Kievuz

Философия Аристотеля

Философия Аристотеля – Психологос

Философия Аристотеля

Аристотель разделял философию на три части — теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. “органон” — орудие, инструмент).

Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и “бескорыстна”, в отличие от практической философии, нацеленной на совершение добродетельных поступков и оперирующей не с понятиями истина — ложь, а с понятиями добро — зло. Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное — риторику и поэтику). Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология). Данное деление соответствует делению сущностей, изучаемых каждой из этих наук: физика изучает телесные самостоятельные, но изменяющиеся сущности, математика изучает мыслимые, неподвижные, вечные, но несамостоятельно существующие сущности, первая же философия изучает мыслимые, неподвижные и самостоятельные сущности.

Логика и методология

Логическое учение Аристотеля последовательно рассматривает отдельное имя (Категории), суждение как связь имен (Герменевтика), доказательство как особая связь суждений (Аналитики — научная силлогистика, Софистические опровержения — диалектическая силлогистика).

В первом трактате корпуса Аристотель определяет десять основных категорий (предикатов), с помощью которых происходит описание и выяснение смысла предмета: сущность, количество, качество, место, время, отношение, состояние, обладание, действие, страдание.

Аристотель вошел в историю как создатель научной силлогистической логики. Доказательство — силлогизм — есть специфический метод науки, в отличие от опыта и искусства, основанных преимущественно на наблюдении.

Те первоначала, из которых исходит силлогизм, сами недоказуемы и могут быть даны только в непосредственном умосозерцании или из опыта путем индуктивного обобщения.

Знание связано со знанием первопричин вещи.

Аристотелевское противопоставление “первое для нас” и “первое по природе” связано с противопоставлением вещей, более понятных и очевидных “нам” как познающим субъектам — а таковы вещи единичные, воспринимаемые чувствами, сложные по своему составу — и вещей, менее понятных для нас, но более близких к фундаментальным основам бытия, “первым по природе”. По Аристотелю, таково простое, общее, постигаемое разумом, а не чувствами. Таковы начала и причины.

Физика

К физической проблематике у Аристотеля относятся все естественнонаучные вопросы — от теории элементов и движения, структуры космоса, превращении элементов до биологии, зоологии и психологии (учение о душе, ее частях и функциях).

Аристотель исходит из первичности качественных характеристик чувственно-данного сущего по отношению к его количественным описаниям, согласно его теории в основе природных закономерностей лежит фундаментальное взаимодействие двух пар противоположных качеств: горячего — холодного и сухого — влажного, которые образуют т. н. элементы: огонь, воздух, воду и землю, которые могут преобразовываться друг в друга благодаря силам взаимодействия. Четыре элемента образуют весь чувственный космос (подлунный мир). В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом — эфиром (лат. квинтэссенция), вечным и совершающим круговые движения телом. Бесконечной величины не может существовать, потому космос конечен и вечен, его движение концептуально инициировано божественным перводвигателем, который движет все в мире нетелесным образом, но как благо и предмет любви, к которому устремлено все сознательно и бессознательно.

В своих физических трактатах предлагает универсальную схему четырех причин, которая играет важную роль как в физике, так и в метафизике: формальная причина (что это?), материальная причина (из чего состоит?), движущая причина (откуда произошло?), целевая причина (ради чего существует?).

Природа есть причина всего существующего по природе, искусство — причина всех рукотворных вещей; основное отличие сущего по природе в том, что оно существует “для себя”, а цель сущего согласно искусству всегда установлена его создателем и, таким образом, является внешним по отношению к его сущности.

Первая философия (метафизика)

Теоретическая философия (или первая философия в отличие от второй — физики) изучает бытие как таковое, т. е. сущность, причем в связи с разделением сущего на природные и искусственные вещи, первую философию интересуют сущности природные, самоцельные и самоценные.

Сущность интерпретируется двояко: как отдельное нечто и как мыслимая суть каждой вещи, последнее значение передается понятием “чтойности” (греч. “то, чем было бытие”). Иерархия сущностей (в первом смысле) выстраивается в зависимости от их способности быть носителями также и сущностного содержания во втором смысле.

Чем меньше в сущности “материального” (возможного, динамического) и чем больше в ней “формального” (действительного, энергийного), тем более мы приближаемся к идеалу, к совпадению сущности и существования.

В неологизме “энтелехия” выражено совпадение формального и телеологического причинного ряда: уже в самом факте деятельности дано осуществление задачи данной деятельности (например, глаз видит уже когда он смотрит, а строитель не сразу построил дом, когда он приступил к его строительству).

Совпадение результата и процесса деятельности имеет место для чистого ума, мыслящего наилучший предмет мысли — себя самого. Этот божественный ум лишен материи и именно поэтому в нем нет ничего возможного — он чистая деятельность созерцания, чистая мысль и, таким образом, полнота бытия.

Этика и политика образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика — благо гражданского сообщества (государства).

Этическое учение изложено в трех текстах — Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая.

Высшее человеческое благо определяется как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни.

Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава (“этические добродетели”), так и в отношении своих умственных способностей (“дианоэтические добродетели”), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному — так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины (нус) или к установлению “правильного логоса”, или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.

В Политике излагает теорию государства, исходя из понимания человека как “по природе существа политического”, т. е. склонного к общению на разных уровнях от языкового и семейного до высшей формы общения — государственной, определяющей особенностью которого является подчиненность нормам закона.

Аристотель спорит с платоновской идеей упразднения семьи как части упразднения традиционного государства, настаивая на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства в том, что касается общественных институтов.

Связь этики и политики подчеркивается в идее о том, что основной задачей государства является воспитание добродетельного человека и гражданина.

Аристотель представляет свое учение об оптимальном государственном строе, которое он связывает с правлением лучших, и особенностью которого являются различные обязанности граждан в разное время жизни: в молодости — военная служба, в зрелом возрасте — дела государственного управления; земледелие, ремесла и вообще всякий физический труд остается уделом рабов, этнических варваров, не-греков, — рабство существует “от природы” и в смысле рождения, и в смысле особого устройства души, неразвитой умственно и не готовой руководствоваться в своей жизни разумом.

Философия Аристотеля явилась одним из вершинных достижений античной мысли и оказала существенное влияние как на последующую историю философии в античности (от эллинизма до неоплатонизма), так и на философию средневековья (аристотелизм в арабской и западной традиции).

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/filosofiya-aristotelya

Философия Аристотеля: кратко и понятно

Философия Аристотеля

Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского.

Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.

Основы философии Аристотеля

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.

Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.

Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу.

Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями.

Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам.

Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья.

Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях.

Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/aristotel.html

Аристотель: создатель формальной логики

Философия Аристотеля

«Мышление — верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.»
Аристотель

Аристотель — основоположник множества наук, от логики и этики до психологии, биологии и физики. Он обобщил и систематизировал все накопленное до него философское знание.

Споры Платона и Аристотеля

Аристотель (384–322 до н. э.) учился в Академии Платона. Был воспитателем Александра Македонского. После возвращения в Афины основал Ликей — философскую школу

Аристотель был учеником Платона, самым любимым и самым способным. Но, усвоив идеи учителя, он понял, что не может согласиться со всеми его умозаключениями.

В первую очередь он не считал истинным утверждение, что идеальный мир выше материального.

«Платон мне друг, но истина дороже», — эта фраза Аристотеля, дошедшая до нас из глубины веков, иллюстрирует отношения между двумя величайшими философами Античности.

Чем же отличаются философские взгляды Аристотеля? Он считал, что идеальный мир не может существовать отдельно от материального. «Разве тень может существовать отдельно от предмета, который ее отбрасывает?» — спрашивал он. Трудно представить, что сам предмет находится в одном мире, а его тень — в другом. Значит, это две части одного целого, которые неразрывно связаны.

Идеализму Платона Аристотель противопоставил материализм. Дух не может существовать отдельно от материи, а мир идей отдельно от мира вещей — таков был вердикт Аристотеля.

Таким образом, Платон и Аристотель стали основоположниками двух основных направлений философии: идеализма и материализма. И спор между этими направлениями, начатый более двух тысяч лет назад, продолжается по сей день.

Иллюстрацией противоречий между учеником и учителем стала картина Рафаэля «Афинская школа», где Платон изображен указывающим рукой на небо, а Аристотель — на землю.

«Добродетель — это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии» (Аристотель)

От физики до метафизики

Аристотель был универсальным мыслителем, он смог собрать воедино и выстроить в систему разрозненные знания, накопленные до него другими философами. Он разделил философию на три раздела: теоретическую, практическую и творческую.

Первую он называл «бескорыстной наукой» — она занималась поиском истины и интересовалась знанием в чистом виде. Практический раздел изучал природу и применял философские понятия к человеческой жизни.

Творческая философия — это все виды искусств.

Как и любая наука, философия имеет свои инструменты, при помощи которых занимается изучением бытия. Таким инструментом Аристотель считал логику. Его называют основателем научной логики, которая не потеряла своей значимости до сих пор.

Каким же образом работает этот инструмент? Философ применял универсальную схему познания, состоящую из четырех причин. Первая причина — материя, то, из чего состоит изучаемый объект. Вторая причина — форма, чем он является, «что это?». Третья причина — производящая или движущая, «откуда произошло?».

Четвертая причина — целевая или конечная, «для чего?». По такой схеме, считал философ, можно познать все что угодно.

«Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении» (Аристотель)

Аристотель был не только блестящим теоретиком, но и прекрасным наставником. Самым знаменитым его учеником стал Александр Македонский, которого философ обучал всем разновидностям философских наук. Были у Аристотеля и менее способные ученики.

Однажды к нему пришел юноша, пожелавший обрести мудрость. Но он был необыкновенно болтлив, его рот не закрывался ни на минуту. «С тебя я возьму вдвое большую плату за обучение», — сказал философ. «Почему?» — удивился новый ученик.

«Потому что прежде, чем я научу тебя говорить мудрые вещи, я должен научить тебя молчать».

В своих работах Аристотель описывал механизм использования водолазного колокола. В 332 году до н. э., по свидетельству Аристотеля, Александр македонский во время осады финикийского города тира спускался в нем на дно.

Политика Аристотеля

Одной из наук, основы которой заложил Аристотель, стала политика. Общественные отношения, считал философ, тесно связаны с этикой. Этика изучает благо отдельного человека, политика — благо государства, то есть сообщества людей. Что такое добро и зло, как обрести добродетель и избежать пороков, что есть счастье и как оно соотносится с чувством долга — все эти вопросы рассматривает этика.

«Человек по природе — социальное животное» (Аристотель)

Философ был уверен, что человеческое счастье — в добродетели, зло никого не сделает счастливым.

В чем же заключается рецепт счастья по Аристотелю? Нужно всегда выбирать золотую середину и избегать крайностей, считал он. К примеру, мужество — это середина между бездумной отвагой и трусостью.

Другие добродетели, восхваляемые Аристотелем: умеренность, великодушие, правдивость, дружелюбие, справедливость.

Человек, по мнению Аристотеля, существо политическое, для людей естественно жить в обществе, поодиночке люди жить не могут. Поэтому задача правителей и цель политики — создать благополучное государство, где каждому гражданину будет комфортно.

Фундамент государства — частная собственность, семья и защита прав каждого человека. Граждане государства образуют три слоя: очень богатые, средние и неимущие.

Наилучшей ситуацией для любой страны будет такая, при которой средний слой будет преобладать, так как основа всех общественных потрясений — имущественное неравенство.

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели» (Аристотель)

Аристотель считал, что у каждого явления есть нравственная цель или конечная причина. Эта блестящая идея, предполагающая, что у всего сущего есть Причины и первоначала, находит своих сторонников и сегодня, и была одной из основных концепций европейской религиозной мысли, как показывает гравюра XVI века «Великая цепь бытия» — Бог находится на вершине пирамиды всего сущего.

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/filosofiya/aristotel_sozdatel_formalnoj_logiki.html

Аристотель: краткая биография, философия и основные идеи

Философия Аристотеля

Имя великого грека Аристотеля знает каждый школьник и студент. Оно встречается им на  страницах учебников по математике, философии, истории, геометрии. Также Аристотель знаменит своими сочинениями, собственной философской системой и прогрессивными идеями, а также личным знакомством с Александром Македонским.

Детство и юность

Аристотель появился на свет в македонском городе Стагире в 384 или в 383 году до нашей эры в семье врача Никомаха, который служил при дворе царя Аминты Третьего. Отец был родом с острова Андрос, а мать будущего философа – Фестида – с Халкиды Эвбейской. Род отца был одним из самых древних в Элладе.

Никомах настоял на том, чтобы Аристотеля и остальных детей обучали с ранних лет, что считалось нормальным для знатных семейств того времени. Благородное происхождение и высокий статус отца сослужили ему службу, когда его родители в 369 году до нашей эры умерли.

Аристотеля усыновил муж его старшей сестры, которого звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил свое обучение, и всячески этому способствовал. От отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естествознанию.

Проводя много времени при дворе Аминта Третьего, мальчик общался с его сыном – Филиппом, который позже стал новым македонским царём под именем Филипп Второй.

Отец оставил сыну приличную сумму денег, которые пошли на обучение Аристотеля. Проксен покупал мальчику книги, в том числе и самые редкие. Опекун и воспитанник были очень близки, и эту дружбу Аристотель пронес через всю жизнь. После смерти опекуна он делал все, чтобы семья Проксена ни в чем не нуждались.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о Сократе, Платоне и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Аристотель обладал острым умом и отличной памятью и довольно скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Молодой человек не поддался обаянию старого грека, несмотря на то, что в детстве восхищался Платоном и считал его своим учителем.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что,  отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом.

То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным.

Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

Платоновский период

Два великих грека познакомились уже тогда, когда Аристотель сформировал собственную философскую концепцию, а Платон уже был знаменит в эллинском мире. Его авторитет был неопровержим, но это не мешало Аристотелю критиковать своего учителя, спорить с ним и любить его.

Рядом с Платоном Аристотель был 17 лет, которые были наполнены разными событиями. Ученика часто упрекали в неблагодарности к Платону, но сам Аристотель говорил, что вынужден выступать против своего учителя. В его стихах и сочинениях биографы находят подтверждение этой версии.

В одном из своих сочинений Аристотель говорил, что ради истины обязан критиковать Платона и оспаривать его тезисы. При этом в каждой полемике ученик всегда был почтителен с учителем. Насмешки доставались другим. Например, старцу-софисту Исократу, в лице которого Аристотель изобличал всех софистов и насмехался над ними.

Почти двадцать лет ученик находился в Академии Платона. В это время он практически не интересовался политической жизнью Афин. После смерти Платона в 347 году до нашей эры Аристотель и Ксенократ решили покинуть город, поскольку имущество и управление Академией перешли в руки Спевсиппа.

За пределами Афин

Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым управлял тиран Гермий. Это был ученик Аристотеля, воспитанный на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился избавить греческие полисы в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ приехал к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.

Тирана Гермия вскоре убили по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермия стало ударом для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полисов. В дальнейшем он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Гермия.

В Атарнее Аристотель провел три года, женился на приёмной дочери Гермия – Пифиаде, сблизившись с ней после смерти её отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилен. В браке философ с Пифиадой прожил всю жизнь, пережив ее на несколько лет.

У пары была дочь, которую назвали в честь матери. Друг Аристотеля Ксенократ в это время вернулся в Афины. Пребывание на Лесбосе не продлилось долго. Философ вскоре получил письмо от Филиппа Второго, который после смерти своего отца возглавил Македонию.

Филипп приглашал Аристотеля стать воспитателем его сына – Александра.

Македонский период

Точная дата приезда Аристотеля в Пеллу – столицу Македонии – неизвестна. Скорей всего, это произошло в конце 340-х гг. до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, из которых три года отдал воспитанию наследника престола.

Аристотель в обучении Александра отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Особенно македонскому принцу нравилась Илиада, в которой идеальным героем для Александра стал Ахиллес.

Процесс воспитания и обучения закончился в тот момент, когда Филиппа Второго убили, и Александр стал новым правителем Македонии.

Одновременно с обучением, Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи, наблюдал за природой. И Филипп, и Александр выделяли большие деньги для того, чтобы грек ни в чем не нуждался.

Став правителем, Александр отдал распоряжение о том, чтобы придворные доставляли ученому редкие виды животных, растений, трав, деревьев. При дворе македонского царя Аристотель пробыл до тех пор, пока правитель страны не отправился в поход в Азию. После этого философ собрал свои вещи и отправился в Афины.

В столице вместо грека остался его племянник Каллисфен, который был воспитан в духе аристотелевской философии и мировоззрения.

Как и все, что связано с Аристотелем, пребывание в Македонии опутано слухами и тайнами. Современники философа говорили о том, что он много времени проводил в походах с Александром, когда тот стал завоевывать мир. Биографы же утверждают, что таких поездок не было, а все наблюдения за редкими животными, жизнью других народов Аристотель делал во время пребывания при македонском дворе.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей.

За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса.

Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось.

Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель.

Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Наследие философа

Грек писал очень много трудов, о чем свидетельствуют записи в античных каталогах. До наших дней сохранилась совсем небольшая часть произведений философа. К ним относятся:

  • «Политика».
  • «Законы».
  • «Государственные устройства».
  • «Этика Никомаха».
  • «О философии».
  • «О справедливости» и другие.

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:

  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.

Источник: https://GreeceMagazine.ru/aristotel/

Философия Аристотеля (12)

Философия Аристотеля

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФИЛОСОФИЯАРИСТОТЕЛЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Философия Аристотеля. 4

2. Аристотель о предмете философии. 12

3. Категории философии Аристотеля. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

ВВЕДЕНИЕ

Философская мысль Древней Грециидостигла наибольшей высоты в творенияхАристотеля (384-322 до н.э.

), воззрениякоторого, энциклопедически вобравшиев себя достижения античной науки, являютсобой грандиозную систему конкретно-научногои собственно философского знания в егоудивительной глубине, тонкости имасштабности. Образованное человечествоучилось, учится и в веках будет учитьсяу него философской культуре.

Аристотель учился у Платона вАфинах, основал Ликей, или перипатетическуюшколу. Воспитатель Александра Македонского.Сочинения Аристотеля охватывают всеотрасли тогдашнего знания.

Основоположникформальной логики, создатель силлогистики.

“Первая философия” (позднее названаметафизикой) содержит учение об основныхпринципах бытия: возможности иосуществлении, форме и материи, действующейпричине и цели.

Аристотель, как предшественникего Платон, высказывал самое возвышенноепонятие о назначения философии. В первыхкнигах своей метафизики он говорит:философия есть наука, имеющая предметомисследование первых начал и причинвещей или сущности явлений. Многие наукинужнее философии, но она выше всех наук.

Все другие знания имеют целью удовлетворениенужд житейских, а философия чужда всякойкорысти1.Она зарождается в то время, когда добытысредства для удовлетворения физическихпотребностей. Источник философии – этонаше стремление постигнуть все непонятноеи поразительное силою мысли.

Впрочем,сочинение Аристотеля собственно офилософии, в котором он излагал подробносвое понятия об этой науке, потеряно.

Философия Аристотеля – этоцарство наблюдения и трезвой мысли. Оноставил стремление Платона отыскатьединство бытия и с любовью сталприсматриваться к бесконечномуразнообразию окружающих явлении. Егозанимали не идеи, а все конкретное –воплощение идей в смысле Платона.

И в природе, и в истории, и вовнутреннем мире человека ищет онфактических данных и всегда идет отчастного к общему. Его философиязаслуживает название истинной философии,потому что она носит индуктивный характерс начала и до конца, и сам Аристотельесть истинный философ, потому что никогдане сходил с почвы живой действительности.

Такую общую оценку деятельностиАристотеля встречаем мы в современнойистории философии. Лучшим доказательствомее справедливости служит то влияние,которым она пользуется до настоящеговремени. У Аристотеля научились мычитать, собирать коллекции, говоритьнаучным языком.

Кант утверждает, чтологика обязана Аристотелю всем, чем онав настоящее время располагает.

Аристотелюмы обязаны всеми особенностями нашейсовременной умственной жизни; к числупоследних следует отнести словеснуюмудрость и формальное отношение кприроде и к жизни, стремление вместоистинного понимания довольствоватьсясловами.

Основными сочинениями великогофилософа являются: логический свод”Органон” (“Категории”, “Обистолковании”, “Аналитики” 1-я и2-я, “Топика”), “Метафизика”,”Физика”, “О возникновенииживотных”, “О душе”, “Этика”,”Политика”, “Риторика”,”Поэтика”.

1.Философия Аристотеля

Считается, что Аристотель написалболее 160 сочинений, известные из которыхможно распределить по следующим сферам2:

1. Учения о природе – “Физика”,”О небе”, “О возникновении иуничтожении”.

2. Логические сочинения, получившиеназвание (видимо, от византийскихлогиков, чему способствововало название,данное первооткрывателем сочиненийАристотеля, Андроником Родосским (I в.дон.э.) – “орудные книги”) “Органон”– “категории”, “Об истолковании”,первая и вторая “Аналитики”, “Топика”и “О софистических опровержениях”.

3. Трактат “О душе”.

4. Этические сочинения – “Никомаховаэтика” и “Большая этика”.

5. Искусство анализируется в”Поэтике”.

6. Типы государственного устройства– в “Политике”.

7. Исторические исследования –”история Афин” (не сохранилось).

8. Естественнонаучные сочинения– “Метеорологика”, “Историяживотных” и др.

На основании перечисленногоможно сделать вывод, что кругозорАристотеля был не только необычайноширок, но также и глубок, ибо он явилсяоснователем, первооткрывателем новыхнаук, например – логики.

Но не толькоее. Он открыл, в смысле в полной мереосознал и выразил на языке понятий,собственно философскую сферу исследований– “первую философию”.

Поэтомунеобходимо добавить еще один пункт –наиважнейший:

9. Собственно философские изыскания– “Метафизика”.

Однако Аристотель не сразу и невдруг формулирует понятие ” первойфилософии”. Как истинный ученый, онпредварительно анализирует всюпредшествовавшую философскую традицию,выявляя то ценное, что было открыто вней, и, критикуя все то, что, с его точкизрения, не соответствует, не согласуетсяс логикой и не соответствует истине.

Аристотеля, в противовес Платону, частоназывают эмпириком. Этому восприятиюспособствовал и сам Аристотель масштабомтой критики теории идей, которую онразвернул на страницах “Метафизики”против своего бывшего учителя. Познаниеначинает с чувственности, но неисчерпывается и не заканчивается им.

Более того, о чувственности можноговорить как о начале познания, не не всмысле важности и ценности – этикатегории принадлежат не суждениям обэмпирии, но “первой философии”,которая и венчает как гносеологию, таки онтологию Аристотеля.

“То, что первеедля уразумения через определение,различно от того, – заявляет Аристотель,– что первее для чувственного восприятия”3.

Метафизика Аристотеля явиласьрезультатом систематической переработкии критического анализа, обобщения исинтеза почти всех результатовпредшествовавшей метафизики греков.Можно сказать, что Аристотель является,по сути, первым историком античнойфилософии.

Все, что было сделано до негов этой области – касалось лишь отдельныхвзглядов и идей, целостного анализа непредпринял никто.

Даже Платон, коснувшийсяв своих диалогах почти всех философскихконцепций, тем не менее, не дал ихсистематического анализа, не дал никакойистории идей.

Конечно, Аристотель не был и немог быть Гегелем в истории философии,к тому же его отделяло еще очень маловремени от тех учений, которые онисследовал.

Гегелевская история античнойфилософии могла возникнуть лишь тогда,когда возникло значительное временноеопосредствование.

То же, что смогосуществить Аристотель как историкантичной философии, поражает глубиноймысли и точностью оценок. Ни одинсовременный исследователь не может исейчас без них обойтись.

Принципиально важным являетсяпризнание Аристотелем, возможно впервыев истории философии, что в развитииданной науки есть своя закономерностьи необходимость. После того как оказалось,что начала натурфилософии “былинедостаточны, чтобы вывести из нихприроду существующего, сама истина…побудила искать дальнейшее начало”4.

Получается, что философияразвивается исходя из внутреннейзакономерности, через обнаружениепротиворечий и попытку их преодоления.Исходя из этого и того фактическогофилософского материала, которыйпроанализировал Аристотель, его можноназвать одним из основателей историифилософии.

Аристотель считал, что одномучеловеку истину познать сложно, новместе с тем каждый, размышляющий обэтом, не терпит полную неудачу.

Каждыйвскрывает нечто от истины, внося темсамым свой вклад в ее познание, когдаже достижения многих складываются, тополучается заметная величина.

Вместес тем Аристотель далек от того примитивноговзгляда, что истину можно познать впростом историческом развитии философиипутем количественного накоплениязнаний. Тем не менее, он достаточновысоко оценивал свое собственноефилософствование.

Аристотель вскрывает непосредственнуюзависимость Платона от пифагорейцев,отмечая, что он лишь заменил их термин”подражание” на “причастность”,а числа – на идеи. Аристотель видитотличие Платона от пифагорейцев в том,что он “считал единое и числасуществующими помимо вещей”, а также”ввел эйдосы”.

К последнему еговынудило занятие определениями идиалектика, которой его предшественникине были причастны.

По мнению платоников,считает Аристотель, “все единичноев мире чувственно воспринимаемого течети у него нет ничего постоянного, а общеесуществует помимо него и есть нечтоиное”, “повод к этому дал Сократсвоими определениями, но он, во всякомслучае, общее не отделил от единичного”5.

После характеристики платоновскойфилософии Аристотель сразу переходитк ее критике, считая, что Платон тактолком и не разъяснил, что же означаетэта “причастность” вещей идеям.Кроме того, Платон не разъяснил, какимобразом бестелесные идеи могут бытьпричиной движения или какого-либоизменения. Он также считает, что ни одиниз способов, каким доказывается, чтоэйдосы существуют, не убедителен.

А, кроме того, что Платон своимиидеями просто удвоил мир без необходимостии т.д.

Несмотря на те недостатки критикитеории идей, которые обнаруживаются уАристотеля, из своего историко-философскогоэкскурса он делает вывод о том, что “сутьбытия вещи и сущность отчетливо никтоне объяснил”.

И это действительнотак, если учитывать те непреодолимыетрудности, с которыми столкнулся Платон.Выступая против возможного удвоениямира, Аристотель справедливо отмечает,что “и здесь, [в мире чувственновоспринимаемого], и там, [в мире идей],сущность означает одно и то же”6.

Между тем оказывается (ввульгаризированной теории идей), чтоидеи не являются сущностью вещей, которыеони обозначают, так как оказываются внеих, между тем как сущность должна бытьсамих вещах, иначе получится глупость.

Мудрость ищет сущность видимого, но дляэтого, в лице Платона, она утверждает,что существуют другие сущности, которыеявляются сущностью этого видимого.

ДляАристотеля это все пустые слова, ибопричастность вещей идеям не означаетничего, так как это объяснить невозможно.

Успех в философии, считалАристотель, возможен лишь после устраненияпредыдущих затруднений платоников,которые “в одно и то же время объявляютидеи, с одной стороны, общими сущностями,а с другой – отдельно существующими ипринадлежащими к единичному. А то, чтоэто невозможно”, для Аристотеля ясно.

Для него является невозможным, “чтобыотдельно друг от друга существовалисущность и то, сущность чего она есть”.Или, по другому: “отдельная вещь непредставляется чем-то отличным от своейсущности, и сутью бытия называетсясущность отдельной вещи”.

У Платонаже соотнесенное (идея) оказалась “[первее]самого по себе сущего”7.

Естеством или природой (physis)Аристотель называет возникновениетого, что растет, или первоосновурастущего, а также то, “из чего какпервого или состоит, или возникает любаявещь”.

Одним словом, естествомАристотель называет сущность вещей.Однако последнюю он дробит на материюи форму, поэтому оказывается, что она –это, с одной стороны, материя, а с другой– форма или сущность.

Аристотельзаключает, что “природа, или естество,в первичном и собственном смысле естьсущность”.

Он исходит из уже сформированныхв философии Платона, но четко неразработанных понятий – сущности иматерии.

Так, он считает, что “если небудет ни сущности, ни материи, то вообщеничего не будет”, вместе с тем сущностьдля него есть то, “чем материя всякийраз становится”.

Она есть то, чтонеобходимо должно существовать “помимосоставного целого, именно образ, илиформа”8.Как это понимать, и что же все такисущность, материя или форма?

Учение о четырех причинах. Видимо,Аристотель говорит о сущности в различныхзначениях, соответственно его учениюо причинах.

Аристотель остановилсяперед фундаментальным вопросом, “каковыте причины и начала, наука о которыхесть мудрость” или “первая философия”(метафизика).

Отсюда задача, которуюставит Аристотель: “необходимоприобрести знание о первых причинах”,ведь мы говорим, что тогда знаем, “когдаполагаем, что нам известна перваяпричина. Однако Аристотель мыслит архэв четырех значениях, рассмотрим их9:

Источник: https://works.doklad.ru/view/O2mJTeN4QWo.html

ovdmitjb

Add comment