Kievuz

Федор Никитич Романов – патриарх Филарет

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭПатриарх Филарет. Пример исторического портрета

Федор Никитич Романов – патриарх Филарет

Портрет Патриарха Филарета. Тютрюмов Н.Л.Ранее 1877

Годы жизни:1554-1633

Из биографии

  • Филарет ( в миру Романов Фёдор Никитич)- патриарх России, один из ярких государственных и религиозных деятелей страны, отец первого Романова — Михаила, родоначальника новой династии.
  • Карьера будущего патриарха началась ещё при царе Фёдоре Иоанновиче. Участвовал в заговоре против Бориса Годунова, за что и был пострижен в монахи.
  • Патриархом России Филарета провозгласил Лжедмитрий II в 1608-1610 году, « тушинский вор».
  • С 1610 по 1619 годы находился в польском плену. Взят был в плен польским королём Сигизмундом III как глава «великого посольства» к нему. Причина: по договору царём России должен был стать сын Сигизмунда 3- Владислав. Но Сигизмунд III сам хотел править Россией. Филарет не захотел менять условия договора, за что и оказался  в плену.
  • Одним из пунктов Деулинского перемирия  с  Польшей было требование Михаила Романова освободить его отца.
  • С 1619 года избран патриархом России, играл значительную роль в управлении государством совместно со своим сыном.

Основные направления  деятельности  патриарха Филарета и их результаты

Одним из направлений   деятельности Филарета было участие в государственном правлении совместно с сыном Михаилом Фёдоровичем.

С этой целью Филарет принял титул « Великого государя». В стране установилось своеобразное двоевластие отца и сына. Начал Филарет с наведения порядка в государственных органах, обуздал своеволие людей, которые были приближены к трону, порой проявляя жестокий и грозный нрав.

В годы соправления Филарета и Фёдора ни один указ не подписывался без соглашения с патриархом. Он помогал молодому и неопытному царю в управлении, направлял его, а сын отвечал ему взаимной любовью и доверием.

Все яркие дела в период до 1633 были проведены при участии Филарета: была восстановлена экономика после Смуты, построено много заводов, особенно железоделательных, стали привлекаться иностранцы и в промышленность, и в армию; началось перевооружение армии, пополнение её полками « иноземного строя»; поместье приравнялись к вотчинам, что значительно усилило роль дворянства в обществе. Особое внимание уделял Филарет дипломатическим отношениям , было подписано много договоров о сотрудничестве со странами : с Персией, Данией, Турцией, Голландией, Австрией.

Результатом данной деятельности стало укрепление государства после Смутного времени, восстановление всех отраслей жизни страны. Россия  возвращала своё величие, значительно повысился её международный авторитет.

Другим направлением  была духовная деятельность Филарета в качестве патриарха России ( 1619-1633). В этом направлении им сделано немало. Особое внимание  он уделял сохранению чистоты православия, очень резко выступал против любого религиозного вольнодумия.

В 1620 году, после восстановления типографии в Москве, в России  начали печатать богослужебные книги. При нём было напечатано много месячных миней – религиозных книг для ежедневного чтения, а также религиозных книг.

Филарет следил за правильностью текстов, за  их соответствие древнеславянским и греческим образцам , привлекая к этой работе специалистов. Уделял внимание образованию, было открыто много школ при церквах.

Для укрепления патриаршеской власти, Филарет проводит реформу церковного управления. С этой целью в церковных землях создаёт специальные церковные приказы: Судный, Дворцовый. Казённый, Церковный.

Для управления церковными приказами был создан специальный  класс патриарших дворян и боярских детей, которые получали жалование за службу в приказах при церкви.

Филарет учредил первую епархию в Сибири, уделял большое внимание образованию духовенства, открыв патриаршую греко-латинскую школу.

Результат данной деятельности – значительное усиление роли церкви в государстве, Россия снова стала центром православия среди православных государств, вернулось её величие. Деятельность Филарета способствовала объединению народа вокруг церкви.

Таким образом, патриарх Филарет – яркий государственный и религиозный деятель, сделавший много для восстановления страны после Смуты, укрепления мощи России , повышения её международного авторитета .

При Филарете Русская церковь вновь  вернула своё господство не только в стране, но и во всём православном мире. Не случайно он изображён на монументе « Тысячелетие  России» Микешина О.

в 1862 году среди величайших личностей России  её многовековой истории.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ № 25, исторический портрет.

Мельникова Вера Александровна

Романов Фёдор Никитич

Патриарх Филарет (Романов) и сретенский игумен Ефрем в польском плену (1613 — 1619). Светлана Ивлева, 2010 г.

Филарет на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде, скульптор Микешин О, 1862

Источник: http://istoricheskij-portret.ru/deyateli-cerkvi/filaret/

История России. Федор Никитич Романов

Федор Никитич Романов – патриарх Филарет

Для боярина наипервейшее — знатность происхождения. Род Федора Никитича, будущего патриарха Филарета, восходил к Андрею Ивановичу Кобыле, московскому боярину, жившему в первой половине XIV при великих князьях Иване Даниловиче Калите и Симеоне Ивановиче Гордом.

Многочисленные потомки его женились с большим разбором, и дочерей своих пристраивали с немалой выгодой. Наибольшая честь выпала деду Федора Никитича, Роману Захарьину–Юрьеву, чья дочь Анастасия стала первой женой Ивана Грозного и московской царицей.

В честь своего деда Федор Никитич первым в роду начал носить фамилию «Романов».

На втором месте для боярина — почет. О нем позаботился отец Федора Никитича, Никита Романович, который был боярин свойственный, то есть состоявший в родстве (свойстве) с царем и царицей.

Даже после внезапной смерти Анастасии он не потерял расположения государя и в 1584 году, согласно последней воле Ивана Грозного, возглавил опекунский совет из пяти персон, назначенный для присмотра над слабоумным наследником царевичем Федором. Царев шурин Борис Годунов в этом совете скромно сидел на четвертом месте, но опытный Никита Романович, прозревая будущее, перед своей кончиной именно ему поручил заботу о своих детях.

Борис Годунов, став всемогущим распорядителем при царе Федоре Ивановиче, поначалу держал слово. Всем семи братьям Романовым были оказаны милости, особенно старшему Федору Никитичу, заступившему опустевшее место главы рода.

Несмотря на свою молодость (на момент смерти отца, в 1586 году, ему было около 32 лет), он стремительно продвигался по чиновной лестнице: разрядные книги отмечают его в 1589 году на десятом месте среди виднейших бояр, в следующем, 1590 году, — на шестом, а к концу царствования последнего из Рюриковичей, Федор Никитич Романов уже имел чин главного дворового воеводы (главнокомандующего), исправлял, не выезжая из Москвы, должность наместника псковского и считался одним из трех руководителей государевой Ближней Думы. Впрочем, ни особых воинских подвигов, ни великих государственных дел за ним не числилось.

История России. Изобильное благополучие для отдельных лиц

В эти годы Федору Никитичу вполне открылась и третья статья счастливой боярской жизни — изобильное благополучие. У него было все, что только могло поразить воображение тогдашнего москвича: богатый дом, всегда открытый для гостей, пышный выезд, толпа верных холопов, всюду его сопровождавших, лучшие охотничьи собаки и ловчие птицы.

Статный красавец, он умел так ловко носить московские и польские кафтаны последнего покроя, что между портными вошло в обычай говорить заказчику, примеривая на нем платье: «Ты теперь вылитый Федор Никитич!» В 1593 году его «золотный» наряд (роскошное одеяние из золотой парчи) произвел неизгладимое впечатление на посла императора Рудольфа.

Словом, на Москве Федор Никитич слыл добрым, ласковым и щедрым боярином.

Женился он на Ксении Ивановне Шестовой — девице из небогатого, но древнего рода, с которой жил душа в душу, произведя на свет пятерых сыновей и дочь; из них отца пережил лишь один Михаил Федорович.

И все было бы славно и хорошо, если бы за масленицей не следовал с неизбежностью Великий пост.

Правление Бориса Годунова

В 1598 году умер бездетный царь Федор Иванович. В своем духовном завещании он отказал державу трем лицам — «святейшему Иову патриарху… да брату своему Федору Никитичу Романову, да шурину своему… Борису Федоровичу Годунову».

Федор Никитич, не имевший опыта политических интриг, не посмел коснуться шапки Мономаха, и Годунов поспешно возложил ее на свою голову.

Сразу же после воцарения его отношение к Романовым резко изменилось. От царского престола на Федора Никитича пахнуло холодным ветром.

При новой разрядной росписи он не только не удостоился первого воеводства ни в одном полку, но был помещен последним в списке бояр.

Со стороны могло показаться, что старший Романов перенес оскорбление смиренно. Он послушно занял отведенное ему место при новом дворе. Но то была всего лишь видимость кротости. Беспечный щеголь умер, родился политик.

Вокруг Романовых постепенно сплотились боярские роды, недовольные «безродным татарином» на троне. В этом кружке и была высижена мысль о самозванце как эффективном орудии борьбы против Годунова.

На эту роль был выбрана забубенная голова — Юшка (Григорий) Богданов сын Отрепьев, в прошлом холоп на дворе у Михаила Романова, брата Федора Никитича.

Замешанный в каком-то тяжелом преступлении, за которое ему грозило суровое наказание, он бежал из Москвы и постригся в монахи в глухом монастыре в Ярославской области.

И вдруг невидимая рука извлекла его из ярославских лесов и вновь привела в столицу — и не куда-нибудь, а на патриарший двор, где его назначили переписчиком.

Зачем это было сделано, догадаться нетрудно. По долгу службы Отрепьев получил доступ к важным бумагам.

Для той роли, которая ему предназначалась, он должен был ознакомиться в архивах с материалами угличского следственного дела 1591 года о смерти царевича Дмитрия, и должность патриаршего секретаря обеспечивала доступ к этим документам.

Одновременно заговорщики начали распространять слухи о том, что царь Борис виновен во множестве злодеяний, — в частности, он якобы подослал убийц к царевичу Дмитрию и приказал задушить царя Федора.

Механизм Смуты был запущен. Но Романовы и их сообщники не успели использовать свое тайное орудие, Борис опередил их.

Ссылка Романова

За неимением прямых улик весной 1601 года на Романовых было состряпано дело о том, что они хотят «достать царство», отравив Бориса.

Сейчас же на дворе у Александра Никитича Романова, по навету его казначея, были обнаружены мешки с «отравным зельем», которого хватило бы на то, чтобы отравить пол-Москвы. Романовых немедленно взяли под стражу.

Арестованных, а также их дворню пытали, но добиться признания ни от кого не смогли. Поэтому обошлось без казней.

Федора Никитича постригли в монахи под именем Филарета в далеком Антониево-Сийском монастыре; его жену вместе с детьми, среди которых находился малолетний Михаил — будущий основатель династии, сослали в Пермскую волость. Прочих братьев рассеяли по отдаленным городам.

Из шести арестованных братьев Романовых выжили только двое: Филарет и Иван; остальные умерли в ссылке.
Казалось, жизнь — привычная жизнь — кончилась навсегда. В смертельной тоске новоиспеченный монах горевал о своей семье, с которой уже не чаял увидеться: «Беда моя — жена да дети: как их вспомнишь, так точно рогатиной в сердце колет».

И вдруг весной 1605 года его настроение резко переменилось, он словно ожил.

Монахи Сийского монастыря, Иринарх и Леонид, приставленные следить за Филаретом, донесли Годунову о странном поведении узника, который живет-де не по монастырскому чину, даже в Великий пост не исповедовался, в храме не бывал, а всегда смеется неведомо чему, и говорит про мирское житье, про ловчих птиц и собак, да как он в миру жил, на старцев же лает и бить их посохом хочет, и говорит им: «Увидите, каков я впредь буду!»

Беспричинное с виду веселье Филарета на самом деле имело вескую причину: это было время, когда названый Дмитрий уже шел на Москву, одерживая победу за победой над царскими войсками. Дело шло к свержению Годунова. И вот, слыша о появлении победоносного царевича, что должен был подумать Филарет? Он решил, что мина, заложенная им пять лет назад под Борисов трон, взорвалась!

Кто на царстве?

Велико же было его изумление, когда, приехав в Москву из своей северной ссылки, он увидел, что вместо Григория Отрепьева на царский престол сел кто-то другой.

Сам он называл себя сыном Грозного и утверждал, что в Угличе зарезали подставного младенца, а его — истинного царевича — скрыли от подосланных Годуновым убийц и спасли. Растерянный Филарет вновь ушел в тень.

Его страстное желание сбросить насильно навязанный монашеский клобук и вернуться в мир не исполнилось. По некоторым сведениям, в начале 1606 года он был соборным старцем в Троице-Сергиевом монастыре.

Недолгое правление названого Дмитрия закончилось в мае 1606 года. Новый царь Василий Шуйский, не пользовавшийся доверием народа, попытался опереться на авторитет Церкви.

При нем самые видные церковные посты заняли люди, не запятнавшие себя сделками с прежней властью.

Ставленник названого Дмитрия патриарх Игнатий был низложен, и на его место избран Казанский митрополит Гермоген — ярый противник «латинства».

Карьера пошла вверх снова

Филарет был поставлен в Ростовские митрополиты, несмотря на то, что он «божественное писание разумел отчасти». Это было высокое назначение. В росписи церковных владык Ростовский архиерей занимал третью степень после митрополитов Новгородского и Казанского.

Этот новый излом его судьбы показал, что Филарет окончательно отказался от мысли вернуться к мирской жизни. Оставаясь по сути светским политиком, он связал свой удел с могучей силой, которой предстояло стать последней опорой разваливавшейся русской государственности — Православной Церковью. Отныне он держит себя с достоинством государственного мужа.

Между тем испытания его отнюдь не закончились.

11 октября 1608 года поляки Сапеги и казаки врываются в Ростов, грабят город, а захваченного в плен митрополита «с бесчестием» везут в Тушинский лагерь под Москвой.

Здесь, однако, Филарета ждут неожиданные почести. Тушинский вор, разыгрывающий роль царевича Дмитрия, — родственника Романовых, — объявляет ростовского митрополита патриархом Московским и всея Руси.

Филарет подчинился обстоятельствам, но вел себя осторожно, «не склоняясь ни направо, ни налево», по словам келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына. Он не столько служил Вору, сколько духовно окормлял православную паству Тушинского лагеря.

При случае всегда подчеркивал условность своей патриаршей власти.

Единственная его грамота, сохранившаяся от того времени, начиналась словами: «Благословение великого господина преосвященного Филарета, митрополита ростовского и ярославского, нареченного патриарха Московского и всея Руси».

Не случайно законный патриарх Гермоген, непреклонный по отношению к изменникам, никогда не ругал тушинского «антипатриарха».

Так, в феврале 1609 года он пишет обличительную грамоту тушинцам, где между прочим говорится: «а которые взяты в плен, как Филарет митрополит и прочие, не своею волею, а силою, и на христианский закон не посягают, крови православных братий своих не проливают; таких мы не порицаем, но молим о них Бога».

Приход на монарший трон

После свержения Шуйского оба патриарха оказались рядом, в одном стане с теми, кто готов был пролить свою кровь для прекращения Смуты. Лояльность Филарета была вознаграждена. Во время споров в Боярской думе о кандидатуре нового государя из уст патриарха Гермогена впервые прозвучало имя Михаила Федоровича Романова.

С этого дня Филарет превратился в «крепкий адамант» (алмаз), по выражению летописи, призывая русских людей всем вместе «стати против… злодеев».

Впереди его ждали еще твердое «стояние в правде» на переговорах с Сигизмундом III под Смоленском, восьмилетний польский плен и триумфальное возвращение в Москву для того, чтобы занять пустовавший патриарший престол с титулом «Великого государя» и стать фактическим правителем государства (1619).

Судьба, так долго водившая Филарета возле московского трона, наконец, позволила ему присесть на его краешек. Теперь ему предстояло избывать последствия Смуты, которую когда-то он сам и накликал на Русскую землю. Так начиналась царская династия Романовых, которая по сути также была не долгой.

источник

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/istoriya-rossii-fedor-nikitich-romanov.html

Филарет (патриарх Московский)

Федор Никитич Романов – патриарх Филарет

Патриа́рх Филаре́т (в миру Фёдор Ники́тич Рома́нов[2] (Романов-Юрьев[3][4]); ок. 1553[3] или 1554[4] — 1 (11) октября 1633[3][4]) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи, Патриарх Московский и всея Руси (1619—1633). Двоюродный брат царя Фёдора Иоанновича[4], отец первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича.

Биография[ | ]

Фёдор Романов родился около 1553[3] или 1554[4] года.

Уже в молодости он зарекомендовал себя как большой эрудит[5][2], первоклассный наездник[2] и первый московский щёголь («Если портной, сделавши кому-нибудь платье и примерив, хотел похвалить, то говорил своему заказчику: теперь ты совершенный Фёдор Никитич», — писал Николай Костомаров[6]).

Разрядные книги свидетельствуют, что в феврале 1585 года будущий патриарх был участником приёма во дворце литовского посла Льва Сапеги[7][8][4], а в следующем году имел чин боярина и исполнял обязанности нижегородского наместника[8][4].

В 1593—1594 годах Фёдор Никитич упоминается уже как псковский наместник[8]. Известно, что в этот период он вёл переговоры с австрийским дипломатом Николаем Варкочем[8]. К концу царствования Фёдора Иоанновича будущий патриарх имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трёх руководителей ближней царской думы[4].

Сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева[9], племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича, что в 1600 году стало причиной ссылки. Фёдор Никитич и его жена Ксения Шестова были насильно пострижены в монахи под именами Филарета и Марфы, что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — в 1613 году был избран русским царём.

Смутное время стало для Филарета периодом взлётов и падений: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет оставался на нём и при Василии Шуйском, а с 1608 года, захваченный тушинцами в Ростове, но принятый Лжедмитрием II опять же как «родственник», вынужден был играть роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые «тушинцами», при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане[10].

Филарет на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

В 1610 году он был отбит («отполонён») у «тушинцев», вскоре был назначен в посольство к Сигизмунду III.

Не возражал против избрания царём польского королевича Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие.

Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611)[11].

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский патриарх Феофан III.

Через неделю после этого события Филарет принял активное участие в деятельности Собора, созванного для пересмотра дела архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия и его коллег-справщиков: Арсения Глухого, Антония Крылова и Ивана Наседки.

Дело в том, что 8 (18) ноября 1616 года Михаил Фёдорович поручил учёным старцам заняться исправлением Требника. Результаты проделанной ими работы получили отрицательную оценку церковных властей, и 18 (28) июля 1618 года иноки были обвинены в ереси.

Одним из поводов для этого послужило изменение текста молитвы, читавшейся в навечерие Богоявления, где из прошения: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду Духом Твоим Святым и огнем» — было удалено «и огнем» (не найдя этих слов в наиболее ранних источниках текста, справщики вполне обоснованно расценили их как позднейшую вставку и вычеркнули).

Работа Собора 1619 года завершилась полным оправданием троицкого настоятеля и его коллег.

Кроме того, патриарх Филарет признал логичным устранение слов «и огнем» из названной выше молитвы: 9 (19) декабря 1625 года он поручил игумену Антониево-Сийского монастыря Ионе собственноручно внести эту коррективу во все доступные ему богослужебные книги и проследить за тем, чтобы с января священнослужители «святили воду в навечерии Святых Богоявлении по сему нашему указу бес прилогу „огня“»[12]. Были одобрены и многие другие исправления, предложенные справщиками[13].

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

Книгопечатание[ | ]

Филарет уделял большое внимание печатанию книг и исправлению ошибок в текстах древних рукописей. В 1620 году возобновил работу Московской типографии на Никольской улице, основанной ещё Иваном Грозным в 1553 году. Учредил «правильню» — особое помещение для справщиков (редакторы древних рукописей).

Филарет особо следил за «чистотой» древних текстов, для чего привлекались самые образованные справщики, которые обязаны были сверять тексты с древними славянскими рукописями, а иногда прибегали к греческим источникам. Исправленные книги распространялись по монастырям, церквям и торговым лавкам по себестоимости, без наценки. В Сибирь книги рассылались бесплатно.

Всего Московская типография при Филарете выпустила множество изданий месячных миней и ряд богослужебных книг.

Реформы церковного управления[ | ]

Управление патриаршим двором Филарет стремился устроить по образцу государева двора. Был создан новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады.

20 мая 1625 года Филарет на правах государя издал царский указ, по которому патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население патриаршей области во всяких делах, кроме татьбы (воровства) и разбоя. Таким образом, при Филарете патриаршая область окончательно сложилась как государство в государстве. Её управление упорядочилось, но и значительно усложнилось.

  1. Судный, или разрядный — ведал судебными делами;
  2. Церковный — ведал делами церковного благочиния;
  3. Казенный — ведал сборами с духовенства;
  4. Дворцовый — вел хозяйство патриарших вотчин;

В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Патриарх лично принимал и подписывал доклады. Также Филарет провел полную опись церковного и монастырского имущества и пересмотр жалованных грамот, выданных монастырям с переданными в их пользование землями.

В 1620 году была открыта новая Тобольская епархия.

В 1625 году патриарху в дар от персидского царя была передана часть Господней ризы, которая была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. Эта православная святыня до сих пор хранится в Храме Христа Спасителя.

Дети[ | ]

  1. (ум. 4 ноября 1612) — супруга князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского;
  2. Борис (ум. 20 ноября 1592 в младенчестве);
  3. Никита (ум. 29 ноября 1593 в младенчестве);
  4. Михаил (1596—1645);
  5. Лев (ум. 22 сентября 1597 в младенчестве);
  6. Иван (ум. 7 июня 1599 в младенчестве).

Примечания[ | ]

  1. ↑ Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. — СПб., 1841. — № 184. Т. I. — С. 347.
  2. 123 Костомаров, 1912, с. 588.
  3. 1234 РБС, 1901, с. 94.

  4. 12345678 Солодкин, 2004, с. 161.
  5. ↑ ЭСБЕ, 1902, с. 735.
  6. ↑ Костомаров, 1912, с. 589.
  7. ↑ Разряды, 1585, 1790, с. 484.

  8. 1234 ЭСБЕ, 1902, с. 736.
  9. ↑ Семья отличалась особым благочестием. Подтверждением этому служит народное творчество, в которых отец Федора Никитича Никита Романович зовётся «добрым боярином», «славным дядюшкой» (см.: Песни, собранные П. В. Рыбниковым.

     — Ч. 1. — С. 66—67.)

  10. ↑ Ср.

    у патриарха Гермогена: «А которые взяты в плен, как и Филарет-митрополит и прочий, не своею волею, но нуждею, и на християнский закон не стоят, и крови православных братии своих не проливают… таковых мы не порицаем, но и молим о них Бога, елика сила, чтоб Господь от них и от нас отвратил праведный свой гнев и полезная б подал им и нам по велицей Его милости» (Акты археографической экспедиции. — Т. 2. 1598—1613. — СПб.: Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1836. — № 169. — С. 288—289.

  11. В. Корсакова. Луговской, Флор Иудич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  12. ↑ АСМ, 1913, с. 33—34.
  13. ↑ Солодкин, 2004, с. 165.

Литература[ | ]

  • Боголюбский М. С., прот. Московская иерархия. Патриархи. — М., 1895. — С. 16—18.
  • Кизеветтер А. А. Филарет, российский патриарх // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1902. — Т. XXXVa.
  • Костомаров Н. И.

    Филарет Никитич Романов // Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — Изд. 6-е. — СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1912. — Т. 1. — С. 588–594. — 594 с.

  • Н. С. Филарет Никитич Романов // Правительственный вестник. — 28 марта 1913. — № 70. — С. 2—3.
  • Смирнов А.

    Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. — М., 1874. Ч. I—2. (в «Чтениях Общества любителей духовного просвещения», 1873—74 гг.).

  • Платонов С. Ф. Филарет (Романов-Юрьев) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1901. — Т. 21: Фабер — Цявловский.
  • Солодкин Я. Г.

    Возникновение Нового летописца и патриарх Филарет //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2006. — № 2 (24). — С. 55—60.

  • Солодкин Я. Г. Филарет (в миру Федор Никитич Романов-Юрьев) // . — СПб.: Наука, 2004. — Т. 3/4. — С. 161–168. — 889 с. — 1 500 экз.

  • Филарет // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Филарет / Устинова И. А. // Уланд — Хватцев [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 334. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5.

  • Филарет Никитич, великий государь и патриарх // Жизнеописания святейших патриархов московских и всея России (1589—1700 гг.). — СПб.: Изд. Русско-славянского книжного склада, 1893. — С. 29–41. — 97 с.

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82,_%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

ovdmitjb

Add comment