Kievuz

Характеристика творчества Бетховена

Систематизация творчества Бетховена — важные особенности!

Характеристика творчества Бетховена

Прежде, чем говорить о периодизации творчества Людвига ван Бетховена, необходимо ознакомиться с методами систематизации его произведений.

Значительная часть работ Бетховена, как мы знаем, была опубликована еще при жизни композитора. Однако были также и неопубликованные работы, а часть произведений и вовсе не была завершена вследствие воли самого композитора, либо по причине его преждевременной смерти, из-за чего он попросту не смог завершить эти работы. 

В любом случае для правильного ориентирования в творчестве Бетховена мы должны хотя бы знать, каким образом можно систематизировать его произведения.

По номеру Опуса

Традиционный метод идентификации произведений композиторов 19-го века заключался в том, что композиторы, либо издатели приписывали новым сочиненным (либо публикующимся) произведениям своего рода последовательный номер — так называемый “Опус” (Opus).

Всего у Бетховена было опубликовано 138 опусов, включающих в себя суммарно 172 произведения (некоторые опусы включают в себя несколько произведений, как правило, объединенных единым жанром, единым художественным замыслом, либо написанных для конкретного инструмента, либо инструментов).

Этот метод наиболее актуален и удобен для произведений большинства композиторов того времени, однако даже в нем есть небольшие «косяки».

В частности, в некоторых произведениях Бетховена, опубликованных под определенным «опусом», отсутствует достоверное указание фактической даты сочинения, а это иногда вводит в заблуждение многих музыковедов.

Чтобы понять суть вышеупомянутой проблемы, рассмотрим ее на небольшом примере.

В частности, мы знаем, что бетховеновскому «Октету» написанному с 1792 по 1793 годы был присвоен «Опус 103».

В то же время опусы «102» и «104» были написаны, соответственно, аж в 1815 и 1817 годах — теперь понимаете, о чем речь?

В любом случае присвоение опусов — это наиболее официальный и, несмотря на минусы, один из наиболее совершенных методов систематизации произведений композитора.

Из ста тридцати восьми опусов Бетховена первые 134 были опубликованы при жизни композитора. Остальные четыре опуса (135-138) были доделаны и опубликованы посмертно, и очень часто обозначаются, как “Op. posth“.

По каталогу Кинский-Хальм (WoO)

Если с «опусами», опубликованными при жизни, либо незадолго после смерти композитора все понятно, то возникает путаница с оставшимися неопубликованными произведениями. А значит, появляется необходимость систематизировать эти неопубликованные произведения в те или иные каталоги.

Наиболее значительный вклад в этом плане привнес выдающийся немецкий музыковед Георг Кинский. Именно он занимался разработкой знаменитого каталога, который переводится с немецкого, как «Работы Бетховена. Тематико-библиографический список всех его завершенных сочинений».

Однако господин Кинский к сожалению скончался, так и не успев закончить и опубликовать данный классификатор. Но все же данная, по-настоящему полезная работа не осталась забыта, и после смерти Кинского ее завершил и, наконец, опубликовал Ханс Хальм (некоторые переводят, как Ганс Гальм) в 1955 году.

Основная особенность заключается в том, что помимо произведений, опубликованным под конкретным «Опусом», здесь собраны также неопубликованные произведения, к каждому из которых присваивается аббревиатура “WoO“, сокращенная от «Werke ohne Opuszahl», что в переводе на русский означает «Работы без номера опуса». 

Всего в первоначальной версии этого каталога были собраны 205 произведений, помеченные данной аббревиатурой.

Например, первое произведение каталога, известное, как “Музыка к Рыцарскому балету”, отмечено, как WoO 1.

Соответственно, последнее произведение каталога, “Десять музыкальных шуток”, отмечено, как WoO 205.

Однако стоит отметить, что номера произведений, отмеченных, как «WoO» не всегда хронологичны. Например, произведение, отмеченное, как WoO 1 на самом деле было написано композитором примерно на 9 лет позже, чем произведение WoO 63. 

В каталоге также перечислены произведения, подлинность которых находится либо находилась под сомнением. Всего таких произведений — 18, и отмечены они, как   “Anh“, что сокращено от немецкого “Anhang” (рус. «Приложение»).

Стоит отметить, что за некоторыми из этих произведений после долгих экспертиз все-таки была установлена подлинность. Но это касается не всех произведений.

Поэтому, если на нашем сайте Вы вдруг заметите, что к тому или иному произведению Бетховена применен атрибут «Anh», значит, атрибуция этого произведения и вовсе находится под вопросом.

В 1978 году немецкий музыковед Курт Дорфмюллер (1922—2017), который участвовал еще в создании первой версии каталога, внес в данный каталог небольшие коррективы, после чего продолжал изучать данный каталог со всей соответствующей литературой с целью его совершенствования в будущем.

Ну а в 2014 году он же, совместно с доктором Норбертом Гертшем и Джулией Рондж еще раз обновили этот каталог. Теперь он известен в музыкальном сленге, как “Нью Кинский-Хальм” (переводится, как «Новый Кинский-Хальм»).

В новый каталог, опубликованный тем же издательством «G. Henle Verlag», опубликовавшим самую первую версию каталога, было добавлено 23 новых неопубликованных произведения, исправлены некоторые ошибки, плюс добавлен раздел «Unvollendete» (незавершенные работы).

Даже сейчас этот огромный двухтомный каталог с суммарным объемом около 2000 страниц, продолжает изучаться и анализироваться музыковедами для последующих обновлений с целью еще большего совершенствования. 

По каталогу Хесс

В шестидесятых годах 19 века старейший в мире издательский дом  Брейткопф и Гертель опубликовал что-то типа «Полного собрания сочинений Бетховена» (дословное название, переведенное на русский язык: «Произведения Людвига ван Бетховена»: полное, критическое, тщательно исправленное, одобренное издание), которое было дополнено в 1888 году.

Издание содержало 263 произведения, которые были объединены в двадцать четыре «серии». Несмотря на серьезное достижение, его минусы вскоре стали очевидными.

На Четвертом Конгрессе Международного музыкального общества в 1911 году немецкий музыковед Фридрих Спиро выступил с докладом о необходимости радикального пересмотра данного издания, указав на все видимые ему недостатки и ошибки.

Многие музыкальные теоретики с радостью поддержали эту идею.

В частности, швейцарский музыковед и композитор Вилли Хесс подготовил каталог с произведениями, не включенными в вышеуказанное издание.

Сам каталог Хесса был опубликован в 1957 году.

Хесс включил в этот каталог 335 произведений. Затем также, как и в случае с каталогом  Кинского, к основному каталогу Хесса были добавлены еще 66 произведений сомнительного происхождения, точно также помеченные, как «Anhang» (приложение).

Стоит отметить, что многие произведения Бетховена есть как в каталоге Кинского, так и в каталоге Хесса. Поэтому не удивляйтесь, если в названии того или иного произведения есть две пометки: «WoO» (с конкретным номером) и «Hess» (также с конкретным номером).

Более того, произведения, заключенные в каталог Хесса, могут пересекаться и с официально опубликованными «Опусами». Например, произведение «Песня терпения» официально было опубликовано, как «Опус 48, №6», а в каталоге Хесса ему присвоен порядковый номер «Hess 141».

В 2003 году Джеймс Грин, музыковед и основатель «Мичиганского Общества Бетховена», не только перевел оригинальный каталог Хесса с немецкого языка на английский, но также провел значительную работу по исправлению ошибок и добавил огромное количество полезной информации о каждом сочинении со всеми необходимыми ссылками на исследования.

Версию каталога, обновленного Джеймсом Грином, на музыкальном сленге принято называть “Нью Хесс Каталог” — то есть, новый каталог Хесса.

По каталогу Биамонти

Еще один каталог произведений Бетховена создал и в 1968 году опубликовал итальянский музыковед двадцатого века, профессор Джованни Биамонти.

Первоначальное название работы Биамонти переводится с итальянского, как “Хронологический и тематический каталог всех произведений Бетховена, включая неопубликованные и неиспользованные эскизы“.

Целью этой работы была попытка собрать и хронологически упорядочить все творческие работы Бетховена, включая работы, уже систематизированные в других каталогах (Кинский, Хесс).

Таким образом, каталог Биамонти очень сильно напоминает работу австрийского музыковеда Отто Эрих Дойча, опубликовавшего в 1951 году каталог сочинений Шуберта, где главным критерием систематизации произведений также была хронология их написания.

Если в каталоге Кинского произведения обозначаются, как «WoO», то отличительной особенностью нумерации произведений в каталоге Биамонти является сокращение “Bia” с добавлением номера, соответствующего определенному произведению. При этом, номер произведения определяется, исходя от даты его написания (именно написания, а не опубликования).

Для простого примера давайте рассмотрим самое первое произведение Бетховена, а именно — «Вариации на тему Дресслера».

Если в каталоге «Кинский» данное произведение указано, как «WoO 63», то в каталоге «Биамонти» этому же произведению присвоен номер «Bia. 1».

При этом, цифра “1” в каталоге означает, что данное произведение является первым по дате написания. Соответственно, номер «Bia. 4» будет означать, что произведение, которому присвоен данный номер, является четвертым сочинением композитора.

При этом, для каждого произведения, перечисленного в каталоге Биамонти, отображается не только дата создания и опубликования, но также и ссылки на номер этого произведения в других каталогах, где также присутствует это же произведение.

Таким образом Биамонти проделал просто потрясающую своими масштабами работу, объединившую аж 849 произведений и эскизов, с 1872 года («Bia.1» — те самые «Вариации на тему Дресслера») по март 1827 года («Bia. 849» — последние такты, написанные Бетховеном, предположительно для фортепиано).

Однако данная работа, представляющая собой самый настоящий шедевр каталогизации, почему-то пользуется музыкантами гораздо меньшим спросом, нежели тот же каталог Кинского.

Стоит также отметить, что после опубликования данного каталога были обнаружены и другие произведения Бетховена, о которых господин Биамонти просто не мог знать, а поэтому не включил в свой каталог.

Поэтому, несмотря на то, что данный каталог и вправду наиболее полноценный, все же пока еще не существует каталога, объединившего в себя абсолютно полное собрание сочинения Бетховена.

Итак, в этом выпуске мы рассмотрели наиболее важные каталоги, систематизирующие творчество Бетховена.

Теперь Вы больше не будете спрашивать себя, что означают аббревиатуры и сокращения типа: «WoO», «Hess», «Bia» и «Anh», располагающиеся рядом с названием того или иного произведения.

На самом деле существует множество других, менее известных каталогов, однако именно вышеперечисленными каталогами пользуется большинство бетховеноведов, и мы в этом плане также не будем исключением. 

Источник: http://ludvig-van-beethoven.ru/sistematizaciya-tvorchestva-betxovena-vazhnye-osobennosti.html

Творчество Людвига ван Бетховена и описание его музыкальных произведений,

Характеристика творчества Бетховена

> Культура > Великие музыкальные произведения Людвига Ван Бетховена

Больше двух столетий прошло с тех пор, как появился на свет великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Расцвет его творчества выпал на начало XIX века в период между классицизмом и романтизмом. Вершиной творчества этого композитора стала классическая музыка.

Он писал во многих музыкальных жанрах: хоровую музыку, оперу и музыкальное сопровождение к драматическим спектаклям. Он сочинил много инструментальных произведений: им написано много квартетов, симфоний, сонаты и концерты для фортепиано скрипки и виолончели, увертюры.

  • В каких жанрах работал композитор
  • Творческий путь
  • Самые популярные произведения композитора

В каких жанрах работал композитор

Людвиг ван Бетховен сочинял музыку в разных музыкальных жанрах и для разного состава музыкальных инструментов. Для симфонического оркестра им написано всего:

  • 9 симфоний;
  • десяток сочинений разных музыкальных форм;
  • 7 концертов для оркестра;
  • опера «Фиделио»;
  • 2 мессы с сопровождением оркестра.

Им написано: 32 сонаты, несколько аранжировок, 10 сонат для фортепиано и скрипки, сонаты для виолончели и валторны, много небольших вокальных произведений и десяток песен.

Камерная музыка в творчестве Бетховена играет тоже не последнюю роль.

В его творчестве можно выделить шестнадцать струнных квартетов и пять квинтетов, струнные и фортепианные трио и больше десяти произведений для духовых инструментов.

Творческий путь

Творческий путь Бетховена делится на три периода. На раннем периоде в музыке Бетховена ощущается стиль его предшественников — Гайдна и Моцарта, но в более новом направлении. Главные сочинения этого времени:

  • первые две симфонии;
  • 6 струнных квартетов;
  • 2 концерта для фортепиано;
  • первые 12 сонат, самая известная из них Патетическая.

: что такое аллитерация, примеры в художественной литературе.

В среднем периоде Людвиг ван Бетховен очень переживал из-за своей глухоты. Все свои переживания он перенёс в свою музыку, в которой ощущается экспрессия, борьба и героизм.

В это время он сочинил 6 симфоний и 3 фортепианных концерта и концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром, струнные квартеты и скрипичный концерт.

Именно в этот период своего творчества была написана Лунная соната и Аппассионата, Крейцерова соната и единственная опера — Фиделио.

В позднем периоде творчества великого композитора в музыке появляются новые сложные формы. Четырнадцатый струнный квартет имеет семь взаимосвязанных частей, а в последней части 9 симфонии добавляется хоровое пение.

В этот период творчества написаны Торжественная Месса, пять струнных квартетов, пять сонат для фортепиано. Музыку великого композитора можно слушать бесконечно. Все его сочинения уникальны и оставляют у слушателя хорошее впечатление.

Самые популярные произведения композитора

Самое известное сочинение Людвига ван Бетховена «Симфония № 5», она написана композитором в 35 лет. В это время он уже плохо слышал и отвлекался на создание других произведений. Симфония считается главным символом классической музыки.

«Лунная соната» — была написана композитором во время сильных переживаний и душевных мук. В этот период он уже плохо слышал, и разорвал отношения с любимой женщиной, графиней Джульеттой Гвиччарди, на которой хотел жениться. Соната посвящена этой женщине.

: какие изменения происходят в современном обществе?

«К Элизе» — одно из лучших сочинений Бетховена. Кому композитор посвятил эту музыку? Существует несколько версий:

  • своей ученице Терезе фон Дроссдик (Мальфатти);
  • близкой подруге Элизабет Рекель, которую звали Элиза;
  • Елизавете Алексеевне, жене российского императора Александра I.

Сам Людвиг ван Бетховен назвал своё произведение для фортепиано «сонатой в духе фантазии». Симфония № 9 Ре минор, получившая название «Хоральная» — это самая последняя симфония Бетховена. Есть связанное с ней суеверие: «начиная с Бетховена все композиторы умирают после написания девятой симфонии». Однако многие авторы в это не верят.

Увертюра «Эгмонт» — музыка, написанная к знаменитой трагедии Гёте, которую заказал Венский Придворный.

Концерт для скрипки с оркестром. Эту музыку Бетховен посвятил своему лучшему другу Францу Клементу. Сначала Бетховен написал этот концерт для скрипки, но не имел успеха и тогда, по просьбе друга, ему пришлось переделать его для фортепиано.

В 1844 году, этот концерт исполнил юный скрипач Йозеф Иоахим вместе с королевским оркестром, которым руководил Феликс Мендельсон.

После этого это произведение стало популярным его стали слушать во всём мире, а также сильно повлияло на историю развития скрипичной музыки, которое и в наше время считают лучшим концертом для скрипки с оркестром.

«Крейцерова соната» и «Аппассионата» придали дополнительную популярность Бетховену.

Список произведений немецкого композитора многогранен. В его творчестве есть оперы «Фиделио» и «Огонь Весты», балет «Творения Прометея», много музыки для хора и солистов с оркестром. Также есть немало произведений для симфонического и духового оркестра, вокальной лирики и ансамбля инструментов, для фортепиано и органа.

Сколько музыки написано великим гением? Сколько симфоний у Бетховена? Все творчество немецкого гения до сих пор удивляет любителей музыки. Слушать красивое и выразительное звучание этих произведений можно в концертных залах по всему миру. Его музыка звучит везде и талант Бетховена не иссякает.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/kultura/velikie-muzykalnye-proizvedeniya-lyudviga-van-bethovena.html

Бетховен: личность великого композитора (часть 2)

Характеристика творчества Бетховена

Особой мягкостью композитор не отличался. Он был резок, вспыльчив и агрессивен. Говорят, что однажды во время его концерта кто-то из кавалеров заговорил со своей дамой, так Бетховен внезапно прекратил выступление и резко заявил, что «таким свиньям он играть не будет!». Как его ни уговаривали, как ни упрашивали и просили у него прощения, ничего не помогло.

Он одевался крайне небрежно и неаккуратно. Возможно, он просто не обращал  внимания на свою внешность, и внешний вид его жилища свидетельствовал о том же,  но в целом, можно сказать, что он подражал все тому же Наполеону, которым, как и многие его современники, восхищался. У того тоже было довольно туго с аккуратностью.

Однажды произошел инцидент и с одним из его покровителей. Князь Лихновский захотел, чтобы молодой пианист сыграл для него и для его гостей. Тот отказался. Сначала князь его уговаривал, затем мало-помалу стал терять терпение и наконец отдал ему приказ, который тот проигнорировал. В конце концов князь велел выламывать двери комнаты Бетховена.

И это несмотря на то бесконечное уважение и почтение, которое князь оказывал композитору. Одним словом – довел. После того как дверь благополучно выломали, композитор в возмущении покинул имение и на утро отправил князю письмо со следующими словами: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же — только один!».

И в то же время его считали довольно добрым человеком. Может, тогда относительность характера по-другому измерялась? Хотя, может, он и впрямь был куда лучше, чем о нем иногда доводилось думать. Вот, например, некоторые из его слов:

«Ни один из моих друзей не должен нуждаться, пока у меня есть на кусок хлеба, если кошелёк мой пуст, я не в силах помочь тотчас же, ну что ж, мне стоит только сесть за стол и взяться за работу, и довольно скоро я помогу ему выбраться из беды…».

О вкусах не спорят

Стоит отметить, что литературные пристрастия Бетховена были – как сказать – словно из-под пера стилиста. На то время он увлекался древнегреческими писателями, такими как Гомер и Плутарх, или более современными Шекспиром, Гете и Шиллером, которые были вполне признаваемыми и почтенными авторами.

Несмотря на рано завершившееся обучение в школе, он уже смог развить в себе любовь к чтению. Потом он признался, что старался понять сущность всех известных философов и ученых, труды которых только мог достать.

Начало творческой жизни

Уже в то время Людвиг сосредоточил свое внимание на сочинении композиций. Но не спешил публиковать свои произведения. Он много над ними работал, дорабатывал их и непрестанно усовершенствовал.

Его первая музыкальная публикация была сделана тогда, когда ему было примерно двенадцать лет. Из его произведений тех времен сейчас более известны Рыцарский балет и Большая кантата.

Незадолго до этого он путешествовал в Вену, где познакомился с Моцартом. Встреча была мимолетной…

По приезду домой его постигло страшное горе: погибла его мать. Бетховену в то время было всего семнадцать лет, и ему пришлось взять на себя главенство в семье и позаботиться о своих младших братьях.

С тех пор семейная обстановка стала еще хуже, и спустя некоторое время, под покровительством графа Вальдейштейна, он на несколько лет переезжает в Вену.

Там он смог закончить свое музыкальное образование под руководством Гайдна.

Но в период проживания в Бонне он успел увлечься революционным движением, которое в то время возникло во Франции, вступить в ряды масонов и даже посвятить как революции, так и масонству некоторые из своих произведений.

Впоследствии Бетховен заимствовал во многом манеру написания и исполнения музыки Гайдна, и они, втроем с Моцартом, стали большой венской тройкой, основавшей школу классической венской музыки.

Также он прослушал в Вене теоретический курс, а вокальным сочинениям учился у знаменитого Сальери. Вскоре Бетховен получил хорошие рекомендации и его приняли в высший свет.

Так, например, князь Лихновский предоставил ему жилье в своем собственном доме, граф Разумовский предложил ему свой квартет, который стал играть его музыку, а князь Лобковиц отдал ему в распоряжение свою капеллу.

Так что работать было с чем, и Бетховен, естественно, не преминул этим воспользоваться.

Если говорить о датах, то выход Бетховена в высший свет состоялся в 1795-м году.

Вена

Молодой человек вскоре привык к Вене и искренне полюбил этот город. В результате он всего один раз, в 1796-м году, выезжал в Прагу и в Берлин, а все остальное время безвылазно проживал в Вене.

  Если он хотел летом отдохнуть где-то на природе, он отправлялся в пригород Вены, где и жил какое-то время в крайне скромной обстановке.

Там он отдыхал от своих обыденных трудов и набирался сил в общении с природой.

Скоро он занял первое место среди пианистов Вены, и надо сказать, что это было более чем заслуженно. Он обладал исключительным даром импровизации.

А когда он опубликовал свои первые три фортепианные трио, то он также приобрел репутацию и отличнейшего композитора. С тех пор он открыл в себе словно неиссякаемый источник фантазии и творческого вдохновения, с каждой своей новой композицией проявляя все больше и больше своего таланта, развивая его и продолжая экспериментировать.

Жанры, в которых работал Бетховен

Вначале он овладел камерным жанром в самых разных его проявлениях, усовершенствовал само понятие сонаты для фортепиано в сопровождении других музыкальных инструментов.

Также он создал шестнадцать квартетов,  существенно расширив их границы, выработал новые приемы композиции, а затем приступил к переложению  открытых методов и приемов на симфоническую основу.

То есть, он стал писать музыку для оркестров.

Ему понравились музыкальные приемы, которые оставили после себя Моцарт и Гайдн, а потому он смело взялся за их усовершенствование и развитие. Ему это вполне удалось, в чем сложно было усомниться. Он замечательно разбирался в музыкальных формах и вместе с тем сохранял свою неповторимую индивидуальность.

Уже после третьей своей увертюры Бетховен вполне определился со стилистикой. Потом она так или иначе проявлялась во всех его произведениях.

https://www.youtube.com/watch?v=Nhcad5lP-pU

Бетховен с упоением сочинял инструментальную музыку, но не оставлял без внимания и вокальные произведения. Он писал как просто песни, так и небольшие вокальные произведения. Среди них следует отдельно отметить «Христос на горе Елеонской».

Его опера «Фиделио» в момент выхода особым успехом не пользовалась, и лишь несколько позже, в 1814-м году, когда он ее переработал, ее приняли и оценили по достоинству.

Да еще и как оценили! Ее приняли на всех германских сценах! До этого таким успехом пользовалась лишь «Волшебная флейта» Моцарта.

Но увы, больше ничего существенного в области жанра музыкальной оперы Бетховену создать не удалось, хотя он и прикладывал для этого значительные усилия. Во всем остальном он становился все более и более влиятельной фигурой в западном музыкальном мире.

Он продолжал творить, причем работал во всех жанрах, которые существовали в то время, при этом доводя их художественную форму до абсолюта. Он возвел их в ранг классики, где они остаются и по сей день.

Сегодня сказали бы, что он писал как эстрадную музыку, так и классику, и музыку к фильмам. Фильмов тогда, разумеется, не было, а потому он активно работал над музыкальным сопровождением к драматическим спектаклям.

Но лучше всего ему давались сонаты, по крайней мере, именно они составляют самую весомую долю его творческого наследия.

В 1809-м году Бетховену предложили место королевского капельмейстера. В результате его покровители договорились увеличить ему жалование и хоть таким способом уговорить композитора не покидать своей нынешней должности.

Им это вполне удалось, хотя несколько позже, из-за банкротства государства в 1811-м году, это содержание несколько уменьшилось. Но на тот момент оно составляло целых 4 000 фор.

Бетховен в то время находился на пике своего творчества, а потому предполагаемого содержания и того, что он дополнительно зарабатывал, ему хватало с головой, чтобы быть вполне независимым в материальном отношении.

После грандиозного исполнения седьмой и восьмой симфоний, после презентации его симфонии «Битва при Виттории» и некоторых других произведений, слава Бетховена в Вене взлетела до небес! Он был необычайно популярен. Но при этом он уже не мог в полной мере наслаждаться своим положением в обществе – он начал замечать, что его слух стал ухудшаться и ослабевать.

Болезнь

Тинит. Воспаление среднего уха.

Если быть точным, к тому времени он уже практически полностью оглох. Заболевание развивалось уже с 1802-го года и было неотвратимым, словно средневековая чума. Для композитора и музыканта потерять слух – даже хуже, чем потерять зрение.

Ему не помогало совершенно никакое лечение и настроение его все ухудшалось и ухудшалось. Помимо всего прочего, он окончательно сделался затворником, избегая лишний раз появляться на обществе.

Да и новые заботы не доставляли ему ничего, кроме огорчений. В 1815-м году он взял на себя попечительство над своим племянником, а его собственное материальное положение стало ухудшаться.

Он словно впал в творческую кому, на какое-то время и вовсе перестав сочинять музыку.

После его смерти некоторые друзья композитора сказали, что у них сохранились разговорные тетрадки. Они иногда записывали свои реплики и передавали их музыканту, а тот точно так же письменно отвечал на них.

Правда, некоторые тетради с его высказываниями были сожжены, так как композитор не особенно церемонился с власть имущими, частенько делая резкие и довольно грубые выпады против императора, наследного принца и многих других высокопоставленных лиц. К сожалению, это была излюбленная тема Бетховена. Его глубоко возмутил отход Наполеона от идеалов революции. Когда тот заявил, что собирается стать императором, Бетховен заявил, что с этого момента он начнет превращаться в тирана.

«Вы кончите на эшафоте!» Так завершалась одна из переписок, высказывание, естественно, адресовалось к композитору. Но его популярность была такой высокой, что власть имущие не решались его трогать.

В конце концов он совершенно потерял слух. И все-таки умудрялся быть в курсе последних музыкальных событий. Он не слышал новых композиций, но с увлечением читал партитуры опер Россини, просматривал сборники композиций Шуберта и других композиторов.

Говорят, что после премьеры Девятой симфонии Бетховен стоял спиной к зрителям. Он не слышал оваций. Тогда одна из певиц развернула его лицом к зрителям. А те стояли, махали ему платками, шляпами и руками. Овации длились так долго, что присутствовавшая в зале полиция сочла нужным прекратить их. По их мнению, так можно было приветствовать лишь императора.

Могила Людвига ван Бетховена

В конце первого десятилетия девятнадцатого века он с увлечением занялся сочинением мессы, мысль о создании которой была подсказана ему назначением эрцгерцога Рудольфа в качестве епископа. Это произведение заняло его мысли вплоть до 1822-го года. По своим масштабам месса значительно превосходила привычные рамки, свойственные подобным композициям. Бетховен явно выходил из творческого кризиса.

С не меньшим энтузиазмом приступил композитор и к созданию симфонии на «Оды к радости» Шиллера. Он давно уже хотел заняться ее написанием, а тут подвернувшееся вдохновение было как раз кстати.  Он закончил симфонию к 1824-му году, и получившееся произведение опять-таки перерастало обычные рамки и было необычайно сложным для исполнения. Особенно это касалось вокальных партий.

Далее его увлечение усложнением произведений продолжилось, и он написал четыре больших квартета. Они оказались такими сложными, что знатоки до сих пор их скрупулезно изучают, а простым смертным они и вовсе практически не даются. Должно быть, сказалось практически полное отсутствие слуха.

Он долго мучился и в 1827-м году умер. Он жил, развивался, страдал и радовался жизни в своем неизменно любимом городе, в Вене. Где ему посмертно и поставили памятник. Не оставили стороной и его родину: в Бонне ему также воздвигли памятник, причем, следует признать, что значительно раньше, чем в Вене.

За его гробом шло свыше двадцати тысяч человек.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://ProPianino.ru/betxoven-lichnost-velikogo-kompozitora-chast-2

ovdmitjb

Add comment