Kievuz

Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Содержание

Регуляция эмоциональных состояний

Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Сложнейшая проблема в психологии – проблема регуляции эмоциональных состояний – одновременно относится и к фундаментальным, и прикладным проблемам. Специалисты выделяют достаточно много подходов к исследованию регуляции эмоциональных состояний и психических механизмов, вызывающих стресс.

Регуляция эмоциональных состояний по Ф.Б. Березину

Первый подход в решении проблемы представлен работами Ф.Б. Березина. Регуляцию эмоционального состояния он рассматривал через призму психической адаптации, характер которой влияет на всю адаптацию в целом. Его подход основан на следующих положениях:

  • Адаптация протекает на всех уровнях организации человека, включая психическую сферу;
  • Центральное звено в общей адаптации человека – это психическая адаптация.

Ф.Б. Березин считает, что действия механизмов противостояния тревоге, а это разнообразные формы психологической защиты и компенсации, обусловливают успешность адаптации.

Психологическая защита представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации личности. Её действия направлены на устранение чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта или сведение его до минимума. Психологическая защита выполняет важную функцию – «оградить» сферу сознания от негативных переживаний, которые травмируют личность.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ученый выделяет четыре типа психологической защиты:

  1. Переживания угрозы, вызывающие тревогу;
  2. Факторы, позволяющие фиксировать тревогу;
  3. Факторы, снижающие уровень побуждений;
  4. Факторы, устраняющие тревогу.

Исследования, проведенные в этой области, позволили говорить о том, что различные формы психологической защиты имеют различные возможности противостоять как тревоге, так и другим негативным состояниям.

Когда в противостоянии тревоге одна форма защиты не помогает, включается другая её форма. Нарушение механизмов психической адаптации, а также использование неадекватной формы защиты приводят к соматизации тревоги, в этом случае она направлена на формирование предболезненных состояний и срыву адаптации.

Неадекватная форма психологической защиты, которую использует индивид, способствует возникновению гипертревоги и сопровождается сверхнапряжением. В этом случае возникает состояние фрустрации. Как синдром разочарования она является следствием психического напряжения и часто сопровождается внутренними конфликтами. Симптомы фрустрации:

  • Безвыходное положение;
  • Сложность отказаться от того, что происходит и не обращать на это внимание;
  • Неумение найти выход и желание выйти из создавшегося положения.

С ситуацией интрапсихического конфликта может быть связан и эмоциональный стресс. Вероятность этого конфликта обусловлена особенностями когнитивной сферы, которая играет свою роль в развитии стресса.

Несоответствие между когнитивными элементами приводит к возрастанию напряженности, а в дальнейшем к нарушению интеграции поведения, т.е. настроенности организма и психики на достижение конкретных результатов.

На интеграцию поведения оказывают влияние:

  • Установки;
  • Система отношений;
  • Ролевые структуры.

Все эти факторы могут привести к дезорганизации поведения человека, нарушению «Я-образа», «Я-концепции» и сопровождаться негативным эмоциональным фоном.

Поэтому без построения интегрированного поведения невозможна регуляция негативных эмоциональных состояний.

Коррекция эмоционального состояния, не подкрепленная формированием интегрированного поведения, дает только временное облегчение и создает иллюзию того, что проблема решена.

Эмоциональное состояние и невроз

Автор концепции отношений личности В.Н. Мясищев считал, что эту систему отношений составляет ядро личности. Сама система формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности.

Концепция В.Н. Мясищева нашла широкое применение в области исследования и лечения неврозов. Невроз является следствием длительного или очень интенсивного эмоционального напряжения, в основе которого лежит интрапсихический конфликт и запутанность душевной жизни.

Конфликт, лежащий в основе большинства неврозов, сопровождается очень сильными и интенсивными переживаниями, например, ощущение вины, какого-либо упущения, которое привело к травмирующей ситуации и др.

Если переживания для человека особо значимы, то они становятся источником невроза, поэтому основная часть интрапсихических конфликтов социальна.

Они могут стать причиной заболеваний человека, потому что по отношению к нему была проявлена несправедливость, нарушившая его веру в добро и зло, в смысл человеческого существования.

Человек может решить многие личностные проблемы, если повысить самооценку и уверенность в себе. Эта внутренняя уверенность является той самой мишенью, на которую необходимо ориентироваться в профилактической работе негативных эмоциональных состояний.

Практический аспект регуляции эмоциональных состояний

Другой подход к рассмотрению проблемы регуляции эмоциональных состояний связан с именем Р.М. Грановской. Все стратегии выхода из напряженной ситуации она делит на три группы:

  1. Ликвидировать или изменить проблему;
  2. Снизить её интенсивность, изменив свою точку зрения на проблему;
  3. Облегчить её воздействие, включив ряд способов.

Чтобы управлять своим состоянием, человек должен осознать жизненные цели и соотнести с ними конкретные ценности, они в этом играют ключевую роль. Чем быстрее это будет сделано, тем больше у человека шансов избежать негативных последствий эмоционального напряжения.

Трудная ситуация заставляет человека соотнести её значение с главными жизненными ориентирами и если это сделано своевременно, то состояние его нормализуется. Часто неблагоприятные последствия возникают не из-за самих случаев, а из-за реакции на них.

Таким образом, получается, что один из способов избежать чрезмерного эмоционального напряжения, является гармоничное развитие личности человека и формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции.

По мнению Р.М. Грановской другим способом регуляции эмоциональных состояний является правильный выбор момента для принятия решения. Сознание в экстремальной ситуации сужается, а это приводит к нарушению ориентировки в окружающем.

Стратегия поведения человека в состоянии тревоги и волнения меняется, он стремится избежать риска, боится идти в том направлении, которое грозит ошибками и заблуждениями.

В результате каждую новую информацию человек стремится связать с той, которая ему уже известна, и опять принять неправильное решение.

Естественно, можно сделать вывод о том, что надо учиться выбирать момент для реализации своих планов в сложной ситуации и делать это правильно.

Следующий способ заключается в ослаблении мотивации, например, на время отказаться от достижения поставленной цели.

Еще один способ борьбы с эмоциональными стрессами и эмоциональной напряженностью выделяет Р.М. Грановская. Он заключается в стратегиях отступления, заранее подготовленных.

Это запасной вариант поведения в той или иной ситуации. При запасном варианте снижается излишнее возбуждение и увеличивается вероятность успешного решения задачи.

Даже в случае неудачи запасной вариант помогает с ней смириться и сохранить оптимистическое расположение духа.

Запасные стратегии, таким образом, уменьшают страх неблагоприятного развития событий и способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

Безусловно, все способы выхода из стрессовой ситуации, надо иметь в виду, но необходимо помнить и о том, что бессмысленно бороться против того, что является уже свершившимся фактом. «Пробить» стену лбом достаточно сложно.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/adaptaciya_cheloveka/regulyaciya_emocionalnyh_sostoyaniy/

Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Стресс – одно из эмоциональных и физических состояний, реакция организма на стрессовый стимул, который может носить как физический, так и эмоциональный характер. В этом случае пробуждаются все системы организма на борьбу с неблагоприятной для него ситуацией. Парадокс, что организм одинаково реагирует не только на отрицательные, но и положительные сильные эмоции.

Основные особенности развития и действия

Понятие об эмоциональном стрессе в психологической науке появилось не так давно, всего в1926 году. Ранее оно относилось к физике. А теперь внимание: в качестве характеристики распределения сил внутри предмета, которые воздействуют на него и приводят к деформации. В организме человека таким изменениям подвергаются основные системы – эндокринная, иммунная, нервная.

Парадокс, но развиваться стресс может как от положительных, так и от отрицательных эмоций. Физические реакции будут одинаковыми. Диагностируя стресс у больного, психологи отличают характер эмоций как специфические признаки, поскольку от этого зависит психологический фон на момент работы, и, соответственно, методы снятия последствий.

Психология отличает «негативный» стресс, называя его эмоциональным дистрессом. Человек в таком состоянии отличается ограниченной невменяемостью, он не способен быть объективным, болезненно реагирует на разного рода раздражители.

Течение стресса, если его не остановить, проходит 3 фазы:

  • Тревожность наблюдается 3-14 дней. На физическом уровне – повышение уровня адреналина, желез внутренней секреции, эндокринной системы.
  • Выработка кортикостероидов, большого количества глюкозы, происходит открытие резервов организма.
  • Резервы заканчиваются, начинаются негативные изменения физического состояния – головные боли, изменение работы ЖКТ, скачки артериального давления и прочее.

Далее могут появиться депрессивные состояния, хронические заболевания. Если на первой стадии организм позволяет человеку быстро решат серьезные проблемы, решительно принимать шаги, активно физически работать, то с каждой последующей стадией происходит отклонение к саморазрушению, поэтому так важно останавливать процесс на первой стадии.

Если стрессы не идут чередой, носят временный характер, организм справляется самостоятельно. Но в случае, если человек, особенно ребенок, не может выйти из стресса самостоятельно, необходимо обращение к специалистам.

Обычно медикаментозное лечение ограничивается витаминами и успокоительными травами. Психологи работают с помощью бесед, подключается музыкотерапия, арт-терапия, гидротерапия, массажи. Важны регулируемые физические нагрузки.

Причины

Эмоциональный стресс отличается от физического только причинами возникновения. В дальнейшем физические реакции организма, как, впрочем, и психологические, практически одинаковы. Эмоции и эмоциональный стресс находятся очень близко. Слишком много эмоций – и организм не выдерживает психологических перегрузок.

Причинами стрессовых состояний могут стать такие сильные переживания, как:

  • смерть или серьезная хроническая болезнь близкого человека;
  • собственное тяжелое заболевание;
  • конфликтные ситуации в семье или трудовом коллективе;
  • резкие социальные, финансовые изменения способа жизни;
  • активация страхов или фобий.

Часто это накладывается на личностные особенности – мнительность, постоянное ощущение тревоги, импульсивность, и прочие. Однако это не является специальным условием. Каждый человек подвержен стрессам, только в зависимости от силы эмоций, личностных качеств и способности противостоять стрессовым реакциям, урон он состояния будет большим или меньшим.

Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний – противоположные факторы. Чем больше личность владеет собой, умеет управлять своими эмоциональными состояниями, тем выше у нее стрессоустойчивость. Не стоит смешивать регуляцию со сдерживанием эмоций глубоко в себе. Это приводит не просто к стрессам – к депрессивным состояниям.

Следует отметить, что психоэмоциональный стресс по своей силе и влиянию на жизнь взрослого человека во многим зависит от того, насколько эмоционально насыщенным и сложным было его детство.

Последствия

Стресс эмоциональный, как и физический, включает защитные силы организма. проблема состояния — нарушение внутреннего баланса всех систем. Во время длительного стресса или их чреды происходит:

  • Изменение гормонального фона, что серьезно сказывается на эндокринной системе, общем иммунитете, работе сердечно-сосудистой системы и ЖКТ. В результате при отсутствии заболевания человек чувствует себя абсолютно больным с соответствующими симптомами.
  • Снижается способность к регенерации. Подавленность иммунной системы приводит к замедлению процесса на 25%.
  • Изменение гормонального фона особенно серьезно влияет на детей. У них наблюдается остановка роста и общего развития всех систем.
  • Психоэмоциональный стресс, стимулируя излишнюю активность нейронов, приводит к необратимым нарушениям в головном мозгу, приводя к нарушениям краткосрочной памяти.
  • Изменение метаболизма становится причиной ожирения.

Особенность детских состояний

Дети отличаются повышенной эмоциональностью.

Поскольку эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний тесно связаны между собой, а опыта регулирования у малышей нет, они легко подвергаются нарушениям и получают при этом непоправимый вред для физического и психического состояния. Кроме того, это сказывается на их взрослой жизни, грозя перерасти в серьезные психологические заболевания.

Эмоциональный стресс у детей в 4 раза повышает развитие болезней сердечно-сосудистой системы, у 10-25% вызывает хронические заболевания, и это только небольшая часть негатива, которым грозит стрессовое состояние для ребенка. Признаками такового становятся:

  • резкие перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • снижение концентрации внимания (о нем может свидетельствовать резкое снижение успешности в учебе);
  • замкнутость;
  • ночное недержание мочи;
  • новые вредные привычки – грызть ногти или карандаш, прикусывать губу, накручивать локоны на пальцах или ковырять в носу;
  • новые страхи и фобии;
  • боли в области головы и ЖКТ.

У старших детей, подростков, может развиваться агрессивность, лживость.

При наблюдении подобных признаков, необходимо срочно обратится к психологу, поскольку без адекватной помощи время может быть упущено, и у ребенка появятся необратимые изменения организма на физическом и глубоком психологическом уровне. Детей нельзя держать в постоянном напряжении, это особенно касается учебного процесса.

К причинам, которые могут подвергнуть ребенка стрессу, относятся переезд, начало учебы или детский сад, экзамены и собеседования, проблемы в коллективе, развод родителей или их ссоры, переезд близких друзей, длительное увлечение агрессивными компьютерными играми. Переживания родителей поразительно быстро отображаются на их детях. Редко дети могут осознать причины своего подавленного настроения, оно может быть просто зеркальным отображением взрослой жизни своей семьи.
Профилактика

В психологии существует мнение, что стрессов можно избежать, если придерживаться профилактики возникновения негативных эмоций. Конечно, не всех проблем можно избежать, но ежедневных бытовых и профессиональных – точно. Для этого существует снятие эмоционального напряжения путем:

  • активной социальной жизни;
  • режима сна;
  • здорового питания, включающего антистрессовые компоненты;
  • наличия хобби;
  • религиозности или чтения мантр;
  • чтения книг;
  • регулярных физических нагрузок;
  • творческой деятельности в любых проявлениях;
  • наличием в доме животных и комнатных растений;
  • регулярного общения с природой.

Примечательно, что такая профилактика одинаково действенна и в отношении взрослых, и в отношении детей. Это говорит о том, что можно время, отведенное на профилактику негативных переживаний проводить всей семьей, укрепляя связи, создавая прочные и положительные отношения.

Выезды на природу всей семьей, туристические походы, особенно пешие и велосипедные, позволяют совместить спокойные положительные эмоции, умеренные физические нагрузки, красивые пейзажи и приятное общение. Таким образом в сбалансированное состояние приходят организмы всей семьи.

Эмоциональный стресс и эмоции всегда находятся рядом. Психоэмоциональные напряжения излишней силы или длительного времени воздействия, приводят губительным последствиям.

Профилактические меры способны снизить негативный эмоциональный фон и в значительной мере снизить вероятность проявления эмоционального стресса для организма.

Источник: http://apatii.net/sovety-psixologa/stress/i-emocii-v-psixologii

Контроль и регуляция эмоциональных состояний

Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Реферат

на тему: Контроль ирегуляция эмоциональных состояний

Введение

Окружающий мир очень частовызывает у нас различные эмоции, будьто радость или грусть, уверенность илистрах.

Однако эмоции не всегда оказываютположительное воздействие на человека,его состояние и поведение, а в некоторыхситуациях человек не может дажеконтролировать свои действия, чтоприводит к различным последствиям.

Такие последствия могут быть различны:они могут, как помочь человеку достичьнамеченной цели, так и наоборот,заблокировать мыслительную деятельность.

Окружающая нас действительность,к сожалению, очень часто вызывают бурюне контролируемых эмоций, и результатпод действием эмоций не всегдасоответствует желаемому, а иногда дажеповергает в шок. Однако чтобы избежатьразличных неприятность существуетмножество вариантов регулированияэмоций, различных методик поведения,тренировок и факторов.

Данная работа создана для изученияразличных способов контроля и регуляцииэмоциональных состояний.

Эмоциональные состояния

Чтотакое эмоции?

«Эмоции – это своеобразныесостояния психики, накладывающиеотпечаток на жизнь, деятельность,поступки и поведение человека.Эмоциональные состояния определяют восновном внешнюю сторону поведения ипсихической деятельности.

Эмоциичеловека обусловлены социальнымиусловиями существования и имеютличностный характер. Эмоции представляютсобой субъективные переживания,сигнализирующие о благополучном илинеблагополучном состоянии организмаи психики».

[3]

Любые проявления активностисопровождаются эмоциональнымипереживаниями. У человека главнаяфункция эмоций состоит в том, чтоблагодаря эмоциям мы лучше понимаемдруг друга, можем, не пользуясь речью,судить о состояниях друг друга и лучшенастраиваться на совместную деятельностьи общение.

Замечательным, например,является тот факт, что люди, принадлежащиек разным культурам, способны безошибочновоспринимать и оценивать выражениячеловеческого лица. Они могут определятьпо нему такие эмоциональные состояния,как радость, гнев, печаль, страх,отвращение, удивление.

Это, в частности,относится и к тем народам, которые вообщеникогда не находились в контактах другс другом.

«Эмоции – особый класс субъективныхпсихологических состояний, отражающихв форме непосредственных переживаний,ощущений приятного или неприятного,отношения человека к миру и людям,процесс и результаты его практическойдеятельности. К классу эмоций относятсянастроения, чувства, аффекты, страсти,стрессы. Это так называемые 'чистые'эмоции. Они включены во все психическиепроцессы и состояния человека». [2]

Разновидностиэмоциональных состояний

«Настроение – наиболее общееэмоциональное состояние, охватывающеечеловека в течение определенного периодавремени и оказывающее существенноевлияние на его психику, поведение идеятельность». [2] Настроение можетвозникать медленно, постепенно, а можетохватить человека быстро и внезапно.Оно бывает положительным или отрицательным,устойчивым или временным.

Положительное настроение делаетчеловека энергичным, бодрым и активным.Любое дело при хорошем настроенииладится, все получается, продуктыдеятельности имеют высокое качество.При плохом настроении все валится изрук, работа идет вяло, допускаются ошибкии брак, продукты получаются низкогокачества.

Любое настроение имеет своюпричину, хотя иногда кажется, что оновозникает само собой. Причиной настроенияможет быть положение человека в обществе,результаты деятельности, события вличной жизни, состояние здоровья и т.п.Настроение, переживаемое одним человеком,может передаваться другим людям.

«Аффект – быстро возникающее ибурно протекающее кратковременноеэмоциональное состояние, отрицательновлияющее на психику и поведение человека».[2] Если настроение это сравнительноспокойное эмоциональное состояние, тоаффект это эмоциональный шквал, внезапноналетевший и разрушивший нормальноедушевное состояние человека.

В состоянии аффекта человек неможет разумно управлять своим поведением.Охваченный аффектом он иногда совершаеттакие действия, о которых потом горькосожалеет. Устранить или затормозитьаффект невозможно. Однако состояниеаффекта не освобождает человека отответственности за свои поступки.

«Стресс – эмоциональное состояние,внезапно возникающее у человека подвлиянием экстремальной ситуации,связанной с опасностью для жизни илидеятельностью, требующей большогонапряжения». [2] Стресс, как и аффект,такое же сильное и кратковременноеэмоциональное переживание.

Стресс,прежде всего, возникает только приналичии экстремальной ситуации, тогдакак аффект может возникнуть по любомуповоду.

Второе отличие заключается втом, что аффект дезорганизует психикуи поведение, тогда как стресс не толькодезорганизует, но и мобилизует защитныесилы организации для выхода изэкстремальной ситуации.

Стрессовые состояния по-разномувлияют на поведение людей. Одни подвлиянием стресса проявляют полнуюбеспомощность и не в состояниипротивостоять стрессовым воздействиям,другие, наоборот, являются стрессоустойчивымиличностями и лучше всего проявляют себяв моменты опасности и в деятельности,требующие напряжения сил.

«Фрустрация – глубоко переживаемоеэмоциональное состояние, возникшее подвлиянием неудач, имевших место призавышенном уровне притязаний личности».[2] Она может проявляться в формеотрицательных переживаний, таких как:озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможендвумя путями. Либо личность развиваетактивную деятельность и добиваетсяуспеха, либо снижает уровень притязанийи довольствуется теми результатами,которые может максимально достигнуть.

«Страсть – глубокое, интенсивноеи очень устойчивое эмоциональноесостояние, захватывающее человекацеликом и полностью и определяющее всеего помыслы, стремления и поступки».[2] Страсть может быть связана судовлетворением материальных и духовныхпотребностей. Объектом страсти могутбыть различного вида вещи, предметы,явления, люди, которыми личность стремитсяобладать.

Спокойноесостояние человека

«Эмоциональная стабильностьэто спокойствие, стабильность, уверенностьв себе, устойчивость к стрессовымситуациям». [1]

«Эмоциональная стабильностьэто выдержанность; человек эмоциональнозрелый, спокойный, устойчив в интересах,работоспособный, может быть ригидным,ориентирован на реальность, его незадевают досадные мелочи». [4]

Эмоциональная стабильностьхарактеризуется эмоциональнойневозмутимостью, невпечатлительностью,т. е. нереагированием человека наэмоциогенные раздражители, ситуации.

Существую и другие определенияэмоциональной стабильности, однакоэтого достаточно, чтобы представитьсебе целостную картину спокойногосостояния человека: состояние в которомчеловек стабилен, устойчив к стрессовымситуациям, работоспособен и невозмутим.

Контроль эмоциональныхсостояний

В современной психологиисуществует две точки зрения нанеобходимость контролировать своичувства. Одни специалисты рекомендуютконтролировать свои эмоции, а другиепсихологи считают, что сдерживать эмоциивредно для здоровья и лучше ихпродемонстрировать.

Конечно, для тогочтобы быть в гармонии с самим собой,человек должен проявлять свои эмоции.Но в то же время необходимо выражатьсвои чувства искренне, а в некоторыхслучаях, когда они приносят вред нашемупрофессиональному росту лучшеконтролировать свои эмоции.

К примеру, если вы находитесь наработе, проявление своего недовольстваили других негативных эмоции может бытьчревата тем, что после этого очень великавероятность потери рабочего места. Гневочень часто заставляет повышать голос,делает нас резкими и грубыми.

У каждогочеловека при напряженных эмоциональныхсостояниях меняется мимика, повышаетсятонус скелетной мускулатуры, темп речи,появляется суетливость, приводящая кошибкам в ориентировке, изменяютсядыхание, пульс, цвет лица. Таких людейне любят ни на работе, ни в личной жизни.

Такое поведение с людьми, от которыхнапрямую зависит успешность работы,может поставить точку на пути вашейкарьеры. Контролировать эмоции исохранять невозмутимость в любыхситуациях – важные шаги для достижениягармонии и успеха в жизни.

Способыконтроля

  1. «Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции — расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями».

    [1] Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно.

    Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо?»), и мимические мышцы начинают расслабляться.

  2. «Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Не последнюю роль неумелое дыхание играет и в утомляемости».

    [1] Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся.

    Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, а потому и произвольное упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.

  3. «Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации.

    Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций».

    [1] Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.

эмоция психикаконтроль состояние

Проблемыконтроля в зависимости от особенностейчеловека

При рассмотрении контролянеобходимо учесть тот факт, что существуетнесколько видов темперамента и длякаждого вида может быть определенныйспособ регуляции более эффективен, чемдругой.

«Флегматик. Неспешен, невозмутим,имеет устойчивые стремления и настроение,внешне скуп на проявление эмоций ичувств. Он проявляет упорство инастойчивость в работе, оставаясьспокойным и уравновешенным. В работеон производителен, компенсируя своюнеспешность прилежанием.

Холерик. Быстрый, страстный,порывистый, однако совершеннонеуравновешенный, с резко меняющимсянастроением с эмоциональными вспышками,быстро истощаемый. У него нет равновесиянервных процессов, это его резко отличаетот сангвиника. Холерик, увлекаясь,безалаберно растрачивает свои силы ибыстро истощается.

Сангвиник. Живой, горячий,подвижный человек, с частой сменойнастроения, впечатлений, с быстройреакцией на все события, происходящиевокруг него, довольно легко примиряющийсясо своими неудачами и неприятностями.

Обычно сангвиник обладает выразительноймимикой. Он очень продуктивен в работе,когда ему интересно, приходя в сильноевозбуждение от этого, если работа неинтересна, он относится к ней безразлично,ему становится скучно.

Меланхолик. Человек легкоранимый,склонный к постоянному переживаниюразличных событий, он остро реагируетна внешние факторы. Свои астеническиепереживания он зачастую не можетсдерживать усилием воли, он повышенновпечатлителен, легко эмоциональнораним».[5]

Заключение

В данной работе определено, чтотакое эмоция, а так же рассмотреныосновные общие эмоциональные состояния,такие как: настроение, аффект, стресс,фрустрация, страсть. Описано поведениечеловека в той или иной ситуации и кчему это может привести.

Очень важным фактором являетсяпонимание, что же такое спокойноесостояние человека, были приведеныопределения из различных источников исобрана целостная картина.

Также была определена необходимостьконтролирования эмоциональных ситуацийи приведены примеры самоконтроля:расслабление мимической мускулатуры,совершенствование дыхания и визуализация.Все способы эффективны в определенныхситуациях и могут помочь индивидуовладеть своими эмоциями.

В итоге, в ответ на раздражителисуровой реальности, человек долженстараться не терять контроля над своимиэмоциями, учиться и тренироватьсясохранять спокойное эмоциональноесостояние, совершенствовать себя. Такоеповедение индивида приведет его к успехув личной жизни, будет способствоватькарьерному росту и поможет в труднуюминуту.

Список литературы

  1. http://pedlib.hut.ru/ /Электронный ресурс/ Педагогическая библиотека «Регуляция эмоционального состояния»

  2. http://www.alt-portal.ru/ /Электронный ресурс/ Альтернативный креативный портал «Эмоциональные состояния, их регулирования»

  3. http://psylist.net/ /Электронный ресурс/ «Эмоциональные состояния»

  4. http://www.psychologos.ru/ /Электронный ресурс/ «Эмоциональная стабильность»

  5. http://ru.wikipedia.org/ /Электронный ресурс/ «Темперамент»

Источник: https://works.doklad.ru/view/ocuz0d3HAco.html

Что такое эмоциональный стресс?

Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний

Стресс эмоциональный — это состояние, возникающее в результате факторов, способствующих появлению сильных отрицательных переживаний. Они приводят к резкому выходу из зоны комфорта, что требует быстрой психологической и физиологической адаптации.

Эмоциональный стресс является естественной защитной реакцией организма на перемену привычных условий. Психология этого состояния уже хорошо изучена.

Эмоциональный стресс у детей и взрослых является постоянным спутником нормальной жизнедеятельности, позволяющим быстро адаптироваться к меняющимся условиям среды.

Ребенок с раннего возраста учится преодолевать имеющиеся у него переживания для нахождения выхода из тех или иных неблагоприятных ситуаций. Однако из-за довольно комфортных условий современной жизни нередко человек не приобретает навыки для устранения ненужных неприятных эмоций.

Это приводит к тому, что дискомфортные ощущения не только сохраняются на продолжительное время, но и могут усиливаться.

Неумение справляться с эмоциями может стать причиной не только психических нарушений, но и создать предпосылки для развития тяжелых заболеваний разных органов и систем.

Причины появления эмоционального стресса

Обычно это состояние развивается на фоне дискомфортных ситуаций, которые не позволяют реализовать или удовлетворять основные физиологические и социальные потребности. Исследователи выявили ряд причин, которые могут спровоцировать психоэмоциональный стресс, в том числе:

  • сильная обида;
  • чувство страха;
  • сложные обстоятельства;
  • кардинальные изменения в связи с переездом, сменой работы и т. д.
  • беспокойство.

Способствовать появлению этого состояния могут различные ситуации, которые вызывают отрицательные ощущения. Вызванные этим эмоции и эмоциональный стресс наиболее ярко могут проявиться у ребенка.

Дети тяжело переносят свои неудачи, конфликты со сверстниками, развод родителей и т. д.

Накал эмоций у этой социальной группы обычно не снижается длительное время, что способствует развитию сильнейших стрессов.

Появление психоэмоционального перенапряжения нередко наблюдается на фоне ситуаций, которые несут потенциальную угрозу для жизни.

Сильные эмоции и стресс, как их продолжение, может появиться и под воздействием внешних раздражителей, к примеру, избыточных физических нагрузок, инфекций, различных заболевании и т. д.

На фоне этих состояний появляется эффект психологического напряжения. Некоторые физиологические причины также могут спровоцировать психоэмоциональный стресс. К таким факторам относятся:

  • нарушения в работе нервной системы;
  • бессонница;
  • гормональная перестройка организма;
  • хроническое переутомление;
  • эндокринные заболевания;
  • реакция адаптации;
  • личностная декомпенсация;
  • посттравматические расстройства;
  • несбалансированное питание.

Все факторы, которые провоцируют стресс, можно условно разделить на внешние и внутренние. Очень важно выявить, что именно привело к сильным переживаниям.

К первой группе факторов относятся состояния или условия внешней среды, которые сопровождаются сильными эмоциями. Ко второй могут быть причислены результаты умственной деятельности и воображения человека.

Они обычно не имеют никакой взаимосвязи с реальными событиями.

Группы риска людей, подверженных эмоциональному стрессу

С этим состоянием каждый человек сталкивается множество раз, причем проявления его быстро исчезают, когда условия, в которых они возникли, смягчились или наступила адаптация организма к ним.

Однако ученые выделяют отдельные группы людей, которые имеют некоторые особенности психологической регуляции, делающие их более восприимчивыми к воздействию факторов, вызывающих повышение эмоциональной напряженности.

Они чаще подвержены стрессу, который проявляется у них в более выраженной форме. К группам риска относятся люди:

  • которым присуща повышенная эмоциональная возбудимость;
  • отличающиеся творческой активностью;
  • имеющие различные психические расстройства;
  • занимающиеся определенным родом деятельности;
  • с повышенным уровнем тревожности;
  • проживающие в больших городах.

Те, кто постоянно испытывают на себе психологический дискомфорт и давление, вызванное сочетанием разных обстоятельств, нередко переживают свои эмоции в себе, не проявляя их. Это способствует накоплению эмоциональной усталости и может стать причиной нервного истощения.

Классификация форм и стадий эмоционального стресса

Появление этого состояния может наблюдаться при самых разнообразных условиях. Выделяются 2 основные его разновидности. Эустресс является результатом реакции, способной активировать адаптационные и психические способности организма человека. Обычно он возникает при каких-либо положительных эмоциях.

Дистресс является своего рода патологическим состоянием, становящимся причиной дезорганизации поведенческой и психологической активности человека. Он негативно отражается на всем организме. Обычно это состояние вызвано эмоциональным напряжением при конфликтных ситуациях.

Различные психотравмирующие ситуации также могут стать причиной развития этого нарушения.

Психоэмоциональный стресс обычно протекает 3 основные стадии. Первая фаза получила название перестройки. Сначала при повышенном психологическом напряжении запускается ряд биологических и химических реакций. В этот период наблюдается активизация деятельности надпочечников и выброс адреналина. Это способствует повышению возбуждения, ведущему к нарушению работоспособности и снижению реакций.

После этого наступает фаза стабилизации. Надпочечники адаптируются к имеющейся ситуации, что становится причиной стабилизации выработки гормонов. Если стрессовая ситуация не исчезает, наступает третья ее стадия. Последняя фаза характеризуется развитием истощения нервной системы. Организм утрачивает способность преодолевать психоэмоциональные стрессы.

Работа надпочечников сильно ограничивается, что становится причиной сбоя в работе всех систем. В физическом плане данная стадия характеризуется критическим снижением глюкокортикостероидных гормонов при повышении уровня инсулина.

Это становится причиной ослабления иммунитета, снижения работоспособности, развития психической дезадаптации, а иногда и различных патологий.

Наличие этого нарушения не может протекать без каких-либо симптомов. Таким образом, если человек находится в этом состоянии, не заметить это крайне сложно. Развивающийся эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний всегда сопровождаются рядом характерных психологических и физиологических признаков.

К таким проявлениям относятся:

  • усиление частоты дыхания;
  • напряжение отдельных групп мышц;
  • слезы;
  • повышенная раздражительность;
  • учащение пульса;
  • тревожность;
  • снижение концентрации внимания;
  • резкие скачки артериального давления;
  • общая слабость;
  • повышенная потливость.

Нередко эмоциональное напряжение проявляется сильными головными болями, а также приступами нехватки воздуха (дефицита кислорода). Наблюдается резкое повышение или снижение температуры тела. Нередко человек, находящийся в стрессе, может проявлять неадекватные реакции.

На фоне всплеска эмоций нередко утрачивается способность рационально мыслить и действовать, поэтому субъект не может иногда здраво оценивать свое поведение и адекватно реагировать на имеющуюся ситуацию.

Обычно физические проявления как реакция на стресс наблюдаются на протяжении короткого периода времени.

Чем опасен эмоциональный стресс?

Уже доказано влияние психологических факторов на общее состояние здоровья. Многие патологические состояния могут быть вызваны именно стрессом. На фоне различных психоэмоциональных сбоев наблюдается повышение уровня адреналина.

Это может стать причиной резких скачков артериального давления. Данное явление нередко приводит к спазму кровеносных сосудов в головном мозгу. Это может стать причиной развития инсульта. Может наблюдаться повреждение стенок сосудов.

Из-за этих физиологических особенностей такого психологического состояния повышается риск развития таких заболеваний, как:

  • гипертония;
  • злокачественные опухоли;
  • сердечная недостаточность;
  • аритмия;
  • стенокардия;
  • инфаркт;
  • ишемическая болезнь сердца.

Сильнейший и продолжительный стресс может стать причиной тяжелейших последствий. Могут наблюдаться неврозы, сердечные приступы и психические расстройства. Эмоциональный стресс может привести к истощению организма и понизить иммунитет.

Человек начинает чаще страдать от вирусных, грибковых и бактериальных заболеваний, причем протекают они в более агрессивной форме.

Помимо всего прочего, медицинскими работниками выявлено, что на фоне эмоционального стресса нередко наблюдается обострение таких состояний, как:

  • мигрень;
  • астма;
  • расстройства органов пищеварения;
  • снижение зрения;
  • язвы желудка и кишечника.

Людям, которые имеют предрасположенность к этим патологическим проявлениям, очень важно постоянно контролировать свое психологическое состояние. У ребенка сильный стресс может привести к еще более тяжелым последствиям. У детей на фоне психологического перенапряжения развиваются самые разные хронические заболевания.

Методы купирования эмоционального стресса

В психологии об опасности этого состояния уже известно немало.

Понятие об эмоциональном стрессе имеют и многие современные люди, так как сталкиваются с подобной проблемой довольно часто из-за повышенных психологических нагрузок, в том числе и при решении рабочих вопросов.

Накопление негативных эмоций и напряжения может самым негативным образом отразиться на всех аспектах жизни человека, поэтому с этим нужно бороться всеми возможным методами.

Если стрессовые ситуации являются постоянным спутником жизни, или человек переживает слишком остро любые неприятности, лучше всего сразу обратиться к психотерапевту. Работа со специалистом позволяет приучиться избавляться от негативных эмоций.

Когда проявляется эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний человеком самостоятельно невозможна, обязательно нужно использовать аутотренинги. Они позволяют повысить эмоциональную устойчивость.

В некоторых случаях психотерапевт может порекомендовать использование некоторых седативных препаратов и лекарственных трав, отличающихся выраженным успокаивающим действием. Это позволяет снизить проявления стресса.

Могут быть рекомендованы занятия спортом. Улучшение физической формы позволяет повысить и эмоциональную устойчивость.

Если человек тяжело переносит психологический дискомфорт, рекомендованным является и физиотерапевтическое лечение.

Кроме того, значительную пользу может принести обучение методикам медитации, которые позволяют быстрее устранить все имеющиеся негативные эмоции.

Необходимо приучаться отвлекаться от неприятных мыслей и при любых неблагоприятных ситуациях не впадать в уныние, а искать пути решения имеющихся проблем.

Профилактика эмоционального стресса

Для того чтобы меньше страдать от проявлений этого психологического состояния, необходимо правильно составить расписание своего дня. Некоторые люди испытывают эмоциональный стресс именно из-за того, что они не успевают что-то сделать и вынуждены постоянно куда-то торопиться.

В этом случае профилактике развития этого состояния нужно уделять особое внимание. Обязательно на сон необходимо отводить не меньше 8 часов. Естественно, нужно использовать в жизни свои методы релаксации. Этот момент является индивидуальным.

Некоторым людям избавиться от неприятных эмоций позволяют танцы или посещение спортзала, в то время как другим занятия йогой, прослушивание музыки или рисование.

Люди, имеющие круг родных и друзей, с которыми можно поделиться своими проблемами, в меньшей степени страдают от эмоционального напряжения.

Обязательно нужно проводить анализ своего личностного стресса, чтобы точно определить ситуации, в которых он наиболее интенсивно выражен. Профилактика стресса предполагает поиски пути решения тех или иных проблем, которые вызывают эмоциональное напряжение.

Нужно помнить, что полностью оградиться от этого не удастся, так как жизнь имеет тенденцию меняться очень стремительно.

Определенная профилактика необходима и для недопущения развития эмоционального стресса у детей.

Этой возрастной категории свойственны сильные переживания по разному кругу проблем, но очень важно, чтобы родители имели контакт со своими детьми и могли своевременно оказать поддержку и подсказать правильные пути выхода из той или иной ситуации. Это позволит избежать развития многих соматических нарушений этого состояния.

Источник: https://mypsihologiya.ru/stress/chto-takoe-emotsionalnyj-stress

ovdmitjb

Add comment