Kievuz

ФИЛОСОФСКИЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Философские основы социальной работы

ФИЛОСОФСКИЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В философии социальной работы в XIX – XX веках основными моделями были гуманизм, позитивизм, утопизм, профессионализм.

Замечание 1

Основу философии гуманизма составляли представления об удовлетворении жизненных потребностей человека, стремление обеспечить минимальные прожиточные стандарты. Регулирование социальных отношений и благосостояние общества должны обеспечиваться через организационные мероприятия.

Гуманизм признает право человека на достойную, счастливую жизнь, независимо от его социальных особенностей. Одним из принципов гуманизма является принцип социальной справедливости, сущность которого заключается в том, что государство и общество обязаны обеспечить каждому индивиду равные возможности настолько, насколько это возможно, для успешного социального старта.

Второй принцип гуманизма требует осуществления всех прав личности, потому что ущемление в одном праве, ограничивает и все другие права.

В 20-е годы XX в. на смену гуманизму приходит философия позитивизма, основу которой составляет абсолютизация всех знаний и в частности социальных.

Как критерий объективности знания дают возможность изменять внешние обстоятельства. Научный метод дает представление о социально-экономических процессах.

Основой позитивизма становятся бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология. Изменить типологию клиента можно с изменением окружающей среды.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Вслед за позитивизмом наступает парадигма утопизма. Либерализм и социал-реформизм лежат в основе этой философии социальной работы. «Хороший человек», «хорошее общество», «хорошая жизнь» – доминантные понятия того периода. Человек в этой философии социально уязвим в виду таких причин, как отсутствие нужного образования, негативное влияние общественной среды, низкий экономический статус и др.

Гуманистические и демократические идеалы и ценности стали исходным положением философии профессионализма. Основными доминантами этой философии стало удовлетворение потребностей человека, всестороннее развитие его потенциала и способностей, достижение социальной справедливости.

Таким образом, в процессе исторического развития социальной работы происходило формирование системы ценностей от праисторических форм до современного состояния.

Изменялись исторические условия – изменялись ценностные ориентиры.

Замечание 2

Но, какова бы ни была форма социальной работы, и кто бы ни представлял интересы социально уязвимых слоев населения, важнейшими доминантами философского осмысления прав человека всегда было общественное благо, ответственность за поддержку беззащитных, справедливость.

Философская основа общественных учений способствовала формированию ценностной ориентации профессиональной социальной работы.

Философия и социальная работа, их взаимосвязь

Являясь наукой об общих законах развития природы, общества, человека философия стала основанием для познания предмета каждой науки.

В основе социальной работы лежат основные философские идеи, которые являются идеологией профессиональной деятельности.

Во второй половине XIX века, когда наметился отход от практики добровольных помощников и переход к решению проблем как коллективных, философские ценности стали неотъемлемой частью социальной работы.

Коллективная ответственность за социальное благополучие общества акценты в деятельности добровольных помощников в целом сместила. Понимание бедности в концепции патерналистского морализма, связывавшееся с «индивидуальными дефектами личности», заменяется концепциями гражданских и политических прав личности.

Внимание социальных реформаторов стали привлекать растущая урбанизация, нищета рабочего класса, эксплуатация труда.

В XX веке в практике социальной работы появляются новые подходы, среди которых преобладает защита прав человека от разных форм дискриминации. Это говорит о том, рассматриваемые социальными работниками проблемы жизнедеятельности человека начинают осмысливаться на принципах глобальной солидарности, т.е. не только на микро – и мезоуровнях, но и на макроуровне.

Роль философии в подготовке специалиста по социальной работе не просто большая, она довольно многогранна, потому что дает не только конкретные знания об аспектах поведения человека и функционирования общества, а ещё воспитывает привычку к рефлексии и саморефлексии.

Умение рефлексировать собственное поведение, чувства и эмоции необходимо любой коммуникативной профессии. Работникам социальной службы такое умение просто необходимо, потому что они каждый день имеют дело с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, личность которых часто деформирована.

Для решения таких сложных жизненных вопросов философия дает направление для размышлений и суждений, а также предоставляет логический инструментарий для правильной оценки мира и места человека в этом мире.

Социальная работа и её философские основы

В качестве методологической основы социальной работы выступает философия, потому что именно она определяет общие принципы и подходы к пониманию стоящих перед человеком проблем.

Исследуя познавательные ценности, социально-политическое, нравственное, эстетическое отношение человека к миру, она определяет подходы в отношениях к человеку других людей.

Общество рассматривается как целостная социальная система, единый социальный процесс.

Чтобы оказать помощь человеку в решении проблемы, социальному работнику необходимы самые разные знания – знания о самом человеке, обществе, культуре. В результате должна быть получена общая картина, а эту функцию интегрирования выполняет философия социальной работы.

Философское мышление имеет важнейшую функцию – понимание не явно видимых связей и отношений.

В основе философского осмысления бытия лежат такие принципы, как:

  • комплексность и единство объективно-рациональных и субъективно-чувственных аспектов познания;
  • рефлексивность;
  • плюралистичность;
  • вариативность.

Если социальный работник будет иметь философский стиль мышления, то он сумеет глубже понять и познать суть своей профессиональной деятельности, а значит создать интеллектуально нравственные предпосылки для гуманизации социального бытия.

Философия социальной работы – новый образ жизни, новый тип отношения к человеку.

Аспекты, на которых базируется философия социальной работы – географический, политический, социально-экономический, культурный, духовный – все вместе они определяют ценностные ориентиры, базисные подходы и этические принципы.

В философии профессионализма задача этих аспектов заключается в том, чтобы способствовать созданию справедливых социальных институтов, обеспечивающих безопасность и развитие человека, не причиняя ущерба его достоинству.

Замечание 3

Основу социальной работы, таким образом, составляет система философских идей о человеке страждущем, ждущим помощи и понимания и о человеке помогающем, который готов взять на себя роль спасителя и проявить любовь к своему ближнему.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_rabota_kak_nauka/filosofskie_osnovy_socialnoy_raboty/

Философские ценности и идеалы

ФИЛОСОФСКИЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Система ценностей была сформирована от её праисторических форм до современного состояния.

С изменением исторических условий происходила трансформация ценностных ориентиров. Однако общественное благо, справедливость, ответственность, всегда были важными доминантами философского осмысления гражданских и политических прав человека.

Философские ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют своеобразную систему, где реализуются убеждения и отношения, идеалы и стремления, нормы и практические принципы взаимодействия, этические правила и профессиональные ценности.

Философские ценности, содержащиеся в мультикультурном пространстве, выступают как ценности профессиональной субкультуры, когда профессия рассматривается на уровне международного сообщества. Отсюда ценности профессиональной субкультуры рассматриваются на мировом уровне в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Философские ценности на уровне профессиональных норм и требований, охватывают иной пласт ценностных ориентиров. Макроуровень определяет цели и задачи общего характера. Они связаны с корпоративными принципами и нормами и нормами взаимодействия, отношениями и системой коллективной ответственности.

Микроуровень философских ценностей социальной работы отражает ценностный спектр профессионального взаимодействия социального работника и клиента.

Уровни ценностей

Мегауровень

Мегауровень ценностей социальной работы предусматривает изучение профессии на уровне международного сообщества. Ценности рассматриваются в контексте глобальных цивилизационных целей и задач.

Право на жизнь (активная поддержка жизни человека, противодействие нарушения его прав и деятельность в области обеспечения качества жизни);

Свобода (Всеобщая декларация прав человека; тайна корреспонденции, место жительства);

Равенство и недискриминация (Основа общества, уважение достоинств личности);

Справедливость (Правовые, социальные, судебные, экономические гарантия прав и свобод человека);

Солидарность ( Понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права)

Социальная ответственность (Практическая сторона солидарности, оказание помощи и предоставление услуг бедным и нуждающимся);

Обеспечение мира и отказ от насилия (Ценность мир, гармония с самим собой, с другими людьми и окружающей средой)

Отношение между природой и человеком (Поиск гармонии с природой).

Макроуровень

Ценности этого уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией.

Преимущество индивида по отношению к обществу.

Уважение конфиденциальности во взаимоотношения с клиентом.

Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений.

Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям.

Готовность к передаче знаний и умений другим.

Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.

Стремление к развитию самопомощи клиента.

Мезоуровень

Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентаций клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.

Микроценности социальной работы. Ценностные ориентации в социальной работе, выступающие на межличностном уровне, если они способствуют эффективному терапевтическому контакту (эмпатия, аутентичность, аттрактивность, экспертность, принятие, уважение, надежность и др.)

Являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий.

Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек.

Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.

Рассматриваемая как моральное качество, гуманность вытекает из сущности социальной работы, т. е. является одной из её характеристик.

Применительно к отдельным социальным работникам она выступает в качестве морального требования, согласно которому они должны проявлять гуманное отношение к своим клиентам. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм.

Альтруизм – это моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей. Понимаемый таким образом, он представляет собой прямую противоположность эгоизма.

Несмотря на значительные расхождения по вопросу о возникновении альтруизма, все философы были едены в понимании его сущности: следуя О. Конту, они подразумевали под ним характеристику действий, лишенных себялюбия.

Альтруизм как черта характера, проявляющегося в поведении человека, т. е.

совокупности совершаемых им действий, имеющих нравственное значение, необходим прежде всего, для представителей тех профессий, которые так или иначе связаны с помощью людям (и называются в силу этого, помогающими).

Альтруизм является наиболее общей формой проявления гуманности, поскольку его содержание сводится лишь к признанию приоритета интересов других людей. «Жить для других», — в этом общем правиле очень точно схватывается его сущность.

Выражая отношение человека к другим людям, альтруизм, однако, крайне абстрактен, поскольку не учитывает специфику различных ситуаций, складывающихся в обыденной жизни. Между тем эти ситуации довольно разнообразны: одно дело, например, отношение к человеку, попавшему в беду, а другое — к побежденному противнику.

В первом случае наиболее естественной формой проявления гуманности было бы сочувствие, а во втором — великодушие.

Иными словами, существуют различные формы проявления гуманности, которые характеризуются большей конкретностью, чем альтруизм. Одной из этих форм, играющих важную роль в социальной работе и других помогающих профессиях, является сочувствие (или сострадание).

Под сочувствием имеется в виду отношение человека к другим людям, которое основывается на признании законности их интересов и выражается в понимании их чувств, оказании им моральной поддержки, а также готовности содействовать осуществлению их намерений.

Являясь моральным чувством, позволяющим человеку поставить себя на место других людей, сочувствие ограничивает действие эгоизма, имеющего природную основу.

Действительно, оно предполагает такое отношение человека к другим людям, при котором он рассматривает их как в чем-то сходных с ним. Поэтому сочувствие играет важную роль в христианстве, для которого все люди, будучи детьми одного небесного отца, т. е. Бога, равны между собой.

Согласно христианству, сострадательное отношение людей друг к другу (или милосердие), основанное на всеобщей любви, является тем путем, который ведет человека к Богу.

Как и альтруизм, сочувствие является необходимым условием социальной работы. Если социальный работник не проникнется им к своим клиентам, то он не будет рассматривать их интересы как первостепенные и для себя, а, следовательно не приложит максимум усилий для решения стоящих перед ними проблем.

С другой стороны, в этом случае социальному работнику будет трудно рассчитывать на доверие своих клиентов, отсутствие которого сделает практически невозможным оказание им эффективной помощи.

Поэтому можно сказать, что профессия социального работника, основываясь на альтруизме, требует от него также такого морального качества, как сочувствие.

Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой взаимодействие субъекта и объекта (т. е социального работника и его клиента), протекающее при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее успешное осуществление определяется тем, в какой степени социальный работник и его клиент удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям.

Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своей области, а также обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности. Что касается клиента, то от него требуется не только действительное желание решить свои проблемы, но и доверие к социальному работнику.

Иными словами, между социальным работником и его клиентом должны возникнуть доверительные отношения.

Основанные на сочувствии и доверии, отношения между социальным работником и его клиентом больше всего похожи на дружбу. Как и дружба, они являются формой межличностных отношений, т. е. направлены на установление личных связей между людьми.

Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как отношения между социальным работником и его клиентом неравны. Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со стороны социального работника, но не наоборот. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем.

Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Источник: https://studbooks.net/592512/etika_i_estetika/filosofskie_tsennosti_idealy

ovdmitjb

Add comment