Kievuz

Культура Древнего Египта

Введение

Культура Древнего Египта

Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Именно здесь зарождаются три древнейших центра цивилизаций: египетской на реке Нил, шумерской между Тигром и Ефратом и индийской на реке Ганг.

Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Считается, что имя, данное человеку при рождении, определяет его жизненный путь и судьбу. Это утверждение можно отнести и к названиям стран и городов. В переводе с древнегреческого «Египет» означает «тайна», «загадка». Это государство вполне соответствует своему имени, так как на протяжении многих веков оно было окружено ореолом таинственности.

Минули тысячелетия, но живой интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк.

Древний Египет — первое государство на Земле, первая и великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых строилась верховная власть Египта, были ее незыблемость и непостижимость.

Важнейшая черта культуры Древнего Египта — протест против смерти, которую египтяне считали ненормальностью. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру.

Специалисты-культурологи считают, что ни в одной другой мировой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте1.

Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта — и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной.

Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на Земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь соединиться со своим телом.

Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий.

Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела.

Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальнице — пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой — ка, т.е.

бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались — это было слишком дорого, а просто заворачивались в циновки и сваливались в рвы на окраинах кладбищ.

Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в древнеегипетском обществе.

В III–II тыс. до н.э. и пирамиды, и храмы — постройки для богов — строились из камня.

Строительство пирамид было разорительным для экономики государства, истощало казну, требовало колоссального напряжения сил и многочисленных жертв со стороны народа.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но можно предположить, что, если бы египтяне с таким упорством и самоотверженностью строили дороги, а не пирамиды, Египет развивался бы более динамично.

Самая ранняя из египетских пирамид — пирамида фараона Джосера, воздвигнутая около 5 тысяч лет назад, ступенчатая и возвышающаяся, как лестница, к небу.

Однако самая знаменитая и самая значительная по размерам — пирамида Хеопса. Известно, что строили ее более 20 лет сотни тысяч людей. Размеры ее таковы, что внутри может свободно поместиться любой европейский собор: высота 146,6 м (сейчас 137 м), площадь — около 55 000 м2.

Пирамида Хеопса сложена из гигантских известняковых камней, а каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. Ученые подсчитали, что на строительство этой пирамиды пошло 2 300 000 таких камней. Удивительно строительное искусство древних мастеров: камни пирамиды до сих пор так плотно пригнаны друг к другу, что между ними невозможно даже просунуть иглу.

Снаружи пирамида Хеопса облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

Древнейшие египетские пирамиды считались одним из семи чудес света. Позднее, во II тыс. до н.э., пирамиды стали строить из кирпича, а не из камня — это было чуть менее разорительно, сами пирамиды становятся меньше.

К началу I тыс. до н.э. строительство пирамид было прекращено. Для усыпальниц фараонов стали отводиться глубокие и тщательно скрытые от чужих глаз тайники. Однако и эти тайники грабили так же часто, как и пирамиды. Усыпальницы фараонов грабились во все периоды древнеегипетской истории, хотя древние египтяне боялись и боготворили своих царей.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что фараон — это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько. Главным был бог Солнца — Ра, царь и отец богов.

Одним из важнейших богов был Осирис — бог смерти, олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Египтяне верили, что после своей смерти и воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса, покровительница плодородия и материнства.

Бог Луны Хонсу был одновременно и богом письменности; богиней истины и порядка считалась Маат. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419–ок. 1400 гг. до н.э.) выступил как религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога.

Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетатон (современное городище Эль-Амарна) и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу Атону».

Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Преемники фараона-реформатора вскоре вынуждены были пойти на примирение со жрецами.

Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Самые древние египетские тексты, дошедшие до нас, — это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятники художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н.э. Вероятно, существовали и более древние, но они не сохранились.

Художественная литература представлена различными жанрами — это поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести. Одно из самых отвлеченных, абстрактных сочинений древнеегипетской литературы — «Беседа разочарованного со своей душой». Человек, разуверившись в смысле жизни, начинает искать смерти.

Душа, однако, пытается отговорить его от самоубийства, уверяет в тщетности надежд на загробную жизнь, советует сполна насладиться земным бытием.

культура пирамида живопись литература

Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом. Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали высокие тонкие обелиски, покрытые иероглифами.

Иероглифы — рисуночное символическое письмо — были важнейшей составной частью культуры Древнего Египта.

Характерно, что в дальнейшем древнеегипетское иероглифическое письмо превратилось в слоговое (чего не произошло с китайской иероглифической письменностью).

Перед заупокойными храмами воздвигали сфинксов — каменное изображение существа с головой человека и телом льва. Голова сфинкса изображала фараона.

Сфинкс олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Самый большой сфинкс был сооружен в первой половине III тыс. до н.э., он до сих пор «стережет» пирамиду Хефрена.

Сфинкс высечен из цельной скалы, его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м

Другие замечательные и широко известные во всем мире памятники древнеегипетского искусства — это статуя фараона Аменемхета III (правил ок. 1849–1801 гг. до н.э.), стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III.

Шедевром древнеегипетского изобразительного искусства периода II тыс. до н.э. искусствоведы считают выполненный на крышке ларца рельеф, изображающий фараона Тутанхамона с его юной женой в саду.

Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н.э. является известный скульптурный портрет жены Аменхотепа IV Нефертити — одно из самых прелестных женских изображений в истории человечества.

Показательно, что хотя на протяжении более чем трех тысячелетий египетское государство и претерпевает некоторые изменения, установленный в нем канон остается незыблемым.

Изобразительному искусству Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции.

Все фигуры статичны, невозмутимы, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины — желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды — белые.

Такая же условность и постоянство характерны и для других пластических культур. Статуи и статуэтки имели культовое назначение и облик — раскраска и положение определялись жесткими нормами, обязательными для ваятеля.

Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие существовали один и тот же стиль, одна и та же религия и одно и то же искусство.

Застойный характер древнеегипетского общества определил в общем единообразный тип древнеегипетского искусства и культуры.

Характерными их чертами были утверждение силы, желание ее сохранить и приумножить, жажда бессмертия. Искусство имело застывший характер, оно подавляло своей монументальностью.

Определенных успехов добилась наука Древнего Египта. Активно развивалась астрономия. Египетские астрономы высказывали предположение о том, что созвездия находятся на небе и днем, но делаются невидимыми в свете Солнца. Значительными, судя по специализации врачей, были успехи медицины: различались врачи «утробные», глазные, зубные и пр. Была установлена роль мозга в человеческом организме.

Развивалась математика: в конце XXI–начале XIX вв. до н.э. была найдена формула вычисления поверхности шара. Изобретены древнейшие в истории человечества часы — водяные и маленькие нашейные солнечные часики.

С конца П–начала I тыс. до н.э. в египетскую культуру все более интенсивно начинают проникать культуры Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми широко торговал Египет.

В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, владычество которых продолжалось до 405 г. до н.э. Период самостоятельности египетского государства оказался недолгим: уже в 332 г. до н.э.

македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию — в честь Александра Македонского (356–323 до н.э.). Египетское жречество приветствовало нового завоевателя, он был объявлен сыном бога.

Власть Александра, таким образом, была облечена в традиционные для Египта формы.

В Египте устанавливается культ нового бога — Сараписа, в котором слились черты важнейших божеств греков и египтян. Сарапис почитался и египетским, и греческим населением. А город Александрия очень быстро стал культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространилась эллинистическая культура.

В гавани Александрии заходили сотни кораблей со всех концов эллинистического мира, прибывали иностранные посольства. Город, построенный архитектором Дейнократом, имел длинные прямые улицы, театр, библиотеку, множество храмов, парков, садов, бань. Здесь жили и работали выдающиеся ученые, поэты, художники, архитекторы того времени.

В городе был построен знаменитый Александрийский маяк — одно из семи «чудес света», высотой более 100 м.

Следующим этапом мировой культуры была культура западноевропейского средневековья.

Западноевропейское средневековье характеризуется становлением экономических отношений как внутри западноевропейских стран, так и между ними, поскольку именно в данный период складываются устойчивые тенденции обмена достижениями в технике, образовании, культуре. Поэтому представляется важным рассмотрение культуры западноевропейского средневековья как отображения в культурной жизни общества зарождающихся экономических отношений.

Page 3

Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций, она внесла огромный вклад в культуру всемирную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор.

Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии.

Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме).

Сокровища египетской мысли – научной, практической и мистической – оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.

Культура древни египтян – монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы – поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубинной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.

Источник: https://studwood.ru/1855371/istoriya/kultura_drevnego_egipta

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта

Одной из самых первых культур, удостоившихся внимания истории, стала египетская, о существовании которой можно было говорить уже с конца IV тыс. до н. э. до 332 г. до н. э. Формирующееся в то время государство, уже могло гордиться своими 40 городами, стоящими во главе номов-областей, расположенных по всей протяжённости Нила.

Оросительные системы и централизованное государство

Учитывая близость полноводной реки, культура древнего Египта наглядно демонстрирует характерные черты, свойственные речным культурам.

Преимущества обитания в местах разливов, в первую очередь отразились на уровне развития сельского хозяйства, получавшего не только орошение, но и прекрасную, обогащённую илом почву.

А природные выгоды, сочетаемые с изобретательностью человека, привели к образованию ирригационных систем, решавших проблемы с орошением плодородных земель.

Но преследуя цель наибольшей эффективности, перед хлеборобами вставала задача единства оросительных систем, что, соответственно, способствовало созданию и укреплению централизованного государства.

Были и дополнительные предпосылки самобытного развития, в качестве которых стоит вспомнить о природной защищённости благодатного, расположенного в долине Нила государства.

Египет, находившейся в окружении пустынь, был надёжно защищён от проникновения чужеземных захватчиков.

В дополнение к хорошо развитому земледелию, скотоводству, огородничеству, виноделию и ткачеству, в древний период уже могли похвастаться изготовлением папируса и первыми опытами пчеловодства.

Развитие наук

Чтобы рассчитывать на хорошие урожаи, египтяне научились точно определять сроки разлива своей великой реки, для чего приходилось ориентироваться на положение звёзд. Но получение результатов большой важности, не могло обходиться без развития таких наук, как астрономия, математика и пр.

Строительство

Необходимость в постройках для управления государством и обеспечения жилищных условий растущего населения, поставила египтян перед проблемой решения вопроса обеспечения строительными материалами.

Но и здесь на помощь приходит Нил, по берегам которого можно было черпать несметные объёмы гранита, мрамора и прочего камня, идеально подходящего для восполнения строительных нужд.

Как раз в это время наступает период широкого применения меди – медный век.

Традиционный уклад жизни египтян

Разве могли египтяне, изначально верившие, что к созданию их государства приложили руку сами боги, построить уклад жизни, свободный от подчинения системе религиозно-мифологических культов и представлений? Чуть ли не каждый ном отдавал предпочтение своему верховному божеству. В одних случаях – это был Ра, Амон или Осирис, в иных – Птах, Гор или Тог. По их представлениям, сначала страной правили сами боги, а уже потом – полубоги и цари земного происхождения.

Отдающие дань почтения сонму богов, искоренивших первоначальный хаос и, подаривших ими созданному миру божественный Порядок, Истину и Гармонию, впоследствии жители государства не менее рьяно поклоняются фараонам. Их представление о справедливости, возрождении к новой жизни (на примере Осириса) и посмертной судьбе, передаются в «Книге мёртвых», дополнения в которую вносились на протяжении всего периода Древнего Египта.

В глазах египтян, их боги не только сотворили наш мир, закон, порядок, города и правителей, но кроме того, подарили людям множество всяких ремёсел, искусств, научили письменности, счёту, магии и целому ряду иных знаний.

К примеру: письмо посредством иероглифов считалось «словом богов», открывших для человека секреты искусства целителей, магии, а также письменности, исчисления лет. Но пришло время поклонения фараонам, которые признавались исполнителями власти богов, исполняли роль земных божеств и верховных жрецов одновременно.

Считалось, что помимо отца земного происхождения, цари были сыновьями небесного отца, которым являлся верховный бог – бог Солнца Ра (рис. 1).

Рис. 1 – Бог солнца Ра

И как только фараон закачивал свой путь земной, он без промедления отождествлялся с Осирисом.

Признание бессмертия и бесконечной власти над обычными людьми, воплотилось в величественных пирамидах, построенных во славу того, кто посредством важных ритуалов, якобы обеспечивал процветание государства и его жителей.

Не зря же расцвет, пережитый Египтом во времена Древнего царства, считается золотым веком в истории и культуре этого государства.

Помимо того факта, что культура Египта была преисполнена сакрального смысла, также находилось место для тотемизма – поклонения диким и домашним животным, с жуками-скарабеями, пчёлами, змеями и птицами в том числе.

Формирование канонов искусства

Основой искусства Древнего царства считается архитектура, занимающая главное место, в культуре Египта, среди других видов и жанров. Подобный толчок развитию дало особе внимание к заупокойным культам.

В качестве примера можно привести такое сооружение, как мастаба над захоронениями умерших.

Эти первые конструкции в виде укреплённых кирпичом песчаных насыпей с наклонными стенами, постепенно усложнялись и вырастали в размерах, пока не приняли очертания пирамид, вызывающих восторг и у наших современников.

Архитектурные памятники

Первой пирамидой считается, построенное зодчим Имхотепом 60-метровое ступенчатое сооружение, посвящённое фараону Джосера в Саккаре (нач. III тыс. до н. э.).

Вторая пирамида – Хуфу (Снофру в Дашуре,) уже не была ступенчатой, а скорее, представляла собой четырёхгранник с безупречно правильными формами. Самой высокой считается пирамида Хеопса (146 м.). На её постройку пошло не менее 2.3 млн. блоков, каждый из которых достигал веса 2.5-3 тонны.

Заставляет восхищаться собой и 57-метровый сфинкс (рис. 2). Но у этого изваяния в подобии льва, имеется портретная голова (скорее всего фараона Хафра).

Рис. 2 – Сфинкс

Неумирающий символ Египта – 80 великих пирамид, стали воплощением идеи неограниченной власти фараона и могущества, подобного богам, для которых не существует времени.

До сих пор не разгаданные тайны строительства и величественный вид с философским подтекстом, вынудили человечество причислить пирамиды к 7 выдающимся чудесам света. Их недостаток – это чрезмерность затрат и усилий десятков тысяч людей на протяжении десятков лет.

Заслуживает внимания, в культуре Древнего Египта, и выходящий за рамки заупокойного культа храм бога солнца Ра в Абусире.

Скульптура

Славится культура древнего Египта и произведениями пластики, среди которых стоит назвать скульптуру фараона Нармера, имеющую вид плиты в 64 см, с обеими сторонами, украшенными рельефными изображениями и надписями, о победах фараона. Этому изваянию, как и прочим рельефам на стенах гробниц и храмов, свойственно своеобразие стиля, передающего объёмность тела на плоскости, где голова и ноги представлены в профиль, а тело и плечи – в фас.

Истории известна и портретная скульптура Египта. Раскрашенные в красно-коричневые или жёлто-чёрно-белые цвета, статуи сохраняют непоколебимое спокойствие застывших поз, как и строгую симметричность правой и левой сторон тела («Сельский староста» (рис. 3), «Писец Каи», царевич Рахотеп и его жена Нофрет).

Рис. 3 – Скульптура «Сельский староста»

Литература древнеегипетского периода

Первой, известной человечеству литературой считается шумерская и египетская, в основном представленная погребальными текстами, письмами, стихами, памятными записями автобиографического направления и гимнами религиозного характера. Уже позднее своё место заняли такие жанры, как поучения, плачи, беседы, диалоги, пророчества, сказки, рассказы.

Живопись

В период культуры Древнего царства разработаны специальные стандарты и принципы, выраженные в линиях, формах, плоской проекции фигур, что способствовало чувству порядка и композиционного баланса. Красками служили минералы, вот как железная руда, обеспечивающая оттенки красного и жёлтой охры, медная руда, дающая синий и зелёный цвет, чёрная сажа или древесный уголь, белый известняк.

Повседневность

Люди Древнего Египта осознавали значение гигиены, а потому использовали при мытье своего рода мыло, изготовленное из мела и жиров животного происхождения. А чтобы успокоить кожу и не досаждать окружающим неприятным запахом, в ход шли духи и специальные мази.

В состав подобных средств входили масла из растительных и животных жиров, приправленных скипидаром, миррой или иными благовониями. Помимо умывания, имел место маникюр и педикюр.

А чтобы сделать лицо особенно привлекательным, его украшали с помощью макияжа, для чего использовались специальные приспособления.

Чтобы сделать взгляд выразительным, как мужчины, так и женщины, обводили глаза чёрной краской, а веки веки подкрашивали в зелёный цвет снадобьем, изготовленным на основе малахита.

А чтобы кожа выглядела посветлее, на ней наносили жёлтую охру, а щёки и губы нарумянивали. В качестве одежды, у мужчин были всего лишь набедренные повязки, а у женщин – платья из выбеленного льна.

Сандалии из кожи или папирусного тростника, были не у каждого. Многие ходили босиком.

А чтобы развлечь себя, египтяне придумали настольные игры. Становилось теплее на душе и от музыкальных мелодий, сыгранных на арфе или флейте. Колокола, бубны, лиры и барабаны, были завезены из Азии уже намного позже.

Источник: http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-drevnego-egipta/kultura-drevnego-egipta

Культура Древнего Египта — подробности, особенности, характеристики и развитие культуры Древнего Египта

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта: подробности, особенности, характеристики, развитие культуры Древнего Египта, письменность и культы Египта.

  • Горящие туры в Египет
  • Туры на Новый год по всему миру

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними законами развития. Прежде всего, это замкнутость и самодостаточность.

Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими народами и не давало возможности узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять любым влияниям извне.

Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Фараон Аменхотеп IV, живший в 14 веке до н. э., из-за политических соображений решил реформировать религиозную систему, заменив многочисленных богов, чьи функции зачастую дублировали друг друга, монотеизмом — культом единого бога Атона. Атон недолго царствовал на территории Египта. Сразу же после смерти Аменхотепа новоявленный бог солнца был отменен.

В основе древнеегипетской культуры — страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие.

Главный «герой» культуры — великая река Нил, а главная идея — вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре.

Знаменитые пирамиды, самые известные из которых находятся в пригороде Каира Гиза, — выраженная в камне мысль о застывшем времени и пространстве.

Нильский крокодил был объектом поклонения во многих городах, в частности, в Фивах. В честь него строили храмы, в которых содержали богато украшенных животных. После смерти крокодилов хоронили с почестями в специально отведенном месте.

Письменность

Один из самых больших секретов культуры Древнего Египта — письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон.

Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами.

Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже — на папирус. Читали тексты справа налево.

Культы Египта

Древнеегипетская религия представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, сложными ритуалами, целью которых было создать равновесие между противоположными началами.

Четкое представление о функциях божеств получить крайне сложно, так как единого для всего Древнего Египта пантеона не было.

Более того, с течением времени культы трансформировались, изменялись и роли, которые играли боги.

Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных, что не было случайным Египтяне с большим уважением относились к окружающему миру, наделяя животными элементами самое ценное в их культуре.

Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра (у этого бога были и другие имена, зависевшие от места, где ему поклонялись). Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра».

Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии.

Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей проходят параллельно с действиями в загробном мире.

Храм, где поклонялись богам, был сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.

Источник: https://tonkosti.ru/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0

Конспект

Культура Древнего Египта

Культура Древнего Египта. Ключевая черта древних культур — синкретизм (нерасчлененность религии, повседневной жизни, форм культуры) — в наибольшей степени свойственна и египетской.

Религия — первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования.

Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала погребения человека.

Культура Древнего Египта. Архитектура и скульптура

Египет — родина архитектуры, которая зародилась в виде монументального каменного строительства культовых сооружений: пирамид и храмов. Первыми зодчими, чьи имена сохранила история были египтяне: например, Имхотеп строил ступенчатую гробницу Джосера (XXVIII в. до н. э.), Сенмут строил заупокойный комплекс для царицы Хатшупсут (нач. XV в.

до н. э.). Пирамиды строились в эпоху Древнего и Среднего царства (с середины Ш тыс, до сер. II тыс. до н. э.). Потом фараонов хоронили в скальных тайных склепах. Храмы не были предназначены для верующих, это дом бога на земле. Считалось, что часть божественной  субстанции находится в золотой статуэтке, находящейся в алтаре — наосе. Статуэтку кормили, купали, одевали, развлекали.

Скульптура служила частью погребального ритуала, это была своего рода резервная копия тела: если мумия почему-то будет уничтожена, то душа могла иметь запасной дом — статую, выполненную из известняка или алебастра. Как часть ритуала изготовление скульптур подчинялось определенным правилам, так появился канон — комплекс эстетических принципов при изображении определенных образов и сюжетов.

Например, во фресковой росписи использовался свой канон: 1. Изображение человека делалось по принципу распластывания фигуры — голова и ноги — в профиль, а торс и глаза — в фас. 2. Использовалось построчное размещение сюжетных сцен. 3.

фигуры были упорядочены: крестьян, солдат, слуг, пленных не изображали по одиночке, они обязательно были частью массы и изображались с помощью так называемого «мотива шествия» — одинаковые движения через равные интервалы. 4. Разномасштабностъ фигур отражала иерархию в обществе.

Боги, фараоны, вельможи, простые люди — размер уменьшался по мере убывания социальной роли.

Культура Древнего Египта. Наука

В Египте стали зарождаться основы научных знаний. Основы медицины возникли благодаря традиции бальзамирования. Хотя собственно бальзамированием занимались не жрецы-врачи, а специальные мастера-бальзамировщики.

Египтяне начали делать хирургические операции (трепанации, лечили переломы через наложение шин, пломбировали зубы), использовали опий для обезболивания,’знали гипноз. Уже имелась специализация — офтальмология, гинекология, ветеринария. Открыли закон кровообращения. Знали о назначении мозга.

Древние врачи считали, что основа лечения — это очистительные, мероприятия — омовения, изгнание видимых и невидимых червей, удаление «дурной» крови, применяли слабительные, потогонные, рвотные средства. Считалось, что бог Тот — бог врачевания — изобрел клизму. Но в медицине было много магических действий — ритуалов, заклинаний, заговоров.

Память о роли египтян в зарождении этой науки — змея, символ богини Уаджит, защитницы от болезней и несчастий, она стала эмблемой медицины.

 Астрономия возникла из практической необходимости — для предсказаний разливов Нила. В результате наблюдения за звездами египетские жрецы составили солнечный календарь из 365 дней, 12 месяцев. Год делили на три сезона — половодье, выхождение; сухость. Делили сутки на 24 часа, изобрели водяные и солнечные часы.

Новый год начинался 19 июля — в день появления Сириуса и начала разлива Нила. Они первыми стали формировать звезды в созвездия и называли их по животным, контуры которых они напоминали (бык, скорпион, крокодил и прочее). Для определения времени ночью были составлены звездные таблицы.

Жрецы считались магами, так как обладали тайно сохраняемыми знаниями в этих областях.

Математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Десятиричная непозиционная (т. е. без нуля) система счета, где имелись специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 и т. д. Египтяне оперировали простыми дробями только с числителем 1: 1/з, 1/4 и прочее.

В египетской литературе находим зарождение жанров: слагались хвалебные песни богам, повести, сказки, поучения.

Египетская культура многое передала европейской: в области религии, например, идею загробного мира как лучшего из миров, представление о храме — доме бога и прочее; каноны искусств. Знания в области медицины, астрономии, химии, математики, а также мистика древних египтян лежат у ее истоков. Можно найти приметы Древнего Египта и в современном мире.

             Культура Древнего Египта. Письменность

Иероглифическое письмо возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи в начале Древнего царства. Потом знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак (24 основных звука). Египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки.

Параллельно использовали большое количество слоговых и картинных словесных знаков, обозначающих целое слово как в старину. Но полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных.

Поэтому, чтобы читающий не спутал слово с другими, имеющими те же согласные звуки, но отличающимися от него гласными звуками, пририсовывался знак-определитель, указывающий, из какой области написанный термин. Например, слова, состоящие из двух согласных звуков «с» и «ш», произносясь по-разному, могли означать «письмо» и «гнездо».

Писец должен был рядом нарисовать пиктограмму, изображающую набор для письма или гнездо с птенцами, чтобы не возникло путаницы.

Египтяне сумели выразить абстрактное, отвлеченное понятие через конкретное: знаком свитка папируса с печатью и торчащими завязками они определяли любое абстрактное понятие. Собственные имена фараонов писали в картушах — удлиненных замкнутых овалах, символизировавших вселенную, обходимую солнцем, над которой властвует фараон.

Кроме иероглифов, египтяне употребляли и другие виды письменности. Практические потребности вызвали к жизни иератическое письмо как деловое скорописное письмо. Основным письменным материалом являлся папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали их так, что края находили один на другой.

Затем на слой вертикальных полосок клали слой горизонтальных полосок, смачивали- водой и клали под пресс. Полоски склеивались — и получался лист папируса. Писали египтяне чернилами с помощью тростниковой палочки, разжеванной на конце. Иератические знаки произошли из иероглифических.

Особенностью иератики является связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каждый знак пишется отдельно.

VIII в. до н. э. появился еще один вид египетского письма — демотика, развившийся из иератики. Система этого письма та же: те же звуковые знаки, определители.

Но в демотическом письме намечается попытка обозначать гласные. А с начала новой эры египтяне-христиане стали использовать греческую азбуку, добавив несколько знаков.

Греческая письменность была производной финикийского алфавита, возникшего под влиянием египетских иероглифов.

Это конспект по теме «Культура Древнего Египта». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D1%82%D0%B0/

Письмо

Письменность у египтян появилась в конце $IV$ тыс. до н.э., и ее возникновение было связано с практическими потребностями: делопроизводством, учетом.

Начальной формой письма было рисуночное письмо – пиктография, которое позже упростилось до иероглифического. Число иероглифов колебалось в районе $3$ тысяч, наиболее употребляемыми к середине $ІІ$ тыс.

до н.э. были $700$ иероглифов.

Иероглифы читали справа налево, наносили на камень (высекали или рисовали), доски, свитки кожи, а с начала $II$ тыс. до н.э. на папирус. На нем писали палочкой из стебля болотного растения (каламуса) с расщепленным концом чернилами черного, и иногда красного цвета.

Египтяне наносили иероглифы на стены храмов и гробниц, стелы, статуи, саркофаги, сосуды, изображения богов. Подготовкой писцов занимались специальные школы.

В эпоху Древнего царства происходит упрощение иероглифического письма – появляются упрощенные обозначение иероглифов; такая письменность получила название иератической.

В $VIII$ веке до н.э. появилось демотическое (народное) письмо – упрощенная письменность использовалась для повседневного употребления.Иероглифическую письменность была расшифрована в $1822$ году французским египтологом Жаном-Франсуа Шампольоном, которые прочитал надписи на Розеттском камне.

Рисунок 1. Фрагмент надписи Розеттского камня

Литература

Египетская литература отражала представления древних египтян о власти фараонов и богов, земной и загробной жизни; испытывала влияние религии, но не была ограничена лишь богословием, наоборот представляла разные жанры.

Замечание 3

Египетская литература возникла в $IV$ тыс. до н.э., а самые ранние из дошедших памятников относят к Древнему царству. Среди них можно назвать «Тексты пирамид» – собрание магических заклинаний и формул.

Тогда же возникает и биографический жанр, который сперва был представлен надгробными надписями, а позднее трансформируется в жизнеописания.

Во время правления $III–V$ династий появляется дидактический жанр – поучения, сказки на фольклорной основе и связанные с жизнью и деятельность фараонов (например, цикл сказок о фараоне Хуфу), гимны.

Расцветом египетской литературы принято считать период Среднего царства. Широко распространяется дидактика («Поучение Аменемхета $I$», «Поучения Ахтоя»), появляется жанр политического пророчества («пророчество Нефертити»), философского диалога («Беседа разочарованного со своей Душой»), и новый тип сказок о заморских путешествиях («Сказка о потерпевшем кораблекрушении»).

Во времена Нового царства продолжаются литературные традиции Среднего царства, это расцвет сказок нравоучительного и фантастического характера – «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», «Сказка об обреченном царевиче».

Более высокого уровня достигает любовная лирика, религиозная поэзия, шедевром этого жанра по праву считается гимн богу Атону. Появляется новый жанр – эпическая поэзия («Песнь о битве при Кадеше») историография, представленная анналами Тутмоса $ІІІ$.

Все магические заклинания предыдущих эпох собираются в «Книгу мертвых» – своеобразный путеводитель по загробному миру.

Литература Позднего царства представлена фантастическими сказками, наставлениями («Поучение Анхшешонка»), эпическими поэмами. В это время появляются и развиваются различные виды исторической прозы: политическая («Хроника Осоркона», «Стела Пианхи», «Демотическая хроника») и семейная хроника, отчеты о путешествиях, басни.

Архитектура и скульптура

Зодчество было ключевым видом искусства в Древнем Египте, и образцы его величественного искусства дошли до наших дней – это храмы и гробницы.

Замечание 4

Ранняя форма гробниц – мастаба (урезанная пирамида) – состояла из массивного наземного сооружения с залами, молельнями, и подземной части с погребальной камерой для мумии. В мастабах хоронили, и знать, и фараонов, а при $III–VI$ династиях только знать, так как для фараонов начали строить пирамиды.

Пирамида отражала иерархическую систему египетского общества, где фараон возвышался над всеми людьми. Пирамиды строились из каменных блоков, и также имели надземные помещения и погребальные подземные камеры. Пирамиды были ступенчатыми и покатыми.

Ступенчатые пирамиды были хронологически первым видом пирамид, пример – пирамида Джосера архитектора Имхотепа.

При $IV$ династии появился классический тип пирамиды – покатая пирамида. Первая пирамида этого типа – пирамида фараона Снофру в Дашуре.

В период Среднего царства царей хоронили в скальных гробницах, но фараоны $XII$ династии возобновили строительство пирамид, и к потайным каменным гробницам вернулись в эпоху Нового царства.

Примечатльной формой культовых сооружений стали также заупокойные храмы, которые постепенно из элемента погребального ансамбля становятся самостоятельным сооружением.

Скульптура была неотделимой от архитектуры, потому что составляла полноценную часть погребальных сооружений. Для статуй мастера использовали гранит, порфир; каноническими типами статуй были стоящая и сидящая на троне.

Статуи фараонов и вельмож требовали портретного сходства, потому что воплощали одну из частей души человека в загробном мире, скульпторы прорабатывали мельчайшие детали складок, морщин, мускул.

Статуэтки не отличались тщательностью исполнения, потому что обычно изготавливались для простолюдин.

В период Позднего царства пластическое искусство приходит в упадок – изготавливаются в основном небольшие бронзовые статуэтки.

Рельеф и живопись

Во времена Древнего царства окончательно утвердились основные типы египетского рельефа – важного составляющего египетского искусства – барельеф и врезанный (углубленный) рельеф. Обычно рельефы располагали на царских гробницах, которые должны были прославить земные дела царя, подчеркнуть его родство с богами и обеспечить его существование в загробном мире.

Основные каноны рельефа сформировались в эпоху Нового царства. Так, сцены рельефа располагались одна над другой, имели плоскостной характер, были схематичными, имели максимальное портретное сходство персонажей.

Эти же принципы применялись и к живописи. Тут основные направления определились в Среднем царстве – столичное (воспроизведение образцов прежних лет) и провинциальное, которое ищет новые художественные приемы. Для провинциальногго напрвления характерны естественные позы изображаемых персонажей, реализм, богатство красок.

Рельеф и живопись отделились друг от друга в эпоху Нового царства. В правление $XVIII$ династии появляются новые сюжеты в живописи и рельефе (пиры, военные сцены), меняется на более естественную окраска. При правлении Эхнатона и Тутанхамона появляются изображения запретных доселе тем: царь в повседневной жизни, больше внимания уделяется окружающей обстановке.

Замечание 5

При фараонах $XVIII$ и $XIX$ династий происходит возврат к традиционной композиции, а при Рамсесе $III$ религиозная тематика окончательно подавляет светскую.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/drevniy_egipet/kultura_drevnego_egipta/

ovdmitjb

Add comment