Kievuz

Эпоха Петра I: рождение русского флота

Как Петр I взял шведов на абордаж: первый триумф русского флота

Эпоха Петра I: рождение русского флота

7 августа (27 июля по ст. ст.) 1714 года в Гангутском сражении русский флот одержал первую в своей истории морскую победу

Среди героических свершений нашего оружия в эпоху Петра Великого особое место занимают успехи русского флота, созданного при непосредственном участии царя. Важнейшее значение для успешного завершения долгой Северной войны имела самая первая в славной истории нашего флота великая победа на Балтийском море.

К тому моменту Северная война длилась уже более 14 лет. Инициатива в военных действиях давно принадлежала России, позади были яркие виктории при Лесной и Полтаве. Шведы, если вспомнить Пушкина, гнулись по всем направлениям, кроме морского.

Пора выходить в море

Созданию флота Пётр I в годы той войны придавал первостепенное значение. Ещё до Гангута Россия захватила ключевые порты Эстляндии, Лифляндии, большую часть Финляндии, тем самым лишив шведов опорных баз за пределами их собственной территории.

Карта Гангутского сражения

Тем не менее полноценного выхода к морю Россия не получила, поскольку на Балтике господствовали шведские корабли. Русский флот свою мощь пока не подтвердил. Нужна была серьёзная и беспрекословная победа над шведами на море. И она пришла летом 1714 года.

Накануне Гангута балтийские верфи работали денно и нощно, на Балтику работал Архангельск, Пётр закупал военные суда за границей. Однако русские корабли все еще уступали шведским и по числу, и по качеству, и по уровню подготовки экипажей.

Это делало недавно захваченные крепости и порты очень уязвимыми. Важнейшим из таких пунктов был взятый русским десантом в августе 1713 года город-крепость Або (Турку) на восточном берегу Ботнического залива напротив Стокгольма.

Здешний гарнизон нуждался в поддержке с моря.

Галеры – шведу смерть

Важную часть русского флота на Балтике составляли галеры и скампавеи – небольшие гребные суда, вооруженные одной-двумя пушками и обладавшие высокой маневренностью.

Если бы флотилия подобных кораблей сумела прорваться в Аландский архипелаг, изобилующий крохотными островами и кривыми узкими проливами, парусному шведскому флоту пришлось бы покорно оставить этот важнейший район. И шведы это хорошо понимали.

Ещё в марте 1714 года из Стокгольма вышла эскадра под командованием адмирала Густава Ватранга, задачей которой было не выпустить русских из Финского залива. Эскадра состояла из 15 линкоров, 3 фрегатов, 2 бомбардирских кораблей и 9 галер.

Если учесть, что весь Балтийский флот России насчитывал всего лишь не самых выдающихся 16 линейных кораблей, а также около 150 галер и скампавей, которые в серьёзном бою никто не учитывал, шансы совладать со шведской стеной были призрачными.

Приблизительная диспозиция судов

Но в июне адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин с 15 тысячами солдат на 99 галерах, скампавеях и транспортах перешёл из Петербурга в Гельсингфорс (ныне Хельсинки).

Предназначались эти силы для возвращения Або, а если повезёт – и для высадки в Швеции. Для прикрытия Апраксина все наличные линкоры Пётр сосредоточил у Ревеля (ныне Таллин).

Этим он заставил шведскую эскадру Ватранга метаться и подготовил успех у Гангута.

Дальнейшие действия русских адмиралов превосходят все похвалы. Столь чёткой слаженности действий и быстроты в истории надо поискать.

Отряды Ватранга заняли позицию у южной оконечности полуострова Гангут (Ханко), но затем сместились ближе к бухте Тверминне, где ширина перешейка, соединяющего полуостров с материком, составляет около 2,5 км. Это позволяло построить волок, по которому небольшие гребные суда русских могли быть легко перетащены в тыл шведам.

Однако вскоре шведский адмирал узнал о том, что корабли Петра начали движение от Ревеля к Гангуту. Ватранг узнал и о том, что за зиму в состав русского флота влились 5 купленных в Англии и Голландии линкоров, а также построенные в Архангельске 52-пушечные «Гавриил» и «Рафаил».

Русская галера

Тем временем солдаты Апраксина начали сооружать тот самый деревянный помост через перешеек, а также полевые укрепления на случай высадки шведского десанта. За 48 часов до битвы Ватрангу сообщили об этом местные жители.

Шведам пришлось разделить свой флот. Половина его (7 кораблей, включая флагман «Бремен», и два фрегата) осталась у мыса Гангут, чтобы остановить главные силы русских, которые на самом деле спокойно вернулись в Ревель.

8 линкоров и 2 бомбардировочных корабля под началом вице-адмирала Эрика Юхана Лиллье направились к бухте Тверминне. Силы контр-адмирала Нильса Эреншёльда (6 галер и 3 шхербота) были посланы к северо-западной оконечности полуострова Гангут, где заканчивался волок. Этой промашкой шведов русские незамедлительно воспользовались.

Царский абордаж

День 6 августа 1714 года (по н. ст.) был безветренным. Полный штиль не давал шведским кораблям маневрировать. У русского командования возникла мысль проскочить мимо шведов. И вскоре отряд из 20 галер командора Матвея Христофоровича Змаевича рванул на вёслах через шхеры под самым носом Ватранга.

Источник: https://labuda.blog/378401

Гангутское сражение. Как Петр I взял шведов на абордаж

Эпоха Петра I: рождение русского флота

7 августа (27 июля по ст. ст.) 1714 года в Гангутском сражении русский флот одержал первую в своей истории морскую победу

Среди героических свершений нашего оружия в эпоху Петра Великого особое место занимают успехи русского флота, созданного при непосредственном участии царя. Важнейшее значение для успешного завершения долгой Северной войны имела самая первая в славной истории нашего флота великая победа на Балтийском море.

К тому моменту Северная война длилась уже более 14 лет. Инициатива в военных действиях давно принадлежала России, позади были яркие виктории при Лесной и Полтаве. Шведы, если вспомнить Пушкина, гнулись по всем направлениям, кроме морского.

Что для нас Гангут

Особого ущерба от потери отряда Эреншёльда Швеция не понесла. Её преимущество на Балтике осталось, и русскому флоту по-прежнему приходилось действовать с оглядкой. Однако Пётр I использовал Гангутскую победу максимально эффективно.

После поражения Ватранг тут же отдал приказ об уходе к Стокгольму, опасаясь русского десанта в Швецию, который стал более чем реальным. И уже в сентябре 1714 года такой десант высадился около города Умео и взял его без боя. Стало ясно, что теперь флот Швеции не способен защитить страну от вторжения.

Гангутский бой

Источник: pinterest.ru

Царь Пётр лично правил победные статьи о Гангуте, направленные в германские и голландские газеты. Был устроен торжественный въезд победителей в Санкт-Петербург.

Но главное, что негромкая в военно-морском плане победа (захвачены один плавучий бастион и несколько галер) стала знаком того, что Россия может одолеть шведов на море.

Другими словами, отсталая в глазах Европы страна, не имевшая ничего более серьезного, чем парковые лодочки для катания барышень, этими лодочками укатала великую морскую державу.

Для России бой при Гангуте стал первой крупной морской победой в её истории, при том, что соперник был куда как непрост и наводил страх на северные моря в течение веков. Тем не менее противник был повержен.

И Россия по достоинству оценила это событие. Все участники боя получили отчеканенную в честь Гангута медаль. Царь Пётр Алексеевич получил звание вице-адмирала. В Санкт-Петербурге была построена церковь святого Пантелеймона, в день которого была одержана победа. Пять российских и советских кораблей носили гордое имя «Гангут».

Петр I после Гангутской виктории

Источник: pinterest.ru

Летом 1714 года Россия поняла, что может никого не опасаться не только на суше, но и на море. И это приятное ощущение с тех пор наполняет гордостью и согревает вот уже 305 лет.

Обложка: pinterest.ru

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-pietr-i-vzial-shviedov-na-abordazh-piervyi-triumf-russkogho-flota

Балтийский флот РФ: боевые корабли и характеристики

Эпоха Петра I: рождение русского флота

Балтийский флот Российской Федерации – известное подразделение военно-морского флота (ВМФ), оставившее значительный след в истории. Дважды награжденный орденом Красного Знамени, флот участвовал во множестве военных операций.

История флота

Балтийский флот является одним из самых древних военно-морских образований. Балтийское море, начиная с Х века, имело важнейшее стратегическое значение, ведь именно с него начинался так называемый путь “из варягов в греки”.

Историю Балтийского флота можно рассматривать с начала эпохи новгородско-шведских войн, хотя официальная дата создания отдельного подразделения датируется несколькими веками позже.

Официальным годом создания объединения военно-морских сил в Балтийском море принято считать 1703 год, однако сам флот появился гораздо раньше.

Создание

Балтийский флот обязан своему существованию Петру I. Еще в конце 17 века последним царем всея Руси была создана флотилия на территории Ярославской области. Примерно в 1696 году начато масштабное строительство кораблей на воронежских верфях. Именно с этих кораблей несколькими годами позже начнется история Балтийского флота.

Размах строительства поражает: австрийские инженеры были приглашены для помощи в строительстве, а непосредственное участие в процессе приняли более 25 тыс. крестьян и посадских. За время слаженной работы удалось построить два крупных корабля, более 20 галер и почти полторы тысячи барок, предназначенных для перевозки людей и крупногабаритных грузов.

В те времена только Пётр Алексеевич смог понять и оценить все перспективы развития морского дела в России

Цель строительства – успеть ко Второму Азовскому походу. Она была успешно достигнута, ведь уже в середине 1696 года при поддержке построенных кораблей крепость Азов была захвачена. Именно этот год является фактической датой рождения военно-морского флота.

Балтийский флот как отдельное подразделение появился в 1703 году, в период Северной (Двадцатилетней) войны между шведами и коалицией государств северной части Европы, которая велась за право обладания балтийскими землями.

В этот период Балтийский флот принял участие в нескольких боевых действиях, которым отводится важная роль в событиях Северной войны.

Период после смерти Петра I

Военно-морской флот Петра I, впоследствии преобразованный в военно-морские силы Российской империи, заметно снизил скорость развития после смерти царя. Это коснулось и Балтийского флота. В период с 1726 по 1730 год не построено ни одного корабля, несколькими годами раньше создан всего один боевой линейный корабль.

В 1728 шведский посол в России в отчетах своему руководству писал, что флот приходит в упадок и, несмотря на стремительное развитие раньше, в этот период переживает не лучшие времена. Старые корабли вышли из строя, в рабочем состоянии осталось всего несколько боеспособных кораблей, а строительство новых было приостановлено.

В 1729 году для защиты балтийской зоны было пригодно не больше 20% всего корабельного состава флота. Во время правления Петра II наблюдается значительное снижение боевой подготовки экипажа военных кораблей.

Ситуация переменилась, когда на престол взошла императрица Анна Иоанновна. По ее указу создана военно-морская комиссия. Одним из первых решений императрицы стал приказ о восстановлении и укреплении флота.

В 1734 году Балтийский флот отличился в войне за польское наследство. В годы русско-турецкой войны флот принимал участие во взятии Азова.

Однако в ходе событий русско-турецкой войны Балтийский флот был ослаблен, к концу 1739 году из-за болезней и военных действий экипаж уменьшился почти на 4 тыс. человек. Балтийский флот принимал участие в русско-шведской войне.

Участие в семилетней войне

Современный город Клайпеда в Литве на месте бывшей крепости Мемель

На начало семилетней войны Балтийский флот находился в выигрышном положении, ведь шведские корабли присоединились к ним, а Пруссия не располагала собственным флотом. Основная задача Балтийского флота в этой войне – не допустить проход английских кораблей через Балтийское море. Также в задачу флота входила блокада прусского побережья.

В июне 1757 года при содействии флота была захвачена крепость Мемель. Через два месяца после этих событий флот вступил в стычку с прусскими войсками и успешно подавил их наступление.

В 1758 году корабли флота были посланы навстречу британской эскадре для того, чтобы помешать им вступить в Балтийское море. В целом, до окончания семилетней войны флот больше не принимал активного участия в боевых действий, осуществляя блокаду прусских войск, не давая им продвинуться дальше.

Участие в Великой Отечественной войне

Согласно плану “Барбаросса”, Балтийский флот должен был быть полностью блокирован силами врага. В это время противнику удалось без помех минировать воды акватории, из-за чего СССР понес существенные потери.

Основные задачи Балтийского флота во время ВОВ:

  • содействие союзным войска на приморских направлениях;
  • минно-заградительные действия;
  • борьба на коммуникациях;
  • действия против военных кораблей врага;
  • высадка десантных сил.

В 1941 году силы противника активно продвигались вглубь территории СССР, система базирования Балтийского флота была нарушена, что составило дополнительные сложности в выполнении задачи морского подразделения. Флот был вынужден обеспечивать безопасность уязвимого со всех сторон Кронштадта. Это морское подразделение понесло большие потери, но в конце лета 1941 года удалось осуществить Таллинский переход.

До 1944 года Балтийский флот входил в систему обороны Ленинграда, так как базировался на Кронштадтской военно-морской базе.

В начале осени 1941 года флот оказал содействие в удержании ораниенбаумского плацдарма.

Крупнокалиберные артиллерийские орудия кораблей Балтики оказывали колоссальную помощь в защите города на Неве

В 1942 году враг начал минирование вод Финского залива. В результате количество мин, установленных противником за два года, превысило 21 тыс. Однако подводные лодки Балтийского флота, несмотря на большие потери, успешно выполняли возложенную на флот задачу на этой территории.

Флот принял участие в битве за Ленинград. За этот год потери флота составили более 50 боевых кораблей и подводных лодок.

В январе 1943 года Балтийский флот участвовал в прорыве советских сил через ленинградскую блокаду. В этом же году прекратилось участие подводных лодок флота в военных действиях в связи с масштабным минированием вод противником. Функционировала только морская авиация.

В начале 1944 году силы флота участвовали в операции против противника под Ленинградом. В то время, как готовилась операция “Нева-2”, кораблями флота были перевезены войска и военная техника второй ударной армии.

В ходе этой операции силы флота приняли участие в артиллерийском и авиационном наступлении. Затем артиллерия приняла участие в прорыве обороны на Карельском перешейке.

Морской десант флота захватил Бьеркский архипелаг, острова Выборгского залива.

В 1944 году Финляндия вышла из войны, поэтому положение флота быстро переменилось, и уже осенью этого года подводные лодки снова начали принимать участие в военных действиях.

Во время Великой Отечественной войны флот понес тяжелые потери, но и имеет несколько значимых трофеев, в их числе – потопление трех крупнейших немецких кораблей, перевозивших более 20 тыс. человек.

Балтийский флот сегодня

Сегодня Балтийский флот продолжает успешно выполнять свои задачи. Флагманы флоты – два миноносца проекта 956 “Настойчивый” и “Беспокойный”.

С 2000 года корабельные силы флота посещали страны Африки, Европы, Азии и Америки с деловыми визитами, неоднократно принимали участие в различных морских учения, в том числе и мировых.

Балтийский флот дважды награжден орденом Красного Знамени.

Начиная с 2000 года состав постоянно пополняется новой современной техникой, флот развивается и расширяется. Корабельный состав постоянно модернизируется, добавляются современные системы навигации и слежения.

На сегодняшний день Балтийский флот представляет собой основную учебную базу для военно-морских сил страны. На базе флота планируется установка постоянного оперативного соединения в северной части Атлантического океана.

Базирование и задачи флота

Изучив историю, следует разобраться, где находился и находится сегодня Балтийский флот. Штаб Балтийского флота расположен в городе Калининград. В состав входит Краснознаменная Балтийская военно-морская база. Краснознаменная Ленинградская военно-морская база, отмеченная во время ВОВ, имеет три места дислокации – Ломоносов, Кронштадт, Санкт-Петербург.

Разобравшись, какие базы, находящиеся в составе Балтийского флота, где расположены, следует изучить корабельный состав Балтийского флота военно-морского флота (ВМФ) России и состав воинских частей. Структура морской организации Балтийского флота ВМФ РФ представлена более 25 тыс. человек – основной состав воинских или войсковых частей.

Эскадренные миноносцы Балтийского флота

Корабль “Настойчивый” начал строиться ещё в восьмидесятые годы прошлого века; на сегодняшний день ходит под бортовым номером “610”

Балтийский флот ВМФ России располагает эскадренным миноносцем “Настойчивый” (проект 956).

Еще 10 лет назад таких миноносцев в составе было два. Второй носит имя “Беспокойный”. Однако в 2008 году корабль в последний раз был спущен на воду, так как израсходовал свой потенциал.

Несколько лет назад корабль стал музейным экспонатом.

На сегодняшний день в составе остался миноносец “Настойчивый”. Флагман Балтийского флота введен в эксплуатацию в 1991 году, в 2019 году запланирован плановый ремонт, в ходе которого корабль будет модернизирован.

Последний командир корабля – капитан 3 ранга Ганиев А. Р. (с 2018 года).

Сторожевые корабли 2-го ранга

В составе Балтийского флота присутствуют 2 корабля проекта “Ястреб”. Это сторожевые корабли дальней морской зоны, часто классифицируются как фрегаты.

Один из них, “Неустрашимый”, на сегодняшний день находится на плановом ремонте. Корабль впервые спущен на воду в 1988 году. Второй сторожевой корабль – “Ярослав Мудрый”.

Его строительство пришлось на начало перестройки, потому было заморожено. Корабль вступил в строй только в 2009 году.

Сторожевые корабли ближней морской зоны

Кораблей этого класса в составе флота 4. Все они представляют собой многоцелевые суда подкласса “корвет” проекта “Стерегущий”:

  • “Стерегущий” – вступил в строй в 2007 году;
  • “Сообразительный” – в строю с 2011 года;
  • “Бойкий” – спуск осуществлен в 2013 году;
  • “Стойкий” – в строю с 2014 года.

Все корабли заложены на “Северной верфи” Санкт-Петербурга.

Малые боевые корабли

Всего в состав Балтийского флота входят 13 кораблей этого класса. Все они в строю и успешно эксплуатируются. Больше половины спущено на воду в 1989-1990 годах, поэтому в скором времени ожидается капитальный ремонт.

В 2015 году в состав флота поступило 2 корабля проекта “Буян-М” и один корабль проекта “Каракурт”.

Боевые катера

Ракетный катер “Чувашия”способен развить боевую скорость до 41 узла (75 км/ч)

В состав Балтийского подразделения ВМФ РФ входит 12 боевых катеров. Среди них противодиверсионные, ракетные и патрульные катера. 8 катеров, в том числе ракетные и противодиверсионные, спущенные на воду в начале 90-х годов прошлого века. Три патрульных катера спущены в 2013 году.

Десантные корабли

В состав входит:

  • 4 больших десантных корабля (2 ранга, проекта 775) – в эксплуатации с 1985-1990 гг.;
  • 2 малых десантных корабля на воздушной подушке (проект 12322 “Зубр”) – с 1991 г.;
  • 9 десантных катеров.

Десантные катера представлены тремя единицами техники проекта “Акула”, тремя катерами проекта “Серна”. В 2014 году флот пополнен тремя катерами проекта “Дюгонь”.

Подводные лодки

В Балтийском флоте ВМФ РФ числится три подводные лодки проекта “Палтус”. Однако одна из них списана и не эксплуатируется (“Выборг”), еще одна находится на ремонте (“Алроса”), возвращение в строй планируется в 2019 году. Успешно эксплуатируется только одна подлодка “Дмитров”, спущенная на воду в 1986 году.

Командующие

На сегодняшний день командующим флотом является адмирал Носатов А.М, приступил к должности в 2016 году.

Перед ним должность занимали вице-адмиралы Кравчук В.П. (2012-2016),  Чирков В.В. (209-2012 гг.) и Мардусин В.Н. (2007-2009 гг.).

Начальником штаба с 20016 по 2019 год был вице-адмирал Мухаметшин И.Т.

Источник: https://voin.guru/tehnika/flot/baltiyskiy-flot/

ovdmitjb

Add comment