Kievuz

Художественная культура и литература Италии в XIX веке

Культура Италии

Художественная культура и литература Италии в XIX веке

8.1k (23 за неделю)

Вклад Италии в становление западной цивилизации трудно переоценить. Несколько столетий она была ядром огромной Римской империи. В VIII веке возле Рима была образована Папская область, с тех пор этот город стал мировой столицей католичества.

Что касается культуры, то мощный прорыв в её развитии наступил в эпоху Ренессанса, которая стала настоящей революцией во многих сферах человеческой деятельности по всему Старому Свету. В эпоху Возрождения происходили мощные трансформации творческого потенциала, воображения, мировоззрения и в целом человеческого интеллекта.

Итальянский ренессанс подразделяют на ряд этапов (дученто, кватроченто и чинквеченто), имевших свою очерёдность и культурные особенности.

Живопись

Итальянское изобразительное искусство существовало ещё в древности. Именно Италия в Древнем Риме стала сосредоточением архитектуры и искусства.

Даже во время мрачного Средневековья в Италии работали талантливые художники, но с наступлением Ренессанса началось процветание искусства. Затем были другие стили: барокко, маньеризм, рококо, а в прошлом веке появился футуризм.

Особенным художественным достоянием в Италии обладает Флоренция. Неоценимым вкладом Италии в мировую культуру стало творчество таких титанов Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и много других гениев.

Туристов и сегодня поражают ватиканские расписные потолки Сикстинской капеллы, самый знаменитый в мире портрет Моны Лизы кисти да Винчи, находящийся в Лувре, или выставляемая в Германии «Сикстинская Мадонна».

Архитектура

Первые шедевры архитектуры были связаны с религией. В Древнем Риме научились строить монументальные и грандиозные сооружения храмов для античных богов.

Поражает архитектура прекрасно сохранившегося Пантеона или Колизея, которому чуть меньше повезло в плане сохранности. В XI веке в архитектуре главенствовал строгий и простоватый романский стиль, который отражал ту мрачную эпоху.

Вслед за ним пришла гораздо более изощрённая готика: дворцы Веккьо и Дожей, церкви Сан-Франческо и Сан-Петронио. С началом в конце XIV века эпохи Ренессанса архитектура жилых и общественных зданий стала более светской.

Красоту и изящность архитекторы умело переплетали с элементами античности, такова ватиканская Сикстинская капелла, флорентийский дворец Питти, генуэзская церковь Мадонна-да-Кориньяно.

Скульптура

Основателем школы итальянской скульптуры стал Никколо Пизано, заложивший прочное основание для развития этого вида искусства. Его идеи были востребованы до середины XIV века и быстро распространились по территории страны. Одной из важнейших его работ было создание шестигранной кафедры из мрамора для баптистерия в Пизе.

Литература

Знаменитый поэт Петрарка в комедии «Филология» использовал новый стиль сонета, который после него использовал Шекспир. Писатель и философ Никколо Макиавелли в книге «Государь» размышляет о ценностях и методах управления страной. Идеи Макиавелли использовались многими политиками в последующие столетия, востребованы они и в наши дни.

Наука и техника

Эпоха Ренессанса оказалась чрезвычайно благотворной и для развития науки и техники. Галилей внёс несравненный вклад не только в развитие астрономии, но и в восприятии людьми нашего мироздания.

Гораздо позднее физик Вольт много работал с электричеством, создавая батареи, а Энрико Ферми внёс огромный вклад в разработку квантовой теории.

Ещё стоит отметить математика Лагранжа и сделавшего доступным к использованию принцип радио Маркони, который получил за это Нобелевскую премию.

Музыка

В итальянской музыке в разное время использовались разные стили: её вершиной были оперы выдающихся композиторов XIX века, в XX веке на смену опере пришла экспериментальная музыка и слащавая «попса». Традиционная народная итальянская музыка невероятно разнообразна по причине этнического разнообразия страны.

Современная музыкальная инфраструктура Италии очень развита, здесь много не только концертных залов, театров и консерваторий, но и студий звукозаписи, телевизионных и радиостанций, центров изучения музыки. В стране проводится много музыкальных фестивалей, поэтому музыкальная жизнь страны необычайно оживлённая.

А Миланский театр «Ла-Скала» продолжает оставаться эталоном оперной музыки.

Мода

Значение моды для итальянского общества также трудно переоценить. Стоит перечислить лишь названия таких домов моды, как Армани, Бриони, Гуччи, Прада, Валентино, Версаче, как станет ясно, кто задаёт тон в мировой моде. Неслучайно Милан является неофициальной мировой столицей моды и дизайна.

Религия

Расположенный в Риме Ватикан является средоточием всего католического мира и статус «государства в государстве». 92% итальянцев являются католиками. Для страны церковь по-прежнему имеет большое значение, в том числе и политическое.

Современные отношения между церковью и государством регулируются на основе принятого в 1984 году закона о новом конкордате.

Католическая ветвь христианства имеет в Италии явный приоритет, дистанцируясь от «некатолических» конфессий – иудейских, протестантских, мусульманских, хотя тем и предоставлены равные права с католиками.

Государственный язык

93% населения Италии говорит на итальянском языке. Но половина жителей помимо него в равной степени пользуется региональными диалектами.

Оценить!

Источник: http://it.rukivnogi.com/kultura-italii

Музыка Италии в XIX веке

Художественная культура и литература Италии в XIX веке
Подробности Категория: Европейская классическая музыка XIX века 20.01.2019 15:17 398

Италия считается колыбелью музыкального искусства. причина успеха итальянской музыки во все времена до наших дней – выразительность мелодии.

Любовь к музыке и природную способность к пению итальянцы унаследовали от своих предков – древних римлян.
Рассказывая об итальянской музыке XIX в., мы будем обращаться в прошлое, чтобы лучше проследить путь её развития. 

Экскурс в прошлое

 Именно итальянцы ввели в обиход многие музыкальные традиции, ставшие затем достоянием всех. Тосканский монах Гвидо из Ареццо, живший в XI в., создал и усовершенствовал современную систему нотного письма.

Знаменитые итальянские мастера Амати (итальянское семейство из Кремоны, занимавшееся изготовлением струнных смычковых инструментов, преимущественно скрипок, которые и в настоящее время ценятся весьма высоко), Антонио Страдивари (ученик Николо Амати), Андреа Гварнери создали лучшие в мире образцы скрипок, до сих пор никем не превзойденные.

Антонио Страдивари за работой 

В итальянских городах эпохи Возрождения были открыты первые в мире консерватории – высшие учебные заведения, готовящие композиторов, певцов и инструменталистов.

А музыкальные термины – почти сплошь итальянского происхождения: названия формы произведения «соната», «симфония», «оратория», «прелюдия», «токката»; музыкальные термины, связанные с динамикой: пиано (тихо), форте (громко), аллегро (быстро), ларго (протяжно), анданте (умеренно) – это всё итальянские слова.

 Итальянцы первые создали в самом начале XVII в. новый музыкальный жанр – оперу.

В XVII-XVIII вв. итальянская музыка развивалась весьма активно, об этом вы можете прочитать здесь.

XIX век также дал миру ряд выдающихся музыкантов: величайшего скрипача всех времён Никколо Паганини (1782-1840). Его игру считали волшебной и даже дьявольской за необычную виртуозность, а его сочинения вдохновляли многих композитов-романтиков того времени.Ценный вклад итальянцы внесли в мировое оперное искусство: можно назвать десятки и сотни имен превосходных итальянских певцов. Итальянская исполнительская школа получила название бельканто – прекрасное пение.

Италия явила миру выдающихся оперных композиторов: в XVIII в. Д.Б. Перголези, А. Скарлатти, Д. Чимароза, Д. Паизиелло.

В XIX в. известными композиторами были Д. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Джузеппе Верди.

«Золотой» век итальянской оперы

В XIX в. в Италии сложились такие социальные условия, когда, как говорил Г. Гейне, «бедной порабощенной Италии запрещается говорить, она может лишь музыкой поведать чувства своего сердца». Это было время расцвета национально-освободительного движения.

В театрах на представлениях опер молодых итальянских композиторов часто вспыхивали демонстрации и манифестации, как, например, на опере Д. Россини «Вильгельм Телль».

И в комедийных операх чаще всего героями становились простые люди, и изображались они находчивыми, смелыми, жизнерадостными, как Фигаро из «Севильского цирюльника», например.

Винченцо Беллини
В эту эпоху писал и Винченцо Беллини (1801-1835). В его операх («Норма» (1831), «Пуритане» (1835) и др.) часто звучит народно-хоровая музыка. Его мелодии всегда искренние и простые.

Он не любил перегруженного всякими вокальными украшениями стиля его предшественников и современников. Оперы Беллини шли с огромным успехом на всех европейских сценах, но сам он умер совсем молодым – в возрасте 34 лет.

Гаэтано Доницетти
Шумная слава сопровождала многочисленные (всего он написал их около 70) оперы Гаэтано Доницетти (1797-1848), который умел покорять публику виртуозным мелодизмом, острым сюжетом, эффектной театральностью.

Самые известные его оперы – «Любовный напиток» (1832), «Дон Паскуале» (1843), «Лючия ди Ламмермур» (1835), «Фаворитка» (1840). Его оперы по глубине и содержательности уступали операм Россини и Беллини, но имели своих поклонников, покоряя их остроумием и жизненным оптимизмом.

О могучем гении Джузеппе Верди мы рассказали в отдельной статье. Оперные мелодии Верди распевали как песни не только по всей Италии, но и в Европе.

Пьетро Масканьи
К концу XIX в. начался новый подъем итальянской музыкальной драмы. В 1890 г. все узнали имя молодого композитора Пьетро Масканьи (1863-1945), его опера «Сельская честь» (1890) принесла ему успех.

В этой опере главными героями являются крестьян, а их жизнь, показанная в опере, оказалась близкой и понятной слушателям. До него только Верди осмеливался показывать в своих произведениях низы общества.

Такое направление в итальянской литературе и получило название веризм (от слова vero – «правдивый»). «Сельская честь» и являлась такой веристской оперой. 

Руджеро Леонкавалло
В 1892 г. была поставлена новая веристская опера – «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (1858-1919) о жизни бродячих артистов. Эта опера завоевала огромную популярность во всем мире.В XIX в.

искусство итальянских вокалистов было на высоте. Мастера бельканто покоряли необычайной красотой тембра, силой звучания голоса, виртуозным блеском исполнения.

На рубеже XIX и XX вв. появилось новое имя: Джакомо Пуччини.

О его творчестве мы рассказали в отдельной статье.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/muzyka/evropejskaya-klassicheskaya-muzyka-xix-veka/917-muzyka-italii-v-xix-veke

ovdmitjb

Add comment