Kievuz

Философия и наука о сознании человека

Философия и наука о происхождении и сущности сознания

Философия и наука о сознании человека

Считается, что сознание – это специфически человеческий способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому человеку и самому себе. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, существующее в различных формах в неживой природе, живой природе и в обществе.

Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить в своих изменениях особенности и черты взаимодействующих с ними объектов. Отражение проявляется уже на уровне неживой природы (изменение температуры, окраски, формы предметов, трещины и т. д.).

На уровне живой природы выделяют следующие этапы развития форм отражения:

  • 1. Раздражимость, при которой организм как единое целое реагирует на биологически важные факторы, нет еще дифференциации органов.
  • 2. Чувствительность, при которой у организмов появляются ощущения, отражающие отдельные биологически значимые свойства объектов, воздействующих на него. У животных начинается дифференциация органов чувств, формирование нервной системы.
  • 3. Психика, которая характеризуется реагированием не только на биологически важные факторы, но и на их заместители, сигналы. Наряду с инстинктами большое значение имеет и условно-рефлекторная деятельность, что позволяет говорить о наличии практического интеллекта и ассоциативного мышления у высокоорганизованных животных.
  • 4. Сознание, признаками которого являются:

абстрактно-логическое мышление как способность воспроизводить сущностные характеристики объектов, не данные в непосредственном восприятии;

целеполагание как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности и творчески преобразовывать действительность;

самосознание – выделение себя из внешней среды, превращение в объект познания, осмысления;

язык как материальная оболочка мысли, вторая сигнальная система, заставляющая нас ориентироваться не столько по реальным процессам, сколько по их знаково-символическим заместителям.

Сознание представляет собой продукт не только биологической эволюции. Оно является также результатом социального и культурного развития человечества в целом. На первом этапе формирования сознания, доязыковой его стадии, совпадающей с периодом антропосоциогенеза (5 млн – 40 тыс.

лет назад), сознание в основном фиксировало, отражало практические действия человека по овладению предметами и закономерностями окружающего мира без их осмысления, проникновения в их сущность. Восприятие мира имело наглядно-действенный, магический характер. Следующую стадию развития сознания демонстрируют культуры Древнего мира.

Восприятие мира становится образно-символическим, формируется мифологическое мировоззрение. В середине первого тысячелетия до н. э. происходит переход к рациональному, логико-понятийному мышлению, что находит выражение, в частности, в появлении философии.

Три этапа развития, пройденные сознанием в истории человечества, повторяются каждый раз и на уровне индивидуального развития.

Одной из первых концепций структуры и функционирования сознания в культуре ХХ в. стала предложенная З. Фрейдом трехслойная модель психики. Первый слой («Оно») представляет собой бессознательное начало психики, состоящее из врожденных инстинктов и неосознаваемых влечений, по большей части носящих аморальный характер.

В процессе жизни над ним надстраивается «Я» – сознательная часть психики, пытающаяся взять под контроль «Оно». В результате усвоения норм поведения, принятых в обществе, формируется третий слой – «Сверх-Я», выполняющий функции совести, самокритики.

«Я» оказывается под давлением противоположных требований, исходящих от «Оно» и «Сверх-Я», что приводит к возникновению психических расстройств. Ныне известно, что в бессознательной части психики хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании.

Фрейд был прав: сознание является лишь сравнительно тонким «верхним» слоем психики, возвышающимся над огромным массивом бессознательного.

В реальности сознание нельзя отделять от других структур психики, так как сознание организует работу различных психических механизмов. Сознание есть специфическое качество всей психики в целом. При таком подходе выделяют следующие элементы его структуры:

  • 1. Чувственно-эмоциональный уровень. Отличается непосредственным характером отражения действительности, конкретностью, зависимостью от состояния органов чувств, поэтому он всегда имеет индивидуальный характер. Элементы этого уровня в основном носят неосознаваемый характер, незначительны.
  • 2. Рационально-логический уровень. На этом уровне осуществляется познание сущностных характеристик предметов и явлений действительности методом логической обработки чувственных данных. Основным инструментом познания является интеллект (ум, мышление). Продуктивность мышления зависит не только от генетически заданных особенностей интеллекта, но и от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы. Ум – это не просто природный дар, а результат усвоения культуры, овладения духовными ценностями, созданными человечеством. Результаты познания – знания – выражены в языковой форме. Рационально-логический уровень отличается максимальной осознанностью. Вместе с тем целый ряд общих знаний воспринимаются мышлением из культуры некритично.
  • 3. Интуитивно-волевой уровень. Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства, т. е. без опоры на логику и язык. Воля – это способность постановки цели и концентрации усилий на ее достижении, исходя из соображений «надо», «я должен». Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь двух предыдущих уровней.

В реальном опыте сознания трудно разграничить его уровни, они функционируют как единая целостность. Динамика сознания, его восприятие времени описывается через состояния памяти, внимания, воображения, где в реальном фокусе настоящего (внимание) оказываются собранными как прошлые знания (память), так и целевое предвосхищение будущего (воображение).

Функции сознания следующие:

познавательная (получение знаний о действительности);

оценочная (сознание дает оценку всем явлениям и выстраивает иерархию ценностей);

регулятивная (на базе накопленных знаний и выстроенных иерархий ценностей сознание определяет цели деятельности, методы их достижения, концентрирует энергию в избранном направлении).

Выполняемые сознанием функции призваны решать задачу жизнеобеспечения человека. Однако сознание может и мешать выживанию. Сознание – это не только великий благостный дар человеку, выделивший его из природного мира, но и тяжелое бремя.

Без него человек был бы счастливее, так как не знал бы душевных страданий. Не случайно, чтобы унять физическую или душевную боль, отключают на некоторое время сознание с помощью медикаментов, наркотиков и т. д. Самоубийство – чисто человеческий акт.

Животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Известно, что люди, попавшие в катастрофу, часто погибают не от травм, а от ужаса, сознание отключает у них спасительные автоматизмы организма. История полна примеров, когда именно сознание побуждает человека рисковать своей жизнью и здоровьем.

Двойственная роль сознания показывает, что человеческая жизнь не сводится к чисто биологическому существованию.

Page 3

Современная наука придерживается функциональной концепции сознания.

Считается, что сознание существует благодаря материальным процессам, протекающим в нервной системе, главным образом, в головном мозге человека.

Мозг – это материальная по своей природе система, которая продуцирует нематериальные, идеальные, духовные по своей природе психические явления – образы, мысли, желания и т. д.

Идеальное отличается от материального, во-первых, по способу своего существования. Если материальное существует как объективная реальность, т. е.

независимо от человека, то идеальное представляет собой субъективную реальность, т. е.

оно существует только в сознании субъекта и зависит от его психофизиологических и духовных качеств, которые, в свою очередь, значительным образом определяются общественной средой.

Во-вторых, идеальные образы материальных объектов не обладают теми признаками, которые свойственны этим объектам: мысли не имеют формы, размера, веса, запаха и т. д. По этой причине идеальные образы не воспринимаются органами чувств. Для коммуникации, т. е.

обмена информацией и общения, их необходимо облечь в материальную форму – язык. Язык – это система знаков, наделенных определенным смыслом. Такими знаками могут быть слова, жесты, паузы, тексты, поступки, картины, мелодии, предметный мир и т. д.

Устная и письменная речь является важнейшим видом языка, словесной его формой.

В-третьих, в мире идеальных образов не действуют законы, по которым существуют и изменяются материальные объекты. Поэтому человек имеет широкий простор для произвольного порождения и уничтожения, изменения и комбинирования идеальных образов.

Таким путем из них создаются разнообразные мысленные модели действиительности. С помощью мышления, воображения, фантазии сознание способно, так сказать, отрываться от действительности и создавать свой собственный, духовный мир, отличный от объективно-реального мира.

На базе мысленных моделей действительности сознание разрабатывает планы творческого преобразования мира и самого человека.

Для науки остается загадкой механизм связи мозга и сознания, прежде всего, механизм порождения мозгом сознания.

Мозг является весьма специфическим органом тела, который, даже будучи здоровым, не выполняет функцию порождения идеальных образов так же физиологически-автоматически, как, например, печень вырабатывает желчь.

Редкие реальные случаи показывают, что человеческое дитя, силой обстоятельств вырванное из людского сообщества, вернувшись в него через продолжительный отрезок времени уже никогда в полной мере не может овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки.

Реализация генетического потенциала ограничена во времени жесткими возрастными рамками. Если сроки пропущены, потенциал гаснет, а человек остается на уровне тех животных, среди которых рос. Таким образом, хотя сознание считается функцией мозга, но для реализации этой функции необходима социальная среда. Мыслит не сам мозг, а ведущий социальный образ жизни человек.

Page 4

Для философии одной из важнейших мировоззренческих проблем является вопрос о познаваемости мира: «В состоянии ли человек получить достоверное знание о любом предмете или явлении действительности?».

Раздел философии, в котором рассматриваются общие вопросы познания, называется гносеологией (теорией познания).

Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis (знание) и logos (понятие, учение) и означает «понятие о знании», «учение о знании».

Гносеология стремится выявить общие и необходимые черты и закономерности в любом виде познавательной деятельности, составить целостное представление о познавательном процессе.

Термин «гносеология» был введен в философию сравнительно недавно шотландским философом Дж. Феррером (в 1854 г.). Но основы теории познания были заложены в античной философии(Демокрит, Сократ, Аристотель, Платон).

При ближайшем рассмотрении основного гносеологического вопроса – вопроса о познаваемости мира – можно увидеть, что он разделяется на два подвопроса:

  • 1. Что является предметом нашего познания – внешний мир или наше сознание?
  • 2. Можем ли мы в принципе познать этот предмет, т. е. иметь верные знания о его сущности и законах его бытия?

В зависимости от ответа на эти вопросы в философии принято выделять следующие позиции: гносеологический оптимизм и агностицизм. Гносеологический оптимизм утверждает, что мир познаваем, что человек в процессе своей познавательной деятельности в состоянии раскрыть сущность изучаемых явлений и вещей (классический марксизм).

Агностицизм – учение (или убеждение, установка), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания сущности вещей и процессов, но при этом они не отрицали сам факт существования познания. В истории философии представителями агностицизма были Гераклит, Р. Декарт, И. Кант, Д. Юм и др.

Page 5

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Познание представляет собой сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. Постановка проблемы субъектно-объектных отношений в гносеологии в современном их варианте начинается с Нового времени, с работ Ф. Бэкона и Р. Декарта. Ими впервые в достаточно четкой форме высказана мысль о том, что познаваемый мир может быть разделен на субъект и объект познания. В теории познания под субъектом понимается тот, кто познает (в самом простом варианте – человек, но это может быть группа людей, общество в целом), а под объектом – то, что познается, т. е. явления и предметы природы, социальный мир и человек с его внутренним миром. Процесс познания представляет собой неразрывное единство человека и осваиваемых им вещей и явлений, без субъекта нет объекта познания, а без познаваемого объекта нет субъекта познания.Характер взаимодействия субъекта и объекта познания и их трактовка в истории философии представляются по-разному. Начиная с ХIХ в., в философии сложились следующие представления о процессе познания и субъектно-объектных отношений в нем:

  • 1. Познание – это активная деятельность субъекта, направленная на исследование объекта познания с целью раскрытия его сущности.
  • 2. Субъект познания всегда представляет собой часть той или иной общности людей. Даже в своей индивидуальной деятельности субъект познания связан с другими людьми.
  • 3. Познавательный процесс направляется и организуется социокультурной программой. Эта программа формируется под влиянием личных и социальных потребностей субъекта, его целей, знаний, мировоззрения и других элементов культуры.
  • 4. Субъект, деятельность субъекта, объект познания по своей сути динамичны и изменяются с развитием общества.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studwood.ru/955300/filosofiya/filosofiya_nauka_proishozhdenii_suschnosti_soznaniya

Сознание в философии: понятие, структура и проблемы

Философия и наука о сознании человека

Понятие сознания в философии сложно определить, поскольку этот термин имеет многоаспектный круг объяснений. Оно содержит в себе мысли, восприятие мира, осознание.

В зависимости от времени оно воспринимается как мнения, собственное Я. Мыслители превозносят осознанное бытие, как самое важное в мире. А ученые считают, что данное понятие расплывчато и не имеет границ использования.

Сознание означает человеческую деятельность на ментальном уровне.

Философские теории

С философской точки зрения, сознание – это умение соотносить и осознавать объект (по Гегелю). Под этим словом подразумевается основательная способность человека соотноситься с миром в целом. Это форма или метод объекта, вид и способ представления мироздания.

Понимание сознательной деятельности существует всегда, оно не имеет начала и конца, не может пропасть, также как и сам мир. Сознание и мироздание – две стороны единой соотнесенности.

Поэтому в философском значении неправильно будет рассматривать его как отдельное понятие, оно неотделимо от сущности мира.

Сознательная сущность не есть способность соотноситься, это само отношение. Этот довод вытекает из того, что человек не способен находиться в отрешенности от него, выйти за его границы. Мы поглощены этой субстанцией. Без нее, для человека ничего не существует. С этой стороны, термин подразумевает двойственность и деление внутри. Это означает, что сознание интернационально (по Гуссерлю).

Философы стараются найти объяснение заключения о том, что сущность сознания провозглашает разделение субъекта и объекта, внутреннего и внешнего Я и мироздания. В относительном виде это некий опыт, который соотносит нас с миром.

Этот опыт подразумевает и сам процесс соотношения в общем и в виде переживания человеком этого процесса. Поэтому в философии из понятия сознательной сущности выделяется субъект. Сам термин понимается, как соотношение субъективного и объективного.

Объект осознается субъектом.

Сознательное бытие существует как потенциальное положение, в которое субъект может попасть в любое время в виде опыта, соотнесенного с мирозданием.

Формы

Различают 4 формы рассматриваемого понятия: самосознание (осознание личности), рассудок (осознание, способное мыслить и постигать мир), разум (разум в самосознании) и дух (высшая форма осознания, объединяющая все другие).

Философская наука старается найти решения на 2 основные проблемы сознания: в чем состоит его сущность и его взаимосвязь с физическим миром (особенно телом).

Дуализм

Это предположение о существовании 2 видов субстанций: сознание и физические субъекты. Прародитель этой ветви – Рене Декарт, утверждающий, что человек – это мыслящая субстанция, которая может сомневаться в существовании всего окружающего мира, за исключением своего сознательного Я, которое никак не связанно с физическим окружением.

Двойственность духовного мира и телесной оболочки – теория, по которой сознание и материя понимаются, как: независимые, дополняющие и находящиеся на одном уровне по значимости субстанции.

Эта точка зрения начала развиваться в трудах Платона и Декарта. По Платону тело является частью физического мира и поэтому умирает.

А душа не привязана ни к временному, ни к пространственному течению, и поэтому ей доступна истинная сущность мира идей.

Последователем дуализма нашего времени можно назвать Дэвида Чалмерса. Он считает свою точку зрения натуралистическим дуализмом, согласно которой сознательный опыт не имеет физической природы, хотя и находиться в зависимости от нее в соответствии с природными законами. Законы психофизики предполагаются Чалмерсом как дополнение к миру физических объектов.

Логический бихевиоризм

Логический бихевиоризм – концепция, предполагающая бытие в психическом положении, нахождение в бихевиоральном состоянии, то есть выражение некоей поведенческой позиции, или противоположное мнение к ней.

Это направление перекликается с психологическим бихевиоризмом, но имеет существенное отличие: последний вариант предполагает рассмотрение бихевиоризма как способа изучения человека без попыток решения философских задач в области понятия сознания и его взаимосвязи с телесной оболочкой. Представителями этой философской ветви являются Гемпель и Райл.

Эта теория пытается отрицать двойственность по Декарту, потому что она находится в противоречии с утверждением о единстве науки (физикализм).

Идеализм

Следуя теории идеализма, мир есть совокупность сознаний. Мир материального не существует без них. Джо Беркли считал, что бытие – это восприятие внешним миром.

Индуизм

В этом ответвлении, философы представляют Пурушу (молчаливую высшую силу), который обозревает деятельность Пракрити (материальных субъектов). Духовное сознание ошибочно сопоставляется с телом, которое охвачено и увлечено гуннами (природными качествами).

Материализм

Материализм – философская концепция о физической оболочке всего существующего. Сознание – это черта высокоорганизованной субстанции. Материалисты критикуют прочие направления, изучающие сознательную сущность, и утверждают, что поведение человека является его физическим источником внутри тела. Представителями этой теории считаются Фридрих Энгельс, Дэвид Армстронг, Дональд Дэвидсон.

Функционализм

В соответствии с этой теорией нахождение в психическом положении означает нахождение в функциональном сознании (выполняя конкретное действие).

Функционалисты считают, что сознание находится в таком же соотношении с мозгом, как опция показывать время – с материальным объектом самих часов.

Функционализм критикует точку зрения материалистов, потому что не принимает взаимосвязь сознания и мозга: сознание только функция различных материальных объектов. Функционалистами считаются Дэвид Льюис, Хилари Патнем, Дэниел Деннет.

Двухаспектная теория

Теория гласит, что психическая и физическая сущности – это два качества реальности, на которой основано все мироздание. Эта реальность не относится ни к психической, ни к физической. Теория двух аспектов отрицает остальные философские ветви, которые утверждают о существовании психического и физического. Таких вглядов придерживались: Бенедикт Спиноза, Бертран Рассел, Питер Стросон.

Феноменологическая теория

Феноменология пытается описать сущность опыта без каких-либо объяснений реальности его объекта.

Это направление старается найти идеальные качества мышления человека и восприятия, не зависящие ни от каких индивидуальных особенностей, и объяснить прочие науки в виде основанных на мышлении.

Интернациональность – основополагающая черта человека. Представители феноменологии – Эдмунд Гуссерль и Морис Мерло-Понти.

Эмерджентная теория

По эмерджентной концепции сознание не может быть сведено к физическому состоянию мозга, хотя и есть качество некоего материального объекта. Это нередуцируемая субстанция, которая имеет уникальные характеристики, и реальный объект для изучения наукой. Среди сторонников выделяется Джон Серл.

Понятие сознания не употребляется в философии, если говорится о движении в мышлении без соотношения с мирозданием.

Без опыта соотношения с миром, оно перестает быть самостоятельным и превращается в способность рефлексии по отношению к мысленному содержимому.

В мышлении субъект движения – это само мышление, которое понимается, как некое общее пространство действий и, как субъект этих действий одновременно.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/soznanie.html

ovdmitjb

Add comment