Kievuz

Философия мира

Содержание

Как изменить себя и мир при помощи философии?

Философия мира

Философия — одно из древнейших средств познания и преобразования мира. Впрочем, не единственное — инструментарий древнего (и еще в большей степени современного) человека достаточно обширен. Мифология, религиозно-психологические доктрины, точные науки — вот далеко не полный перечень.

Возникновение философии: от общего к частному и обратно

Мыслители древности вовсе не являлись обладателями непреложных, а тем более тайных, знаний.

Возникновение философии (любви к мудрости) связано с жаждой познания, а истинно познать что-либо, не полюбив его, как известно, невозможно.

Поэтому философия — не истина в последней инстанции, но только желание владеть ею — некое состояние сознания, при котором человек стремится к обладанию невозможным.

Древние вопросы

Платон и Аристотель формулировали это предельно ясно: познание и философия начинаются с изумления.

А удивлялся человек во все времена звездному небу и солнцу над головой, переменчивости и неизвестности собственной судьбы.

Поэтому античная философия изначально интересовалась «последними» вопросами бытия. Как возникла и устроена Вселенная? Что есть человек и в чем смысл его существования?

Случались на этом пути и курьезы. Однажды философ Платон дал следующее определение, которое пользовалось огромным успехом в древних Афинах: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев». Киник Диоген, прослышав об этом, вылез из своей бочки, ощипал петуха и принес в Академию со словами: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

Современные парадоксы

Подобные уточнения свойственны, однако, не только античной философии, но и современным глубоко специализированным наукам. Чего стоит одно лишь погружение ученых в недра атома, который становится при этом сложнее не по дням, а по часам, и дробится на все более элементарные частицы.

Среди последних, кстати, присутствуют не только «неуловимые» бозоны, но и гипотетические тахионы, движущиеся исключительно со скоростью выше световой, по причине чего (простите за каламбур) возможно нарушение принципа причинности.

Предмет философии в античности: физика и нравственность

Метафизика («первая философия») древности, напротив, включала в себя весь комплекс наук, которые еще не были разделены на узкие дисциплины. С одной стороны, она освобождала человека от страха и суеверий.

Так, один из семи греческих мудрецов Фалес первым объяснил причины и механизм солнечных затмений.

Это было особенно важно для архаичной Эллады, поскольку древнегреческая мифология обожествляла природные силы, но не имела единого божества, ответственного за счастье и горести человека.

Нравственные заповеди античности

С другой стороны, еще до возникновения философии Сократа мудрецы призывали человека обуздывать собственную душу.

Учили они самым очевидным вещам:

  • «Почитай богов». (Солон)
  • «Причиной любой удачи считай богов, а не себя». (Биант)
  • «Отца надо уважать». (Клеобул)
  • «Строго накажи твое дитя, убившее насекомое. С этого начинается человекоубийство». (Пифагор)
  • «Добропорядочность нрава соблюдай вернее клятвы». (Солон)
  • «Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе будет огорчать всегда». (Хилон)
  • «Не лги, но говори правду». (Солон)
  • «Не обогащайся нечестным путем». (Фалес)

Позднее философия Платона (V-IV вв. до н. э.) стала одной из первых метафизических систем, которая учила о бессмертии души и посмертном воздаянии за земные деяния. А Аристотель на вопрос: «Как вести себя с друзьями?» – отвечал: «Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами».

Кто сказал первый?

Конечно, извечный спор о том, кто раньше сформулировал наиболее общие этические принципы, едва ли будет однажды разрешен однозначно. Это тем более невозможно, что и священные книги (Тора до середины VII в. до н. э.), и естественно-научные труды (книги Аристотеля и Феофраста до I в. до н. э.) нередко исчезали из обращения на несколько веков.

Степень взаимовлияния философских, религиозных и этических идей определить по этой и ряду других причин крайне сложно.

Осевое время: единство мира и философские учения

Бесспорно другое. Философия истории в лице К. Ясперса указывает на существование некоего осевого времени (приблизительно с 800 по 200 гг. до н. э.

), когда сформировались все основные религиозно-этические и философские учения, в той или иной форме существующие и в наши дни.

В этот период произошли колоссальные изменения, которые сделали человека архаичного чрезвычайно близким нашим современникам в духовной и этической сфере.

Запад есть Запад, Восток есть Восток

Собственно, наибольшие перемены в мышлении произошли в течение VI-III вв. до н. э. На Востоке — это время Заратустры, Будды, Лао-Цзы и Конфуция.

Для эллинского мира данного периода характерно снижение влияния греческой мифологии, изменение ролей прежних и появление новых обитателей Олимпа. Так, в V в. до н. э.

возникает культ Тихе — богини случая, поклонение которой становится повсеместным в период эллинизма. Во многих полисах (Александрии, Антиохии) она становится покровительницей городов.

Время очевидных этических наставлений семи мудрецов VII-VI вв. до н. э. сменяется появлением первых философов и интересом к устройству мироздания (Гераклит), поиску первоэлементов Вселенной (Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Демокрит).

После нравственных наставлений Сократа, диалогов Платона и метафизики Аристотеля в античной философии возрождается интерес к этическим проблемам. Почти одновременно в III в. до н. э.

возникают и расцветают школы стоиков (Зенон), киников (последователи Диогена), скептиков (Пиррон), эпикуреизма.

Человечество как бы одновременно во всех уголках планеты созревает к тому, чтобы задуматься о смысле собственного существования.

Влияние античности на средневековую философию

Все последующие преобразования духовной жизни человечества базировались именно на достижениях «осевого времени». Реформирование и появление новых теологических доктрин происходило на базе уже существовавших религий (преимущественно монотеистических) и сакрально-психологических учений. Средневековая философия полными пригоршнями черпает идеи из доступных древних источников.

Европейское Возрождение также было связано не только со следованием античным образцам в искусстве, но и в значительной мере — с новым открытием и перепрочтением философии Аристотеля. Его учение достаточно сильно повлияло на формирование взглядов Фомы Аквината.

Впрочем, и неоплатонизм стал существенной частью новозаветной религиозной традиции. В разной степени он оказал влияние на святых отцов и византийской (Василий Великий, Григорий Нисский, Максим Исповедник), и западноевропейской ветвей христианства (Блаженный Августин, Ансельм Кентерберийский, Мейстер Экхарт).

Античная философия и власть

В древности знание было не менее ценно, нежели деньги и власть. Собственно, мудрость являлась весьма и весьма востребованной валютой. Античных философов принимали самые могущественные властители мира: царь Персии, тиран Сиракуз Дионисий, египетский фараон Нектанеб.

Поход Александра и философские эксперименты

О встречах и беседах Александра Македонского с Диогеном хорошо известно.

Однако, не все знают, что в персидском походе великого завоевателя сопровождал целый штат философов, в числе которых были Анаксарх, Пиррон, Каллисфен.

В каждой из завоеванных земель царь находил возможность и время для ученых бесед с религиозными и философскими светочами покоренных народов. Так было в Персии, Египте, Палестине, Индии.

По сути, поход Александра являлся практическим воплощением сразу нескольких теоретических тезисов философии Аристотеля:

  • о деятельном уме,
  • философствующем правителе,
  • рабской природе варваров и справедливости захватнических войн против них.

Империя Александра Македонского и современный глобализм

Но на практике ученик не оправдал надежд своего воспитателя — отчасти из-за ранней смерти, к которой якобы был причастен сам Стагирит, в большей мере — из-за повсеместного принятия обычаев и воззрений покоренных народов.

Тем не менее, он успел соединить в глобальный гордиев узел мир, в котором мы обитаем и сегодня. И если мультикультурность в современном мире, как ни удивительно, — заслуга «кровожадного завоевателя» Александра, то животная ненависть к иноязычию и отрицание непривычного мировоззрения, как ни парадоксально, – отзвук рафинированной философии Аристотеля.

Философское мышление и картина мира

Результат философского деяния не всегда предсказуем. Тем не менее, любое осмысленное метафизическое действие способно радикально изменить окружающий мир.

Земля под ногами

Простой пример: в конце III в. до н. э. Эратосфен с минимальной ошибкой вычислил размер окружности земного экватора.

Впоследствии на протяжении более чем полутора десятков веков обыватели уверенно шагали по плоской Земле, покоящейся на трех китах. И хотя в практическом смысле это мало что меняло для человека Темных Веков, у средневековой философии в пазле мироздания оставалось чересчур много невостребованных фрагментов.

Мир в голове

Специфика философии состоит именно в том, что определенный набор исходных положений позволяет сконструировать совершенно особенный и неповторимый ландшафт мироздания:

  • загадочная и непознаваемая Вселенная, о которой невозможно сказать ничего определенного — поскольку все инструменты познания (и чувственные, и разумные), согласно Пиррону, весьма недостоверны;
  • мир, существующий исключительно для меня одного: возникающий (как утверждает солипсизм), когда я обращаю на него взор, и исчезающий, если я отворачиваюсь либо закрываю глаза;
  • космическая обитель, где (согласно философии Эпикура) телесная боль непродолжительна, смерть не имеет никакого отношения к человеку, но в которой, тем не менее, нельзя жить сладко, не живя разумно и праведно.

Иллюзии и аллюзии

Скажете, что все это иллюзия? А что, в конце концов, не иллюзия? «По уговору холод, по уговору тепло, по существу же лишь атомы и пустота», — как говорил Демокрит.

Или такая уж вовсе анекдотическая ситуация. На столик Декарта в ресторане кладут винную карту. «Что-нибудь еще будете пить?» — «Не думаю», — отвечает посетитель, и исчезает…

Официант лишь разведет в недоумении руками. Но человек, помнящий изречение «Я мыслю — следовательно, я существую», с радостью отметит возможность абсолютно бесплатно получить волшебный шанс мыслить и исчезать из мира по собственному усмотрению.

В конце концов, философия — пожалуй, наиболее действенный инструмент, который позволяет сделать мир коммуникативно определенным и уникальным одновременно, а человека (субъекта, индивидуума, адепта, юзера) в нем — самодостаточным и сознающим цели и пределы собственного существования.

Основные события осевого времени в Древнем Китае представлены на видео.

Источник: http://megapoisk.com/filosofija-kak-instrument-poznanija-i-preobrazovanija-mira

Список самых великих философов в истории – Конфуций, Аристотель, Иммануил Кант и другие, подборка с фото

Философия мира

Философия позволила видимому миру обрести форму в нашем разуме. От точных наук к политическим дискуссиям, философы стремились бросить вызов нашему представлению того, как выглядит мир.

И зародилась эта наука в Древней Греции, известной внушительным списком философов, о многих из которых вы знаете ещё со школьных времён.

Мы собрали 25 самых известных имён философии, дабы вы могли блеснуть знаниями во время спора.

Древнегреческий философ Аристотель

Мраморный бюст известного философа

Древнегреческий философ, известный практически каждому человеку, хоть немного знакомому с курсом школьной истории. Аристотель был учеником Платона, но во многом превзошёл своего учителя, чем вызвал его недовольство. Известен своими работам в области математики, физики, логики, поэзии, лингвистики и политологии.

Иммануил Кант

Прадед современной теории Матрицы

Уроженец Германии, Кант известен своими идеями об относительности восприятия. По его версии, мы видим мир не таким, каким он является. Мы только можем воспринимать его через призму своих мыслей, чувств и суждений. Иными словами, он заложил основу для создания концепции Матрицы братьев Вачовски.

Платон

Создатель Атлантиды и Академии

Как уже было сказано, Платон был учителем Аристотеля. Он известен созданием Академии в Афинах. Это было первое высшее учебное заведение в Западном мире.

Конфуций — один из самых великих и известных в мире

Статья китайского философа в Пекине

Этот китайский философ жил приблизительно в 500 году до нашей эры. Его философия была сфокусирована на отношениях и важности семьи в жизни каждого индивида и общества. Позже его взгляды развились и стали называться конфуцианством.

Дэвид Юм

Портрет Юма кисти шотландского художника

Этот шотландский философ был известен своей приверженностью эмпиризму и скептицизму. Он был уверен в том, что наше восприятие мира строится не на объективном видении, а на нашей вере в то, как должен выглядеть мир. Кант, кстати, многое взял именно из идей Юма.

Рене Декарт

Знаменитый философ на полотне королевского мастера

По праву считается отцом современной философии. Ему принадлежит один из самых известных афоризмов – «я мыслю, следовательно, существую».

Сократ

Великий греческий философ-разговорник

Учитель Платона внёс весьма значительный вклад в риторику, логику и философию. Ему приписывают так называемый сократовский метод дискуссии при котором слушателю задаётся ряд вопросов, приводящих слушателя к нужным выводам.

Никколо Макиавелли

Отец «Государя» на прижизненном портрете

Живший во время Ренессанса, Макиавелли известен своим неоценимым вкладом в политическую философию.

Его книга «Государь» рассказывает, как остаться «у руля» власти при любом стечении обстоятельств. Труд Макиавелли был принят «в штыки» так как в то время считали, что власть не может быть недобродетельной.

«Сила всегда права» и «Любовь плохо уживается со страхом» — его высказывания.

Джон Локк

Медик, открывший дорогу научно-популярной мысли

Локк был британским медиком. По его теории, все наше восприятие базируется на субъективном видении. Его мысли развили Юм и Кант.

Также Локк известен тем, что использовал в своих трудах простой язык, понятный любому, знакомому с умением читать.

Когда его спросили, как объекты вне человека могут существовать, он предложил засунуть руку в огонь.

Диоген

Сцена с поиском Человека глазами художника

Этот философ из Древней Греции известен тем, что сидел в бочке. Также он хаял Аристотеля, утверждая, что тот извратил учение Платона. Не менее известен эпизод, в котором Диоген, находя Афины погрязшими в тщеславии и пороках, ходил по улицам столицы с факелом и возгласами «ищу Человека!».

Фома Аквинский

Аквинский в окружении идей и одного древнегреческого философа

Фома Аквинский — один из наиболее значимых христианских богословов-философов.

Он не только объединил греческую натуральную школу философии с христианской теологией, но и создал ряд трактатов, развивающих рациональный подход к вере и религии (как это ни странно).

Его труды наиболее широко описывают убеждения и веру Средневековья.

Лао-Цзы

Статуя философа в одном из китайских храмов

Этот загадочный философ жил примерно в VI веке до н.э. в Китае. Ему приписывается создание такого течения как «даосизм» (или «таосизм»). Основная идея этого учения — Дао, то есть особый Путь к Гармонии. Эти мысли стали очень важными для буддизма, конфуцианства и других философий Азии.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Литография портрета Лейбница

Лейбниц стоит в одном ряду с Декартом среди мыслителей-идеалистов. Из-за технического образования и склонности к аналитике, Лейбниц изначально считал, что мозг является сложнейшим механизмом. Однако позже он отказался от этих идей именно по причине совершенства мозга. По его идее, мозг состоял из Монад — тонких духовных субстанций.

Барух Спиноза

Легендарный «разрушитель мифов»

Спиноза был голландским иудеем, родившимся в начале XV века в Амстердаме. Он известен благодаря своим исследованиям в области рационализма и прагматизма в авраамических религиях. Например, он пытался доказать невозможность многих христианских чудес того времени. За что, как и положено, был не раз подвергнут гонениям со стороны властей.

Вольтер

Автор известных комедий и гуманист на портрете маслом

Французский философ эпохи Просвещения, Вольтер выступал за гуманизм, заботу о природе и ответственность за поступки человечества. Он резко критиковал религию и унижение человеческого достоинства.

Томас Гоббс

Автор идеи подчинения государству

Этот английский философ жил в неспокойные времена. Глядя на братоубийственные войны он сделал вывод, что гражданин должен подчиняться власти государства любой ценой, пока эта власть обеспечивает внутренний и внешний мир, так как нет ничего хуже войн.

Аврелий Августин

Портрет Августина, хранящийся в Ватикане

Аврелий родился на территории современного Алжира. Особо известен своим трудом «Исповедь», в котором описывает свой путь к христианству. В этом труде он часто рассуждал о свободе воли и предопределённости. Был канонизирован вскоре после смерти и считается одним из важнейших христианских авторов раннего периода.

Абу Хамид аль-Газали

Гравюра с изображением философа

Персидский философ, известный своей критикой трудов Аристотеля. Например, он указывал на ошибку утверждений в вечности мира и его бесконечности. Также он прямо поддерживал суфизм, мистическое направление ислама.

Сиддхартха Гаутама Будда

Гаутама Будда и его последователи

Пожалуй, самый известный индийский философ. Он пришёл к выводу, что все страдания человека являются следствием конфликта между стремлением к постоянству и отсутствием постоянства в мире.

Барон де Монтескьё

Профиль философа на полотне

Можно сказать, что Монтескьё является прадедушкой почти всех Конституций (В том числе и американской). Этот французский философ внёс в политическую науку неоценимый вклад.

Жан-Жак Руссо

Портрет кисти неизвестного художника

Известен не только своими работами в области гуманизма, но и весьма спорными для нас высказываниями (хоть и не лишёнными смысла). Он утверждал, что человек свободнее в анархии, нежели обществе. По его мнению, наука и прогресс не развивают человечества, а дают больше власти правительству.

Джордж Беркли

Придворный портрет философа

Ирландец с тонкой душевной организацией известен идеей о том, что материального мира может и не существовать. Все, что нас окружает и мы сами — мысли в разуме высшего божества.

Айн Рэнд

Фотография Рэнд, выполненная для одно из американских журналов

Родилась в России, но эмигрировала в США, где и получила широкую известность благодаря своим идеям сильного капитализма, в дела которого правительство не имеет права вмешиваться. Её концепции легли в основу современного либертарианства и консерватизма.

Симона де Бувуар

Бувуар в последние годы жизни

Симона не считала себя философом. Однако именно эта французская женщина-писатель повлияла на формирование экзистенциализма и феминизма. Сторонники последнего, кстати, считают её чуть ли не мессией борьбы за женское равноправие.

Сунь-Цзы

Статуя легендарного военачальника

Будучи талантливым военным, генерал Сунь-Цзы обладал бесценным опытом ведения боевых действий. Это позволило ему написать одну из наиболее популярных среди бизнес-акул и современных деловых философов книгу – «Искусство войны».

Конечно, этот список далеко не полон, в нем нет многих спорных или одеозных личностей, чья философия повлияла на современное общество не меньше, чем научный прогресс (взять того же Ницше). Однако философия и развитие мысли всегда дает повод для дискуссий. Так ведь?

Источник: https://www.publy.ru/post/25225

Великие философы и их невероятное видение этого мира

Философия мира

Аристотель, Зенон, Конфуций – ты много слышал об этих великих философах, но знаешь ли ты, каких взглядов они придерживались и как их воззрения влияют на современных людей и наше общество? Мы хотим не только тебя обучать, но и просветлять, так что настало время отвлечься от современного философа Джейсона Стейтема и побольше узнать о великих мыслителях минувших дней.

Один из самых выдающихся философов, который не боялся быть новатором и смело говорил о своих взглядах и убеждениях. Он оказал влияние не только на современников, но и на философов нашего времени.

Аристотель утверждал, что весь мир держится на системе иерархии, а ее вершиной является человек. В Средневековье христиане использовали эту теорию, обосновывая человека главным творением Бога, отчего он несет ответственность за все свои действия и жизнь на земле.

Ученый считал, что человек должен быть интеллектуальным и обязан всячески развивать свой ум, ведь интеллект – самый большой потенциал, который дан человечеству. Помимо этого, как утверждал Аристотель, полноценный человек должен быть добрым, ведь именно желание оказать помощь ближнему и отражает суть человека.

2. Конфуций

Один из самых известных философов в истории Востока. Мы считаем демократию изобретением дружелюбных греков, но Конфуций поднимал вопрос о сущности власти и политике в то же время.

Хотя он активно защищал идею неоспоримости власти императора, в тот же момент утверждал, что властитель должен быть честным, что уважение подданных необходимо заслужить с помощью добрых поступков, а не силой и угрозами, ведь власть не должна опираться на страх.

По его уверениям, хороший император должен уважать и прислушиваться к своему народу, ознакамливаться с идеями и предложениями людей. Любой властитель, который отклоняется от такого правления и использует силу, чтобы добиться уважения, является тираном и не заслуживает данной ему власти.

Конфуций разработал теорию золотого правила: не делай другим того, чего бы не хотел получить в свой адрес. Он расширил эту теорию в сторону добродетели и сказал, что в человеческой природе есть стремление к добру, и именно к нему должен стремиться каждый из нас.

3. Эпикур

Зачастую его воззрения искажены и трактуются как призыв к излишествам. На самом же деле он сосредотачивался на том, как сделать человека счастливым, и искал всевозможные пути для реализации этой потребности.

Эпикур не видел необходимости в том, чтобы понапрасну страдать, ограничивать себя без нужды, ведь человеку, живущему мудро и с умом, нет необходимости в этом.

Философ считал, что искусственные ограничения лишь вредят личности и не позволяют полностью реализовать себя.

По его мнению, жить мудро – это избегать опасностей, болезней, выбирать для себя приемлемую пищу и не отказывать в маленьких радостях жизни. Жить справедливо означает жить так, чтобы не вредить другим, и если ты придерживаешься этого пути, то ведешь праведную жизнь, по мнению Эпикура.

Если задуматься над его словами, то все максимально просто: не вреди ближнему – прослывешь справедливым человеком. И ведь эти воззрения актуальны и для наших дней.

«Величайшие философы раскрывают секрет счастья»

4. Платон

По его мнению, мир, который мы воспринимаем с помощью чувств, несовершенен, а его идеальная форма вечна и неизменна. Все прекрасные вещи так хороши лишь потому, что соответствуют общепринятой концепции красоты, а не потому что прекрасны сами по себе.

Платон утверждал, что тело и душа – это две отдельные сущности. С помощью тела мы способны воспринимать красоту (а она не истина, по его уверениям) и справедливость (которая тоже относительна). Душе дана возможность познавать мир без опоры на шаблоны и общепринятые ценности.

Учение Платона оказало влияние на христианство, объясняя разницу между душой и телом. Идеей мыслителя был призыв к тому, чтобы мы смотрели на этот мир с собственной точки зрения, а не через призму сформированных взглядов и навязанных стереотипов общества.

«Где рождаются философы»

5. Зенон

Скорее всего, ты слышал об этом философе как об основателе школы стоицизма. Зенон утверждал, что страдания – это наша ошибка, а ее причиной является отсутствие контроля воли.

Он считал, что человек должен полностью научиться контролировать свои эмоции, ведь это – единственный способ достичь душевного спокойствия.

По его мнению, печаль, гнев, ярость говорят о недостатках личности, которые можно с легкостью побороть.

Зенон считал, что наш мир – это отражение наших мыслей, и лишь от человека зависит его окружение.

Его философия похожа на воззрения буддизма, которые говорят о том, что мы сами создаем наши страдания, а их причиной являются наши ожидания.

По мнению философа, мы не должны расстраиваться, нужно воспринимать вещи без излишней драмы. Например, смерть – это естественная часть цикла жизни человека, по этой причине нет смысла возводить ее в абсолют.

Потребительство, чрезмерные и завышенные ожидания от жизни являются причинами многих страданий.

Эти взгляды очень актуальны для современного общества.

6. Рене Декарт

Декарт известен как отец современной философии. Будучи одним из известнейших современных философов, он говорил о превосходстве ума над телом.

Рене предположил, что наша сила заключается в способности контролировать и игнорировать слабости, которые мы имеем из-за несовершенства тела, и полагаться стоит лишь на бесконечную силу нашего ума.

Скорее всего, ты слышал его знаменитое изречение «Я мыслю – значит, я существую», которое сегодня является девизом многих мыслящих людей. Этим утверждением Декарт стремился доказать не существование тела, ведь оно очевидно, а существование ума, разума, который и делает человека человеком.

Мыслитель считал, что наше мировосприятие искажено. Единственный метод, с помощью которого можно докопаться до истины, – это путь доказательств и опровержений. Такой подход, сочетающийся с научными методами, и является истинным способом, который позволит докопаться до сути вещей и правды.

«Мудрость предков, которую они оставили в своих высказываниях»

Источник: https://BroDude.ru/velikie-filosofy-i-ix-neveroyatnoe-videnie-etogo-mira/

Философия мира

Философия мира

Во второй части книги мы рассмотрим с геополитической точки зрения такое явление, как глобализация. Для того чтобы применить к глобализации геополитический инструментарий, необходимо предварительно дать ее более или менее развернутое описание.

Глобализация есть процесс объединения всех обществ, стран, народов, культур, экономики земли в некое единое интегрированное образование.

Синонимами глобализации выступают такие понятия, как «планетаризм», «глобализм», «мондиализм» и производные от них. Разные исследователи совершенно по-разному трактуют не только различия между этими терминами, но и заложенный в них смысл, поэтому для того чтобы составить представление о глобализации, необходимо рассмотреть целый ряд авторов, толкующих ее смысл, природу и характер.

Костас Акселос: планетарные блуждания бытия

Одним из первых осмыслить процесс глобализации предложил греческий философ Костас Акселос (1924–2010), сочетавший в своем творчестве влияния Маркса, Ницше, Гераклита и Хайдеггера. В книге «К планетарному мышлению» 1 К.

Акселос описывает те основы, на которых, по его мнению, будет построено общество завтрашнего дня и утверждает, что они будут иметь планетарный, глобальный мировой характер, включающий в себя все человеческие общества и культуры. При этом основное внимание К.

Акселос уделяет философской подоплеке глобализации, которую он сводит к фундаментальной проблеме мира как особого метафизического явления.

Необходимость объединения человечества в общем социальном контексте Акселос выводит из единой модели феноменологии восприятия человеком окружающего бытия. Единство человечества обосновывается, согласно ему, единством бытия.

Но само бытие Акселос понимает в духе Хайдеггера — как развертывание, «открытие», обнаружение динамического начала переливов наличия и отсутствия. Акселос указывает на греческую этимологию слова «планета», которое происходит от глагола «πλαζειν», что означает «блуждать».

Под «планетами» греки понимали перемещающиеся (блуждающие) небесные тела. «Блуждание», по Акселосу, становится главным свойством «планетарности» и в этимологическом, и в философском смысле.

В духе Хайдеггера и Гераклита он считает, что наиболее постоянным свойством бытия является его непостоянство — бытие ускользает от любых попыток его строго зафиксировать и порождает диалектические игры отчуждений и сближений, дифференциаций и интеграций, революций и реакций.

Бытие блуждает, и человечество, распознавшее это, также призвано стать планетарным — т. е. блуждающим. Трилогию своих книг «Маркс как мыслитель техники» 2, «Гераклит и философия3» и «К планетарному мышлению»4 Акселос называет «трилогией блуждания».

Такое понимания мира приводит Акселоса к фундаментальному началу в его философии — к понятию «игры». Этой теме он по­свящает наиболее знаменитую свою книгу «Игра мира»5. Мир как блуждание одновременно есть мир как игра. Игру Акселос понимает как «предонтологическое» начало, т. е. то, что предшествует логическому мышлению с его четкими дистинкциями.

В игре дей­ствуют более гибкие правила, открытые ряды, причудливо сходящиеся и расходящиеся по неуловимой жизни силы, энергии внутренней мощи. Бытие проявляет себя как игра — подобно «вечно­сти», которую любимый Акселосом философ Гераклит уподобил «играющему ребенку».

Игру как принцип открытия бытия Акселос противопоставляет закрытым обществам — нациям, государ­ствам, культурам, религиям, поскольку каждая из этих инстанций претендует на то, чтобы «приватизировать» бытие и мир, установить безраздельную власть над фрагментом, попавшим в зону их контроля, и остановить свободную игру блуждающего бытия, поместив его в узкие, фиксированные политические, идеологические, экономические и др. границы. Человек у Акселоса есть одновременно и игрок, и игрушка, и сама игра в ее самосознании, в ее встрече с самой собой6.

История человеческого общества подводит его к осознанию бытия как игры и влечет за собой соединение человечества в концентрации на всеобщей открытости мира — в этом ключе Акселос трактует и Маркса, и Ницше, и Хайдеггера.

При этом в последних своих работах 7 он критически оценивал практику современной глобализации, утверждая, что она упускает из виду главное — процесс интеграции мира проходит чисто технически и отчужденно, исключая самое главное: открытость миру, мир как таковой.

Это планетаризация без планетарного чувства (блуждающего бытия), «мондиализация» (от французского «le monde», дословно «мир») без «мира».

Ойген Финк: игра как символ мира

Понятия мира и игры сходятся воедино и у другого выдающегося философа ХХ в., феноменолога, последователя Э. Гуссерля и М. Хайдеггера Ойгена Финка (1905–1975). Идеи Финка оказали решающее влияние на «планетарное понимание философии» Костаса Акселоса.

В своей книге «Игра как символ мира» 8 Финк показывает, что понятие «мира» как таковое является одним из самых сложных в человеческой философии, культуре, речи и т. д. Приобретая опыт мира, человек становится самим собой. Мир, по О.

Финку, не состоит из совокупности всех вещей, расположенных вокруг человека и внутри него. Мир есть тонкая и постоянно ускользающая целостность, которая и дает вещам основу для их явления, и отпускает их в стихию небытия в том смысле, в каком они представляют собой нечто конкретное и фиксированное.

В этом и состоит суть игры мира: целостность мира развертывает вещи и укрывается за ними и от них, чтобы, предоставленные сами себе, эти вещи растворились бы в стихии времени и дали место другим.

Но человек, в отличие от других существ, способен видеть не только отдельные вещи, фрагменты и сингулярности, но и схватить сам мир в целом. Благодаря этому опыту, человек становится самим собой: местом встречи множества вещей мира с миром как таковым9.

Такое понимания «мира», «целого», «всего» соответствует главной теме философии Хайдеггера — теме бытия.

Источник: https://www.geopolitica.ru/article/filosofiya-mira

ovdmitjb

Add comment