Kievuz

Формирование традиционной Русской идеологии

Идеология русского консерватизма

Формирование традиционной Русской идеологии

В нашей стране на протяжении всей истории развития политической науки наблюдался широкий интерес исследователей к вопросам и проблемам объяснения основ государственного устройства и поиска форм их наиболее оптимального разрешения, в том числе, посредством проведения теоретического осмысления различных политических идеологий.

Не стала исключением в этом отношении и консервативная идеология, которая в нашей стране отличается определенной спецификой, в том числе, благодаря которой на протяжении последних столетий идеология консерватизма выступает одним из наиболее влиятельных течений политической мысли.

Окончательное становление и оформление идеологии русского консерватизма в самостоятельное течение политической мысли произошло в начале XIX в. в результате осмысления и выражения в воззрениях консерватизма стремления широких слоев населения к сохранению собственной самобытности, в том числе, путем сохранения монархического строя.

Обозначенная тесная связь русского консерватизма и монархизма не случайна, поскольку, как отмечается в специальной литературе, консерватизм в нашей стране во многом выступил в качестве реакции на потенциальную угрозу разрушения привычного многовекового уклада общественной жизни под влиянием западных революций.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Проводя общую характеристику содержания идеологии русского консерватизма, представляется необходимым обратить внимание на то, что в его основу положена многовековая традиция православного устройства жизни общества и индивидов, при сохранении сильного централизованного государства и распространении антизападных идей.

Несмотря на общее принятие обозначенной идеи всеми идеологами русского консерватизма, анализ специальных источников позволяет сделать вывод о том, внутри соответствующей идеологии постепенно сформировались два относительно обособленных направления, представители каждого из которых утверждали необходимость признания определенной модели идеологии русского консерватизма. Соответствующие направления получили названия «официально-монархического» и «славянофильского», характеристика их содержания будет проведена ниже.

Основные идеи идеологии русского консерватизма с точки зрения представителей официального монархизма

Формирование и постепенное развитие идей официального монархизма началось в конце XVIII в.– видные общественные и политические деятели (Н.М. Карамзин, М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, и др.) обосновывали идею о том, что основой обеспечения стабильности и развития в нашей стране выступают:

  • особый самодержавно-монархический тип формы правления,
  • многовековая традиция православия.

Впоследствии, к обозначенным началам российского политико-государственного устройства С.С. Уваров добавил «народность», а соответствующая формула «православие, самодержавие, народность» трактуется историками и политологами в качестве официальной правительственной идеологии второй четверти XIX в.

При этом следует отметить, что народность как элемент отечественного государственного устройства и идеологии русского консерватизма, сам С.С. Уваров понимал следующим образом:

Определение 1

Народность – особая модель взаимодействия самодержца (царя) и подданного ему народа, в основу которой была положена вера людей в величие, справедливость и «обожествленность» царского правления.

Представители рассматриваемого направления идеологии русского консерватизма также обосновывали точку зрения о принципиальной невозможности заимствования и перенесения в Россию любого рода политических институтов, а равно о проведении либеральных преобразований, что, по их мнению, обуславливалось глубокой религиозностью православного народа, его преданностью царю и идеям самодержавия, а также традиционно крепким моральным единством и сплоченностью.

Также российским сторонникам идеологии консерватизма было традиционно присуще скептическое отношение к институтам и механизмам народовластия, и демократии в целом. В частности, была распространена точка зрения о том, что соответствующие демократические процедуры являются искусственными, поддельными и не в силах выражать подлинную волю народа.

Особенности славянофильского понимания идеологии русского консерватизма

Как было отмечено выше, в период бурного становления и развития консервативной идеологии в нашей стране, основная масса соответствующих идей сосредоточилась в рамках двух направлений – рассмотренная выше теория официального монархизма, и славянофильское направление русского консерватизма, характеристика содержания которого будет проведена в представленном разделе.

Так, прежде всего, следует обратить внимание на то, что с содержательной точки зрения основу консерватизма в понимании славянофилов составляли культурно-религиозные и национальные начала российского народа.

Подобный подход во многом предопределялся утверждением тезиса о принципиальном отличии западного и российского путей развития, при идеализации исторического прошлого нашей страны, неповторимость которого объяснялось наличием русской национальной идей, сосредотачивающей в себе и выражающей вовне своеобразие народа.

При этом славянофилы, несмотря на, безусловно, консервативное основание разделяемой ими концепции, действительно считали возможным преодоление Россией текущего экономического и технического отставания от Западных стран, и даже последующее опережение таковых, однако не путем бездумного копирования зарубежного опыта, а посредством обеспечения развития по собственному самобытному пути.

Замечание 2

В то же время, важной сущностной чертой, позволяющей судить о специфике славянофильства, как направления идеологии русского консерватизма, выступает то, что прямо утверждая неприемлемость копирования западного опыта, представители рассматриваемого направления не только не проявляли враждебности по отношению к Западу, но и высоко оценивали их достижения в различных сферах науки и техники.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/ideologiya_konservatizma/ideologiya_russkogo_konservatizma/

Формирование традиционной Русской идеологии

Формирование традиционной Русской идеологии

1. Просветительская деятельность С.С. Уварова. Одним из великих мыслителей, понявших во всей глубине замысел своего государя, стал министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров (1786–1855).

Еще в 1832 г. в своей записке на имя императора С.С. Уваров писал об «истинно русских охранительных началах православия, самодержавия и народности, составляющих последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия Отечества».

При вступлении в должность министра в 1833 г. С.С. Уваров провозгласил принцип деятельности министерства: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности». Так началось формирование истинно русской идеологии, в рамках которой развивалась Россия вплоть до революции XX века.

В 1837 г.  в отчете о деятельности вверенного ему министерства С.С.

Уваров раскрывал сущность этой тройственной формулы: «При оживлении всех умственных сил охранять их течение в границах безопасного благоустройства, внушить юношеству, что на всех степенях общественной жизни умственное совершенствование без совершенствования нравственного – мечта, и мечта пагубная; изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение от слепого и необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в юных умах уважение к отечественному и полное убеждение, что только приноровление общего, всемирного просвещения к нашему народному духу может принести истинные плоды всем и каждому; потом обнять верным взглядом огромное поприще, открытое перед любезным Отечеством, оценить с точностью все противоположные элементы нашего гражданского образования, все исторические данные, которые стекаются в обширный состав Империи, обратить сии развивающиеся элементы и пробужденные силы, по мере возможности, к одному знаменателю; наконец, искать этот знаменатель в тройственном понятии «православия, самодержавия и народности» – вот в немногих чертах направление, данное Вашим Величеством…»

2. Оформление русской народной идеологии.

Так, в трех словах – православие, самодержавие, народность и родилась знаменитая формула, может быть, одна из самых знаменитых в истории России, наряду со словами «за землю русскую, за веру христианскую», выражающая идеал истинного устройства земного бытия России.  Немного позднее эта формула стала основой так называемой «теории официальной народности». А в русских сердцах она получила и еще одно знаменитое звучание: «За Бога, Царя и Отечество!».

Первооснованием для этой теории явились идеи Н.М. Карамзина, изложенные в его записках «О древней и новой России» и «Мнение русского гражданина», в которых историк предложил концепцию российского самодержавия как палладиума России.

Эти идеи всецело были разделяемы и даже вдохновляемы самим императором Николаем I. Еще в 1826 г.

при посещении Императорского Московского университета император выразил желание видеть в студентах университета «прямо русских», подчеркивая тем самым нациоанльный характер своей политики.

Наряду с С.С. Уваровым, большую роль в формировании теории официальной народности сыграли профессор русской истории М.П. Погодин, а также академик и профессор русской словесности  С.П. Шевырев. В своей научной и педагогической деятельности в Императорском Московском университете они выступали за роль науки и просвещения, как охранительниц и блюстительниц общественного спокойствия.

Значительную роль в пропаганде официальной идеологической формулы сыграл академик и профессор русской истории Н.Г. Устрялов и другие ученые. Впоследствии формулу «Православие. Самодержавие. Народность» историк А.Н. Пыпин назвал «официальной народности теорией». Данное название и закрепилось в научной и научно-популярной литературе.

3. Понятие православия.

«Православие» – первый элемент русской духовно-политической триады.С.С. Уваров писал: «Исконно и глубоко привязанный к Церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейственного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть».

Тем самым С.С. Уваров осознавал, что православие – это идеологическая и смысловая основа всей русской жизни, ее политики и культуры.

И важно знать, что это понятие не осталось красивой декларацией. Именно в годы царствования Николая I начинается последовательное возвращение традиционно значительной роли Русской Церкви в политической и общественной жизни России. Принципы защиты традиционной православной веры нашли отражение в Своде законов Российской империи (1833 г.).

В правление Николая I государственная власть приняла ряд мер, улучшивших материальное положение монастырей и сельских приходов, ибо сельские священники, по убеждению императора, являют опору народной нравственности.

Важной особенностью вероисповедной политики государства этого времени была ее ярко выраженная антисектантская направленность. Государь также многое сделал для того, чтобы воссоединить греко-униатскую церковь с православной, что и случилось в 1839 г.

В храмовом строительстве в годы правления Николая I рождается великолепный имперско-византийский стиль, творцом которого стал архитектор К.А. Тон.

Именно Тон по заданию императора Николая I спроектировал и построил в Москве возле Кремля новый Храм Христа (вместо уже строившегося со времен Александра I храма, чья архитектура была наполнена масонской символикой).

А позднее величественные русско-византийские храмы Тона наполнили многие города и монастыри России.

4. Понятие самодержавия.

«Самодержавие» – второй элемент тройственной формулы. По мысли С.С. Уварова, «самодержавие составляет главное условие политического существования России.

Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия… Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать в народное сознание и с ним развиваться».

В итоге настойчивых размышлений выдающихся русских мыслителей идея самодержавия была глубоко и всесторонне изучена и проанализирована. По убеждению русских мыслителей, самодержавие – это образ правления, положенный в основу российской государственности еще в пору ее становления и ставший для России традиционным, историческим и жизненно необходимым для существования страны и народа.

Кроме того, самодержавие – это синоним независимости русской государственности. Носитель верховной самодержавной власти – государь, располагающий юридически неограниченными правами и прерогативами, несет величайшую ответственность перед Богом за вверенные ему державу и народ.

Отечественные историки XIX в. указывали, что возникновение самодержавия на Руси обусловлено непростыми условиями жизни и быта русского народа, постоянной опасностью внешнего нападения и вытекающей из того необходимостью сильной централизованной власти.

Эта власть должна была защитить русский народ от внешнего врага и внутренних смут, упрочить единство страны, что вполне соответствовало народным интересам и чаяниям.

В намерении содействовать созданию и сохранению сильной и праведной власти, которая оградила бы Святую православную Русь от бедствий и водворила «спокойствие и тишину» в ее пределах, были, по мнению  русских мыслителей, едины все сословия.

Московское единодержавие рождалось в тесной связи с народным единством, основа которого – в мирных и созидательных стремлениях русского народа. Русские мыслители верили в возможность устройства единого законного порядка на началах веры, верности венчанному на царство государю и христианской любви.

И не случайно, что в годы царствования Николая I рождается и первый официальный гимн Российской империи, ставший одним из самых значимых символов николаевской эпохи в русской истории. Автором текста гимна стал поэт В.А. Жуковский, а музыку написал композитор А.Ф. Львов. Официально гимн впервые исполнили в Москве, в Большом театре, 11 декабря 1833 г.

Боже, царя храни.

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам.

Царствуй на страх врагам,

Царь православный.

Боже, царя, царя храни.

5. Идея народности.

«Народность» – третий элемент духовно-политической тройственной формулы.«Народность», пожалуй, один из самых сложных для понимания элементов этой триады. Еще С.С.

Уваров писал: «Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущие… Относительно народности все затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях… Довольно, если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий; если примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к отечественному воспитанию».

Что же означает понятие «народность», не «народ», не «нация», а именно «народность»? С.С. Уваров предлагал видеть в этом понятии принцип воспитания юношества на народных началах, приобщение юношества к «святилищу народных понятий».

Но, думается, время показало, что идея «народности» имеет более глубокое содержание. Как уже говорилось, в  XVIII – первой половине XIX вв. окончательно сложилась единая русская нация.

Но в XVIII  столетии, под влиянием просветительства, сущность понятия «нация» понималась в большей степени как светское – народ, обладающий волей и правами.

Более того, именно «воля народа» была объявлена главной при решении всех важнейших жизненных вопросов государства.

Но для русского духовного сознания такое секулярное, обездуховленное восприятие нации было совсем неавторитетно. И вот на протяжении первой половины XIX столетия, и, особенно в царствование Николая I, происходил своеобразный процесс одухотворения национального сознания.

Поэтому, думается, что идея «народности» – это духовное осмысление нации, ее духовных и нравственных задач на земле. «Народность» это русская нация, исполненная православного духа и христианской нравственности, ведомая к великим духовным целям русским православным царем, Помазанником Божиим во имя торжества Божией Правды.

6. Триединство идеала.

Триединый идеал «Православие. Самодержавие. Народность», по сути дела, восстановил в русском  сознании тот духовный смысл, который закладывался в существование Российского царства еще в  XVI в.

, и еще ранее в XI –XII вв.

Иначе говоря, этот идеал восстановил духовную связь России с собственным прошлым, значительно утерянным в XVIII столетии, и связал настоящее и будущее России с ее духовно-историческими корнями.

Очень важно и то, что, провозгласив триединый принцип «Православие. Самодержавие. Народность», русская духовно-политическая мысль середины XIX в. одухотворила саму идею Российской империи, дала ей великий духовный смысл, указала цели и задачи ее земного исторического бытия, а именно – устремленность в Вечность.

«Православие. Самодержавие. Народность» – это духовно-политический идеал, к которому должна стремиться Российская империя, ибо в этой формуле обозначено столь чаемое на Руси триединство веры, власти и народа.

Но «Православие. Самодержавие. Народность» – это еще и краеугольный принцип, на основе которого предполагалось строить всю русскую жизнь.

А конкретной задачей, ведущей для русского духовно-политического сознания XIX столетии, стала одна: Россия – это удерживающая сила.

В этом отношении Российская империя рассматривалась как единственная в мире сила, способная удержать мир от падения в объятия антихриста, символами которого считались распространяющийся материализм в философии, секуляризм в отношении к религии, республиканизм и социализм в социально-политической сфере и революционизм в методах политического действия.

Эту удерживающую задачу Российского государства понимали многие современники Николая I. Во время европейских революций 1848 г., которые разбились о мощь русского колосса, Ф.И.

Тютчев заметил: «Революция прежде всего враг христианства! Антихристианское настроение есть душа революции; это ее особенный отличительный характер… Давно уже в Европе существует только две действенные силы – революция и Россия. Эти две силы теперь противопоставлены одна другой, и, быть может, завтра они вступят в борьбу.

Между ними никакие переговоры, никакие трактаты невозможны; существование одной из них равносильно смерти другой! От исхода борьбы, возникшей между ними, величайшей борьбы, какой мир когда-либо был свидетелем, зависит на многие века вся политическая и религиозная будущность человечества».

Кстати, удерживающую роль Российской империи при Николае I прекрасно понимали и творцы мировой революции – К. Маркс и Ф. Энгельс, писавшие с ненавистью: «Ни одна революция в Европе и во всем мире не может достичь окончательной победы, пока существует теперешнее Русское государство». Потому и была Россия столь ненавидима ими.

Источник: http://kursak.net/formirovanie-tradicionnoj-russkoj-ideologii/

ovdmitjb

Add comment