Kievuz

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

Лекция первая. История социологии как область знания – Лекция – стр. 1

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

Оглавление

ОТ АВТОРА

Лекция первая.ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ

Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА

Лекция четвертая. СОЦИОЛОГИЯ КАРЛА МАРКСА

Лекция пятая. БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: СОЦИАЛ-ДАРВИНИСТСКАЯ ШКОЛА

Лекция шестая. СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА

Лекция седьмая. СОЦИОЛОГИЯ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО

Лекция пятая (окончание). БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕДУКЦИОНИЗМ: РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ОТ АВТОРА

В этой книге представлены лишь избранные страницы, некоторые этапы истории социологической мысли. Вместе с тем в книге присутствует единая точка зрения, основанная на некоторых общих принципах. Автор стремится рассматривать историю социологии как процесс становления, развития и реализации определенных признаков, образующих специфическую область знания.

Анализ этих признаков: онтологических, эпистемологических, этических и институционально-организационных, – позволяет надеяться, что речь в данном случае идет об истории именно социологии. Даже прослеживая внешние по отношению к социологии влияния (значение которых очень велико), автор стремится не смешивать эти влияния с собственно познавательными процессами.

Итак, в книге представлено неполное, но и не хаотическое видение истории социологии. Это систематическое рассмотрение нескольких ее важных этапов.

Такой взгляд, основанный на применяемых в данном случае принципах, позволит в дальнейшем рассматривать и другие этапы, присоединяя новые главы истории социологии к уже написанным.

Это подобно тому, как в детском конструкторе присоединяются новые детали, с той лишь разницей, что детали эти еще предстоит изготовить.

Таким образом, настоящая книга представляет собой проект истории социологии, отчасти реализованный, отчасти являющийся средством своей собственной реализации. Впрочем, внутри единого замысла, каким бы он ни был, разнообразие рассматриваемых социологических воззрений требует разнообразия подходов к ним и будет требовать его и в дальнейшем.

Не знать, что было до того, как ты родился, значит оставаться всю жизнь ребенком.

Квинтилиан

Ключевые слова и выражения

Онтологические, эпистемологические, этические и институционально-организационные критерии социологического знания; парадигмы; профессиональное самосознание в социологии; внутринаучные и вненаучные факторы в истории социологии.

Лекция первая история социологии как область знания

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

1. О границах социологии и ее истории

2. Онтологические критерии социологическогознания

3. Эпистемологические критерии

4. Этические критерии

5. Институционально-организационныекритерии

6. Парадигмы в истории социологии

7. Значение для социологии ее истории

Ключевые слова и выражения

Онтологические, эпистемологические,этические и институцио­нально-организационныекритерии социологического знания;парадигмы; профессиональное самосознаниев социологии; внутринаучные и вне-научныефакторы в истории социологии.

1. О границах социологии и ее истории

Любая наука, достигшая известной степенизрелости, дифференциро­вана и состоитиз ряда отраслей или отдельных научныхдисциплин. Так обстоит дело и в социологии.

В ней существуют такие области знания,как теоретическая и эмпирическая,фундаментальная и прикладная социологии;социология глобальных обществ, большихи малых групп; соци­ология различныхинститутов и сфер социальной жизни:морали, права, политики, семьи, средствмассовой коммуникации и т. п.

; социологиясоциальных проблем: преступности,наркомании, этнических и расовыхконфликтов и т.д. К числу таких относительносамостоятельных науч­ных дисциплинпринадлежит и история социологии.

В чем заключаются задачи этой дисциплины?Известно, что всякая история отвечает,в сущности, на пять вопросов: Что было?Где было? Когда было? При какихобстоятельствах? Почему?

Применительно к истории социологииответить на эти вопросы — значит датьпредставление о том, что думали ученыеопределенных стран и эпох об обществе,о путях его изучения, а также о том, вкаких услови­ях они об этом думали ипочему они думали так, а не иначе. Инымисловами, задача историка социологии -просто рассказать, «как было дело» врассматриваемой им науке.

Задача эта, однако, отнюдь не проста.Даже ответ на первый из пере­численныхвопросов: «Что было?» – требует решенияряда проблем. Как определить, чтоотносится к этой науке, что – к другой,а что вооб­ще к науке не относится?Какие имена, школы, направления, понятия,теории, методы наиболее важны и,следовательно, должны присутство­ватьв истории социологии, а какие нет?

Очевидно, что представление о том, чтотакое история социологии, явно илинеявно предполагает представление отом, что такое собствен­но социология.В зависимости от того, что мы относимк социологии, мы очерчиваем еепространственные и временные границы,т. е. опреде­ляем,где икогдаимеет место ее история.

Каковы же признаки или критерии, благодарякоторым мы определя­ем некое знаниекак социологическое, с тем чтобы далеевключить его в историю социологии ирассмотреть под специфическим,историко-социологическим углом зрения?

2. Онтологические критерии социологического знания

Первую группу таких критериев составляюткритерии онтологические. Онтология- это сфера знания о бытии как таковоми его основополагаю­щих принципах.

Выяснить, каковы онтологические критериикакой-либо науки, – значит определить,каков специфическийобъект этойнауки, вы­явить,о чем содержащеесяв ней знание.

Каждая наука с самогосвоего возникновения так или иначеобозначает ту сферу реальности, которуюона берется изучить.

Онтологические критерии социологическогознания заключаются в том, что оно являетсязнанием об обществе, социальныхвзаимодействиях, об их разнообразныхпроявлениях и воплощениях. Корочеговоря, мы имеем дело с социологией втом случае, когда некая сфера знаниясодер­жит высказывания о социальнойреальности.

Высказывания эти могут быть самымиразнообразными. Иногда со­циальнуюреальность интерпретировали как мнимую,фиктивную сущ­ность, которая вдействительности сводится к суммесоставляющих ее индивидов. Такая позицияполучила название социальногономинализ­ма.

Другая, противоположнаяпозиция, именуемаясоциальнымреализ­мом, состоит во взгляде наобщество как на особую реальную сущность,которая не сводится к составляющим егоиндивидам, а образует надын­дивидуальноеи внеиндивидуальное целое.

Одни теоретикиинтерпре­тировали социальную реальностькак преимущественноматериальную илиприродную сущность, другие – каксущностьдуховную, надприрод-ную ивнеприродную. Существовалимногочисленные попыткиредук­ции,сведения целостной социальнойреальности к одной из ее сфер(эко­номической, политической, правовой,религиозной и т. д.

) и провозглашенияэтой сферы главным фактором всейсоциальной жизни. Но как бы ни по­нималасьсоциальная реальность, если мы встречаемсяс высказывания­ми об обществе кактаковом, то, возможно, хотя и необязательно,речь идет о социологии.

Под обществом в данном случаеподразумеваются многообразные формысовместной жизнедеятельности, объединений,ассоциаций и вза­имодействий людей.В подобном истолковании понятие«общество» отличается от таких категорий,как «люди», «человечество», «народ»,«этнос», «нация», «государство»,«цивилизация», хотя может иногдапересекаться с этими категориями.

Ононе совпадает с отдельными сво­имипроявлениями, изучаемыми различнымисоциальными науками (эко­номикой,правоведением, этикой, политологией ит. д.). Оно не совпа­дает также ни сприродными, ни с божественными, ни сдругими сущностями.

В целом социологияи ее история начинаются с осознаниятого, что общество людей, группа людейили взаимодействие людей -это специфическаяреальность, занимающая особое место всистеме мироздания.

Но для отнесения каких-либо знаний ксоциологическим онтологичес­кихпризнаков недостаточно.

Более того,многие выдающиеся представи­телисоциологической мысли, будучи социальныминоминалистами, во­обще отрицалиспецифический характер социальнойреальности.

Разумеется, они не могли оней как-то не высказываться, но при этомони не признавали особого онтологическогостатуса, «реальности» та­ких категорий,как общество, группа, община и т. п.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5954570/page:2/

ovdmitjb

Add comment