Kievuz

Философия как форма мировоззрения и наука(Лекция, тесты)

Философия как форма мировоззрения. Основные типы мировоззрения и функции философии

Философия как форма мировоззрения и наука(Лекция, тесты)

На протяжении жизни каждый человек приобретает определенные знания различным путем. А мировоззрение является результатом процесса познания и фундаментом мышления личности.

Данное понятие характеризует взаимоотношения между миром и человеческим сознанием, а также выступает определением для возможностей личности.

Философия как теоретическая форма мировоззрения рассматривается в качестве основной, в процессе познания мира.

Сущность бытия с точки зрения полученных знаний

Взгляд на окружающую действительность представляет собой совокупность принципиальных мыслей, которые определяют положение личности в обществе, помогают понимать происходящее в мире, обобщают полученные знания. Философия как форма мировоззренияявляется одним из уровней видения необходимости земного существования.

Получаемые в процессе жизни знания, цели, убеждения и ожидания в результате соединяются в одну картину мировоззрения. А составляющими общего восприятия мира является информация различного характера:

  • повседневные знания;
  • жизненные;
  • практические;
  • научно-профессиональные.

Поэтому в каждый исторический период люди имеют разный уровень знаний.

Интеллектуальные запасы определяют мировоззрение личности на этапе становления как индивида. Правильно выбранные принципы помогают человеку гармонично развиваться и быть полноценным членом социума. Но при этом выбранные цели и устои существования у разных представителей человеческого рода могут кардинально различаться.

Ориентиры уровней мировоззрения

Выделяют два основных уровня мировоззрения:

  1. Житейско-практический. Характеризуется стихийным приобретением знаний под влиянием религиозных и национальных убеждений. Особый эффект оказывает мнение общественности и перенятие чужого опыта в свою жизнь. Все навыки приобретаются постепенно и основываются исключительно на наблюдениях и переживаниях.
  2. Теоретический. Характеризуется наличием исторически установленных знаний, которые основываются на доказательной базе. Философия как форма сознания и тип мировоззрения находится на значимом месте теоретического уровня.

Формы мировоззрения

История человечества выделяет три основные категории, отражающие мировоззрение человека. К ним относятся:

  • мифология;
  • религия;
  • философия.

Как формы мировоззрения они несут различную смыловую нагрузку и обладают разной ценностью для народа.

Мифология как самая ранняя форма общественного сознания

С древних времен люди пытались найти логическое обоснование каждого процесса. Особенностями восприятия окружающей среды выступали в равной мере фантастические домыслы и реалистичные мотивы. Основной их идеей выступали:

  • попытки объяснить происхождение человеческого рода;
  • Вселенной;
  • природных процессов;
  • жизни и смерти;
  • знаков судьбы;
  • первые объяснения понятий нравственности и другие важные события.

Миф – форма мировоззрения. Философия: миф очеловечивает всех персонажей исторического периода, допускает наличие фантастических существ и обожествляет их. Рассматривает их взаимодействие с человеческими особями и оценивает уровень их взаимоотношений.

Все мифологические сюжетные линии однообразны и не имеют динамичного развития. Возникновение сказочных предсказаний имеет практическую направленность, которая определяется решением поставленных задач. Чаще всего заботились о спасении от стихийных бедствий, пытаясь защитить хозяйственные постройки, урожайные угодья и скот.

Религия как форма мировоззрения

Вера в сверхъестественные процессы, которые неподвластны человеку, породила новую форму мировоззрения – религию. Наличие фантастического подтекста во всех происходящих процессах оказывает влияние на жизненный путь человека и его мысли. Подсознание всегда находит чувственный и эмоциональный образ, отрицая рациональный подход к восприятию происходящего вокруг.

Религия, кстати, имеет не только мировоззренческую функцию, но также играет роль в объединении и консолидации общества, в целях обсуждения вдохновляющих идей.

Культурологическая тематика религии способствует тотальному распространению в народные массы определенных ценностей.

Ее нравственная функция отражается в культивировании в общественном сознании идеальной картинки мира, в котором царит любовь, взаимовыручка, честность, толерантность, порядочность, сострадание и уважение.

Философия как особый тип мировоззрения

Философия как самостоятельная форма сознания имеет четкие отличия от религиозного течения и мифологического, предполагая иные типы и формы мировоззрения. Философия имеет научно-теоретическую суть. Мысль рефлексивно обрабатывает сама себя, основываясь не на вымышленных знаниях, а на доказательно-сознательном уровне восприятия. Он включает в себя:

  • общие принципы существования (к ним относится онтология и метафизические знания);
  • развитие общественности (история и социум);
  • антропологическое познание;
  • творчество;
  • эстетический аспект;
  • культурологию.

Философия как особая форма мировоззрения дает миру оценку всех существующих знаний, представляя картину мира как целостную систему со взаимосвязанными параметрами. Рассматривая типы и формы мировоззрения, философия – самая наивысшая ступень, наделенная логическим мышлением, теоретическим фундаментом и систематизированным блоком знаний. Убеждения придают достоверности стремлению к истине.

Смысл философии

Религия, философия – формы мировоззрения глубокого духовного смысла. Почти 2,5 тысячи лет назад философское учение зародилось как самостоятельное в самых процветающих странах того времени (Индия, Китай, Греция). Именно греки позволили философии стать областью духовной жизни общества. И изначально доскональный перевод названного термина заключался в двух словах – “любовь к мудрости”.

Основные формы мировоззрения – философия, религия и мифология появились в момент крайней необходимости для рационального развития общественности. Эти учения позволяли систематизировать знания и давать им четкие названия и классификацию. Когда же эволюция человеческого рода достигла определенного уровня, удалось составить целостную картину мира.

Философы стремились вобрать в себя все существующие знания, поэтому они отличались богатой эрудицией и высоким уровнем интеллекта. Первопроходцы в просвещении народа мудрости: Гераклит, Фалес, Анаксимандр.

Философия во все времена рассматривает знания о мире как о едином организме, в котором живет человек. Она выступает теоретической базой для познания окружающей действительности.

Функции философии

Впервые философия как форма мировоззрения была упомянута Пифагором. Также им были определены основные функциональные особенности этого направления:

  • Мировоззренческая. Человеческое восприятие имеет способность формировать полную картинку для осознания действительности. Мировоззрение помогает человеку определиться со смыслом жизни, ощутить принципы взаимного общения с окружающими, составить представление об устройстве планеты и условиях жизни на ней.
  • Методологическая. Благодаря философии создаются основополагающие методы для познания существования мира, определяя окружающую действительность как объект исследования.
  • Мыслительно-теоретическая. Философия как форма мировоззрения учит правильному мышлению, помогая строить верные доводы на основе обобщения фактов об окружающей действительности. Способствует развитию навыков конкретизации и логических решений. Как и мифология, форма мировоззрения – философия – рассматривает взаимоотношения между существами природы.
  • Гносеологическая. Способствует развитию правильной жизненной позиции, осознания текущей действительности, разрабатывает познавательные механизмы.
  • Критическая. Исторические формы мировоззрения в философии подвергают сомнениям окружающую действительность, а также предполагают поиск противоречий и оценку качества. Основополагающей задачей этого процесса выступает возможность расширить границы знаний и увеличить процент достоверности информации.
  • Аксиологическая. Эта функция отвечает за оценку окружающего мира с позиции ценностного ориентира. Наиболее важные догмы: морально-нравственный аспект, этические нормы, социальные и идеологические. Аксиологическая функция представляет собой своеобразный фильтр, который помогает пропустить через сито знаний самое нужное и полезное, отбросив прочь разрушительное, отжившее и тянущее вниз.
  • Социальная. Предполагает попытку объяснения причин создания общества, рассмотрения социума с точки зрения эволюционного развития. Определяет силы, способные изменить и усовершенствовать существующее общественное течение.
  • Воспитательно-гуманитарная. Эта функция прививает человеческому обществу идеальные ценности, укрепляет мораль и нравственность, совершенствует процесс адаптации и помогает членам социума найти свое место в жизни.
  • Прогностическая. Позволяет определить пути дальнейшего развития на основе имеющейся информации, а также осуществить прогнозы на будущие годы. Определяет тенденцию к более доскональному изучению познавательного процесса.

Описываемое учение пытается охватить вопросы разного рода, как общего, так и специфического характера. Решение проблемы выделяет для крупных направления философии:

  • Материализм. Предметы рассматриваются отдельно от сознания. Предполагается их самостоятельное существование. Вещи состоят из материального образования (источника) элементарного происхождения. Возникновение охарактеризовано в виде реакции на развитие религиозного течения как одной из форм мировоззрения. Древнегреческий философ Фалес стал основоположником теории. Его продолжатели активно развивали характеристики учения. Благодаря полученным знаниям был осуществлен прорыв в изучении математических, астрономических и физических наук.
  • Идеализм. Рассматривает возникновение всего материального из духовного.

Специфика научного и философского мировоззрения

Научное мышление основывается на базовых знаниях и четко ограничено предметом изучения. Действует по точной программе без возможности малейшего отклонения от курса. Правила научного исследования имеют четкий алгоритм действий. Изученные понятия и определения значительно облегчают процесс и реализуют задачи.

Философское учение осуществляется на основе сравнения и плавания из одной области в другую, в поисках правильного решения. Формирует задачи и ценности. Философские категории нечеткие и не имеют границ, позволяя любым идеям существовать. Помогает науке в поисках правильных решений, когда привычный алгоритм не срабатывает.

Особенности философского знания

Философия как форма мировоззрения представляет собой своеобразное учение, которое наделено индивидуальными особенностями:

  • Предметом науки является постижение всего незыблемого. Первым эту теорию выдвинул Платон. Основные аспекты: бытие и познание. Философия пытается найти объяснение вечному.
  • Духовный опыт человека может храниться в нескольких состояниях: добро (в виде моральных качеств и религиозной приверженности), истинное знание (научные труды, идеологические догмы), красота (различные формы искусства). Философия способна пересекаться со всеми формами проявления духовного знания.
  • Философия характеризует общественные культурные ценности, подводит итоги познавательного опыта всего человечества.
  • Стремится к обобщению результатов.
  • Учение ориентируется на изучении и доскональном исследовании внутреннего мира человека, видит целью распознавание феномена существования духовности в биологическом теле.
  • Большая часть вопросов философии имеет многогранный смысл и неисчерпаемый ресурс для размышления. Проблемы философии актуальны в каждом историческом периоде. Наиболее активные попытки к познанию наблюдаются во время переломных государственных или политических моментах. Извечные вопросы не решаются раз и навсегда, всегда остается недоговоренность, которую поколения стремятся разгадать.
  • Элементарными знаниями философии обладают все люди на бытовом уровне.
  • Философские знания всегда имеют отпечатки личности, разрабатывающей теории. Все великие мыслители имели разный подход с разным творческим итогом.
  • Разнообразие мнений экспертов предполагает возникновение большого количества второстепенных течений и идейных школ.
  • Живые философы вкладывают душу в свои труды, придавая своеобразный эмоциональный акцент личного восприятия и мироощущения.
  • Философия – не наука, она гораздо шире и не имеет никаких ограничений. Желание достить рациональности ставит научное и философское познание на одну ступень.
  • Принципы философского учения помогают построить путь исследования.

Источник: https://FB.ru/article/280323/filosofiya-kak-forma-mirovozzreniya-osnovnyie-tipyi-mirovozzreniya-i-funktsii-filosofii

Ответы по философии

Философия как форма мировоззрения и наука(Лекция, тесты)

Философия– это, прежде всего логическая, неэмоциональная аргументация.

Объектамифилософии являются:

1)Природа;

2)Общество;

3)Человек;

4)Предмет исследования. Это тот уголзрения, под которым рассматриваетсяобъект исследования (пример: вода –объект исследования для ряда наук). Нокаждая наука имеет свой предметисследования воды (например, химияизучает реакции воды с различнымивеществами, а экология – различные видызагрязнения воды и способы борьбы сними).

Предметамифилософии являются:

1)Онтология – учение о мире в целом;

2)Гносеология – познание мира;

3)Философская антропология – философскоеучение о человеке;

4)Социология – рассмотрение и изучениежизни общества;

5)Этика – учение о морали.

Предметфилософии– это всегда выражение потребностиобщества.

Рассмотрениефункций философии как реализациинаправлений ее назначения предоставляетоснование для выделения в ней особыхразделов или элементов ее структуры.

Всостав философии входят:

1)Теоретическая философия (систематическаяфилософия);

2)Социальная философия;

3)Этика;

4)Эстетика;

5)Логика;

6)История философии.

Основнымичастями теоретической философиивыступают:

1)Онтология — учение о бытии;

2)Гносеология — учение о познании;

3)Диалектика — учение о развитии

4)Аксиология (теория ценностей);

5)Герменевтика (теория понимания итолкования знаний).

Особымразделом в философии, проблематикакоторого входит как в общетеоретическую(систематическую философию), так и всоциальную философию, является философиянауки.

Социальная философия включаетв себя социальную онтологию, то естьучение о бытии и существовании общества,философскую антропологию, то есть учениео человеке, и праксиологию, то естьтеорию человеческой деятельности.

Социальная онтология наряду с изучениемнаиболее общих проблем существованияи развития общества исследует философскиепроблемы экономики, политики, права,науки и религии.

2. Философия и мировоззрение. Структура и виды мировоззрений

Философиясоставляет теоретическую основумировоззрения, или его теоретическоеядро, вокруг которого образовалосьсвоего рода духовное облако обобщенныхобыденных взглядов житейской мудрости,что составляет жизненно важный уровеньмировоззрения. Но мировоззрение имеети высший уровень – обобщение достиженийнауки, искусства, основные принципырелигиозных взглядов и опыта, а такжетончайшая сфера нравственной жизниобщества.

Вцелом мировоззрение можно было быопределить следующим образом: этообобщенная система взглядов человека(и общества) на мир в целом, на своесобственное место в нем, понимание иоценка человеком смысла своей жизни идеятельности, судеб человечества;совокупность обобщенных научных,философских, социально – политических,правовых, нравственных, религиозных,эстетических ценностных ориентации,верований, убеждений и идеалов людей.

Взависимости от того, как решается вопросо соотношении духа и материи, мировоззрениеможет быть идеалистическим или материалистическим, религиозным илиатеистическим. Материализм естьфилософское воззрение, признающеесубстанцией, сущностной основой бытияматерию. Согласно материализму, миресть движущаяся материя. Духовное женачало, сознание есть свойствовысокоорганизованной материи – мозга.

Идеализместь философское мировоззрение, согласнокоторому истинное бытие принадлежитне материи, а духовному началу : разуму,воле. Материальное и духовное – этосовечно единое сущее.

Вне этого принципамы не можем понять смысл сущего, егорегулятивные принципы, объективнуюцелесообразность и гармонию в мироздании.

В рамках только материализма мы впринципе не в состоянии ответить навопрос: кто в универсуме так мудроформообразует все и вся и осуществляетрегулятивную функцию.

Материализмне совместим с признанием объективнойцелесообразности в мире, а это неоспоримыйфакт в бытии сущего. С нравственно-психологическойточки зрения мировоззрение можетхарактеризоваться как оптимистическоеили пессимистическое.

В практике общения,в литературе понятие мировоззренияупотребляется и в более узком смысле,например говорят: « философскоемировоззрение », « политическоемировоззрение » или « художественноемировоззрение », или даже в еще болееузком понимании — « врачебное мировоззрение», «физическое мировоззрение » и т.п.

Соотношениефилософии и мировоззрения можноохарактеризовать и так : понятие«мировоззрение» шире понятия «философия».

Философия – это такая форма общественногои индивидуального сознания, котораяпостоянно теоретически обосновывается,обладает большей степенью научности,чем просто мировоззрение, скажем, нажитейском уровне здравого смысла,наличествующего у человека, порой дажене умеющего ни писать, ни читать.

Вмировоззрении находит свое завершениецелостность духовности человека.Философия как едино – цельное мировоззрениеесть дело не только каждого мыслящегочеловека, но и всего человечества,которое, как и отдельный человек, никогдане жило и не может жить одними лишьчисто логическими суждениями, ноосуществляет свою духовную жизнь вовсей красочной полноте и цельности еемногообразных моментов.

Мировоззрениесуществует в виде системы ценностныхориентации, идеалов, верований иубеждений, а также образа жизни человекаи общества ( как форма реализации духовнойсущности мировоззрения ). И все это ворганическом единстве – ведь о мировоззрениичеловека мы судим по делам его.

Итоговоеопределение соотношения философии имировоззрения можно было бы сформулироватьтак: философия – это система основополагающихидей в составе мировоззрения человекаи общества.

Различаютследующие типы мировоззрения: обыденное,религиозное, философское, научное, атакже сциентистское и антисциентистское.Обыденное мировоззрение формируетсястихийно, на основе непосредственногожизненного опыта. Религиозное мировоззрениебазируется на религиозном понимании.

Научноемировоззрение формируется на основепознания законов развития природы иобщества. Сциентизм рассматриваетестественнонаучное знание главнымфактором прогресса и решения социальныхпроблем. Антисциентизм выступает противглавенствующей роли науки в жизничеловека и общества, более того он ихпротивопоставляет.

Философскоемировоззрение – предельно обобщенныйвзгляд на мир, основанный на принципахи законах бытия. Оно зависит от отношенияк основному вопросу философии – чтопервично, бытие или сознание. Отсюдамировоззрение может быть материалистическимлибо идеалистическим.

Видымировоззрения:индивидуальное и общественное, котороенаходит преломление в формах общественногосознания, идеологии, в общественномидеале, общественной позиции.

Структурамировоззрения- психологическая и гносеологическая.Психологическая структура: системазнаний, взглядов, отношение человека кмиру, в выборе жизненной позиции,осознание долга, идеалы. Гносеологическаяструктура: основную роль играют знанияестественнонаучные (физические,биологические и т.д.), математические,социологические, экономические и т.д.

Можновыделить три основные формы мировоззрения:

1)Мифология – фантастическое отражениев первобытном сознании реальнойдействительности;

2)Религия – форма сознания, основанные навере в сверхъестественные силы, которыевлияют на судьбу человека и окружающиймир. Особенностью мифологии и религииявляется то, что они имеют духовно-практическийхарактер и тесно связаны с уровнемосвоения человеком окружающего мира изависимостью его от природы и быта.

3)Философия – является структуроймировоззрения, теоретическим основанием.

Относяфилософию к мировоззренческим формамчеловеческой культуры, выделяют однуиз существенных особенностей: мировоззрениев философии выступает в форме знания иносит систематизированный упорядоченныйхарактер, опирается на четкие понятияи категории.

Именнофилософия, в отличие от частнонаучногознания, рассматривает мир как целостность,его универсальные законы и принципыединства, связи и развития, место и рольчеловека в системе мира. К особенностямфилософского знания можно отнестисложную структуру, теоретический, вомногом субъективный характер. Этосовокупность объективного знания иценностей, нравственных идеалов своеговремени.

Онаподвержена влиянию эпохи, влияниюпрежних философских школ, динамична инеисчерпаема по своей сути, изучает каксам предмет познания, так и механизмпознания, занимается извечными проблемами:бытие, материя, движение и многимидругими.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2165611/

Философия (конспект лекций). Философия как разновидность мировоззрения

Философия как форма мировоззрения и наука(Лекция, тесты)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.Мировоззрение —целостный взгляд на мир и место человекав нем.

Висториичеловечества выделяются триосновные формы мировоззрения:

• мифология;

• религия;

• философия.

2.Мифология —форма общественного сознания, мировоззрениедревнего общества, которое совмещаетв себе как фантастическое, так иреалистическое восприятие окружающейдействительности.

Какправило, мифыпытаются датьответ наследующие

основныевопросы:

• происхождениеВселенной, Земли и человека;

• объяснениеприродных явлений;

• жизнь, судьба,смерть человека; деятельность человекаи его достижения;

• вопросы чести,долга, этики и нравственности.

Чертамимифа являются:

• очеловечиваниеприроды;

• наличиефантастических богов, их общение,взаимодействие с человеком;

• отсутствиеабстрактных размышлений (рефлексии);

• практическаянаправленность мифа на решение конкретныхжизненных задач (хозяйство, защита отстихии и т. д.);

• однообразие иповерхность мифологических сюжетов.

3.Религия—форма мировоззрения, основаннаяна вере вналичие фантастических, сверхъестественныхсил, которые влияют на жизнь человекаи окружающий мир.

При религиозноммировоззрении для человека характерначувственная, образно-эмоциональная (ане рациональная) форма восприятияокружающей действительности.

Религияисследует вопросы теже, что и миф:

происхождениеВселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснениеприродных явлений;

• поступки, судьбачеловека;

• нравственно-этическиепроблемы.

4

Основнымимировыми религиями являются:

• христианство;

• ислам;

• буддизм.

Крупнейшиеи наиболее распространенные в миренациональныерелигии:

синтоизм;

• индуизм;

• иудаизм.

Помимомировоззренческих религия имеет рядиных функций:

объединительную(консолидирует общество вокруг идейлибо ради идей);

• культурологическую(способствует распространению определеннойкультуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную(культивирует в обществе идеалы любвик ближнему, сострадания, честности,терпимости, порядочности, долга).

4.Философия —особый, научно-теоретическийтипмировоззрения. Философское мировоззрениеотличаетсяотрелигиозного и мифологического тем,что оно:

• основано назнании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно(имеет место обращенность мысли на самусебя);

• логично (имеетвнутреннее единство и систему);

• опирается начеткие понятия и категории.

Такимобразом, философияпредставляетсобой высшийуро­вень и вид мировоззрения,отличающийся рациональностью,сис­темностью, логикой и теоретическойоформленностью.

5.Философия как мировоззрение прошла триосновные стадии своей эволюции:

космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм— философскоемировоззрение, в основе ко­тороголежит объяснение окружающего мира,явлений природы через могущество,всесильность, бесконечность внешнихсил — Космоса и согласно которому всесущее зависит от Космоса и космическихциклов (данная философия была свойственнаДревней Индии, Древнему Китаю, инымстранам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм- типфилософского мировоззрения, в основекоторого лежит объяснение всего сущегочерез господство не-

5

объяснимой,сверхъестественной силы – Бога (былраспространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм— типфилософского мировоззрения, в центрекоторого стоит проблема человека (Европаэпохи Возрождения, нового и новейшеговремени, современные философские школы).

Вопрос2. Специфика философского знания

1.Основная специфика философского знаниязаключаетсяв его двойственности,таккак оно:

• имеет оченьмного общего с научным знанием — предмет,

методы,логико-понятийный аппарат;

• однако неявляется научным знанием в чистом виде.

Главноеотличие философии от всех иных наукзаключается в том, что философияявляетсятеоретическиммировоззрением, предельнымобобщением ранее накопленных человечествомзнаний.

Предмет философиишире предмета исследования любойотдельной науки, философия обобщает,интегрирует иные науки, но не поглощаетих, не включает в себя все научное знание,не стоит над ним.

2.Можно выделить следующие особенностифилософского знания:

имеетсложную структуру (включает онтологию,гносеологию, логику и т. д.);

6

носитпредельно общий, теоретический характер;

• содержитбазовые, основополагающие идеи и понятия,которые лежат в основе иных наук;

• во многомсубъективно — несет в себе отпечатокличности и мировоззрения отдельныхфилософов;

• являетсясовокупностью объективного знания иценностей, нравственных идеалов своеговремени, испытывает на себе влияниеэпохи;

• изучает нетолько предмет познания, но и механизмсамого познания;

• имеет качестворефлексии — обращенности мысли на самусебя (то есть знание обращено как на мирпредметов, так и само на себя);

• испытывает насебе сильное влияние доктрин, вырабатываемыхпрежними философами;

• в то же времядинамично — постоянно развивается иобновляется;

• опирается накатегории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемопо своей сути;

• ограниченопознавательными способностями человека(познающего субъекта), имеет неразрешимые,”извечные” проблемы (происхождениебытия, первичность материи или сознания,происхождение жизни, бессмертие души,наличие либо отсутствие Бога, его влияниена мир), которые на сегодняшний день немогут быть достоверно разрешенылогическим путем.

Вопрос3. Предмет и методы философии

1.Предметомназывается круг вопросов, которыеизучает философия. Общую структурупредметафилософии, философскогознания составляют четыреосновных раздела:

• онтология(учение о бытии);

• гносеология(учение о познании);

• человек;

• общество.

2.Врамках данных четырех основных разделовфилософии можно выделить множествоизучаемых ею частныхвопросов:

сущностьбытия;

• происхождениебытия;

• материя(субстанция), ее формы;

• сознание, егопроисхождение и природа;

• взаимоотношениематерии и сознания;

7

• бессознательное;

• человек, егосущность и существование;

• душа, духовныймир человека;

• общество;

• общество ичеловек;

• природа;

• природа иобщество;

• духовная сферажизни общества;

• материально-экономическаясфера жизни общества;

• социальнаясфера общества;

• общественно-экономическиеформации, цивилизации;

• перспективычеловека, общества;

• экология,проблемы выживания;

• особенностипознания;

• влияниепознающего субъекта на процесс познанияи его результаты;

• ограниченностьи безграничность познания;

• движение;

• философскиекатегории;

• диалектика иее законы;

• иные вопросы.

3.Основными методами философии (путями,средствами, с помощью которых осуществляетсяфилософское исследование) являются:

• диалектика;

• метафизика;

• догматизм;

• эклектика;

• софистика;

• герменевтика.

Диалектика-метод философского исследования, прикотором вещи, явления рассматриваютсягибко, критически, последовательно сучетом их внутренних противоречий,изменений, развития, причин и следствий,единства и борьбы противоположностей.

Метафизика—метод, противоположный диалектике, прикотором объекты рассматриваются:

• обособленно,как сами по себе (а не с точки зрения ихвзаимосвязанности) ;

• статично(игнорируется факт постоянных изменений,самодвижения, развития);

• однозначно(ведется поиск абсолютной истины, неуделяется внимания противоречиям, неосознается их единство).

8

Догматизм— восприятиеокружающего мира через призму догм —раз и навсегда принятых убеждений,недоказуемых, “данных свыше” иносящих абсолютный характер. Данныйметод был присущ средневековойтеологической философии.

Эклектика— метод,основанный на произвольном соединенииразрозненных, не имеющих единоготворческого начала фактов, понятий,концепций, в результате которогодостигаются поверхностные, но внешнеправдоподобные, кажущиеся достовернымивыводы.

Часто эклектика применяласьдля обоснования каких-либо взглядов,идей, привлекательных для массовогосознания, но не имеющих реальной нионтологической, ни гносеологическойценности и достоверности (в средниевека — в религии, в настоящее время —в рекламе).

Софистика— метод,основанный на выведении из ложных, ноискусно и некорректно поданных какистинные посылок (суждений), новойпосылки, логически истинной, но ложнойпо смыслу либо любой иной выгодной дляпринимающего данный метод. Софистикабыла распространена в Древней Греции,имела цель не получения истины, а победыв споре, доказательства “чего угоднокому угодно” и использовалась какприем ораторского искусства.

Герменевтика— методправильного прочтения и истолкованиясмысла текстов. Широко распространенв западной философии.

Одновременнои направлениямив философии, ифилософскимиметодами являются:

Источник: https://works.doklad.ru/view/kT5Vk0RkCZk.html

ovdmitjb

Add comment