Kievuz

Государство, право, экономика

Государство, право, экономика

Государство, право, экономика

1. Соотношение государства и экономики.

2. Правовое регулирование экономических отношений.

1.     Соотношение государства и экономики

Вопрос о соотношении государства и экономики практически существовал с тех пор, как появилось первое государство, и будет существовать до того времени, пока будет государство. Это один из вечных вопросов, который каждый раз по-новому встает перед каждой новой государственной организацией как на начальных стадиях ее возникновения и становления, так и на последующих этапах ее развития.

Естественно, он по-разному встает и перед каждым типом государства. Совершенно по-иному он решается применительно, скажем, к рабовладельческому и феодальному государству. При этом дело заключается не только и даже не столько в разном уровне развития экономики, сколько в ее разных типе и характере.

Экономика, существовавшая наряду с рабовладельческим государством и соотносившаяся с ним, с неизбежностью предполагала наличие полностью бесправной и полностью зависимой от государства огромной массы людей – рабов.

Экономика феодального общества и государства ориентировалась на полубесправный крепостной труд.

Решение проблем соотношения государства и экономики может осуществляться на двух разных уровнях и рассматриваться в двух планах: общетеоретическом и прикладном, практическом.

В отечественной и зарубежной научной литературе вопрос о соотношении государства и экономики на общетеоретическом уровне решается далеко не однозначно.

В одних случаях первенство отдается экономике перед государством и политикой, в других, наоборот, –  государству и политике перед экономикой. В третьих же случаях в отношениях между государством и экономикой усматривается некий паритет.

Считается, что государство способно оказывать на экономику такое же воздействие, как и экономика на государство.

Проблема соотношения государства и экономики может и должна рассматриваться не тольков общетеоретическом, но и в сугубо прикладном, практическом плане, применительно к выяснению и решению какого-либо конкретного вопроса, достижению конкретной цели, определению характера взаимоотношений того или иного конкретного государства с соответствующей ему конкретной экономикой.

Анализ данной проблематики в прикладном, практическом, так же как и в общетеоретическом, плане – задача весьма сложная и многоаспектная. Ее решению посвящен огромный пласт научной и популярной литературы. Однако тема по-прежнему остается актуальной.

Причин тому много. Главные из них применительно, например,  к современному российскому государству, праву и экономике – обобщение и использование зарубежного и отечественного опыта с целью нахождения наиболее оптимальных путей и форм их взаимодействия.

Исходными посылками при этом, так же как и при рассмотрении проблем соотношения государства и экономики в исторически различных социальных системах, являются следующие:

Первое. Государство и экономика – это сложные, многогранные явления, не только охватывающие сферу политической и материальной жизни общества, но и оказывающие огромное влияние на все другие сферы.

Бытующее в отечественной и зарубежной специальной литературе мнение о том, что государство – это «чисто» надстроечное, а экономика – «чисто» базисное явления в данном случае не «срабатывает».

Исторический опыт показывает, что государство в любой общественной формации является одновременно субъектом самых разнообразных – экономических, политических, социальных, идеологических и иных отношений, и в этом смысле оно не только надстроечное или же политическое, но и экономическое, идеологическое и иное явление.

Экономика также, оказывая влияние на другие сферы жизни общества, выступает как многогранное явление, причем во всех без исключения странах. В практическом плане это означает, что соотношение государства и экономики следует прослеживать не только в сферах политики и экономики, но и в других сферах жизни общества.

Второе. При рассмотрении соотношения государства и экономики следует обратить внимание прежде всего на факторы, обусловливающие характер этого соотношения в различных исторических условиях, и на пределы взаимного влияния государства на экономику и экономики на государство. В условиях существования различных социальных систем они далеко не одинаковы.

В практическом плане это означает, что более эффективным и оправданным для использования накопленного опыта в современной России было бы изучение характера соотношения государства и экономики не вообще, а применительно к конкретной исторической эпохе и стране, к строго определенной социальной системе. Особое значение при этом имеет опыт США, Германии, Франции, Японии и других высокоразвитых в промышленном отношении стран.

Третье. Соотношение государства и экономики в любой стране и социально-политической системе – это не пассивный, а весьма активный процесс. Это двусторонний процесс их взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон в зависимости от сложившихся обстоятельств может играть определяющую или определяемую роль. Однако ведущее значение в конечном счете принадлежит экономике.[1]

Мы не будем останавливаться на анализе взаимоотношений государства и экономики в условиях рабовладельческого, феодального, или социалистически-планового хозяйствования. Для того чтобы завершить рассмотрение этой темы, мы лишь вкратце охарактеризуем особенности взаимоотношения государства и экономики в условиях рыночных буржуазных отношений. Итак, в рыночной, социально-ориентированной среде:

а) между государственными и рыночными структурами устанавливаются преимущественно партнерские отношения;

б) вмешательство государства в экономику минимально;

в) государство органично сочетает административно-правовые и «либеральные» средства воздействия на экономические отношения;

г) государство располагает лишь минимальными, объективно необходимыми для поддержания своего функционирования материальными средствами;

д) в руках государства полностью сосредоточены финансовая и налоговая системы;

е) частная собственность доминирует над государственной и всеми другими формами собственности.

2.     Правовое регулирование экономических отношений

Известно, что нормы праваявляются формой организации жизнедеятельности государства, общества, придают общественным связям определенность и устойчивость, обеспечивают необходимую стабильность и организованность экономической системы. Являясь порождением общественных отношений, они предназначены для их регулирования.

Не менее существенную роль в условиях рынка играют экономические законы, регулирующие в основном процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

В жизни правового государства и гражданского общества правовые, экономические и иные нормы-правила функционируют одновременнои оказывают совместное влияние на поведение человека. Часто их воздействие носит комплексный характер, не исключающий противоречие одной нормы другой, взаимодополнения и т.п.

Каждый вид норм действует в определенной сфере общественных отношений (экономические законы регулируют имущественные и финансовые отношения, юридические – правовые связи и зависимости). Но имеются и общие сферы жизнедеятельности, в которых одновременно действуют различные нормы экономики, права, нравственности и др.

Так,хозяйственные отношения в условиях рыночной экономики, например, сделки купли-продажи, регулируются экономическим законом стоимости и юридическими актами, закрепляющими формы этой сделки.

Однако не только экономические, но и правовые отношения играют главенствующую роль, поскольку выражают государственную волю, являются государственным велением, не противоречащим общественной воле, велениям общества в целом.

Нормы права выражают государственную волю и  устанавливаются государством в определенных формах (законах, указах, постановлениях, решениях и т.п.). Они придают содержащимся в них правилам официальное значение. Выполнение правовых норм, в том числе и в экономике, обеспечивается государственным принуждением.

В случае их нарушения соответствующие государственные органы принимают меры для восстановления нарушенных прав граждан или организаций либо для наказания виновных лиц.

Экономические и юридические законы отличаются друг от друга. Первые носят объективный характер, не зависящий от воли и сознания человека. Юридические законы создаются, изменяются и отменяются людьми в установленном порядке.

И с этой точки зрения их существование субъективно, хотя характер юридических законов, их содержание в условиях рыночных отношений объективно обусловлены реальным уровнем экономического и политического развития общества.

Юридические законы регулируют деятельность людей через их интересы, чтобы человек имел возможность удовлетворить свои материальные и иные потребности и интересы. В рыночной экономике он вступает в трудовые отношения, различного рода сделки – по обмену, купле-продаже вещей и предметов и т.д.

, одновременно осуществляя и требования экономических законов. Нередко даже не осознавая этого, люди становятся участниками одновременно и экономических, и правовых отношений.[2]

Оценку связей права и экономики, экономических и юридических законов, следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере.

Важен баланс в соотношении экономики и права. Как уже отмечалось, экономика должна развиваться при минимальном вмешательстве государства. Однако это не означает самоустранение государства.

Государство в условиях рыночной экономики должно использовать правовую форму для:

–                определения целей и приоритетов экономического развития;

–                закрепления равноправия всех форм собственности;

–                определения круга субъектов рыночных отношений;

–                вытеснения порочных средств ведения хозяйства и коммерции;

–                осуществления налоговой, финансово-кредитной, протекционистской политики;

–                антимонопольной деятельности и поддержки малого предпринимательства;

–                разрешения экономических конфликтов и споров;

–                установления юридических санкций за экономические правонарушения.

И в заключении темы «Государство, право, экономика» хотелось бы подчеркнуть, что, когда в Российской Федерации вмешательство государственных структур в экономику будет осуществляться только в правовой форме и только в рамках указанных выше направлений, наше экономическое благополучие не заставит себя ждать.

[1] См.: Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2002. С.394-398.

[2] См.: Теория государства и права / Под ред. Рассолова М.М., Лучина В.О., Эбзеева Б.С. М.,2001. С.590-594.

Источник: http://kursak.net/gosudarstvo-pravo-ekonomika/

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Государство. Право. Экономика. Известные и понятные слова каждому члену социума. Современному цивилизованному человеку сложно существовать без этих составляющих, поэтому рассотрение этих понятий представляется важной проблемой.

На общетеоретическом уровне рассмотрение проблем соотношения государства и экономики означает выявление общих закономерностей их развития, взаимосвязи и взаимодействия, независимо от их типов и характеров; выявление и изучение свойственных им на разных стадиях и этапах истории тенденций эволюции; решение традиционного вопроса о приоритетности, а точнее — первичности или вторичности государства и экономики по отношению друг к другу.

Вопрос о месте и роли государства и правового регулирования в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются.

С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Дать однозначный ответ на вопрос об оптимальных масштабах государственного регулирования очень сложно.

В истории разных стран были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.

Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство – это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы.

Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения.

Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму.

С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его взаимодействия с рыночным механизмом.

Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом.

Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются “провалами” рынка.

Принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств. Предоставление так называемых “общественных благ”, распределения ресурсов для их производства.

Для общественных благ характерны два свойства:

  • во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
  • во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.

Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;

Наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды.

Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории.

Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;

Несовершенная конкуренция и информационная асимметрия. Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;

Перераспределения в целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества.

Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

Регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.

Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.

Следует отметить, что неэффективность присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации.

К числу подобных “провалов” государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.

Расширение государственного регулирования экономики оправдано до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие “провалов” рынка.

Размеры государственного сектора должны соответствовать спросу на общественные блага, масштабам внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами.

Необходимо четкое определение границ между государственным и рыночным секторами экономики.

Право, как разновидность социального нормативного регулятора, фактически воздействует на самые различные сферы жизнедеятельности общества, государства и человека.

Особое место при этом принадлежит экономике, экономическим отношениям, хозяйственным связям, которые представляют собой своего рода материальную основу производства, воспроизводства духовных, нравственных, политических и иных ценностей общественной жизни.

И хотя господствующие ныне экономические теории охотнее оперируют приемами, родственными скорее естественным наукам, нельзя забывать, что сама возможность исправного функционирования экономического механизма предполагает учет субъектами экономики требований права. Массовое пренебрежение правовыми нормами, пробелы в законодательстве, отсутствие отлаженной судебно-правовой системы приводят к разрушению экономических связей. Сегодня в России это ощущается с особой остротой.

Цель работы: обосновать функционирование государства, права, экономики, как системного механизма.

Задачи: рассмотреть теоретические основы соотношения государства, права и экономики в жизни общества; охарактеризовать модель экономической свободы, либерального регулирования экономики и роль права; выявить роль государственного контроля за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование экономики.

1.1 Традиционные подходы к соотношению  государства ,  права  и  экономики  в отечественной науке

Марксистскую истину о первенстве, главенстве базиса над надстройкой знал каждый студент советского вуза. Юристы же последовательно исходили из того, что развитие производительных сил и производственных отношений объективно обусловливает все политические и правовые формы.

Правда, в трудах советских ученых указывалось и на большие возможности социалистического государства и права эффективно воздействовать на экономику. И это вполне понятно: с октября 1917 г.

утверждается беспрекословная практика тоталитарного переустройства экономической жизни, прерванная разве лишь в период глубокого застоя брежневских времен.

Теория построения социализма в одной отдельно взятой и преимущественно отсталой стране, способной с помощью  государства  перешагнуть через естественные фазы развития, во многом — отход от классического марксизма.

Это проявляется и в тех положениях, согласно которым «после установления диктатуры рабочего класса законы закрепляют его победу во всех областях общественной жизни и тем самым…

как бы «создают» новые общественные отношения, поскольку социалистические общественные отношения не могут сложиться при капитализме».[2,76]

При капитализме в ряде стран (например, Швеции) утвердились социалистические отношения.

Во-вторых, руководствуясь подобной методологией, нынешние сторонники буржуазных реформ еще с большим основанием будут утверждать, что при социализме не могут сложиться капиталистические отношения и, следовательно, нужны диктаторские методы их внедрения.

Между тем так жесткое вмешательство в  экономику  было бы нарушением естественного хода вещей и таило в себе угрозу нового «большевистского» феномена, пусть и с иным знаком.

Уязвимость взглядов советских юристов на соотношение государства, права и экономики, прежде всего, состояла в том, что применительно к социалистическому обществу подчеркивался принципиально иной характер этого соотношения.

В таком случае напрашивался вывод (которого, разумеется, никто не делал), что наше  государство  и  право  или наша  экономика  представляют собой нечто иное, нежели  экономика ,  государство  и  право  в общепринятом их значении.

[5,84]

Слабость прежних позиций советских юристов, как теперь стало совершенно очевидным, была в их декларативности, в то: что желаемое сознательно или бессознательно выдавалось за действительное.

Плановое хозяйствование далеко не всегда направлялось на удовлетворение потребностей граждан; не было и гармоничного, пропорционального роста производительных си как утверждалось. Воздействие  государства  охватывало производство, и обращение, и потребление.

Помимо того, что столь широкая сфера воздействия сама по себе сомнительна, экономическая деятельность  государства  была далека от подлинного научного обоснования и направлялась не столько законом, сколько партийными директивами и подзаконными актами.

Да, нормативные акты не допускали эксплуатацию человека человеком, но они фактически освящали эксплуатацию человека  государством .

Долгое время в нашей науке считалось, что экономическая конкуренция различных предприятий возможна была лишь в условиях многоукладной  экономики  в период восстановления в народного хозяйства после гражданской войны.

Вообще же, наиболее эффективное воздействие на производительные силы и производственные отношения  государство  оказывает тогда, когда оно выступает и как организация политической власти, и как собственник, распоряжающийся материальными и трудовыми ресурсами, направляя деятельность производственных коллективов и граждан.

И хотя в отдельные периоды истории советского  государств  (например, в 1964-65 гг.) поднимался вопрос об экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, все-таки в реализации известного принципа демократического централизма превалировал откровенный централизм.

Система планирования, снабжения, финансирования и другие хозяйственные формы базировались только на государственной собственности, исключая частную инициативу.

Общая схема соотношения  экономики  и  права  представлялась так.  Право  есть концентрированное выражение политики, а политика — концентрированное выражение  экономики . Ограниченность данной схемы в том, что она была именно схемой и не учитывала многих реалий.

Во-первых, в праве выражается не только политика, но и многое другое. Во-вторых, государственная политика не может сводиться к политике одной политической партии, как это имело место и всеми одобрялось.

В-третьих, политика, к сожалению, чаще всего и в первую очередь выражала интересы правящих, а не требования народа, не требования экономики.

Поскольку при действовавшей тогда идеологии и практике правотворчества в нормативных актах (чаще — подзаконных) закреплялась отнюдь не воля трудящихся, то избирались преимущественно командно-административные методы проведения правовых норм в жизнь.

Не экономические методы, а прямое государственное руководство, в том числе кооперативными организациями, составляло суть правового режима.

Борьба с правонарушениями в экономической сфере только подтверждала практику игнорирования в нормативно-правовых актах интересов производителей и широкого потребителя.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_64/gosudarstvo-pravo-jekonomika/122247.1765352.page1.html

ovdmitjb

Add comment