Kievuz

Формы и типы государств

Типы и формы государств

Формы и типы государств
Узнать стоимость работы по вашей теме

  • DEMO
  • 7 стр.
  • Контрольные
  • Политология

 Контрольная работа по политологии на тему: Типы и формы государств. В работе рассматриваются вопросы государства, типов и форм государства. 

План:

Введение

  1. Типы государств
  2. Формы государств

Заключение

Литература

1. Типы государств 

Для познания подлинной сущности государства, создания ее работающей теоретической модели чрезвычайно важное значе­ние имеет типология государства.

Понятие “тип государства” выражает исторически изменяющуюся социальную природу го­сударства, позволяет достаточно точно определить характер госу­дарств самых разных исторических эпох. Всем государствам оп­ределенной исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.

Следовательно, тип государства представляет собой систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых теми или же другими историческими условиями.

Понятие “тип государства” многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных доктринах, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характер­ные для той или иной исторической группы государств.

Исходя из вышесказанного, понятие исторического типа го­сударства можно дать в следующем изложении:исторический тип государства — это совокупность наиболее существенных признаков, черт, характеризующих государства определенной общественно-экономической формации или этапа развития че­ловеческой цивилизации.

Само определение свидетельствует, что в настоящее время в теории государства и права вопросы типологии государств рас­сматриваются преимущественно в двух аспектах: формационном и цивилизационном.

На формационном подходе базируется марксистско-ленинская типология государства и права. В ее основе лежит катего­рия общественно-экономической формации, которая является историческим типом общества, основанным на определенном способе производства.

Уровень развития производительных сил определяет материальную базу общества, а производственные от­ношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис об­щества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Пере­ход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производствен­ных отношений и замены их новым экономическим строем. Таким образом, согласно формационному подходу, исторический тип государства определяется на основании того, на каком экономическом базисе основывается это государство, интересам какого господствующего класса оно служит.

2. Формы государств 

От типов государств необходимо отличать формы го­сударства. Под формой государства подразумевается структура, которая включает в себя: а) форму правления, б) форму государственного устройства, в) политический режим. [1, с. 32]

Форма правления есть организация верховной государственной власти, ко­торая предопределяет структуру вы­сших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Истории изве­стны две формы правления: монархия и республика. [2, с. 156]

Монархия — это такая форма правления, при которой вер­ховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными юридичес­кими свойствами классической монархической формы правле­ния являются: пожизненное пользование властью главой госу­дарства (царь, король, император, шах); занятие трона по наследству или по праву родства; представительство государ­ства монархом по своему усмотрению; юридическая безответ­ственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общес­тва. При феодализме она стала основной формой государствен­ного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления. [3, с. 86]

Существует несколько разновидностей монархической фор­мы правления: абсолютная монархия — всевластие главы государства; конституционная монар­хия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.

Конституционная монархия делится на дуалисти­ческую, в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и счита­ется главой государства, но фактически обладает представитель­скими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым прак­тически не пользуется Подавляющее большинство современных демократических монархии — парламентские монархии. Прави­тельство формируется в них парламентским большинством и под­отчетно не монарху, а парламенту.[4, с. 264]

Республика — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Об­щими юридическими признаками республиканской формы прав­ления являются: выборность на определенный срок главы госу­дарства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному пра­ву, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязатель­ность решений верховной государственной власти для всех дру­гих государственных органов; преимущественная защита интере­сов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства и др. [3, с. 86]

Источник: https://scholar.su/kontrolnye/tipy-i-formy-gosudarstv

Типы государства

Формы и типы государств

В современном мире абсолютно каждое государство отличается от других комплексным набором определенных характеристик и черт, которые сложились под воздействием его исторического развития, уровня остроты этнических и социальных конфликтов, международных и экономических факторов. При такой многогранности все страны можно разделить на два самых основных типа –республика и монархия.

Определение 1

Типология государства — это своеобразная классификация, нацеленная на правильное разделение всех прошлых и настоящих государственных систем на группы, чтобы раскрыть их социальную сущность.

Это определения предполагает конкретное распределение с позиций двух подходов: цивилизационного и формационного.

В рамках данных критериев выступают все значимые социально-экономические признаки любого государства. Именно базис или же вид систематических производственных отношений выступают решающим фактором для полноценного общественного развития, который должен детерминировать и соответствовать надстроечным элементам: государству и праву.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Типы государства с точки зрения формационного подхода

В течение длительного времени установленная в отечественной литературе типология государств, которая считается основополагающей, делила государства на пять основных видов:

  • восточное;
  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

В основу указанной классификации была положена социально-экономическая формация.

Восточный тип государственной системы базировался исключительно на поливном земледелии.

Рабовладельческое государство предполагало неограниченную власть монарха и приближенных к нему людей. При этом в качестве центральных орудий труда выступали рабы и малоимущие представители общества.

Феодальный тип государства опирался в основном на право индивидуальной собственности на землю. Так, правительственная концепция концентрировалась только в руках тех, кто был собственником земельных территорий и мог по законному праву распоряжаться владениями по собственному усмотрению.

Четвертым видом государства выступала уже буржуазная система, которая характеризовалась расположением к формации, основывается на праве собственности посредством методов производства. При этом государственная власть незаметно приобретала принципы триумвирата, появились гражданские права, и в результате – номинально равные возможности всех граждан.

Последний тип – это социалистическое государство, которое полностью отрицало право владения как таковое в связи с его ненадобностью. Власть в этом аспекте принадлежит и выполняется каждым человеком без ущерба для других. Данный тип был официально признан утопией.

Несмотря на хорошую обоснованность указанного деления на типы государства, формационный метод всегда подвергался заслуженной критике, так как использование в качестве критерия классификации одного лишь экономического уровня развития государства не дает возможности охватить весь диапазон государственных форм, а потому необходимо принимать во внимание и цивилизационный фактор.

Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода

Согласно данной типологии, любую страну как явление следует рассматривать с разнообразных позиций: исторической, культурной, социальной и религиозной. На основе этой классификации были определены центральные типы государства, которые базируются в основном на культурных ценностях.

В целом, их общее количество составляет 26 универсальных государственных формаций, среди которых особое внимание уделяется:

  • западно-христианской;
  • восточной;
  • египетской;
  • шумерской;
  • западноевропейской.

К сожалению, и цивилизованный метод допустил аналогичную ошибку, что и формационный, которая заключается в следующем: определенную ограниченность факторов оценки и мониторинга социально значимых процессов.

А потому все типы государства, которые были выведены на его основе, должны восприниматься только как вспомогательные. В защиту обоих концепций стоит сказать, что в настоящее время все больше правоведов склонны объединять эти классификационные подходы в одну систему.

Форма государства: составляющие элементы

Любое государство можно охарактеризовать с точки зрения его формы, а не только типа.

В свою очередь, форма государственной системы представляет собой совокупность трех ключевых элементов: административного деления, правительственного режима и принципов правления.

Однако виды государств в основном подразделяются, исходя только из одной определенной специфики, а именно – правительственного режима. В этом случае следует рассмотреть, как демократические, так и недемократические типы.

В связи с этим политологи выделяются такие виды государств:

  • авторитарные – построенные только на господстве одного лидера;
  • тоталитарные – в которых может руководить народом определенная партия;
  • демократические – признающие власть общества наивысшей ценностью;
  • либеральные – высшая степень свободы в политической и экономической деятельности.

Важно понимать, что не каждый из указанных видов может характеризоваться исключительно наличием определенного типа. Так, невозможно сопоставить рабовладельческий тип с тоталитарным видом, или демократическую форму с восточной цивилизацией. Перечисленные выше факты дают возможность утверждать, что формы и типы государства создают практически все критерии его характеристики.

Территориально-политическая организация государства

На сегодняшний день существует три главные формы территориально-политической организации государства: федеративная, унитарная и конфедеративная.

Определение 2

Федерация – уникальная форма государственного устройства, при которой сразу несколько правительственных образований, обладающие юридической и политической самостоятельностью, формируют одно союзное государство.

Исторически федерация для таких стран, как США, Германия, Швейцария, была основной формой преодоления политической нестабильности и раздробленности.

Распределение компетенции между самой федерацией и ее представителями официально регулируется общегосударственной конституцией.

При этом предоставляется верховенство федеральных законов, которым должны полностью соответствовать конституции всех членов федерации.

К грамотному ведению центрального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, политика в области труда, социальной защиты населения и занятости населения. Реальное соотношение субъектов федерации и властных полномочий государственного института определяется исторической практикой страны.

Унитарное государство обладает множеством важных социальных признаками, среди которых единая конституция, единая концепция действий высших органов правительственной власти управления и законодательного права.

Конфедерация представляет собой систематический союз всех суверенных государств, который был сформирован для достижения общих, внешнеполитических задач.

Центральные органы указанной структуры не обладают прямой властью над входящими в ее состав субъектами, в результате чего решения данных органов осуществляется только после одобрения институтов действующей власти.

Единой налоговой и правовой системы в конфедерации не может быть, ее финансирование определяется посредством взносов, входящих в нее государств. Яркими примерами конфедерации являются СНГ и ЕЭС.

Замечание 1

Правовое государство предполагает ограниченную в своих правовых действиях систему, направленную на защиту прав и свобод граждан.

Доверительные взаимоотношения между властью и личностью определяются конституцией, выполняющей роль «общественного договора» между народом и государством.

Демократия в этом аспекте, прежде всего, демонстрирует реальный уровень участия народных масс в государственном аппарате, а также наличие у граждан фактических прав и демократических свобод, официально закрепленных и признаваемых в конституциях. Однако многочисленны институты по установлению демократических ценностей существуют и в настоящее время при всех их недостатках.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/tipy_gosudarstva/

ovdmitjb

Add comment