Kievuz

История нашего календаря

А вы знаете, что такое календарь? история возникновения календаря

История нашего календаря

Давайте поговорим о том, что такое календарь, что он собой представляет. Это слово за всю свою историю имело разные значения. Сам термин происходит от латинского calendae.

Это первый день месяца в Древнем Риме. Позже появилось слово calendarium – долговая книга, в которую в каждый день нового месяца заносились кредиторами обязательства и проценты по ним.

А вот в Средние века слово уже приобрело современное значение.

Календарь: определение и краткая классификация

Так что же такое календарь в нашем понимании? Это своеобразная система отсчета длительных промежутков времени с их делением на более краткие периоды (год, месяц, неделя, день). Необходимость согласовать между собой годы, месяцы и сутки привела к появлению нескольких календарных систем, а точнее трех:

  • солнечный календарь,
  • лунный,
  • лунно-солнечный.

Солнечный календарь основывался на вращении Солнца, согласовывая при этом сутки и год. Лунный – на движении Луны, согласовывая сутки с лунным

месяцем. В лунно-солнечном календаре предпринималась попытка соединить между собой все эти промежутки времени.

Из истории календаря

А сейчас сделаем еще один небольшой экскурс в историю. Календарь, показывающий число, день недели, месяц и позволяющий сосчитать, сколько осталось времени до какого-нибудь важного события, впервые создали еще в Древнем Египте. Египтянам он был необходим для подсчета количества дней, оставшихся до разлива Нила.

К этой дате они должны были заранее подготовиться: очистить каналы, отремонтировать плотины. Для них это было крайне важно. Не задержи они воду, та бы просто ушла в море, а урожай пропал бы без влаги. Жрецы заметили, что при летнем солнцестоянии на небосводе на рассвете появляется очень яркая звезда. Сейчас ее называют Сириусом.

Именно в этот день и начинал разливаться Нил. Потом египтяне подсчитали, что эта звезда появляется один раз в 365 дней. Эти дни они поделили на 12 промежутков, каждый из которых состоял из 30 суток (теперь мы их называем месяцами). Последние 5 дней они поместили в самом конце года.

Вот такой вид имел «прародитель» нашего современного календаря.

Со временем египтяне поняли, что допустили ошибку в подсчетах. Ведь через 4 года Сириус опаздывал на целые сутки. А через восемь лет еще на одни… Они выяснили, что год имеет 365 дней и еще 6 часов. Разница нам кажется совершенно маленькой, однако за 4 года набегают целые сутки. Египтяне не стали менять свой календарь. И лишь в 46 г. до н. э.

изменения в их системе времени произвел римский император Юлий Цезарь. После этого календарь назвали юлианским. По нему каждый из месяцев года состоял из разного количества дней (31, 30, а февраль – 28). К самому короткому (февралю) один раз в 4 года прибавляли один день. Сейчас мы такой год называем високосным. Как известно, в нем 366 дней.

Современный календарь немного отличается от древнеегипетского и юлианского, имеет свои нюансы… Более тщательные расчеты позволили до секунд определить длину года. Казалось бы, какая мелочь все эти минуты и секунды. Но за 400 лет их набежало на трое суток. Следовательно, календарь вновь оказался неточным. И вновь потребовалось вносить коррективы.

В 1582 г. папа римский Григорий XII внес свои изменения и назвал календарь
григорианским. Шло время. За много лет расхождения между юлианским и григорианским календарями составили целых 13 дней. Европа перешла на времяисчисление, предложенное папой римским. А вот Россия долгое время отдавала предпочтение юлианскому.

В 1918 году при переходе на новый календарь пришлось убрать сразу 13 дней. В России было 31 января, и сразу наступило 14 февраля. И до сих пор при описании событий столетней давности во многих источниках часто указывается не одна, а две даты – старого и нового стиля. Необходимо заметить, что и нынешний календарь, к которому мы все привыкли, тоже несовершенен и содержит свои погрешности.

Речь идет об ошибке в одни сутки, которые накапливаются за 3300 лет.

Следует заметить, что в настоящее время календарь является не просто средством определения дня, года, месяца. Он имеет более широкое применение, а значит, и разновидностей его должно быть несколько. Все мы слышали, например, о детских календарях. А есть еще церковный, астрологический, метеорологический и др. Вкратце остановимся на каждом из них. И начнем, пожалуй, с детского.

Для самых маленьких

Итак, давайте разберемся, что такое календарь для детей, обсудим, каково его предназначение и отличительный черты.

Детский календарь развития помогает родителям следить за ростом и изменениями в развитии малыша: достаточно ли он прибавил в весе? Каков его рост? Есть ли прогресс в двигательном развитии, психоэмоциональном? Как правильно заниматься с ребенком, какие первые игрушки ему предлагать? Каждый малыш индивидуален, а потому и развивается своими темпами, и его достижения могут не совпадать с общепринятыми нормами. Задача календарей для детей в этом случае как раз и заключается в том, чтобы помочь ориентироваться родителям в нужных параметрах.

Следим за погодой

Несправедливо было бы в процессе нашего разговора обойти вниманием и такие разновидности, как астрологический, религиозный, погодный календари. Первые два вида нам хорошо известны. А вот вопрос о погодных календарях следует изучить более внимательно. Интересна сама история их возникновения. Итак, давайте рассмотрим, что такое календарь погоды и для чего он нужен.

Его появление обусловлено первой необходимостью людей систематизировать
свои наблюдения за погодными явлениями. В календарь заносили сведения о метеоусловиях в различные дни года, месяцев, сезонов.

По аналогии с астрологическими, погодные предсказывали будущее состояние природы. Такие календари были еще в Древнем Риме. Пик увлечения ими приходится на Средние века.

В те времена даже была издана «Книга природы» (1340 г.).

Несложно представить, насколько сложно рассчитать долгосрочные прогнозы. Подавать их только на основе обычных примет просто наивно. Но множество погодных календарей было составлено именно таким образом. И люди в них верили. Одним из таковых был столетний календарь. А возник он следующим образом.

В XVII веке жил аббат Маврикий Кнауэр. После тяжелой войны между протестантами и католиками

земли были опустошены и разорены. Сельское хозяйство пришло в упадок. Аббат Кнауэр был очень обеспокоен этим. Погода его тоже не радовала.

Снег и поздние заморозки весной мешали сеять, от ливней вымокали культуры, засуха летом губила урожай. Аббат Кнауэр начал вести дневник наблюдений за погодой. Конечно, у него не было никаких метеорологических приборов. Он просто записывал свои наблюдения, давал субъективные оценки.

Святой отец ошибочно считал, что погода зависит от ярких светил. Он пытался найти закономерности. Свои наблюдения аббат производил 7 лет. По его расчетам, погода должна была повториться в следующие семь лет (по количеству небесных светил, известных в то время). Однако впоследствии он убедился, что его прогнозы не оправдались.

Потерпев неудачу, аббат прекратил вести свой дневник наблюдений. Однако на их основании он все-таки издал книгу-руководство для монастырей по ведению сельского хозяйства.

Прошли годы, и записи аббата попали к астрологу-врачу Хельвигу. И он, используя их, издал календарь погоды на сто лет, так называемый столетний календарь. Конечно, он был антинаучным.

Но использовался на всей территории Германии. А в переводах распространился по всей Европе. Сфера его применения была довольно широка, иногда прогнозы даже совпадали.

А о неоправдавшихся «предсказаниях» люди быстро забывали…

Что ж, мы с вами рассмотрели, что такое календарь, как он появился, вспомнили, какие существуют на сегодняшний день его разновидности. Надеемся, информация была вам полезна, и вы узнали для себя много нового и интересного.

Источник: https://FB.ru/article/215478/a-vyi-znaete-chto-takoe-kalendar-istoriya-vozniknoveniya-kalendarya

История календаря » Познавательно-развлекательный блог

История нашего календаря

Общепризнанным считается григорианский календарь, в котором для учета нецелого числа суток в году используется 4-летний цикл. При этом в обычном году 365 дней, а каждый четвертый год считается високосным, продолжительностью 366 дней.

Новый год сейчас наступает 1 января, хотя с точки зрения точности календаря это не имеет значения, – например, раньше год начинался 1 апреля.

Под такое описание подходит и старый, юлианский календарь, принятый Юлием Цезарем на основании рекомендаций астронома Сосигена.

Юлианский календарь отличался крайней простотой и фактически решал единственную задачу: согласовать продолжительность календарного года с продолжительностью солнечного года.

При этом начало года, продолжительность и начало месяцев никак не связывались с лунными и солнечными циклами.

Папа Григорий XIII в 1582 году, ввел незначительное изменение, улучшевшее согласованность календаря с солнечным годом.

Средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365,25 суток, в то время как солнечный год равен 365,2422 дня. Такое несоответствие в юлианском календаре приводило к запаздыванию на сутки за 128 лет, и к 1582 году отставание составило 10 дней.

Папа Григорий утвердил следующее изменение в юлианском календаре: года, кратные 100 годам, которые не делятся на 4 без остатка после деления на 100, високосными не считаются.

Это уменьшило погрешность календаря до одних суток в 4240 лет, а по сути означает, что 1900 и 2100 года високосными не считаются, в отличие от 2000. Впрочем, как григорианский так и юлианский календари можно считать гражданскими, поскольку даты многих религиозных праздников рассчитываются специальным образом.

Например, христианская Пасха не имеет фиксированной даты в календаре, а празднуется в первое воскресенье после полнолуния, происшедшего после дня весеннего равноденствия и через неделю после еврейской Пасхи.

До сих пор существует два разных отношения к григорианскому календарю. Первое заключается в том, что поскольку он самый простой и понятный, то пусть он будет стандартом (де-факто, он им и является для западных стран).

Некоторые считают, что такая “простота хуже воровства”, и используют календарь, синхронизированный с солнечными и лунными циклами, то есть попытаются объединить гражданское и религиозное время.

Такие “плавающие” календари используются во многих азиатских и исламских государствах.

К сожалению, разработать идеальный календарь невозможно, так как для циклов Земли, Луны и Солнца нельзя найти абсолютно точный общий знаменатель.

На роль временного “скелета” календаря в разных странах выбирали разные циклы, что определялось географией и основным родом занятий населения. Наиболее известным является 19-летний метонов цикл, который греческий математик Метон описал в V веке до н.э.

За такой срок Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звезд, что и в начале периода. Этот цикл, равный 235 лунным (синодальным) месяцам, имеет значение для некоторых современных календарей.

Во многих восточных лунных календарях он используется для лунно-солнечной синхронизации. Свои вычисления Метон делал с помощью вертикального гномона (фактически, солнечных часов) в Афинах.

Для оценки разных календарей можно ввести такой показатель, как его погрешность – то есть продолжительность года, рассчитанная в солнечных сутках в соответствии с данной календарной системой. За эталон можно было бы взять астрономический год, который в сутках равен 365,242198.

Это продолжительность полного оборота Земли вокруг Солнца, посчитанная относительно неподвижных звезд с учетом прецессии, то есть вращения земной оси. Полный цикл прецессии занимает 25800 лет, а в древней астрономии он известен под названием платонов год.

Таким образом, если учесть это движение, то полный оборот Земли вокруг Солнца будет происходить чуть-чуть быстрее, чем это происходит в рамках солнечной системы.

Однако с точки зрения гномоники более естественным будет взять за эталон тропический год, то есть промежуток между двумя точками весеннего равноденствия. Тропический год равен 365,2424 суток.

Как будет ясно, далеко не все календари привязаны к солнечным циклам, поэтому показатель солнечной точности для них не будет иметь смысла.

Сравнивая календари по точности, стоит иметь в виду, что любой календарь – это закрепление временного символизма в глубинной памяти народа. Именно поэтому представления о времени обладают крайней консервативностью и постоянством и просто поменять их, пусть даже в угоду точности, вряд ли получится.

Древние календари

Задолго до нашей эры в Шумере, Египте, Китае, Индии и Америке велись сложнейшие астрономические наблюдения с помощью гномона и примитивных инструментов. Например, в Китае за тысячу лет до нашей эры наклон земной оси был вычислен как 23°54'.

Известное нам отклонение отличается от расчетного меньше чем на полградуса и составляет около 23°27' (такую погрешность и школьный транспортир не сможет измерить). Помимо Солнца и Луны наши предки наблюдали за Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном, а также некоторыми яркими звездами.

Все эти крайне сложные и достаточно точные наблюдения легли в основу того, что сейчас принято называть астрономией, а в то время являлось частью гномоники и астрологии. Изначально гномоном пользовались для определения локального меридиана (направления север-юг), а также наблюдения за циклами прохождения звезд и планет через локальный меридиан.

Обычная же жизнь строилась по такому расписанию, который предполагал понятный народу счет дней года и совпадал с ритмом коллективных работ. Поэтому солнечные циклы ложились в основу календарей земледельческих сообществ, а лунные циклы были важны для скотоводов, охотников и рыбаков.

Календарь индейцев Майя. В нем была сделана попытка объединить сразу два времени: гражданское и сакральное. 260-дневный цикл определял культовый распорядок, в нем повторялись названия дней и числа недели, он назывался цолькин. Следующий цикл – четырехлетний, и в нем повторяются название дня и числа месяца.

Гражданский год – тун – Майя равнялся 365 дням и состоял из 13 месяцев по 20 дней и 5 праздничных дней в конце. Через четыре года новый год приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа 13-дневной недели. 20 тунов образовывали катун, 20 катунов – бактун и, наконец, 13 бактунов составляли великий цикл в 5130 лет.

Был еще и 52-летний цикл (13 раз по 4 года), который синхронизировал циклы в 365 и 260 дней. Точность солнечного календаря майя составляет 365,242129 суток! Обычно факт столь высокой точности, а также близость к году астрономическому сильно будоражит воображение уфологов. Впрочем, истинные причины выбранных индейцами циклов так и остаются неизвестными.

Непонятно также почему, майя испытывали такое благоговейное отношение к числам 13 и 20, в отличии от шумерских 12, 24, 30 и 60, которые лежат в основе нашего современного счета времени.

Китайский календарь. Типичный пример “плавающего” календаря, в основе которого лежат циклы Луны и двух планет: Юпитера (примерно 12 раз по 12 лунных месяцев) и Сатурна (около 30 раз по 12 лунных месяцев).

Пять лет, то есть количество 12-летних циклов в 60-летнем, совпадает с количеством символических первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл и вода.

Каждому элементу соответствует свой цвет: синий (или зеленый), красный, желтый, белый, черный; своя планета: Юпитер, Марс, Сатурн, Венера, Меркурий, и время года: весна, лето, конец лета, осень, зима.

Данная система счета времени является одновременно и общепринятой (гражданской), и сакральной, поскольку неразрывно связана с восточной астрологией. Еще ее можно считать коммерческой, с учетом того, сколько денег зарабатывает Китай на изготовлении разноцветных зверюшек к новому году (белого железного зайца нам сулит 2011 год). Китайский календарь распространен в некоторых юго-восточных странах.

Кельтский календарь. Кельтская цивилизация оставила нам целый храм Времени в виде мегалитов Стоунхенджа. Это было сделано жрецами-друидами около 4000 лет тому назад на юге Англии.

Интересно, что кельты знали точный 56-летний цикл повторения солнечных и лунных циклов (18,7 года).

То есть они использовали более точный метонов цикл за 1500 лет до уважаемого грека и можно с уверенностью говорить о том, что кельты в своем календаре использовали комбинацию лунных и солнечных циклов.

Солнечные и лунные календари

Более понятные календари появились позже. Исторически, охотники и рыбаки строили свои календари на фазах Луны. Луна играла главную роль и в магических обрядах, и в привязке гражданского времени к месяцам и годам.

Такие календари построены на лунном (синодическом) месяце, продолжительность которого некратна суткам – около 29,53. Поэтому во многих лунных календарях продолжительность месяцев чередуется: то 29, то 30 дней. Начало года или “плавает”, или периодически корректируется вставкой дополнительных месяцев.

Лунные календари лежали в основе культур Востока: вавилонян, китайцев, евреев, индусов, японцев.

Земледельцы предпочитали строгое сезонное деление года по фазам Солнца. Типичным был египетский календарь. Год длился ровно 360 дней, состоял из 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 суток представляют извечную проблему тех, кто хочет взять за основу календаря фазы Солнца.

Поскольку эти дни нарушают идеальную гармонию, то и относились к ним обычно негативно. Был период, когда их не считали, а просто верили жрецам, которые объявляли, что “в этом году в конце будет столько-то дней, неугодных богам”.

Такой подход очень напоминает гражданский год индейцев майя, за исключением того, что 360 дней майя делили на 13 месяцев по 20 дней.

В Египте начало года связывали с появлением Сириуса над горизонтом (момент совпадал с разливом Нила), но естественнее считать началом солнечного года день весеннего равноденствия, ближайшее полнолуние от которого считается началом и во многих лунных календарях.

На эпоху Юлия Цезаря пришлась полная путаница со временем, поэтому введение нового календаря было необходимостью. С его появлением счет времени стал полностью гражданским и доступным простым людям.

Дело в том, что до юлианского календаря время в Риме было тайной для народа и его объявляли жрецы-понтифики на основании астрономических наблюдений, а потом просто личных соображений.

Очевидно, что такая скрытность в отношении времени ничего общего не имела с сакральным смыслом.

Юлианский календарь в своей основе является типичным солнечным календарем. Названия месяцев пришли частью из греческой, частью из римской мифологии. Точность юлианского календаря – 365,25 солнечных дней, а григорианского – 365,2425. То, что начало года фиксируется и никак не связано с астрономическими явлениями, делает григорианский календарь очень удобным и простым.

Единый календарь

Из относительно современных солнечных календарей, успешно сочетающий в себе лунные и солнечные циклы, незаслуженно забыт персидский календарь.

Как и григорианский, он основан на периоде обращения Земли вокруг Солнца. Год в таком календаре привязан к сезонам и начинается в день весеннего равноденствия.

В годе 12 месяцев, первые шесть по 31 дню, следующие – по 30, последний месяц равняется 29 дням в обычный год и 30 дням в високосный. Довольно точно такой календарь соответствует Зодиаку.

Началом года считается момент перехода Солнца (по местному времени) из южного полушария в северное. В среднем на 33 года приходится 8 високосных. Високосным считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1, 5, 9, 13, 17, 22, 26 или 30.

Одно время этот календарь использовался в Иране. Его точность очень хороша – 365,24242 суток. В разработке этого календаря участвовал известный арабский математик, поэт и суфий Омар Хаям.

Говоря о современном счете времени, приходится затрагивать достаточно деликатную тему: от чего считать? Григорианский и юлианский календари считают время от рождения Исуса Христа.

Счет времен в мусульманском календаре ведется от хиджры, то есть даты переезда Мухаммеда из Мекки в Медин, что соответствует 16 июля 622 года по юлианскому календарю.

По еврейским представлениям новолуние Мироздания, то есть начало отсчета времени жизни, происходило в 3761 году до рождества Христова, в понедельник, в 5 часов и 204 части пополудни.

Введение единого календаря вряд ли возможно именно потому, что начало счета времени представляет собой фундаментальную основу разных религиозных представлений. То, что григорианский календарь, де-факто, является “эсперанто-календарем”, лишний раз доказывает его удобство и простоту, но внутренний ритм разных культур неизмеримо сложнее и разнообразнее.

Источник: http://www.nauka-prosto.ru/page/istorija-kalendarja

История нашего календаря

История нашего календаря

Хохлов Тимофей Владимирович

Мы так привыкли пользоваться календарем, что даже и не вполне отдаем себе отчет в том, как велика в нашей жизни и во всем нашем мышлении роль упорядоченного счета времени; между тем нетрудно видеть, что никакая культура невозможна без него.

Н.И.Идельсон

Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Само же слово календарь произошло от латинских слов “caleo” – провозглашать и “calendarium” – долговая книга.

Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

В том, что время течет, мы убеждаемся, наблюдая движение, развитие окружающих нас материальных тел. Измерять же промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически. Таких периодических явлений в окружающем нас мире находится несколько.

Это прежде всего смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени – сутки, затем смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца (от греческого “синодос” – сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе, при этом иногда Луна находит на Солнце на небе – происходит солнечное затмение) и, наконец, смена времен года и соответствующая ей единица счета – тропический год (от греческого “тропос” – поворот : тропический год – промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, досигнув наибольшей величины, снова уменьшается).

Трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой.

Неудивительно поэтому, что в одних местах люди считали время единицами, близкими к продолжительности синодического месяца, принимая в году определенное (например, двенадцать) число месяцев и не считаясь с изменением времени года. Так появились лунные календари.

Другие измеряли время такими же месяцами, но продолжительность года стремились согласовать с изменениями времен года ( лунно-солнечный календарь ). Наконец третьи за основу счета дней принимали смену времен года, а смену фаз Луны вообще не принимали во внимание ( солнечный календарь ).

Семидневная неделя

Происхождение семидневной недели. Искусственные единицы измерения времени, состоящие из нескольких (трех, пяти, семи и т.д.) дней, встречаются у многих народов древности. В частности, древние римляне вели счет дням “восьмидневками” – торговыми неделями, в которых дни обозначались буквами от А до Н; семь дней такой недели были рабочими, восьмые – базарными.

Но вот уже у известного иудейского историка Иосифа Флавия (37 – ок. 100 г. н.э.) читаем: “Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распостранился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день”. Откуда же “пошла есть” эта семидневная неделя ?

Обычай измерять время семидневней неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. В самом деле, продолжительность синодического месяца составляет 29,53 суток, причем люди видели Луну на небе около 28 суток: семь дней продолжается увеличение фазы Луны от узкого серпа до первой четверти, примерно столько же – от первой четверти до полнолуния и т. д.

Но наблюдения за звездным небом дали еще одно подтверждение “исключительности” числа семь.

В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь “блуждающих” светил, которые позже были названы планетами ( от греческого слова “планэтэс”, которое и означает “блуждающий”).

Предполагалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке : Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. В Древнем Вавилоне возникла астрология – верование, будто планеты влияют на судьбы отдельных людей и целых народов.

Сопоставляя определенные события в жизни людей с положением планет на звездном небе, астрологи полагали, что такое же событие наступит снова, если это расположение светил повторится. Само же число семь – количество планет стало священным как для вавилонян, так и для многих других народов древности.

Название дней недели. Разделив сутки на 24 часа, древневавилонские астрологи составили представление, будто каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая как бы “управляет” им.

Счет часов был начат с субботы: первым ее часом управлял Сатурн, вторым – Юпитер, третьим Марс, четвертым – Солнце, пятым – Венера, шестым – Меркурий и седьмым – Луна. После этого цикл снова повторялся, так что 8-м, 15-м и 22-м часами “управлял” Сатурн, 9-м, 16-м, 23-м – Юпитер и т.д.

В итоге получилось что первым часом следующего дня, воскресенья, “управляло” Солнце, первым часом третьего дня Луна, четветого – Марс, пятого – Меркурий, шестого – Юпитер и седьмого – Венера. Соответственно этому и получили свое название дни недели.

Эти названия дней недели именами богов перекочевали к римлянам, а затем в календари многих народов Западной Европы. На латинском, русском и английском языках они выглядят так:

Сегодня почти все народы мира пользуются солнечным календарем, практиески унаследованном от древних римлян.

Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте можно сказать лишь “хуже было некуда”.

А все вероятно потому, что, как заметил римский поэт Овидий ( 43 г. до н. э. – 17 г. н. э. ), древние римляне лучше знали оружие, чем звезды…

Древнеримский календарь

Сельскохозяйственный календарь. Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба.

Едва ли не главным “ориентиром” при этом был восход и заход ( утренний и вечерний ) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями. Начала многих полевых работ здесь связывали и с фавонием – теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале ( 3 – 4 февраля по сов- ременному календарю ).

По свидетельству Плиния, в Риме “с него начинается весна”. Вот несколько примеров проведенной древними римлянами “привязки” полевых работ к изменению вида звездного неба :

“Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают лозы… Между весенним равноденствием и восходом Вергилий ( утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая ) пропалывают нивы…, рубят иву, огораживают луга…, следует сажать маслины”.

“Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что если начнется непогода, то семена станут гнить… От фавония до восхода Арктура ( с 3 по 16 февраля ) рыть новые канавы, производить обрезку в виноградниках “.

Следует, однако, иметь в виду, что этот календарь был переполнен самыми невероятными предрассудками. Так, луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не виден (“тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц”), а на поле не будет сорняков.

Яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в первую четверть фазы Луны. Согласно Плинию, “всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе”. Поэтому тот, кто решил стричся когда “Луна прибывает”, рисковал облысеть.

А если в указанное время срезать листья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву грозила гниль…

Месяцы и вставные дни. Остановимся на общей структуре древнеримского календаря, сложившейся в середине I в. до н. э.

В указанное время год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев с таким распределением дней в них :

О добавочном месяце Мерцедонии речь пойдет ниже.

Как видно, за исключением одного, все месяцы древнеримского календаря имели нечетное число дней. Это обясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа счастливые, тогда как четные приносят несчастья. Год начинался с первого числа марта.

Этот месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд.

Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire – раскрывть, так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях или от слова apricus – “согреваемый Солн-цем”. Он был посвящен богине красоты Венере.

Третий месяц Майус посвящался богине земли Майе, четвертый Юниус – богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера. Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре : Квинти-лис – пятый, Секстилитис – шестой, Септембер – седьмой, Октобер – восьмой, Новембер – девятый, Децембер – десятый.

Источник: https://mirznanii.com/a/134076/istoriya-nashego-kalendarya

Н.И.Идельсон

История нашего календаря

Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Само же слово календарь произошло от латинских слов “caleo” – провозглашать и “calendarium” – долговая книга.

Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе – что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

В том, что время течет, мы убеждаемся, наблюдая движение, развитие окружающих нас материальных тел. Измерять же промежутки времени оказалось возможным, сопоставляя их с явлениями, которые повторяются периодически.

Таких периодических явлений в окружающем нас мире находится несколько.

Это прежде всего смена дня и ночи, которая дала людям естественную единицу времени – сутки, затем смена фаз Луны, происходящая на протяжении так называемого синодического месяца (от греческого “синодос” – сближение; имелось в виду ежемесячное сближение Луны и Солнца на небе, при этом иногда Луна находит на Солнце на небе – происходит солнечное затмение) и, наконец, смена времен года и соответствующая ей единица счета – тропический год ( от греческого “тропос” – поворот : тропический год – промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается ).

Трудности, возникающие при разработке календаря, обусловлены тем, что продолжительность суток, синодического месяца и тропического года несоизмеримы между собой.

Неудивительно поэтому, что в одних местах люди считали время единицами, близкими к продолжительности синодического месяца, принимая в году определенное (например, двенадцать ) число месяцев и не считаясь с изменением времени года. Так появились лунные календари.

Другие измеряли время такими же месяцами, но продолжительность года стремились согласовать с изменениями времен года (лунно-солнечный календарь).

Наконец третьи за основу счета дней принимали смену времен года, а смену фаз Луны вообще не принимали во внимание ( солнечный календарь ).

ovdmitjb

Add comment