Kievuz

Этногенез монголов

Заблуждения о монголо-татарах, которые вы считали правдой

Этногенез монголов

Происхождение татаро-монголов, их нашествие на Русь и дальнейшая судьба – одна из самых мифологизированных и спекулятивных исторических тем.

В зависимости от политической конъюнктуры и ради погони за сенсациями различные авторы выдвигали самые причудливые версии: от заявлений, что никакого татаро-монгольского ига не было, до гипотезы о европеоидности Чингисхана и его дружинников.

Вопрос о том, кого считать потомками средневековых монголов, и вовсе служит идеальным яблоком раздора: можно стравить и довести до исступления представителей десятка народов, каждый из которых непременно предъявит «неопровержимые» доказательства прямого родства с воинами Темучжина.

ДЛЯ СПРАВКИ: Темучжин – имя, данное будущему завоевателю при рождении. Чингисхан – титул, пожалованный ему на съезде монгольских племен в 1206 году. Отец Темучжина, Есугей-багатур, прославился как великий воин, постоянно сражавшийся с татарами. Своего очередного сына он назвал в честь татарского вождя Тэмуджина-Уге, которого захватил в плен незадолго до того, как узнал о рождении мальчика.

Кто придумал татаро-монголов?

В первую очередь надо отметить, что «татаро-монголы» – это термин, достаточно поздно введенный историками для удобства написания книг и знакомства читателей с реалиями давно минувших столетий.

Часто можно встретить утверждения, что первым о татаро-монголах заговорил Николай Михайлович Карамзин. Это не совсем верно. Карамзин действительно много писал по данной теме, однако употреблял термины «монгольское иго» или «Батыево иго».

Условное понятие «татаро-монголы» ввел в научный оборот другой историк – Петр Николаевич Наумов. В 1823 году он использовал этот термин для обозначения «монгол, называемых татарами». В последующие годы термин органично слился с понятием «татарского ига», которое появилось в польской литературе еще в конце XV века, и превратился во всем известное «татаро-монгольское иго».

На самом же деле народа, включавшего в себя татар и монгол, никогда не было. Согласно данным китайских хроник династии Тан, древние монголы были выходцами из племени шивэй, которое принадлежало к этнической группе кочевников киданей. Китайские хронисты называли монгольские племена «мэньу» или «мэнва».

С VII по Х век эта кочевая общность активно расселялась, двигаясь из района в верховьях Амура на запад. Естественно, при этом дробились старые племена и возникали новые. В результате из того же племени шивэй выделились татары.

Впервые они упоминаются в качестве самостоятельной группы в 732 году, и с этого времени быстро набирают силу.

Всего за сто лет молодое племя стало настолько могущественным, что соседние уйгуры и жители Центральной Азии стали называть «татарами» всех степняков с монгольских равнин.

Вендетта в степи

Отношения в средневековой степи были простыми и незамысловатыми: сильные убивали и грабили слабых, слабые сбивались в стаи, чтобы отплатить обидчикам той же монетой.

Войны между племенами дополнялись разборками между кланами, а те происходили на фоне постоянных убийств одних родственников другими. Даже члены отдельных семей не стеснялись поднимать друг на друга оружие.

По мере сил маслица в огонь подливало китайское государство, для которого непрерывная резня между кочевниками была лучшей гарантией того, что они не обрушатся на земледельческие районы Поднебесной.

На рубеже 60—70-х годов ХII века, вскоре после рождения Темучжина, татарам при поддержке империи Цзинь удалось разгромить и уничтожить большинство крупных монгольских племен.

Геноцид получился столь масштабным, что на некоторое время монголы практически исчезли из степи как самостоятельная сила. Однако военная удача – штука переменчивая, и подросший Темучжин в полной мере продемонстрировал это врагам своего племени.

В 1196 году молодой вождь помог империи Цзинь разгромить татарское войско, а в 1202 году организовал поход на них собственными силами.

Выиграв тяжелую битву, монголы решили уничтожить всех татар. Темучжин и приказал казнить всех пленников, кроме детей, рост которых был меньше высоты тележного колеса.

Татар вырезали, однако название племени уже настолько прочно ассоциировалось с кочевниками монгольских равнин, что и Европа, и Русь веками продолжали называть татарами племена, поставившие точку в истории этой общности.

Натуральный блондин

Чрезвычайно интригующим оказался вопрос о внешности Чингисхана. Первым на этом поприще отметился персидский историк, врач и государственный деятель XIII века Рашид-ад-Дин.

Составляя свой исторический труд «Сборник летописей», он дал весьма неожиданное описание предков Темучжина: «Третий сын был Есугэй-бахадур, который является отцом Чингиз-хана. Племя кият-бурджигин происходит из его потомства.

Значение «бурджигин» – «синеокий», и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугэй-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи… согласно их [монголов] словам, он является знаком царской власти детей Алан-Гоа».

Мимо столь колоритного пассажа не мог пройти известный писатель-сказочник, многими ошибочно воспринимаемый в качестве историка, – Лев Николаевич Гумилев. В его подаче «синеокий» отец Темучжина превратился в «зеленоглазого». Последователи же Гумилева развили упоминание о рыжих волосах родичей великого хана в предположение, что он был не монголоидом, а натуральным европеоидом.

В 2016 году на улице поклонников новой хронологии и «подлинной» истории случился настоящий праздник: при исследовании захоронения Таван Толгой в Монголии группа генетиков из нескольких стран обнаружила в ДНК возможных родственников Чингисхана признаки, типичные для европейцев и совершенно нехарактерные для азиатов. Сообщая об открытии, многие СМИ разразились истерическими заголовками о том, что, оказывается, великий завоеватель «был европейцем».

Ловкость рук и почти никакого обмана

На самом деле все не так однозначно, как любят представлять адепты альтернативной истории. Дело в том, что Рашид-ад-Дин родился через 20 лет после смерти Чингисхана, а потому крайне сомнительно, что ему довелось общаться с кем-либо, кто был непосредственно знаком с великим завоевателем.

Более того, врач Рашид служил монгольской империи Хулагуидов, которая занимала территории современного Ирана, Ирака, Пакистана и отчасти Афганистана, и на исторической родине своих повелителей он не бывал.

Эти два факта дают основание предположить, что «синеглазость» и «рыжебородость» предков Чингисхана, скорее всего, лишь литературный прием, призванный подчеркнуть исключительность правящей династии.

Примечательно, что прижизненные монгольские и китайские источники отмечают лишь высокий рост Темучжина и ничего не говорят о каком-то особенном цвете его глаз или волос.

Что же касается генетического анализа скелетов из погребения Таван Толгой, то исследователям действительно удалось найти Y-хромосомную мутацию, характерную для европеоидных людей.

Однако далеко не факт, что эти останки имеют отношение к роду, из которого происходил Чингисхан.

Дело в том, что орнамент и символы, которыми был украшен погребальный инвентарь, использовались многими монгольскими племенами, а не только Борджигинами – родом, из которого происходил Чингисхан.

Вдобавок ко всему, радиоуглеродный анализ дал весьма широкий диапазон дат, когда органика могла попасть в захоронение: от 1130 до 1250 года. Таким образом, в могилах могли лежать и те, кто умер задолго до рождения Темучжина, и те, кто родился после его смерти.

Скорее всего, как и большинство соплеменников, Темучжин был классическим монголоидом, которого хоть на плакат, хоть в учебник антропологии. Жаль, могилка великого завоевателя так и не нашлась.

Наследники – вопрос политический

В принципе, объявить себя народом-наследником могут жители любой страны, которая находилась под контролем Орды. Было бы желание. Другое дело, насколько серьезно эти притязания будут выглядеть со стороны.

Монголы активно использовали покоренные народы в последующих военных кампаниях. Но чем дальше от границ Монголии проходила очередная война, тем меньше этнических монголов принимало в ней участие.

К границам Волжской Булгарии, Руси и Венгрии дошли не столько монгольские тумены, сколько разноплеменный сброд, спаянный железной дисциплиной и руководимый относительно немногочисленными соплеменниками Чингисхана.

Индия, Ближний Восток и Китай постепенно переварили своих покорителей, частично ассимилировав, частично истребив расслабившихся завоевателей.

Сейчас можно назвать лишь два региона мира, преемственность жителей которых не вызывает сомнений: Монголия, где собственно и сложились монгольские племена, и… Калмыкия, куда русские цари в XVII пригласили монголов для решения прикладной задачи – зачистки волго-донских степей от недружественных степняков.

Что касается потомков самого Чингисхана, то к настоящему времени их может насчитываться более миллиона человек. Однако, как ни странно, они почему-то не прославились ни пронзительно голубыми глазами, ни жгуче рыжими бородами.

Источник: http://comunicom.ru/interesnoe-pro-tajikistan/51-zabluzhdeniya-o-mongolo-tatarakh-kotorye-vy-schitali-pravdoj

Как монголо-татары описывали русских

Этногенез монголов

Многие средневековые русские летописи описывают монголо-татарских захватчиков. Немало исторических трудов посвящено внешнему виду, обычаям и традициям воинственных кочевников.

Их амуниция, вооружение и даже прически нашли отражение в трудах путешественников из Западной Европы.

При этом часто остается неясным: как сами монголо-татары воспринимали русских и как эти люди выглядели в глазах завоевателей.

Западная провинция

Разрозненные удельные княжества Руси были западной частью улуса Джучи, принадлежавшего потомкам старшего сына Чингисхана.

«Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века» (Москва, 2013 г.

), который вышел в свет под редакцией доктора исторических наук Валерия Керова, так описывает отношение завоевателей к западной провинции их империи: «Монголы были обескровлены, и, кроме того, русские земли с бескрайними лесами казались кочевникам дикими и непригодными для скотоводства. Поэтому Русь сохранила некоторую автономию, свои внутренние порядки, традиционные княжеские династии и формы государственности».

Экономическая зависимость ограничивалась выплатой различных видов дани, а политическая – необходимостью получать у хана Золотой Орды официальный документ (ярлык), подтверждающий право того или иного князя править наследственным уделом.

В такие же вассальные отношения к монголо-татарам попали многие другие государства. Поэтому можно сказать, что на геополитическом уровне Русь в глазах монголов была лишь одной из отдаленных провинций их империи.

Как относились

Оценивая историческую роль Золотой Орды, отечественные исследователи разделились на два лагеря, которые условно можно назвать «западниками» и «евразийцами».

По мнению большинства ученых из стран Европы и их российских сторонников, чья точка зрения долгое время доминировала в общественном сознании, монголо-татары были жестокими завоевателями, которые крайне негативно относились к населению Руси.

В своей книге «Гумилев сын Гумилева» (Москва 2012 г.) кандидат исторических наук Сергей Беляков написал: «Во времена Батыя монголы не проявляли к русским особого почтения. По версии Гумилева, великий князь владимирский Ярослав Всеволодович был ценнейшим союзником монголов. Значит, монголы должны были отнестись к нему с почтением.

Между тем, по словам Джованни дель Плано Карпини, с Ярославом в Каракоруме обращались пренебрежительно: «…знатный муж Ярослав, великий князь Русии, а также сын царя и царицы грузинских и много великих султанов…

не получали среди них никакого должного почета, но приставленные к ним татары, какого бы то низкого звания они ни были, шли впереди их и занимали всегда первое и главное место, а, наоборот, часто тем надлежало сидеть сзади зада их».

Такое отношение к русскому князю-союзнику предполагает, что простых ремесленников и крестьян завоеватели, вообще, за людей не считали.

Однако условные «евразийцы» во главе с известным историком Львом Гумилевым (1912-1992 гг.) настаивают, что к русским монголы относились вполне лояльно. Например, кандидат филологических наук, публицист Вадим Кожинов в книге «От Византии до Орды.

История Руси и русского Слова» (Москва, 2011 г.) отметил, что замеченная в русском фольклоре негативная характеристика татар связана с частыми грабительскими набегами подданных Крымского ханства, а не с действиями представителей Золотой Орды.

Так, Владимирский епископ Серапион отмечал нравственное превосходство монголов над русскими: «Хотя они, писал он, «погании (то есть язычники – В. К.) бо, Закона Божия не ведуще, не убивают единоверних своих, ни ограбляют, ни обадят, ни поклеплют (оба слова означают „клеветать“, „оговаривать“ – В. К.

), ни украдут, не запряться (зарятся) чужого; всяк поганый своего брата не продаст; но кого в них постигнет беда, то искупят его и на промысл дадут ему…

а мы творимся, вернии, во имя Божие крещени есмы и заповеди его слышаще, всегда неправды есмы исполнени и зависти, немилосердья; братью свою ограбляем, убиваем, в погань продаем; обадами, завистью, аще бы можно, снели (съели – В. К.) друг друга, но вся Бог боронит…».

Сведений мало

Как известно, монголо-татары называли жителей Руси «урусами» или «урусутами», так переиначивая на свой манер этноним «русский». Никаких исторических документов той эпохи, содержащих описание урусов, составленных завоевателями, не сохранилось.

Лишь в русских летописях приводятся отдельные слова, приписываемые хану Батыю и другим монголам, достоверность которых сложно подтвердить.

Например, упорно сопротивлявшийся Козельск внук Чингисхана якобы назвал «злым городом», а стойких русских воинов – железными урусами.

Если говорить о монгольских летописях, то с XIII века завоеватели использовали так называемое старомонгольское письмо, разработанное на основе уйгурского алфавита. Хотя многие официальные документы империи писались и по-китайски, ведь в административном аппарате было много представителей Поднебесной.

Науке известны три летописи о жизни Чингисхана и его потомков:

«Сокровенное сказание монголов», составленное в 1240 году неизвестным автором;

«Алтан Тобчи» («Золотой свод»), написанный ученым ламой по имени Лубсан Данзан в XVII веке;

«Эрдэнийн Эрихэ» («Драгоценные четки») – рукопись середины XIX века, автором которой является монгольский чиновник Галдан-тайджи.

Ни один из этих документов не содержит описания русских или Руси. Летописцам гораздо интереснее были династические распри, клановая борьба, а также политические события, происходившие в Китае и у других ближайших соседей, нежели какие-то далекие урусы.

А если представители Золотой Орды и вели какие-либо этнографические записи, отображая внешность и нравы покоренных народов, то они не сохранились, что неудивительно в условиях кочевой жизни.

Для изучения историков остались лишь отдельные ярлыки – официальные указы, другие административные и юридические документы, а также дипломатическая переписка ханов Золотой Орды с различными правителями, в которой прибегать к описанию русских тоже не было никакой нужды.

Сильные, но разобщенные

При таком остром дефиците достоверных источников стоит обратить взор на исторические романы. Например, известный писатель Василий Ян (Янчевецкий) – автор трилогии «Нашествие монголов», по общему мнению ученых, как никто другой сумел постичь психологию завоевателей.

В романе «Батый» (Москва, 1942 г.) содержится такая характеристика русских: «Киев богатый город. Дома для молитвы имеют крыши высокие, круглые, и покрыты они червонным золотом… Урусов много! Они так сильны, что могли бы нас раздавить, как давит нога верблюда спящую на дороге саранчу.

Но у них нет порядка! Их «конази» всегда между собой грызутся. Их войско – это стадо сильных быков, которые бредут по степи в разные стороны… Однако у урусов есть свой Джебэ! Его зовут «багатур Мастисляб»…

Говорят, что этот Мастисляб много воевал и до сих пор видел только победы, но у них нет своего Субудай-багатура, чтобы, когда Мастисляб зарвется вперед в опасное место, его поддержать и выручить!..»

Перед каждым военным походом монгольские стратеги отправляли хорошо обученных шпионов на земли потенциальных противников. Русских эти шпионы, по мнению В. Г. Яна, сочли упорными и стойкими воинами, а Рязань и Владимир – хорошо оснащенными крепостями, которые будет нелегко захватить.

Младшие братья?

Оригинальную версию восприятия русских монголами предложил кандидат философских наук Тарас Журба в своей статье «Монгольский Тэнгэр для русских, или сакральная геополитика Святой Руси», которая была опубликована на портале asiarussia.ru в мае 2015 года. По мнению автора, наиболее тепло завоеватели относились к китайцам, тибетцам и русским.

«Монголы происходят от них [белых драконов], более тонких и могущественных духов – их родина Небо, а не Земля, но русские являются их младшими братьями, к ним относятся с родственным чувством. То, что понимают монголы своей интуицией, что для них очевидно с первого раза, русские, китайцы и тибетцы постигают путем некоторых умозаключений и волевых усилий», – отметил Т. Б. Журба.

Согласно его выводам, монгольские завоеватели уважительно относились к представителям славянских народов, поскольку превыше всего ценили в людях верность долгу и Слову, что отличает русских.

Что же, сколько людей, столько и мнений.

Внешний вид

Если говорить о внешности русских глазами монголов, то В. Г. Ян в своих сочинениях упоминает фразу «длиннобородые урусуты». И неспроста.

Поскольку сами завоеватели, по описаниям дипломатов и летописцев, не отличались повышенной волосатостью лиц, то традиционные окладистые бороды русских должны были удивлять кочевников.

Так что длинные бороды являлись характерной чертой жителей западной провинции улуса Джучи.

Если говорить об одежде, то уже через 15 лет после завоевания Руси многие представители побежденного народа переняли моду своих захватчиков. Об этом в своей книге «Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима» (Москва, 1996 г.

) написал известный ученый, один из соавторов спорной исторической концепции «Новая хронология» Глеб Носовский.

Он привел цитату из книги «Путешествие в восточные страны», которую написал Гильом (Вильгельм, Вильям) де Рубрук – монах-францисканец и дипломат, посетивший империю монголов в 1253-1255 годах.

Посол короля Людовика IX отметил: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами… усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни… Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головные уборы француженок, низ платья опушают мехами, выдрой, белками и горностаем. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки…».

То есть, чисто теоретически, монголы могли примерно так же описать и одежду русских.

Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/99560-kak-mongolo-tatary-opisyvali-russkikh.html

Историческое наследие монгольской империи: плюсы и минусы

Этногенез монголов

Монгольская империя – крупнейшее в истории государство со смежными территориями, занимавшее земли от Юго-Восточной Азии до Новгорода и от Японского моря до Дуная.

В вопросе занимаемой государством площади исторические данные разнятся, имеются цифры как 24 000 000 кв. км, так и 33 000 000 кв. км.

В свой «золотой век» включало в себя территории Китая, Тибета, Центральной Азии, Южной Сибири, Ближнего Востока, Восточной Европы.

Империя была частью мировой истории в период с XIII по XIV век. Несмотря на сравнительно короткий период своего существования, монгольское государство оставило значительный след в истории человечества, предопределило дальнейшее развитие многих государств и по сей день является примером политической и военной воли своих лидеров.

Краткий анализ монгольского государства

Начать следует, безусловно, с условий в которых зарождалась империя. На территории будущего государства проживало множество племён. Наиболее крупные: кереиты, найманы, меркиты, татары и, конечно же, монголы. Последние стояли у истоков объединения племён, что и отразилось в историческом термине «Монгольская империя».

Племена вели кочевой образ жизни, что было обусловлено спецификой степного сельского хозяйства, основу которого составляло скотоводство, требовавшее смены стоянок с определённой периодичностью. Занимались охотой. Монгольскому обществу был свойственен родоплеменной уклад.

Территория Монгольской империи

Важной фигурой в монгольской истории является хан Темучин.

Пройдя сложный жизненный путь, в конечном счёте Чингисхан (титул, переводящийся как «хан ханов») объединил множество племён, которые стали именоваться монголами.

Так зародилась Империя, которая проведёт стремительную экспансию на территории Евразии, по темпам сравнимую с римской.

Чингисхан

Расширение было бы невозможной без ряда успешных военных и экономических реформ, проведённых Чингисханом и его потомками чингизидами.

Плюсы наследия Монгольской империи

  • Из очевидного плюса исторического наследия Монгольской империи следует выделить огромную роль в складывании предпосылок для объединения Руси и Западного Китая.

    Постоянные опустошительные набеги, войны, а затем и феодальная зависимость этих государств создали почву для подъёма национально-освободительных движений, которые объединили раздробленные территории под своими знаменами.

    Размеры империи и постоянные войны со многими окружавшими её государствами не позволяли осуществлять полноценное присутствие на оккупированных территориях таких, например, как русские княжества. Роль Москвы в качестве сборщика налогов позволила ей накопить существенный запас производственных сил для того, чтобы дать отпор слабеющей империи, а затем её улусам.

  • Наличие в империи множества религиозных конфессий и уникальная для того времени политика веротерпимости позволила распространить множество монотеистических религий (таких, как ислам и буддизм) как до, так и после распада, что обеспечило культурное развитие многих территорий Центральной и Западной Азии.

  • Вследствие поголовного заимствования технологий у покорённых государств (в частности Западного Китая), стекания в государство множества ремесленников, учёных, инженеров благодаря особой политике Чингисхана и его потомков многие государства Востока и Европы (в том числе и Русь) познакомились с новыми изобретениями и приняли их на вооружение, что ускорило научно-культурное развитие.
  • Вторым крупным плюсом религиозной политики монголов является поддержка православия на территории раздробленной Руси, разрешение религиозного строительства на своей территории, что впоследствии привело к складыванию единой идеологии и способствовало объединению княжеств.
  • Помощь покорённым государствам в войнах с врагами с запада (в основном, опять-таки, Руси), так как монголы воспринимали зависимые земли как свои собственные владения.
  • Из-за своих размеров империя фактически обеспечила знакомство культур востока Евразии с её западом с помощью торговли, по мнению многих историков даже создала единое экономическое пространство на определённое время своего существования и небольшой отрезок после распада.

Минусы наследия Монгольской империи

  • Наиболее отрицательным последствием наследия является катастрофическая убыль населения во многих регионах мира вследствие нашествий кочевников.

    Разрушительные последствия войн с ордами монголов выразились главным образом в уничтожении производственных сил, накапливавшихся десятилетиями, а в некоторых случаях даже веками. Целые регионы отстали в своём развитии на сотни лет.

    Наиболее показательным примером является Русь, на долю которой пришлась роль некоего «щита» для Европы, что обеспечило резкий скачок Запада во всех отношениях.

  • Многие исторические источники солидарны во мнении, что чума, бушевавшая в Европе как раз во время монгольской экспансии, была занесена по вине кочевников, которые использовали трупы больных в качестве биологического оружия во время осады города Генуэзской Республики.

    Массовая эпидемия унесла жизни 20 млн человек в Европе и 75 млн человек по всему миру.

  • Параллельно с принесением многих технологий были утрачены многие ремесленные секреты: стеклоделие, каменное строительство, перегородчатая эмаль.

  • В период единой государственной власти монголов раздробленность Руси лишь усугублялась постоянными стравливаниями князей друг с другом. Прекратилось летописание, а земледелие, ремесло и культура деградировали.
  • Использование тактики выбора для пленного между мучительной смертью и служением в монгольской армии приводило к пополнению армии местными этносами, что приводило к еще большему расколу среди разделённых княжеств, иных государств и способствовало национальному гнёту зависимых территорий.

Выводы

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Монгольская империя оказала огромное влияние на дальнейшее историческое развитие всей Евразии, параллельно с массовыми разрушениями и катастрофической убылью населения в мире создала единый «мост» между востоком и западом, оставила значительный след в культуре Европы и Востока, в течении одного века стала средоточием производственных сил в мире.

Источник: https://plusiminusi.ru/istoricheskoe-nasledie-mongolskoj-imperii-plyusy-i-minusy/

ovdmitjb

Add comment