Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии
Демократическое государство – это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Суверенитет народа означает, что:
- субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;
- объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверенной власти народа;
- суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда народ выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях.
Субъектом демократии могут выступать:
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: +7 (800) 350-73-32
- отдельные граждане, их объединения;
- государственные органы и общественные организации;
- народ в целом.
В современном понимании демократия должна рассматриваться не как власть народа, а как участие граждан (людей) и их объединений в осуществлении власти.
Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.
Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества.
Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры.
В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.
Важнейшими признаками демократического государства являются:
- реальная представительная демократия;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Принципы демократического государства
Основными принципами демократического государства являются:
- признание народа источником власти, сувереном в государстве;
- существование правового государства;
- подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;
- разделение властей;
- выборность и сменяемость основных органов государства;
- контроль общества над силовыми структурами;
- политический плюрализм;
- гласность.
Принципы демократического государства (применительно к РФ):
- Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства.
- Принцип верховенства закона.
- Принцип народовластия.
- Принцип федерализма.
- Принцип разделения властей.
- Принципы идеологического и политического плюрализма.
- Принцип многообразия форм экономической деятельности.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом.
Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения.
Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом.
Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е.
невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.
Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).
Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.
Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ.
К ним относятся:
- государственная целостность;
- равноправие и самоопределение народов;
- единство системы государственной власти;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).
Принцип разделения властей – выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя.
Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека.
Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).
Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека.
Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках.
Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.
Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).
РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции).
Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ).
Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.
Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Политический плюрализм – это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.
Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Формы демократии
Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:
- непосредственно:
- путем референдума;
- путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).
- в представительных формах.
Представительная демократия — осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы.
Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).
Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятия бюджета.
Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть — это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области.
Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью.
Другое не менее важное условие — независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
В РФ представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство — Российскую Федерацию.
Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/demokraticheskoe-gosudarstvo-ponyatie-printsipi-formi-demokratii
Функции и роль демократии
Демократия, будучи одним из наиболее распространенных в современном мире политическим режимом отражает способы формирования и реализации основных начал политического управления в государстве.
В этой связи, в специальной литературе в большей степени принято говорить о функциях государства, реализации которых способствует демократическая форма управления.
Тем не менее, некоторые исследователи в данном вопросе идут дальше, предлагая выделять наряду с функциями демократического государства также функции демократии, как самостоятельного политического режима.
В наиболее общем виде определение функций демокртии может быть представлено следующим образом:
Определение 1
Функции демократии – это совокупность основных направлений демократического воздействия на общественные институты, целью осуществления которого выступает повышение активности граждан в решении социально-значимых политических вопросов, а также в прямом или опосредованном управлении государством и обществом.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
При этом, как известно, демократическая теория не является чем-то единым и статичным – на протяжении исторического развития человечества формировались, и продолжают формировать различные течения демократической мысли, безусловно оказывающие влияние и на характер и содержание функций демократии. Представляется, что соответствующий процесс является объективным, поскольку в основе демократии лежит учет динамических характеристик общества, преобразующихся в зависимости от конкретно-исторических, экономических, социальных, этнических и иных условий.
Интересной, но не бесспорной представляется точка зрения о том, что все функции демократии могут быть подразделены на две категории:
- Функции демократии, раскрывающие ее связь с общественными отношениями;
- Функции демократии, выражающие внутренние функции деятельности государства.
Представляется, что данная точка зрения имеет право на существование, однако, в то же время в демократических условиях не всегда целесообразно отграничивать направления деятельности связанные с внутригосударственной деятельностью и объективно складывающимися общественными отношениями. В этой связи, предлагается рассмотреть основные виды функций демократии безотносительно к их подразделению на внутренние группы.
Виды функций демократии
Говоря о функциях демократии, представляется обоснованной точка зрения о том, что к ним следует относить:
- Организационно-политическую функцию, предполагающую организацию политической власти в стране на демократических началах. Прежде всего, рассматриваемая функция предлагает развитие и широкое распространение основ самоуправления и вовлечение народа в принятия государственно-властные решений, ввиду того, что граждане демократического государства на самом высоком законодательном уровне признаются единственным легитимным источником власти.
- Регулятивно-компромиссная функция, содержание которой состоит в обеспечении деятельности субъектов демократии на плюралистических началах, в условиях цивилизованного сотрудничества, поиска компромисса, и консолидации различных политических сил вокруг общих интересов гражданского общества и государства;
- Общественно-стимулирующая функция, направленная на обеспечение учета и использования общественного мнения и гражданской активности в процессе принятия государственно-властных решений, как необходимое условие подчинения государства обществу, а не наоборот;
- Учредительная функция демократии. Важность данной функции обеспечена тем, что в условиях подлинной демократии формирование (учреждение) органов государственной власти, прежде всего законодательных и представительных, происходит путем проведения прозрачных, конкурентных выборных процедур;
- Контрольная функция демократии, предполагающая сочетание двух основных начал: соответствие деятельности органов государственной власти их законодательно установленной компетенции путем, с одной стороны – их внутриведомственной подконтрольности, а с другой – путем наличия действенных механизмов общественного контроля;
- Охранительная функция демократии, направленная на обеспечение в соответствующих условиях со стороны органов государственной власти (в первую очередь – правоохранительных органов и органов безопасности), безопасности, чести и достоинства каждого гражданина, охраны и защиты прав и свобод личности, собственности, и иных благ, в том числе путем предупреждения и пресечения любого рода противоправных посягательств.
Роль демократии
Рассмотрев характеристику и содержание основных видов функций демократии, следует подчеркнуть, что основная задача демократического режима состоит в действительном, а не декларативном соблюдении и реализации соответствующих направлений в конкретной государственно-властной реальности.
Представляется, что именно в этом состоит роль и значение современной демократии. При этом отметим, что наряду с реализацией приведенных функций, роль государства также состоит в обеспечении реализации основополагающих демократических принципов, в том числе:
- Принцип политической свободы – то есть возможности населения страны выбирать общественный строй, форму правления, основные начала нормативно-правового регулирования, и т.д.;
- Принцип равноправия граждан, предполагающий реальное равенство граждан перед законом и судом, а также равную ответственность за совершение одного и того же преступления;
- Разделение властей, предполагающее взаимозависимость и взаимное ограничение различных ветвей государственной власти, что выступает необходимым условием недопущения произвола власти и ее сосредоточения в одних руках;
- Выборность органов государственной власти – принцип демократии, находящийся в тесной связи с предыдущим принципом разделения властей, предполагающей формирование органов государственной власти и местного самоуправления в демократическом государстве путем волеизъявления народа, как единственного и ключевого источника власти в стране.
Источник: https://spravochnick.ru/politologiya/demokratiya/funkcii_i_rol_demokratii/
Add comment