Kievuz

Истина как конечная цель познавательного процесса

Истина как цель научного познания

Истина как конечная цель познавательного процесса

                                           Реферат

                                          на тему

«Истина как цель научного познания»

По дисциплине «История науки и техники»

                         Выполнено:

                       Студентка

                         Проверила:

Москва, 2014 год

Оглавление

Ценность истины 3

Истина, заблуждение и ложь4

Конкретность истины9

Ценность истины

Извечна гармония истины и красоты. В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называющуюся истиной.

Неувядаемая красота, гармония и благородство Парфенона – древнегреческого храма богини мудрости Афины Паллады символизируют могущество мудрости и непобедимость истины.

В мифологическом образе истина – прекрасная гордая и благородная женщина; иногда это богиня любви и красоты Афродита в колеснице, влекомой голубями – вечным символом мира.

Стремление к истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил Л. Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной.

Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий нравственно-эстетический смысл. Когда, например, Ф. М. Достоевский утверждал, что красота спасет мир, то он, конечно, был далек от каких бы то ни было религиозно-мистических мотивов (в чем его порой обвиняют), но говорил именно об этом высоком смысле истины, отрицая ее сугубо утилитарный, прагматический смысл.

Действительная истина не может быть ущербной. Простая полезность ее не может служить нравственному возвышению человечества.

Духом бескорыстного искания истины полна история цивилизации. Для подвижников науки, искусства искание истины всегда составляло и составляет смысл всей жизни. Память о них хранят благородные потомки.

История помнит искателей истины, рисковавших ради нее репутацией, подвергавшихся травле, обвинявшихся в шарлатанстве, умиравших нищими. Такова судьба многих новаторов, пионеров науки.

Верно сказано – не может быть апостолом истины тот, кто не имеет смелости быть ее мучеником.

Истина – величайшая социальная и личная ценность. Она ускоренна в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает.

Великие истины гуманизма, принципы социальной справедливости оплачены кровью и смертью многих из тех, для кого искание правды и защита интересов народов составляли смысл существования, кто сделал нас просвещеннее, умнее, культурнее, раскрыл истинный путь к счастью и прогрессу.

Истина, заблуждение и ложь

Обычно истину определяют как соответствия  знанию объекту.

Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного и интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.

Таким образом, истина существует не как объективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

Знание есть отражение и существует в виде чувственного или понятийного образца – вплоть до теории как целостной системы. Известно, что образ может быть не только отражением наличного бытия, но также и прошлого, запечатленного в каких-то средах, несущих информацию.

А будущее – может ли оно быть объектом отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла, конструктивной мысли, ориентированной на будущее? Видимо, нет. Разумеется замысел строится на знании прошлого и настоящего. И в этом смысле он опирается на нечто истинное.

Но можно ли сказать о самом замысле, что он истинен? Или здесь скорее адекватны такие понятия, как целесообразное, реализуемое, полезное – общественно полезное или полезное для какого-то класса, социальной группы, отдельной личности? Замысел оценивается не в терминах истинности или ложности, а в целях целесообразности и реализуемости.

Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике его развития.

То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим изменением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее.

Если бы познание с самого своего возникновения не было бы истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и

заблуждения. Процесс познания – негладкий путь. По словам Д. И.

Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках.

История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.

Заблуждение – это содержание сознания не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Так, например, в религиозном сознании вымысел принимается за реальность. История познавательной деятельности человечества показывает, что и заблуждения отражают, – правда, односторонне – объективную действительность, имеют реальный источник, «земное» основание.

Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего – пусть и очень опосредствованно или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдаленно – они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения причудливые узоры.

В целом же такие образы не есть нечто истинное.

Бытует мнение, будто заблуждения – досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата человечества за дерзновенные попытки узнать больше, чем позволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли.

Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как и его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности.

Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.

В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Так было, например, с геоцентрической теорией Птолемея или с трактовкой Ньютоном пространства и времени.

Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно – психологического феномена.

Ложь – это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.

Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление.

Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Как утверждал Галилей, избегнуть ошибок при наблюдении просто невозможно. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. До тех пор пока человек стремится все вперед и вперед, говорил Гете, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

Сказанное верно в основном по отношению к естественнонаучному познанию.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/psihologiya/istina-kak-cel-nauchnogo-poznaniya/283536/269539/page1.html

Проблема истины. Структура и динамика познавательного процесса

Истина как конечная цель познавательного процесса

Еще одной важной проблемой теории познания выступает вопрос о том, возможно ли достижение истины (достоверного знания) в результате познавательной деятельности.

Понятно, что все наше познание мира имеет смысл лишь в том случае, если мы можем добывать верные знания о нем – иначе все наши познавательные усилия были бы бессмысленны.

Философские представления об истине прошли долгий путь и к настоящему времени существуют в виде нескольких основных концепций.

Классическая концепция истины. Она берет начало в эпохе античности. Уже древним мыслителям было ясно, что многие вещи и их свойства скрыты от познания (Гераклит говорил, что природа любит прятаться).

Поиск таких “спрятанных” явлений может вести человека как по пути мнения, так и по пути истины. Мнение означает преимущественно мнимое знание, которое опирается лишь на наши органы чувств.

Истина же связана лишь с достоверным знанием, которре добывается прежде всего теоретическим мышлением – ему вещи открываются (в Древней Греции и истина, и несокрытость обозначались одним словом – алетейя).

На основе такого подхода в античной философии складывается понимание истины как соответствия наших знаний о вещи самой вещи, более или менее полного совпадения между ними. Эта ведущая идея была высказана еще Платоном: “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, – лжет”[32].

Иными словами, наши представления о вещи могут “быть полярными: они или верны – и тогда истинны, или же неверны – и тогда мы имеем дело с заблуждениями или ложью. Фома Аквинский сказал, что заблуждения, эти “чудовища сознания”, лишь принимаются за истину, но не являются ею; ложь же означает сознательное искажение истины.

Соответствие или несоответствие нашего знания вещам устанавливается практикой, которая выступает главным критерием истины. Так, в марксистской философии признается, что “точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания”[33] и в этом смысле практика выступает абсолютным критерием истины.

Вместе с тем она и относительна: наши практические средства всегда ограничены, и мы зачастую не можем подтвердить или опровергнуть наши знания.

Классическая концепция характеризует истину по следующим параметрам. С точки зрения:

• содержания – истина обладает объективностью. любого истинного знания о предмете определяется самим предметом – например, истина Электроны в атоме движутся вокруг ядра обусловлена структурой атома;

• полноты знания – истина характеризуется относительностью и абсолютностью. Ее относительность означает незаконченность, неполноту нашего знания о вещи -например, современные знания об атоме достоверны, но далеко не исчерпывают его.

Абсолютность истины традиционно понимается в двух смыслах: узком – когда абсолютным считается любое (чаще всего фактическое) знание, которое уже не может быть опровергнуто: В атоме есть ядро и электроны; широком – под абсолютной истиной понимается исчерпывающее, законченное знание о предмете.

Реально таких знаний не существует, и в этом смысле абсолютная истина означает предел, к которому стремится наше постоянно растущее знание;

• условий познания – истина обладает конкретностью. Истина является истиной, как правило, лишь для вполне конкретных условий. За их пределами она может превратиться в заблуждение – так, простейшая истина Вода кипит при 100 °С справедлива лишь в условиях нормального атмосферного давления.

Классическая концепция истины пережила века и до сих пор является наиболее распространенной.

Она хорошо работает в повседневных житейских ситуациях: в них довольно легко сравнить наше знание с вещами, убедиться в его истинности и действовать в согласии с ним (так, еще ребенком человек усваивает истину, что огонь обжигает, и она становится для него надежным регулятивом).

Вместе с тем с развитием нашего знания о мире и форм человеческой практики становилось очевидным, что классическая концепция далеко не всегда и не во всем соответствует реальному процессу познания. Это в конечном итоге привело к появлению новых концепций истины.

Прагматическая концепция (от греч. pragma – дело, действие). Разработана философской школой прагматизма (Пирс, Джемс, Дьюи). Она исходит из функционального понимания истины, ее эффективности и полезности для достижения целей субъекта. Джемс, например, писал: “истиной прагматизм признает то …

что лучше всего работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни” – т. е. речь идет здесь об инструментальном понимании истины. В такой логике заложена некоторая опасность субъективного произвола: каждый может считать истинным то, что привело его к успеху, к достижению намеченной цели.

Сам Джемс утверждал: “если окажется, что религиозные идеи имеют ценность для действительной жизни, то, с точки зрения прагматизма, они будут истинны в силу своей пригодности для этого”[34].

Вместе с тем у этой концепции есть и заметное достоинство – стремление придать проблеме истины реалистический, житейский характер, наполнить ее содержанием, практически значимым для человека.

Когерентная концепция (от лат.

cogerens – находящийся в связи)Т Используется преимущественно в научном познании, особенно в тех сферах науки, где весьма трудно сравнивать научные идеи и понятия с реальностью (высшая математика, теоретическая физика и т. п.).

Знание здесь считается истинным в том случае, если оно внутренне непротиворечиво, самосогласовано. проблема этой концепции заключается в том, что внутренняя непротиворечивость знания не всегда означает его “совпадение” с действительностью.

Плюралистическая концепция (от лат. pluralis -множественный). Исходит из факта сложности познаваемых объектов и приходит поэтому к выводу о наличии не одной, а нескольких (или даже многих) истин об одном и том же явлении.

В самом деле, знания о достаточно сложном явлении, полученные различными субъектами, могут по-разному, но в чем-то верно (хотя и частично) отражать его и быть, следовательно, истинными. Поэтому нельзя отдать предпочтение какой-то одной истине – все они в определенной мере равноправны, и среди них нет главной, царской истины.

Значит, целостное знание о таком явлении должно строиться по принципу дополнительности, когда каждое из его истинных определений следует компенсировать другими, часто даже противоположными утверждениями – так, истина, что человек является биологическим существом, должна быть дополнена положениями (тоже истинными!) о том, что он выступает в качестве космического, физического, социального, духовного явлений.

Заканчивая анализ проблемы истины, следует также отметить, что представления человека о мире далеко не всегда могут быть однозначно распределены по двум полюсам – истина и заблуждение.

Поэтому современная гносеология оперирует и такими понятиями, как “степень истины”, “частичная истина”, “правдоподобное знание”, “более и менее ложные суждения” и др. Эти характеристики знания отражают степень его приближения к подлинной истине и имеют заметное практическое значение. Так, если высота какой-то горы равна 6 тыс.

м, а мы ее оцениваем в 5,5 тыс. м, то это теоретически и практически лучше, чем если бы мы считали ее равной 4 тыс. м – хотя оба суждения являются заблуждениями.

Кроме того, существуют такие проблемы (в первую очередь философские и религиозные), которые, скорее всего, не имеют однозначно истинного решения: например, на вопрос о смысле жизни каждый человек отвечает по-своему, исходя из своих мировоззренческих, ценностных и других жизненных установок, и вряд ли в данном случае можно дать единственно верный ответ.

Структура и динамика познавательного процесса

Отношение между субъектом и объектом познания составляет как бы каркас познавательного процесса. Реализуется же познание с помощью целого набора других структурных компонентов, каждый из которых играет вполне определенную роль в получении человеком знаний о мире.

С чего начинается познание?

Отметим прежде всего, что познание явления или вещи, впервые встретившихся человеку в его житейской практике, начинается не с нуля, а опирается на некоторое исходное основание – личностное знание.

Личностное знание представляет собой всю совокупность сведений субъекта о мире, которые человек уже приобрел как в своем личном опыте, так и в результате обучения и воспитания.

Эти знания не равноценны по своему статусу и значению: они включают, с одной стороны, сведения общезначимого характера (мировоззренческие ценности, законы науки и т. д.), а с другой – личные знания человека о себе самом, своих особенностях, об индивидуальном отношении к своему миру.

Личностное знание содержит и различные заблуждения, предрассудки, мифологемы и другие “сведения”, искажающие реальность. Однако каждый человек, как правило, считает свои представления о мире справедливыми – он не только знает мир, но и верит в достоверность своего знания. (“Я верю тому, что знаю”. Л. Витгенштейн.

) Более того, любая вера (в том числе и религиозная) не нуждается в каком-либо обосновании: человек просто принимает те или иные установки как само собой разумеющиеся, не подлежащие никакому сомнению. Поэтому личностное знание есть более или менее упорядоченный конгломерат верных и ошибочных представлений о мире, соединенных в единое целое “скрепами” веры.

В процессе индивидуального познания личностное знание выполняет три основных функции. Избирательная функция: человек на основе своего знания о мире и своих целей и интересов сам выбирает для себя предметы познания и их свойства, намечает пути их изучения.

Оценочная функция состоит в том, что, знакомясь с предметом познания, субъект сравнивает его с уже известными явлениями, старается найти что-то общее между ними, т. е. дает ему какую-то предварительную оценку.

Интерпретационная функция имеет место тогда, когда человек, освоив так или иначе познаваемый предмет, дает ему свою интерпретацию (т. е. толкование и объяснение) – опять-таки с соответствии с собственным знанием-верой.

Личностное знание, таким образом, пронизывает собой все стадии познавательной деятельности человека.

Источник: http://an-site.ru/dk/of25.htm

ovdmitjb

Add comment