Заблуждения о монголо-татарах, которые вы считали правдой
Происхождение татаро-монголов, их нашествие на Русь и дальнейшая судьба – одна из самых мифологизированных и спекулятивных исторических тем.
В зависимости от политической конъюнктуры и ради погони за сенсациями различные авторы выдвигали самые причудливые версии: от заявлений, что никакого татаро-монгольского ига не было, до гипотезы о европеоидности Чингисхана и его дружинников.
Вопрос о том, кого считать потомками средневековых монголов, и вовсе служит идеальным яблоком раздора: можно стравить и довести до исступления представителей десятка народов, каждый из которых непременно предъявит «неопровержимые» доказательства прямого родства с воинами Темучжина.
ДЛЯ СПРАВКИ: Темучжин – имя, данное будущему завоевателю при рождении. Чингисхан – титул, пожалованный ему на съезде монгольских племен в 1206 году. Отец Темучжина, Есугей-багатур, прославился как великий воин, постоянно сражавшийся с татарами. Своего очередного сына он назвал в честь татарского вождя Тэмуджина-Уге, которого захватил в плен незадолго до того, как узнал о рождении мальчика.
Кто придумал татаро-монголов?
В первую очередь надо отметить, что «татаро-монголы» – это термин, достаточно поздно введенный историками для удобства написания книг и знакомства читателей с реалиями давно минувших столетий.
Часто можно встретить утверждения, что первым о татаро-монголах заговорил Николай Михайлович Карамзин. Это не совсем верно. Карамзин действительно много писал по данной теме, однако употреблял термины «монгольское иго» или «Батыево иго».
Условное понятие «татаро-монголы» ввел в научный оборот другой историк – Петр Николаевич Наумов. В 1823 году он использовал этот термин для обозначения «монгол, называемых татарами». В последующие годы термин органично слился с понятием «татарского ига», которое появилось в польской литературе еще в конце XV века, и превратился во всем известное «татаро-монгольское иго».
С VII по Х век эта кочевая общность активно расселялась, двигаясь из района в верховьях Амура на запад. Естественно, при этом дробились старые племена и возникали новые. В результате из того же племени шивэй выделились татары.
Впервые они упоминаются в качестве самостоятельной группы в 732 году, и с этого времени быстро набирают силу.
Всего за сто лет молодое племя стало настолько могущественным, что соседние уйгуры и жители Центральной Азии стали называть «татарами» всех степняков с монгольских равнин.
Вендетта в степи
Отношения в средневековой степи были простыми и незамысловатыми: сильные убивали и грабили слабых, слабые сбивались в стаи, чтобы отплатить обидчикам той же монетой.
Войны между племенами дополнялись разборками между кланами, а те происходили на фоне постоянных убийств одних родственников другими. Даже члены отдельных семей не стеснялись поднимать друг на друга оружие.
По мере сил маслица в огонь подливало китайское государство, для которого непрерывная резня между кочевниками была лучшей гарантией того, что они не обрушатся на земледельческие районы Поднебесной.
На рубеже 60—70-х годов ХII века, вскоре после рождения Темучжина, татарам при поддержке империи Цзинь удалось разгромить и уничтожить большинство крупных монгольских племен.
Геноцид получился столь масштабным, что на некоторое время монголы практически исчезли из степи как самостоятельная сила. Однако военная удача – штука переменчивая, и подросший Темучжин в полной мере продемонстрировал это врагам своего племени.
В 1196 году молодой вождь помог империи Цзинь разгромить татарское войско, а в 1202 году организовал поход на них собственными силами.
Выиграв тяжелую битву, монголы решили уничтожить всех татар. Темучжин и приказал казнить всех пленников, кроме детей, рост которых был меньше высоты тележного колеса.
Татар вырезали, однако название племени уже настолько прочно ассоциировалось с кочевниками монгольских равнин, что и Европа, и Русь веками продолжали называть татарами племена, поставившие точку в истории этой общности.
Натуральный блондин
Чрезвычайно интригующим оказался вопрос о внешности Чингисхана. Первым на этом поприще отметился персидский историк, врач и государственный деятель XIII века Рашид-ад-Дин.
Составляя свой исторический труд «Сборник летописей», он дал весьма неожиданное описание предков Темучжина: «Третий сын был Есугэй-бахадур, который является отцом Чингиз-хана. Племя кият-бурджигин происходит из его потомства.
Значение «бурджигин» – «синеокий», и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугэй-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи… согласно их [монголов] словам, он является знаком царской власти детей Алан-Гоа».
В 2016 году на улице поклонников новой хронологии и «подлинной» истории случился настоящий праздник: при исследовании захоронения Таван Толгой в Монголии группа генетиков из нескольких стран обнаружила в ДНК возможных родственников Чингисхана признаки, типичные для европейцев и совершенно нехарактерные для азиатов. Сообщая об открытии, многие СМИ разразились истерическими заголовками о том, что, оказывается, великий завоеватель «был европейцем».
Ловкость рук и почти никакого обмана
На самом деле все не так однозначно, как любят представлять адепты альтернативной истории. Дело в том, что Рашид-ад-Дин родился через 20 лет после смерти Чингисхана, а потому крайне сомнительно, что ему довелось общаться с кем-либо, кто был непосредственно знаком с великим завоевателем.
Более того, врач Рашид служил монгольской империи Хулагуидов, которая занимала территории современного Ирана, Ирака, Пакистана и отчасти Афганистана, и на исторической родине своих повелителей он не бывал.
Эти два факта дают основание предположить, что «синеглазость» и «рыжебородость» предков Чингисхана, скорее всего, лишь литературный прием, призванный подчеркнуть исключительность правящей династии.
Примечательно, что прижизненные монгольские и китайские источники отмечают лишь высокий рост Темучжина и ничего не говорят о каком-то особенном цвете его глаз или волос.
Что же касается генетического анализа скелетов из погребения Таван Толгой, то исследователям действительно удалось найти Y-хромосомную мутацию, характерную для европеоидных людей.
Однако далеко не факт, что эти останки имеют отношение к роду, из которого происходил Чингисхан.
Дело в том, что орнамент и символы, которыми был украшен погребальный инвентарь, использовались многими монгольскими племенами, а не только Борджигинами – родом, из которого происходил Чингисхан.
Скорее всего, как и большинство соплеменников, Темучжин был классическим монголоидом, которого хоть на плакат, хоть в учебник антропологии. Жаль, могилка великого завоевателя так и не нашлась.
Наследники – вопрос политический
В принципе, объявить себя народом-наследником могут жители любой страны, которая находилась под контролем Орды. Было бы желание. Другое дело, насколько серьезно эти притязания будут выглядеть со стороны.
Монголы активно использовали покоренные народы в последующих военных кампаниях. Но чем дальше от границ Монголии проходила очередная война, тем меньше этнических монголов принимало в ней участие.
К границам Волжской Булгарии, Руси и Венгрии дошли не столько монгольские тумены, сколько разноплеменный сброд, спаянный железной дисциплиной и руководимый относительно немногочисленными соплеменниками Чингисхана.
Индия, Ближний Восток и Китай постепенно переварили своих покорителей, частично ассимилировав, частично истребив расслабившихся завоевателей.
Сейчас можно назвать лишь два региона мира, преемственность жителей которых не вызывает сомнений: Монголия, где собственно и сложились монгольские племена, и… Калмыкия, куда русские цари в XVII пригласили монголов для решения прикладной задачи – зачистки волго-донских степей от недружественных степняков.
Что касается потомков самого Чингисхана, то к настоящему времени их может насчитываться более миллиона человек. Однако, как ни странно, они почему-то не прославились ни пронзительно голубыми глазами, ни жгуче рыжими бородами.
Источник: http://comunicom.ru/interesnoe-pro-tajikistan/51-zabluzhdeniya-o-mongolo-tatarakh-kotorye-vy-schitali-pravdoj
Как монголо-татары описывали русских
Многие средневековые русские летописи описывают монголо-татарских захватчиков. Немало исторических трудов посвящено внешнему виду, обычаям и традициям воинственных кочевников.
Их амуниция, вооружение и даже прически нашли отражение в трудах путешественников из Западной Европы.
При этом часто остается неясным: как сами монголо-татары воспринимали русских и как эти люди выглядели в глазах завоевателей.
Западная провинция
Разрозненные удельные княжества Руси были западной частью улуса Джучи, принадлежавшего потомкам старшего сына Чингисхана.
«Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века» (Москва, 2013 г.
), который вышел в свет под редакцией доктора исторических наук Валерия Керова, так описывает отношение завоевателей к западной провинции их империи: «Монголы были обескровлены, и, кроме того, русские земли с бескрайними лесами казались кочевникам дикими и непригодными для скотоводства. Поэтому Русь сохранила некоторую автономию, свои внутренние порядки, традиционные княжеские династии и формы государственности».
Экономическая зависимость ограничивалась выплатой различных видов дани, а политическая – необходимостью получать у хана Золотой Орды официальный документ (ярлык), подтверждающий право того или иного князя править наследственным уделом.
В такие же вассальные отношения к монголо-татарам попали многие другие государства. Поэтому можно сказать, что на геополитическом уровне Русь в глазах монголов была лишь одной из отдаленных провинций их империи.
Как относились
Оценивая историческую роль Золотой Орды, отечественные исследователи разделились на два лагеря, которые условно можно назвать «западниками» и «евразийцами».
По мнению большинства ученых из стран Европы и их российских сторонников, чья точка зрения долгое время доминировала в общественном сознании, монголо-татары были жестокими завоевателями, которые крайне негативно относились к населению Руси.
В своей книге «Гумилев сын Гумилева» (Москва 2012 г.) кандидат исторических наук Сергей Беляков написал: «Во времена Батыя монголы не проявляли к русским особого почтения. По версии Гумилева, великий князь владимирский Ярослав Всеволодович был ценнейшим союзником монголов. Значит, монголы должны были отнестись к нему с почтением.
не получали среди них никакого должного почета, но приставленные к ним татары, какого бы то низкого звания они ни были, шли впереди их и занимали всегда первое и главное место, а, наоборот, часто тем надлежало сидеть сзади зада их».
Такое отношение к русскому князю-союзнику предполагает, что простых ремесленников и крестьян завоеватели, вообще, за людей не считали.
Однако условные «евразийцы» во главе с известным историком Львом Гумилевым (1912-1992 гг.) настаивают, что к русским монголы относились вполне лояльно. Например, кандидат филологических наук, публицист Вадим Кожинов в книге «От Византии до Орды.
История Руси и русского Слова» (Москва, 2011 г.) отметил, что замеченная в русском фольклоре негативная характеристика татар связана с частыми грабительскими набегами подданных Крымского ханства, а не с действиями представителей Золотой Орды.
Так, Владимирский епископ Серапион отмечал нравственное превосходство монголов над русскими: «Хотя они, писал он, «погании (то есть язычники – В. К.) бо, Закона Божия не ведуще, не убивают единоверних своих, ни ограбляют, ни обадят, ни поклеплют (оба слова означают „клеветать“, „оговаривать“ – В. К.
), ни украдут, не запряться (зарятся) чужого; всяк поганый своего брата не продаст; но кого в них постигнет беда, то искупят его и на промысл дадут ему…
а мы творимся, вернии, во имя Божие крещени есмы и заповеди его слышаще, всегда неправды есмы исполнени и зависти, немилосердья; братью свою ограбляем, убиваем, в погань продаем; обадами, завистью, аще бы можно, снели (съели – В. К.) друг друга, но вся Бог боронит…».
Сведений мало
Как известно, монголо-татары называли жителей Руси «урусами» или «урусутами», так переиначивая на свой манер этноним «русский». Никаких исторических документов той эпохи, содержащих описание урусов, составленных завоевателями, не сохранилось.
Лишь в русских летописях приводятся отдельные слова, приписываемые хану Батыю и другим монголам, достоверность которых сложно подтвердить.
Например, упорно сопротивлявшийся Козельск внук Чингисхана якобы назвал «злым городом», а стойких русских воинов – железными урусами.
Науке известны три летописи о жизни Чингисхана и его потомков:
«Сокровенное сказание монголов», составленное в 1240 году неизвестным автором;
«Алтан Тобчи» («Золотой свод»), написанный ученым ламой по имени Лубсан Данзан в XVII веке;
«Эрдэнийн Эрихэ» («Драгоценные четки») – рукопись середины XIX века, автором которой является монгольский чиновник Галдан-тайджи.
Ни один из этих документов не содержит описания русских или Руси. Летописцам гораздо интереснее были династические распри, клановая борьба, а также политические события, происходившие в Китае и у других ближайших соседей, нежели какие-то далекие урусы.
А если представители Золотой Орды и вели какие-либо этнографические записи, отображая внешность и нравы покоренных народов, то они не сохранились, что неудивительно в условиях кочевой жизни.
Для изучения историков остались лишь отдельные ярлыки – официальные указы, другие административные и юридические документы, а также дипломатическая переписка ханов Золотой Орды с различными правителями, в которой прибегать к описанию русских тоже не было никакой нужды.
Сильные, но разобщенные
При таком остром дефиците достоверных источников стоит обратить взор на исторические романы. Например, известный писатель Василий Ян (Янчевецкий) – автор трилогии «Нашествие монголов», по общему мнению ученых, как никто другой сумел постичь психологию завоевателей.
В романе «Батый» (Москва, 1942 г.) содержится такая характеристика русских: «Киев богатый город. Дома для молитвы имеют крыши высокие, круглые, и покрыты они червонным золотом… Урусов много! Они так сильны, что могли бы нас раздавить, как давит нога верблюда спящую на дороге саранчу.
Но у них нет порядка! Их «конази» всегда между собой грызутся. Их войско – это стадо сильных быков, которые бредут по степи в разные стороны… Однако у урусов есть свой Джебэ! Его зовут «багатур Мастисляб»…
Говорят, что этот Мастисляб много воевал и до сих пор видел только победы, но у них нет своего Субудай-багатура, чтобы, когда Мастисляб зарвется вперед в опасное место, его поддержать и выручить!..»
Перед каждым военным походом монгольские стратеги отправляли хорошо обученных шпионов на земли потенциальных противников. Русских эти шпионы, по мнению В. Г. Яна, сочли упорными и стойкими воинами, а Рязань и Владимир – хорошо оснащенными крепостями, которые будет нелегко захватить.
Младшие братья?
Оригинальную версию восприятия русских монголами предложил кандидат философских наук Тарас Журба в своей статье «Монгольский Тэнгэр для русских, или сакральная геополитика Святой Руси», которая была опубликована на портале asiarussia.ru в мае 2015 года. По мнению автора, наиболее тепло завоеватели относились к китайцам, тибетцам и русским.
«Монголы происходят от них [белых драконов], более тонких и могущественных духов – их родина Небо, а не Земля, но русские являются их младшими братьями, к ним относятся с родственным чувством. То, что понимают монголы своей интуицией, что для них очевидно с первого раза, русские, китайцы и тибетцы постигают путем некоторых умозаключений и волевых усилий», – отметил Т. Б. Журба.
Согласно его выводам, монгольские завоеватели уважительно относились к представителям славянских народов, поскольку превыше всего ценили в людях верность долгу и Слову, что отличает русских.
Что же, сколько людей, столько и мнений.
Внешний вид
Если говорить о внешности русских глазами монголов, то В. Г. Ян в своих сочинениях упоминает фразу «длиннобородые урусуты». И неспроста.
Поскольку сами завоеватели, по описаниям дипломатов и летописцев, не отличались повышенной волосатостью лиц, то традиционные окладистые бороды русских должны были удивлять кочевников.
Так что длинные бороды являлись характерной чертой жителей западной провинции улуса Джучи.
) написал известный ученый, один из соавторов спорной исторической концепции «Новая хронология» Глеб Носовский.
Он привел цитату из книги «Путешествие в восточные страны», которую написал Гильом (Вильгельм, Вильям) де Рубрук – монах-францисканец и дипломат, посетивший империю монголов в 1253-1255 годах.
Посол короля Людовика IX отметил: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами… усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни… Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головные уборы француженок, низ платья опушают мехами, выдрой, белками и горностаем. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки…».
То есть, чисто теоретически, монголы могли примерно так же описать и одежду русских.
Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/99560-kak-mongolo-tatary-opisyvali-russkikh.html
Историческое наследие монгольской империи: плюсы и минусы
Монгольская империя – крупнейшее в истории государство со смежными территориями, занимавшее земли от Юго-Восточной Азии до Новгорода и от Японского моря до Дуная.
В вопросе занимаемой государством площади исторические данные разнятся, имеются цифры как 24 000 000 кв. км, так и 33 000 000 кв. км.
В свой «золотой век» включало в себя территории Китая, Тибета, Центральной Азии, Южной Сибири, Ближнего Востока, Восточной Европы.
Империя была частью мировой истории в период с XIII по XIV век. Несмотря на сравнительно короткий период своего существования, монгольское государство оставило значительный след в истории человечества, предопределило дальнейшее развитие многих государств и по сей день является примером политической и военной воли своих лидеров.
Краткий анализ монгольского государства
Начать следует, безусловно, с условий в которых зарождалась империя. На территории будущего государства проживало множество племён. Наиболее крупные: кереиты, найманы, меркиты, татары и, конечно же, монголы. Последние стояли у истоков объединения племён, что и отразилось в историческом термине «Монгольская империя».
Племена вели кочевой образ жизни, что было обусловлено спецификой степного сельского хозяйства, основу которого составляло скотоводство, требовавшее смены стоянок с определённой периодичностью. Занимались охотой. Монгольскому обществу был свойственен родоплеменной уклад.
Территория Монгольской империи
Важной фигурой в монгольской истории является хан Темучин.
Пройдя сложный жизненный путь, в конечном счёте Чингисхан (титул, переводящийся как «хан ханов») объединил множество племён, которые стали именоваться монголами.
Так зародилась Империя, которая проведёт стремительную экспансию на территории Евразии, по темпам сравнимую с римской.
Чингисхан
Расширение было бы невозможной без ряда успешных военных и экономических реформ, проведённых Чингисханом и его потомками чингизидами.
Плюсы наследия Монгольской империи
- Из очевидного плюса исторического наследия Монгольской империи следует выделить огромную роль в складывании предпосылок для объединения Руси и Западного Китая.
Постоянные опустошительные набеги, войны, а затем и феодальная зависимость этих государств создали почву для подъёма национально-освободительных движений, которые объединили раздробленные территории под своими знаменами.
Размеры империи и постоянные войны со многими окружавшими её государствами не позволяли осуществлять полноценное присутствие на оккупированных территориях таких, например, как русские княжества. Роль Москвы в качестве сборщика налогов позволила ей накопить существенный запас производственных сил для того, чтобы дать отпор слабеющей империи, а затем её улусам.
- Наличие в империи множества религиозных конфессий и уникальная для того времени политика веротерпимости позволила распространить множество монотеистических религий (таких, как ислам и буддизм) как до, так и после распада, что обеспечило культурное развитие многих территорий Центральной и Западной Азии.
- Вследствие поголовного заимствования технологий у покорённых государств (в частности Западного Китая), стекания в государство множества ремесленников, учёных, инженеров благодаря особой политике Чингисхана и его потомков многие государства Востока и Европы (в том числе и Русь) познакомились с новыми изобретениями и приняли их на вооружение, что ускорило научно-культурное развитие.
- Вторым крупным плюсом религиозной политики монголов является поддержка православия на территории раздробленной Руси, разрешение религиозного строительства на своей территории, что впоследствии привело к складыванию единой идеологии и способствовало объединению княжеств.
- Помощь покорённым государствам в войнах с врагами с запада (в основном, опять-таки, Руси), так как монголы воспринимали зависимые земли как свои собственные владения.
- Из-за своих размеров империя фактически обеспечила знакомство культур востока Евразии с её западом с помощью торговли, по мнению многих историков даже создала единое экономическое пространство на определённое время своего существования и небольшой отрезок после распада.
Минусы наследия Монгольской империи
- Наиболее отрицательным последствием наследия является катастрофическая убыль населения во многих регионах мира вследствие нашествий кочевников.
Разрушительные последствия войн с ордами монголов выразились главным образом в уничтожении производственных сил, накапливавшихся десятилетиями, а в некоторых случаях даже веками. Целые регионы отстали в своём развитии на сотни лет.
Наиболее показательным примером является Русь, на долю которой пришлась роль некоего «щита» для Европы, что обеспечило резкий скачок Запада во всех отношениях.
- Многие исторические источники солидарны во мнении, что чума, бушевавшая в Европе как раз во время монгольской экспансии, была занесена по вине кочевников, которые использовали трупы больных в качестве биологического оружия во время осады города Генуэзской Республики.
Массовая эпидемия унесла жизни 20 млн человек в Европе и 75 млн человек по всему миру.
- Параллельно с принесением многих технологий были утрачены многие ремесленные секреты: стеклоделие, каменное строительство, перегородчатая эмаль.
- В период единой государственной власти монголов раздробленность Руси лишь усугублялась постоянными стравливаниями князей друг с другом. Прекратилось летописание, а земледелие, ремесло и культура деградировали.
- Использование тактики выбора для пленного между мучительной смертью и служением в монгольской армии приводило к пополнению армии местными этносами, что приводило к еще большему расколу среди разделённых княжеств, иных государств и способствовало национальному гнёту зависимых территорий.
Выводы
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Монгольская империя оказала огромное влияние на дальнейшее историческое развитие всей Евразии, параллельно с массовыми разрушениями и катастрофической убылью населения в мире создала единый «мост» между востоком и западом, оставила значительный след в культуре Европы и Востока, в течении одного века стала средоточием производственных сил в мире.
Источник: https://plusiminusi.ru/istoricheskoe-nasledie-mongolskoj-imperii-plyusy-i-minusy/
Add comment