Kievuz

География ислама в современном мире

География религии: ислам

География ислама в современном мире

Введение.

События 11 сентября 2001 года выявили неотложную необходимость преодоления, как мусульманами, так и немусульманскими народами конфронтации и разделяющих их барьеров. Исламский и западный мир имеют общую историю, судьбы их переплелись, начиная с распространения ислама в Ⅶ веке н.э.

Средневековая европейская цивилизация произрастала в тени, отброшенной могущественными исламскими империями, а исламский мир вступал в современный период развития в тени европейских держав.

Этические системы мировых религий удивительным образом соприкасаются, и на этой общей почве должно быть воздвигнуто будущее.

Отпечаток, наложенный исламской культурой на современную геополитическую карту мира, огромен. Оставаясь по большей части в пределах Африки и Евразии, господство ислама простирается от Атлантики до Тихого океана, охватывая при этом и богатейшие и беднейшие страны мира, самые плодородные и многонаселенные вкупе с самыми разоренными и бедствующими.

Процесс модернизации, начавшийся в первой половине ⅩⅨ века и выразившийся в ⅩⅩ столетии в создании системы национальных государств в рамках международных экономических отношений, являет собой глобальную структуру чрезвычайно подвижного свойства, которая уже вышла за первоначальные пределы. Практически во всех странах мира теперь присутствует мусульманское сообщество, поэтому нельзя более провести границу между «Территорией ислама» и «Территорией войны».

Традиционный шариат, положения которого разрабатывались в ходе триумфальной экспансии ислама, не предусматривал вероятности постоянного наличия мусульманских общин на неисламских территориях. Ныне эти общины сталкиваются с трудными проблемами.

Как истому мусульманину выполнять требования гражданского законодательства, которые входят в противоречие с шариатом? Могут ли мусульмане участвовать в политических движениях? Имеет ли приверженность к исламу приоритет в отношении с лояльностью к государству? Должны ли мусульмане ассимилироваться среди подавляющей части населения или же оставаться отдельным сословием? Где пролегают границы терпимости в отношении остального сообщества? Впервые многие из таких вопросов возникли при зарождении светских режимов в самом мусульманском обществе, но в ходе событий 11 сентября 2001 г. и их последствий европейские и американские мусульмане ощутили их крайнюю остроту. Ведь надо учесть, как долго проживали в США и планировали свои деяния мусульманские террористы, захватившие четыре авиалайнера и обрушившие их на Центр международной торговли в Нью-Йорке и Пентагон.

Не существует сомнения в том, что мусульмане всего мира продолжат формулировать свой отклик на вызов глобализации изнутри своего исторического наследия, бывшего столь созидательным и живым в прошлом.

Ислам сегодня. Глобализация ислама

Население земного шара составляет в наши дни примерно 5,7 млрд. человек, мусульман из них приблизительно одна пятая, то есть 1,7 млрд. В мире существует 44 государства, где большинство населения составляют мусульмане.

Последние образуют пространство от атлантического побережья Африки до берегов Средиземного моря, включая Ближний Восток, до Ирана, Афганистана и границ Пакистана с Индией, далее к северу до Казахстана – самой северной мусульманской страны.

Рядом с Индией, где мусульманское меньшинство составляет 120 млн. человек, находится Бангладеш со 127 млн. мусульман. Южнее, где Индийский океан граничит с Тихим, пребывает Индонезия с 200-миллионным мусульманским населением. Значительное мусульманское меньшинство проживает на Филиппинах.

Ныне ислам распространяется в Африке к югу от Сахары; процесс этот начался еще в Средние века и ускорился в ⅩⅨ—ⅩⅩ вв. Теперь эту африканскую территорию населяет примерно одна пятая часть мусульман планеты. С Ⅷ в. мусульманской зоной становится Северная Африка, и примерно в тот же период начинается непрерывное распространение мусульманства в Восточной Африке.

Много мусульман числится в Китае – официально объявленное китайскими властями количество в 17 млн. человек.

В Европе мусульман 5-6 млн. человек и 7-8 млн. в Америке. Британские мусульмане с индо-пакистанскими корнями внесли большой социально-экономический вклад в развитие послевоенной Великобритании.

Турецкие рабочие в значительной мере способствовали возрождению Германии после войны, некоторые из них осели там, на постоянное жительство, сохраняя контакты со своей родиной, а иные возвращаются в Турцию.

Многие мусульманские рабочие во Франции, преимущественно из государств Северной Африки, сохраняют всякого рода тесные связи со страной своего происхождения.

Умножились случаи перехода в эту религию представителей других конфессий. В Германии, к примеру, где мусульманская община насчитывает 3,7 млн. членов, ислам приняли 100 тыс. немцев. Во Франции, где проживают 2,5 миллиона почитателей пророка Мухаммеда, на долю коренных французов приходится 500 тысяч.

В годы после Второй мировой войны Европа и Америка становятся многокультурными сообществами. В большинстве европейских и американских государств возникают буддистские, индуистские, сикхские и мусульманские общины.

Академические историки начинают приобщаться к внезападным культурам; процветает мировая история; возникают сотни новых научных публикаций, посвященных проблемам восточных языков и культур.

В 1926 году вышло первое издание классического академического труда – «Энциклопедия ислама» в четырех солидных томах; второе издание, пока незавершенное, уже насчитывает десять больших книг. Еще более обширной станет «Иранская энциклопедия».

Практически в каждом крупном европейском университете трудятся ученые мусульмане самого разного происхождения, занимаясь преподаванием и исследованиями во всех сферах науки.

Студентов обоего пола из стран мусульманского мира можно обнаружить в любом из крупнейших университетов Европы и Америки.

В мусульманском мире также есть превосходные университеты, и везде образование рассматривается как высший государственный приоритет.

Выход арабских стран на мировую политическую арену обусловлен особым геополитическим положением стран мусульманского мир

Сущность ислама

Ислам – самая молодая из мировых религий. Возник в начале Ⅶ в. в Аравии. По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанством или мусульманством. Ислам – строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице. Священная книга мусульман – Коран (от арабского «читать») — книга откровений.

Вскоре после появления ислам распался на шиизм и суннизм.

Шииты (более ортодоксальные, их меньшинство) признают имамами-халифами лишь Алидов (потомков халифа Али и его жены Фатимы – дочери Мухаммеда).

Сунниты наряду с Кораном признают Сунну (священное придание, записанное со слов родственников и сподвижников Мухаммеда) и при решении вопроса о высшей мусульманской власти (имаме-халифе) опираются на «согласие всей общины».

С другой стороны сунниты не менее ортодоксальны, поскольку, в противоположность шиитам, отрицают наличие у человека свободной воли. Недавняя война Ирана и Ирака была в значительной степени войной шиитов (Иран) и суннитов.

Теоретически все аспекты жизни мусульман, как в общественном, так и в личном смысле подлежат управлению божественного закона.

Шариат представляет собой систему божественного законодательства, которому подлежат дела религиозного свойства, а также юридического характера (коммерческие контракты, супружеские отношения, разводы и дела наследства).

Над соблюдением шариата надзирает кади. Кади обязан обучаться шариату в признанном учреждении; назначает его правитель.

Джихад («борьба», «усилие») не является одним из «столпов» ислама, хотя в нем усматривается одна из важнейших мусульманских обязанностей. Он делится на Большой и Малый джихад.

Большой джихад – это борьба со злом, в которую вовлечены все мусульмане в течение всей своей жизни, и это особо и традиционно подчеркивается.

Малый джихад – «законная война» и, в отличие от Большого джихада, скорее коллективное, нежели персональное деяние.

Религиозная власть в исламском обществе основана на Коране и сунне. Здесь нет иерархической церковной организации и ничего подобного священному клиру, т.к. отсутствует таинство (причастие). Супружеские отношения регулируются контрактом (договором). Мечети представляют собой место поклонения, но не освященную землю.

Влияние ислама на демографию

Коран специально адресуется к мужчинам и женщинам, и женщины, как и мужчины, ответственны перед Богом за свои деяния. Однако в законодательном отношении они понижены в правах.

Мусульманину можно жениться на не мусульманке, но их дети должны воспитываться в мусульманской вере; мусульманка не может выйти замуж за не мусульманина. По поводу замужества составляется контракт, освященный шариатом.

Шариат вслед за Кораном порицает развод, однако допускает его неизбежность в качестве крайней меры. Известны строки Корана, которыми устанавливается право на битье непокорной супруги.

Многие установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Дети считаются одним из величайших благодеяний Аллаха; бездетность жены важнейшая причина для развода или для того, чтобы взять другую жену.

Разрешаются браки несовершеннолетних (девочек – по достижении полового созревания, юношей – с 15 лет). Браки считаются обязательными; разведенные и вдовы быстро вступают в новый брак. Традиционных ограничений брачно-половых отношений у мусульман сравнительно мало.

Ислам закреплял приниженное положение женщин, навязывал им затворничество, свел брак к купле-продаже невесты. Однако многодетные матери пользуются почетом и уважением. Аборты запрещены исламом. Первая мусульманская конференция по планированию семьи (Рабат, 1971 г.

) одобрила использование противозачаточных средств. Почти во всех мусульманских странах были приняты законы о запрещении многоженства и браков несовершеннолетних.

В странах мусульманского мира наметился стабильный демографический рост. Согласно исследованиям, к 2010 г. население земного шара достигнет 10 млрд. человек, из которых 8 млрд. будут населять страны Азии, Африки и Латинской Америки.

В докладе о развитии человека за 1998 г. ООН приводят следующие данные:

География религии: ислам Реферат Культурология
18283
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: География религии: ислам

Источник: http://diplomba.ru/work/92899

Ислам в современном мире

География ислама в современном мире

В современном мире ислам занимает второе место по численности последователей (более 800 миллионов человек), большую часть мусульман (90%) составляют сунниты. Шииты составляют большинство, лишь в Ираке и Иране.

Из более 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 33 странах мусульмане составляют большинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан и другие).

В ряде государств Азии и Африке ислам признан государственной или официальной религией, в некоторых слово «исламский» включено в их название.

Во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни.

Существуют и целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, лига исламского мира и другие), действующих как на государственной, так и на неправительственной основе.

Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозной — культурной сфере, часть — в политической, некоторые в сфере экономики.

В XVIII веке в Аравии возникло религиозно — политическое движение, названное по имени его основателя Ал — Ваххабы — ваххабизмом.

Ваххабиты считают, что мусульмане отошли от норм первоначального ислама, стали поклоняться не только Аллаху, но и многочисленным святым.

Последователи Ал — Ваххаба призывают мусульман вернуться к скромной жизни времен раннего ислама, отказаться от роскоши и измениться в быту.

Ваххабиты часто проявляют фанатизм в вопросах религии и непримиримость в борьбе со своими политическими противниками.

4.1 Ислам в России

Ислам распространен и среди значительной части населения нашей страны. При этом подавляющая их часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений, с центрами в крупных городах нашей страны. Действуют мусульманские институты и ряд средних учебных заведений (медресе). Ежегодно мусульмане отправляются для паломничества в Мекку.

В России, в ее современных пределах ислам появился в X веке, но только при императрице Екатерине II был официально признан царским правительством. В 1789 году в Оренбурге было утверждено Духовное управление, занимавшееся делами Российских мусульман.

Самый многочисленный народ на территории России исповедующий ислам, — татары их насчитывается в нашей стране больше семи миллионов человек.

Второй по численности народ России, исповедующий ислам, — башкиры. Большее число башкир исповедующих ислам, расселено в Башкортостане и на территории Челябинской области. Всего их насчитывается около двух миллионов человек.

Много мусульман живет на Северном Кавказе. Наиболее многочисленный среди них народ — чеченцы. Их насчитывается более одного миллиона человек. Ислам в Чечне распространился около двухсот лет тому назад в форме мюридизма, что означает полное подчинение мусульманина своему наставнику — шейху. Это требование мюридизма сохранилось повсеместно в Чечне и в наше время.

Рядом с чеченским народом живет близкородственный ему по языку и культуре народ — ингуши. Среде них исповедуют ислам около трехсот тысяч человек. Исторические судьбы и религии этих народов тесно переплелись между собой.

Очень разнообразно по своему национальному составу население Дагестана. Ислам в этой республике исповедают более 90% населения, что составляет около миллиона восьместа тысяч человек.

Ислам исповедают часть жителей Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи. В этом же регионе РФ живет много азербайджанцев — мусульман шиитского направления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Во второй половине XX века началось постепенное объединение разных стран. Одновременно с этим обозначились не очень благовидные течения, связанные с исламом.

Это, прежде всего экстремизм ряда мусульманских организаций, как, например, «Братья — мусульмане», «Серые волки», «Аль Каида» и другие.

Подобные организации возникли еще в период борьбы исламских государств против колонизации, а после окончания освободительных войн, они направили свою деятельность против правительств своих стран.

Они пытаются насильственными методами изменить политический строй в том или ином государстве. Так было, в Египте, Алжире, Сирии.

Не успокаиваются экстремисты и в наши дни, прикрываясь исламскими лозунгами, они дестабилизируют положение в Индии, Судане, Алжире, Чечне (РФ) и в некоторых других странах. Продолжаются военные действия в Афганистане, неспокойно в пограничных районах Таджикистана, Киргизии, Узбекистана.

Поведение экстремизтких группировок порождает у людей недоверие ко всему исламскому миру.

Но не следует думать, что все мусульмане склонны к экстремизму. В основе большинства конфликтов лежат не религиозные, а политические и экономические разногласия. Многие нечистоплотные политики просто передергивают идеи ислама, вкладывают в отдельные положения совершенно другой смысл, призывая к борьбе с «неверными», сея раздор между народами для достижения своих целей.

Во многих Европейских странах в результате миграций народов имеются общины, исповедующие ислам.

Исламские экстремистские организации используют эти общины для организации терроризма. И сегодня … весь мир.

4. Энциклопедия «Мир и религии» «Просвещение» Москва 2010г.

Источник: http://student.zoomru.ru/religiya/islam-v-sovremennom-mire/156092.1213453.s2.html

География ислама в современном мире

География ислама в современном мире

В ХХ веке численность населения Земли увеличилась в четыре раза и превысила 6,5 млрд. человек. Особенностью демографических процессов последних десятилетий стал быстрый рост численности мусульман. С 1990 г.

численность мусульман на земном шаре увеличилась с 880 миллионов до 1 миллиарда человек. Ислам стал самой быстрорастущей по числу приверженцев мировой религией и согласно имеющимся прогнозам, к 2030 г.

мусульман на Земле будет не менее двух миллиардов при численности населения в 8 миллиардов, т. е. четвертая часть (в 1900 г. на них приходилось всего 4,2% населения).

В настоящее время ислам уже является второй по численности последователей (после христианства) мировой религией. Более двух третей мусульман живет в Азии, где они составляют свыше 20% населения, почти 30% — в Африке (половина населения континента).

Мусульманские общины существуют более чем в 120 странах мира, в 35 из них они составляют свыше 80% населения (большинство их них находится в странах Северной Африки и Западной Азии). Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины проживают в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш. Социологи прогнозируют, что к 2010 г.

в США исламская община станет второй по численности после христиан, обогнав иудейскую.

Особенно стремительно увеличивается количество мусульман в Европе.

Самая крупная мусульманская община — во Франции: от 5 до 7 миллионов (до 10% от общего числа населения), ислам стал здесь второй по численности религией страны после католицизма.

Многочисленные общины последователей ислама сформировались в Германии (4 млн.), Великобритании (1,7 млн.), Италии и Голландии (по 1 млн.). Значительные мусульманские общины разбросаны по всем без исключения западноевропейским странам.

Следует отметить, что реальное количество мусульман в Западной Европе не знает никто, так как наряду с легальными иммигрантами и их потомками здесь проживают многие миллионы нелегальных, которые отсутствуют в данных официальной статистики.

По разным подсчетам в Западной Европе сейчас проживает от 15 до 24 миллионов мусульман.

Демографы предсказывают, что к 2015 году численность мусульман в Европе удвоится благодаря высокому уровню рождаемости и массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Но также происходит обращение в ислам не мусульман. Французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не меньше 50 тыс. человек.

В США число новообращенных в ислам растёт гораздо быстрее при более скромных масштабах мусульманской иммиграции. По данным Американского мусульманского альянса, ежегодно в ислам обращается 135 тыс.

человек, в основном афроамериканцы.

57 государств мира входят в Организацию Исламская Конференция (ОИК) — международную организацию исламских стран со штаб-квартирой в Джидде (Саудовская Аравия). Цель ОИК — обеспечение исламской солидарности в социальной, экономической и политической сферах. Россия входит в ОИК в качестве наблюдателя.

ислам аллах мухаммед мусульман

О положении мусульман в современном мире сегодня принято говорить с повышенной эмоциональностью, которая в зависимости от состава аудитории меняется от восторгов до панических страхов.

При этом вопросы исламской солидарности нередко преподносятся носителями обоих этих эмоциональных состояний с упором на противопоставление мусульман не мусульманам.

Попробуем разобраться, есть ли для этого основания.

Ведется много разговоров о мусульманском демографическом взрыве. Каждый пятый житель планеты в той или иной мере ассоциируют себя с исповеданием ислама. Темпы прироста мусульманского населения мира в целом выше средних показателей. Их задает, и будет задавать, мусульманская многодетная семья.

Мусульмане в целом демографически активнее, чем носители евроатлантической цивилизации, но в сравнении с другими цивилизационными общностями — индуистской, буддисткой, латиноамериканской, неисламской африканской и др. — остаются в рамках нормы.

Ясно, что на мусульманах, в том числе иммигрантах, не лежит никакой ответственности за порождающий депопуляцию на Западе кризис семьи, но западное общество отвыкло от критики своих устоев и не готово к объективной оценке демографических процессов.

Исламский мир не выделяется как более благополучная часть «большого мира». На страны ОИК приходится 22,3 % мирового населения, но только 7,5 % мирового ВВП и 11,2% мировой торговли. 7 членов ОИК входит в число государств с наивысшим уровнем доходов, но при этом 22 других государства ОИК остаются в списке наименее развитых стран мира.

Соответственно исламские государства не выделяются как наиболее быстро или наиболее медленно развивающаяся часть планеты.

Исламский мир не отличается значительно от мира в целом и со структурной точки зрения. Велика непохожесть одних исламских стран и народов на другие. Как и везде, религиозная составляющая вплетена в сочетание различных элементов самоидентификации, хотя у мусульман она, как правило, сильнее, чем у последователей других религий.

То, что выделяет мусульман и в определенных контекстах противопоставляет их остальному населению Земли, связано с исламом — самой молодой и наиболее распространяемой сейчас мировой религией.

Как религиозная общность умма хотя и не представляет собой монолит — иначе была бы бессмысленной тема нашей конференции о сближении мазхабов, но в ней меньше внутренних трещин, чем в других крупных религиозных общностях.

Отсюда проистекает куда большая степень религиозной солидарности у мусульман, чем у последователей других религий. Отсюда же — большая чувствительность к диффамации религии вообще и, разумеется, ислама в первую очередь.

Подытожив сказанное, подхожу к заключению о том, что у мусульман нет как ни фатальной склонности к самоизоляции, так и ни заинтересованности в ней. В равной мере у остального мира нет ни заинтересованности, ни объективных оснований препятствовать интеграции мусульман во взаимодействие на всех уровнях — глобальном, региональном, национальном или местном.

При этом у мусульман проявляется и, по всей видимости, будет сохраняться повышенная устойчивость против потери своей цивилизационно-религиозной идентичности, против того, чтобы раствориться в разного рода «плавильных котлах».

Господствующая на Западе идеология ждет и требует этого растворения, а не получая его, отвечает то исламофобией, то наращиванием попыток изменить и перевоспитать своих и зарубежных мусульман.

Может ли метаморфоза ве-стернизации мусульман быть массовой, устойчивой и необратимой? Пока этого не наблюдается: посмотрите на процессы, проходящие в Турции.

То, что у мусульман куда больше общего, чем отличий от остального мира, делает возможным и перспективным ведение с ними межцивилизационного диалога.

Ни для мира ислама, ни для евроатлантического мира столкновения цивилизаций не представляются приемлемым и тем более желаемым сценарием мирового развития. Сама идея диалога цивилизаций родилась в исламском мире — с ней выступил бывший тогда президентом Ирана Мохаммад Хатами.

Одним из соавторов второго варианта той же идеи — Альянса цивилизаций — был премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган.

Исламские государства и их организации — ОИК, ЛАГ — с самого начала подключились к деятельности Альянса цивилизаций и активно наращивают свое участие в его форумах и проектах.

Исламские государства подходят к деятельности АЦ с тем же запросом что и Россия: признать не только существование, но и ценность цивилизационного и культурного многообразия, сделать это многообразие неконфликтным и неконфликтогенным, научиться совместно, демократическим путем управлять им.

По нескольким причинам Альянс цивилизаций отказывается от того, чтобы сделать одним из направлений своей деятельности межрелигиозный диалог. Им заняты другие диалоговые механизмы, в частности Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», АСЕМ. Растет авторитет Всемирного саммита религиозных лидеров, который провел свое заседание в Баку в апреле 2011 года.

Следует констатировать, что существует широкий разброс мнений относительно предмета, целей и состава участников межрелигиозного диалога. Нет единой позиции и внутри исламского мира.

Высказываются опасения: не будет ли участие религиозных деятелей вести к политизации религии и клерикализации политики? Не будут ли поставлены в ущербное положение те религии, которые в силу своих особенностей и организации верующих не говорят единым голосом? Вовлекать ли в диалог малочисленные религиозные общины и секты?

Представляются обреченными на неудачу попытки вести межрелигиозный диалог, взяв на вооружение идеалы религиозного синкретизма. То же самое можно сказать о попытках коррекции религиозных доктрин и практик. При этом религиозные лидеры безусловно относятся к числу архитекторов общественного мнения и настроений.

Они воспринимаются как признанные моральные авторитеты. Они могут быть соавторами культуры мира и диалога. Они могут, наконец, не спрашивая чьего-то согласия, встречаться между собой и самим решать, каким может быть их совместное послание мировому сообществу, государствам, общинам, профессиональным сообществам.

Со своей стороны, международные структуры, занятые управлением межцивилизационным и культурным многообразием, нуждаются в консультативном содействии религиозных лидеров, свидетельством чего является создание при ЮНЕСКО Консультативной группы религиозных деятелей высокого уровня.

Укреплению связей России с исламскими государствами способствует благоприятный исторический фон, последовательная на протя­жении десятилетий четкая позиция Москвы в вопросах ближневосточного урегулирования, обретенная на современном этапе развития России мусульманами нашей страны свобода исповедовать и изучать ислам, поддерживать сотрудничество с единоверцами за рубежом.

Самой актуальной задачей следует признать необходимость существенно расширить сотрудничество с исламскими государствами в экономической, в том числе финансово-инвестиционной деятельности. Неверно представление о том, что имеющиеся для этого возможности никак не используются.

Для Турции Россия — главный экономический партнер, но и для России связи с этим южным соседом очень важны, а при достижении заявленной цели доведения товарооборота до 100 млрд.

долларов роль сотрудничества с Турцией в экономической сфере приобретает новое качество в контексте российских внешнеэкономических связей.

В условиях глобального экономического кризиса своевременным был бы обновленный взгляд на наши внешнеэкономические связи. Опыт Турции мог бы активизировать экономические и в первую очередь инвестиционно-проектные связи России с членами Совета арабских государств Персидского залива. Идет обсуждение соответствующих планов.

Необходимо активнее готовить почву в России для существенного наращивания такого сотрудничества.

Многие западноевропейские страны, а также государства-члены СНГ — Казахстан, например, — адаптировали свое финансовое законодательство для работы с альтернативными (исламскими) банковскими услугами и продуктами.

Такая адаптация у нас могла бы ускорить открытие совместных с исламскими государствами банков, приблизить исламские инвестиции к проектам по развитию нашей экономики.

В экономическом отношении с нашим близким соседом Исламской Республикой Иран уже сейчас необходимо заглянуть поверх существующих сегодня преходящих обстоятельств, наметить крупные направления будущего сотрудничества, избавляться от сохраняющихся у обеих сторон предубеждений, недооценки ценности партнера.

Согласно хадису, пророк Мухаммед призывал мусульман в поисках знания не бояться дойти и до Китая. В условиях глобализации поиск экономических партнеров надо вести еще дальше.

В условиях кризиса проявили устойчивость экономики Индонезии и Малайзии.

Расширение связей с этим быстро развивающимся регионом — еще одна задача, которую необходимо решать в рамках политического курса на укрепление связей России с исламским миром.

Page 3

Таким образом, в современном мире, пожалуй, ни одна религия не привлекает столько внимания и не вызывает столько споров, как ислам. В то же время, растущая экспансия ислама вызывает опасения у государств, политиков и обывателей.

Ислам — социально-религиозная система, где верующие (умма аль-ислам) воспринимают его как основу жизни и мерило всех вещей. Простота основных постулатов этой религии делает ислам притягательным для миллионов людей по всему миру.

Ислам — также комплексная система, составными элементами которой являются: система религиозных догматов — «Калам»; свод правовых, нормативно-регулятивных, социально-нравственных и экономических предписаний — «Шариат»; основы мусульманского права — «Фикх», а также сложная обрядово-культовая система.

Мусульмане живут в странах с различными географическими, социальными, политическими, экономическими и культурными условиями. Это люди многих национальностей, на основе общего языка (арабского) на основе единой Книги (Корана) в течение столетий участвовали в создании новой общей для них культуры, а также мусульманских социально-политических традиций.

Ислам был и остается общей идейной основой культуры и общественного устройства мусульманских стран и регионов, он пронизывал и пронизывает все сферы их жизни, определял и определяет ее особенности.

Ислам включает в себя не только правила и нормы, регламентирующие религиозно-культовую и социально-бытовую жизнь общества, в том числе поступки и действия отдельного верующего.

Являясь всеохватывающей универсальной системой философских и правовых взглядов, он определяет и юридические предписания мусульманского права.

В связи с этим ислам, будучи, с одной стороны, сводом нормативных положений религиозного, правового, нравственного, экономического и обрядокультового характера, а с другой — системой государственно-правовых учреждений и институтов, выступает в качестве важного элемента общественно-политической надстройки мусульманских государств.

Page 4

Перейти к загрузке файла
  • 1. Аникин Д.А. История религии. Конспект лекций. — М.: Высшее образование, 2008 — 192 с.
  • 2. Игнатенко А.А. Ислам и политика. — М.: Институт религии и политики, 2004. — 256 с.
  • 3. Крылов А. Европеизация ислама или исламизация Европы? // Благовест Инфо. 09.03.2007.
  • 4. Панкин С.Ф. История мировых религий. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.
  • 5. Резван Е. Зеркало Корана //Звезда. 2008. № 11

Источник: https://studwood.ru/533653/religiovedenie/geografiya_islama_sovremennom_mire

Реферат на тему «География ислама в современном мире» — Реферат — стр. 1

География ислама в современном мире

Реферат на тему

«География ислама в современном мире»

Оглавление

Стр.

I. Введение

3

II. Ислам в наши дни

4

II.1 Мир Ислама

6

II.2 Трансформация Ислама

9

II.3 Исламский национализм

12

II.4 Ислам после Второй Мировой войны

14

II.5 Ислам и современность

16

III. Заключение

19

Список используемой литературы

20

I.Введение

География ислама весьма разнообразна. В состав исламских государств входят не только страны ближнего востока, которые являются его родиной, но и многие страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Почему ислам получил такое широкое распространение в мире, что подтолкнуло народы этих стран к принятию ислама? Раскрыв тему этого реферата мы сможем разобраться в этом. Ислам давно привлекает мое внимание кипучестью своей натуры, в отличие от христианства или буддизма.

Исламская дуга нестабильности лишь подтверждает то, что мир ислама неоднороден и очень интересен для анализа.

Так как в нашей стране представителями ислама являются в основном жители Кавказа, с которым Россия долгое время воевала и воюет, то мы имеем предвзятое отношение к исламской цивилизации, не вспоминая о высокой культуре Арабских стран, которая дала великих математиков, астрономов, географов.

В то время когда просвещенная Римская империя уходила с мировой арены, доказав свою нежизнеспособность, исламский мир развивался и не угас, а показал свою способность развиваться и многие страны появившиеся в период арабских завоеваний существуют и сейчас. Все эти факты подталкивают изучить саму сущность ислама и понять причины его широкого распространения.

II. Ислам в наши дни

Несмотря на наличие разных направлений, течений и сект, ислам в целом являет собой достаточно цельную религиозную систему.

Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма, эта система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность.

Как известно, на обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семитских племен именно в результате исламизации и последовавших за ней процессов превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией.

Быстрыми темпами складывавшаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами.

Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.

Эта мощная ассимиляционная волна породила не менее заметный ответный вал, результатом которого было обогащение арабо-исламской традиции за счет многочисленных инокультурных воздействий на нее — в Египте, Месопотамии, Индии, Иране, Средней Азии, Африке, Испании и т. д.

Все эти влияния придали развивавшейся быстрыми темпами арабо-исламской культуре весьма мощные потенции для дальнейшего развития. Они создали основу для того, чтобы средневековая арабо-мусульманская культура стала на некоторое время во главе мировой цивилизации. Этому способствовало и еще одно немаловажное обстоятельство. В средние века, начиная с VIII в.

, европейская культура вступила в полосу заметного упадка, довольно резко разделившего ее на древнюю, античную, и более позднюю, ренессансную.

И хотя и в это время христианизированная европейская культура, как в католической Западной Европе, так и в православной Византии продолжала существовать и развиваться, блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации затмевал ее.

Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в числе которых были и культурные центры средневековой Европы. Это проявилось, в частности, в математике (арабскими называются заимствованные арабами из Индии цифры, которыми мы ныне пользуемся), в химии, в философии. Через мусульманскую Испанию (Кордовскйй халифат), бывшую в VIII-XII вв.

видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университеты знакомились с работами таких крупнейших мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали. Например, комментарии Аверроэса в связи с проблемой толкования наследия Аристотеля (Стагирита) вызывали живейшие споры среди видных философов и богословов.

Европы — таких, как Альберт Великий, Сигерт Брабантский, Фома Аквинский.

Позже, в связи с распадом Кордовского халифата в Испании и общим упадком арабской государственности и цивилизации, уровень развития арабской культуры, ее влияние на другие народы стали падать.

Однако то, что вошло в ислам, превратилось со временем в фактически неотъемлемый его элемент, став обязательным религиозно-культурным компонентом во всех, даже самых отдаленных районах, куда проникал ислам, где читали и изучали написанный на арабском языке Коран, где имели хождение хадисы Сунны.

И именно в этом смысле следует говорить об огромном влиянии арабо-исламской культуры (богословие, фикх, этика, обычаи, нормы семейной жизни и т. п.) на все те страны и народы, где распространен ислам.

II.1 МИР ИСЛАМА

Ислам настолько трансформировал социально-культурную структуру этих стран, что при всей их отдаленности от арабов и специфичности их традиционной культуры они восприняли огромное количество элементов арабской культуры. Более того, даже свою специфическую форму ислама некоторые из них, как шиитский Иран, опять-таки восприняли у арабов.

К этому необходимо добавить, что Коран долгие века существовал только на арабском -перевод его на другие языки воспрещался. Поэтому арабский язык, как латынь в католической Европе, был широко распространен во всем исламском мире. На этом языке обращались к Аллаху, на нем читались проповеди в мечетях, ему учили учеников в медресе.

Любой грамотный и образованный человек в государствах ислама обязательно знал арабский, говорил и писал по-арабски.

Таким образом, арабский язык, арабская культура и государственность сыграли существенную роль в формировании того общего, что связывало между собой все страны ислама. Иными словами, арабо-исламские традиции цементировали ту общность, которая нередко характеризуется как мир ислама.

Термин этот, в принципе вполне правомочный, адекватно отражает реальную обстановку.

Как-никак, а ведь именно ислам со всей его культурной традицией на протяжении многих веков был фактическим рубежом, разделявшим Европу и Азию, Европу и Африку не только территориально географически, но также и в религиозно-культурном плане.

Спецификой ислама было слияние духовного и светского начал, политической администрации и религиозной власти. Ни в Халифате, ни в каком-либо другом исламском государстве не существовало организованной церкви, которая к тому же противостояла бы государству.

Это не значит, что интересы клерикального мусульманского духовенства, особенно наиболее реакционных из мулл или шейхов, никогда не входили в противоречие с политикой административного руководства страны — такое случалось и нередко случается и в наши дни.

Но церкви, подобной католической или православной, сплоченной и организованной, отстаивающей религиозно-церковные интересы и интересы обслуживающего ее сословия, резко отделенного от других, в мусульманском мире не существовало.

В отличие от христианства, ислам формировался в условиях религиозно-политической слитности, а предводителями его были сами политические и одновременно религиозные вожди — пророк, халифы, эмиры и их помощники на местах.

Это слияние светского и духовного начал в единое целое способствовало абсолютизации религиозного авторитета, с одной стороны, и снижению значения административно-бюрократической иерархии — с другой.

Любой чиновник всегда и во всем должен был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, консультироваться с муджтахидами и мутакаллимами, учитывать мнения мулл, кади и других духовных авторитетов, включая даже шейхов суфиев, предводителей сект и орденов.

Все это сильно сковывало административно-исполнительную власть, ограничивало ее возможности и тем самым ставило в определенные рамки ее произвол. На разных уровнях эти ограничения проявлялись различно. Никто и никогда не мог помешать разгневанному турецкому султану или иранскому шаху казнить неугодного подданного без всяких причин и объяснений.

Однако сатрапы на местах (эмиры, хакимы) обладали несколько меньшей властью, а чиновникам местного масштаба приходилось в наибольшей степени считаться с ролью духовенства, с силой религии и обычного права, хотя автоматически все это отнюдь не гарантировало от злоупотреблений, подчас вопиющих, и от неоправданной жестокости по отношению к простому народу.

Слияние духовного и светского начал при формально высшей значимости религии оказало воздействие на многие стороны религиозно-культурной традиции ислама. Так, идея священной войны с неверными (джихад, газават) приобрела в исламе абсолютную ценность, почти божественную святость. Подчас политика целых стран и народов ставилась на службу этой идее.

Различного рода шейхи и ишаны часто и умело разжигали национально-религиозную рознь. Но идея джихада использовалась ив справедливых целях национального освобождения, в антиколониальных войнах и т. п.

Важным моментом джихада был его фанатично-исступленный характер: под знаменем священной войны правоверные, не колеблясь, шли вперед и не только с легкостью, но и с готовностью отдавали свои жизни.

Другая важная черта религиозно-культурной традиции ислама, сыгравшая немалую роль в формировании отношения

правоверных к жизни, — это идея предопределения и связанная с нею пассивность. Наибольшее внимание этому догмату уделяли суфии, которые откровенно проповедовали уповать на волю Аллаха и не стремиться к активной жизни, а, напротив, гасить в себе страсти и тем самым добиваться слияния с божеством.

Но, рдея божественного предопределения и помимо суфиев снискала себе немалую популярность в исламе. Конечно, это не означает, что правоверные, уповая во всем на волю Аллаха, переставали к чему-то стремиться.

Они делали свое дело, внимали обращенным к ним призывам, а порой даже поднимались на решительные действия, будь то священная война с неверными или крестьянское восстание под лозунгами той или иной из мятежных сект.

Однако индивидуальная энергия, инициатива, предприимчивость, упорство в достижении цели, имевшие немалое значение для быстрого социально-экономического развития, исламом никогда не поощрялись, ибо это не соответствовало размеренной и привычно текущей жизни с ее пятью ежедневными (и отнимающими немалое время) молитвами и прочими обязанностями правоверного.

Сильный акцент на обрядовую сторону жизни с ее ежедневными молитвами, обязательным месячным изнурительным постом, паломничеством и т. п.- также одна из характерных для ислама религиозно-культурных традиций. Традиции такого рода воспитывали привычку к повиновению, послушанию, дисциплине, а главное, резко противостояли любой индивидуальности.

Ни талант, ни вдохновение мастера, ни взлет мысли гения — ничто не может и не должно служить препятствием обязательной пятикратной молитве в положенный срок, соблюдению поста и других обрядов.

Человек искусственно приземлялся, ему по несколько раз в день на протяжении всей жизни напоминали о том, что он — лишь жалкая песчинка, распростертая ниц перед великим Аллахом.

Разумеется, не следует преувеличивать.

Пятикратная молитва, превратившись в привычку, в полуавтоматический ритуал, не слишком-то отягощала правоверного и уж, во всяком случае, не очень мешала заниматься его делом, как бы далеко от заповедей Аллаха оно ни находилось. К тому же заповеди ислама не препятствовали мусульманину заниматься политикой, предпринимательством, отдаваться обуревающим его страстям.

Ислам, как и христианство, склонен осуждать социальное неравенство. Однако, если христианство ограничивается при этом лишь словесным осуждением и карами для богатых в будущем то в исламе дело обстоит конкретнее: он предполагает некоторое, хотя и малоощутимое, но все-таки реальное перераспределение имуществ и доходов посредством закята.

Христиане тоже занимаются благотворительностью, жертвуют на сирот, богоугодные заведения и т.п. Но для них это — дело сугубо личное; в исламе же это долг, освященный религиозными нормами. Гораздо более последовательно, чем христианство, ислам проповедует, что перед Аллахом все равны.

Поэтому, хотя на мусульманском Востоке сословные привилегии и родство всегда высоко ценились, они все же не превратились там, в систему замкнутых аристократических привилегий, как то случилось в Европе.

Во многом этому способствовала слитность духовного и светского начал, и, в частности, то, что путь в ряды признанных муджта-хидов и мутакаллимов зависел не от происхождения человека и его социальных связей, а от его успехов в постижении мудрости ислама.

Источник: http://uchebana5.ru/cont/1682098.html

ovdmitjb

Add comment