Kievuz

Формирование графомоторного навыка

Слово педагога |

Формирование графомоторного навыка

Никифорова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ “Краснобаррикадная СОШ”
Населённый пункт: Икрянинский район, рабочий поселок Красные Баррикады
Наименование материала: статья
Тема: ” Развитие графомоторных навыков письма”
15.06.2017
Раздел: начальное образование

Формирование

графомоторных

навыков

письма

является

процессом

длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем

школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений и

захватывают различные сферы умственной деятельности человека. Процесс

письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их

роль

в

различных

видах

письма

неодинакова.

К

школьному

возрасту

у

ребенка

еще

не

все

участки

коры

головного

мозга

морфологически

и

функционально

развиты,

особенно

лобные

доли,

что

в

свою

очередь,

затрудняет процесс овладения письмом.

Психологи

отмечают,

что

для

формирования

навыка

важно,

чтобы

обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой

навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии

готовности к моменту формирования навыка.

Отмечено, что мышцы руки

должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая

моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не

уставал

быстро

при

письме.

Движения

пальцев

должны

быть

целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности.

Важным

условием

успешного

формирования

графического

навыка

является

развитие

умения

согласовывать

действия

глаз

и

руки.

Пальцы

должны уметь слышать информацию, которую им дают глаза. Использование

шариковой

ручки

в

качестве

графического

инструмента

требует

сложнокоординированных движений ведущей руки.

Внимание обращается на важность формирования осознанного «образа

действия» – зрительно-двигательного образа буквы.

Зрительно-двигательный образ буквы – это представление о целостном,

относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на

бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее

форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов.

Двигательные

элементы

представляют

собой

отно сительно

законченные

отрезки

движения

руки,

в

которых,

с

одной

стороны,

учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой –

закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге.

Считается, что формирование навыка завершается к 10-11 годам, то

есть тогда, когда становится стабильным почерк, когда увеличение скорости

или какие-то дополнительные внешние «помехи» – грамматические задания,

необходимость

сосредоточить

свое

внимание

на

содержание

текста,

или

необходимость выразить свою мысль письменно, – не будет искажать почерк,

не приведут к его изменению, нарушению.

В

процессе

письма

первоклассники

с

нарушениями

речи

часто

испытывают:

· трудности в ориентировке на тетрадном листе,

· проблемы в удержании строки (при письме на нелинованной бумаге),

· колебания наклона и высоты букв,

· несоответствие размеров их элементов.

Ошибки в начертании, а также несоблюдение размеров и пропорций

элементов

букв,

одинакового

наклона,

строки,

в

результате

чего

письмо

приобретает неряшливый вид, тесно связаны с неправильными движениями

руки.

Часто у ребенка вместо запястного сустава и фаланг пальцев работают

локтевой и плечевой суставы. Они не предназначены для мелких и тонких

движений, поэтому ребенок испытывает при письме дискомфорт, снижающий

эффективность его работы и ведущий к ошибкам. Влияет на каллиграфию и

степень мышечного напряжения пальцев.

Следовательно,

для

коррекции

нарушений

графо-моторных

навыков

ребёнка необходимо:

· правильно «поставить» руку,

· снять излишнее мышечное напряжение,

· развить контроль.

Трудности

в

овладении

письмом

обусловлены

тем,

что

каждый

из

процессов, необходимых для написания слова, у детей с нарушениями речи

несовершенен.

Недостаточность

фонематического

анализа

затрудняет

процесс

разделения

слов

на

составные

части

и

препятствует

точному

распознанию

каждого

из

выделенных

звуков.

Из-за

недостатков

произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за

нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих

движений

мышц

пальцев,

неустойчивость

всей

кисти

руки

и

т.п.)

наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на

листе бумаги, строчке.

Типичные ошибки детей с нарушениями речи при письме:

· длительное запоминание буквы;

· смешение буквенных знаков;

· неправильное начертание буквы;

· неверное расположение букв на тетрадном листе;

· зеркальность письма;

· затруднения в соотнесении звука с соответствующей буквой;

· неправильное соединение букв в слоге.

Таким

образом,

формирование

графомоторных

навыков

у

младших

школьников

с

нарушениями

речи

осуществляется

со

специфическими

трудностями, обусловленными слабо развитой общей и мелкой моторикой,

недостаточной

сформированностью

навыков

зрительно-двигательной

координации,

произвольного

внимания,

памяти,

представления

о

пространственных

признаках

и

отношениях.

Возникает

необходимость

оказания

специальной

коррекционной

помощи

младшим

школьникам

с

нарушениями речи по развитию графомоторного навыка, который является

основополагающим

элементом

в

овладении

письменной

речью.

Предлагаются

упражнения,

которые

направлены

на

коррекцию

данного

нарушения:

1)

упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в

себя массаж и самомассаж рук

и пальчиковые игры. Результаты

исследований

указывают

на

то,

что

состояние

двигательной

сферы

существенно влияет на процесс овладения письменной речью и графо-

моторную компетентность.

2)

упражнения

на

развитие

з р ите ль но -пр о с т р а нс тве нно й

координации

при

копировании

контуров

предметов. Данные

упражнения развивают устойчивость и объем зрительного восприятия,

что поможет избежать ошибок при письме.

3)

упражнения

на

развитие

пространственно-графической

ориентации. При восприятии буквы у ребенка формируется «образ»-

графема. Он вычленяет отдельные элементы, сравнивает их, отбирает

нужные, группирует их в букву.

4)

упражнения на развитие направленных движений руки. В процессе

письма

участвуют

предплечье,

запястье,

пальцы

рук.

Упражнения,

которые

предлагаются

детям

развивают

не

только

физическую

работоспособность, но и направленные движения руки, что в свою

очередь позволяет ребенку затрачивать меньше усилий при письме.

МАССАЖ И САМОМАССАЖ РУК (С МЯЧОМ –

ЕЖИКОМ)

– Я мячом круги катаю, (мяч между ладоней)

– Взад-вперед его гоняю, (смена рук)

– Им поглажу я ладошку, (соответственно)

– Будто я сметаю крошку, (смена рук)

– И сожму его немножко, (соответственно)

– Как сжимает лапу кошка (смена рук)

– Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

– И другой рукой начну (смена рук)

– А теперь последний трюк:

– Мяч летает между рук, (переброс мяча)

***

УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШОМ

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном

положении между ладонями и выполняет функции массажера.

упражнения:

Перемещать ладони вперед-назад, передвигая карандаш только мягкими

частями ладоней. Дозировка: до 5 движений с ориентировкой на ведущую

руку.

«Карандаш в руках катаю

свои ручки разминаю

раз, два, три, четыре, пять

буду карандаш катать»

***

САМОМАССАЖ (ПОВЕРХНОСТНЫЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ

КИСТИ РУКИ

Исходное положение:

Положить на стол карандаш горизонтально. Прикрыть ее ладонью с

выпрямленными пальцами.

упражнения:

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения

от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки,

накрывающей карандаш.

Дозировка: до 3-4 движений от кончика каждого пальца.

«Карандашик я катаю

Сильно ручки разминаю».

ДУДОЧКА

Исходное положение:

Взять карандаш как обычно держат дудочку.

упражнения:

Вариант А: Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и

темпе, имитируя игру на дудочке.

Вариант Б: Нажимать на «дудочку» всеми пальчиками последовательно,

высоко их поднимая.

Дозировка: произвольная, с расслаблением кисти руки после выполнения

упражнения.

«Я на дудочке играю, всех в округе забавляю»

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«ПАЛЬЧИКИ»

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой.

Затем – большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки и

проговаривают стишок:

– Наши пальчики, как ноги,

– Побежали по дороге.

– Очень быстро мы бежали,

– Но споткнулись и упали.

«ЗАМОК»

Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить

На двери висит замок,

Кто его открыть бы смог?

Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)

Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),

Потянули, потянули

И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

«УТЯТА»

Поочередно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки,

начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать

пальцы обеих рук.

Раз-два — шли утята.

Три-четыре — за водой.

А за ними плелся пятый.

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался —

Громко-громко запищал:

— Пи-пи-пи!

— Не пищи!

Мы тут рядом, поищи!

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1346

Графомоторные навыки у детей

Формирование графомоторного навыка

Школьное образование, как начальное, так и среднее, ориентировано на свободное владение ребенком навыками письма, штриховки и рисования.

Под графомоторными навыками понимается умение использовать пишущие предметы и координировать действия рабочей руки с мыслительными действиями.

Здесь важна, прежде всего, точность движений, их темп, а также способность ребенка относительно легко воспроизводить действия взрослого, то есть действовать по заданному образцу.

Период развития графомоторных навыков начинается в раннем детстве, и от того, насколько раньше он начнется и насколько интенсивно будет протекать, зависит то, как сложится обучение ребенка в школе.

Недавняя история дошкольного и начального образования

В советское время программа обучения в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) и начальной школе уделяла развитию графомоторных навыков у дошкольников и младших школьников очень большое внимание. Можно даже сказать, что это был один из приоритетных акцентов образования.

В детских садиках – как в подготовительной группе, так и в более младших – воспитатели на специальных занятиях учили детей правильно держать пишущий инструмент, принимать правильную позу при письме, приучали работать в разлинованных тетрадях, объясняя, что такое строки и что такое поля.

Кроме того, в любом саду детей традиционно учили аккуратности выполнения заданий, многократности выполнения одного и того же действия, правильности штриховки и т. д.

Таким образом, ребенок оказывался подготовленным к школе и психологически, и физически: он представлял себе, с какими требованиями он может столкнуться, а мелкая мускулатура пальцев уже была хоть сколько-то подготовлена к дальнейшему развитию.

В начальной школе подконтрольное развитие графомоторных навыков у детей продолжалось также интенсивно. Программа предоставляла возможность учителю начальных классов «поставить руку» первоклассника, которым выполнялись многочисленные упражнения в прописях и рабочих тетрадях, и развитие навыков письма было приоритетным.

Современность

Современные образовательные стандарты не подразумевают такой плотной работы по формированию графомоторных навыков у детей.

Несмотря на свою сложность и витиеватость, дошкольное и начальное образование уделяет очень мало внимания постановке руки.

Да и в домашних условиях детский досуг довольно часто исключает необходимость для ребенка упражняться в письме и рисовании, причина тому – разрешение родителями игры с планшетом, смартфоном или компьютером.

Между тем программа начальной школы подразумевает, что ребенок должен начать обучение, уже владея азами письма, то есть у современного первоклассника графомоторные навыки должны быть развиты гораздо сильнее, чем у советского. При этом на уроках в начальной школе уделяется в разы меньше внимания развитию мелкой моторики рук. Между тем все дальнейшее образование, по крайней мере, по базовым дисциплинам, все так же строится на динамичном письме.

Одна из бед современного школьника

Дисгармония требований к ребенку очевидна.

С одной стороны, школьная программа значительно усложнилась, а с другой стороны, программа не дает возможности развития основных навыков, которые, как, видимо, подразумевается, должны развиваться в некоем фоновом режиме, сами собой. Если прибавить к этому, что, как уже говорилось, и дома дети пишут и рисуют гораздо меньше, чем раньше, то проблемы большинства детей довольно предсказуемы.

Очень многие первоклассники не справляются с программой, отстают от требований, а следовательно, и успешность всего дальнейшего обучения под большим вопросом.

И это не преувеличение проблемы: большинство современных педагогов согласны с тем, что при объективном взгляде на современного школьника очевиден низкий уровень его знаний.

Разумеется, здесь дело не только в грамотном развитии графомоторных навыков, но в системе образования в целом, однако роль постановки руки ни в коем случае нельзя недооценивать.

Задача родителей

Таким образом, перед современными родителями, желающими не пускать образование ребенка на самотек, стоит важная, но при ответственном и грамотном подходе вполне выполнимая и в целом элементарная задача – развитие мелкой мускулатуры рук, развитие моторики. Графомоторные навыки могут формироваться и вне стен образовательных учреждений, да и, объективно говоря, формируются гораздо успешнее, когда им уделяется ежедневное внимание дома.

Основные условия: регулярность занятий и ориентиры

Основные ошибки, которые допускают родители, лежат не в области методики или стратегии, а в области элементарной дисциплины.

Во-первых, задания, формирующие графомоторные навыки у дошкольников, должны даваться малышу регулярно и постоянно, для них должно находиться время буквально каждый день. Это главное условие того, что рука будет развиваться стабильно, без рывков и чрезмерных усилий, вызывающих у всей семьи негативные эмоции и могущих привести к отказу ребенка от упражнений.

Давая задания, ни в коем случае не выбрасывайте использованные альбомы и тетради, их нужно хранить, и далеко не только для памяти.

Они очень важны для того, чтобы возвращаться к ним и анализировать, насколько продвинулся ребенок, есть ли у него прогресс. Если он есть, то это обязательно нужно продемонстрировать ему.

Если же между записями с интервалом в полгода нет никакой разницы, то это повод задуматься над тем, предъявляются ли к ребенку адекватные требования, есть ли у него ориентиры.

Требовательность к малышу, обеспечение его ориентирами, стимулами и образцами – это второе главное условие формирования графомоторных навыков да и многих других.

Ребенок должен хорошо осознавать, чему он учится; что он уже умеет, а чему должен научиться; что у него получается легко, а что дается ему с большим трудом; когда у него получается хорошо, а когда из рук вон плохо. Многие родители предпочитают только хвалить ребенка, полагая, что это – хороший путь к позитивному обучению и к желанию ребенка учиться.

Однако это большое заблуждение. Скрывать от малыша то, что он делает что-то плохо, не старается, – значит обманывать его и останавливать его развитие, лишать счастья ощущения того, что он действительно чему-то научился.

Зона ближайшего развития

Чтобы знать, за что хвалить ребенка, что от него требовать и какие задания предлагать, каждый взрослый должен осознавать, каких ближайших целей должен достичь ребенок. Если они будут слишком далекими, то ребенок не сможет ощутить их достижимость.

Если же задания будут слишком простыми, то обучение не будет продвигаться вперед.

В педагогике существует понятие «зона ближайшего развития» – это та область развития ребенка, которая реально достижима в ближайшее время, но ради которой ребенок должен прикладывать усилия.

В соответствии с этой концепцией развиваются и графомоторные навыки у детей. Взрослый должен ставить перед ребенком такую цель, которая «видна» и ему, и педагогу, а все задания должны быть чуть труднее тех, которые ребенок выполняет, не прикладывая усилий.

Вектор развития

Каждый ребенок развивается своими темпами, да и в каждой семье в разное время могут возникнуть возможности и потребности заниматься развитием графомоторных навыков у дошкольников. Однако в каком бы возрасте ребенка родители ни решили развивать его и какие бы особенности ни были ему присущи, этапы и вектор развития, в сущности, являются одинаковыми для всех.

В занятиях нужно двигаться от крупных и толстых предметов к тонким, от элементарных заданий к более сложным, от коротких занятий к длинным, от упрощенных требований к более жестким.

Фоновые и направленные задания

На развитие графомоторных навыков работают, в сущности, любые игры, где задействованы контролируемые движения кисти и пальцев.

Сейчас существует масса так называемых развивающих игрушек, предполагающих точные и тонкие движения. Очень полезны также лепка, плетение, мелкие конструкторы, мозаика.

Однако игра и перечисленные занятия – это лишь фон и почва для развития собственно графомоторных навыков.

Как можно раньше стоит предложить ребенку толстые фломастеры или мелки, чтобы он опробовал инструмент. Как правило, если малышу не дать определенного задания, его пробы будут заключаться в рисовании неопределенных полос.

Это необходимый этап, но задерживаться на нем долго не следует.

Когда он исчерпает себя, следует показать ребенку, как правильно держать пишущий предмет, и постепенно давать простые и элементарные задания, продвигающие его к письму и рисованию.

Типы заданий

Начинать занятия по развитию специфических навыков письма можно со следующих типов упражнений:

1. Соединение двух точек линией. Многим не приходит в голову, что даже этому ребенка нужно учить и начинать надо как можно раньше.

То, насколько это может оказаться трудным, каждый может проверить на себе, попытавшись держать ручку пальцами ног (к слову, это упражнение для детей также крайне полезно).

Ручка ребенка по степени развития тонких и специфичных движений мало чем отличается от стопы взрослого.

Располагайте точки так, чтобы получающаяся линия была то горизонтальной, то вертикальной, то диагональной. Не разрешайте малышу поворачивать лист бумаги. По мере роста ребенка усложняйте задание. Постепенно вы придете к рисованию по нумерованным точкам и рисованию сложных узоров по клеточкам, а также графическим диктантам.

2. Рисование по стимулирующей линии (обводка). Нарисуйте пунктиром или очень тонкой линией любой рисунок и предложите его обвести. Это задание будет сопровождать ребенка до окончания овладения письмом, последним этапом будут сложные прописи, по которым ребенок будет учиться писать буквы алфавита родного и иностранных языков.

3. Штриховка. Умение наносить линии в одном направлении, ограниченные определенной областью и прилегающие друг к другу, научат ребенка раскрашивать и подготовят к рисованию красками.

Не забывайте, что человек легче всего обучается чему угодно, если ему предоставлена возможность наблюдать за тем, как это делает другой человек. Рисование и письмо в присутствии ребенка, выполнение заданий у него на глазах значительно упростят развитие его графомоторных навыков и обеспечат успешность и динамичность обучения.

Источник: https://FB.ru/article/358061/grafomotornyie-navyiki-u-detey

Обследование графомоторного навыка дошкольника

Формирование графомоторного навыка

Шульдешова О. В. г. Орёл

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант

Одной из сторон развития человека является развитие речи. Речь- явление многогранное. Речь представляет собой сложный физиологический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико – практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и её нарушения изучают многие науки.

Речь бывает – устная и письменная. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком. Исходя из определения, данного Н.Г.

Агарковой графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).

Таким образом, логопедическое обследование, связанное с проблемами нарушения речи, включает обследование графомоторных навыков.

Психологи отмечают, что для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.

В исследовании Г.Н. Рахмаковой так же отмечается, что низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, незрелость мотивации учебной деятельности – затрудняют овладение графическим навыком письма.

Графический навык осложняется тем, что у детей 6 – 7 лет еще слабо развита мелкая мускулатура кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низкая выносливость к статическим нагрузкам.

Процесс письма включает в себя многокомпонентную психофизиологическую структуру: зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Трудности овладения графомоторными навыками – явление в наши дни нередкое, они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позже, отчетливо проявляясь при повышении требований и усложнении формы письменных заданий: от написания букв, слогов к написанию более сложных предложений.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Приложение

у будущих первоклассников

Обследование развития уровня графомоторных навыков и других вспомогательных процессов у будущих первоклассников проводится по следующим критериям:

(Применялась методика М. Озьяс).

Детям предлагается ряд упражнений:

– «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей – левой.

– «Поза Наполеона» – складывались руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

  1. Определение уровня развития мелкой моторики рук

(Использовались методики Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич).

Детям предлагаются следующие упражнения:

Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.

После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами.

После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо».

Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем.

В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.

Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец).

Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями.

Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы.

Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга.

Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе.

  1. Определение уровня развития пространственных представлений. (Применялись материалы Т.А.Павловой).

Обследование пространственных представлений состоит из нескольких блоков: зрительно-пространственный гнозис, моторный праксис, слухомоторная координация.

Зрительно-пространственный гнозис

• по контуру; • с наложением изображений; • разного шрифта.

  1. Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела:

• верх – низ • право – лево

  1. Различение основных направлений пространства относительно собственного тела:

• сверху – снизу • справа – слева • над – под

  1. Различение основных направлений пространства относительно определенного предмета:

• выше – ниже • правее – левее • правый верхний – левый нижний

Моторный праксис (мелкая моторика рук)

1. Пересчет пальцев правой руки.

2. Пересчет пальцев левой руки.

3. Пересчет пальцев обеих рук.

4. Ладонь – кулак.

Слухомоторная координация

1. Воспроизведение ритма по слуховому образцу.

2. Воспроизведение ритма по словесной инструкции.

3.Подсчет быстрых и медленных ударов.

  1. Выявление трудностей зрительного восприятия.

(Переработанная М.М.Безруких тестовая методика M.Frosig).

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому обследование комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких, как:

1) Зрительно-моторная координация включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу. Детям предлагаютя такие задания как:

Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем – второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

В течение всего исследования постоянно контролировалось, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги, не вертел лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными, и наоборот.

Если ребенок упорно старался перевернуть лист, то результат этого задания не учитывался. При выполнении заданий, в которых даны направления движения, внимание уделялось тому, чтобы испытуемый проводил линии в заданном направлении.

Если он проводил линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывались.

2) Фигуро-фоновое различение включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использовались пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры. Детям предлагались следующие задания:

Задание. Будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ребёнок в течение некоторого времени смотрел внимательно на карточку, где нарисован треугольник (прямоугольник, полукруг, звезда). А затем на рисунке находил и обводил цветным карандашом спрятанный там треугольник.

3) Постоянство очертаний включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.

Задание 1. На листе бумаги нарисовано много различных фигур. Ребёнку предлагается из множества фигур выбрать только квадраты.

Задание 2. А на тестовом листе (с множеством фигур) найти и обвести как можно больше кругов.

Демонстрационные карточки предъявляются лишь на время объяснения, затем убираются. Время выполнения задания не ограничено.

4)Положение в пространстве: включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.

Задание 1. Ребёнку предлагается посмотреть на первую строчку, где нарисованы круги. Инструкция: Найди точно такой же круг среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, круги очень похожи, но лишь один из них «правильный».

Задание 2. А в этом задании образец – буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни ее.

5)Пространственные отношения включают анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.

Задание: посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать на рисунке). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е.

каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки к какой идут линии.

  1. Определение развития графического навыка.

(По критериям предложенным Н.В.Нижегородцевой).

Для обследования графического навыка следует использовать:

• графический диктант;

• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

• рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

• выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.

  1. Определение уровня владения графомоторными навыками:

При оценивании результатов используется «Уровневая система», где высокий уровень получают дети, которые качественно без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще. Данные, полученные при диагностировании детей, заносятся в таблицу.

Критерии

Определение ведущей руки

Определение уровня развития мелкой моторики рук

Определение уровня развития пространственных представлений.

Выявление трудностей зрительного восприятия

Определение развития графического навыка

1.

Задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

Действительно, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка. А поскольку количество детей этой категории постоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графомоторных навыков у них довольно актуальна. Это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.

Серия IV.

Обследование самостоятельного рисования.

Задание. Рисунок « Снеговик».

Процедура проведения: на чистом листе нелинованной бумаги формата А4 предложено нарисовать снеговика. Используется простой карандаш. На рисунок выделяется 2-3 минуты. Задание выполняется сначала одной, другой рукой.

Инструкция: «Нарисуй снеговика». Параметры оценки (для каждой руки):

  1. Метрические характеристики.

  • полностью выдержан размер и сохранены пропорции;

  • размер несколько увеличен или уменьшен, не соблюдаются пропорции некоторых деталей;

  • размер сильно изменён, не соответствует образцу, не соблюдены пропорции.

  1. Топические (локальные) характеристики.

  • все детали сохранены, их расположение не нарушено;

  • пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;

  • пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.

  • последовательная (целостная или пофрагментная) стратегия, где вначале намечается структура (опорные элементы), которая потом последовательно заполняется деталями;

  • непоследовательная стратегия, при которой копирование второстепенных деталей предшествует копированию опорных элементов;

  • хаотичная стратегия, при которой трудно выделить определенную последовательность копирования и испытуемый «кидается» от одной части изображения к другой без четкого плана.

  1. Скорость выполнения: (умеренная; низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания; низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания).

  2. Сила нажима (нажим нормальной (средней) силы; усиленный нажим или слабый нажим).

Источник: https://botana.biz/prepod/logopediya/o5q9tugi.html

ovdmitjb

Add comment