Kievuz

ФИЛОСОФИЯ НАУК О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Современные философские проблемы наук о живой природе и медицинских наук

ФИЛОСОФИЯ НАУК О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Подобный материал:

  • Лицензированная медсестра, Эрик Ван Вийнгаерден, доктор медицинских наук, Херман Боббаерс,, 1773.58kb.
  • «станкин», 1106.26kb.
  • Наука: можно ли сравнивать биологическую и социальную эволюцию, 294.84kb.
  • Программа вступительного экзамена в аспирантуру по курсу “История и философия науки”, 596.38kb.
  • Ii ежегодная дистанционная конференция «Современные проблемы гуманитарных и естественных, 36.12kb.
  • Магнитным полем в хирургической, 474.67kb.
  • Тематический план занятий по дисциплине «экономическая теория» (для слушателей цдпп,, 35.46kb.
  • Методические рекомендации г. Москва 2007 год оказание медицинской помощи и лечение, 505.22kb.
  • От греч bios жизнь и logos наука совокупность наук о живой природе, 208.99kb.
  • Отчет о проведении Международной научной конференции-семинара «Современные методы психологии», 97.76kb.

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУК О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ И МЕДИЦИНСКИХ НАУК  

1. Предмет философии биологии и его эволюция

Природа биологического познания. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии. Основные этапы трансформации представлений о месте и роли биологии в системе научного познания. Эволюция в понимании предмета биологической науки. Изменения в стратегии исследовательской деятельности в биологии. Роль философской рефлексии в развитии наук о жизни.

Философия биологии в исследовании структуры биологического знания, в изучении природы, особенностей и специфики научного познания живых объектов и систем, в анализе средств и методов подобного познания. Философия биологии в оценке познавательной и социальной роли наук о жизни в современном обществе.

2.

Биология в контексте философии и методологии науки ХХ века

Проблема описательной и объяснительной природы биологического знания в зеркале неокантианского противопоставления идеографических и номотетических наук (20-е – 30-е годы). Биология  сквозь призму редукционистски ориентированной философии науки логического эмпиризма (40-е – 70-е годы). Биология глазами антиредукционистских методологических программ (70-е – 90-е годы). Проблема «автономного» статуса биологии как науки. Проблема «биологической реальности». Множественность «образов биологии» в современной научно-биологической и философской литературе.

3. Сущность живого и проблема его происхождения

Понятие «жизни» в современной науке и философии. Многообразие подходов к определению феномена жизни. Соотношение философской и естественнонаучной интерпретации жизни. Основные этапы развития представлений о сущности живого и проблеме происхождения жизни. Философский анализ оснований исследований происхождения и сущности жизни.

4. Принцип развития в биологии

Основные этапы становления идеи развития в биологии. Структура и основные принципы эволюционной теории. Эволюция  эволюционных идей: первый, второй и третий эволюционные синтезы. Проблема биологического прогресса. Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма.

5. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму

Биология и формирование современной эволюционной картины мира. Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических механизмов формирования альтруизма в живой природе. Приспособительный характер и генетическая обусловленность социабельности. От альтруизма к нормам морали, от социабельности – к человеческому обществу. Понятия добра и зла в эволюционно-этической перспективе. Эволюционная эпистемология как распространение эволюционных идей на исследование познания. Предпосылки и этапы формирования эволюционной эпистемологии. Кантовское априори в свете биологической теории эволюции. Эволюция жизни как процесс «познания». Проблема истины в свете эволюционно-эпистемологической перспективы. Эволюционно-генетическое происхождение эстетических эмоций. Высшие эстетические эмоции у человека как следствие эволюции на основе естественного отбора. Категории искусства в биоэстетической перспективе.

6. Проблема системной организации в биологии

Организованность и целостность живых систем. Эволюция представлений об организованности и системности в биологии (по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л.фон Берталанфи, В.Н.Беклемишева). Принцип системности в сфере биологического познания как путь реализации целостного подхода к объекту в условиях многообразной дифференцированности современного знания о живых объектах.

7. Проблема детерминизма в биологии

Место целевого подхода в биологических исследованиях. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм, финализм. Детерминизм и индетерминизм в трактовке процессов жизнедеятельности. Разнообразие форм детерминации в живых системах и их взаимосвязь. Сущность и формы биологической телеологии: феномен «целесообразности» строения и функционирования живых систем, целенаправленность как фундаментальная черта основных жизненных процессов, функциональные описания и объяснения в структуре биологического познания.

8. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры

Философия жизни в новой парадигматике культуры. Воздействие современных биологических исследований на формирование в системе культуры новых онтологических объяснительных схем, методолого-гносеологических установок, ценностных ориентиров и деятельностных приоритетов. Потребность в создании новой философии природы, исследующей закономерности функционирования и взаимодействия различных онтологических    объяснительных    схем    и    моделей,    представленных  в современной науке. Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции. Исторические предпосылки формирования биоэтики. Биоэтика в различных культурных контекстах. Основные принципы и правила современной биомедицинской этики. Социальные, этико-правовые и философские проблемы применения биологических знаний. Ценность жизни в различных культурных и конфессиональных дискурсах. Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации властных отношений. Этологические и социо-биологические основания современных биополитических концепций. Основные паттерны социабельного поведения в мире живых организмов и в человеческом обществе. Проблемы власти и властных отношений в биополитической перспективе. Социально-философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии, клонирования.

9.  Предмет экофилософии

Экофилософия как область философского знания, исследующая философские проблемы взаимодействия живых организмов и систем между собой и средой своего обитания. Становление экологии в виде интегральной научной дисциплины: от экологии биологической к экологии человека, социальной экологии, глобальной экологии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры. Экофилософия как рефлексия над проблемами среды обитания человека, изменения отношения к бытию самого человека, трансформации общественных механизмов.

10. Человек и природа в социокультурном измерении

Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Генезис экологической проблематики. Экофильные и экофобные мотивы мифологического сознания. Античная экологическая мысль. Экологические воззрения средневековья и Возрождения. Экологические взгляды эпохи Просвещения. Экологические идеи Нового Времени. Дарвинизм и экология. Учение о ноосфере В.И.Вернадского. Новые экологические акценты XX века: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие. Современные идеи о необходимости нового мирового порядка как способа решения глобальных проблем современности и обеспечения перехода к стратегии устойчивого развития. Историческая обусловленность возникновения социальной экологии. Основные этапы развития социально-экологического знания. Предмет и задачи социальной экологии, структура социально-экологического знания и его соотношение с другими науками. Специфика социально-экологических законов общественного развития, их соотношение с традиционными социальными законами. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса.

11. Экологические основы хозяйственной деятельности

Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования, основные этапы ее. Особенности хозяйственной деятельности с учетом перспективы конечности материальных ресурсов планеты. Основные направления преобразования производственной  и потребительской сфер общества с целью преодоления экологических трудностей. Направления изменения системы приоритетов и ценностных ориентиров людей в условиях эколого-кризисной ситуации. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества.

12. Экологические императивы современной культуры

Современный экологический кризис как кризис цивилизационный: истоки и тенденции. Направления изменения биосферы в процессе научно-технической революции. Принципы взаимодействия общества и природы. Пути формирования экологической культуры. Духовно-исторические основания преодоления экологического кризиса. Этические предпосылки решения экологических проблем. Экология и экополитика. Экология и право. Экология и экономика. Концепция устойчивого развития в условиях глобализации. Экология и философия информационной цивилизации. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм. Смена доминирующих регулятивов культуры и становление новых конститутивных принципов под влиянием экологических императивов. Новая философия взаимодействия человека и природы в контексте концепции устойчивого развития России.

1.13. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества

Роль образования и воспитания в процессе формирования личности. Особенности экологического воспитания и образования. Необходимость смены мировоззренческой парадигмы как важнейшее условие преодоления экологической опасности. Научные основы экологического образования. Особенности философской программы «Пайдейя» в условиях экологического кризиса. Практическая значимость экологических знаний для предотвращения опасных разрушительных процессов в природе и обществе. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения.

Источник: http://geum.ru/next/art-327630.php

Openedu.ru

ФИЛОСОФИЯ НАУК О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

  • 10 недель
  • от 8 до 12 часов в неделю
  • 3 зачётных единицы

Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет собой характеристику основных черт и специфики естественнонаучного знания, предметностью которого является жизнь и живые системы (биология, экология, медицина).

Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура.

Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки.

Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.

Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки.

Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала.

Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.

Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся биологи, экологи, медики и все, кому интересна философия наук о жизни, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса)
  • творческое задание.

Предусмотрено итоговое задание. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники (словари), список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на аспирантов любых вузов всех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия наук о живой природе», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.

Программа курса

Онлайн-курс состоит из десяти разделов:

Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки

1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)

1.2. Концептуальная модель современной философии науки

Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры

2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки

2.2. Образы науки и стандарты научности

2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки

Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья

3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)

3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки

Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности

4.1. Рост и развитие научного знания

4.2. Философия науки о динамике научной рациональности

4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки

Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки

5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание

5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании

5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке

Раздел 6. Что такое жизнь? Биология как основа наук о жизни

6.1. Понятие «жизнь» как предмет изучения науки и философии

6.2. Предмет философии биологии и его эволюция. Историческое развитие представлений о сущности жизни

6.3. Теория эволюции: от Дарвина до современности

6.4. Генетика и ее основные концепты

6.5. Фундаментальные проблемы философии биологии: на пути к общей теории жизни

Раздел 7. Биологическое и социальное: человек в зеркале наук о жизни

7.1. Биология и социальная жизнь: концептуальные основания учения о природе и сущности человека

7.2. Философские проблемы антропосоциогенеза в контексте наук о жизни

7.3. Философские проблемы этологии: сравнительное изучение видов активности животных и человека

7.4. Философские проблемы социобиологии

7.5. Когнитивные науки о человеке: мозг и сознание

Раздел 8. Экология и экофилософия

8.1. Экология как междисциплинарное поле исследований и практик

8.2. История развития экологических концепций

8.3. Философские проблемы экологии

8.4. Экофилософия и экологическое сознание

Раздел 9. Философские проблемы медицины. Биоэтика и биополитика

9.1. Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика

9.2. История медицины

9.3. Актуальное состояние медицины и ее важнейшие философские проблемы

9.4. Биоэтика и медицинская этика

9.5. Биополитика

Перед итоговой аттестацией проводится вебинар

Раздел 10. Итоговая аттестация

Результаты обучения

В результате освоения курса аспирант должен:

Знать:

  • предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
  • уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
  • знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
  • ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
  • сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.

Уметь:

  • использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
  • применять на практике базовые профессиональные навыки;

Владеть:

  • информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.

Формируемые компетенции

Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Источник: https://openedu.ru/course/tgu/pnatur/

ovdmitjb

Add comment