Kievuz

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Федеральный закон о запрете курения

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Никотиновая зависимость – одна из самых распространенных и сильных зависимостей в мире.

 Отрицательное влияние курения сигарет не столь очевидно со стороны, потому что курение в восприятии большинства остается не более, чем вредной привычкой.

Однако по данным Всемирной организации здравоохранения, курение убивает жизней больше, чем все остальные вредные привычки (включая алкоголизм) вместе взятые.

Не меньшую опасность представляет собой такое явление, как пассивное курение. Этот факт явился одной из причин принятия так называемого «антитабачного» закона в России — закона, запрещающего в первую очередь курение в общественных местах.

Общие положения закона

Федеральный закон N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в обиходе именуется на различный лад: закон о табакокурении, закон о вреде курения, закон о защите от табачного дыма, о борьбе с курением, антитабачный закон и т.д.

ФЗ о торговле по ссылке:

ФЗ 15 был принят в Российской Федерации в феврале 2013 года. Это крайне актуальный и резонансный закон, вызвавший в свое время множество споров и обсуждений в обществе.

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака — договором, принятым в качестве ответной меры на глобализацию табачной эпидемии, — закон ФЗ 15 регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

ФЗ 173 в новой редакции смотрите тут:

Путем принятия настоящего закона, Правительство России решило основательно взяться за проблему курения в стране и решить таким образом сразу несколько задач:

  • Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних;
  • Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.
  • Основные положения ФЗ 59 читайте тут:

Закон о запрете курения представлен 25 статьями. Главными аспектами, прописанными в акте, являются:

  • Основные понятия, используемые в законе;
  • Охрана здоровья населения от негативного воздействия табачного дыма;
  • Полномочия государственных органов в данной сфере (федеральных, региональных и местного самоуправления);
  • Взаимодействие государства с табачными компаниями;
  • Права и обязанности физических и юридических лиц, а также предпринимателей в сфере охраны здоровья людей от влияния окружающего табачного дыма;
  • Меры предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на граждан и организация мер по сокращению потребления сигарет и табака;
  • Запрет курения в отдельных помещениях и на отдельных территориях;
  • Меры по снижению спроса на табачную продукцию, осуществляемые через ценовую и налоговую политику;
  • Регулирование состава сигарет и обязательство по его раскрытию. Требования к упаковке и маркировке табачных изделий;
  • Информирование населения о вреде курения и об опасности его для окружающих;
  • Запрет рекламирования и спонсорства табака, а также запрет на действия, стимулирующие продажу сигарет (показ в средствах массовой информации, кино, видеоклипах и пр.);
  • Медицинская помощь, оказываемая в целях прекращения потребления табачной продукции. Лечение никотиновой зависимости, устранение последствий курения;
  • Меры по предотвращению незаконной реализации табачной продукции;
  • Ограничения торговли;
  • Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним гражданам, а также вовлечение детей в процесс курения;
  • Государственный надзор за соблюдением положений настоящего закона;
  • Мониторинг и оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках охраны здоровья населения от курения и окружающего табачного дыма;
  • Ответственность за нарушение закона.

Закон о запрете курения — относительно «молодой» нормативный акт. Однако ввиду актуальности предмета регулирования, он подвергался множественным корректировкам и дополнениям. Последняя редакция антитабачного закона датируется декабрем 2016 года.

Последние поправки

В 2017 году, согласно отдельным положениям ФЗ N 471 «О внесении изменений…», вступили в силу поправки, коснувшиеся статьи о предотвращении незаконной торговли табачной продукцией. А точнее — вступили в силу 1 и 2 пункты части первой статьи 18 закона.

Теперь во избежание незаконной реализации сигарет и табака, полномочными структурами должны обеспечиваться учет производства изделий, перемещения их через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза, а также осуществления оптовой и розничной продажи.

Кроме того, должно проводиться отслеживание оборота оборудования, задействованного в производстве данной продукции.

В июле 2018 года в силу вступит часть вторая и четвертая 18 статьи ФЗ 15.

Часть первая гласит, что учет производства табачной продукции, ее перемещения через границу Таможенного союза и России, реализации оптовой и розничной продажи сигарет, отслеживание оборота производственного оборудования, а также движения и распределения продукции производится на основании данных налогового и таможенного учета, систем маркировки изделий марками и собственных систем учета производителей. Полномочный в данной сфере государственный орган, а также порядок обмена информацией между профильными контролирующими структурами определяются Правительством РФ.

Часть четвертая статьи 18 регулирует вопрос о проверке подлинности специальных и акцизных марок. Проводиться контроль должен организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю и уполномоченными органами. Проверка производится визуально либо с применением соответствующих приборов с использованием доступа к ресурсу информации, предоставляемой органом исполнительной власти.

Если сразу после выхода в свет, закон регламентировал небольшой перечень мест, где за курение полагается штраф, то к 2017 году этот список был расширен по-максимуму. На сегодняшний день согласно 12 статье ФЗ-15 о запрете курения, потреблять табачные изделия запрещено:

  • В общественных местах (местах массового скопления людей);
  • На территории (и, соответственно, в помещениях) учебных и культурных заведений, а также спортивных объектов (школы, университеты, колледжи, дома культуры, концертные залы, театры, дворцы спорта, стадионы и так далее);
  • Возле медицинских учреждений: на территории больниц, поликлиник, санаториев;
  • В общественном транспорте: как местном так и дальнего следования (метро, автобусы, самолеты, поезда, корабли). Законом запрещено курение вблизи остановок и станций метро, а также на территориях аэропортов и автовокзалов (необходимо соблюдать расстояние не менее 15 метров от остановки или от входа на территорию);
  • В любых общественных зданиях, особенно в государственных учреждениях;
  • В магазинах, торговых залах, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг;
  • В многоквартирных домах, общежитиях, гостиницах. Вопреки сложившейся практике, нельзя курить на лестничных клетках и в лифтах — только в квартире и на собственном балконе;
  • На территории детских площадок и общественных пляжей;
  • На автозаправочных станциях, поскольку те считаются территорией высокой степени пожароопасности;
  • Находясь за рулем транспортного средства;
  • В помещениях общественных заведений: ресторанов, кафе, баров;
  • В различных ремонтных конторах, мастерских и ателье.

Курение разрешается на специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях (в том числе помещениях общего пользования многоквартирных домов), оборудованных системами вентиляции.

 Чтобы ознакомиться с перечнем требований к выделению таких мест и их оснащению, необходимо обратиться к Приказу Министерства строительства и ЖКХ и Министерству здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2014.

Контроль за соблюдением положений закона в части запрета на курение в общественных местах, находящихся вне помещений, в первую очередь ложится на сотрудников полиции. Если же нарушение происходит в рамках заведения, штраф по закону могут наложить также Пожарная служба и Роспотребнадзор.

Кратко о некоторых штрафных санкциях, предусмотренных за нарушение настоящего закона Кодексом РФ об административных правонарушениях:

  • Курение в общественном месте — от 500 до 1500 рублей;
  • Вблизи детской площадки — от 2000 до 3000 рублей;
  • Вовлечение в процесс курения детей обойдется в 1000 — 2000 рублей для постороннего лица и 2000-3000 для родителей;
  • Продажа сигарет несовершеннолетним — от 3000 до 5000 рублей. Организациям при этом может грозить штраф до 150 тыс. рублей.

Скачать последнюю редакцию ФЗ 15

Знать основные положения антитабачного закона необходимо всем без исключения гражданам и организациям для ознакомления с собственными правами и обязанностями.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-zaprete-kureniya/

Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Что нового пришло в правовую практику с принятием этого закона?

Прежде всего, обратили на себя внимание пункты, касающиеся медицинской помощи курящим.

В частности в статье 5 «Полномочия федеральных органов государственной власти», статье 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в статье 7 «Полномочия органов местного самоуправления» указаны полномочия и виды деятельности, которые эти органы должны осуществлять в части помощи курящим гражданам.

Так, власти всех уровней в соответствии с законом теперь обеспечивают оказание «гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья».

Отдельно прописаны и права граждан на оказание квалифицированной медицинской помощи. Об этом говорится в статье 17 «Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака».

Теперь законом прописана возможность обратиться в медицинские учреждения, где «лечащий врач обязан дать пациенту… независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана».

Как же теперь может быть получена «медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака»? Пункт второй статьи 17 очевиден — помощь оказывается «медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения», а оплата всех видом помощи ведется «в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», то есть по полисам ОМС.

Здесь нельзя, «ты туда ходи»

Наконец-то подробно указаны места, где теперь сигареты и другие табачные изделия под запретом. Где же нельзя курить в соответствии со статьей 12 Закона? К таким местам отнесены территории и помещения следующих объектов:

  • образовательные, культурные, спортивные, молодежные учреждения:
  • медицинские, реабилитационные учреждения, объекты санаторно-курортных услуг;
  • пассажирские поезда и на суда дальнего следования;
  • воздушный транспорт, а также все виды общественного транспорта городского и пригородного сообщения;
  • пассажирские платформы пригородных поездов;
  • территории ближе, чем в 15 метрах от входов и в помещениях вокзалов всех видов, аэропортов, портов, на станциях метрополитенов;
  • общежития, хостелы, отели, гостиницы, другие помещения временного проживания;
  • объекты торговли, в том числе рынки и нестационарные точки, помещения объектов бытовых услуг, общественного питания, рынков, нестационарных торговых объектах;
  • помещения социальных служб;
  • здания и помещения органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления;
  • рабочие места в помещениях;
  • лифты и в помещения общего пользования многоквартирных домов;
  • детские площадки и пляжи;
  • следственные изоляторы, помещения мест отбывания наказания;
  • автозаправки.

Список внушительный и существенно ограничивающий возможности подымить, в том числе в привычных местах. То-бишь запретили курение практически во всех общественных местах.

Там, где курение запрещено, теперь согласно закону, обязательно должны быть размещены соответствующие предупреждающие надписи и рисунки.

А где же можно покурить тем, кого драконовские ограничения не вынудят бросить эту привычку?

Таких мест немного. Это специально выделенные места на открытом воздухе или на объектах в специально оборудованных, изолированных курилках, где обязательно наличие системы вентиляции.

Курить на лестничных площадках многоквартирных домов и под козырьком подъезда теперь также нельзя, пункт второй статьи 12 предусматривает курение только в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые также должны быть оборудованы системой вентиляции.

Электронные сигареты за гранью закона

Попали под запрет электронные сигареты.

Прямо об этом, конечно нигде не говорится, как нет и соответствующих разъяснений в первой части закона (основные понятия), но согласно статье 16 «В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами». Таким образом, паровые ингаляторы в виде сигарет попадают под запрет использования и производства именно из-за полной имитации внешнего вида сигареты.

Откуда деньги на все программы?

Возникает естественный вопрос, на какие средства будет проводиться та же медицинско-профилактическая работа, вестись кампании про предупреждению распространения курения? Похоже, что законодатели, разрабатывая статьи закона о ценовой политике в отношении табачных изделий, заложили все предстоящие расходы в будущие ценовые регламенты. Вот они, в соответствии со статьей 13 закона:

  • будут подняты акцизы на табачные изделия, а также предприняты другие меры государственного воздействия на уровень цен на табачные изделия всех видов.
  • одна из таких мер — установление минимальных розничных на продукцию.

Согласно положению закона «минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям».

Иначе говоря, будет установлена минимальная планка стоимости табачных изделий, и в с соответствии с этим законом, установлена она будет в размере 75% от максимальной стоимости сигарет и других видов табачной продукции. Устанавливать уровень цен будут в соответствии с Налоговым кодексом РФ органы государственной политики и нормативно-правового регулирования бюджетной и налоговой деятельности.

Покажите паспорт, молодые люди!

Законом введен запрет на курение и потребление табачных изделий несовершеннолетними.

В числе мер, предупреждающих ранее курение, включены ограничения по демонстрации курения с телеэкрана — процесс курения и собственно табачные изделия запрещены к показу как в детских, так и во взрослых фильмах, передачах, других произведениях (за единственным исключением — когда вышеперечисленное является неотъемлемой частью художественного замысла или включено в демонстрацию произведения о вреде курения табака).

В магазине под прилавком

С 1 июня 2014 г. продавать табачные изделия нельзя будет в киосках, небольших магазинах, многих других привычных местах. Разрешена торговля ими лишь в крупных магазинах и торговых павильонах, имеющих торговый зал.

Поштучная, выездная и развозная торговля табачными изделиями будет запрещена.

На прилавках пачки или их образцы или другие виды продукции, имитирующей сигареты выставлять будет нельзя, как запрещена торговля табачными изделиями через систему торговых автоматов.

В целом в обществе закон оценивается позитивно. Согласно последним исследованиям, 45% россиян за этот закон целиком и полностью, а 49% хотели бы смягчения некоторых пунктов.

Верят в эффективность закона 47% опрошенных, сомневаются, что закон подвигнет людей бросать курить — 46%. При этом не может не радовать показатели нелояльности россиян к курению.

Запрет курения в общественных местах поддержали 76% респондентов, а запрет рекламы и спонсорства — 79%.

Источник: https://ne-kurim.ru/articles/ob-ohrane-grajdan-ot-vozdeystvia-tabschnogo-dyma/

Выдержки из Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака

Версия для печати

1.

Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи): 1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта; 2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг; 3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; 4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров; 5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания; 6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах; 7) в помещениях социальных служб; 8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления; 9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях; 10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов; 11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами; 12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении; 13) на автозаправочных станциях. 2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака: 1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; 2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции. 3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. 4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

7.

Запрещается розничная торговля табачной продукцией в следующих местах: 1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

Источник: https://usperm.ru/docs/vyderzhki-iz-15-fz

ovdmitjb

Add comment