Kievuz

Художественные промыслы

Содержание

7 русских народных промыслов, которые дожили до наших дней

Художественные промыслы

Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. Зато те, что сохранились, по-прежнему радуют глаз и душу. Скайсканер рассказывает, куда ехать, чтобы познакомиться с традиционными ремеслами, чему научиться на мастер-классах и где купить красивые и самобытные русские сувениры.

За глиняными игрушками — в Киров

Барыни, кавалеры, петухи с павлиньими хвостами, кони-свистульки, и все с яркой геометрической росписью по белому фону — дымковскую игрушку узнаешь с первого взгляда.

Возник промысел 4 века назад в слободе Дымково под Вяткой (нынешний Киров), где расписные глиняные фигурки делали к весеннему празднику Свистуньи. Над «дымкой» до сих пор работают вручную: лепят из красной глины, смешивая ее с мелким песком, сушат, обжигают, покрывают белилами и расписывают.

Орнамент кажется нарочито простым, но все узоры и цвета символичны: ромб — символ плодородия, круг — солнце, голубой — небо, зеленый — земля или пашня.

Больше всего дымковских игрушек собрано в Кировском художественном музее имени Васнецовых. В небольшом музее дымковской игрушки, тоже в Кирове, экспонатов поменьше.

Зато проводят интересные экскурсии, а на мастер-классах можно вылепить собственного всадника на коне или индюка с хвостом, как у павлина.

На третьем этаже в том же здании — фирменный магазин, откуда еще никому не удавалось унести ноги без пестрых сувениров.

Как добраться до Кирова: Из Москвы и Санкт-Петербурга — на поезде; из Казани, Уфы, Сыктывкара, Йошкар-Олы и других городов — на автобусе. А быстрее всего — на самолете сразу до Кирова.

За хохломой — в Семенов

Messir (Own work), CC BY-SA 3.0 via Wikimedia Commons

Праздничная хохломская роспись вместе с балалайкой и матрешкой — самое русское, что у нас есть. Появилась она в XVII веке в Нижегородской губернии. Со всей округи мастера привозили свои изделия в большое село Хохлома — отсюда и название.

Сегодняшний центр промысла — город Семенов в 60 км от той самой Хохломы. На экскурсии по заводу «Хохломская роспись» показывают, как будущие ковши и сахарницы вытачивают на токарном станке или вырезают вручную.

Потом их грунтуют глиной, чтобы сделать похожими на глиняные горшки, покрывают олифой, лудят, а уже под конец — расписывают и обжигают. Для любителей все попробовать на себе проводят мастер-класс, на котором из-под ваших рук выйдут каноничные ягоды рябины и земляники.

Хорошее продолжение — тысяча и одно изделие из хохломы, от шахмат до подсвечников, в музее «Золотая хохлома» по соседству.

Как добраться до Семенова: автобусом или электричкой из Нижнего Новгорода, либо электричкой из Москвы с Курского вокзала.

Не пропустите: 10 отличных музеев России, в которых стоит побывать

За платками — в Павловский Посад

На Руси замужних женщин можно было узнать не только по обручальному кольцу, но и по орнаменту, цвету и фасону одежды и, главное, по головному убору: после свадьбы волосы полагалось прикрывать. Повойник, кичка, борушка — каких только головных уборов не было, но универсальной вещью всегда оставался платок. Его носили отдельно или с чем-то другим — например, с кокошником.

Платочная фабрика в селе Павлово появилась в 1795 году. Спустя полвека на ней выпустили первые шерстяные шали с набивным рисунком — те самые, что потом прославились далеко за пределами страны.

До 1970-х цветы и восточные узоры наносили деревянными резными формами, сотни раз прикладывая их к каждому платку. Сейчас печатают по сетчатому шаблону, но платки все так же хороши.

Весь путь, который промысел прошел за двести лет, представлен в музее при Павловопосадской платочной мануфактуре. Вдохновившись музейными красотами, держите путь в фирменный магазин в переулке Герцена.

Как добраться до Павловского Посада: из Москвы — электричкой с Курского вокзала, автобусом от метро «Партизанская» или на машине по Горьковскому шоссе.

За лаковой миниатюрой — в Палех

Jürg Vollmer, CC BY-SA 2.0

Сто лет назад никакой лаковой миниатюры в Ивановском крае не было, зато из-под кистей палехских мастеров выходили прекрасные иконы.

После революции с иконописью пришлось завязать, и художники придумали новый стиль миниатюрной живописи, основанный на иконописных традициях. Родоначальником стал Иван Голиков: в 1921 году он расписал свою первую шкатулку из папье-маше.

Через три года Голиков и еще шестеро художников открыли «Артель древней живописи» — так началась история палехской миниатюры.

Работы мэтров — иконы и лаковые миниатюры — собраны в музее палехского искусства. Шкатулки в местном магазине стоят по несколько тысяч рублей, но вещицы уникальны и созданы настоящими мастерами своего дела. А в маленьком доме-музее Голикова частично сохранилась обстановка, в которой создавались первые палехские шедевры.

Как добраться до Палеха: из Москвы в Ивановскую область можно добраться на автобусе с Щелковского автовокзала, а еще удобнее — на своей или прокатной машине.

Еще по теме: 12 необычных видов туризма

За подносами — в Жостово

Жостовская роспись будит нежные детские воспоминания. Еще бы, ведь это тот самый черный поднос с цветами, на который бабушка ставила чай с малиновым вареньем и пирогами.

В конце XVIII века бывший крепостной Филипп Вишняков открыл в деревне Жостово под Москвой мастерскую — сначала он делал лакированные шкатулки, табакерки, подносы и другую мелочь из папье-маше.

Через 30 лет его сын Осип, вдохновившись опытом уральских мастеров, вместо бумажных подносов стал выпускать металлические, и новинка пошла на ура.

В современной деревне Жостово даже номера домов пишут на подносах, но семейных мастерских осталось мало. Основное производство — на фабрике, где каждый поднос по-прежнему расписывают вручную.

В маленьком фабричном музее художники прямо на глазах у экскурсантов кладут подносы на колени и безо всяких эскизов выводят сочные и яркие букеты. Желающих учат изображать розы, тюльпаны и георгины самостоятельно.

Расписанный вами поднос через неделю-другую можно будет забрать в жостовском магазине в ГУМе.

Как добраться до Жостова: из Москвы — электричкой от Ярославского вокзала до Мытищ и дальше на маршрутке, либо сразу на автобусе от станции метро «Медведково».

За прорезной берестой — в Великий Устюг

Из бересты чего только на Руси не делали! Большими берестяными листами изолировали дома от сырости. Берестой оборачивали рукоятки ножей. Из нее плели кузова, которые носили на лямках за спиной, и корзинки. Писали на ней расписки и купчие.

Из бересты была сделана половина домашней утвари, детские игрушки, колыбель и даже обувь — вспомните лапти. Постепенно сложились центры берестяного промысла со своими приемами и особенностями.

В Шемогодской волости с конца XVII-начала XVIII века делают прорезную бересту: шкатулки и кузовки укутывают нежным кружевом, под которым красиво просвечивает нижний слой.

Знакомиться с шемогодским промыслом езжайте в Великий Устюг, где в музее-заповеднике хранятся изделия знаменитых мастеров. Там же проводят занятия по резьбе и росписи по бересте.

Есть свои мастерицы и в резиденции Деда Мороза, где за один мастер-класс вы успеете попрактиковаться и с берестой и с соломенными куклами.

Если хотите привезти домой сувениры, присмотритесь к сундучкам, туескам, вазам и тарелкам из бересты, которые в Великом Устюге где только не продаются.

Как добраться до Великого Устюга: Из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Вологды, Архангельска, Череповца — поездом до станций Ядриха или Котлас. На автобусе из Кирова, Вологды, Архангельска. Либо на самолете прямо в Великий Устюг.

За пряниками — в Тулу

Пряники — как книги: в стародавние времена их лепили вручную, а потом стали печатать с помощью деревянных досок.

Позже появились пряники, которые вырезали формой или ножом из раскатанного теста, но самыми любимыми все равно оставались печатные. Без медового лакомства на Руси не обходились ни одни именины, ни одна свадьба и ярмарка.

Чтобы спровадить засидевшихся гостей, хозяева тоже вручали им пряники, они назывались разгонными.

Печатные пряники из Тулы известны с XVII века. Если вам претит идея покупать тульские сладости в супермаркете возле дома, отправляйтесь на их родину.

При фабрике «Старая Тула», открытой в 1881 году, есть скромный музей, визит в который нужно бронировать хотя бы за две недели. Заглянуть за кулисы таинства можно на маленькой фабрике «Медовые традиции».

После экскурсии выдают скалки и фартуки и показывают, как сделать правильный пряник самому. Сладкий результат можно съесть на обратном пути или привезти в подарок друзьям.

Как добраться до Тулы: из Москвы — на маршрутке или автобусе; электричкой с Курского вокзала; на машине по Новокаширскому или Симферопольскому шоссе.

Источник: https://www.skyscanner.ru/news/russkie-narodnye-promysly-kotorye-zhivy-do-sikh-por

Русские народные промыслы

Художественные промыслы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)
Перейти к навигации Перейти к поиску В. А. Тропинин. Кружевница. 1823 В. А. Тропинин. Золотошвейка. 1826

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Росписи[ | ]

  • Керамика Гжели. Гжель — с XVII века и ранее центр производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Со второй половины 1820-х годов многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время именно этот характерный рисунок определяет стиль «Гжель». Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называют изготовленными «под Гжель».
  • Тагильский поднос — народный промысел изготовления и художественной росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле. Основоположник жостовской росписи. Возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии (Жостове и других). До наших дней промысел росписи жестяного подноса сохранился только лишь в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному), причём мастер нередко работает сразу над несколькими подносами. Основные сюжеты росписи: цветочные букеты, в котором встречаются и пышные садовые, и мелкие полевые цветы и пейзажи, изображающие уральскую природу или старинные города. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Формы подносов бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные и другие.
  • Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в середине XVIII в. на Урале, на металлургических заводах Демидовых в Нижнем Тагиле, Невьянске, Верх-Нейвинске, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, , и других. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в городе Нижнем Тагиле. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: предназначенные для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и для использования в качестве украшения. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
  • Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20–30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен.
  • Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Особенно ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
  • Хохлома́ представляет собой нижегородскую декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным, а также (изредка) зелёным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
  • Мезенская роспись составляет собой два цвета: черный и красный. Эту роспись придумали в Архангельской области.

Изделия из ткани[ | ]

  • Вологодское кружево — русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках); распространено в Вологодской области с XVI–XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
  • Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
  • Павловопосадские шали — набивные шерстяные платки традиционно черного или красного цвета, с объемным цветочным узором. Производство было создано в середине XIX века в г. Павловский Посад.
  • Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде, в настоящее время Крестецкий район Новгородской области. Вышивка выполнялась на ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца[1].
  • Торжокские золотошвеи — древнейший вид русской вышивки, народный художественный промысел, известный в Торжке с XIII века и получивший развитие в XVIII веке. Традиционные изделия — вышивка золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, церковное облачение). Для торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блестками.

Игрушки[ | ]

  • Дымковская игрушка — русская глиняная игрушка, расписанная и обожжённая в печи. Название происходит от места производства — слобода Дымково Вятской губернии (ныне Кировской области). Наряду с другими продуктами народных промыслов считается одним из символов русского ремесла.
  • Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Одоевского района Тульской области. По данным археологов, филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным[источник не указан 1314 дней] — около тысячи лет.
  • Кожлянская игрушка — русская народная глиняная игрушка-свистулька. Название происходит от места изготовления село Кожля, Курчатовского района, Курской области.
  • Жбанниковская игрушка
  • Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. В последнее время темы росписи сувенирных матрешек не ограничены, встречаются как куклы, расписанные под сказочных персонажей, так и в виде карикатур на известных политиков. Хотя матрешку принято считать оригинальной русской игрушкой, появилась она сравнительно недавно, в 1891 году в Абрамцеве[1], как оригинальная версия менее известной японской деревянной игрушки. Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров, привозимых из России.

Изделия из металла[ | ]

  • Ка́слинское литьё — художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производимые на чугунолитейном заводе в городе Касли. Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.
  • Скань — ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали. Первые изделия на Руси появились в IX–X веках. Московская скань достигла расцвета в XV–XVI веках (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII–XIX веках было налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.

Изделия из дерева[ | ]

Капокорешковый промысел — изготовление различных предметов из капового нароста (капокорня). Традиционное ремесло Вятской земли (Кировской области). Обычно кап встречается на дубе, грецком орехе, чёрной ольхе, осине, но чаще на берёзе и хорошо поддается обработке, сохраняет форму.

Предположительно, этот промысел появился в XVIII веке благодаря слободскому мастеру столярных дел Григорию Макарову.

Первые карманные часы с футляром и корпусом из капокорня изготовил Семён Бронников, чьё дело продолжили сыновья и преуспели в мастерстве, представляя изделия на Всемирной выставке 1837 года и российских выставках в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.

К XX веку число и мастерство умельцев выросло настолько, что изделия из капокорня начали поставлять на европейские рынки. Для массового расширения производства в Вятке в 1924 году основаны артели каповщиков, что снизило уникальность продукции.

Поэтому в 1930-х годах возникло направление резьбы и художественной инкрустации, выведшее изделия из капокорня на выставки в Париже и Нью-Йорке. В 1943 году при артели «Идеал» открыта также и учебная мастерская, выпустившая ряд прославленных мастеров, которые своим творчеством завоевали гран-при на Всемирной выставке в 1958 году. Капокорешковый промысел продолжает развиваться и сегодня[2][3].

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Что такое:: народные художественные промыслы

Художественные промыслы

29 января 2013, 11:47

Народные художественные промыслы – это одна из форм народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры. Они очень популярны не только в России, но и за ее пределами.

Хохломская роспись

Это старинный русский народный промысел, который зародился в Заволжье в конце 17 – начале 18 веков в селе Хохлома.

Хохломская роспись бывает нескольких типов: красной, черной, зеленой красками на золотистом фоне и наоборот, когда золотые узоры расположены на цветом фоне.

На деревянных ложках, ковшах, мисках талантливые мастера рисуют самобытные орнаменты: листья берез, кленов, рядом с которым алеют спелые ягоды калины и рябины и все это “рассыпается” по золотому ковру. 

Жостовская роспись

Это лаковая роспись подносов. Главный мотив росписи – цветы, а точнее – целый цветочный букет, который красуется на черном или красном фоне. Особой отличительной чертой жостовской росписи является то, что художник пишет не с натуры, а импровизирует, включает свою фантазию. 

Зародилась роспись в подмосковной деревне Жостово, где сначала делали лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки из папье-маше. Однако действительно мировую известность жостовские мастера обрели благодаря красивым расписным подносам.

Жостовская живопись может даже светиться и переливаться, если художник использует перламутровые кусочки и накладывает их прямо на поднос. Расписывают подносы масляными красками мягкими беличьими кисточками. В процессе работы мастер держит поднос на колене и, когда необходимо, его поворачивает.

Рука с кистью при этом опирается на деревянную планку, которая лежит поперек подноса. Рисунок появляется путем нанесения быстрых и точных мазков. Каждый жостовский поднос – уникальная авторская вещь.

Ростовская финифть

Зарождение этого художественного промысла произошло в 18 веке. Финифтью украшали оклады икон, на медных пластинках рисовали иконы. Финифть была деталью одежды священнослужителей, церковной утвари, украшала обложки-оклады рукописных икон.

Что такое финифть? Это вид искусства, в котором используется сочетание эмали и металла. Часто финифть соседствует с золотом, самоцветами, шитьем, ажурными узорами.

Изначально на рисунках изображали исключительно сюжеты из Священного Писания, но позже стали делать женские украшения, на которых расцветали пышные цветочные букеты, красовались яркие фольклорные сюжеты. Предметы, украшенные ростовской финифтью, приобретают красочность, яркость, уникальность.

Наносится рисунок специальными огнеупорными красками, которые до обжига имеют обычный серый оттенок, и лишь позже становятся разноцветными

Палехская лаковая живопись

На Владимиро-Суздальской земле есть село Палех, рядом с которым протекает речка Палешка. Жители этого села славились своим талантом и мастерством иконописи. Палехские художники расписывали церкви, храмы по всей России.

Однако со временем это мастерство оказалось никому не нужным, Палех становился забытым, вымирал. Новое веяние в село принесла лаковая живопись на шкатулках из папье-маше. Сюжеты выбирались различные: богатыри, парусники в синем море, девица, заточенная в башне.

В этой росписи сочетаются лучшие русские традиции и народный фольклор.

Русская матрешка

Матрешка – это не просто изделие народного промысла, это настоящий символ России, любимый сувенир иностранцев, побывавших в нашей стране. Матрешка делается из дерева и с помощью красок “одевается” в русский народный костюм. Также матрешек можно расписывать в разных стилях: “гжель”, “хохлома”, “палех”, “жостово”.

Дымковская игрушка

На Вятской земле в слободе Дымково мастера лепили из обычной красной глины посуду и игрушки-свистульки, которые позже обжигали в печи и раскрашивали.

Сейчас дымковская игрушка считается одним из самых старинных народных промыслов России. Мастера с помощью глины воплощают в жизнь любые сюжеты.

Но не только людей лепят дымковские мастера, о животных тоже не забывают: индюки, петухи, утки с утятами, барашки и многие другие.

Волшебная гжель

Гжельская керамика – это высокохудожественные изделия народного промысла. При росписи используется кобальт, который и дает рисунку характерный яркий синий цвет. Таким образом расписывались практически любые керамические предметы: от посуды до декоративных статуэток. Характерные мотивы гжели – большие цветы, листья,  травы.

Вологодское кружево

Любовались ли Вы хоть раз морозными узорами на оконном стекле? Если да, значит можете себе представить, как красиво вологодское кружево: ажурные узоры, сказочная красота. Дорогие кружева украшали одежду бояр и даже царей.

Сейчас кружева плетутся, как и в старину, с помощью деревянных коклюшек, а в специальный валик втыкают булавки, вокруг которых обвиваются нити.

Однако известны не только вологодские, но и кукарские кружева, которые плетутся на Вятской земле. 

Плетение из бересты

Изготавливали предметы из бересты, наверное, практически во всех российских губерниях. Лапти, плетеные короба, корзинки, шкатулки, детские игрушки – все это плели из бересты.

Бересту собирают в самом начале лета, когда сок прекращает свое движение по стволу дерева.

Собранную бересту чистят, режут на полоски, из которых потом и получаются: обувь, плетенки для хранения крупы и вещей, сумочки и много других полезных предметов.

Источник: https://www.ikirov.ru/news/19442-chto-takoe-narodnye-hudozhestvennye-promysly

Народные промыслы

Художественные промыслы

  • Контакты
  • Пользователи
  • Лексика

Глина, обожженная в костре – первый искусственный материал, полученный человеком. Свойства этого материала раскрывались человеку постепенно.

До сих пор треть человечества живет в глинобитных хилишах. И это не считая домов из обожженных кирпичей. Из шины делают не только стены, но и поды с крышами. Чтобы повысить прочность такого глинобитного пола, его время от времени поливают соленой водой.

Впервые появившиеся в Месопотамии клинописные письмена выдавливали на тонких глиняных табличках. Да и в сложный состав современной бумаги обязательно входит белая глина.

Фарфор

Фарфор – тонкокерамическое изделие с плотным, спекшимся, блестящим в изломе черепком белого цвета с голубоватым оттенком. Его подразделяют на два вида: твердый и мягкий.

Фарфор появился в Китае уже в 6-7 веке, тогда как первый фарфоровый завод в Европе открылся только в 1710 году. Китайский фарфор не был изобретен за один день, а постепенно развился на базе керамики.

Резьба по дереву

Резьба по дереву – отдельный вид искусства, и творения настоящих мастеров резьбы великолепны. На сайте рассмотрены разные виды резьбы по дереву – контурная резьба, заоваленная, скульптурная.

Поделочный материал для резьбы выбирают в зависимости от назначения и вида изделия, приемлемых способов обработки и отделки. Прежде всего нужно учитывать не только механические свойства материала, по также цвет и тон древесины.

Правда, способы обработки и отделки позволяют изменить цвет и тон имитацией или отбеливанием. Доски лучше выбирать радиального среза (меньше подвержены короблению), с плотным расположением годовых колец, хорошо просушенные. (Еще меньше подвержена короблению выдержанная древесина, например доски от старой мебели, в течение нескольких лет находившейся в помещении с нормальной влажностью.)

Плетение из лозы

Плетение – прекрасное занятие для досуга. Оно подходит даже и городским жителям: заготовив лозу с лета, Вы сможете весь год заниматься плетением, разнообразя интерьер своего дома.

Плетёные изделия – прекрасный подарок друзьям и знакомым. Ведь сплести можно не только корзину; отлично смотрятся, например, плетёные абажуры, декоративные полочки, безделушки.

Нужно лишь немного навыков и фантазия!

Плетение из лозы является предшественником ткачества. Первые циновки и одежда, сплетенная из трав, – прообраз современных тканей. Постепенно материал для плетения изменился, появились дополнительные приспособления, но принцип “основа – уток” в ткачестве остался.

Бондарное дело

В старину секреты бондарного промысла передавались от отца к сыну. Промысел был на Руси в почете. Новгородские бочары, например, снабжали своей продукцией не только жителей города, но и соседние страны.

По роду продукции деревянные бочки делятся на заливные, т.е. предназначенные для хранения и перевозки жидкостей и продуктов в соляных растворах, и сухотарные — для сыпучих или твердых продуктов.

Ковка. Кузнечное дело

Сегодня кузнечное дело снова в моде. Кованые изделия можно встретить повсюду, и художественная ковка снова высоко ценится.

Народные промыслы и интерьер

  • 6 апреля 2018 года в КРК «Кремль в Измайлово» открылась выставка костюмированной фарфоровой скульптуры «Маскарад», организованная Музеем кукол «Галерея Анастасии Чижовой».В экспозиции представлены художественные образы известных исторических деятелей, литературных и сказочных персонажей: «Наполеон», «Александр I», «Нефертити», «Мадам де Помпадур», прекрасные дамы и галантные кавалеры. Специально изготовленные декорации создают атмосферу пышного придворного бала.
  • С 15 по 28 июля 2018 года, при поддержке Управления Алтайского края по культуре и архивному делу и Государственного художественного музея Алтайского края, состоится Четвертый международный художественный пленэр по фарфору и керамике «Фарфоровая сказка Алтая», который вновь соберет художников и студентов-керамистов для профессионального обмена опытом, и традиционно пройдет на туристическом комплексе «Сокол» на территории Алтайского района в местечке Уст-Уба.
  • 7 июня 2018 года в Краснодарском художественном музее имени Ф.А. Коваленко открылась выставка «Стекло и керамика в изобразительном искусстве».В экспозиции представлены произведения живописи и графики русских художников XIX – XX вв., декоративно-прикладное искусство.
  • Основными экспонатами выставки являются гончарные изделия конца XIX – начала XX в., поступившие в фонд музея-заповедника “Старая Ладога” в 1970-х гг. На выставке представлены предметы традиционной оятской керамики. Это горшки, опарники, формы для куличей, кувшины, миски, сосуды для хранения растительного масла (вторичное использование – для дегтя), рукомойники и т.п.
    • выставки
    • фарфор
    • посуда
    • Москва

    С 31 октября по 23 ноября 2017 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит выставка “Фарфоровый путь”, посвященная 185-летию Дулевского завода. В 2017 году исполняется 170 лет Матвею Сидоровичу Кузнецову – яркому представителю династии Кузнецовых и 205 лет с даты основания дела Кузнецовых.

  • 1 ноября 2017 года в Музее Российской академии художеств (Университетская наб., 17, Голубой зал) открылась выставка «Трепет бронзы. Шепот света». Авторы – скульптор, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, член Союза художников России Винера Абдуллина и фотохудожник, участница международных и российских выставок и проектов Лариса Тиктинская.

    • Гжель
    • фарфор
    • посуда
    • декоративные тарелки

    Одно из крупнейших фарфоровых производств в России начало сотрудничество с известными российскими дизайнерами. Появились новые серии традиционной посуды!

    Купить новые изделия Гжельского завода вы можете у партнёров предприятия.

  • Владимир Каневский выработал свою собственную технологию изготовления фарфоровых цветов, свою узнаваемую манеру видения и воплощения в избранном материале мира живой природы. Именно эти черты выделяют мастера среди других художников, которые специализируются на изготовлении фарфоровой флористики.

    Творческой манере Владимира Каневского присущи простота и естественность, они – важная составляющая его восприятия.

  • На выставке представлены авторские произведения, созданные главным художником АО «Императорский фарфоровый завод» Нелли Петровой в 2010-х годах.

    Это новые скульптурные формы ваз, парадных сервизных ансамблей и несколько оригинальных арт-объектов для современного интерьера.

    • керамика
    • выставки
    • скульптура

    Выставка «Весна в Октябре. Художественное стекло и керамика 1960-1980-х годов из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства» пройдет в залах Музея с 7 апреля по 27 ноября 2017.

    Проект станет центральным событием программы «Рожденные Октябрем» в рамках 100-летия революции 1917 года и будет посвящен яркому периоду в развитии советского декоративно-прикладного искусства второй половины ХХ века: художественному стеклу и керамике 1960-1980-х годов.

  • Искусство резьбы по дереву
    • мастера резьба и деревообработка
    • резьба по дереву
    • выставки

    Мемориальный Музей Н.И. Белобородова открывает выставку изделий тульского мастера резьбы по дереву Александра Петровича Борзова.

    На выставке будут представлены изделия ручной работы с использованием ценных пород деревьев.

    • посуда
    • выставки
    • интерьер
    • история
    • металл

    Совместный выставочный проект Государственного исторического музея (г. Москва) и Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника знакомит с образцами художественного бытового серебра повседневного и парадного применения.

    …Над созданием этих столовых приборов трудились лучшие художники, серебряных и золотых дел мастера. Потому и считалис

  • Новая экспозиция знакомит с изразцами, произведенными в мастерских и на заводах Калуги – города, который являлся одним из ведущих центров изразцового искусства и печного дела в центральной России. На выставке представлено 60 экспонатов-раритетов из фондов Калужского объединенного музея-заповедника.

  • 18 января 2017 года в залах отдела художественных ремёсел Музея-заповедника «Абрамцево» начала работу выставка «Хотьковская керамика». 

    На выставке представлены произведения художественной керамики шестнадцати художников-керамистов из Хотькова, а также работы Творческой керамической мастерской «АИ». 

  • На выставке «Фарфор Завода А. Г. Попова» представлены предметы, производимые мануфактурой. Многие произведения выставляются впервые. Также в экспозицию включены предметы, произведённые на европейских (Мейсен, Нимфенбург, Пинкерхаммер и другие) и восточных фарфоровых заводах, продукция которых долгое время вдохновляла русских мастеров.

    • выставки
    • глиняная игрушка
    • лепка
    • керамика
    • фарфор

    Выставка рассказывает о традиционном для России гончарном ремесле, о технологиях обработки глины, о видах керамики (терракоте, майолике, фаянсе и фарфоре), способах декорирования изделий на примере предметов из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

  • Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Парк «Красная Пресня» представляют выставку детских рисунков, созданных по мотивам знаменитых произведений греческой керамики из собрания Музея.

    В проекте участвуют рисунки учащихся Центра «Мусейон».

  • На выставке представлены русские изразцы XVII-XIX веков из собрания Музея-заповедника «Абрамцево». Русский изразец – явление особенное, в нём отразились многовековые традиции национального керамического производства, подпитанные опытом белорусских, голландских и шведских мастеров, что породило синтез сюжетов, характерных как для русского, так и для европейского искусства.

  • Иркутский художественный музей продолжает демонстрировать широкой публике фарфор фабрики И. Д. Перевалова и Хайтинского завода.

    Обновленная экспозиция представлена в «Усадьбе В. П. Сукачёва». В витринах – вазы, чайные пары, сервизы, столовые и кухонные наборы. Выпущенные в разные периоды, они объединены осенней тематикой – изображением природы в это время года.

    • выставки
    • кузнечное дело
    • ковка

    Посетители выставки узнают историю кузнечного ремесла, увидят кованые предметы крестьянского быта и церковную утварь, побывают в интерьере деревенской кузницы и смогут испытать свои силы в этом ремесле. Авторы новой выставки — начальник отдела истории и этнографии Светлана Воробьева и научный сотрудник отдела истории и этнографии Иван Воробьев.

Источник: http://www.kefa.ru/

Чем славится Москва в сфере народного промысла: символы русского народного искусства

Художественные промыслы

Этот город образован в 1147 году, на его главной площади стоит Кремль. Здесь находится неповторимый по своей красоте Храм Василия Блаженного. Москва и Московская область с давних времен славились народными промыслами; изделия мастеров известны во всем мире. Что это за промыслы? Какими промыслами славится Москва? Какова их история? Обо всем этом и многом другом и пойдет речь в статье.

Чем славится Москва: общая характеристика народных промыслов

Столица неразрывно связана с историей народных промыслов. В столице реализуется более половины производимых в стране изделий и сувениров.

Ежегодно Москву посещают несколько миллионов туристов, которые стремятся с собой увезти частичку России, поэтому спрос на сувениры каждый год растет.

Иностранцы с удовольствием покупают или получают в дар русскую матрешку, а ведь самая первая матрешка была изготовлена именно в Подмосковье. Матрешка давно стала сувенирным символом русского народного промысла.

Чем же славится Москва? Какие самые знаменитые сувениры производят в столице? В селе Жостово изготавливают расписные подносы, деревня Федоскино знаменита лаковыми миниатюрами и шкатулками, в селе Вербилки изготавливают фарфор, в Павловском Посаде ткут самые красивые в мире платки, в Раменском районе – гжель. Это далеко не полный перечень.

В настоящее время на территории Подмосковья и Московской области в отрасли художественных промыслов работают как государственные, так и частные предприятия, общее количество которых около 20.

Основные народные промыслы, какими славится Москва:

  • гжель;
  • вербилковский фарфор;
  • федоскинская шкатулка;
  • жостовский поднос;
  • матрешка;
  • богородская игрушка;
  • павлопосадские платки.

Гжель

В Раменском районе Подмосковья в XVII веке более 20 деревень, которые были объединены в так называемый гжельский куст. Гжель делали до XVIII века, как обычную гончарную посуду и примитивные детские игрушки.

С начала XVIII века было открыто месторождение серой глины, возникло производство полуфаянса. Гжель становится самым крупным районом по производству керамики.

В середине XX века здесь была сосредоточена половина фарфоровых предприятий страны.

Гжель – самое популярное фарфоровое изделие с синей росписью на белом фоне. Каждое изделие выполняется индивидуально, нет двух одинаковых изделий, расписываются они все вручную.

На предприятии в селе Гжель трудятся сотни потомственных мастеров, которые создают: шкатулки, чайники, масленки, сахарницы, подсвечники, вазы, лампы, светильники и многие другие изделия.

Фарфоровый завод в Вербилках был образован в 1762 году, первоначально завод копировал образцы, привезенные из Европы, но к XIX веку нашел собственный стиль: формы ампира сочетались с цветовой насыщенностью декора. В 30-х годах XX века завод уже имел свою лабораторию. Фирменный знак завода – голова лося с могучими рогами. Известны изделия, посвященные городам России, с российской символикой, с военно-морскими мотивами.

В настоящее время завод выпускает обычную посуду и художественные изделия.

Федоскинская шкатулка и лаковая миниатюра

Искусство лаковой миниатюры сформировалось в селе Федоскино в конце XVIII века. Продукция фабрики становится настолько известной, что распространяется не только в России. Лаковая миниатюра – это один из символов русского народного промысла, изделия украшают лучшие музеи и мировые коллекции. Подлинность каждого произведения подтверждается подписью автора и сертификатом.

В основе миниатюры – картины, фотографии, рисунки, все это дополняется золотой орнаментальной графикой, что создает изделиям неповторимое роскошное убранство.

Федоскинская фабрика в настоящее время изготавливает изделия в традиционном русском стиле: панно, ларцы, шкатулки, визитницы, броши и многое другое. Изделия участвуют в международных выставках, выступают в роли подарков на правительственном уровне. Шкатулки были подарены президенту США, Папе Римскому, премьер-министру Великобритании.

Жостовский поднос

Если спросить россиян: «Какими народными промыслами славится Москва?», то многие ответят: «Жостовскими подносами». Это самый яркий народный промысел Подмосковья. Почти 200 лет создаются эти уникальные произведения искусства.

Первоначально изготавливались наряду с подносами табакерки, шкатулки и портсигары, но все производство изделий было из картона. Спустя время производство стало использовать только железные материалы и производить стали только подносы.

Каждый поднос уникален, расписывается вручную, по воображению мастера. Букеты цветов, в центре которых розы, – это главное украшение именитых подносов. Уже 150 лет используют черный, синий, зеленые фоны, а края украшают ажурным растительным орнаментом.

Матрешка

Чем славится Москва на весь мир? Конечно же, русской матрешкой или троицкой игрушкой. В Сергиевом Посаде в конце XIX века в мастерской деревянных игрушек была изготовлена матрешка.

В те времена в селах, расположенных возле Троице-Сергиевской лавры, процветало огромное количество ремесел, но особенно выделялось производство деревянных игрушек, которые называли «троицкими».

Бурный расцвет производства матрешек был в первые десятилетия XX века, были сформированы основные типы росписи. Самая первая матрешка хранится в Музее игрушек, который расположен напротив лавры.

Богородская игрушка

Это резные игрушки из мягких пород дерева. Возник промысел в селе Богородское, которое расположено недалеко от Сергиева Посада. Мастера режут скульптуры и игрушки из липы, осины, ольхи. Игрушки участвуют в многочисленных выставках за рубежом. В настоящее время работает фабрика художественной резьбы в поселке Богородское.

Платок Павловского Посада

Известны всему миру платки и шали города Павловский Посад. История платочного производства насчитывает около 200 лет. Первоначально выпускали набивные платки, а в середине XIX века стали на фабрике выпускать шали и платки из шерсти. На всех изделиях ставится штамп с указанием предприятия и времени изготовления.

В городе Павловский Посад есть музей, посвященный истории павловского платка.

Чем славятся Москва и Санкт-Петербург?

Москва и Московская область – это поистине центры народного промысла страны. Большая часть русских сувениров, которые покупают иностранцы, производятся в Подмосковье. А как обстоит дело во второй столице страны, в Санкт-Петербурге?

Северная столица – это культурный центр России. Изделия народного искусства этой местности отличаются утонченностью, сдержанностью. Столица знаменита оятской керамикой, фарфоровой скульптурой, оловянными солдатиками, стеклянными фигурками и куклами. Ремесленным центром была Охта, охтинские игрушки отличались помпезностью: модный и шикарный гусар, барышня, важный шарманщик и многие другие.

Вместо вывода

Народные и художественные промыслы Москвы и Санкт-Петербурга разнообразны по своей продукции, технике, используемому материалу и технологии исполнения. Богатое сувенирное наследие прошлого, которое успешно развивается и в настоящее время, это то, чем славится Москва.

Есть ли связь народного искусства с той местностью, где происходит зарождение и развитие промысла? Конечно, есть происхождение и развитие народных промыслов, обусловлено историей района и наличием местных природных ресурсов.

Источник: https://FB.ru/article/350926/chem-slavitsya-moskva-v-sfere-narodnogo-promyisla-simvolyi-russkogo-narodnogo-iskusstva

ovdmitjb

Add comment