Kievuz

Функции и принципы демократии

Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии

Функции и принципы демократии

Демократическое государство – это государство, устройство и деятельность ко­торого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитима­ции всех органов этого государства является суверенитет народа.

Суверенитет народа означает, что:

  • субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
  • объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
  • суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.

Субъектом демократии могут выступать:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
  • отдельные граждане, их объединения;
  • государственные органы и общественные организации;
  • народ в целом.

В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества.

Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры.

В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Важнейшими признаками демократического государства явля­ются:

  1. реальная представительная демократия;
  2. обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Принципы демократического государства

Основными принципами демократического государства являются:

  1. признание народа источником власти, сувереном в государстве;
  2. существование правового государства;
  3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
  4. разделение властей;
  5. выборность и сменяемость основных органов государства;
  6. контроль общества над силовыми структурами;
  7. политический плюрализм;
  8. гласность.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

  • Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.
  • Принцип верховенства закона.
  • Принцип народовластия.
  • Принцип федерализма.
  • Принцип разделения властей.
  • Принципы идеологического и политического плюрализма.
  • Принцип многообразия форм экономической деятельности.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом.

Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина.

Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения.

Демократия — это не вседозволенность. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом.

Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е.

невыполнения зако­нов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ.

К ним относятся:

  1. государственная целостность;
  2. равноправие и самоопределение народов;
  3. единство системы государственной власти;
  4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей – выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя.

Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека.

Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека.

Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках.

Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции).

Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ).

Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм – это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Формы демократии

Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:

  • непосредственно:
    1. путем референдума;
    2. путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).
  • в представительных формах.

Представительная демократия — осуществление народом вла­сти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы.

Пред­ставительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение тер­риториальных споров и др.).

Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать ис­полнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе дан­ные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области.

Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, сте­пени зависит от сотрудничества с исполнительной властью.

Дру­гое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкури­рующей законодательной власти, невмешательство исполнитель­ной власти в прерогативы представительных учреждений.

В РФ представительная демократия обес­печивается выборностью Государственной Думы и конституци­онно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Феде­рацию.

Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/demokraticheskoe-gosudarstvo-ponyatie-printsipi-formi-demokratii

Функции и роль демократии

Функции и принципы демократии

Демократия, будучи одним из наиболее распространенных в современном мире политическим режимом отражает способы формирования и реализации основных начал политического управления в государстве.

В этой связи, в специальной литературе в большей степени принято говорить о функциях государства, реализации которых способствует демократическая форма управления.

Тем не менее, некоторые исследователи в данном вопросе идут дальше, предлагая выделять наряду с функциями демократического государства также функции демократии, как самостоятельного политического режима.

В наиболее общем виде определение функций демокртии может быть представлено следующим образом:

Определение 1

Функции демократии – это совокупность основных направлений демократического воздействия на общественные институты, целью осуществления которого выступает повышение активности граждан в решении социально-значимых политических вопросов, а также в прямом или опосредованном управлении государством и обществом.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

При этом, как известно, демократическая теория не является чем-то единым и статичным – на протяжении исторического развития человечества формировались, и продолжают формировать различные течения демократической мысли, безусловно оказывающие влияние и на характер и содержание функций демократии. Представляется, что соответствующий процесс является объективным, поскольку в основе демократии лежит учет динамических характеристик общества, преобразующихся в зависимости от конкретно-исторических, экономических, социальных, этнических и иных условий.

Интересной, но не бесспорной представляется точка зрения о том, что все функции демократии могут быть подразделены на две категории:

  1. Функции демократии, раскрывающие ее связь с общественными отношениями;
  2. Функции демократии, выражающие внутренние функции деятельности государства.

Представляется, что данная точка зрения имеет право на существование, однако, в то же время в демократических условиях не всегда целесообразно отграничивать направления деятельности связанные с внутригосударственной деятельностью и объективно складывающимися общественными отношениями. В этой связи, предлагается рассмотреть основные виды функций демократии безотносительно к их подразделению на внутренние группы.

Виды функций демократии

Говоря о функциях демократии, представляется обоснованной точка зрения о том, что к ним следует относить:

  • Организационно-политическую функцию, предполагающую организацию политической власти в стране на демократических началах. Прежде всего, рассматриваемая функция предлагает развитие и широкое распространение основ самоуправления и вовлечение народа в принятия государственно-властные решений, ввиду того, что граждане демократического государства на самом высоком законодательном уровне признаются единственным легитимным источником власти.
  • Регулятивно-компромиссная функция, содержание которой состоит в обеспечении деятельности субъектов демократии на плюралистических началах, в условиях цивилизованного сотрудничества, поиска компромисса, и консолидации различных политических сил вокруг общих интересов гражданского общества и государства;
  • Общественно-стимулирующая функция, направленная на обеспечение учета и использования общественного мнения и гражданской активности в процессе принятия государственно-властных решений, как необходимое условие подчинения государства обществу, а не наоборот;
  • Учредительная функция демократии. Важность данной функции обеспечена тем, что в условиях подлинной демократии формирование (учреждение) органов государственной власти, прежде всего законодательных и представительных, происходит путем проведения прозрачных, конкурентных выборных процедур;
  • Контрольная функция демократии, предполагающая сочетание двух основных начал: соответствие деятельности органов государственной власти их законодательно установленной компетенции путем, с одной стороны – их внутриведомственной подконтрольности, а с другой – путем наличия действенных механизмов общественного контроля;
  • Охранительная функция демократии, направленная на обеспечение в соответствующих условиях со стороны органов государственной власти (в первую очередь – правоохранительных органов и органов безопасности), безопасности, чести и достоинства каждого гражданина, охраны и защиты прав и свобод личности, собственности, и иных благ, в том числе путем предупреждения и пресечения любого рода противоправных посягательств.

Роль демократии

Рассмотрев характеристику и содержание основных видов функций демократии, следует подчеркнуть, что основная задача демократического режима состоит в действительном, а не декларативном соблюдении и реализации соответствующих направлений в конкретной государственно-властной реальности.

Представляется, что именно в этом состоит роль и значение современной демократии. При этом отметим, что наряду с реализацией приведенных функций, роль государства также состоит в обеспечении реализации основополагающих демократических принципов, в том числе:

  1. Принцип политической свободы – то есть возможности населения страны выбирать общественный строй, форму правления, основные начала нормативно-правового регулирования, и т.д.;
  2. Принцип равноправия граждан, предполагающий реальное равенство граждан перед законом и судом, а также равную ответственность за совершение одного и того же преступления;
  3. Разделение властей, предполагающее взаимозависимость и взаимное ограничение различных ветвей государственной власти, что выступает необходимым условием недопущения произвола власти и ее сосредоточения в одних руках;
  4. Выборность органов государственной власти – принцип демократии, находящийся в тесной связи с предыдущим принципом разделения властей, предполагающей формирование органов государственной власти и местного самоуправления в демократическом государстве путем волеизъявления народа, как единственного и ключевого источника власти в стране.

Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/demokratiya/funkcii_i_rol_demokratii/

ovdmitjb

Add comment