепотребляются населением дляудовлетворения различных материальныхпотребностей.

Средидругих функций экономической системыобщества можно выделитьинтегральную. Общество выполняет этуфункцию по той причине, чтоона является движущей силой разделенияобщественного труда, которое, какпоказал еще Э.

Дюркгейм, обеспечиваеторганическую солидарность междучленами.

Однако экономическая системаможет выполнять и дезинтегративныефункции Марксистская концепция отразилаопределенныереалии раннего капитализма – эпохисвободного предпринимательства.

Всовременном индустриальном обществеконфликт между предпринимателеми рабочими в значительной степениослаблен, так как государстворегулирует отношения между трудом икапиталом.

Структураиндустриальной экономической системы

Описаниесоциальной структуры экономическойорганизации представляетопределенные трудности в силу еечрезвычайной сложности: многоуровневости,разветвленности и т.д. Поэтому целесообразновыделить основныесоциально-статистические группы,обеспечивающие функционированиеэкономической системы. К таковымотносятся:

1)     менеджерыкрупных корпораций, ответственныеработники сферы управленияэкономикой;

2)     техническиеспециалисты среднего уровня;

3)     предпринимательскийкласс;

4)     мелкиесобственники;

5)     техники(мастера),осуществляющие контрольные функции напроизводстве;

6)     квалифицированныерабочие;

7)     неквалифицированныерабочие.

Экономическаяорганизация общества состоит издвух основных уровней:в первый входят производителитоваров, во второй – потребители.

Однаконаряду с этим следует учитыватьмногоуровневую систему производственныхорганизаций, которая в самом общем видеможет быть представленадвумя социально-статусными группами -управляющими (менеджерами)и рабочими, квалифицированными инеквали­фицированными.

Итак,в упрощенном виде структура индустриальнойэкономической организацииможет быть представлена взаимоотношениямичетырехосновныхсоциальных позиций – предпринимателей,менеджеров, рабочих ипотребителей.

Предприниматель- ключевая фигура рыночной экономики.Громадныедостижения современной цивилизации(высокий уровень технического прогресса,материальное благосостояние широкихмасс население,изобилие товаров в промышленно развитыхстранах) справедливосвязывают с деятельностью частногосектора и типичных его представителей- бизнесменов и предпринимателей.

Отметимобъективные социально-экономическиеусловия предпринимательства:

1)          хозяйственнаясамостоятельность, владение собственностью;

2)   легитимизацияпредпринимательства, подразумевающаяюридическоепризнание института частной собственностии его государственнуюподдержку;

3)   наличиеопределенных социокультурных предпосылок,благоприятноеотношение со стороны общества кпредпринимательской деятельности.

Важноеместо в экономической структуреиндустриального общества принадлежитспециалистам -по управлению различнымисферами хозяйственнойдеятельности – менеджерам.

Как отмечаетпризнанный теоретикиндустриального общества ДЖ.

Гелбрейт,именно менеджеры, или технократыобладают реальной властью, так какосуществляют процесс принятиярешений по важнейшим проблемам управленияи планирования производства,разрабатывают экономическую стратегию.

Помнению английских специалистов поуправлению М. Вудкока и Д.

Фрэнсиса, эффективно работающий менеджердолжен обладать следующиминавыками и способностями: умениемуправлять собой, разумнымиличностными ценностями, четкими личнымицелями, упором напостоянный личный рост, навыком решатьпроблемы, способностью к инновациями изобретательностью, высокой степеньювлияния на окружающих,знанием современных управленческихподходов, способностьюруководить, умение обучать и развиватьподчиненных, способностьформировать и развивать эффективныерабочие группы.

Источник: https://works.doklad.ru/view/sdZbxv2o6jo.html

Экономика как социальный институт современного общества — реферат

Экономика как социальный институт

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСВТЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ЧитГУ)

ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ

ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГЕОЛОГОРАЗВЕДКИ)     

Реферат по дисциплине социология  на тему

Экономика как социальный институт современного общества              

                                                                             Выполнила: студентка ЭУГ-09

                                                                                               Петровская Н.А.

                                                                       Проверила:                     Т.В  

Чита 2009

Введение

1. Экономическая организация общества и ее исторические типы

    Что такое экономика, или «экономическая система общества», экономика как социальный институт? По словам известного американского экономиста П. Самуэльсона, экономическая система общества (он называет  ее экономической организацией) призвана решать три взаимосвязанные проблемы:

    1.   Что должно производить, какие товары и услуги из громадного 
множества их различных вариаций и в каком количестве;

    2.    Как эти товары следует производить, какими группами людей, с 
помощью каких ресурсов и на основе какой технологии;

    3.    Для кого предназначаются эти товары и услуги, как они 
распределяются в обществе между различными группами людей.

    Социологический анализ экономики как социального института имеет ряд характерных особенностей. По словам Н. Смелзера, социолог  рассматривает экономическое поведение как конкретный случай общего социального поведения, изучает экономическое поведение как комплекс ролей и социальных организаций.

    Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования.

    Можно выделить три основных типа экономической организации: примитивную, аграрную, индустриальную.

    Примитивная экономическая организация присуще первобытному обществу, она отличалась коллективной формой собственности на землю, орудия и средства производства.

    В аграрном типе экономической организации главная роль принадлежит сельскохозяйственному труду, а владение землей является источником власти, богатства, престижа.

        Индустриальная экономическая система радикально отличается от предшествующих. Для нее характерны углубленное разделение общественного труда, развитая материально-техническая база, наличие класса наемных рабочих, юридически свободных и получающих за свой труд заработную плату, размер которой зависит от качества и количества произведенного продукта.      

2. Понятие экономической культуры общества

    Центральное место в анализе экономической системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей.

    В самом общем виде экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов иные формы экономической активности. Авторы этого определения известные специалисты в области экономической социологии Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.

    В экономической культуре можно выделить несколько взаимосвязанных уровней, в различной степени воздействующих на экономическое поведение:

    1)     ценности и мораль (трудовая этика);

    2)  научное и инструментальное знание (профессиональное, 
специализированное);

    3)  нормы и нормативная регуляция поведения.

    Среди ценностных стандартов экономической культуры ведущее место принадлежит ценности труда и тесно связанной с ней трудовой этике. Под трудовой этикой принято понимать отношение людей к труду, запечатленное в нормах и ценностях господствующей в обществе морали и воплощенное в категориях и образцах культуры, которые реализуются в сфере трудовой деятельности.

    Как убедительно показал еще М. Вебер, мировые религии по-разному определяют значение хозяйственной деятельности, но трудовая мораль занимает важное место в системе религиозных ценностей.

Согласно его точки зрения, протестантская этика, возникшая в ряде стран Западной Европы в XVI-XVII веках, в период после Реформации, подчеркивающая значение добросовестного труда, рачительного, бережного отношения к  хозяйственной деятельности, явилась моральным стимулом для возникновения «рационального духа капитализма».

    В годы социалистического строительства в СССР отношения официальных властей и идеологии к ценностям трудовой деятельности было двойственным: с одной стороны, официальная пропаганда преподносила труд как «дело чести и славы», а с другой – насаждалась система принудительного труда, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Отчуждение трудящихся от средств производства, монополизация этих средств партийно-государственной бюрократией привели к утрате истинной экономической мотивации, отлыниванию от работы, возникновению иждивенческих настроений среди масс.

    Кризис тоталитарного общества, его морали и культуры теснейшим образом переплетается с кризисом трудовой этики.

Основные проблемы современной экономической культуры на уровне ценностей – это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной соединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности.

Это означает, что рыночная экономика эффективно заработает лишь тогда, когда  указанные ценности станут общеразделяемыми, т.е. будут приняты и усвоены большинством населения, что позволит создать новую экономическую мотивацию для трудовой деятельности.

    В системе экономической культуры важную роль выполняют и другие ценности, воздействующие на экономическое поведение. Среди них ведущую роль играет такая ценность, как частная собственность.

    В России традиционно, особенно в конце ХIХ-начале XX веков, укоренилась мысль о «порочности», «пагубности» богатства. Принцип «святости» частной собственности не привился в сознании русского обществе.

Радикальная русская интеллигенция весьма способствовала укоренению в народе мысли о том, что буржуазия является его основным, главным врагом.

Люди гуманитарных профессий, «пролетарии умственного труда» были выходцами преимущественно из низших слоев общества и составляли ядро русской радикальной интеллигенции, они явились «духовными лидерами русской революции».

    Так, историк С.С. Ольденберг приводит ряд убедительных высказываний, подтверждающих, что русское общество имеет сильное  предубеждение против предпринимательской деятельности и соответственно, частной собственности. Историк пишет, что честнее быть агрономом на службе земства, чем землевладельцем, статистиком у промышленника, буржуазным, чем промышленником. По мнению С.Л.

 Франка, в России создалась ситуация, когда сами собственники не имели «собственнического мировоззрения», бескорыстной и сверхличной веры в святость принципа собственности. В то же время сам русский народ, по мнению Н.А. Бердяева, никогда не был буржуазным, не имел буржуазных черт в психологии и не исповедовал буржуазные нормы и добродетели. В результате, по мнению П.П.

Рябушинского, частное предпринимательство, благодаря которому расцвела экономическая жизнь России к 1913 году, в момент кризиса ассоциировалась у народа с бандой спекулянтов, наживающихся на народном горе. Отсутствие традиции уважительного отношения к частной собственности сделало невозможным защиту института предпринимательства после 1917 года.

Малочисленная буржуазия позволила себя ликвидировать как класс.

    Второй составной частью экономической культуры является совокупность инструментальных и научно-теоретических знаний. Важность этого компонента в ценностно-нормативной регуляции экономического поведения обусловлена тем, что он относится к рациональному типу социального действия.

    Уровень экономической культуры, связанный с нормативным регулированием экономической деятельности, также отличается рядом особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий статусно-ролевое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер:

    1)      профессиональные нормы и профессиональная этика;

    2)  ролевые предписания, относящиеся к различным типам 
экономического поведения (бизнес, банковское дело, реклама и т. д.)

         3)   рыночный механизм. 

    3. Функции экономической системы общества

    Основная функция экономической системы – способствовать адаптации и выживанию общества в условиях изменяющейся среды. Эта функция конкретизируется в деятельности экономической системы по производству различных товаров и услуг, которые потребляются населением для удовлетворения различных материальных потребностей.

    Среди других функций экономической системы общества можно выделить интегральную. Общество выполняет эту функцию по той причине, что она является движущей силой разделения общественного труда, которое, как показал еще Э.

Дюркгейм, обеспечивает органическую солидарность между членами. Однако экономическая система может выполнять и дезинтегративные функции.

Марксистская концепция отразила определенные реалии раннего капитализма – эпохи свободного предпринимательства.

В современном индустриальном обществе конфликт между предпринимателем и рабочими в значительной степени ослаблен, так как государство регулирует отношения между трудом и капиталом.

    4. Структура индустриальной экономической системы

    Описание социальной структуры экономической организации представляет определенные трудности в силу ее чрезвычайной сложности: многоуровневости, разветвленности и т.д. Поэтому целесообразно выделить основные социально-статистические группы, обеспечивающие функционирование экономической системы. К таковым относятся:

Источник: http://freepapers.ru/8/jekonomika-kak-socialnyj-institut-sovremennogo/116409.752329.list1.html

ovdmitjb

Add comment