Kievuz

Классическое рабство и античная экономика

Классическое рабство и его особенности во II-I вв. до н.э

Классическое рабство и античная экономика

В социально-экономической жизни Римской республики позднего периода происходят глубокие структурные изменения, которые ознаменовались временем наивысшего расцвета системы классического рабовладения.Стадию патриархального рабства проходило большинство народов земного шара.

Однако, некоторые из них, в процессе исторического развития миновали стадию зрелости рабовладельческих отношений и переходили сразу к более высокой ступени развития.

Рассматриваемый нами средиземноморский регион – территория проживания греков и италийцев, прошел полный путь развития рабовладельческой формации от ее зарождения и расцвета, до полного разложения.

Таким образом, изучение структуры римского общества как эталона классического рабства имеет большое значение для историков и правоведов, так как позволяет проследить его эволюцию, всесторонне изучить сущность рабовладельческо-античного способа производства и его основные движущие силы.

Первым, переход к стадии классического рабовладения осуществил в $IV—III$ вв. до н.э. регион Южной Италии и Сицилии. Ко $II$ в. до н. э. система получила широкое распространение, на всей территории Апеннинского полуострова, а позднее проникла во все уголки Средиземноморья.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Причины появления системы классического рабовладения и его особенности

Переход к системе классического рабства сопровождался коренным социально-экономическим и культурным переворотом в обществе. Каковы же его причины?

  • Многочисленные завоевательные военные кампании. Успешные военные действия способствовали наплыву рабов в Римскую республику, которые стали использоваться во многих сферах жизни общества.
  • Внутренняя эволюция социально-экономических и политических отношений, заключавшаяся в сосредоточении земельного фонда в руках узкого круга знати, развитии частнособственнических отношений, расцвета ремесла, торговли, денежного обращения и товарного производства, которые требовали использования дешевой рабочей силы.Свободный гражданин, проживающий на территории Италии, не шел на подобные трудовые условия, соответственно дешевую рабочую силу необходимо было взять извне. Этим объясняется агрессивность римских военных кампаний и изменение их ориентации. Если в $V—IV$ вв. до н.э., римляне стремились на завоеванных территориях в первую очередь забрать землю, то во $II— I$ вв. до н. э. Их главной целью стало порабощение населения и его депортация на территорию Италии.

Невозможно говорить о системе классического рабства не выделяя его особенностей:

  • Ориентация производства на создание прибавочной стоимости. Если в период патриархального рабства создается товарное производство, подорвавшее традиции натурально-хозяйственной системы. То во $II – I$вв. до н.э. землевладельцы и ремесленники стремятся к реализации прибавочного продукта, получение кторого приводит к усилению предпринимательского начала в экономике и усложнению ее внутренней структуры, что повлекло за собой возрастание удельной массы рабов.
  • Применение рабского труда в основных отраслях древнеримского хозяйства: сельское хозяйство, горнодобывающее производство, металлургия и строительство.
  • Использование наряду с рабским, труда свободных и полузависимых работников.
  • Ухудшение общественного и правового положения рабов. Невольники приравнивались к вещи и не имели экономических, юридических и приватных (право на владение имуществом или семьей) прав.

Возрастание эксплуатации приводило к росту недовольства и выливалось, как в пассивное (порча имущества, бегство), так и в активное (грандиозные рабские восстания) сопротивление. Созданная напряженность перерастала в открытую классовую борьбу, которая приводила в движение весь сложный механизм римского общества.

  • Переход от мелкотоварного производства к крупному централизованному хозяйству. Если при патриархальной системе основной хозяйственной единицей был небольшой земельный участок или мастерская, то во $II— I$ вв. до н. э. Ведущее положение занимают крупные земледельческие поместья в $100 – 250$ югеров, что привело к общей интенсификации экономики, а, следовательно, к подъему сельского хозяйства, ремесла и строительства.

Основным производителем в этой системе был раб, поэтому существовала потребность в постоянном притоке новых масс невольников.
Данная потребность удовлетворялась благодаря следующим источникам:

Военнопленные. Успешные военные кампании способствовали постоянному притоку солидной массы рабов на рынок. Обычно их покупали крупными партиями работорговцы, следовавшие за римским войском.Долговое рабство. Для римских граждан оно было законодательно отменено в $326$ году до н.э.

, но на территории Италии и провинций, где проживало население, лишенное гражданских прав, долговое рабство все еще сохраняло силу. Публиканы выдавали ссуды под огромные проценты ($48-52$ $%$), зачастую должники оказывались неплатежеспособными, и таким образом попадали в кабалу.Внутреннее воспроизводство – воспитание детей рабынь.

Воспитанные в рабстве дети были хорошо обучены, послушны и высоко ценились на рынке. Однако, воспитание раба обходилось дороже, чем покупка на рынке взрослого, к тому же внутреннее воспроизводство было затруднено полу казарменными условиями жизни и невозможностью иметь семью.Пиратство, которое в конце $II$ начале $I$ века до н.э. приобрело грандиозный размах.

Однако этот источник, наряду с самопродажей или продажей в рабство детей, преступников, дезертиров не имел большого экономического значения.

К середине $II$ века до н.э. на территории Средиземноморья в каждом городе велась активная работорговля. Каждый гражданин имел право купить или продать раба. Помимо местных, существовали крупные региональные рынки. Самые крупные располагались на острове Делос, городах Аквилея и Танаис.

Отсюда товар попадал на областные и местные рынки. Стоимость раба в разное время сильно колебалась. В период крупных завоеваний рабов продавали и за 4 денария, но в основном, средняя стоимость живого товара колебалась в районе $400-500$ денариев.

Самыми дорогими считались рабы, обладавшие какой-либо квалификацией.

Категории рабского населения

Во $II —I$ вв. до н. э. Рабы становятся довольно многочисленным классом, хотя споры о точной численности не утихают до сих пор. Немецкий историк Ю. Белох, определял это соотношение к свободному населению как $3:5$. Американец У.

Уестерман, считал, что это соотношение равно $1:2$. Существовали крупные рабовладельцы, в хозяйстве которых находились тысячи рабов. Но, в большинстве своем в хозяйствах были задействованы не более двух-трех десятков рабов.

Рабы, входили в состав фамилии хозяина.

Определение 1

Фамилия – Семейная хозяйственно – юридическая единица, включающая в себя в себя несколько поколений детей и внуков, управляющаяся отцом. Во $II – I$ веке до н.э. в состав фамилии входили также рабы и клиенты.

Фамилия делилась на городскую (familia urbana) и сельскую(familia rustica).

В городскую фамилию входили: ремесленники, прислуга, интеллигенция (ученые, поэты, врачи, актеры, учителя), государственные служащие (палачи, тюремщики).

Сельскую фамилию составляли рабы, занятые в сельскохозяйственном производстве. Сельские рабы, включенные в работу основной отрасли древнеримской экономики, подвергались самой жестокой эксплуатации.

По сравнению с ними, городские рабы оказались в более привилегированном положении, и нередко с презрением относились к деревенским собратьям, считая их людьми второго сорта с ограниченными умственными способностями.

В римском обществе рабство воспринималось не как умственная или физическая ущербность, а как особое юридическое состояние, в котором оказываются разные люди, в том числе и весьма одаренные, иногда, в случае пленения, и сами римляне.

Поэтому именно римское право как никакое другое углубленно занималось проблемой свободной личности как субъекта права, совокупностью гражданских прав и свобод и их охраны.

С другой стороны, рассматривая раба как говорящую вещь (то есть, наделенную голосом, а значит разумом и волей) с одной стороны и полностью подчиненное господину орудие – с другой.

Господин был полноправным хозяином невольника, и мог распоряжаться имуществом по своему усмотрению, вплоть до убийства. Раб не имел права на собственное имущество, семью, имя, родину. Он полностью был отождествлен с господином.

Таким образом, признавая раба орудием, наделенным разумом, закон позволял использовать рабский труд не только на тяжелых работах в поле, каменоломнях, мастерских, но и, в том числе, в библиотеках, театрах, управлении кораблями или поместьями.

Замечание 1

Таким образом, в римском праве сложилась двойственная ситуация: с одной стороны юриспруденция признавала полное бесправие подневольного населения, с другой – возможности его участия в деловых контактах хозяина, что требовало определенной самостоятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/ekonomika_i_obschestvennoe_ustroystvo_rimskogo_obschestva_vo_ii-i_vv_do_n_e/klassicheskoe_rabstvo_i_ego_osobennosti_vo_ii-i_vv_do_n_e/

Рабство

Классическое рабство и античная экономика

Рабство — это система общественных отношений, в которой принципы права собственности применяются к человеческим существам, позволяя отдельным лицам приобретать, владеть и распоряжаться другими людьми. Раб по закону считается собственностью или имуществом своего господина или хозяина и лишен всех или большинства прав, обычно принадлежащих свободным людям.

Абсолютное запрещение рабства, работорговли, а также институтов и обычаев, сходных с рабством, как наиболее тяжких преступлений против свободы личности является общей нормой международного публичного права, прочно утвердившейся и в качестве правового обычная, и в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями. Запрет на работорговлю и рабство также закреплен в международных конвенциях, посвященных конкретно данной тематике, а также в многосторонних договорах и декларациях, касающихся основных прав и свобод человека.

История рабства

Самые ранние формы рабства зародились еще в Месопотамии около 69 века до нашей эры, когда общины во время войн захватывали в плен своих врагов и принуждали их насильно работать.

Обращение в рабство и использование рабского труда в широком масштабе стало практиковаться в 26 веке до нашей эры древними египтянами, совершавшими набеги вверх по Нилу для захвата и порабощения туземных племен.

Римская империя обратила в рабство многие завоеванные ею народы. В 1-м веке до нашей эры рабы составляли почти 40% населения Рима.

Второе тысячелетие ознаменовалось появлением новой формы рабства, известной как крепостное право. Бедное сельское население практически полностью попало в крепостную зависимость.

В некоторых странах положение зависимых крестьян мало отличалось от положения рабов: власть землевладельца была абсолютной.

Крепостные обрабатывали господскую землю, платили оброк и исполняли множество разных повинностей, начиная с работ по ремонту хозяйских построек и заканчивая военной службой.

С середины 16-го века Европейские страны занялась т. н. «трансатлантической работорговлей» — вывозом негров-рабов из Западной Африки для труда на плантациях юга США, Бразилии, Карибских островов, Колумбии и Эквадора. Несмотря на многочисленные протесты сторонников отмены рабовладения, вдохновленных идеями французских гуманистов, подобная деятельность процветала до начала 19-го века.

В 1787 году была учреждена первая международная правозащитная организация, получившая название «Общество за ликвидацию работорговли», целью которой была отмена рабства в Великобритании. Благодаря ее усилиям, в 1807 году в Британской империи работорговля была упразднена. В 1808 году Конгресс США запретил ввоз рабов. Франция отменила работорговлю в 1818 году.

На межгосударственном уровне работорговля впервые была открыто осуждена на Венском конгрессе 1815 г. с принятием «Декларации о прекращении торга неграми». Декларация запрещала торговлю рабами и их перевозку, однако в целом не признавала рабство преступлением.

В течение 19-го века был заключен ряд многосторонних договоров, направленных на развитие международного сотрудничество в борьбе с работорговлей, важнейшим из которых был Генеральный акт Брюссельской конференции по борьбе с работорговлей 1890 г. К концу 19-го века запрещение рабства и работорговли стало рассматриваться в качестве нормы международного обычного права.

Тем не менее в отдельных частях мира рабство, как в своей традиционной форме, так и в виде различных институтов и обычаев, сходных с рабством, продолжает существовать и поныне, несмотря на практически всеобщее признание государствами договоров, предусматривающих обязательство обеспечить его полную отмену.

Определение «рабства»

Определение рабства имеет первостепенное значение для международного сообщества в его усилиях по эффективному искоренению этого явления.

Первым международным соглашением, содержащим определение рабства, была Конвенция о рабстве, заключенная под эгидой Лиги Наций в 1926 г. Она определила рабство как «положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности» (ст. 1, п. 1).

Кроме того Конвенция определила работорговлю как «все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретенного с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов» (ст. 1, п. 2).

Римский статут Международного уголовного суда (МУС), в статье 7 которого «порабощение» включается в перечень преступлений против человечности, определяет порабощение как «осуществление любого или всех правомочий, связанных с правом собственности в отношении личности, и включает в себя осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми, и в частности женщинами и детьми».

Международная организация труда (МОТ) определяет рабское положение работника по следующему списку признаков: выполнение работы вопреки собственному желанию; нарушение законных трудовых прав; отсутствие возможности уволиться; ограничение физической свободы; наличие на рабочем месте надсмотрщиков; применение к работнику физического насилия.

Основные международно-правовые документы по борьбе с рабством и работорговлей

Основными международными договорами, касающимися работорговли и рабства, являются Конвенция о рабстве 1926 г., с изменениями, внесенными Протоколом 1953 г., и Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.

Согласно ст. 99 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. каждое государство должно принимать эффективные меры для предотвращения и наказания перевозки рабов на судах, плавающих под его флагом, и для предупреждения противозаконного пользования его флага для этой цели.

Раб, нашедший убежище на борту любого судна независимо от его флага, ipso facto свободен. Кроме того, согласно ст.

110 военные корабли и другие суда, находящиеся на государственной службе, имеют право останавливать, посещать и обыскивать любое торговое судно в открытом море, если существуют разумные основания подозревать, что данное судно занимался работорговлей.

В последнее время свобода от рабства или подневольного состояния стала частью международной системы защиты прав человека. Она гарантируется в ст. 4 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; в ст. 6 Американской конвенции о правах человека 1969 г.; и в ст. 5 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.

Конвенции, направленные на защиту прав женщин и детей, в частности, обязывают государства-участники принять все необходимые меры для пресечения торговли женщинами и детьми во всех их формах.

Одним из последних документов в этой области является Протокол 2000 г. о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.

Рабство и работорговля также запрещаются статьей 4 Дополнительного к Женевским конвенциям 1949 г. протокола II 1977 г., касающегося защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов.

Рабство как международное преступление

Существует единодушное мнение о том, что, как и пиратство, рабство является международным преступлением. Государства обязаны предотвращать рабство и привлекать к ответственности причастных к нему лиц.

Любое государство, которое в рамках государственной политики дозволяет рабство или не проявляет должных усилий для его предупреждения и наказания причастных к нему лиц, считается нарушителем международного права

В месте с тем, рабство также относится к преступлениям международного характера. Следовательно, частные лица и другие негосударственные субъекты, вовлеченные в работорговлю и рабство, несут уголовную ответственность непосредственно по международному праву и, в соответствии с принципом универсальной юрисдикции, могут быть судимы и наказаны любым государством, задержавшим подозреваемых.

Международный Суд в своем решении по Делу о компании «Барселона трэкшн, Лайт энд Пауэр Лимитед» (Бельгия против Испании, 1970 г.), квалифицировал защиту от рабства как обязательство, которое государство несет перед международным сообществом в целом, то есть erga omnes.

Исходя из мнения Комиссии международного права, можно также утверждать, что запрет рабства относится к императивным нормам международного права (jus cogens).

Современные формы рабства

Практики, сходные с рабством, такие как долговая кабала, крепостное право, принудительный труд, а также продажа и эксплуатация женщин и детей, уже давно включены в повестку дня международных органов, особенно МОТ, и запрещены в международных конвенциях по борьбе с рабством и многосторонних договорах в области прав человека и основных свобод.

Долговая кабала

Долговая кабала — наиболее распространенная форма современного рабства, от которой страдают миллионы взрослых и детей во всем мире, в том числе многие трудящиеся-мигранты.

Долги работников, трудящихся на фабриках, кирпичных мануфактурах и шахтах, часто передаются следующему поколению.

Практика долгового рабства все еще распространена в таких странах, как Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан и Шри-Ланка.

В ст. 1, п. a Дополнительной конвенции об упразднении работорговли. долговая кабала определяется как:

положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не зачитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен.

Долговая кабала возникает, когда человек берет у недобросовестных заемщиков деньги или имущество в долг, который не в состоянии погасить. Оплата работы в счет погашения долга не только не позволяет выплачивать задолженность, но зачастую даже не достаточна для его существования.

Некоторые страны принимают специальные меры для предотвращения кабального труда; например, Индия и Пакистан выплачивают долги лиц, признанным в качестве кабальных работников, а также создают условия, при которых освобожденные от кабального долга работники не могут получить другой заем, возвращающий их в положение должника.

Крепостное состояние

Крепостное состояние — форма рабства, при которой в соответствии с законом, обычаем или соглашением одно лицо должно жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, выполняя для него определенную работу, или за вознаграждение или без такового, и не может изменить это состояние. Крепостное право широко применялось в Европе в средние века, вплоть до эпохи Позднего Возрождения – 16-го и 17-го веков. Крепостное состояние являлось наследственным и охватывало целые семьи на постоянной основе.

Временная комиссия по рабству 1924 года расценила крепостное состояние как эквивалент «земельного рабства», т.е. использования рабов на фермах или плантациях для выполнения сельскохозяйственных работ.

Крепостное право и по сей день встречается в странах Латинской Америки, где землевладельцы предоставляют «батраку» или «пеону» участок земли за выполнение определенных услуг, таких как отработка на землевладельца или выполнение услуг по дому или, чаще всего, передачу землевладельцу части урожая.

Принудительный или обязательный труд

Принудительный труд, часто представляющий собой одну из форм рабства, осужден или запрещен в ряде международных соглашений, разработанных под эгидой МОТ, включая Конвенцию № 29 от 1930 г. и Конвенцию № 105 от 1957 г.

Статья 2 Конвенции № 29, ратифицированной большинством государств, определяет «принудительный или обязательный труд» как «всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для выполнения которой это лицо не предложило своих услуг добровольно».

В соответствии с Конвенцией № 29 стороны обязались упразднить применение принудительного или обязательного труда «в возможно кратчайший срок», но только Конвенция № 105 формально обязала государства искоренить подобную практику как средство для достижения определенных целей, таких как политическое воздействие; поддержания трудовой дисциплины; наказания за участие в забастовках; расовая, социальная, национальная или религиозная дискриминация; или ускорение экономического развития.

Принудительный труд также запрещен в ряде глобальных и региональных документах по правам человека. Можно утверждать, что запрет принудительного труда является нормой общего международного права.

Принудительное замужество и торговля женщинами

Продажа или принуждение женщин к вступлению в брак или передача женщин за вознаграждение между отдельными лицами или группами лиц являются одними из самых старых форм рабства.

Женщины нередко похищаются или покупаются в бедных странах и продаются в развитых, где их заставляют насильно трудиться, вступать в браки или заниматься проституцией.

Исторически принудительное замужество и торговля женщинами не получали такого же широкого внимания, как другие формы рабства. Тем не менее, торговля женщинами вызывает все более глубокую обеспокоенность мирового сообщества.

Эксплуатация, перевозка и принудительный труд детей

Статья 1, п. d Дополнительной конвенции об упразднении рабства в определении практик, сходных с рабством, включает:

любые институты или обычаи, в силу которого ребенок или подросток моложе восемнадцати лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда.

В развивающихся странах дети часто похищаются или покупаются у своих родителей, находящихся в бедственном положении или надеющихся на «лучшую жизнь» для своих детей.

Часто эксплуатируемые за небольшую оплату или вообще без нее, дети вынуждены работать по 12-16 часов в сутки, в том числе на самых опасных работах.

Эти дети часто попадают в долговую кабалу или подвергаются сексуальному насилию.

Источник: http://interlaws.ru/rabstvo/

ovdmitjb

Add comment