Kievuz

Кризис традиционной формы философского знания

Специфика и структура философского знания

Кризис традиционной формы философского знания

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания.

В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление).

Обособленно от физики возникает онтология, а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И.

Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения.

Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

— логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

— философию природы;

— философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, религии и непосредственно философии).

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные  разделы философии.

Схема «Структура философского знания»

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникаетонтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы.

Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия.

Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д.

Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является мораль. Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;

предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

— философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;

— рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами.

Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой.

Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

материалы по теме:

Источник: http://www.mudriyfilosof.ru/2013/03/struktura-filosofskogo-znaniya.html

Философия

Кризис традиционной формы философского знания

Кандидат философских наук, доцент А.В.Захаров.

Тема I

ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи.

Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Изменение предмета философии в ходе истории.

Тема II

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты).

Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля.

Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).

Тема III

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи.

Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога.

Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в Средние века.

Тема IV

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Научная революция ХVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Процесс секуляризации духа. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт).

Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Философия эпохи Просвещения.

Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия «гражданское общество», развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.

Тема V

КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Максима философского сознания ХIХ века – принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности.

Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Философское учение И.Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении.

Философия истории Гегеля.

Кризис традиционной формы философского знания в середине ХIХ века. Модернизация антропологизма (Л.Фейербах, С.Кьеркегор) и натурализма (А.Шопенгауэр, О.Конт), иррационализм Шопенгауэра и Ницше.

Тема VI

СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСИФИЯ

Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический.

Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода и источника познания. Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел), философия науки (К.Поппер); постпозитивизм (Т.Кун, И.Лакатос). Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер).

Антропологизм (иррационалистической направленности). «Философия жизни». Противопоставление «наук о духе» и «наук о природе» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр). Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм).

Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер). Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

Тема VII

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Влияние античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии.

Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков).

Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур.

Тема VIII

УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ)

Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Философские и физические основания космологии. Динамика картин мира в ХХ столетии.

Тема IX

УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.

Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.

Тема X

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.

Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба.

Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.

Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Индивидуализм и конформизм.

Тема XI

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ (СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ)

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство.

Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе.

Соотношение стихийности и сознательности.

Проблема типологизации исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Философия истории о динамике. Человек в историческом процессе.

Тема XII

ЦЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (АКСИОЛОГИЯ)

Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.

Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей.

Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.

Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.

Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.

Тема XIII

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ

Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания. Мозг, психика, интеллект, сознание.

Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема «искусственного интеллекта». Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Духовная жизнь общества.

Общественное и массовое сознание.

Тема XIV

ПОЗНАНИЕ (ГНЕСЕОЛОГИЯ)

Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок.

Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Проблема истины в философии и науке. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина, оценка, ценность.

Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия.

Тема xv

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления.

Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание.

Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.

Источник: http://inpsycho.ru/student/biblioteka/umk/filsofiya-z

О кризисе в современной философии — философия

Кризис традиционной формы философского знания

В этой таблице приведены результаты обобщения базовых законов из различных разделов физики, имеющих подобную структуру и причинно-следственный смысл. В нижней строчке приведены обобщенные понятия известных физических величин и аналитические зависимости между ними.

В представленном виде эти обобщенные понятия пока не имеют размерностей, т.к. они еще не разработаны для данного уровня обобщения.

Но поскольку все процессы в мире в своей основе, как правило, содержат в своем элементарном составе в той или иной мере представленную совокупность исходных физических законов, мы очевидно вправе предполагать, что можем эти обобщенные зависимости гипотетически распространить (и таким образомобобщить) на все области действительности, с введением естественно соответствующей совокупности новой группы показателей с более обобщенным наполнением. Примеры такого комплекса предельно обобщенных понятий приведены в источнике [7], в котором изложена так называемая теория замкнутой системы (ТЗС).

В совокупности с другими общеизвестными обобщенными принципами и законами (принцип противоположностей, закон сохранения энергии, второе начало термодинамики и ряд других) представленный комплекс понятий и их зависимостей превращается в принципиально новую категориальную структуру философии, обладающая, как показала практика принципиально новыми и эффективными методологическими возможностями. Без такого нового уровня обобщения невозможно было бы в принципе решить проблемы сущности понятий счастья, здоровья, смысла жизни и др. [8,9,10]. Категории счастья и здоровья оказались частными случаями состояния  равновесия различных частей организма в системе организм – среда. А смысл жизни приобрел отчетливое программно информационное содержание [10] . Без этих категорий все эти проблемы на протяжении тысячелетий решалось методом ползучего эмпиризма, длительным путем проб и ошибок, а значит и ценой громадных потерь со стороны отдельных конкретных людей и общества в целом. Решались, но не решились. И в конечном итоге поразительное совпадение результатов этих двух различных путей познания также говорит об эффективности предлагаемого пути развития философии и в частности совершенствования ее методологии исследования. Поразительно также, что в формате ТЗС инстинктивно сформировавшиеся в незапамятные времена фундаментальные общечеловеческие  понятия здоровья и счастья оказались также центральными научными понятиями нового обобщенного взгляда на мир. То же самое можно сказать о сущности и структуре математического уравнения, уравнения химических реакций и грамматического предложения [7], как ярких примеров замкнутых систем.

В данном случае мы, используя обширные фундаментальные результаты экспериментальной физики, в какой-то мере  усилили связь философии с естествознанием (физикой и в какой-то мере с биологией – понятие «среда»).

Одновременно при этом улучшили  иерархическую структуру понятий философии, введя три новых уровня обобщения ее понятийного аппарата. Первый уровень – обобщение группы частных физических понятий.

Второй уровень – распространение области применения ряда понятий,  принципов и законов физики на новые области  действительности.

Третий уровень —  введение нового комплекса понятий высшего уровня обобщения (объект, антиобъект, состояние объекта, абсолютно замкнутая система, действие, противодействие, интенсивность взаимодействия, разделительная зона, сопротивление и т.д. [7]).  Следовательно, вышеперечисленные способы развития методологии философии (включая понятийный аппарат) являются вполне реальными и эффективными.

Вообще говоря, путь повышения уровня обобщения философского понятийного аппарата является, вероятно, самым эффективным способом повышения творческих возможностей философии, как науки о самых общих законах мира, поскольку при обобщении существенно уменьшается объем используемой при анализе исходной информации и таким образом в какой-то мере уменьшается дисбаланс между необозримыми объемами необходимой  для анализа исходной  информации и творческими возможностями философии.

Данный практический анализ ситуации проведен с точки зрения естествознания, как наиболее разработанной и познанной области нашего мира.

Несомненно, что обстоятельный анализ, проведенный с других позиций, может дать не менее впечатляющие результаты.

Поэтому вполне естественно, что приведенные примеры развития методологии исследования философии могут быть существенно усовершенствованы в будущем за счет новых конструктивных и концептуальных идей и разработок.

Подводя итоги можно констатировать, что реальность сложнее описанных схем. В частности, наверняка довольно грубым приближением к реальной ситуации является механическое наложение стандартной схемы последовательности этапов процесса получения научных знаний на разновидность философской части этого процесса.

У философии в соответствии со спецификой ее поля деятельности соотношение сил и времени, потраченные на прохождение той или иной стадии, должно быть вполне очевидно не таким, как например, в физике, в которой многие фундаментальные законы описываются несколькими математическими символами. Как правило, от трех до семи. Для современной философии это невозможно.

Во всяком случае, на данной стадии развития ее категориального аппарата. Поэтому здесь неизбежно смещение «центра нагрузки» творческого процесса в сторону сбора и обработки исходного материала. Хотя общая схема процесса остается той же. Но вечное нахождение философии в зоне дискуссий и синтеза вариантов решений не нужно обществу.

Ему нужны для практического применения конкретные решения, которые оно могло бы уже сегодня использовать в идеологии, мировоззрении и других общих  гносеологических программах и установках. Можно конечно считать за конечный продукт философии для потребления обществом мнение какого либо отдельного гениального философа или его школы.

Но тогда сразу возникнет вопрос, а что по этому поводу подумают другие не менее авторитетные и гениальные конкурирующие философы? В действительности в настоящее время так и получается. Мнений и философских систем (гениальных и не очень) много, а на вооружение общество вынуждено взять только какую- то одну.

Хотя, наверное, и в других системах есть определенные рациональные зерна и элементы. Вот именно здесь и лежит кардинальное направление развития философии: найти равнодействующую синтетическую (обобщенную!) теорию (систему), которая была бы оптимальной для практического использования обществом в конкретной ситуации и на данном историческом отрезке времени.

И именно в этом ценность приведенной стандартной схемы. Она показывает главное направление развития философии. Без ее наложения на процесс развития философии рассмотреть это направление просто невозможно.

Но пока каждый философский гений упорно стоит на правоте именно своего учения. А общество вынуждено пользоваться некоторыми полуфабрикатами оптимальных решений.

Если провести аналогию с процессом материального производства (да простят меня профессиональные философы!), например процессом производства автомобилей, то общество вынуждено постоянно пользоваться «сырыми», неотработанными моделями, в которых все системы (двигатель, трансмиссия, ходовая часть и т.д.) работают только сами по себе, т.е.

не в системе всего автомобиля. Но каждый узкий специалист с удовольствием занимается только совершенствованием своей системы. И ему за это исправно платят. Для автозавода это невозможно. А для философии это реальность.

Правда, минусы от такого разнобоя для автомобиля видны за пару часов работы при испытаниях, а для какой либо идеологии, построенной на базе соответствующей философской системы, для этого необходимы иногда столетия. В недавнем российском прошлом такая односторонность теории стоила России семидесяти лет движения не в ту сторону и со многими жертвами.

Хотя и рыночная экономика, как видим, регулярно дает сбои. Очевидно, что нужна какая-то равнодействующая, синтетическая экономика. А если мировоззренческая система основана на работе подсознания (внедрена в подсознание) (религия, теология), то инертность здесь намного выше и для  прозрения иногда нужны даже не столетия, а тысячелетия.

Тысячелетия религиозных войн…Вот цена идеи, цена вопроса. Язычество, политеизм, монотеизм, различные конфессии, атеизм…А ведь мир един, и взгляд на него должен быть соответствующим. Кроме философии эту проблему никто не решит. Так что при всем уважении к Стиву Хокингу, философия просто не может умереть. Она нужна обществу. Вопрос только какая философия? И как назвать тот философский корабль?

Выводы

1.Мировая философия в настоящее время находиться в состоянии глубокого концептуального кризиса. Это влияет на ход  развития всего человечества. Все мировые конфликты и кризисы производные от слабости философии.

2.Среди основных возможных способов вывода ее из кризиса является принципиальная модернизация ее понятийного (категориального) аппарата и методологии исследования, а также усиление ее взаимосвязи с другими научными комплексами, в частности с естествознанием.

3.Предложены, обоснованы и опробованы на практике конкретные варианты и способы синтеза комплекса нового понятийного (категориального) аппарата философии.

4.Приведены варианты эффективного практического применения предложенного понятийного аппарата на примере исследования понятий счастья, здоровья, смысла жизни.

5.Выведение философии из кризиса возможно только путем решения целого комплекса проблем научного, организационного, культурного и финансового характера.

Литература

1.Александров И.А., Философия кризиса и кризис философии. mirovid.profiforum.ru/149 – topic#53

2.Беличенко В.Ю.,Современный философский кризис, Globaloutlook2012.blogspot.com, 16.08.2012.

3.Ермаков В.П.,Осмысливание кризиса духовной культуры в русской философии,Гуманитарные и социальные науки,№3,2010.

4.Калмыков Р.Б.,Системный мир сознания, Filosofia.ru, 2011

5.Канке В.Н.,Заключение.Философия в современном мире.,в учебн.Философия. eurasialand.ru/txt/kanke/130

6.Лукач Г.,Кризис буржуазной философии.,Философия и общество,№3,2005

7.Мельников В.И., Теория замкнутой системы, (http://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Philosophy/Melnikov.html).

8.Мельников В.И., Счастье как фундаментальная философско-этическая категория, Filosofia.Ru, 16.08.10.

Источник: https://filosofia.ru/o_krizise_sovremennoy_filosofii/

ovdmitjb

Add comment