Kievuz

Краткая история города Новосибирска

Содержание

Основан Новосибирск 1893

Краткая история города Новосибирска

В Государственном архиве Новосибирской области среди ценных исторических документов хранится сообщение о переименовании поселка Новониколаевска (Новосибирска) в безуездный город.

Документа же о возникновении самого города, к сожалению, в архиве нет. Закладку железнодорожного моста через реку Обь считают датой основания Новосибирска.

Она состоялась, как утверждают многие авторы справочников, 20 июля (1 августа) 1893 года.

Постройка железнодорожного моста, соединившего оба берега одной из крупнейших рек мира – Оби, была большим событием и не могла пройти незаметно. Когда возводилось крупное сооружение, то обычно к нему прикреплялась памятная доска с указанием точной даты; об этом сообщалось в печати.

Местные старожилы уверяли, что видели такую доску у моста на левом берегу реки, другие – на правом (мост возводился одновременно на двух берегах). Работники управления западно-сибирской железной дороги не раз обследовали мост, но никаких признаков даты его закладки не нашли.

В областной библиотеке большой список литературы о Новониколаевске. Это в основном сообщения о жизни и быте города.

В популярном литературно-художественном еженедельном журнале «Нива», издававшемся во второй половине XIX века, был опубликован очерк «Новониколаевский поселок», посвященный его пятилетию, но даты возникновения не указано. В тексте даны три рисунка: поселка в 1893, 1898 годах, пароходной пристани и рельсового пути в поселке.

В архиве управления Западно-Сибирской железной дороги хранится редкий альбом «Великий путь» (виды Сибири и ее железных дорог), подготовленный в 1899 году в Красноярске «М.Б. Аксельродом и К°». В альбоме имеется большой снимок железнодорожного моста через реку Обь, без указания времени его закладки.

Новониколаевским городским общественным управлением также был изготовлен и издан альбом «Виды города Новониколаевска 1895-1913 гг.», который хранится в Новосибирской областной библиотеке.

В альбоме в описании истории города Новониколаевска Томской губернии говорится: «Всего 20 лет назад в том месте, где теперь возник город, насчитывающий десятки тысяч жителей, рос сосновый бор. Но вот в 1893 г.

Великий Северный железнодорожный путь перерезал величайшую сибирскую реку Обь, и с этого момента в узле пересечения зародилась новая жизнь». Это первая ссылка на дату возникновения города.

Одним из основателей нашего города называют талантливого инженера-путейца и известного писателя Н.Г. Гарина-Михайловского. Он искал наиболее удобное место постройки моста через Обь для сибирской железнодорожной магистрали. По проекту намечалось линию провести вблизи Колывани.

С изыскательской партией Гарин-Михайловский пошел по берегу Оби на юг. Весной 1891 года изыскатели появились у села Кривощеково против устья речки Каменки. Здесь оказалось наиболее выгодное место для сооружения моста.

Вот запись из дневника Гарина-Михайловского: «На 160-верстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе. Другими словами оба берега реки и ложе скалисты здесь.

И при том это самое узкое место разлива: у Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен». Много потребовалось сил, прежде чем экономически выгодное предложение о постройке моста через могучую Обь у Кривощеково удалось осуществить.

Время появления изыскательской партии послужило для возникновения еще одной даты основания города – 1891 год. Она приводится в первом томе «Азиатской России», изданном Главным управлением землеустройства и земледелия.

Открываем «Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1895 год» (Томск, 1895 год, страница 317). Там сообщается: «В конечном пункте участка в с.Кривощекове на берегу Оби приступлено к постройке постоянного на кессонных основаниях моста через реку Обь.

Торжественная закладка этого сооружения была произведена 20 июля 1894 года».

Эта же дата указывается в адресно-справочной книге «Весь Новониколаевск на 1924-1925 гг.» , изданная сибирским отделением Российского телеграфного агентства. Книга открывалась историческим очерком о Новониколаевске.

На странице 5 первого раздела говорится: «20 июля 1894 года состоялась торжественная закладка моста, а на месте ст.Новониколаевск-I началась расчистка площади под станционные пути и постройку станции Обь». Дата имеется, но нет ссылки на источник.

В изданной в том же 1924 году в Новониколаевске книге «Вся Сибирь» приводится дата закладки железнодорожного моста – 1893 год. Эта же дата – в «Спутнике пассажира», книге «Весь Новосибирск».

Закладку железнодорожного моста 1893 годом датируют также: энциклопедия Брокгауза и Эфрона, Большая, Малая и Сибирская советские энциклопедии.

Когда же в действительности была произведена закладка железнодорожного моста через реку Обь? Как это доказать документально?

После долгих поисков, просмотра большого количества литературы наконец найдено сообщение о точной дате закладки моста – в газете «Томский справочный листок», которая начала выходить во второй половине 1894 года. Ее редактором-издателем был П.И.

Макушин, книготорговец, пионер книжной торговли и просвещения в Сибири, известный в то время общественный деятель. В седьмом номере газеты за 9 июля дана небольшая заметка «Закладка моста через Обь». В ней говорится: «Мы сообщали, что 22 июля, после торжественного молебствия в Кривощековской состоится закладка моста через Обь.

На торжество это, кроме начальника работ по постройке средне-сибирской железной дороги, выедут начальник губернии и другие приглашенные лица».  В пятнадцатом номере за 19 июля еще заметка: «Торжество закладки моста через Обь. В воскресенье, 17 июля, на пароходе «Николай» выехали в с.

Кривощеково на торжество закладки моста через Обь начальник губернии Г.А. Тобинез, начальник управления работами по постройке Средне-Сибирской железной дороги инженер Н.И. Меженинов, и управляющий Контр. Палатой М.К. Шпейр. Закладка моста состоится 20 июля.

К этому дню на торжество ожидается из Петербурга помощник управления по постройке Сибирской железной дороги Соколов»… Вот передо мной заметка из местной хроники: «Вчера, вечером прибыли в Томск из Кривощеково г. начальник губернии и др. лица, ездившие на закладку железнодорожного моста».

Указывается точная дата основания Новосибирска (бывшего Новониколаевска) – 20 июля (1 августа) 1894 года. И еще одно подтверждение – из иркутской газеты «Восточное обозрение». Интересна еще одна деталь, касающаяся города.

Во многих дореволюционных изданиях о Новониколаевске высказывалось мнение, что у нового города большое будущее – он станет крупным центром. Вот что, например, писали авторы краткой истории к указанному альбому «Виды города Новониколаевска 1895-1913 гг.

»: «Возможно, что недалеко то время, когда Новониколаевск будет сделан губернским городом, так как он вполне заслуживает этого уже в настоящее время. Таким образом, сама жизнь показывает, что место главного города или столицы Западной Сибири от Челябинска до Иркутска, сказочно выросшей возле пересечения Великого железнодорожного и водного пути… – город Новониколаевск». И это предположение оправдалось. В годы Советской власти Новосибирск стал одним из крупнейших индустриальных центров нашей страны, городом науки и культуры, известным далеко за рубежом.

Лебедев Н.Н. О дате основания Новосибирска. Советские архивы. 1973. N3

НОВОНИКОЛАЕВСКИЙ ПОСЕЛОК

Проведение великой сибирской железной дороги так изменило картину Сибири и так отразилось на некоторых населенных пунктах, что невольно приходится изумляться. К одному из таких центров, поражающих своим чисто американским ростом, следует отнести поселок Ново-Николаевский, известный и теперь еще под именем «Кривощеково».

На левом берегу Оби, против теперешнего Ново-Николаевска, до 1894 года было расположено село Кривощековское, но так как у самого села прошла линия железной дороги, то с. Кривощековское перенесли в д.

Бугры (в трех верстах от села); теперь не осталось от бывшего села и признаков, так что с трудом верится, при взгляде на пустое место, что тут недавно было расположено большое торговое село с пристанью, церковью, волостью, школой и даже каменными магазинами.

Еще большего удивления заслуживает правый берег Оби. До 1893 года на этом берегу, против села Кривощековского, ниже впадения маленькой реки Каменки в Обь, по берегу расположено было 26 избенок, окруженных со всех сторон непроходимым бором. Но с весны 1893 г.

местность быстро изменилась: наехали строители железной дороги, а с ними множество разных предпринимателей, и на месте непроходимого бора стали вырастать всевозможные жилые помещения.

Первые пришельцы начали строиться по правому, крутому берегу реки Каменки, так как этот берег, благодаря своей крутизне, представлял весьма удобное место для землянок и бараков.

Само собой разумеется, что между этими жилыми помещениями, расположенными в самом хаотическом беспорядке, много было (да и теперь еще есть) таких, что невольно поражаешься выносливости русского человека, способного жить в помещении, в которое добрый хозяин постесняется и скотину запереть.

Находившиеся до 1893 года на правом берегу 26 избенок при самом начале постройки железной дороги были перенесены с берега в бор, а на месте их уже в 1894 году была устроена пароходная пристань и проложен рельсовый путь. К этому времени, т.е.

к лету 1894 года, правый берег реки совершенно преобразился: бор постепенно исчез, а на его месте росли не землянки, а вполне приличные дома, строившиеся пока в беспорядке, так как за порядком следить было решительно некому.

Появился у впадения реки Каменки в реку Обь довольно солидный базар с магазинами, лавками, лавчонками, балаганами и проч., насчитывавший до 60 торговых помещений.

К осени 1894 года на правом берегу Оби насчитывалось уже до 400 жилых помещений, а народ все прибывал и прибывал; квартиры поднялись в цене до ужасающих размеров: так, например, за комнату в 3-4 кв. аршина платили до 20 р. в месяц, чернорабочие платили за «угол», т.е. за право приходить ночевать в избе, по 5-7 р. в месяц.

Несмотря на дороговизну квартир, новый поселок все увеличивался; базарная площадь оказалась слишком тесной, а потому осенью 1895 года, в сентябре месяце, базарная торговля была переведена на вновь отведенную базарную площадь, которая была в первое время до того усеяна пнями, что почти невозможно было пробираться по ней на лошади.

С переведением базара на новую площадь, естественно переселились туда же и местные коммерсанты со своими лавками и магазинами, а с их переселением и площадь быстро приняла вид вполне благоустроенный. Вокруг площади разместились довольно приличные дома, местами двухэтажные, с магазинами, а самую площадь очистили от пней и привели к весне 1896 года в полный порядок.

Самый поселок из хаотического преобразился в благоустроенный населенный пункт; постройки между правым берегом р. Каменки и линией железной дороги быстро росли, и на этот раз не в виде землянок и бараков, а в виде приличных домов с очищенной от пней улицей, хотя и со следами недавнего бора.

Вместе с поселком росла и железная дорога, и к весне 1897 года новый поселок, получивший еще осенью 1895 года название Ново-Николаевского, соединился с Европейской Россией и Европой рельсовым путем: в марте 1897 г. окончена была постройка железнодорожного моста через р. Обь.

Ново-Николаевский поселок. Нива. 1898. N31 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

1893 г. – «Кривощековский выселок» или Новая деревня

Лето 1893 г. –  Образование вокзального поселка у станции Обь

Май-июнь 1894 г. – Возникновение Нового поселка у реки Каменки

Лето 1894 г. –  Объединенный поселок (в печати 18 ноября 1894 г. назван Обским)

Ноябрь 1894 г. – Поселок назван Александровским

17 февраля 1898 г. – Поселок переименован в Новониколаевский (впервые это название упоминается 3 декабря 1895 г.)

28 декабря 1903 г. – Поселок возведен в степень безуездного города

11 декабря 1908 г. – Город получил права городового положения в полном объеме

17 апреля 1917 г. – 15 августа 1925 г. – Центр Новониколаевского уезда

14 декабря 1919 г. – 9 января 1920 г. – Центр Новониколаевского Ревкома

23 декабря 1919 г. – 14 марта 1920 г. – Центр Томской губернии

26 декабря 1919 г. – 27 апреля 1920 г. – Центр Губревкома

13 июня 1921 г. – 25 мая 1925 г. – Центр Новониколаевской губернии

23 июня 1921 г. – 9 декабря 1925 г. – Центр Сибревкома

25 мая 1925 г. – 30 июля 1930 г. – Центр Сибирского края

8 декабря 1925 г. – Город переименован в Новосибирск (12 февраля 1926 г. это решение утвердил ЦИК СССР)

25 мая 1925 г. – 12 февраля 1926 г.            – Центр Новониколаевского округа

12 февраля 1926 г. – 23 июля 1930 г. – Центр Новосибирского округа

30 июля 1930 г. – 28 сентября 1937 г. – Центр Западно-Сибирского края

28 сентября 1937 г.   – Центр Новосибирской области

22 ноября 1937 г. – 3 ноября 1943 г. – Город отнесен к режимной местности

3 ноября 1943 г. – май 1945 г. – Город отнесен к режимной местности первой категории.

21 августа 1943 г. – 3 июня 1958 г. – Город отнесен к республиканскому подчинению.

3 июня 1958 г. – Город переведен в областное подчинение.

13 мая 2000 г. – Центр Сибирского Федерального округа.

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/osnovan-novosibirsk

Чикаго на Оби. Краткая история Новосибирска в цитатах

Краткая история города Новосибирска

Пожалуй, самое известное высказывание о Новосибирске — это фраза наркома просвещения товарища Луначарского, в котором он называет наш город «сибирским Чикаго».

Ею оперирует уже не первое поколение руководителей нашего города, когда говорят о том, насколько бурно и стремительно рос и развивался Ново-Николаевск-Новосибирск, начиная уже с первых лет своего существования.

И сегодня Новосибирск в России, как и Чикаго в США — это третий по численности населения город страны.

Действительно, для появления миллионного жителя Новосибирску и Чикаго потребовалось примерно одинаковое по историческим меркам количество лет: 59 и 53 соответственно — вот главный аргумент в пользу удачного сравнения. Но вот только народный комиссар Луначарский ничего такого не знал, ведь миллионником Новосибирск стал только в 1962 году. 

Анатолий Васильевич мог только догадываться, какая судьба ждёт город на Оби. Но что же тогда заставило наркома назвать Новосибирск «сибирским Чикаго» уже в 1928 году? Вероятно, не только внешний лоск и размах.

По всей видимости, он имел в виду вот что: оба города очень быстро стали для своих стран важнейшими транспортными и торговыми узлами. В первую очередь, благодаря своему выгодному географическому положению там сходились пути со всех концов.

И на это обстоятельство стали обращать внимание сразу, как только возникла необходимость нанести на карту новый населённый пункт.

Буераки, реки, раки

Самым первым упоминанием в печати о посёлке, положившем начало городу Ново-Николаевску — Новосибирску, считается сообщение, опубликованное в «Записках Западно-Сибирского отдела Императорского географического общества», которые были изданы в Омске в 1894 году.

Центральная гостиница. музей Новосибирска

18 ноября 1894 года агент одной из российских торговых фирм Юлий Шмидт, отец известного исследователя Арктики Отто Шмидта, на общем собрании Русского географического общества обратил внимание присутствующих на быстроту роста нового поселения у реки Оби:

«Пункт этот, выросший с американской быстротой, предполагается назвать Обским. Расположенный при впадении меленькой речки Каменки в Обь, город, по-видимому, должен иметь солидное будущее как крупный торговый центр. В настоящее время он представляет кучу безобразных, наживо сколоченных построек, занятых пришлым на железную дорогу рабочим людом и различными торговцами», — сообщал Шмидт.

Быстрорастущий посёлок, судя по всему, впечатлял современников и очевидцев его стремительного подъёма ещё и тем, что возник он в самой настоящей глуши, на задворках империи.

Насколько унылыми и труднопроходимыми были эти места до прихода сюда инженеров-путейцев и мостостроителей, можно судить по тем впечатлениям, которые вынес Антон Павлович Чехов, проехавший весной 1890 года через Западную Сибирь по Московско-Сибирскому тракту на лошадях:

«Сибирский тракт — самая большая и, кажется, самая безобразная дорога во всем свете… В продолжение всего года дорога остаётся невозможной: весною — грязь, летом — кочки, ямы и ремонт, зимою — ухабы…», — грустно писал Чехов.

И хоть линия железной дороги прошла несколько южнее Московско-Сибирского тракта, но всё по такой же равнине — болотистой, с массой озёр, с редкими берёзовыми колками.

Владимиру Ильичу Ульянову, впоследствии Ленину, уже повезло больше: следуя к месту ссылки в Шушенское, на станцию Кривощёково, он прибыл по железной дороге почтово-товарно-пассажирским поездом №4 1 марта 1897 года в 21:25 местного времени. Охваченный всё той же чеховской тоской, будущий вождь мирового пролетариата писал своей матери Марии Александровне:

«Остановка здесь большая Я переехал сейчас на лошадях через Обь и взял уже билеты до Красноярска… Переезд через Обь приходится делать на лошадях, потому что мост ещё не готов окончательно, хотя уже возведён его остов.

Ехать было недурно — но без тёплого (или, вернее, теплейшего) платья удалось обойтись только благодаря кратковременности переезда: менее часа. Окрестности Западно-Сибирской дороги, которую я только что проехал всю (1300 вёрст от Челябинска до Кривощёкова, трое суток), поразительно однообразны: голая и глухая степь.

Ни жилья, ни городов. Очень редки деревни, изредка лес, а то все степь…», — сообщал Владимир Ильич.

Владимир Ильич Ленин.  imenno.ru

Сам посёлок, как видно из отрывка, Ленина не особо не впечатлил, да и увидел он, безусловно, практически то же самое, о чём писал Юлий Шмидт в 1894 году (см. выше).

Чикаго без джаза и гангстеров

Даже в мае 1923 года посетивший Ново-Николаевск народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский увидел весьма похожую картину. Он встретился с рабочими, писателями, учителями, а позднее написал:

«Какой-то странный город. Конечно, за ним обеспечено значительное будущее, поскольку магистраль пересекается здесь с великой Обью, но пока этот 25-летний юноша-город весьма непрезентабелен, грязен, плохо застроен. Отдельные каменные здания, между ними — очень недурные школы, которые кажутся какими-то сложенными для будущего фундамента камнями…»

А вот после второго визита в Новосибирск в 1928 году, нарком отозвался о городе уже с куда большим уважением:

«Это оригинальный город, выросший в двухсоттысячную столицу и неудержимо мчащийся вперёд, как настоящий сибирский Чикаго», — писал нарком.

Помимо этого, Луначарский писал: «широчайшего моря», «каких-то домишек в одно окно, самых фантастических халупок, хаток из всякого бросового материала». Он увидел в городе много новых зданий, которые ему показались «положительно превосходными».

«Вы поедете мимо громадных зданий банков, магазинов с роскошными витринами, залитыми электричеством. Вы увидите могучие контуры Дворца Труда, Дома Ленина, здания Исполкома и т. д. … электричества — бездна.

Оно не только сияет и переливается на самый западно-европейский лад в центре города, но и освещает все закоулки, придавая городу среди белоснежных снегов в общем крепкий и нарядный вид», — с нескрываемым восхищением писал народный комиссар.

Дом Ленина. музей Новосибирска

Подпольных клубов с джазом и буги-вуги, и стильных гангстеров в лакированных туфлях у нас не было. Впрочем, хватало питейных заведений, забулдыг, хулиганов и романтиков с большой дороги. Но к нашему городу всё равно приклеилось это прозвище — «сибирский Чикаго», сразу ставшее популярным. Его мы встречаем в записках Ильи Эренбурга.

Писатель, публицист и журналист побывал в Новосибирске во время поездки по стране в 1932 году и весьма язвительно отозвался о городе, «прославив» одну из новостроек того времени — Жилищный комбинат «Динамо», известный также как «Гостиница Советов» или «Гостиница Дома Советов».

Это было здание на Красном проспекте, 28, там, где сегодня располагается Генеральное консульство Федеративной республики Германия в Новосибирске.

«Гордостью города была новая гостиница. Её звали „Динамо“. В номерах расставили громкоговорители и самый лучший из номеров назвали „наркомовским“. В гостиницу как-то приехал настоящий нарком из Москвы. Он смущённо оглядел комнату — в ней не было ни зеркала, ни полотенца. Жизнь в Сибчикаго начиналась с большого — с громкоговорителей… При гостинице имелся большой зал.

Там собирались съезды и совещания. Делегаты из глухих сел Алтая слушали доклады об апатитах и о лицемерии Лиги наций… Город распределял, настаивал, правил. Не переводя дыхания, днём и ночью город повторял: „слушали — постановили“. Даже сны его были протоколами. В городе было не менее тысячи машинисток. В городе был обком и облисполком. Город всё рос и рос…

», — иронично описывал Илья Эренбург.

Архитектор Андрей Крячков, наиболее активный участник строительства города в 1920-х годах (автор Стоквартирного дома, Городского торгового корпуса, Реального училища имени Дома Романовых, Коммерческого собрания (театр «Красный факел»), Часовни во имя Святителя и Чудотворца Николая и других знаковых зданий), впоследствии, в 1950-х годах писал:

«Не приходится возражать, что немало в молодой архитектуре Новосибирска дискуссионного, неувязанного, несовершенного. В некоторых зданиях видны недостатки архитектурной культуры и провинциальная примитивность.

Но при всём этом на фоне пёстрой архитектуры Новосибирска нельзя не видеть общего, органически присущего ей колорита свежести, бодрости, стремления к новому. Архитектура Новосибирска ближе к новаторству и простоте, чем к декоративности и изысканности.

Её простота импонирует ясным горизонтам, открывающимся в пролётах улиц заречья, разливам огромной Оби, деловому характеру всей жизни города».

Стоквартирный дом. nsknews.info

Признание Америки

С большим пиететом отнёсся к Новосибирску вице-президент США Генри Уоллес. Он побывал в нашем городе в 1944 году, когда на войне открывался Второй фронт.

Уоллес выступил на собрании представителей общественных организаций города в помещении Театра оперы и балета с речью на русском языке, в которой поблагодарил сибиряков и высоко оценил их вклад в дело борьбы против фашизма.

«Возможность посещения вашего города меня очень обрадовала. Его название весьма знаменательно. К понятию о Сибири присоединено нечто новое», — говорил он.

Ещё один вице-президент США, ставший потом президентом, Ричард Никсон, побывал в Новосибирске с деловым визитом в 1959 году. Ему показали строящийся Академгородок, которым гордился весь Советский Союз, и сводили в оперный театр на «Лебединое озеро».

В советской прессе писали, что, восхищаясь «Сибирским Колизеем» и всей культурной программой, которую для него подготовили, Никсон сказал: «Подумать только! В этом далёком сибирском городе шесть театров, а в Вашингтоне, столице США — ни одного!».

«Нам всем было жаль покидать Новосибирск. Это, быть может, неблагоустроенное и грубое во многих отношениях, но динамичное и захватывающее место, чрезвычайно тёплое для сердца.

Я увидел в жителях Новосибирска огромную гордость за стремительный рост города: за 66 лет, прошедших с его основания, на месте берёзовых лесов образовался мегаполис, который за последние 20 лет вырос ещё в два с лишним раза», — писал Никсон в своей статье о поездке в журнале The National Geographic.

Ричард Никсон.  fortune.com

А вот Академгородок, интересовавший Никсона больше всего как стратегический объект, американского президента совсем не впечатлил. Писали, что когда он увидел строительную площадку в Золотой долине, то сказал примерно следующее: «О-о-о, русских опасаться нечего, тут ведь ещё ничего не построено…».

А вот другой президент — Финляндии — Урхо Кекконен, побывав в ноябре 1961 года вместе с Никитой Сергеевичем Хрущёвым в Академгородке, говорил о Новосибирске уже совсем в другом тоне.

«Это действительно промышленный и культурный центр Сибири. Он растёт стремительно. Чувствуется, что новосибирцы любят свой город. Встречи в оперном театре, где я смотрел балет „Щелкунчик“, и в городке учёных с сибиряками убедили меня, что они гостеприимные, добродушные люди, чуть-чуть суровые. Чем-то сибиряки напоминают финнов», — говорил президент Финляндии Урхо Кекконен.

Восхищался Новосибирском и президент Франции Шарль де Голль. Его приезд стал одним из самых ярких иностранных визитов в наш город. Президентский кортеж на улицах встречало более 150 000 новосибирцев. Де Голль выступил с речью, поблагодарил за оказанный ему приём и рассказал, почему Сибирь привлекает французов.

«Здесь осуществляется одно из самых гигантских усилий, когда-либо предпринятых человечеством… для того, чтобы освоить эти районы, привести их к прогрессу и благосостоянию», — объяснил де Голль.

 foto-history.livejournal.com

Де Голлю практически вторил в апреле 1976 года премьер-министр Швеции Улаф Пальме. 

«Посещение Новосибирска произвело на меня очень сильное впечатление… увиденное мною по всем статьям превзошло то, что я знал раньше… помогло составить мне правильное представление об этом обширном крае вашей страны. Сибирь полна молодой энергии, у неё большое будущее», — сказал он, уезжая из Новосибирска.

А побывавший в Новосибирске в 1979 году редактор итальянской газеты «Унита» Эмсо Рожди так отозвался о нашем городе:

«О, это удивительный город! Это, на мой взгляд, столица науки и культуры. Я рад, что познакомился с ним», — сказал Эмсо Рожди.

На фоне этих высказываний абсолютно нелепо и крайне глупо прозвучало спустя несколько десятилетий публичное заявление, которое в марте 2017 года сделал глава Хакасии Виктор Зимин. Губернатор Владимир Городецкий назвал его хамством.

«Почему-то жители Новосибирска считают, что они цивилизованнее живут. Они — колхоз и деревня. Посмотрите цифры. Мы выше стоим и по качеству машин, и по заработной плате. Есть достойный уровень заработной платы — есть достойный автомобиль и одежда. А от лучшей жизни и женщины красивее», — заявил глава Хакасии.

Обь, театр и пельмени

Конечно, о Новосибирске говорили не только именитые и не очень политики, но и артисты, приезжающие в наш город с гастролями.

Так, участница шведской группы Ace of Base Йенни Берггрен, которая побывала в Новосибирске в 2017 году, когда коллектив выступал на концерте «Легенды РЕТРО FM», говорила вот что:

«Новосибирск — прекрасный город, вы сделали правильный выбор, когда обосновались здесь! Нам очень понравилась ваша река Обь, ещё мы видели оперный театр — такое огромное здание! Попробовали удивительную сибирскую еду — постоянно ели пельмени. Ещё стоит отметить, что в Новосибирске живут прекрасные люди!»

Новосибирский театр оперы и балета. Павел Комаров, nsknews.info

Интересную деталь приметил солист московской группы «7Б» Иван Демьян во время первого концерта коллектива в Новосибирске в августе 2003 года:

«Прекрасный город, мне у вас нравится. Я гулял по городу. Очень интересно. Везде живая музыка, как будто в Москве по Арбату идёшь».

Некоторые прелести ночной жизни Новосибирска летом того же 2003 года успел оценить и фронтмен группы «Звери» Роман Билык, он же Рома Зверь:

«Ночью мы купались в Оби. Там очень большое течение. А на набережной был какой-то дискач, и к нам вышел пацан весь в крови и попросил нас помочь ему подраться. А за ним ещё 40 человек идёт. Мы отказались», — вспоминает Роман Билык.

Впрочем, что бы ни говорили о Новосибирске — хвалили, восхищались, ругали, завистливо оплёвывали — тысячу раз был прав биограф Рерихов Павел Беликов, когда написал: «Новосибирцы заслуживают того, чтобы всё, сделанное там, было занесено полностью в отдельную „Хронику“».

#История #Имидж #Событие #Архитектура #Визит #Городская история

Источник: http://nsknews.info/materials/chikago-na-obi-kratkaya-istoriya-novosibirska-v-tsitatakh/

Почему Новосибирск назвали Новосибирском? История и происхождение названия города

Краткая история города Новосибирска

Происхождение названия “Новосибирск” уходит своими корнями в начало петровского правления, во время интенсивного освоения русскими людьми обширных сибирских земель.

Этот сравнительно молодой город попал в книгу рекордов Гиннеса как самый быстрорастущий мегаполис в мире. За 70 лет он стал городом-миллионером. Нью-Йорку на это понадобилось 250 лет, а Москве – 700.

Почему Новосибирск назвали Новосибирском? Возможно потому, что с момента образования этого крупнейшего экономического и административного центра началась история новой Сибири.

Никольский погост

История названия “Новосибирск” уводит нас в глубину веков. Первое русское поселение на территории современного города появилось в последнем десятилетии 17 века.

Погост, то есть гостиница с торговым лабазом и небольшой часовней, выполнял функции пограничного пункта между русскими и местными жителями – теленгутами, которые считались хозяевами земель по ту сторону Оби.

Поселение было названо в честь Святого Николая и просуществовало вплоть до 1712 года. Затем Телеутская межа пала. Разросшаяся деревня стала называться Кривощекинской, по прозвищу “Кривощек”, которым народ наградил ее основателя – Креницына Федора.

К концу 18 века весь левый берег современного Новосибирска был заселен, тогда как правый пользовался недоброй славой. Видимо представители коренного населения, которых русские прозвали “чатами”, особым дружелюбием не отличались.

Александровский поселок

Правый берег будущей столицы Сибири активно стал осваиваться поселенцами в 1893 году, 30 апреля, когда на Обь приехала первая партия мостостроителей. Сейчас новосибирцы считают эту дату официальным днем рождения родного города. Рабочие построили свои жилища недалеко от разрушенной крепости, в устье реки Каменки.

Вскоре здесь возвели железнодорожную станцию “Обь” и небольшое поселение. Через короткое время поселения правого и левого берега объединились, и уже через два года в российской прессе появилось сообщение, что выросшему с невероятной быстротой населенному пункту в районе строительства моста через реку Обь суждено стать крупным торговым центром.

Через два года поселок нарекли Александровским, а позже – Новониколаевским, в честь нового царя.

Статус города

Почему Новосибирск стал Новосибирском? Рост Новониколаевского поселка был настолько бурным, что уже в 1908 году он получил статус полноценного города. Здесь появились отделения крупнейших российских банков, имевших свои филиалы в столицах всего мира. Открылась “Международная компания жатвенных машин” – главная сибирская контора.

В 2012 году власти Новониколаевска вводят всеобщее начальное образование, которое до этого существовало только в Ярославле. В том же году происходит еще одно событие, в корне изменившее судьбу рядового российского городка, каким мог стать Новониколаевск. Происхождение названия Новосибирск частично связано с этим историческим моментом.

Транссибирская железнодорожная магистраль

В Санкт-Петербурге было принято решение о постройке транссибирской железнодорожной магистрали, которая свяжет Сибирь с Алтаем. Отправным пунктом дороги на Семипалатинск (конечного пункта Алтайской ветки) Высочайшим утверждением был выбран Новониколаевск. Этот факт мгновенно сделал рядовой российский городок крупнейшим в стране мультимодальным узлом.

Почему Новосибирск назвали Новосибирском? Отчасти это название связано с необыкновенным экономическим ростом, состоявшимся в это в время на территории будущего мегаполиса. В 1915 году, когда строительство железной дороги даже еще не было закончено, в городе действовали 7 банков. При 70 тысячах населения.

В 1914 году на основной улице Новониколаевска была торжественно открыта часовня святого Николая и провозглашена местом, где находится точный географический центр России. До 1917 года город оставался торгово-промышленным пунктом, не несущим никаких административных функций. Однако в апреле 1917 года Новониколаевск становится уездным городом Томской губернии.

Его население составляет 107 129 жителей, в нем сосредоточены крупнейшие кооперативные организации страны.

Власть Советов

Дальнейшая история крупнейшего российского мегаполиса подводит нас к ответу на вопрос, почему Новосибирск назвали Новосибирском. Послереволюционные беспорядки обескровили некогда богатый, полный жизни город. За период с 23 декабря 1917 года по апрель 1920 года власть в Новониколаевске менялась несколько раз.

После гражданской войны в городе не действовали государственные учреждения, в том числе и железная дорога. Царили голод и нищета.

Понимая необходимость восстановления важнейшего дорожно-транспортного узела, советская власть сначала, в 1921 году, делает Новониколаевск центром Новониколаевской губернии, а уже в 1925 году – главным городом Сибирского края, территориального образования, на 10 лет вобравшего в себя Енисейскую, Томскую, Алтайскую, Новониколаевскую, Омскую губернии. Почему Новосибирск назвали Новосибирском? Потому что крупнейший населенный пункт новой России уже не мог называться именем свергнутого властителя. Этот факт имел принципиальное значение для советской власти.

Происхождение названия “Новосибирск”

В 1925 г. на Первом Сибирском краевом съезде Советов крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов и в российской печати велось бурное обсуждение вариантов нового наименования города: Смирновск, Краснообск, Октябрьград, Ленинознаменск-на-Оби, Сибкрайград, Красноград и многие другие.

Почему город Новосибирск так назвали? Это наименование власти посчитали звучным и политически нейтральным. ЦИК СССР утвердил Постановление Новониколаевского окружного съезда Советов от 17 ноября 1925 года о переименовании города. Статус столицы Сибири определил судьбу Новосибирска на десятилетия вперед.

Отныне город стал крупнейшим административным, культурным, экономическим, политическим центром страны.

Почему Новосибирск так назван? Это наименование несет в себе позитивный смысл. Надежда на новое, прогрессивное будущее сосредоточено в названии этого мегаполиса. И в наши дни этот город не сдает своих позиций. В 1990 году Новосибирску присвоен статус исторического города, центра культуры и науки Сибири.

Источник: https://FB.ru/article/138109/pochemu-novosibirsk-nazvali-novosibirskom-istoriya-i-proishojdenie-nazvaniya-goroda

Классный час

Краткая история города Новосибирска

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с главными символами города.
  2. Расширить кругозор детей, рассказав об истории развития родного города.
  3. Формировать интерес к истории Родины.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, индивидуальные карточки, пазлы с изображением городских достопримечательностей, цветы «Пожеланий».

1. Организационный момент

На свете есть немало знаменитых. Больших и низкорослых городов: Закованных в увесистые плиты, Нарядных от развесистых садов.

Есть важные – творенье древних зодчих – Степенные старинные места, А мой взлетает в небо каждой ночью, Над сонной оббью крылья распластав! Всю ночь парит он птицею отважной, Подставив грудь напористым ветрам, И горожане, члены экипажа, Летают с ним до самого утра.

(А.Ведерников)

-Как вы думаете, о чем сегодня мы поведем разговор? (ответы детей)

2. Историческая справка:

Рождение нашего города связано со строительством в Сибири железной дороги, железнодорожного моста через Обь близ села Кривощеково.

В конце апреля 1893 года для строительства железнодорожного моста прибыл первый отряд рабочих. (А летом 1893 года в устье реки каменки, впадавшей в Обь, появился поселок рабочих мостостроителей.

Ниже по течению Оби возник ещё один поселок при железнодорожной станции Обь. Эти посёлки и стали началом нового города.)

(слайд 2) Наш город несколько раз менял свое имя.

Первое имя у нашего города, тогда ещё небольшого, но быстрорастущего поселка, появилось в 1894 году: поселок Александровский ( в честь царя Александра 3, который решил строить в Сибири железную дорогу).

В декабре 1895 г поселок переименован в Новониколаевский. Последний раз наш город поменял название в середине 20-х годов прошлого века.

На страницах газеты «Советская Сибирь» стали печатать письма жителей, предлагающих новые имена для города: Сибленинск, Обск, Красносибирск, новый луч Сибири, Коммунград, Обьгород, Октябрьград. Остановили выбор на названии «Новосибирск». А в феврале 1926 г Советское правительство окончательно утвердило это название.

3.(слайд 3) Символика герба:

бело-зеленая гамма имеет давнюю историческую традицию для Сибири. Зеленый цвет – здоровье, природные богатства Сибири, а серебро – чистота помыслов, снег, покрывающий город в течение длительного периода. Голубая перевязь с серебряными волнами символизирует реку Обь, а черно-серебряный тонкий пояс – транссибирскую железнодорожную магистраль.

В месте пересечения перевязки и пояса размещено стилизованное изображение моста через реку – сооружения, которое стало основой для возникновения и развития города. Количество зубцов в короне определяет статус населенного пункта как города – областного центра. Соболя, лук и стрелы заимствованы с исторического герба Сибири.

Лента цветов государственного флага России.

4. (слайд 4) Флаг города

Флаг Новосибирска

Флаг города Новосибирска представляет собой полотнище, разделённое по диагонали из правого верхнего в левый нижний угол голубой перевязью с белыми волнами. Левое верхнее поле флага — зелёное. Правое нижнее поле флага — белое.

Цвета флага заимствованы из городского герба и означают: зелёное поле — здоровье, природные богатства Сибири, белое поле — чистоту и снега Сибири. Голубая перевязь с белыми волнами — река Обь, на которой стоит город.

Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.

5. (слайд 5) Крупнейшие сибирские города:

Сибирь – это необъятные просторы. Это множество городов, деревень, поселков.

Барнаул, Тюмень, Томск, Мариинск, Омск, Новокузнецк, Якутск, Бийск, Красноярск, Бийск, улан – удэ, Чита, Горно – Алтайск, Иркутск.

Новосибирск- столица сибирского Федерального округа.

6. Задание (слайд 6)

-Знаете ли вы, в каком районе Новосибирска вы живете? А сколько в Новосибирске районов?

В Новосибирске 10 районов:

  • Центральный
  • Железнодорожный
  • Кировский
  • Ленинский
  • Заельцовский
  • Октябрьский
  • Первомайский
  • Дзержинский
  • Калининский
  • Советский

Задание на индивидуальных карточках:

Оформите визитку своей школы:

Моя школа № _______________ Моя школа расположена в __________________ районе г.Новосибирска. Адрес моей школы: Улица ___________________________ Дом № _________________ Директор школы _________________________________

Телефон школы __________________________________

8. (слайд 7 – 9)Новосибирск – транспортный центр.

Ежедневно тысячные потоки пассажиров протекают через железнодорожный вокзал, автовокзал, речной вокзал Новосибирска.

(слайд 10)Впервые на улицах Новосибирска городские автобусы появились в 1923г.

(слайд 11-13)Строительство новосибирского метрополитена продолжалось ровно пять лет — с февраля 1980 года по февраль 1985-го.

Сегодня новосибирский метрополитен насчитывает 13 действующих станций, расположенных на 2 линиях. Первый пусковой участок из 5 станций был введён в эксплуатацию 28 декабря 1985 года, а открыт для пассажиров 7 января 1986 года.

Эксплуатационная длина действующих линий — 16 км. Среднесуточная перевозка в месяц наибольшего пассажиропотока — 261,4 тыс. пассажиров (декабрь 2010 года). Пиковый среднесуточный объём перевозок — 340,4 тыс.

пассажиров (24 декабря 2010 года).

Метрополитен Новосибирска состоит из двух линий — Ленинской и Дзержинской. Дзержинская линия на протяжении первых 20 лет (1987—2007) осуществляла челночное движение поездов. Лишь с июня 2007 года стало возможным организовать оборотное движение. Обе линии метро обслуживает единое электродепо «Ельцовское» (1985 год).

9. Задание на индивидуальных карточках:

Напишите название остановки транспорта, которая находится ближе всего к твоему дому. Укажи номера маршрутных такси, автобусов, которые проходят через твою остановку.

10. (слайд 14-15) Новосибирск – город театров.

Какие вам известны названия театров нашего города? Какой ваш любимый театр? Какой спектакль запомнился?

11. Новосибирск – город музеев и памятных мест.

(слайд 16)-областной краеведческий музей Основной функцией является сохранение движимого культурного наследия Новосибирской области

(слайд 17-18)-музей железнодорожного транспорта Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина расположен в Советском районе, на Бердском шоссе, идущим от центра Новосибирска к Академгородку. Музей, относящийся к Западно-Сибирской железной дороге, был основан в августе 2000 года. Общая протяжённость выставочных площадок составляет около трёх километров.

В музее собрана большая коллекция паровозов, тепловозов, электровозов и вагонов, в основном работавших на железных дорогах Западной Сибири. Кроме того, в коллекции музея имеются советские легковые автомобили ГАЗ, Москвич, ЗАЗ разных лет выпуска, а также несколько грузовиков, тракторов и вездеходов.

12. Слайд 22. Зоопарк Новосибирска.

Кто из жителей зоопарка вам особенно нравится?

Если бы к вам приехал друг из другого города, куда бы вы его повели в Новосибирске?

Идея создания в Новосибирске зоопарка принадлежит Максиму Дмитриевичу Звереву, и в 1933 году на базе краевой детской сельскохозяйственной станции (студии, кружка), был организован зоосад. В настоящее время в Новосибирском зоопарке содержится около 10 000 особей 702 видов животных. Более 300 видов занесены в Международную Красную Книгу, Красную Книгу России и Новосибирской области.

13. (слайд 23)

Игра «Третий лишний»

В каждой сточке найди лишнее слово.

Новониколаевск – Новосибирск – Новоленинск

Кировский район – Тогучинский район – октябрьский район

Ярмарочная площадь – площадь им. Калинина – площадь им. Ленина

14. Групповая работа

Задание для первой группы:

В 2012 году Новосибирску исполняется 119 лет. В день рождения принято поздравлять именинника, говорить ему хорошие добрые слова, дарить подарки. Подари Новосибирску цветок с добрыми словами о нем.

Задание для второй и третьей групп:

Составить из пазл иллюстрацию достопримечательности города.

Задание для четвёртой группы:

Игра «Три городских названия». Дописать:

  • Я знаю 3 района города:
  • Я знаю 3 улицы города:
  • Я знаю 3 театра города:
  • Я знаю 3 музея города:
  • Я знаю 3 вокзала города:

Задание для пятой группы:

Подберите прилагательные и составьте характеристику Новосибирска:

Н- О- В- О- С- И- Б- И- Р- С-

К-

Литература:

  1. Хлытина О.М., Баяндин В.И. «Путешествие с Городовичком по столице Сибири. Рабочая тетрадь для учащихся 3-4 классов начальной школы. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2003. – 48с.

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/609155/

ovdmitjb

Add comment