Kievuz

История развития и значение эмбриологии

Значение слова ЭМБРИОЛОГИЯ. Что такое ЭМБРИОЛОГИЯ?

История развития и значение эмбриологии

  • ЭМБРИОЛО́ГИЯ, -и, ж. Наука, изучающая развитие эмбрионов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Эмбриология (от др.-греч. ἔμβρυον — эмбрион, зародыш + -λογία от λόγος — учение) — это наука, изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания. Многими учёными, в том числе отечественными, эмбриология определяется более широко, как синоним биологии развития. До середины XX века, для обозначения описываемого раздела науки, широко использовался синоним «эмбриогения»Эмбриология изучает следующие процессы развития живых организмов: гаметогенез, оплодотворение и образование зиготы, дробление зиготы, процессы дифференцировки тканей, процессы закладки и развития органов (органогенез), морфогенез, регенерацию.Интерес к вопросам эмбриологии отмечается в древнеиндийской и древнегреческой философии. Характерен он и для мыслителей древнего Китая.История развития Эмбриологии как науки.Первобытные народы задавались вопросом о факте рождения новой особи. Они заметили, что рождение новой особи является результатом полового сношения. Первые сведенья о строении зародышей птиц и млекопитающих существовали еще в древнем Вавилоне, Ассирии, Египте, Китае, Индии и Греции. С именами Гиппократа и Аристотеля (IV в. до н.э.) связаны первые представления об эмбриональном развитии организмов. В эпоху Возрождения. в 1600 и 1604 гг. Д. Фабрицкий описал и зарисовал различные стадии развития зародыша курицы, однако он неправильно считал, что развитие цыпленка происходит из завитков белка – халаз.Наблюдение над развитием зародышей позвоночных животных привели В. Гарвея (1652) к мысли, что все живое развивается из яйца. В это же время Р. де Грааф обнаружил в яичниках млекопитающих мешочки, которые он принял за яйца. Эти образования в дальнейшем вошли в науку под названием граафовых пузырьков. В период с 1676 по 1719 г. А. Левенгук открыл красные кровяные тельца, некоторых простейших животных, мужские половые клетки. Первые попытки проникнуть в сущность развития организма привели к мысли, что новый, полностью сформировавшийся организм находится в половой клетке – сперматозоиде и далее осуществляется лишь его рост. Так возникла метафизическая и идеалистическая теория преформации (prae – заранее, formatio – образование, praeformo – образую заранее), которая господствовала в науке на протяжении XVII и XVIII вв. и тормозила развитие научного познания.Важным в развитии эмбриологии стал 1759 г. Именно тогда была напечатана диссертация К. Ф. Вольфа «Теория Развития». К. Ф. Вольф, который вскоре стал академиком Петербургской Академии наук, в этой работе пришел к заключению, что развитие отдельных органов организма происходит путем новообразования их из неорганической массы яйца. Таким образом, он первым усомнился в истинности теории преформации и стал на позицию эпигенеза (epi – потом, после,genesis – происхождение).Основоположником эмбриологии является Карл Эрнст Фон Бэр, академик Петербургской Академии наук, который обосновал теорию эпигенеза (1828) и разработал учение о зародышевых листках.

Источник: Википедия

  • ЭМБРИОЛО'ГИЯ, и, мн. нет, ж. Отдел биологии, изучающий развитие эмбрионов животных, в том числе человека.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • 1. научн. биол. раздел биологии, изучающий развитие эмбрионов

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: попадать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «эмбриология»:

  • Этим занимается особая наука — сравнительная эмбриология.
  • Оно широко используется в экспериментальной эмбриологии.
  • Разработал вопросы сравнительной и эволюционной эмбриологии.
  • (все предложения)

сравнительная экспериментальная … (все определения)

Понятия со словом «эмбриология»

  • Эмбриоло́гия (от др.-греч. ἔμβρυον — эмбрион, зародыш + -λογία от λόγος — учение) — это наука, изучающая развитие зародыша: эмбриогенез. Зародышем называют любой организм на ранних стадиях развития до рождения или вылупления, или, в случае растений, до момента прорастания. Многими учёными эмбриология определяется более широко, как синоним биологии развития. До середины XX века, для обозначения описываемого раздела науки, широко использовался синоним «эмбриогения».
  • Эмбриология растений, или фитоэмбриология, — один из важнейших разделов ботаники, частная дисциплина в рамках морфологии растений, наука о путях зарождения и формировании растительного организма, а также о возникновении и дифференциации зародышевых структур растения. Эмбриология растений изучает собственно зародышевое развитие и период формирования генеративной сферы, образование в ней половых клеток и оплодотворение.
  • (все понятия)

Дополнительно:

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%8D%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Эмбриология – что это? | Направления эмбриологии, эмбриогенез

История развития и значение эмбриологии

Зарождение новой жизни – очень важное и таинственное событие, всегда интересовавшее ученых. В медицине есть специальный раздел, изучающий процесс развития и формирования организма ребенка в утробе матери. Эта наука называется эмбриологией.

Эмбриология изучает особенности развития зародыша от момента зачатия до появления на свет ребенка. Процесс эмбриогенеза, являющийся основным предметом исследований науки, можно разделить на несколько стадий:

  • образование зиготы, происходящее в момент оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом;
  • образование бластулы вследствие активного дробления клеток;
  • гаструляция, подразумевающая под собой появление основных зародышевых листков и органов;
  • гистогенез и органогенез органов и тканей плода, плаценты;
  • системогенез, означающий формирование всех основных систем организма ребенка.

Кроме того, благодаря эмбриологии стали известны наиболее опасные периоды внутриутробного развития, способные негативно повлиять на плод под воздействием определенных факторов. Так, критическими считаются следующие моменты онтогенеза:

  • само оплодотворение;
  • внедрение эмбриона в стенку матки, происходящее на 7-е сутки;
  • формирование зачатков основных тканей, длящееся с 3 по 8 неделю;
  • образование головного мозга, происходящее с 15 по 20 неделю;
  • развитие всех органов и систем плода ( с 20 по 24 неделю);
  • рождение.

В эти периоды влияние различных внутренних и внешних процессов может привести к замедленному, неправильному развитию или даже смерти ребенка. Поэтому на данных сроках беременности стоит уделить особое внимание здоровью женщины и плода.

Клиническая эмбриология изучает проблемы и отклонения от нормы в онтогенезе, ищет способы их решения и помогает избежать каких-либо нарушений.

Кроме того, эта наука ищет вероятные причины различных патологий развития (в том числе возникновения уродств), факторы, действующие на течение эмбриогенеза, а также способы влияния на него на всех возможных этапах.

Также к предметам изучения можно отнести бесполое размножение, регенерацию и патологическое развитие тканей и органов. Существуют школы, исследующие проблемы онкологических новообразований, их закономерности и причины возникновения.

История эмбриологии

Еще в древние времена ученых интересовали загадки возникновения и развития ребенка в утробе матери. Гиппократ и Аристотель были основоположниками самых известных теорий эмбриогенеза, соперничавших друг с другом почти до 19 века: перформизма и эпигенеза.

Представители идеи перформизма считали, что новый организм присутствует в «яйце» уже в готовом состоянии, лишь очень уменьшенный в размере, и со временем он только увеличивается в размерах. Однако теоретики не знали точно, в материнском теле или отцовском содержатся эмбрионы и каким образом им передаются свойства второго родителя.

Одним из приверженцев перформизма был математик Г. Лейбниц, выдвинувший предположение, что если в яйцеклетке есть эмбрионы, то в его яичниках должны быть сами яйцеклетки со следующим поколением зародышей и так далее. Другим примером схожих взглядов можно назвать теорию Сваммердама, утверждающую, что в яйце бабочки находится гусеница, в самой гусенице – куколка, а в ней – бабочка.

Ученые, придерживающиеся эпигенеза, ярким представителем которого являлся У. Гарвей, считали, что в «яйце» содержится бесструктурное вещество, хранящее потенциал для образования будущих органов и тканей.

В 18 веке К. Ф. Вольфом в ходе исследований куриных зародышей сделал открытие первичных пластов, которые затем формируют органы.

В начале 19 века это наблюдение было подтверждено и стало общепринятым мнением среди ученых.

В это же время большое открытие было сделано К. Бэром. Изучая зародыши позвоночных, он пришел к выводу, что все они на самых ранних этапах развития схожи между собой. Причем с течением времени у них появляется все больше различий.

То есть эмбриогенез происходит от общего к частному, вначале формируя признаки типа, затем класса и так далее. Таким образом, возникло понятие о филогенезе, или повторении процессов эволюции за время онтогенеза человека.

Позднее на основании этой теории был сформирован биогенетический закон, описывающийся в трудах Ч. Дарвина.

Также получило известность учение о рекапитуляции – повторении высшими организмами этапов развития более низших. Кроме того, большой вклад в развитие эмбриологии внесли А. Ковалевский, И.

Мечников, доказавшие, что эмбриогенез всех млекопитающих проходит через образование трех зародышевых листков. Кроме того, неоценимы заслуги П.

Светлова, являющегося основоположником теории о критических моментах эмбриогенеза.

Экспериментальная эмбриология, как наука, стала развиваться благодаря В. Ру, который путем изоляции бластомеров выявил некоторые закономерности в эмбриогенезе и патологии при действии определенных факторов.

В 20 веке появилось новое направление в науке – микрохирургия на зародышах.

Вследствие этого были придуманы новые методики: снятие оболочек с яйца, пересадка частей зародыша и приготовление питательной среды для развития эмбриона.

Эмбриология в наше время

Наука, изучающая эмбриогенез, в настоящее время достигла больших результатов. Различают несколько направлений эмбриологии:

  • общая эмбриология;
  • сравнительная;
  • экологическая;
  • экспериментальная;
  • онтогенетическая.

Все они тесно связаны с цитологией, гистологией, медициной, биохимией, биологией, генетикой и физиологией.

Есть несколько методов изучения эмбриогенеза и зародышей как таковых. К ним относятся:

  • исследование фиксированных срезов при помощи различных методик (световой микроскопии, иммуноцитохимии и других);
  • метод маркирования клеток эмбриона, позволяющий следить за их изменениями;
  • эксплантация, суть которой заключается в переносе отдельной части зародыша на питательную среду для выращивания и изучения;
  • трансплантация ядра, с помощью которой стало возможным осуществить клонирование.

Благодаря успехам и исследованиям в эмбриологии стало возможным не только следить за этапами развития плода, но и управлять ими, предотвращать появление пороков и уродств. Кроме того, женщины, в анамнезе которых отмечаются постоянные выкидыши или бесплодие, получили шанс стать матерями.

Методы искусственного оплодотворения и суррогатного материнства получили свое существование только с помощью достижений и методик эмбриологии.

Теперь образование эмбриона, его рост можно осуществлять в искусственных условиях, на специально подготовленной питательной среде.

Кроме того, исследуя зародыши, эмбриологи могут совершить отбор более жизнеспособных зародышей от патологических и слабых, и тем самым не допустить случаев замершей беременности или рождения ребенка с пороками развития.

В клиниках ЭКО, научно-исследовательских институтах есть специалисты, занимающиеся проблемами оплодотворения и внутриутробного развития. Стоит отметить, что эта область медицины достигла значительных высот и продолжает развиваться, открывая новые горизонты и возможности для людей. Ее роль в современном мире становится все более значительной.

Источник: http://www.rf-ivf.ru/patsientam/439-nauka-embriologiya.html

Учебные дисциплины

История развития и значение эмбриологии

Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова
Биологический факультет
Кафедра биофизики

119991, Москва, ГСП-2, Ленинские горы. Телефон (495) 939-1116, факс 939-1115.

Биология развития (эмбриология) – наука о закономерностях онто­генеза многоклеточных организмов, начиная с гаметогенеза и включая послезародышевое развитие. Биология развития изучает строение и функции зародышей на последовательных стадиях развития вплоть до становления взрослых форм и последующего старения организма.

Разви­то находтся под контролем генетических факторов и факторов окру­жающей среды, оно регулируется на уровне целого организма, зачатков органов и тканей, на клеточном, субклеточном, а также молекулярном уровнях. Биология развития опирается на достижения смежных наук – цитологии, генетики, молекулярной биологии, эволюционной теории и экологии.

Поэтому изложение курса “Эмбриология” дополняется необ­ходимыми сведениями из перечисленных выше дисциплин.

Предмет и история эмбриологии

Предмет эмбриологии, ее связь с другими биологическими дисци­плинами. Краткий обзор истории эмбриологии. Воззрения Гиппократа и Аристотеля. Эмбриология ХYII-ХYIII вв. Преформисты и эпигенетики. Работы К.Ф.Вольфа. Развитие эмбриологии в XIX веке. Значение работ К. Бэра. Влияние дарвинизма на эмбриологию. Сравнительно-эволюционное направление (А.С. Ковалевский, Э. Геккель, И.И.

Мечни­ков). Исторические корни экспериментальной эмбриологии, ее современ­ные задачи. Каузально-аналитический метод, его сильные и слабые стороны. Дискуссия неопреформистов и неоэпигенетиков (В. Гис, В, Ру, Г..Дриш). Основные направления и задачи современной описательной, эксперимеитальной, сравнительной и теоретической эмбриологии.

Ее связь с цитологией, генетикой и молекулярной биологией.

Прикладное значение эмбриологии.

Гаметогенез

Формирование первичных половых клеток (гоноцитов) у различ­ных групп животных (губки, кишечнополостные, круглые черви, рако­образные, позвоночные). Миграции гоноцитов в гонаду. Оогенез, его основные периоды: размножение, рост, созревание яйцеклеток. Типы питания яйцеклеток; фагоцнтарный, нутриментарный, фолликулярный.

Связь яйцеклетки с питательными клетками при разных типах питания; поступающие в яйцеклетку вещества. Превителлогенез и вителлогенез. Профаза мейоза, протекающие в ней цитологические и биохимические перестройки. Амплификация генов. Синтез рРНК и мРНК. Поляризация яйцеклетки. Особенности делений созревания яйцеклегки.

Характерные особенности сперматогенеза. Спермиогенез.

Оплодотворение

Дистантные взаимодействия гамет. Случаи хемотаксиса. Гиногамоны, андрогамоны. спермиолизины, их  роль. Контактные взаимодействия гамет. Активация спермия – акросомная реакция. Активация яйцеклеток  – кортикальная реакция. Ее биохимические основы.

Поведение пронуклеусов и центриолей при оплодотворении, фаза зрелости яйцеклеток различных групп животных при проникновении сперматозоида. Синтез ДНК в пронуклеусах. Каригамия. Определение пола при оплодотворении. Ооплазматическая сегрегация в разных типах яиц. ее морфогенетическая роль. Цитологические механизмы определения сагиттальной плоскости в яйцеклетке амфибии.

Искусственный и естественный партеногенез. Гиногенсз. Андрогенез. Теоретический интерес и практическое применение этих явлений.

Экстракорпоральное оплодотворение у животных и человека.

Дробление

Общая .характеристика процесса дробления. Его биологический смысл. Особенности клеточного цикла при дроблении

Особенности синтетических процессов при дроблении. Моменты включения материнских и отцовских генов. Пространственная организация дробления. Значение количества и распределения желтка. Правила Сакса – Гертвига. Основные закономерности спирального дробления

Значение взаимодействия бластомеров для пространственной организации  голобластическою дробления. Ооплазматическая сегрегация при дроблении. Регуляционные  способности бластомеров у зародышей различных систематических групп (кишечнополостные, моллюски, асцидии, иглокожие, амфибии).

Механизмы бластуляции.   Типы 6ластул,. связь их строения с морфологией дробления.

Гаструляция и формирование основных закладок органов  у позвоночных животных:: описания и результаты экспериментального анализа

Способы гаструляции: деламинация, иммиграция, эпиболия, инвагинация и различные их сочетания. Типы гаструл. Способы закладки мезодермы. Осевая мезодерма и ее дальнейшая дифференцировка: боковая пластинка.

Нейруляция у зародышей амфибий. Морфогенетические движения при гаструляции и нейруляции амфибий. Интеркаляция и конвергенция клеток.  Карты презумптивных зачатков. Гетерономная метамерия  Сегментация мезодермы и генетический  контроль (гомеозисные гены).

Эмбриональная регуляция. Закон Дриша и  “позиционная информация”.

Эмбриональная индукция и ее  этапы в раннем развитии амфибий. Индукция нейральных закладок хордомезодермой (первичная индукция по Г.Шпеману). Индукция мезодермы (П. Ньюкуп).Тангенциальная индукция.  Современные представления о молекулярных механизмах индукционных процессов.

Понятие компетенции эмбриональной закладки, ее роль в опреде­лении отвода на индукционное воздействие.

Элементы сравнительной эмбриологии позвоночных

Закон зародышевого сходства Бэра и его современная трактовка.

Морфогенетические движения в раннем развитии костистых рыб. Особенности закладки зародышевых листков у рептилий. Гаструляция у птиц, внезародышевая и зародышевая энтодерма у птиц. Первичная по­лоска и бороздка, их дифференцировка.

Гомологизация с бластопором амфибии. Нейруляция: закладка осевых органов. Сегментация мезодермы и днфференцировка сомита. Дифференцировка отделов головного мозга. Развитие сердца. Формирование внезародышевых органов: обо­лочек.

желточного мешка и аллантоиса.

Особенности биологии развития и размножения млекопитающих. Дробление, формирование бластоцисты. Внезародышевые образования, осообенности их строения и функции. Типы плацент. Экспериментальные исследования но эмбриологии млекопитающих, их значение для сельско­го хозяйства и медицины.

Некоторые сведения об органогенезах

Формирование головного мозга, глаз и конечностей позвоночных, Морфогенетическяе взаимодействия между частями зачатка при разви­тии глаза, конечностей, желез пищеварительного тракта. Детерминация и регуляции при развитии органов.

Вторичные эмбриональные индукции, их механизмы.

Контактые идистантные взаимодействия клеток. Механизмы клеточной агрегации.

Дифференциация клеток

Дифференцировка клеток как синтез специфических белков и сборка; надмолекулярных структур. Дифференцирующая роль движений внутриклеточных компонентов, Дифференцировка клеточных мембран.

Современные представления о механизмах регуляции синтезов спе­цифических белков. Возможные уровни регуляции: уровень соматических мутаций, транскрипционный, трансляционный, посттрансляционный. Что дают опыты по пересадкам клеточных ядер для суждения об уровнях регуляции?

Дифференциальная экспресия генов, ее основные пространственные закономерности у зародышей насекомых и позвоночных. Химические и физические регуляторы клеточной дифференцировки.

Элементы эволюционной эмбриологии

Представления о происхождении многоклеточности.

Биогенетический закон и его современная трактовка (Л.В. Крушннский). Гегерохронии (Э. Гекель, Менерт), их роль в эволюции. Гете­рохромная метамерия (П.II. Иванов) в понимании происхождения сегментации. Понятие филэмбриогенезов (А.Н. Северцов), и основные их типы.

Значение принципов неустойчивости и креодичиости развития для некоторых вопросов феногенетики и теории эволюции.

Гомеозисные и гомеобокссодержащие гены – их общность для эу­кариотических клеток и роль в современном понимании общности онтогенезов.

Некоторые сведения о регенерацни

Характеристика процесса регенерации как общебиологического явления. Регенерация и онтогенез. Регенерация физиологическая и репаративная. Способы регенерации – эпиморфоз и морфолаксис,  компенсаторная и регенерационная гипертрофия Соматический эмбриогенез.

Практические занятия

В практикуме представлены следующие разделы теоретического курса: гаметогамия, оплодотворение, дробление; развитие амфибий (гаструляция, нейруляция); развитие птиц: некоторые сведения об органогенезах. В практикуме нет разделов, которые можно было бы исключить. Добавитъ можно материалы по развитию млекопитающих.

ЛИТЕРАТУРА

основная

  • Белоусов П.В. Основы общей эмбриологии. М.. Изд-во МГУ. 1993.
  • Гилберт С. Биология развития. Т. 1,2, 3. М..” Мир “, 1993
  • Голиченков В.А. Биология развития. М.. Изд-во МГУ, 1991.

дополнительная:

  • Белоусов Л.В. Биологический морфогенеэ. М.. Изд-во МГУ. 1987
  • Гойда Е.А. Биофизические аспекты раннего онтогенеза животных. Киев. Наукова Думка. 1993
  • Рэфф Р., Кофмен Т. Эмбрионы, гены и эволюция. М., 'Мир” 1986

Составители: проф. В.А.Голиченков, поф. Л.В.Белоусов, доц. Н.В.Языкова

Источник

! Внимание! На сайте приведена приблизительная программа курса. Используйте этот материал при подготовке к экзаменам только по согласованию с преподавателем!

Источник: http://www.biophys.msu.ru/education/subjects/embryology/program/

Эмбриология – это… История эмбриологии

История развития и значение эмбриологии

Наука биология включает в себя массу различных разделов, более мелких, но очень важных, специализирующихся на каких-то конкретных проблемах дисциплин. Это делает ее столь обширной и глобально значимой для человечества, что переоценить ее влияние просто невозможно.

Одной из таких важных наук стала эмбриология. Это достаточно старая дисциплина, понятие о которой и историю формирования мы и рассмотрим в данной статье.

Понятие о науке эмбриологии

Эмбриология – это не просто биологическая дисциплина. Это целая наука, которая занимается изучением образования, развития и формирования эмбрионов живых существ с момента появления половых клеток и их слияния до появления на свет нового организма.

Все эти процессы очень важны, жизненно необходимо их правильное и нормальное протекание. Поэтому цель, которую ставит перед собой данная наука – изучить все вопросы и механизмы, связанные с зародышами, их жизнью, образованием и развитием.

Исходя из поставленной цели, задачами эмбриологии являются следующие пункты.

  1. Рассмотреть процессы клеточного деления.
  2. Выявить закономерности образования у зародышей первичных лепестков и полостей тела.
  3. Проследить варианты формирования осей симметрии тела будущего организма.
  4. Особенности образования полостей целома и производных от них.
  5. Формирование оболочек вокруг эмбриона.
  6. Образование целой системы органов, по которым в итоге идентифицируется тот или иной организм.

Таким образом, становится понятно, что же такое эмбриология. Это узко специализированная наука о внутриутробном развитии эмбрионов от момента их образования и до выхода на свет. А также изучение вопросов, связанных с процессами гаметогенеза, то есть формирования половых клеток.

Этимология слова

Значение слова “эмбриология” достаточно простое. Ведь на латыни слово “зародыш” произносится как embryon, а вторая часть слова logos – учение. Вот и получается, что в названии науки отражен весь ее глубокий смысл, кратко выражен предмет изучения.

Во всех современных толковых словарях значение слова “эмбриология” схоже. Оно практически такое же, как и в переводе с латинского. Добавить что-то новое сложное. Что значит эмбриология? Во всех источниках ответ один – наука о предзародышевом и эмбриональном развитии животных, человека и растений.

История развития науки

Свое начало история эмбриологии берет еще с древности. Одним из первых об исследованиях в этой области заговорил Аристотель. Его наблюдения заключались в исследовании формирования зародыша куриного яйца. Так было положено начало развития рассматриваемой науки.

Позже, уже к XVI-XVII столетиям ученые, которые были представителями данной дисциплины, разделились на два лагеря по теоретическим взглядам на вопросы формирования зародышей, и вообще происхождения новых организмов.

Так, существовали:

  • теория преформизма;
  • эпигенеза.

Суть первой заключается в следующем: все структуры будущего организма не развиваются со временем, а уже существуют в очень уменьшенном виде либо в яйцеклетке (овисты), либо в сперматозоиде (анималькулисты). А с течением жизни и развитием зародыша они просто увеличиваются в размерах за счет получаемых питательных веществ.

Такие взгляды были, конечно, ошибочными. Однако именно они просуществовали практически до середины XIX века. Приверженцами данных взглядов среди ученых разных временных периодов были:

  • Марчело Мальпиги.
  • Я. Сваммердам.
  • Ш. Бонне.
  • А. Галлер.
  • А. Левенгук.
  • И. Н. Либеркюн и другие.

Вторая теория в истории развития эмбриологии, которой придерживалось также значительное количество светлых голов разного времени, называется эпигенезом. Сторонники ее считали, что организм начинает свое развитие только после попадания половых клеток друг в друга. При этом в образующемся зародыше нет ничего готового. Структуры, будущие органы формируются постепенно, из внутренних тканей.

Представителями, которые придерживались данных взглядов, были:

  • У. Гарвей.
  • Г. Лейбниц.
  • Фридрих Вольф.
  • Карл Бэр и другие.

В противостоянии этих двух лагерей копились многочисленные данные эмбриологии, ведь учеными постоянно проводились исследования, эксперименты, собирался теоретический материал.

Начиная с середины XIX века, по взглядам преформистов были нанесены сокрушительные удары благодаря следующим открытиям.

  1. Закон о сходстве зародышей Карла Бэра. В нем он говорит о том, что на чем более ранней стадии находится эмбрион, тем больше он похож на аналогичные структуры у других представителей живой природы.
  2. Вольф описал основы формообразования в курином зародыше, доказав их постепенное образование.
  3. Труд Ч. Дарвина, в котором он описывает свои взгляды по проблеме происхождения видов.

Результатом стало постепенное формирование науки такой, какой мы видим ее сегодня. Большой вклад в развитие дисциплины внесли следующие ученые XIX-XX века:

  • Ковалевский.
  • Мечников.
  • Геккель.
  • Вильгельм Ру и другие.

Классификация

Основные разделы рассматриваемой науки можно обозначить следующими пунктами.

  1. Сравнительная эмбриология.
  2. Экспериментальная.
  3. Общая.
  4. Экологическая.

По типу исследуемых организмов эмбриология также подразделяется на:

  • растительную;
  • животную;
  • человека.

У каждого раздела есть свои цели, задачи и объекты исследования, которые имеют большое теоретическое и практическое значение в понимании механизмов жизнедеятельности. Эмбриология животных – очень значимый раздел науки в сельском хозяйстве, животноводстве.

Структура общей эмбриологии

Общая эмбриология занимается исследованием и сравнительным анализом эмбрионов всех организмов на разных эволюционных этапах развития планеты. В результате получается множество фактического материала, доказывающего единство происхождения всего живого на нашей планете.

В область исследования данной дисциплины входит изучение процессов гаметогенеза. Данные эмбриологии имеют важное значение в вопросах здоровья будущего поколения, поэтому этой науке уделяется особенное внимание.

Характеристика сравнительной эмбриологии

Основной метод сопоставления данных в этой дисциплине – анализ. Сравнительная эмбриология занимается изучением эмбрионов животных, растений или человека с целью выяснения схожести или истоков развития.

Основоположником ее стал Карл Бэр, открывший яйцеклетку человека и сформулировавший первый закон о зародышах. Большой вклад в развитие знаний дисциплины был внесен Геккелем. Его биогенетический закон был универсальным долгое время. Сравнительная эмбриология копила доказательства, подтверждающие эту особенность.

Если говорить проще, то суть сводилась к следующему: каждый эмбрион в процессе своего развития проходит множество стадий. Все они в совокупности являются повторением общего течения эволюции, которую проходили все организмы во время формирования живых существ на планете.

Отсюда такая схожесть в строении зародышей у всех классов животных: рыб, амфибий, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Однако, по современным данным, закон Геккеля универсальным не является. Ведь он не объясняет, почему так сильно различаются между собой личинки насекомых и их взрослые особи, особенно когда речь идет о неполном превращении.

Еще одним пунктом, который тщательно изучается эмбриологами, являются мутации. Так, было доказано, что чем раньше возникают хромосомные неполадки, тем больший эффект их будет во внешнем проявлении после формирования организма. То есть чем более поздняя стадия подвергнется мутации, тем меньше это будет заметно фенотипически у взрослой особи.

Эмбриология животных

Данный раздел имеет важное значение в развитии сельского хозяйства. Предметом изучения являются стадии формирования животных эмбрионов. Они следующие:

  • имплантация;
  • гаструляция;
  • морула;
  • бластула;
  • нейрула;
  • инвагинация.

То есть животная эмбриология – это то же самое, что и все остальные ее разделы, только более узкоспециализированная на объекте изучения область. Она также рассматривает мутации в процессе эмбриогенеза, законы и механизмы их формирования, ищет пути предотвращения и решения различных проблем. Например, заболеваний животных организмов.

Это имеет большое значение для птицеводства, скотоводства, разведения рыбы, решения ветеринарных вопросов и проблем осеменения животных.

Значение достижений в области эмбриологии

Самым глобальным достижением современности, которое смогла дать человеку эмбриология, является прогнозирование бесплодия и детальное наблюдение за всеми этапами формирования человеческих эмбрионов. Ведь это позволяет либо избежать рождения обреченных на генетические заболевания детей, либо исправить медицинским вмешательством грядущие мутационные перемены.

Сегодня каждая беременная женщина находится под тщательным наблюдением врачей, которые при помощи специального оборудования могут контролировать и прогнозировать любые ситуации в развитии зародыша.

Перспективы развития данной науки

Главные заслуги данной науки еще, конечно, впереди. Ведь развитие технических средств не стоит на месте, и современные технологии позволяют вмешиваться в течение практически всех известных жизненных процессов.

В будущем возможно открытие таких процессов на стадии эмбрионального развития, которые помогут избежать заболеваний плода, устранят явление бесплодия и избавят людей от множества насущных проблем.

Источник: https://FB.ru/article/177521/embriologiya---eto-istoriya-embriologii

Значение эмбриологии при лечении бесплодия

История развития и значение эмбриологии

Эмбриология – наука о внутриутробном развитии зародыша от оплодотворения до момента рождения.

Предметом изучения эмбриологии также являются строение и развитие половых клеток и постэмбриональный период. Данные эмбриологии важны для анатомии, гистологии, профилактической медицины, для тестирования новых лекарственных препаратов и лечения наследственных заболеваний.

Эмбриология человека – история развития науки

Эмбриология зародилась еще в древнем мире. В Древнем Египте, Индии, Греции в сочинениях врачей можно встретить представления о внутриутробном развитии зародыша.

Некоторые философы полагали, что в материнском или отцовском семени есть маленький человечек, невидимый человеческому взгляду, который увеличивается в размерах. Аристотель выступил против такой теории.

Он полагал, что органы формируются путем последовательных преобразований из оплодотворенного яйца.

И уже в 1600 году Фабриций составил первый в истории эмбриологии трактат, который называется «О формировании плода».

Становление эмбриологии как науки произошло в 1651 году, когда английский врач, эмбриолог и физиолог Уильям Гарвей издал сочинение «Исследования о зарождении животных». Немало важную роль в развитии эмбриологии сыграли исследования немецкого врача эмбриолога К.

Ф. Вольфа. Данные эмбриологии доказывают то, что алгоритм развития любого живого организма – это модификация алгоритма развития его предков.

Что изучает эмбриология?

Эмбриология человека изучает развитие человеческого эмбриона от момента слияния яйцеклетки со сперматозоидом до рождения ребенка. Эмбрион человека развивается в три стадии. Рассмотрим коротко каждую из них:

  • Первая стадия длится от момента оплодотворения до 14 дней внутриутробной жизни зародыша. В этот период зародыш прикрепляется к стенке матки и питается за счет материнского организма.
  • Вторая стадия начинается с конца третьей и длится до восьмой недели беременности. По окончании второй стадии зародыш называется плодом.
  • На третьей стадии эмбрионального развития происходит специализация органов и систем, что заканчивается рождением ребенка.

Эмбриология человека изучает условия, необходимые для наступления беременности. Такими условиями являются:

  • нормальное положение матки;
  • проходимость маточных труб;
  • достаточное количество сперматозоидов;
  • щелочная среда в женских половых путях;
  • нормальная температура тела.

Практическое значение эмбриологии человека заключается в профилактике мертворождаемости, гигиене беременных, борьбе с внутриутробной асфиксией, с пороками развития плода. Всеми вопросами, которые касаются эмбриологии, занимаются врачи эмбриологи.

Над чем работают врачи-эмбриологи?

Врач эмбриолог изучает развитие организма от момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом до рождения плода. Специалисты данной области медицины очень важны при лечении бесплодия, поскольку они в совершенстве владеют методиками вспомогательных репродуктивных технологий. Врачи эмбриологи создают благоприятные условия при проведении экстракорпорального оплодотворения.

Эмбриолог проводит инсеминацию (введение половых клеток мужчины в полость матки) и оценивает качество ооцитов, спермы и результат оплодотворения.

К эмбриологу можно обратиться не только по поводу лечения бесплодия, но и при следующих заболеваниях:

  • болезнях щитовидной железы;
  • нарушении овуляции;
  • синдроме поликистозных яичников;
  • спаечном процессе в малом тазу;
  • гиперпролактинемии;
  • эндометриозе;
  • инфекционных заболеваниях, которые передаются половым путем.

Опытный эмбриолог вам скажет, что причиной бесплодия могут быть не только заболевания, перечисленные выше, но еще и усиленные физические нагрузки, неправильное питание, истощение организма вследствие частых и строгих диет.

Эмбриологи клиники “Центр ЭКО”

Супружеская пара, которая имеет проблемы с зачатием ребенка, может обратиться к лучшим эмбриологам Москвы, которые работают в медицинской клинике «Центр ЭКО». В клинике вы можете получить консультацию ведущих специалистов с огромным опытом работы в области клинической эмбриологии.

Врачи «Центра ЭКО» повышают квалификацию в лучших медицинских университетах России, Израиля, Австрии и Норвегии. В клинике «Центр ЭКО» принимает эмбриолог, врач уролог – андролог Ашитков Т.В., эмбриолог, биолог, врач-лаборант Мачкур М.А. и другие специалисты по репродуктологии.

Лучшие эмбриологи Москвы всегда помогут вам решить проблемы со здоровьем.

В медицинской клинике есть эмбриологическая лаборатория, в которой происходит выращивание эмбрионов после ЭКО.

На основании данных обследования эмбриологом для пациента выбирается метод лечения бесплодия. Это может быть искусственная инсеминация донорской спермой, ЭКО, ИКСИ.

Метод экстракорпорального оплодотворения заключается в том, что у женщины эмбриологом проводится пункция, с помощью которой изымаются ооциты. После пункции их переносят в “пробирку”, где происходит оплодотворение яйцеклеток сперматозоидами мужа или донора.

Метод интрацитоплазматической инъекции сперматозоида отличается от ЭКО тем, что эмбриологом отбирается один сперматозоид, который вводится в цитоплазму яйцеклетки с помощью специальной иглы. Как видно из вышесказанного, при методе ЭКО эмбриология играет важную роль.

Начните свой путь к счастью – прямо сейчас!

Источник: https://www.CenterEKO.ru/ecopedia/useful/3532-znachenie-embriologii-pri-lechenii-besplodiya

ovdmitjb

Add comment