Kievuz

История психологического тренинга

История психологического тренинга

История психологического тренинга

Со времени своего возникновения тренинг завоевал прочное место в профессиональной подготовке специалистов за рубежом и в отечественной практике. Научно обоснованные индивидуальные формы тренинга появляются в начале ХХ в.

как средство преодоления ограничений, накладываемых на результаты обучения теоретическими знаниями, и «безопасного» приобретения трудовых навыков.

Тренировки, в частности идеомоторная, психотехнические упражнения и игры, создавали возможности формирования и упрочения профессионально важных навыков и умений на основе приобретенных знаний и их перенос в профессиональную реальность.

Индивидуальные формы профессионального тренинга широко разрабатывались в 30-е гг. в нашей стране и за рубежом в ряде научных центров, психотехнических и психологических лабораторий. В некоторых случаях теоретический материал включается непосредственно в программу тренинга.

Особенно широко индивидуальные формы нашли применение в профессиональной подготовке специалистов операторского профиля с использованием тренажеров, программированных инструкций и индивидуальных порождающих игр [18; 49; 56]. Тренажеры способствовали овладению определенным конечным набором навыков на операционном уровне и восстановлению их после длительных перерывов в работе.

Использование тренажеров основывалось на моделировании процессов деятельности с помощью механических и электронных устройств [56].

Индивидуальные формы профессионального тренинга направлены на сохранение и восстановление работоспособности специалистов, подготовку их психики к работе в специфических или экстремальных условиях профессиональной деятельности.

В решении перечисленных задач наибольшее распространение получили разнообразные формы психической саморегуляции (ПСР).

Психосаморегуляция в ее различных модификациях позволяет оптимизировать согласованность параметров профессиональной среды с психологическими особенностями субъекта деятельности, производить коррекцию и развитие психических функций.

Аутогенная тренировка

Применение аутотренинга (АТ) способствует выработке у специалистов привычки к самоконтролю, самообладанию, сохранению высокой работоспособности, самонаблюдению за внешними проявлениями эмоций и состояний, умения самостоятельно преодолевать напряжения разных видов. В самом широком смысле эффективное применение методов психологической саморегуляции приводит к повышению восприимчивости к самообращению, самоприказу.

Биологическая обратная связь (БОС)

В последнее время разрабатываются специальные методы тренировки осознанного самоконтроля и произвольного изменения протекания непроизвольных физиологических процессов средствами биологической обратной связи (БОС).

В качестве примеров использования БОС-тренинга можно привести методику использования психофизиологического контура с ОС от биопотенциалов головного мозга, что дает возможность преобразования неощущаемых субъектом изменений биопотенциалов в сенсорно воспринимаемые изменения частоты звукового тона.

Произвольное изменение операторами своего состояния посредством системы образных представлений, синхронных со звуковым тоном, использовались для повышения надежности деятельности операторов, работающих на модели компенсаторного слежения [43].

Метод БОС получает развитие и в области обучения профессионалов в синтезированных информационно-динамических игровых средах.

В отличие от традиционного БОС-тренинга, в котором информация об изменении функционального состояния поступает через звуковые, цветовые, температурные преобразования ряда физиологических показателей, таких, как электрокардиограмма, кожно-гальваническая реакция и т.п.

, практикуется ее предъявление через изменение значимых показателей игровой ситуации. По некоторым данным подобный подход дает более высокие показатели в соотнесении с традиционным БОС-тренингом [42].

Систематическая десенсибилизация

По результатам последних исследований эффективной методикой, позволяющей повысить надежность профессиональной деятельности операторов систем слежения и руководителей, действующих в напряженных условиях, является применение систематической десенсибилизации в сочетании с АТ. Методика систематической десенсибилизации предусматривает ряд последовательных шагов, включающих составление объективного описания стрессовой ситуации, потребного поведения в ней и воздействия подготовленного текста в состоянии релаксации.

Программированные инструкции

К разновидностям индивидуального тренинга относятся программированные инструкции [21], которые используются для подготовки младшего медицинского персонала, военнослужащих, специалистов, готовящихся к работе за рубежом.

Эти инструкции представляют собой алгоритмизированные описания последовательности действий, на этапах которой необходимо принимать те или иные решения, и их оптимальность немедленно оценивается.

Программированные инструкции применяются в двух формах: с помощью так называемых обучающих машин, либо в буклетах.

Т – группы

Принято считать, что возникновение групповых форм тренинга, или группового движения, относится к 1946 году. Это событие обычно связывают с именами К. Левина, Л. Бредфорда, Р. Липпита и К. Роджерса. Разработанные К. Левиным и К.

Роджерсом теория групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. К.

Левин утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте, поэтому, чтобы обнаружить и изменить свои установки, выработать новые формы поведения, человек должен преодолеть свою аутентичность и научиться видеть себя так, как его видят другие.

Считается, что впервые тренинговые занятия, направленные на повышение компетенции в общении, были проведены учениками К. Левина в Бетеле (США) и получили названия Т-групп [61].

В их основе лежала следующая идея: большинство людей живет и работает в группах, но чаще всего они не отдают себе отчета в том, как они в них участвуют, какими их видят другие люди, каковы реакции, которые вызывает их поведение у других людей. Успешная работа К.

Левина и его сотрудников в мастерской межгрупповых отношений, оказывавшей помощь бизнесменам и управленцам, привела к основанию в США в 1947 году. Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений.

Детальное описание практики Национальной лаборатории тренинга дают Брадфорд, Джибб и Бене. Впоследствии результаты ее работы учитывались в практике Т-групп.

Т-группа определялась как собрание гетерогенных индивидов, встретившихся с целью исследовать межличностные отношения и групповую динамику, которую они сами порождают своим взаимодействием. Отличительной особенностью Т-групп является стремление к максимальной самостоятельности участников при формировании и функционировании группы.

Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои отношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное поведение.

В фокусе Т-групп находилось поведение участников тренинга. Проходящие подготовку в Т-группах побуждались к фиксации, интерпретации и оценке действий и поведения партнеров и самих себя.

В группах поощрялись спонтанное выражение чувств, открытое обращение внимания на враждебность, неуверенность в себе и проявления психологической защиты и их интерпретация.

В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. Наиболее характерные задачи Т-групп сформулированы Кэмпбэллом:

1. Добиться понимания участниками тренинга того, как и почему они ведут себя по отношению к другим людям, а также как это поведение влияет на других людей.

2. Научиться понимать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе.

3. Научить участников слышать именно то, что говорят другие люди, не концентрируясь до этого на подготовке ответа.

4. Создание возможностей для понимания того, как действует группа, и какие виды групповых процессов возникают при определенных условиях.

5. Способствовать возрастанию толерантности к поведению других людей.

6. Создание условий, в которых человек может апробировать новые пути взаимодействия с людьми и получить обратную связь о том, как влияют на них эти новые способы.

Группы сенситивности

Некоторые Т-группы были ориентированны на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности. Они возникли в 1954 году и получили название групп сенситивности.

Термин «тренинг сенситивности» обычно используют для обозначения и ориентированных на «рост личности» роджеровских «групп встреч» и Т-групп, или групп тренинга человеческих отношений. Задачи, сходные с задачами тренинга сенситивности и групп встреч, решались в разных концептуальных парадигмах: гештальттерапии, транзактного анализа.

В гештальт-ориентированной группе создавались условия для осознания взаимосвязи между элементами единой психологической структуры человека, повышения чувствительности к сигналам, исходящих от соматовегетативных источников [53].

В групповой работе, связанной с использованием идей транзактного анализа, основной задачей является осознание отношений между приобретенными в ходе социализации неосознаваемыми инстанциями, которые обозначались Э. Берном как «родитель-взрослый-ребенок» [6].

В нашей стране элементы сенситивного тренинга использовались в программах подготовки руководителей трудовых коллективов и представителей профессии типа «человек-человек» [24, 55]. Ю.Н. Емельянов подытоживая данные ряда источников, перечисляет следующие задачи сенситивного тренинга:

1. Повышение самопонимания и понимания другого.

2. Чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры.

3. Развитие ряда поведенческих навыков.

Источник: http://kursak.net/istoriya-psixologicheskogo-treninga/

Социально-психологический тренинг: понятие, цель, задачи

История психологического тренинга

Психолог-практик помогает справиться с проблемами и трудностями, не только осуществляя психодиагностику, консультирование, психологическую коррекцию, психотерапию, но и через обучение и передачу своих знаний клиентам, через социально-психологический тренинг.

Тренинг: понятие, цель, задачи

Психолог передает теоретические знания в области психологии посредством бесед, лекций, семинаров. Информируя клиента о чем-то, что может помочь ему справиться с проблемой, психолог способствует развитию личности.

Традиционные методы обучения дают знания, но, к сожалению, не практические навыки. Для передачи навыков существует особая, активная форма обучения – тренинг.

Слово «тренинг» – это лексическая калька, взято оно из английского языка. Английское «training» переводится как «тренировка, обучение, воспитание, подготовка».

Социально-психологический тренинг – это метод моделирования жизненных ситуаций в безопасной обстановке, в тренинговой группе. Находясь в группе, можно воссоздать любую социально-психологическую проблемную ситуацию и на практике научиться ее разрешать.

Кроме социально-психологического, есть и другие виды тренингов:

  • бизнес-тренинги,
  • навыковые тренинги,
  • образовательные тренинги,
  • психотерапевтические тренинги,
  • тренинги для тренеров.

Цель социально-психологического тренинга – развить умения и навыки участников группы, которые поспособствуют личностному росту и повышению эффективности в области межличностного общения.

На тренинге можно развить:

  • речь: способность говорить четко, кратно, по существу, увеличить словарный запас;
  • наблюдательность и лояльность,
  • рефлексию, самоанализ, самоконтроль,
  • умение конструктивно критиковать, грамотно давать обратную связь;
  • ассертивность, научиться отстаивать свою позицию, не переходя к агрессивной или пассивной модели поведения;
  • восприимчивость к вербальной и невербальной экспрессии собеседника,
  • гибкость в общении,
  • научиться менять ролевые позиции, исходя из контекста общения;
  • душевно раскрыться и раскрепоститься;
  • приобрети иные полезные навыки и в целом вырасти как личность.

Задачи для участников группы определяются, меняются, дополняются в зависимости от специфики темы тренинга, но основными, как правило, являются:

  • понимание других людей в процессе общения,
  • понимание самого себя,
  • саморегуляция,
  • коррекция неадекватных навыков общения и поведения,
  • приобретение новых, адекватных и эффективных навыков и умений.

Тренинговая группа и психолог-тренер

История социально-психологического тренинга прослеживаются с давних времен, но формированием стройной теории и развитием практики, тренинг обязан американскому психологу К. Левину.

Теория тренинговых групп формировалась и применялась практически К. Левиным в 40–60-е годы ХХ века. Автор считал группу самым эффективным методом обучения, коррекции и психотерапии. И сегодня большинство психологов с ним согласны.

Группа людей – это социум в миниатюре. Оптимальное количество участников группы – 10-12 человек. Продолжительность тренинга может быть различной, но одно занятие, как правило,  длится не более 60 минут.

Тренинговые группы бывают:

  • закрытыми, с постоянным составом участников,
  • открытыми, в любой момент в такую группу может вступить новый участник.

Продуктивнее работают закрытые группы.

Процессы, происходящие внутри группы, называют «групповой динамикой», к ним относятся:

  • лидерство,
  • руководство,
  • деловые отношения,
  • межличностные отношения,
  • конфликты,
  • групповое принятие решений и другие.

Принципы организации тренинговых групп:

  1. Добровольность. Участники самостоятельно принимают решение, участвовать в тренинге или каких-то отдельных, предлагаемых тренером, упражнениях или нет. Принуждение неприемлемо.
  2. Информированность. Каждый клиент имеет право знать, что с ним будет происходить на тренинге.
  3. Самодиагностика. Участник тренинга должен быть заинтересован в самопознании и самораскрытии; суметь понять, сформулировать, признаться в существующей проблеме.
  4. Диалогизация взаимоотношений. В группе должно быть полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, заинтересованности, доверии.

Тренер для группы – лидер. Его стиль управления демократический, то есть групповые решения принимаются с учетом интересов как тренера, так и участников, а ответственность между ними распределяется поровну.

Работа психолога-тренера заключается в:

  • организации,
  • методическом обеспечении,
  • проведении тренинга.

Основные обучающие методы, которые используются тренер на занятиях, это:

  • разминка,
  • мини-лекция,
  • сбор мнений,
  • мозговой штурм,
  • упражнение, кейс,
  • групповая дискуссия,
  • ролевая игра,
  • деловая игра, метафорическая деловая игра,
  • видеоанализ и другие.

Психолог проводит групповые социально-психологические тренинги, совмещая в своей работе преподавательскую, ораторскую, организаторскую, экспериментальную и консультативную деятельность.

Психолог-тренер должен обладать достаточным уровнем квалификации, знаниями и опытом работы, быть харизматичным, остроумным, энергичным.

О социально-психологическом тренинге рекомендуем почитать психологическую литературу:

  1. Герман Марасанов “Социально-психологический тренинг”
  2. Николай Цзен, Юрий Пахомов “Психотренинг. Игры и упражнения”
  3. Александр Прутченков “Социально-психологический тренинг в школе”
  4. Елена Дагаева “5 тренинговых программ”под ключ”. Практическое руководство”>
  5. Татьяна Эксакусто “Групповая психокорркеция. Тренинги и ролевые игры, упражнения для личностного и профессионального развития”
  6. Михаил Кипнис “Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга”

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

(: 2, 3,00 из 5)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

Группа, Теория, Тренинг, Цель

Источник: https://ourmind.ru/socialno-psixologicheskij-trening

История тренингов в России – Психологос

История психологического тренинга

Российский пусть тренинга такой же богатый и самостоятельный, как и в других странах.

Самые начала

Ещё в начале ХХ века Станиславский, разработав свою систему, создал около трёхсот упражнений для актёров, которые до сих пор используют для развития эмоциональной гибкости и умения красиво выступать. Фактически, это был первый тренинг в России.

В тридцатых годах в Ленинграде М. Бирштейн провела несколько деловых игр, где руководство заводов училось управлению своими предприятиями. В начале сороковых в Красной армии стали проводиться «боевые сплачивания». На этих занятиях различные подразделения войск учились работать в связке (танкисты с пехотой, сапёры с танкистами и пр.).

С конца сороковых годов Г.С. Альтшуллер проводил занятия по разработанной им Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), на которых развивалось творческое мышление и умение найти нестандартное решение.

Первые шаги психологических тренингов

Собственно психологические тренинги в Россию пришли скорее из-за рубежа. Первым источником была гуманистическая психология Карла Роджерса, исключительно позитивно воспринятая почти всем передовым составом тогдашнего психологического сообщества.

На тренинг Карла Роджерса, который он проводил в Советском Союзе, попасть было почти нереально из-за огромного количества желающих: в первую очередь туда стремились попасть преподаватели факультета психологии МГУ.

Вторым источником психологических тренингов в Советском Союзе оказалась психотерапевтическая деятельность, помощь людям, страдающим от нарушенных взаимоотношений, собственной нереализованности и другой личностной и социальной неустроенности.

Тема “техники влияния” была в стране под запретом, но разве можно запретить помощь людям, которые в помощи нуждались? Психотерапевтическая работа пробила брешь запретов, психологические тренинги в рамках психотерапевтической работы получили право на жизнь.

Правда, с тех пор пошла традиция всю практическую психологию, в том числе, способствующую развитию личности, называть исключительно терапевтической работой, психотерапией. Смотри видеофрагмент из лекции В.В. Петухова: “Основные направления практической психологии, или психотерапии”.

Таким образом, психологический тренинг развивался в первую очередь как психотерапевтический тренинг, несущий не развивающие, а лечебные, коррекционные или облегчающие душевные трудности цели.

В научной среде тренинги этой традиции стали называться группами социально-психологического тренинга (СПТ), в практической психологии, на зарождающемся рынке тренинговых услуг, они получили название «тренингов личностного роста».

Волна интереса

Итак, в конце семидесятых в Ленинграде появились группы социально-психологического тренинга (СПТ). В это же время в Москве уже работал знаменитый «Маленький Принц» – Клуб культуры общения, под руководством известного психолога А. П.

Егидеса. Тренинги, проводимые А.П. Егидесом, новаторски отличались ориентированностью на прикладные вопросы жизни и шли скорее в поведенческой парадигме. Они были явлением в общественной жизни, но научной средой скорее игнорировались.

Тогда же, в восьмидесятых, начал работу Клуб практической психологии «Синтон», оказавший значительное влияние на развитие тренингов в России.

В 90-х годах стал популярен Лайфспринг (другие названия его представительств в России: Весна жизни, Шаг в будущее, Открытый Форум и Первая тренинговая компания), одновременно с этим начали успешно развиваться тренинги по обучению НЛП и развиваться разнообразная тематика бизнес-тренингов.

С этого времени стало возможно говорить о стабильном и активном развитии тренингов в России.

Трудный рост

К сожалению, развитие шло не просто.

Интерес к психологическим тренингам для задач бизнеса возрастал, но в эту нишу массовым образом пришли психологи-тренеры, умеющие только выслушивать, находить личностные проблемы и заниматься психотерапией.

Бизнесмены хотели, чтобы их учили, но были против, чтобы их лечили. Результат – разочарование бизнеса в «тренингах личностного роста», дискредитация практической психологии.

Другая волна личностных тренингов поднялась в связи с увлечением эзотерикой.

Эзотерический подход, несущий тайное знание, поиски путей просветления и подлинной духовности воплотились в тренинги с преимущественным использованием дыхательных и шаманских техник, динамические и статические групповые медитации.

Эзотерические личностные тренинги в целом прошли мимо бизнес-сообщества, но в глазах людей с научным мировоззрением «тренинги личностного роста» и практическая психология в целом стали нередко ассоциироваться с шаманскими плясками под бубен.

ЭСТ-тренинги Вернера Эрхарда и Лайфспринг – сделали тренинги популярными в интеллектуальных и бизнес-кругах России, но использование жестких методов влияния и нетрадиционных для российского менталитета методов привлечения новых участников тренинга дало поводы для обвинений в зомбировании и сектантстве.

Сегодня и перспективы

Сегодня активно идет осмысление теоретических, концептуальных оснований особенностей деятельности психологов-практиков, что предопределяет изменение ситуации на тренинговом рынке, а также в сознании общества, в том числе в связи с развитием теоретических основ современной психологии и психотерапии.

Одним из новых подходов в данной сфере является деятельность тренингового центра Синтон​​​​​​​, имеющего двадцатипятилетний опыт деятельности.

Важной и трудной задачей является формирование авторитетных профессиональных сообществ, Ассоциаций, способных осуществлять общественный контроль и лицензирование тренинговой деятельности.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/istoriya-treningov-v-rossii

ovdmitjb

Add comment