Kievuz

Групповая динамика

Лидер и группа. Групповая динамика

Групповая динамика

Рубрика: Лекции | Лекция 11

В сущности эффективного руководства людьми лежит техническая, психологическая, административная компетентность (наполненность навыками) лидера.

Согласно С.Норткоту Паркинсону, существует несколько элементов лидерства, которые приобретаются и развиваются в учебной практике:

— воображение

— талант

— знание

— решительность

— жесткость

— притяжение.

Способности проявлять эти качества и эту компетентность возникают на основе опыта, в образовании, в трудовой деятельности, в социальной организации.

Определение социальной организации складывается из результатов реализации различных подходов к нему. Устоявшимся и общепризнанным является следующее. Социальная организация – это группа людей, деятельность которых сознательно контролируется для достижения общих целей; группа людей – то, что имеет внешние и внутренние границы (структурные компоненты группы).

Свойства группы:

— направленность (социальная ценность принятых целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм);

— организованность (способность к самоуправлению, мера слитности, единства, общности членов);

— микроклимат (удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней);

— референтность (степень принятия членами групповых эталонов) и лидерство (степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом);

— интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка);

— эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера, удовлетворение потребности в эмоционально насыщенных контактах);

— волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияю других групп, стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях).

Английские ученые М.Френсис и Д.Вудкок выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе групп и коллективов:

— непригодность руководителя;

— неквалифицированные сотрудники;

— ненормальный микроклимат;

— нечеткость целей;

— неудовлетворительные результаты работы;

— неэффективность методов подготовки и принятия решений;

— закрытость и конфронтация;

— неразвитые сотрудники;

— низкие творческие способности коллектива;

— неконструктивные отношения с другими коллективами.

Выше было сказано, что в группе выделяют формальные и неформальные, сложные каналы связи (одноименные обозначения организации).

Неформальные – официально не установленные, формальные – установлены административно в соответствие с должностной организационной структурой, связывают людей по вертикали и горизонтали.

Неформальной группой следует эффективно управлять.

Чем в большей степени человек ценит свою принадлежность к группе, тем в большей степени его поведение будет совпадать с групповыми нормами.

Один из самых актуальных вопросов психологии управления – групповая динамика.

Групповая динамика (бывает количественной и качественной) – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимовлияния в целях удовлетворения личных и общественных интересов. С динамической точки зрения жизнь группы – это чередование состояний равновесия и его нарушения.

Факторы влияния на групповую динамику:

— мотивация членов группы, групповое единомыслие;

— структура власти в группе (наличие авторитета), статус членов группы;

— сложности коммуникации, конфликты;

— ощущение принадлежности/непринадлежности, роли членов группы;

— представление о цели (четкое/нечеткое);

— ответственность за результаты работы;

— свобода деятельности;

— традиции, моральный дух.

Стадии групповой динамики:

1. «притирка» (первичное восприятие и сближение);

2. «ближний бой» (период борьбы и переворотов);

3. «экспериментирование» (возрастание потенциала);

4. «эффективность» (наработка опыта успешного функционирования);

5. «зрелость» (группа переходит в состояние коллектива).

Огромное значение для групповой динамики имеет эффект резонанса, который создается благодаря включению в групповую деятельность дополнительных сильнодействующих психологических факторов (захватывающих событий, неожиданных встреч, дискуссий, не запланированного ролевого распределения, т.п.).

Существует понятие о групповом решении. Когда его активно используют, то речь идет о высоком моральном духе организации, в которой мала необходимость координации подразделений. Власть в таких организациях не принадлежит одному лицу, так как моральный дух – это то, что делается вместе.

Люди всегда знали, что сила – в единстве. Одна из первопричин – потребность в защите от негативного влияния.

Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Поэтому они стараются обеспечить доступ к информации.

Люди порой боятся и не боятся критики. Но нельзя их лишать прямого общения с начальством.

Люди, лишенные неформальных контактов, быстрее устают на работе.

Источник: http://live-management.ru/lider-i-gruppa-gruppovaya-dinamika.html

Что такое групповая динамика

Групповая динамика

Социальная психология выделяет несколько понятий групповой динамики: 

Понятия групповой динамики

  • в качестве направления исследования малых групп в социальной психологии, которые посвящены проблеме формирования и развития малых групп;
  • в качестве вида лабораторного эксперимента, который специально предназначен для изучения групповых процессов;
  • в качестве набора методик, использующихся для изучения малых групп (ролевых игр, групп встреч, групповой терапии, тренинга сенситивности и других схожих методик);
  • в качестве совокупности динамических процессов, происходящих в группе в какую-то единицу времени и означающих движения группы от стадии к стадии.

Понятие “групповая динамика” было предложено К. Левиным. После эмиграции из Германии в Америку К. Левин создал в Массачусетском технологическом институте Центр по изучению групповой динамики. Исследования в этом центре проводились с опорой на некоторые теоретические идеи К.

Левина: о природе групп, условиях их формирования, взаимосвязи их с индивидами и другими группами, об условиях их успешного функционирования. Наибольшее внимание уделялось исследованию важных характеристик групп.

Изучались нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерство в группах.

Таким образом, групповая динамика является совокупностью внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, которые дают характеристику всем стадиям существования малой группы: образованию, функционированию, развитию, стагнации, регрессу, распаду.

Задачи социально-психологического анализа

Состав, композиция и структура являются составляющими характеристики особого рода «статики» малой группы. задача социально-психологического анализа – изучить все процессы, происходящие в жизни группы:

Групповые процессы

  • реализация общих закономерностей общения и взаимодействия в малых группах;
  • механизм, с помощь которого в малой группе личности преподносится система общественных влияний, например, содержание ценностей, норм, установок, которые сформированы в больших группах;
  • реализация личностью активности в группе усвоенных влияний группы и осуществление определенной отдачи;
  • стадии и этапы развития группы, то, каким образом происходит модификация на каждом этапе разных групповых процессов.

Процесс образования малых групп

Рассмотрим процесс образования реальных естественных малых групп. Такие группы присутствуют во всех сферах общественной жизни, поэтому существует большое количество способов их образования.

В большинстве случаев они формируются с помощью внешних по отношению к группе факторов, допустим, с помощью развития какого-либо социального института или организации, в пределах которого появляется малая группа.

Если выражаться более точно, то малая группа возникает в том случае, когда существует определенная потребность общественного разделения труда и функционирования общества.

К примеру, производственная бригада возникнет в том случае, если появится новое производство, школьный класс – когда появится новое поколение в системе образования, спортивная команда – если появится потребность в спорте в каком-либо учреждении.

Малая организованная группа развивается, начиная с низших уровней  и постепенно поднимается к высшим. Высшим уровнем развития группы называют коллектив.

Между моментами, сбора вместе незнакомых людей для совместной деятельности, и когда малую организованную группу можно назвать коллективом, может часто пройти довольно значительное время.

В процессе развития коллектива, группа становится более сплочённой, в ней происходит развитие внутригрупповых связей, которые соответствуют развитию групповой деятельности.

Уровни развития группы

Можно выделить 4 уровня развития группы:

  • ассоциация; 
  • кооперация; 
  • корпорация; 
  • коллектив.

Выделение этих уровней зависит от характера совместной деятельности и степени внутреннего единства при её выполнении. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Ассоциация

Людей объединяет общая цель, но не каждый в равной степени принимает её, производится деятельность группы, однако действия членов этой группы разобщены.

Группе постоянно необходимо вмешательство руководителя, актив группы только начинает формироваться.

Налаживание межличностных отношений происходит достаточно быстро, однако они приобретают форму приятельских компаний, а не определяются делом.

Кооперация

Действия членов группы определяются большим единством, у них появляются общие взгляды на главные ценности группы, они начинают к ним стремиться. У таких групп существуют реальные и успешно функционирующие организованные структуры.

Межличностные отношения и общение происходят на деловом уровне, они определяются общей целью.

Но на этом уровне всё ещё недостаточное значение имеет направленность деятельности группы, это становится причиной возможности как положительного движения группы – к коллективу, так и отрицательного – к корпорации.

Коллектив

Главной чертой коллектива является сплоченность. В такой группе мысли, чувства и усилия её членов объединяются стремлением к достижению одной цели. Нормы и ценности в коллективе осуществляются в практических действиях, когда выполняется совместная деятельность.

Деловые отношения выполняются чётко, все члены группы слажено взаимодействуют между собой. Межличностные отношения определяются делами, однако они являются достаточно широкими, гуманными, характеризующимися чуткостью и внимательностью, доброжелательностью членов коллектива друг к другу.

Все члены коллектива чувствуют себя частью группы, довольны своим положением, готовы к самоотдаче ради общих интересов дела.

Корпорация

Её определяет организационная сплоченность, четкое взаимодействие, однако она по большей части замкнутая, оторванная от других групп. Деятельность такой группы направлена на узкогрупповые цели. Тут отсутствует согласованность цели с целями и задачами общества. Групповые цели иногда являются антисоциальными (например, в религиозных сектах).

Психологический климат

То, как члены группы относятся к общему делу, что они думают друг о друге и о самих себе, определяет её психологический климат. При положительном психологическом климате главными выступают деловые отношения.

Они являются базой для взаимопонимания, дисциплинированности, ответственности, взаимной требовательности, взаимопомощи, товарищества и поддержки.

Межличностные отношения отличаются теплотой, симпатией, высокой культурой общения, отсутствием психической напряженности и отрицательных эмоций. 

Таким образом, групповая динамика в малой группе показывает сложность каждой личности, которая входит в её состав.

Она предполагает синергизм при взаимодействии личностей, что является причиной возникновения целостности, представляющей собой что-то большее, чем просто сумму её отдельных членов.

В том случае, если мы рассматриваем самую элементарную группу – диаду, то в ней возможно выделение влияния «Я-концепции» одной личности, «Я-концепции» другой личности и их взаимоотношение. Из этого можно сделать вывод, что каждая группа характеризуется особенностью своей динамики.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/gruppovaja-dinamika/

Реферат

Групповая динамика

Министерство науки и образования Республики Казахстан

Казахский университет Международных отношений и

Мировых языков имени Аблайхана

Факультет Менеджмента и Международных Коммуникаций

Кафедра «Менеджмента Международного туризма»

На тему: «Механизмы групповой динамики»

Выполнила: Виденмеер Елена

Проверила: Мусина Т.С.

Алматы 2006

1.Понятие групповой динамики.

2.Механизмы групповой динамики.

3.Изучение динамики неформальной группы и ее использование в
сфере управления.

Понятие групповой динамики

Тема групповой динамики — одна из самых актуальных в психологии управления, поскольку всякая организация неизбежно имеет в своем составе самые различные группы.

Любая организация — это целенаправленно созданные структуры, находящиеся под контролем ее руководителя. Вместе с тем организация — это и учреждение, где люди, члены организации строят свои взаимоотношения и психологически взаимодействуют друг с другом.

Характер этих отношений и взаимодействия оказывает самое существенное влияние на эффективность организации в целом.

Групповая динамика.,— это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.

Жизнь.

, группы не является неподвижной, и под влиянием как внешних, так и внутренних причин в группе возникают изменения, которые сами по себе могут быть либо небольшими, неспособными поставить под угрозу существование группы в целом, либо значительными, ведущими к нарушению равновесия и в конечном счете к распаду группы. Последнее имеет место тогда, когда группе не удается реорганизоваться (“перестроиться”) и обрести новое состояние равновесия.

В целом жизнь группы с динамической точки зрения представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения. Практически в любой группе можно обнаружить как силы сплочения, оказывающие сопротивление деформациям группы, так и силы распада, толкающие ее к необратимым изменениям,

Характер групповой динамики существеннейшим образом зависит от эмоционального состояния группы, Действительно, каждый участник группы узнает непосредственно от других, как он влияет, воздействует на ее жизнь и какое влияние (воздействие) он сам испытывает со стороны других ее членов, И этот опыт глубоко переживается личностью. Он способствует реальному изменению социального поведения и лучшему пониманию условий жизни группы.

Работа группы зависит от качества и объема взаимовлияний, взаимоотношений членов группы, Дело в том, что и из нормальных людей может составиться невротическая группа, которая не сможет принимать решения, доходить до сути дела, давать своим членам ощущение успеха. Группа — это одно целое, от структуры которого зависит поведение его членов. Каждая группа имеет свою динамику. На работу группы особое оказывают влияние следующие факторы:

· мотивации (то, чего ждут члены группы);

· структура власти в группе (власть и авторитет отдельных членов
группы и ее подгрупп);

· сложности коммуникации (когда кто-то остается непонятым);

· ощущение принадлежности (непринадлежности) к группе;

· представление о цели (четкое или нечеткое) группы;

· ответственность за результаты работы;

· свобода деятельности (как условие успеха группы),

Моральная атмосфера в группе и способ управления ею должныспособствовать успеху деятельности группы. Управленческая практика свидетельствует, что групповые решения лучше, чем единоличные, ибо хорошо направленная энергия группы всегда больше энергии одного человека.

Механизмы групповой динамики

Существует несколько подходов к описанию психологических особенностей взаимодействия субъектов группы. Одну из таких моделей предложили американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис. Их представление об основных этапах развития группы сводится к следующему.

Первая стадия развития группы – “притирка”. На этой стадии члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать в этой группе.

Личные чувства и переживания маскируются или скрываются. Искреннего и заинтересованного обсуждения целей и методов работы практически нет. Члены группы не интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга.

Творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

Вторая стадия – по терминологии авторов — “ближний бой”. Это период борьбы и переворотов. Период, когда оценивается вклад лидера, когда образуются кланы и группировки, а разногласия выражаются более открыто.

На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение. Сильные и слабые стороны отдельных членов группы все более отчетливо выявляются. Иногда происходит силовая борьба за лидерство.

Группа начинает обсуждать способы достижения согласия, стремится наладить эффективные взаимоотношения.

Третья стадия – “экспериментирование”. На этой стадии члены группы осознают свой потенциал, который в целом возрастает.

Все более актуальной становится проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы. Возникает интерес к тому, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются.

Появляется желание экспериментировать. Принимаются меры к реальному повышению эффективности работы группы.

Четвертая стадия – “эффективность”. Группа приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов.

Работникипереживают чувство гордости за свою принадлежность к команде-победительнице”. Возникающие проблемы исследуются реалистически и решаются творчески.

Управленческие функции могут плавно делегироваться то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретной задачи.

Пятая стадия – “зрелость”. На этой стадии группа функционирует как коллектив, сплоченный вокруг хорошо осознаваемых всеми реальных общих целей, в которые конвергированы (сведены) цели индивидуальные. Действуют прочные связи между членами группы. Людей оценивают по достоинствам, а не по их претензиям.

Отношения носят неформальный, психологически комфортный характер. Личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психологического напряжения. Группа демонстрирует отличные результаты и устанавливает высокие стандарты своих достижений.

Расширяется делегирование полномочий, и все больше членов группы участвует в планировании и принятии решений.

Психолог И. П. Волков предложил модель эмоциональной динамики группообразования как последовательность фаз развития межличностного контакта. С его точки зрения, структура эмоциональной динамики выглядит следующим образом.

Фаза первичного восприятия – формирование первого впечатления о членах группы.

Фаза сближения – формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, формирование установки на совместное действие.

Фаза совместного действия – принятие межличностных ролей и определение социального статуса в процессе общения.

Фаза “сцепления” – укрепление чувства общности, чувства “Мы”, формирование психологически комфортных норм общения и включение механизмов взаимовлияния.

Ряд финских психологов, специалистов по управлению (Тимо Санталайнен, Эеро Воутилайнен, Пертти Поренне, Йоуко Ниссинен и другие) предложили свою оригинальную конструкцию, описывающую поведение групп.С их точки зрения, стадиями развития группы являются:

· формирование новой группы — индивиды ищут свои роли;

· приобретение навыков — выяснение форм деятельности;

· упрочение групповой работы — участники начинают действовать
как группа;

· разделение на клики — критиканы находят друг друга;

· внутренняя гармония — “счастливая семья — любой иеной”;

· дробление — критическая стадии, на которой рушится
притворное равновесие;

· идеальная группа — гибкая и эффективная группа, работа
которой основывается не только на общих делах, но и на общих чувствах.

Рассмотрим эти стадии несколько подробнее.

Формирование новой группы. Происходит формирование группы как единого целого из практически чужих друг другу людей. Такова, например, учебная группа или новая группа в трудовом коллективе. Люди ведут себя осторожно, робко.

Каждый стремится найти себе роль, которая сохранила бы его индивидуальность и в то же время подходила бы и для единого целого. Поведение формально. Люди стремятся действовать, не раздражая других, и избегают возможных щекотливых тем. Такого же поведения ждут и от других членов группы.

Каждый очень доволен, если в группе найдется человек, немного более активный, чем другие, который вносит инициативы и даже стремится как-то направлять деятельность группы.

Существование пока важнее дела, так что вполне возможно появление активно самоустраняющихся, которые способны оставаться в стороне не замеченными другими. Они “участвуют, ничего не делая”, но другие не успевают обращать внимание на их поведение.

Приобретение навыков. На этой стадии развития группы происходит выяснение форм деятельности. На эту стадию обычно переходят тогда, когда группа работает над крупными заданиями, выполнение которых предполагает вклад уже всех членов группы. В этом случае в зависимости от задания возникают и конкретные проблемы внешних условий, техники, рабочих принадлежностей.

Мнение отдельных работников все еще не учитывается. Решения принимаются преимущественно на основе ания, а конечный результат определяется усредненным мнением (и разбросом мнений). Возможные весьма противоречивые цели группы и предложения о способе действий не выявляются, тлеют подспудно, отрицательно влияя на работу. Об использовании потенциала группы нет даже и речи.

Источник: https://mirznanii.com/a/197922/mekhanizmy-gruppovoy-dinamiki

ovdmitjb

Add comment