Kievuz

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦА ДЖАЗ-МОДЕРН

Танец Джаз-Модерн

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦА ДЖАЗ-МОДЕРН

Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы.

Войдя в употребление, вытеснил другие аналогичные танцевальные направления (свободный танец, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в процессе развития этого направления.

Общим для представителей танца модерн, независимо от того, к какому течению они принадлежали и в какой период провозглашали свои эстетические программы, было намерение создать новую хореографию, отвечавшую, по их мнению, духовным потребностям человека XX века.

Основные её принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами.

В стремлении к полной независимости от традиций представители т.м. пришли, в конце концов, к принятию отдельных технических приёмов, в противоборстве с которыми зародилось новое направление. Установка на полный отход от традиционных балетных форм на практике не смогла быть до конца реализована.

Модерн обычно исполняется босиком.

История

Идеи, жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний.

Его идеи получили распространение в начале 20 в. после того, как были художественно реализованы двумя американскими танцовщицами, гастролировавшими в Европе. ЛоиФуллер выступала в 1892 в Париже.

Её танец «Серпантин» строился на эффектном сочетании свободных телодвижений, стихийно порождаемых музыкой, и костюма — огромных развевающихся покрывал, освещённых разноцветными прожекторами. Однако основоположницей нового направления в хореографии стала Айседора Дункан.

Её проповедь обновлённой античности, «танца будущего», возвращённого к естественным формам, свободного не только от театральных условностей, но и исторических и бытовых, оказала большое влияние на многих деятелей искусства стремившихся освободиться от академических догм.

Источником вдохновения Дункан считала природу. Выражая личные чувства, её искусство не имело общих черт с какой-либо хореографической системой. Оно обращалось к героическим и романтическим образам, порождённым музыкой такого же характера.

Техника не была сложной, но сравнительно ограниченным набором движений и поз танцовщица передавала тончайшие оттенки эмоций, наполняя простейшие жесты глубоким поэтическим содержанием.

Дункан не создала законченной школы, хотя и открыла путь новому в хореографическом искусстве. Импровизационность, танец босиком, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке — все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн.

В России одними из первых ее последователей были студии свободного, или пластического танца и музыкального движения.

Другим источником, существенно воздействовавшим на его формирование, была система Э. Жака-Далькроза — ритмика.

Ритмопластический танец, развившийся на её основе, был во многом противоположен дунканизму.

Жак-Далькроз исходил из аналитичного, внеэмоционального воплощения исполнителями музыки; танец не был произвольной трактовкой её тематической программы, разные части тела создавали как бы пластический контрапункт, в котором движения танцовщиков соответствовали отдельным голосам музыки.

Далькроз воплотил не только структуру музыкального произведения, но передал их эмоциональное содержание, что потребовало уже чисто пластической выразительности жеста и позы.

Против такого безраздельного господства музыки над танцем выступил австрийский хореограф Р.Лабан, ставший ведущим теоретиком танца модерн. Для обоснования своих взглядов он обратился к философско-эстетическим учениям древней Индии, пифагорийцев и неоплатоников. В теоретическом труде «Кинетография» (1928)

Лабан изложил универсальную концепцию танцевального жеста, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластико-динамических характеристик движений независимо от того, к какой национальности, стилевой и жанровой категории они принадлежат.

Не менее существенной для формирования эстетики танца модерн была мысль Лабана о том, что художественно осмысленное движение должно быть выражением внутренней жизни его творца, а не содержания музыки.

Наиболее полную реализацию идеи Лабана получили в его постановке «Мерцающие ритмы» (без музыкального сопровождения, 1925).

Творчество ученика и сотрудника Лабана Курта Йосса было направлено на создание нового танцевального театра. Йосс использовал сценографию, музыку, хоровую декламацию, возрождал традиции мистериального и культового театров.

Однако, все эти приёмы рассматривались как служебные, возбуждающие «энергию движения тела».

Танцевальная пластика для представителей «выразительного танца», как себя стали называть последователи Лабана, оставалась главным и часто единственным, средством создания художественного образа.

Один из первых хореографов танца модерн — Йосс осознал необходимость синтеза выразительности, танца с техникой классического танца и не балетной пантомимы.

Новаторство Йосса проявилось и в обращении к совершенно новым для балетного театра темам; например, «Зелёный стол» (1932) — первый балет с ярко выраженной политической и антимилитаристской направленностью.

Расширению круга тем и образов хореографии содействовала и немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман (ученица Лабана). Её искания шли в русле экспрессионизма.

Она отказалась от движений, традиционно считавшихся красивыми. Уродливое и страшное Вигман считала также достойным воплощения в танце.

Её сольные и групповые постановки («Жалоба», циклы — «Жертва», «Танцы матери» и «Семь танцев о жизни») отличались крайней напряжённостью и динамизмом форм. Вигман привлекали темы одержимости, страсти, страха, отчаяния, смерти.

В искусстве Вигман отсутствовал пафос протеста, оно выражало образы-символы общечеловеческих эмоций. Идеи Вигман оказали глубокое воздействие на развитие танца модерн.

Её ученица Ханя Хольм распространила идеи Вигман в США. Грета Палукка, другая ученица Вигман, обращалась не только к мрачному и трагическому. Юмористичные, просветлённые, лирические темы и образы также находили выражение в её творчестве.

Музыка, от которой Вигман часто отказывалась, в искусстве Палукки снова обрела должное значение: танцевально-пластическое воплощение получили произведения Б. Бартока, Р. Штрауса, И. Брамса, Г. Ф. Генделя.

Палукка внесла в танец модерн технику высоких прыжков и разработала свою методику преподавания. У Вигман также учились известные представители танца модерн — И. Георги, X. Кройцберг, М. Терпис, В. Скоронель, Г. Лейстиков.

Индивидуальный стиль этих хореографов, равно как и других мастеров танца модерн (сестёр Визенталь, А. Сахарова и К. Дерп, Г. Боденвизер, Л. Глосар, Сент-Махезы, работавших в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции и Швейцарии), складывался под воздействием основных школ немецкого танца модерн и разнообразных художеств, течений европейского искусства первой трети 20 в.

Характерны две ведущие тенденции развития.

Представители одной, следуя эстетическим концепциям экспрессионизма, видели в выражении субъективных переживаний хореографа основополагающий принцип творчества.

Резкость изломанных линий, нарочитая огрублённость форм, стремление вскрыть бессознательные мотивы поступков человека, «показать истинную сущность его души» — всё это составляло основу их хореографии.

Крайнее выражение эти идеи получили в т. н. абсолютном танце, исключавшем из хореографии не только любые внетанцевальные элементы, но и фиксированную композицию.

Представители этого направления утверждали, что и в групповых постановках возможна полная свобода формотворчества, позволяющая каждому исполнителю в зависимости от его индивидуальности развивать самостоятельный, пластический мотив. Второе направление сложилось под влиянием конструктивизма и абстракционизма.

В искусстве его представителей форма приобретала значение не только средства выражения, но становилась непосредственным содержанием танцевального образа. О. Шлеммер (сотрудник нем. школы строительства и конструирования Баухауз) рассматривал танец как точно рассчитанную конструкцию.

Тело исполнителя в его «танцевальной математике» (так Шлеммер называл свою хореографию) служило лишь способом выявления «чисто кинетических формул», подчинённых тем же числовым закономерностям, что и движения механизмов.

Другое проявление конструктивизма в танце модерн — т. н. «танцы машин» — массовые ритмопластические композиции, имитировавшие работу различных механизмов, в основе которых были движения танцовщиков, близкие гимнастическим, намеренно лишённые эмоциональной окраски (В. Скоронель в Германии и Н. М. Форрегер в СССР).

Виднейшие мастера немецкого танца модерн были связаны с левым политическим движением.

Американский танец модерн

Труппы танца модерн имеются в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Колумбии. Большое распространение танец модерн получил на Кубе, где сложилась своя школа.

Первые труппы были организованы в начале 60-х гг. Р. Геррой и Альберто Алонсо.

Продолжая развивать традиции американского и мексиканского танца модерн, кубинские хореографы проявляют особый интерес к негритянском фольклору, причём не только в его латино-американских формах, но и в африканских.

И Европе существует несколько крупных учебных центров танца модерн — «Палукка-шуле» (Дрезден, ФРГ) и «Фолькванг-шуле» (Эссен, ФРГ) и др.

Широкое распространение танец модерн получил и в других странах. Шведский танцевальный театр (Б. Кульберг и И. Крамер), Нидерландский театр танца, Печский балет (Венгрия). «Батшева» и «Инбал» (Израиль), танцевальная труппа культурного центра искусств (руководитель А. Рейес, Филиппины) и другие.

Стиль этих коллективов определяется принадлежностью их руководителей к американским или немецким школам танцам модерна, а также степенью использования национального фольклора и не балетной пантомимы, владением техникой классического танца.

Танец модерн оказал влияние и на классический танец.

Ни один из крупнейших балетмейстеров 20 в. начиная с А. А. Горского, М. М. Фокина и В. Ф. Нижинского и кончая Дж.Баланчиным и Ю. Н. Григоровичем, не прошёл мимо отдельных частных открытий в этом направлении.

Однако элементы танца модерн претворялись ими на основе иных идейно-хореографической концепций. С середины 50-х гг. стремление к синтезированным поискам некоего нового языка современного танца становится заметной тенденцией зарубежной хореографии.

Многих произведениях хореографов танца модерн и балетмейстеров классической школы (Морис Бежар, Р. Пети, Ж. Шарра, Альберто Алонсо, X.Лефебр, А. Де Милль, Дж. Роббинс, Х. Ван Манен, Р. Джофри, Дж. Арпино, Г. Тетли, М. Рамберт, Э. Тюдор, Дж. Крэнко, К.Макмиллан, М. Эк, Т. Гзовская, Т. Шиллинг, К.Я. Голейзовский, Май Мурдмаа и др.) трудно причислить к тому или иному направлению.

Возрастает интерес к танцу модерн и в странах с давними традициями классического танца. В 1967 г. в Лондоне был организован крупнейший в регионе центр по изучению танца модерн, при котором созданы школа и труппа — Лондонский современный театр танца (под рук.Р. Коэна).

В 1972 г. Ж. Руссильо создал труппу Балетный театр Жозефа Руссильо во Франции. Старейшие балетные труппы этих стран — «Балле Рамбер» и парижская Опера также включают в репeртуар постановки танца модерн (с 1974 при парижской Опере работает экспериментальная группа — Театр исканий (рук. К. Карлсон).

Самобытно интерпретировали танец модерн современные хореографы Л. В. Якобсон (хореографические миниатюры по скульптурам Родена), О. М. Виноградов («Ярославна» Тищенко), Н. Н. Боярчиков («Орфей и Эвридика» на муз.Журбина) и другие.

Источник: https://obrmos.ru/do/do_dance/do_dance_jazz.html

Что такое джаз модерн, и кому он подходит?

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦА ДЖАЗ-МОДЕРН
≡  3 Февраль 2017   ·  Рубрика: Танцы   

Колоритный танец джаз модерн взял лучшие образцы джазового мастерства постановки танца и стиля «нового искусства».

Спокойный или динамичный он существенно улучшает координацию движений. Стиль танцев джаз модерн пользуется популярностью среди современных танцоров в клубах.

Началу освоения техники помогают специальные джаз модерн уроки, на которые можно записаться в танцзал или изучать по видео инструкциям.

Такое современное направление представляет взаимосвязь нескольких танцевальных методик:

  • техника классического хореографического искусства;
  • джазовый танец;
  • стилистика направления модерн.

Многие европейские балетмейстеры используют джаз модерн уроки как основу хореографии для взрослых, которая впоследствии станет частью развлекательной программы различных шоу.

В силу возможности каждого танцора самостоятельно интерпретировать и комбинировать разные движения, в технике джаз модерн танца нет стандартов и шаблонов.

Для взрослых уроки танцев джаз модерн — это отличная фигура, стройность, здоровье мышц и суставов.

  • Уроки джаз модерн
  • Элементы танца
  • Женская одежда
  • Мужская одежда

Уроки джаз модерн

Освоить танцевальную технику на уровне любителя помогут видео уроки по джаз модерн для взрослых и детей. Вообще западноевропейское хореографическое направление не придерживается единой методики танца.

Каждый балетмейстер имеет возможность проявить фантазию, выбирая собственные методические приемы и формы.

Большинство преподавателей, имея практический багаж базовых знаний, разрабатывает авторские системы обучения для взрослых и детей, включающие различные направления стиля модерн.

Изучая танцевальное мастерство, многие известные хореографы выделили ряд условий удачного построения танца. Такие закономерности удалось установить, учитывая технику выполнения танцевальных эпизодов. Рассмотрим некоторые танцевальные линии.

Особенности движений:

  • удержание корпуса в позиции «коллапс»;
  • динамичное перемещение танцовщика по сценическому пространству;
  • обособленные движения всех частей туловища;
  • ритмизация чередуется синкопированными действиями;
  • для подвижных частей тела задается разный ритм;
  • комбинации сочетания звуков и па;
  • реализация идей собственного замысла.

Каждое занятие должно длиться не больше двух академических часов, независимо от методик и количества танцевальных упражнений.

Элементы танца

  • Фиксация тела в положении «коллапса» подразумевает своеобразное удерживание туловища. Человек расслаблен, колени достигают согнутого состояния, туловище, а также, голова немного подаются вперед. Таз можно подать немного назад. Размещение напряжения в области спины и умение в нужный момент расслабить мышцы — основы техники джазового танца.
  • Ядром танцевальной техники считается полицентрия. Прием изоляции предполагает придание полицентрии образа танца, характеризующегося независимыми движениями каждой части тела. Такой прием немного противоречит анатомическому строению центральной нервной системы, представляющей взаимосвязь нервных центров. Поэтому джаз модерн для начинающих поначалу бывает не совсем ясен. А приему изоляции подвергаются голова, плечи, грудь, тазовая область, верхние и нижние конечности.
  • Мультипликация. Определение соотносится с ритмом и характеризуется разделением на составные части одного танцевального элемента. Передвижения по сценической территории выполняются парно либо индивидуально. Характеризуется хаотичной сменой направлений, вращением, прыжковыми элементами. Основополагающим действием этапа является шаг. Чтобы понять данную технику джаз модерн лучше использовать фото шагового танцевального элемента. Шаг выполняет функцию переноса тяжести тела с одной конечности на вторую. Мультипликация предполагает вставку некоторого числа движений между шагами и единственного па при передаче конечностями тяжести тела.
  • Координация. Согласование активности мышц танцора осуществляется двумя способами: импульсом, вызывающим одновременные действия, либо способом регулирования, вызывающим очередность двигательных функций.

Занятия джаз модерн имеют разную программу для взрослых и детей, учитывая физиологические особенности каждой возрастной группы.

Иногда люди начинают заниматься целыми семьями. Родители отмечают активность умственной работоспособности ребенка. И это объяснимо: дети, танцуя, развивают мышление, память.

Танец с головой накрывает человека, вовлекая в динамический ритм, побуждая чувствовать свое тело и мыслить одновременно. Детям нравится танцевать босиком, осваивая современный язык движений. Танец джаз модерн развивает личность физически и духовно.

Выступления танцоров, профессионально занимающихся джазовыми направлениями, наглядно продемонстрирует неповторимость и уникальность танца.

уроки обучения танцам джаз модерн предоставляют возможность освоить зажигательный джазовый танец методом контемпа (современного течения в танцах).

Контемпорари популярен слиянием общепринятых балетных па с необычными акробатическими элементами. Такое выступление всегда вызывает бурю оваций и неудержимый восторг.

Джаз модерн имеет признаки балетного музыкально-хореографического искусства. Но между этими видами танцевального мастерства присутствует определенная разница. Стиль джаз модерн исключает многие условности: пачки, пуанты, сценические костюмы.

Женская одежда

Независимо от возраста одежда исполнителя походит на повседневную форму.

Наиболее подходящие варианты женской одежды:

  • Леггинсы. Популярная форма одежды современных исполнителей джазовых танцев модерн. Их удобство обусловлено свободным выполнением элементов растяжки, маховых движений ногами, прыгательных трюков. Паховая область леггинсов должна иметь ластовицу во избежание расхождения швов во время исполнения номера.
  • Шортики. Обладательнице идеальных ног можно использовать шорты разной длины. Избегать следует жесткой джинсовой ткани, стесняющей многие движения.
  • Вязаные вещи. Одежда выполняет разогревающую функцию. Такая особенность набирает известность среди любителей контемпорари. Танцоры используют такое одеяние не только на тренировках, но и выступают публично.
  • Туники. Верх туловища танцовщицы обычно покрывает свободное одеяние, напоминающее тунику.

Мужская одежда

Мужской стиль более минималистичен. Комплект одежды обычно представлен майкой и шортами. Иногда можно встретить штаны, напоминающие трико, а также:

  • Колготки. Такое простонародное подобие балетного трико можно найти в специализированном магазине.
  • Майки. Обладатели рельефного торса часто предпочитают танцевать в полуобнаженном виде. Некоторые танцоры используют майку.

Независимо от выбранной одежды, танцору джаз модерн дает ощущение безграничной свободы тела. Таким образом, танцор самовыражается на сцене.

Такой танцевальный стиль использует все группы мышц человека, поэтому первые занятия позволят испытать особенную ломоту тела.

По истечении небольшого количества времени боль исчезнет и будет незначительно проявляться лишь при освоении новых танцевальных техник.

Источник: http://trenirofka.ru/vidy-trenirovok/tanci/dzhaz-modern.html

История танца модерн

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦА ДЖАЗ-МОДЕРН

Танец модерн появились на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в США и Германии. В Америке название ассоциировалось со сценической хореографией, которая противилась стандартным формам балета.

Для тех, кто занимался танцами модерн, было важно представить хореографию нового порядка, соответствующую человеку нового столетия и его духовным нуждам. Принципами такого искусства можно считать отрицание традиций и передачу новых сюжетов посредством уникальных элементов танца и пластики.

В своей длительной войне с клише танцоры-модернисты не смогли полностью отказаться от традиционных балетных форм. Они смирились с некоторыми техническими приемами. Для каждого представителя танца-модерн не являлась главной форма, важно было донести до зрителя определенный смысл, переживание, эмоции.

В отличие от джазового или классического танца, это направление, как никакое другое, связано с именами своих исполнителей и хореографов, поскольку создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица.

Возникновение танца модерн

Считается, что модерн — танцы, которые основала Айседора Дункан. Она вдохновлялась природой и пропагандировала свободу телодвижений, их стихийностью. Танец Айседоры был импровизацией без специальных костюмов и обуви с живой музыкой. 

Еще один ресурс для возникновения танца модерн — ритмика, система Жака-Далькроза. Швейцарский педагог и композитор трактовал музыку аналитично и вне эмоционального восприятия. Танец служил своеобразным контрапунктом.

Уже в первых своих постановках Далькроз предался полному подчинению танца музыке. В ответ ему в 1928 году был опубликован труд австрийского хореографа Р.

Лабана “Кинетография”, где утверждалось, что движение обосновывается внутренним миром творца, а не служит основой музыке.

Дальнейшее развитие модерна

Курт Йосс, который был близко знаком с Лабаном, работал над сотворением нового театра танца. В его арсенале были задействованы музыка, сценография, хоровая декламация. Он интересовался театрами мистики и культа. Все это было направлено на раскрытие энергии телодвижения.

Йосс вводил новые темы, например, балеты на политические темы. Его дело продолжила ученица Мэри Вигман.

Женщина находила выражение в экспрессионизме, вводя в модерн (танцы) страшное и уродливое, ставя напряженные и динамичные постановки, склоняясь к выражению общечеловеческих эмоций.

После Вигман благодаря ее ученикам сформировались две основные ветви развития танца. Одна демонстрировала экспрессионистическое восприятие, субъективные впечатления танцора, желание обнажить бессознательное, истинное в человеке.

Представители этого направления смогли выразиться в так называемом абсолютном танце. На вторую группу оказал значительное влияние абстракционизм и конструктивизм.

Для танцоров форма была не просто выразительным средством, а содержанием образа.

Джаз-модерн: танец нового времени 

Позже возникает новое направление — модерн-джаз, который сегодня увлекает своим неповторимым контрастом белой классики и черного джаза. Танцоры применяют па из классического балета и ломаные движения из модерна, волны из танцев латины и прыжки из хип-хопа, элементы из брейка.

Это не создает эклектический эффект, наоборот, помогает танцору полноценно выразиться в энергичной и пластичной композиции. Джаз-модерн — танец, имеющий в арсенале широкий выбор средств выражения. Благодаря этому он свободен и зрелищен, ни в чем не ограничивает танцора.

Модерн-джаз считается сложным танцем, ведь, помимо техники, исполнителю необходимы сила, выносливость, вдохновение и ясное мышление. 

Во время занятий важно научиться техникам напряжения/расслабления и изоляции. Изоляция — техника, при которой части тела выполняют движения, не связываясь между собой. Это требует дополнительных тренировок, выглядит особо зрелищно и восхитительно.

Техника изоляции связана с умением напрячь одну часть тела и в то же время расслабить другую. В танце модерн-джаз важна импровизация. Чувственность модерна переплетается с пластикой классики, в сочетании с ритмами джаза возникают уникальные творения, источником которых служит душа хореографа.

Именно поэтому джаз-модерн (танец) обрел имя танца для особенных личностей.

Популярность сегодня 

На Кубе сложилась собственная школа, в которой изучают модерн-танцы. Модерновые труппы наиболее распространены в Бразилии, Колумбии, Гватемале, Аргентине. История танца модерн оказала значительное влияние на классические образцы. Многие балетмейстеры двадцатого века не смогли пройти мимо внедрения элементов модерна в свои произведения.

При написании данной статьи использованы материалы сайтов: www.wikipedia.org, www..ru 

Источник: https://var-veka.ru/blog/istoriya-tanca-modern.html

Модерн-джаз танец история. Методика. Практика – Анализ – стр. 1

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦА ДЖАЗ-МОДЕРН

Вадим Юрьевич НИКИТИН

МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ История. Методика. Практика

******

Текст предоставлен “Виртуальным Артистическим Клубом” Владимира Малюгина (e-mail:artclub@; mavlad@)

Театральный web-узел “Тип сцены” ()

******

От автора

Анализируя любую систему танца (классический, народный, историко-бытовой, бальный танец), мы можем четко выделить определенный набор движений, которые свойственны только этой системе танца.

Особенно четко это можно проследить в классическом балете, где существует веками отшлифованный, четко зафиксированный язык движений.

Когда же речь заходит о современном танце, то зачастую анализ языка движений лексического модуля заменяется рассуждениями о современности темы произведения, современности звучания музыки, современности героев произведения.

В начале XX века возник новый язык движений, новый лексический модуль, который был назван танец-модерн. Параллельно шло развитие джазового танца, как определенной танцевальной техники.

Развиваясь и совершенствуясь, эти техники танца не могли не повлиять друг на друга, и начиная с 70-х годов нашего века возникло множество танцевальных техник, которые органически соединяют в себе элементы джазового танца, танца-модерн и многое заимствуют из классического балета.

Так возник термин “Модерн-джаз танец”. Эта книга является попыткой проанализировать и систематизировать различные техники модерн-джаз танца, найти методические законы и правила этой танцевальной школы.

К сожалению, в тех немногих учебниках, которые были изданы до настоящего времени, полностью опускается методическая часть. В основном это описание движений, без объяснений правил, закономерностей, а тем более построения уроков и перспектив обучения.

Данное пособие вкратце затрагивает историю развития модерн-джаз танца, некоторые теоретические вопросы, но основное внимание уделяется практике обучения. Это не только методика, педагогические приемы, но и записи уроков для различных уровней обучения.

Автор приносит большую благодарность Марте Гарднер, американскому педагогу и хореографу, в школе которой ему представилась возможность совершенствовать свой педагогический опыт.

Автор выражает признательность Марион Хинц (Германия), Рафаэлле Скупп (Нидерланды), Дэвиду и Тарье Екке (США) за помощь в работе над книгой. Слова глубокой признательности первому в России педагогу джазового танца – А.Г.

Богуславской, которая редактировала записи уроков.

Неоценимую помощь оказала Е.Я. Суриц в редактировании исторической части. И огромное спасибо С,Г. Ивановой – профессору, кандидату искусствоведения, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации, за постоянную поддержку и внимание.

История развития модерн-джаз танца

Танец-модерн и джазовый танец долгие годы развивались как самостоятельные направления, и только в 70-е годы начался процесс заимствования приемов из различных школ. Причем не только из вышеупомянутых техник, но и из классического балета. Поэтому сначала будет рассмотрена история танца-мо-дерн и джаз-танца отдельно.

История развития джаз-танца

Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных элемента: “свободный” танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый танец. Последний был привезен неграми – рабами из Африки, но исторически сложился и эволюционировал именно в США.

Художественная особенность джазового танца – совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства.

Джазовый танец – это прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце-модерн.

Джаз как художественное явление – это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Каждое негритянское племя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Ритмы меняются даже в зависимости от времени года и четко дифференцированы. Чтобы полностью исполнить многие из них, требуется более четырех часов.

В течение трехсот лет, с XVI до XIX века, черных рабов везли из Африки в страны Латинской Америки и США. Попав в Америку, они достаточно быстро восстанавливали свои праздники и обычаи.

Но, приспосабливаясь, вместо барабанов черное население Америки использовало хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами.

Если в Африке обычаи, праздники, танцевальные и песенные ритмы были свои у каждого племени, в Америке они смешались в единое целое.

Одновременно шел и другой процесс. Поскольку основной контингент населения США состоял из ирландских, шотландских и английских переселенцев, то танцы именно этих национальных культур были важной составной частью искусства и повседневной жизни. Эти танцы можно разделить на две большие группы.

К первой принадлежали так называемые “кантри данс”, т. е. сельские танцы, носившие фольклорный характер и исполняемые группой или дуэтом. Ирландские танцы “Джиг” и “Клог” исполнялись в специальной деревянной обуви, с помощью которой выстукивался ритм.

Ко второй группе танцев, популярных в это время, относились бальные танцы – менуэт в XVIII веке, котильон, контрданс, кадриль и галоп в XIX веке.

Эти два направления культуры – европейское и негритянское – в Новом Свете оказывали влияние друг на друга и в конце концов ассимилировались.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс зарождения джазового танца как направления происходил на основе африканской культуры, т. е.

ритмов и танцев фольклорного характера, на которые накладывались различные наслоения; этнические, религиозные, эстетические, геополитические.

В конце XVIII века в крупных городах либерального Севера возникли музыкальные шоу для белой публики, в которых белые исполнители, надев маски негров и их костюмы, имитировали африканские песни и танцы.

Конечно, они не были идентичны оригиналу, однако экзотичность и гротесковость подобных зрелищ была хорошей приманкой для публики.

В 1830 году в театре города Луисвиль Томас Дарт-мунд Раис поставил спектакль, в котором принял участие знаменитый черный танцор того времени Уильям Хенри Лейн – “Мастер Джуба”. Это был первый чернокожий исполнитель, чье имя сохранила история джазового танца.

Черных актеров стали допускать на сцену только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США.

Однако черных трупп было очень мало, и, чтобы завоевать симпатии белых зрителей, они должны были показывать себя только в отрицательно-ироническом стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия.

Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению такого типично американского жанра, как мюзикл.

Единственной для черного исполнителя возможностью попасть на сцену было участие в танцевальных конкурсах, которые имели огромную популярность в то время.

Излюбленными конкурсными танцами являлись “Джиг” и “Кейку-ок”. Первый был сольным танцем, второй – парным.

Зачастую танцоры держали на голове стакан с водой, а белые зрители заключали пари, у кого из танцующих в конце соревнования останется большее количество воды.

Хотя черные исполнители получили доступ на профессиональную сцену, однако существовало мнение, что “черный” танец – это отдельные, нелогичные и неумелые движения. С течением времени и белые танцоры стали понимать очарование и сложность танца этого направления. Одним из первых исполнителей негритянского танца стал Джордж Примроуз, творческая карьера которого началась в 1867 году.

“Черный” танец остался приоритетным и в представлениях “театра менестрелей”, постепенно превращавшихся в пышные шоу. В 1880 году Джеймс Мак-Артур первым начал использовать в своих танцевальных шоу танцевальную технику черных исполнителей. Примерно в это же время родилась в Новом Орлеане и джазовая музыка.

Начиная с 90-х годов и до конца второй мировой войны – следующий этап развития джазового танца как особой техники, со своей школой, определенным лексическим модулем и системой движения. Именно в это время джазовый танец оказывает огромное влияние не только на театральный и бытовой танец, но

и на балетный театр. Жанровая природа джазового танца становится все менее очевидной. Взаимовлияние “черного” и “белого” танца все возрастает, теряется фольклорный характер танца. Все это и обуславливает выделение джазового танца в отдельное направление танцевальной техники.

В промежутке между 1890 и 1916 годами происходит настоящий взрыв популярности “черных” танцев и в области бытового танца. Их танцует весь Новый и Старый Свет. “Чарльстон”, “Блэк Боттон”, “Ту стэп”, “Биг Аппл”, “Чикен стретч”, “Дрэг”, “Шимми”, “Конго”, “Фанки Бат” сменяли друг друга с невероятной быстротой.

К этому же времени относится появление слова “джаз” и “джазовый танец”. Это слово происходит от многих корней, но исследователи склоняются к тому, что оно употреблялось неграми и как существительное и как глагол. В качестве существительного оно переводится как “сила, порывистость, экстаз”.

А в качестве глагола – “возбуждать, активизировать, восхищать”.

1917-1930 годы – вершина развития джазового танца. “Черный” танец и музыка становились неотъемлемой частью музыкальных спектаклей на Бродвее и в Гарлеме, Выдающиеся исполнители того времени – Билл Робинсон, Берт Вильяме, Бэк и Баболс были в центре всех музыкальных представлений в “черном” варьете Гарлема – столицы негритянского искусства и культуры, история которого началась с 1920 года.

С шоу “Шафл Элонг” (1921) началась традиция “черных” ревю на Бродвее. Многие шоу путешествовали и по городам Европы, знакомя публику Старого Света с новыми направлениями танца и музыки.

Эл Танер, Эвон Лонг, Элвис Витман – эти имена были знакомы не только зрителям США, но и во многих странах Европы.

В 1922 году на Бродвее уже было поставлено три “черных” мюзикла: “Старт мисс Лиззи”, “Планштэйн ревю” и “Лайза”.

Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального искусства. Он постепенно захватывает и всю Европу. В шоу и музыкальных спектаклях блистал и ” черная Венера ” – Жозефина Бейкер (” Шоколадный денди “), Билл Джангла Робинсон – лучший исполнитель стэпа и другие.

В 30-е годы интерес к джазовому танцу несколько угасает. Это вызвано тем, что “черное” искусство было чисто развлекательным. Многие хореографы пытались создать языком джазового танца более серьезные по теме произведения, однако эти попытки не всегда были успешными.

В1931 году Хемсли Уинфилд основал “Негритянский театр искусств”, прима-балериной которого была Эдна Гэй. Она пыталась танцевать спиричуэлс и создала новый стиль танца, объединивший африканскую пластику и достижения танца-модерн.

В 1933-м Дорис Хамфри создала хореографию негритянской оперы “Бегите, маленькие дети”. Это была первая попытка создать серьезное произведение на основе негритянского искусства.

Подлинный успех принесла постановка в 1935 году оперы Дж. Гершвина “Порги и Бесс”. Хотя роль хореографии в этом спектакле была ограничена, он оказал громадное влияние не только на музыкантов, но и на хореографов, которые в своем творчестве стали обращаться к “черной” теме.

Но наиболее известным хореографом, танцовщицей, писателем, этнографом и антропологом была Кэтрин Данхэм – человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Глубоко изучив историю и конкретно африканские народные танцы, она включила их элементы в свою хореографию.

Можно с уверенностью назвать точную дату превращения “черного” танца в сценическое искусство. Это 18 апреля 1940 года, когда Кэтрин Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую джазовую постановку “Тропики и горячий Джаз” с подзаголовком “От Гаити до Гарлема”.

м спектакля являлся путь “черного” джазового танца из Вест-Индии, Нового Орлеана и до Гарлема. Этот балет принес известность не только Кэтрин, но и выступавшим впервые на Бродвее танцовщикам (а в дальнейшем и хореографам) Арчи Савадт и Телли Битти.

В том же году состоялась еще одна премьера – негритянского мюзикла “Хижина в воздухе” с Этель Уотерс и Кэтрин Данхэм в главных ролях. Затем работа Данхэм в Голливуде, и в 1943 году вновь бродвейская постановка – “Тропическое ревю”.

В труппе Данхэм выросли такие известные танцовщики, как Лавиния Вильяме, Арчи Савадт, Телли Битти, Жан-Леон Дастин и Уолтер Нике. В 1945 году в Нью-Йорке Данхэм открыла школу, где экспериментировала в области методики и теории преподавания джазового танца.

В ряду великих танцоров и хореографов 40-х годов – Перл Примюс. В своем творчестве она углубилась в историю “черного” танца. Ярый противник шоу и ревю, в своих постановках она затрагивала серьезные политические вопросы. ” Странный плод” – проблема линчевания, “Тяжелые времена” – проблема условий жизни черных на Юге, “Рынок рабов” – отношение к черному населению.

В 1950 году ученик Данхэм Телли Битти выступил самостоятельно в качестве хореографа. Самая известная его постановка – “Путь поезда Феби Сноу”. С 1959 года и до сего времени этот спектакль является частью репертуара труппы Алвина Эйли. Для этой труппы в 1968 году Телли Битти создал спектакль “Черный пояс”.

Огромную роль джазовый танец сыграл в истории развития мюзикла. В 30- 40-е годы происходит процесс художественной эволюции мюзикла. Его тематика становится разнообразной, возрастает хореографическое богатство его выразительных средств. Постановщиками спектаклей становятся известные и талантливые балетмейстеры: Дж. Баланчин, X. Хольм, А. де Милль, Дж. Роббинс.

В 50-60-е годы, с появлением молодых талантливых балетмейстеров – Г. Чемпиона, М. Кидда, Б. Фосса, Г. Росса и других, развернутое хореографическое действие стало художественной основой спектакля, а танец средством выражения психологического мира героев спектакля, мотивировкой их поступков, средством воссоздания уникальной художественной атмосферы.

К концу 60-х годов джаз-танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца.

Будучи “открытой” системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других систем и направлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем-мо-дерн, классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства.

В результате начался процесс слияния основных школ современной хореографии и возникло новое художественное явление – модерн-джаз танец. Однако прежде, чем рассматривать основные черты этой системы танца, несколько слов об истории танца-модерн.

Источник: http://uchebana5.ru/cont/1547733.html

Что такое:: джаз-модерн

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦА ДЖАЗ-МОДЕРН

15 октября 2012, 15:09

Джаз-модерн — это танец, удивительным образом сочетающий в себе элементы джазовой хореографии, стилистику направления модерн и технику классического танца. Это направление очень экспрессивно, позволяет при помощи движений выразить сложные эмоции.

Джаз-модерн отличают динамичные и свободные движения корпуса, грациозные вращения и прыжки. Это танец энергии, жизни, постоянного движения.

Истоки джаз-модерна

Как уже было сказано, джаз-модерн представляет собой поразительный и парадоксальный сплав во энергичного джаз-танца, утонченного модерна и возвышенного и академичного классического танца.

1. Джаз-танец. Это направление развилось из фольклорных танцев американцев африканского происхождения. Еще в 18 веке «черное» искусство было признано равным «белому». В связи с этим начинается активное развитие афроамериканского танца, обогащение его элементами из других направлений.

https://www.youtube.com/watch?v=J9MI0q52g0c

Джазовый танец сложился к 20 веку и стал довольно распространен. Он был лишен академичной холодности классического танца, в нем отсутствовала идейная тенденциозность модерна. Джазовый танец отличался легкостью и беззаботностью. Частично он заимствовал некоторые движения из бытового танца.

Джазовый танец нравился публике энергичностью, эмоциональностью. Его часто использовали в различных спектаклях, мюзиклах, кинофильмах.

2. Модерн. Это направление возникло, как и джаз-танец, возникло в начале 20 века. Однако в отличие от него, в основе модерна лежала определенная философия исполнителя. При помощи движений артист старался показать свое мироощущение. В какой-то мере, модерн — это протест строгой академичности балетного искусства.

Не связан модерн и с фольклорными и бытовыми течениями. Его можно назвать авторским танцем. Впервые модерн начали танцевать Айседора Дункан, Марта Грэхэм, Дорис Хэмфри, Тэд Шоун и др. Со временем мастера этого течения начали создавать собственные школы со своей техникой, движениями и хореографией. Однако общих закономерностей у стиля модерн все же нет. Каждый исполнитель индивидуален.

3. Классический танец. Это направление родилось еще в 16 веке из историко-бытового танца. За долгие века существования классический танец обрел свою символику, систему образов, эстетику. Кроме того, четко сложились принципы подготовки танцоров и методика обучения этому виду танца с развитой терминологией (каждое балетное движение имеет название на французском языке.)

Эти три направления легли в основу джаз-модерна и являются его фундаментальными частями. Но в настоящее время джаз-модерн также обогащается и за счет других направлений. Он заимствует повороты и шаги латиноамериканских танцев, некоторые движения брейкданса и т.д.

Возможность использовать различные комбинации элементов делает джаз-модерн универсальным и самобытным направлением. Фактически каждый преподаватель обучает своих подопечных немного по-своему. Освоив основные движения ученик, в свою очередь, может добавлять особенные элементы, делая манеру исполнения индивидуальной.

Обучение джаз-модерну

Джаз-модерн, по сути позволяет обучать практически универсальных танцоров. Они владеют сразу несколькими техниками, умеют сочетать, казалось бы, несочетаемые танцевальные направления, своим танцем рождая уникальное действо. Танцоров джаз-модерна учат энергичным, четко координированным и стремительным движениям джазового танца.

Также они осваивают дыхательную технику, перемещения веса и свободу модерна. В то же время упражнения, взятые из классического танца, позволяют выработать выворотность стоп, отработать шаги, вращения и прыжки.

Кому стоит попробовать себя в джаз-модерне?

Прежде всего, джаз-модерн — это довольно экспрессивное направление, которое как нельзя лучше подойдет темпераментным людям, которые хотят в танце найти источник самовыражения. Кроме того, если вы против всяких ограничений и рамок, джаз-модерн предоставит вам безграничную свободу для творчества.

Вы сможете освоить большое количество самых разных движений, сочетать их так, как вам нравится, создавать собственные произведения хореографического искусства, ведь джаз-модер – это прежде всего, воплощение идеи танцора, а не повторение раз и навсегда заученных движений.

В этом танце ваше тело может совершать совершенно любые движения, как во вертикальной оси, так и по горизонтальной.

Кроме того, джаз-модерн хорошо развивает координацию движений, пластику, музыкальность. Вы лучше научитесь управлять собственным телом, сможете развивать его гармонично.

Также через некоторое время вы заметите, что у вас улучшилась память, развилась творческая фантазия и воображение.

Джаз-модерн — уникальный танец, сочетающий в себе философскую сосредоточенность на внутренних ощущений модерна, беззаботность и стремительность джазового танца, а также строгость и изящность балета. Это танец для неординарных личностей, жаждущих самовыражения.

Источник: https://www.ikirov.ru/news/17783-chto-takoe-dzhaz-modern

ovdmitjb

Add comment